Научная статья на тему 'Теоретические концепции международно-правового признания и политическая практика их реализации'

Теоретические концепции международно-правового признания и политическая практика их реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
666
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПРИЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВ / DEJURO / DE-FACTO / AD HO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасюк Алеся Андреевна, Апаршева Екатерина Сергеевна

Международно-правового признания является одним из старейших институтов международного публичного права, но при этом он также актуален и на сегодняшний день. В то же время данный институт носит противоречивый характер, что можно проследить и в доктрине международного права, так как отсутствует единое понятие международно-правового признания государств, что в свою очередь приводит к ряду проблем применения данного института на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические концепции международно-правового признания и политическая практика их реализации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

ISSN 2410-700Х

№11/2015

6. Зарипова А. Русская Православная Церковь выразила официальную позицию относительно проекта Федерального закона о донорстве органов. Опубликовано на сайте «Российской газеты» 11.06.2013

© Семенова А.В., 2015

УДК 4414

Тарасюк Алеся Андреевн

студентка 2-го курса юридического института СКФУ, г. Ставрополь, РФ

E-mail: [email protected] Апаршева Екатерина Сергеевна студентка 2-го курса юридического института СКФУ, г.Ставрополь, РФ

E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ПРИЗНАНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация

Международно-правового признания является одним из старейших институтов международного публичного права, но при этом он также актуален и на сегодняшний день. В то же время данный институт носит противоречивый характер, что можно проследить и в доктрине международного права, так как отсутствует единое понятие международно-правового признания государств, что в свою очередь приводит к ряду проблем применения данного института на практике.

Ключевые слова

Международно-правовое признание государств, de- juro, de-facto, ad ho

Под международно-правовым признанием понимается действие государств или формальный акт государств, констатирующий какие-либо последствия правового характера в сфере международных отношений. В основном международно-правовое признание являет собой признание уже существующими государствами или правительствами государств новоиспеченных государственных образований, правительств, восставшей или воюющей стороны, национально освободительных организаций или организаций сопротивления для установления в дальнейшем сотрудничества в различных сферах международных отношений. Необходимо заметить, что международное признание содержит в себе как субъективный элемент - волю признающего, так и объективный элемент - реально существующий факт (положение), который нужно признать.

В науке международного права различают несколько видов международно-правового признания, в том числе традиционная и предварительная. Под традиционной формой международно-правового признания принято понимать признание государства или государственного образования, обладающего такими составляющими как независимость на международной арене и самостоятельность в реализации государственной политики. Предварительный или иными словами промежуточный вид признания применяется в отношении национально-освободительных организаций, восставших или воюющих сторон, организаций сопротивления, правительств в эмиграции. Результатом данного вида признания является:

1) дальнейшее развитие событий;

2)создание нового государства;

3) упрочнение положения внутри страны в результате установления нового правительства путем не соответствующим Конституции.

В случае осуществления признания воюющей стороны, государство, осуществляющее конкретное международно-правовое признание, несомненно, сохраняет принцип нейтралитета в отношение обеих

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

конфликтующих сторон. Признание конфликтующей стороны, восставшего народа дает право применить право войны во внутригосударственном конфликте. К тому же, признание права народов на самостоятельное решение своей судьбы, а также правомерности борьбы колониальных народов против иноземного господства и осуществления ими суверенных прав выдвигает вопрос о признании органов, правительств, руководящих этой борьбой [1]

Международное признание организаций сопротивления было довольно распространено во время Второй мировой войны. Данные организации являлись объектом международно-правового признания на территориях стран, которые были на тот момент захвачены ФРГ, т.е. признания власти воюющих против оккупантов. Нередки были случаи изменения организаций сопротивления в легитимное правительство после освобождения территории от оккупации.

Данная форма международно-правового признания отмечает, что с тех пор на движение сопротивления также распространялись правила ведения войны, что, в частности, объяснялось оказанием помощи Народно-освободительной армии Югославии. Определение понятия «комбатант» было конкретизировано в IV Гаагской Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны от 1907 г., в которой говорилось, что «военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:

1) если во главе стоит лицо, которое несет отвественность за своих подчиненных ;

2) если имеется издали видимый отличительный знак;

3) если они явно носят оружие и придерживаются в своих действиях законов и обычаев войны.

