strekozzzzza@mail.ru Кристина Андреевна Кузнецова,
аспирантка кафедры экономической социологии, рекламы и связей с общественностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 316.2 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В БРИТАНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
В статье анализируется научное наследие британской социологии в области концепций социального управления, актуализируется важное направление социологической мысли, демонстрирующее образцы решения как общетеоретических, так и практических общественных проблем. Анализ теоретических источников и методологических принципов развития концепций управления в британской социологии производится с учетом значимого социокультурного фактора - принадлежности социальных ученых к определенной национальной научной школе и связанным с ней традициям. В систематизированном виде изложены этапы развития британской социологии, позволяющие рассмотреть эволюцию и многообразие взглядов социальных ученых, оценить их роль в становлении социологической науки. Представлена широкая теоретико-прикладная перспектива аналитического обзора важнейших теоретических ориен-таций, направлений и школ, наиболее крупных концепций британской социологии, которые послужили методологической основой многих хрестоматийных социологических исследований управления в современном обществе. Использованы зарубежные научные источники, часть из которых впервые вводится в отечественный научный оборот.
Ключевые слова: британская социология, социологические исследования, менеджмент, организация, управление.
K.A. Kuznetsova
THEORETICAL FOUNDATIONS, METHODOLOGICAL PRINCIPLES
AND DEVELOPMENT STAGES OF THE VARIOUS CONCEPTS OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT IN BRITISH SOCIOLOGY
The paper analyzes the academic heritage of British sociology in the field of social management and highlights an important area of sociology that showsways to solve theoretical and practical social problems. The analysis of theoretical
sources and methodological principles of the study of social management concepts in the British sociology is conducted taking into account a significant socio-cultural factor, i.e. allegiance to a certain national academic school and related traditions. The author systematizes and discusses the stages of development of British sociology that allows to consider the evolution and diversity of sociological views of a number of academics and to evaluate their role in the development of social science. The paper presents a wide range of theoretical and applied views and gives an analytical overview of major theoretical trends, directions and schools of the British sociological school that served as a methodological basis for many sociological studies in modern social sciences. The author relies on foreign academic sources, some of which are introduced in the Russian sociology for the first time.
Keywords: British sociology, sociological research, management, organization.
Всесторонняя модернизация современного российского общества вызывает перемены в социальном объекте управления и предполагает необходимость изменения типа и характера управленческих отношений. Поиск инновационных форм, методов и технологий социального управления непосредственно связан с общим проблемным полем научных исследований в этой сфере, изменением методологических ориентиров и эволюцией социального знания в целом. На повестке дня стоит задача формирования нового качества исследовательской практики в мировом пространстве обществоведческих культур, основанных на иностранных языках и послуживших становлению социологии как самостоятельной научной дисциплины [7, с. 261]. Согласно мнению экспертов [1; 2] в отечественном контексте особую значимость приобретают исследования зарубежных социологических концепций управления, которые могли бы быть применимы к разным сферам и уровням социальной реальности.
В этой связи определенный научный и практический интерес представляет исследование процесса развития концепций управления в британской социологии. Великобритания в числе первых встала на путь развития капиталистического общества, который наиболее информативен из всего мирового опыта. С точки зрения историков британской социологии [18, р. 8], в нем достаточно полно представлена панорама информированности о характере закономерностей, присущих функционированию и развитию современного общества, а также о содержании проблем социального управления и механизмах их решения. Не случайно поэтому многие новаторские исследовательские практики и одни из первых концепций управления, позволяющие особым образом заострить проблемный характер этого феномена и удовлетворяющие сложившиеся здесь потребности общества, появились именно в британской социологии.
В истории британской социологии выделяют три этапа - начальный, классический и современный, на каждом из которых ученые внесли определенный вклад в исследование социального управления. Так, при своем становлении британская социология опиралась на важнейшие интеллектуальные традиции своего общества: политэкономический подход, связанный прежде всего с именами Т.Р. Мальтуса, Дж.С. Милля, Д. Риккардо и получивший наивысшее развитие в трудах Адама Смита; идею амелиоризма - стремление практической деятельностью улучшить положение в обществе, наиболее образно выраженную в социальных науках лордом Э.К. Шефтсбери [6, с. 189].
