ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
*
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37 С. В. МАТЮШЕНКО
Омская академия МВД России
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ___________________________________
В статье раскрывается понятие педагогической деятельности на основании категории «деятельность», дается анализ педагогической деятельности по трем направлениям: социальнопедагогическому, психолого-педагогическому и конкретно-педагогическому.
Ключевые слова: деятельность, педагогическая деятельность.
Педагогическая деятельность является разновидностью деятельности вообще и интеллектуальной — в частности. Категория деятельности занимает одно из важных мест в иерархии понятий многих наук. Весь опыт человечества свидетельствует о том, что все проявления в человеке, все его существенные характеристики, весь его субъективный опыт сложились у него в результате его собственной деятельности и деятельности его предшественников. Этимология слова «деятельность», восходящая к начальному определению от слова «деяние», показывает, что деятельность выступает как основной способ существования человека.
Исследования круга проблем, очерченных категорией деятельности, сосредоточились вокруг двух наук: философии и психологии. В отечественной науке лидерами в рассмотрении данного вопроса выступают психолог А. Н. Леонтьев со своей монографией «Деятельность. Сознание. Личность» и философ М. С. Каган с работой «Человеческая деятельность». Несмотря на различие подходов и методов изучения, объясняемые разными задачами двух наук, нам пред-
ставляется возможным выделить общие моменты в исследованиях психологов и философов, занимающихся данной проблемой [1].
Категория «деятельность» и в той, и в другой науке определяется в качестве исходной, основной категории. Осуществляя анализ категории деятельность, ученые опираются на высказывания К. Маркса о деятельности: «людей можно отличить от животных по сознанию, по религии. Сами они начинают отличать себя от животных, как только они начинают производить необходимые им средства к жизни. Это определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности» [2].
По мнению исследователей, категория деятельности предполагает несколько аспектов. Во-первых, она является универсальной характеристикой человеческого мира, формой взаимоотношений между индивидом и миром. Функциями деятельности выступают обеспечение сохранения и непрерывности в развитии человеческого общества.
Во-вторых, деятельность характеризуется следующими чертами:
— сознательностью: человек сознательно изменяет этот мир для удовлетворения своих потребностей и запросов;
— активностью: человек активно действующее в мире существо;
— направленностью на предмет, в качестве которого могут выступать материальные вещи, идеальные образы, другие люди и сам субъект деятельности;
— управляемостью сознанием;
— результативностью: в ходе деятельности могут быть созданы новые предметы или изменится старые, корректироваться общественные отношения между людьми и обществом;
— деятельность всегда имеет цель преобразующую или познавательную;
— охватывает все материальные и духовные операции, выполняемые человеком;
— соотносимостью с обществом, как организующей освоение природы и изучение человека.
Предметом человеческой деятельности является преобразование человеком природной и социальной действительности. Деятельность возникла, меняется и совершенствуется вместе с развитием социального отношений, она выступает как история познания мира и самого себя, развития всей личности. Деятельность является двухуровневой системой, объединяющей биологическую жизнедеятельность и социокультурную деятельность при единстве внешних и внутренних действий, управляемых сознанием. Структурное строение деятельности включает в себя объект, субъект и операции, под которыми понимаются явления как различные способы взаимодействия индивида с окружающим миром.
В плане исследования нам представляется возможным остановиться на наиболее устоявшимся разделении областей человеческой деятельности на сферу материального производства и сферу интеллектуальной деятельности. Возникшее разделение областей человеческой деятельности, связанное с отделением умственного труда от физического, уходит глубокими корнями в историю человечества. Издревле пахарь и писарь владели разными знаниями, выполняли разные операции, получали разный результат от своего труда. Окончательное отделение умственного труда от физического установило появившееся машинное производство. Дальнейшая специализация труда лишь только увеличивала список профессий и специальностей, относящихся к той или иной области человеческой деятельности. Хотя нельзя сказать, что интеллектуальная деятельность не включает в себя элементы материальной деятельности, а материальная деятельность не использует интеллектуальных средств и не включает в себя интеллектуальные компоненты. Данные виды деятельности постоянно соприкасаются с собой, взаимодействуют друг с другом, проникают в узкие области деятельности другой сферы. Они взаимно способствуют обогащению содержания деятельности, приемов и методов работы. Интеллектуализация физического труда, расширение физических действий в сфере интеллектуальной сближает многие виды человеческой деятельности по сути своей работы. Но, тем не менее, разряд специальностей, относящихся только к интеллектуальной деятельности, остается. Приблизительно 26-я часть их всех существующих в мире профессий являются интеллектуальными профессиями. Такое различие сфер человеческой деятельности связано со спецификой и особенностями цели, задач и характера каждого вида деятельности.