Добровольческие отряды и ополчение в странах, в которых они явялются армией либо входят в их

состав, понимаются под наименованием армии. [2]

Международно-правовое признание осуществляется при помощи заявления существующих государств мирового сообщества, закрепляющее, что данное государство является новым государственным образованием, обладающим независимостью и суверенитетом, а также всеми правами участника международного общения.

Международное публичное право выступает в качестве системы, регулирующей отношения, возникающие между субъектами международного права. Иными словами государствами, как первичными субъектами, образованными или же международными межправительственными организациями, определяющими международно-правовое признание как совокупность определенных норм, которые стабилизируют процесс вхождения новых субъектов международного права на международный уровень.

Под международно-правовым признание понимается акт государства, который осуществляется от органа, наделенного конкретными полномочиями и характерной компетенцией. Данный добровольный односторонний акт государства говорит о том, что определенный субъект расценивается данным государством в качестве равноценного члена международного сообщества. Также международно-правовое признание может расцениваться как признание новой власти данного государства, которое утвердилось неправомерным путем, но при этом является достаточно эффективным для вступления в сферу международных отношений.

Так в каких же случаях возникает вопрос о международно-правовом признании!? Во-первых, если новое государство возникает в следствие или же в результате замены одного государственного строя другим, иными словами в результате социальной революции. Во-вторых, в результате объединения нескольких стран в одно государство. В-третьих, новое государство образуется в процессе национально освободительных войн колониальных и не суверенных стран. В-четвертых, в ходе отделение части территории от определенного государства. В доктрине выделяют критерии признания нового государства, которое в своей деятельности опирается на основания для такого признания. Для того чтобы быть признанным государству необходимо в своей деятельности опираться на защиту прав и свобод человека и , мирное урегулирование внутригосударственных конфликтов, соблюдать международные обязательства.

Хочется также обратить внимание, что существует три отличающихся друг от друга формы международно-правового признания: де-юре, де-факто и фактическое признание. Международно-правовое признание зачастую носит прямо выраженный характер в том случае, когда направлен признающим

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

государством специальный документ о признании конкретного государства, если последствия и результаты признания проявляются фактически. Однако многие исследователи международно-правового признания отмечают, что на практике очень часто злоупотребляют при квалификации самого объекта признания термином де-факто.

Если говорить о формах признания, то к ним относится такой способ как установление дипломатических отношений, принятие в ряды ООН, заключение межправительственных соглашений или же назначение официального представительства. Установление каким-либо государством дипломатических отношений с новым государствам является одним из самых распространенных способов и методов официального международно-правового признания. В результате установления дипломатических отношений с новым государством выделяются основные признаки окончательного международно-правового признания. Данное официальное международно-правовое признание, иными словами дипломатическое признание, определяется как признание де-юре, которое можно наблюдать официальных актах, заявлениях, и договорах. Признание является важным условием для установления формальных дипломатических отношений. Но если говорить о действительности, то международно-правовое признание интерпретируется как односторонний акт, который исходит от государства, являющегося его представителем на международной арене.

В таких случаях, как разрыв политических отношений между государствами иногда возникает вопрос о прекращении международно-правового признания одной из сторон-участника данных политических отношений. Признание нового государства или правительства - это акт, и его могут совершить либо отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, это означает готовность установить дипломатические отношения.[3]Важное значение при признании нового госудасртва играют две основные теории: конститутивная и декларативная. В соответствии с первой теорией, в результате признания, новое государство приобретает статус международной правосубъектности, который отсутствовал до этого момента. А согласно второй теории, не влияет на международную правосубъектность признание, оно лишь является фактом подтверждения правосубъектности нового государства.