Огромный импульс развитию социологии, как и специальных социологических теорий, дал, по мнению экс-
пертов [16, р. 257], осуществленный А. Смитом анализ капитализма как экономической системы. Одним из основных элементов этой системы, по Смиту, является управление - социальная деятельность по организации производства с целью получения максимальной прибавочной стоимости. В соответствии с этой концепцией управление является такой формализованной структурой рациональной экономической системы, которая приспособлена для достижения технической эффективности средствами координации человеческих ресурсов. В рамках такого подхода управление рассматривается как рационально спроектированный и оформленный в технологию механизм для реализации желаемых инструментальных ценностей, в числе которых преобладает индивидуальное стремление к благополучию, а также присущее каждому индивиду желание добиться более высокого положения в социальной структуре общества [9, с. 327 - 329].
Начальный этап также связывается с ранее зародившейся в Великобритании традицией эмпирических исследований, восходившей к XVII веку. В рамках эмпирической «предсоциологии» осуществлялся анализ довольно широкого спектра социально-демографических данных, который в дальнейшем использовался как важное управленческое приложение теоретических и практических знаний, приводящее к успеху в различных сферах общественной жизни. Пионерами в этой области считаются представители школы политической арифметики: Э. Галлей, Д. Граунт, Г. Кинг, В. Петти. Политическая арифметика - направление социальных исследований, основанное на сборе и анализе эмпирической информации, преимущественно данных официальной статистики, для целей управления и администрирования общественными процессами. По мнению экспертов, политическая арифметика знаменовала в истории социального познания переход от простого описания общественных явлений к систематическому наблюдению и количественному выражению их порядка и последовательности и сыграла заметную роль в становлении и развитии классической социологии [5, с. 123 - 127].
Классический этап охватывает начальный период британской социологии с момента ее зарождения в середине Х1Х в. до Второй мировой войны. Этот период характерен тем, что ученые пытались найти главный, решающий фактор развития общества, социальной организации и управления. Наиболее широкое распространение в британской социологии в это время получили, в частности, следующие теоретические направления: органицизм, социогеография, социальный дарвинизм, различные психологические концепции. Ключевой фигурой в возникновении классической социологии был
выдающийся английский ученый Герберт Спенсер, который не только сформулировал основные положения этой науки, но и проанализировал эволюцию ряда социальных институтов на конкретных эмпирических материалах. Тем самым он не только заложил теоретико-методологические основы эволюционного подхода в социологии, но и дал практический образец его применения в социологическом анализе различных общественных явлений и процессов. Согласно Спенсеру, чем более дифференцированы социальные функции, тем более актуальной становится необходимость существования управляющего механизма, способного регулировать и координировать различные структуры. В частности, анализируя так называемую «регулятивную систему» общества, Спенсер привлек внимание к механизмам социального контроля, эффективную работу которых призваны осуществить прежде всего институты политического управления [20, р. 112 - 114].
Вторая половина Х1Х в. характеризуется для мирового обществоведения появлением нового жанра - социального обследования. Стремительная индустриализация Великобритании, которая одной из первых вступила на путь капиталистического развития, не только принесла стране успехи в политике и экономике, но и породила ряд острейших социальных проблем. Потребность в их решении привела к созданию новой исследовательской процедуры, имеющей целью не только понять, что происходит в обществе и государстве, но и использовать полученные знания в целях эффективного управления социальными процессами. Приоритет здесь также принадлежит англичанам, в частности Чарльзу Буту, опубликовавшему во второй половине Х1Х в. классическую в этой области работу «Жизнь и труд народа Лондона» [13]. По мнению американского историка социологии Гарольда Пфаутца, труды Ч. Бута не только являются важными для развития европейского обществознания, но также оказали непосредственное влияние на становление социологии в США, в особенности Чикагской социологической школы. Его эмпирические обобщения относительно социальной и пространственной структур современного городского поселения, а также многие из его нововведений в области методологии, методики и техники исследования вряд ли были превзойдены американскими социологами-урбанистами и поколение спустя [17, р. 125].