Вопросы, охватывающие область материальной деятельности, в частности, трудовых и социальных, на-
чиная от К. Маркса, Ф. Энгельса и до продолжающих эту тему современных ученых, в различных отраслях науки и знания освещают данную проблему в разных аспектах. Вместе с тем, вторая сфера человеческой деятельности — интеллектуальная деятельность — как бы только подходит к своему определению: чем она является, что ей свойственно, что она может.
Надо отметить, что до настоящего времени работ по вопросам интеллектуальной деятельности не так уж и много. Имеющиеся исследования, затрагивающие вопросы интеллектуальной деятельности человека, в значительной своей части можно отнести к разработке темы умственного труда человека и лишь частично к понятию интеллекта человека.
Направление исследований, освещающих проблему интеллекта, затрагивает вопросы его развития, его сущностных характеристик и структурных компонентов. По мнению И. С. Ладенко, «интеллект — это совокупность умственных способностей как особая способность человека приобретать и сохранять знания» [3]. Развитие интеллекта осуществляется через обогащение содержания интеллекта (овладение новыми действиями и превращение действий в умения) и через смену планов мыслительной деятельности. Такую модель онтогенеза развития интеллекта предлагает Ю. В. Карпов [4]. Польский ученый С. З. Носал считает, что интеллект состоит из трех компонента: информационного, реализаторского, приобретения и использования знаний [5]. Интеллект имеет, по мнению Е. Жарикова, следующие характеристики: мобильность как способ перехода от решения определенного типа задач к другому типу задач; открытость как способность принимать и преломлять а сознании исследователя любые идей под углом своей проблемы; простота решений; умение отсеивать бесперспективные варианты решения задач; саморефлексию как способность к анализу своей деятельности [6].
Интеллектуальный труд человека в работах отечественных и зарубежных исследователей рассматривается как тождественный умственному труду человека. По мнению О. К. Тихомирова, интеллектуальная деятельность состоит из познавательного и личностного компонентов. Количественные характеристики можно выразить в напряженности, объемности и длительности умственного труда [7]. Умственный труд человека имеет свои правила и методы работы (скорочтение, правильное записывание материала, ведение картотеки), считает венгр З. Доже [8]. Интеллектуальная деятельность может быть продиагнос-тирована путем тестирования, отмечает Л. В. Ань [9]. Интеллектуальной деятельностью можно управлять, если создать работоспособный научный коллектив, утверждают грузинские ученые. К сожалению, понятие интеллектуальной деятельности, его особенностей исследователями не приводится.
Поэтому стоит отметить усилия сибирских ученых под руководством И. С. Ладенко, попытавшихся объединится в разработке проблематики интеллектуальной сферы деятельности человека. Возникшая на стыке наук область комплексного знания — интеллектика — исследует интеллектуальную деятельность, сложные комплексы, ее образующие (интеллектуальные системы), формирует методы и модели для создания и формирования интеллектуальной культуры человека. Под интеллектуальной деятельностью можно понимать внутреннюю деятельность мышления по восприятию, преобразованию информации и знания, обеспечивающая устойчивость интеллекта во внутреннем и внешнем мире. Она характеризуется наличием собственности на средства производства, относительной
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
свободой, большой сложностью информационных процессов. Ее основными компонентами выступают интеллектуальные процессы, понимаемые как процессы постановки и решения задач, реагирования на изменения условий, приобретения и накопления знания, обучения на опыте. Средствами интеллектуальной деятельности являются знаковые модели объектов и интеллектуальных процессов, технические средства, семиотические системы, организационные структуры и информационное обеспечение. Видами интеллектуальной деятельности являются научная деятельность, управленческая деятельность, педагогическая деятельность и другие.
Одним из видов интеллектуальной деятельности является педагогическая деятельность. Проблему педагогической деятельности не следует относить к числу научно проработанных, видимо этим объясняется отсутствие данного понятия во многих педагогических энциклопедических изданиях. В Педагогическом чловаре 1998 г., в Педагогической энциклопедии 1964-1968 гг., в Педагогическом энциклопедическом словаре 2003 г. категория деятельности рассматривается в общем виде. Выделение же педагогической деятельности, как вида деятельности, даже в упомянутых статьях энциклопедических изданий, не обозначено. Отметим только два издания, где данному вопросу уделено внимание. В Словаре педагогических терминов Омского издания (2003 г.) дано следующее понятие педагогической деятельности: «Педагогическая деятельность — деятельность осуществляемая специально подготовленными профессионалами в образовательных учреждениях для достижения предусмотренным учебным планом и рядом программ, а также задачами образования и его социальных целей» [10]. В большой современной энциклопедии «Педагогика» (сост. Е. С. Рапацевич, 2005 г.) предлагается такое определение педагогической деятельности: «Педагогическая деятельность — особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями» [11].