Международное правовое признание de-facto означает неуверенность у признающего государства в надежности и эффективности признаваемого субъекта международного права. Между государствами, признанными de-facto, зачастую устанавливаются торговые, экономические, финансовые отношения, но при этом будет отсутствовать обмен дипломатических представительств. Дипломатические отношения в основном не являются установленными в результате международно-правового признания де-факто, что воплощается в участии объектов признания в международных конференциях, договорах, организациях. Членство в международных организациях, конференциях, договорах субъектов международного права еще не говорит о факте взаимного признания. Если обратиться к статье 82 Венской Конвенции «О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» от 1975 г., то мы увидим, что в данном документе закреплено такое предложение «учреждение или сохранение представительства, направление или присутствие делегации или делегации наблюдателя или любое действие, совершенное во исполнение настоящей Конвенции, не подразумевают сами по себе ни признания посылающим государством государства пребывания или его правительства, ни признания государством пребывания посылающего государства или его правительства».[4] В основном признание de -facto является временным и в определенных случаях может быть взято обратно. Основной причиной является отсутствие условий, требующихся для международно-правового признания кого-либо государства, вследствие этого они не будут реализованы. В результате признания de-facto могут заключаться международные многосторонние договоры, но участие стран в таком договоре не явялется фактом признания другого государства.

Фактическое признание, или ad hoc , которое носит неофициальный характер, является по своей природе разовым признанием. Признание ad hoc свидетельствует лишь о том, что образовавшееся государство, правительство или любой другой объект международно-правового признания является участником международных правоотношений лишь по какому-либо отдельному случаю или для достижения какой-либо цели. Также непременно хочется отметить, что в перечень объектов международно-правового

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

признания могут входить государства, правительства, воюющие стороны во внутреннем конфликте; личности негосударственного характера. Все же основным и главным объектом международно-правового признания является новое государство, которое имеет право на международное признание, которое, в свою очередь, основано на принципах международного права.

Существует множество способы образования государств: в случае «мирной деколонизации» после признания метрополией своей колонии следует автоматическое международно-правовое признание нового государства и осуществляется прием его в члены ООН. В результате «насильственной деколонизации», где в первую очередь объектом международно-правового признания является конфликтующая сторона, затем новое государство. Образование государств так же связано с предоставлением независимому народу, обладающему определенной территорией, которой управляют в области международного мандата или опеки. Одним из примеров является ситуация сложившаяся в Палестине, которая в свое время являлось колонией Великобритании. Со временем Великобритания отказалась от мандата на управление Палестиной, после чего возник вопрос о независимости народа, проживающего на данной территории. Этот вопрос решался Организацией Объединенных Наций в течение нескольких десятилетий.

В заключении хотелось бы отметить, что институт международно-правового признания значится как один из старейших институтов международного публичного права, но, несмотря на это он актуален и на сегодняшний день. Нельзя не согласиться с тем, что институт признания в то же время является одним из самых противоречивых и сложных институт всей системы международного права. На данной этапе развития ряд вопросов, касающихся признания государств, не имеют чёткой регламентации на практике. Воплощение в жизни данных правовых норм очень часто вызывают споры и сложности. В доктрине отсутствует единогласного мнения по поводу правового понятия международно-правового признания, что в свою очередь приводит к ряду проблем в деятельности данного института на практике. Но если рассматривать данный институт в сравнении с другими институтами международного права, то хотелось бы отметить, что на данный момент он не является кодифицированным, а основан главным образом на международном обычае, доктрине и общих принципах.

Список использованной литературы:

1. Олтеану, С. М. Международное признание в современной практике / С. М. Олтеану, Ж. Верхоевэн. - Л. : Правоведение ; Изд-во Ленинградского ун-та, 1977.

2. IV Гаагская Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 1907 г. - Ст. 1. - URL: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=32051

3. Фактологический бюллетень. - 2000. - № 2.

4. Венская декларация «О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» от 1975 г. - Ст. 82, п. 2. - URL: http://pravo.kulichki.com/zak/megd/meg03986.htm

© Тарасюк А.А., Апаршева Е.С.,2015

УДК 342.5

Тимошенко Екатерина Александровна

Магистрант, СКФ ФГБОУВО «РГУП» г. Краснодар, Российская Федерация E-mail: [email protected]

ПРИРОДА И ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация

Статья посвящена осмыслению государственной власти как правовой категории. Даётся анализ различных подходов к определению власти вообще и государственной власти в частности, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.