В плеяде представителей классической британской социологии видное место занимают Беатриса и Сидней Вебб, с именами которых связывают развитие социально-инженерной функции социологических исследований управления и организаций. Наиболее известными результатами их сотрудничества являются труды «История тред-юнионизма» (1894 г.) и «Промышленная демократия» (1897 г.). Согласно мнению экспертов [12, р. 54 - 57] для своего времени эти работы стали удивительным образцом социологического анализа, сочетающего детальные эмпирические данные с концептуальным анализом и стремлением объяснить приводимые факты с помощью их теоретической интерпретации. Авторы пришли к выводу, что достижение таких социальных целей, как высокий уровень здравоохранения, адекватная система образования, гарантии достойных условий существования для инвалидов, больных, престарелых,
остро нуждающихся, не под силу ни кооперативу, ни профсоюзам, ни коммерческим предприятиям. Эти проблемы могут быть решены только органами местного управления с учетом социальных потребностей. Большую популярность также завоевал их учебник «Методы социального исследования» (1932 г.), где, в частности, дан детальный анализ метода включенного наблюдения и методов анализа документов.
В истории британской социологии отмечается прямая преемственность от Г. Спенсера и его современников к настоящему социологической науки [14, р. 182]. Сохраняется тот же акцент на изучение общества как единого целого, эволюции социальных институтов, проблем социального управления. Своеобразие современного этапа развития британской социологии также состоит в том, что, в отличие от других стран, ряд социально-управленческих проблем, структурных и организационных отношений наиболее плодотворно и эффективно исследовался в междисциплинарном предметном поле психологии, политологии, экономической науки, социальной антропологии, отражая возрастающую функциональную взаимосвязанность различных областей и институтов общественной жизни.
Значительное влияние на развитие ряда современных концептов социального управления в Великобритании оказала социальная антропология - особая теоретическая дисциплина со своим специфическим предметом и методологическим инструментарием. Крупнейшими английскими учеными в мировом обществоведении являются А.Р. Рэдклифф-Браун и Б.К. Малиновский, сформировавшие концептуальные основы исследования кросскультурного разнообразия жизненного опыта людей в различных социальных группах, обществах и культурах. На первый план выдвигаются идеи о том, что каждая культурная группа по-своему трактует понятия возраста, статуса, пола, определяя то, каким образом интерпретируются человеческое тело и возможности личности, как в той или иной группе распределяются власть и социальные ресурсы управления. Все эти образцы культурных практик, социальных взаимодействий и символических средств коммуникации могут существенным образом различаться у культурных групп, оформляясь под влиянием определенной системы культуры и, в свою очередь, изменяя образцы социальных отношений, правил и установлений социального порядка и управления. Исследования в рамках социальной антропологии значительно повлияли на концептуальное осмысление практик управления инновационным потенциалом организации. Социальная антропология организаций, применяющая теоретический аппарат и качественные методы социальной антропологии, активно развивается как в России, так и за рубежом. Социально-антропологическое исследование управления включает концепции организационной символики, репрезентации, социальной практики. Получили развитие и новые теоретические направления, в фокусе которых находится организационная культура, специфически детерминирующая процесс управления инновационными изменениями. Для авторов, работающих в русле данного подхода, организационная культура является отражением формальных корпоративных ценностей и способов инновационной деятельности. Именно эти
свойства организации как социального института признаются культурными и являются объектом управления [11, с. 3 - 5].
В ХХ в. управление в Великобритании сформировалось в особый социальный институт и получило логическое завершение в виде социальной страты управленцев. Неослабевающий интерес ученых к менеджерской революции стимулировал развитие взаимосвязанных теорий, оценивающих положение и функции менеджмента в современном обществе. В этот период концепции управления в британской социологии исторически формируются в контексте классических исследований феноменов менеджмента и организаций. В исследованиях М. Буравого, Дж. Вудворта, С. Клегга и Д. Данкерли, Э. Петтигрю, Дж. Пфеффера, Х. Хэрриса, Р. Эдвардса было установлено, что эти феномены представляют собой неотъемлемую часть инновационной деятельности и становятся самостоятельным фактором фундаментальных общественных изменений. По мнению экспертов [8, с. 106 - 108], эти исследования носили в большей степени поисковый характер и осуществлялись по многим теоретическим направлениям: они охватили большое число различных и часто изолированных друг от друга уровней и стилей анализа. Вместе с тем возрастающий интерес ученых к поиску инновационных решений в различных сферах жизнедеятельности социума привел к развитию взаимосвязанных управленческих концепций, интегрирующих многогранные теоретические аспекты современного менеджмента [4].