Педагогическую литературу, затрагивающую вопросы педагогической деятельности, можно расположить в следующем порядке. Параграфы и главы, посвященные педагогической деятельности, мы можем найти в учебниках и учебных пособиях по педагогике. К таким изданиям относятся учебники: «Педагогика» И. Д. Харламова, «Педагогика» И. П. Подласого, учебные пособия: «Педагогика» Б. Т. Лихачева, «Дидактика средней школы» под редакцией М. Н. Скаткина, «Дидактика производственного обучения» под редакцией Н. В. Кузьминой и т. д. Выделяется учебное пособие «Основы практической педагогической деятельности», выпущенной Омским педагогическим институтом в 1993 г. Затем идут работы, посвященные труду учителя. В данных работах дается понятие и анализ педагогической деятельности, как профессиональной деятельности учителя. Там же обозначены цели педагогической деятельности, ее структурные компоненты, указаны главные особенности. Третью позицию в исследовании педагогической деятельности составляют статьи, напечатанные в журналах и научных сборниках. Четвертую группу новые диссертационные исследования и авторефераты, посвященные различным сторонам педагогической деятельности. Особенностью литературы по вопросам педагогической деятельности можно назвать то, что все ссылки на начальный этап
разработки данного вопроса направляются на одного автора Нину Васильевну Кузьмину. Ею в 1967 г. была выпущена монография «Очерки психологии труда педагога», в которой она четко обосновала и выстроила структуру педагогической деятельности [12].
По мнению Ю. Н. Кулюткина, исследование педагогической деятельности идет по трем направлениям: социально-педагогическому, психолого-пе-дагогическому и конкретно-педагогическому [13]. В социально-педагогическом анализе рассматриваются функции педагогики, ее роль в воспитании личности ученика, действия педагога с точки зрения тех целей, которые ставит перед ним общество. Пси-холого-педагогические исследования определяют роль педагога и внутренних механизмов, без которых невозможно осуществление педагогом своих педагогических функций. Конкретно-педагогический анализ педагогической профессии, связан с самим содержанием деятельности педагога, с вычленением тех знаний, умений и навыков, которые он должен сформировать у учеников в процессе обучения.
Охарактеризуем основные аспекты педагогической деятельности по трем направлениям. По мнению ученых социально-педагогического направления [14], педагогическая деятельность — это особый вид общественной деятельности; сознательная целенаправленная деятельность взрослых, направленная на осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей. Целью педагогической деятельности является воспитание члена общества. Задачами педагогической деятельности развитие, воспитание и обучение детей. Объектом педагогической деятельности является ученик, субъектом — педагог. Содержанием педагогической деятельности является педагогическая интерпретация социального опыта. Функциями педагогической деятельности в общем плане — подготовить детей к жизни, в частном — обучить и воспитать детей.
Педагогическая деятельность выступает как целостное явление, имеющее преобразующий характер. Деятельность педагога закономерна и ориентированна на ученика, специфична по объекту, нестандартности задач и требует особого изучения. По мнению исследователей, педагогическая деятельность включает в себя педагогическую интерпретацию социального опыта, его методическое осмысление, организованное воздействие и педагогический анализ педагогически свершившейся работы. Значение педагогической деятельности в том, что она формирует личность, продуктом деятельности педагога выступает обученный и воспитанный человек. Протекает деятельность педагога в определенных условиях.
В психолого-педагогических исследованиях [15] педагогическая деятельность определяется как практическая деятельность, направленная на организацию деятельности другого человека, учебной деятельности ученика. Целью педагогической деятельности является развитие и воспитание личности. Задача педагогической деятельности определяется следующим образом: развитие личности в процессе обучения. Объектом педагогической деятельности выступает личность ребенка в плане объектно-субъектных, субъектно-субъектных отношений. Педагогическая деятельность имеет общечеловеческий, творческий характер, при этом творческая направленность деятельности выходит на первый план. Специфика педагогической деятельности состоит в том, что она строится по законам общения. Успех педагогической деятельности зависит от отношения между учениками и учителем и развивается она по законам психичес-
кой деятельности. Продукт деятельности педагога материализуется в знаниях, умениях и навыках, появившихся у учеников.