Основоположник классической теории менеджмента П. Друкер, обобщая существующие в мировой практике концепции управления, отмечает, что сложившаяся в этой области британская традиция стимулировала дальнейший рост исследовательского интереса к социологической концептуализации различных управленческих аспектов процесса реализации новых идей и знаний с целью их практического использования [15, р. 373]. Сформировавшиеся на ее основе концептуальные модели изменили организационные и управленческие императивы этого процесса и, как следствие, затронули внутреннюю логику современного менеджмента и трансформацию его институтов.
Наконец, историко-социологический анализ проблемы показывает, что для универсальной общемировой системы социального знания большое значение имеют не только достижения в области фундаментальной теории, но и уникальный национальный опыт реализации социальных знаний в практике социального управления. Эта практика, несмотря на определенную общность закономерностей, имеет у различных народов специфическое своеобразие и особенности. Есть народы, оптимально пользующиеся имеющимися для прогресса возможностями; другие демонстрируют собой, что случается при неблагоприятных внешних обстоятельствах и внутренних факторах. Истоки, содержание и движущие силы этих событий и тенденций нельзя в должной степени понять, не обратившись к социальной рефлексии, которая в наиболее концентрированном виде выражена в социологическом знании. Социальная ценность этого знания во многом определяется социокультурным фак-
тором - принадлежностью ученых к определенной языковой культуре и связанным с ней традициям научного поиска [3, с. 75].
Как показал проведенный анализ, британская социология имеет богатые научные традиции, которые внесли определенный вклад в общий тезаурус мирового обществоведения. Эти традиции значительно повлияли на формирование методологии, методики и практики проведения современных прикладных социологических исследований, развитие их социально-инженерной и управленческой функций. Работы британских социологов были важным этапом изучения и обобщения закономерностей, форм и методов целенаправленного управленческого воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в государстве и обществе. Они также содействовали развитию социологии как самостоятельной дисциплины, укреплению ее междисциплинарного характера, представленного различными многочисленными специализациями, удовлетворяющими разные научные и практические интересы. Все это послужило становлению социального знания в новом, современном качестве, а его теоретическая значимость и практическая польза значительно возросли.
1. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. М.: Наука, 2007.
2. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии Х1Х - начало ХХ века. М.: Наука, 2005. Ч. 1. Западная социология.
3. Здравомыслов А.Г. Национальные социологические школы в современном мире // Общественные науки и современность. 2007. № 5. С. 75 - 86.
4. История менеджмента / под ред. Д.В. Валового. М.: ИНФРА-М, 2007.
5. Кузнецов А.Г. Политическая арифметика социального управления // Вестник ПАГС. 2012. № 1 (30). С. 123 - 127.
6. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000.
7. Култыгин В.П., Кузнецов А.Г. Общая социология. М.: Научная книга, 2004.
8. Романов П.В. Социологические интерпретации менеджмента: исследования управления, контроля и организаций в современном обществе. Саратов: СГТУ, 2000.
9. Смит А. Исследования о природе и причинах богатств народов. СПб.: Питер, 2012.
10. Хрестоматия по общей социологии. Составители: В.П. Култыгин, А.Г. Кузнецов. М.: Научная книга, 2004.
11. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Михель Д.В. Социальная антропология современности: теория, методология, методы, кейс-стади. Саратов: Научная книга, 2004.
12. Abrams Ph. The Origins of British Sociology: 1834 - 1914. Chicago: Aldine, 1968.
13. Booth C. The life and Labour of the people in London. L.; Tavistoc Books, 1903.
14. BulmerM. Development of sociology and of empirical social research in Britain // Essays on the history of British sociological research. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. Р. 92 - 98.
15. DruckerP. The Practice of Management. N.Y.: Harper, 2000.
16. International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y.: Humanities Press, 2008.
17. KentR. A History of British Empirical Sociology. L.: New Left Books Press, 1981.
18. Krause E. Sociology in Britain: A Survey of Research. N.Y.: Humanities Press, 1969.
19. The Classical Tradition in Sociology. L.: Polity Press, 2007.
20. SpencerH. The Principles of Sociology. L.: Polity Press, 1904.