В педагогическую деятельность исследователи включают следующие компоненты: гностический, организационный, конструирующий, коммуникативный, проектировочный; информационный, ориентировочный, мобилизационный, исследовательский, коммуникативный, конструирующий, развивающий; познавательный, конструирующий, ценностно-ори-ентирующий, комммуникативный, практический. По результатам своей деятельности каждый педагог может быть отнесен к одному из уровней: репродуктивному, локально-моделирующему, адаптивному, системно-моделирующему и поведенческому. Педагогическая деятельность имеет двухстороннюю организацию труда. Три группы качеств личности, необходимые для успешной педагогической деятельности, отмечают ученые: личные качества с развитием у педагога эмпатии, динамизм личности, эмоциональную устойчивость.
Конкретно-педагогические анализы педагогической профессии разнообразны и многоплановы [16]. Тем не менее педагогическая деятельность определяется учеными этого направления как процесс решения бесчисленного множества педагогических задач, подчиненных определенной цели. Целью педагогической деятельности является воспитание, обучение и развитие детей, подготовка их к самостоятельной жизни и труду. В плане конкретно-педагогического анализа задачами педагогической деятельности являются: развитие личности школьников, воспитание учащихся, формирование системы знаний, умений и навыков у детей. Объектами выступают личность ученика, учебный коллектив и сам педагогический процесс. Субъектом является педагог. К функциям педагогической деятельности относятся конструирующая, организационная, коммуникативная, воспитательная, информационная, дидактическая, развивающая, ориентационная, мобилизационная, исследовательская. По характеру педагогическая деятельность определяется как ролевая деятельность с четким распределением функций. Она может быть гуманистической, либеральной, демократической, авторитарной по стилю работы педагога. Специфика педагогической деятельности заключается в ее конкретной цели.
К профессиональным умениям педагога ученые третьего направления относят перцептивные, конструирующие, экспрессивные, коммуникативные, организационные, исследовательские и специальнопедагогические умения. Критериями оценки деятельности педагога служат уровни мастерства, творчества новаторства. Уровни педагогической деятельности могут быть низким, средним и высоким; определятся рейтинговой системой оценок. Под структурой педагогической деятельности ученые конкретно-педагогического направления подразумевают взаимосвязь всех структурных элементов в системе и последовательность действий педагога, направленных на решение педагогических задач. Элементами структуры педагогической деятельности выступают орудия труда преподавателя, конструктивная и организаторская деятельность; организационно-воспитательная работа с учащимися, педагогическая работа с родителями, административно-хозяйственная работа; проектировочный, содержательный, диагностический, организационный, коммуникативный, стимулирующий, контрольно-оценочный компоненты.
Таким образом, педагогическая деятельность — это целенаправленная деятельность по воспитанию
и обучению детей, которой занимаются специально подготовленные люди — педагоги и педагоги-воспитатели [17]. Выделение в отдельный вид педагогической деятельности связано с подготовкой подрастающего поколения к жизни. В ходе этой деятельности педагог, педагог передает новому поколению социальный опыт предшествующих поколений. Составной частью опыта являются знания.
Особенность педагогической деятельности заключается в том, что она может рассматриваться как теоретический, как практический, как исполнительский виды деятельности одновременно. Она имеет интеллектуальный характер, оперирует в сфере отношений человек-человек, имеет относительно отдаленные результаты своей деятельности. В педагогической деятельности в равной степени задействованы и интеллект педагога, и интеллект человечества.
Педагогическая деятельность имеет свою цель — формирование личности с помощью произведенных в ней, в ее интеллекте определенных изменений и преобразований. Поэтому ее основу составляет как идеальная, так и материальная части. В идеальную часть основания «закладывается» та информация, те новообразования, которые должны быть у личности (знания, ценностные ориентации, стиль мышления). Материальная «часть» обогащается навыками и умениями.
Библиографический список
1. Каган М. С. Человеческая деятельность. — М. : Политиздат, 1974.; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : Политиздат, 1977.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // ПСС. — 2-е изд. — Т. 3. — С. 19.
3. Ладенко И. С. Интеллект и логика. — Красноярск, 1985. — С. 4.
4. Карпов Ю. В. О соотношении возрастного и функционального развития интеллекта // Вопросы психологии. — 1988. — № 3. — С. 24-29.
5. Psychologieztne modele umystu / Czectaw S.Nosal. Warszawa, 1990. 417s.
6. Жариков Е. Интеллект, познание, техника : Новое в жизни, науке, технике. Сер. 7. Техника. — М. : Изд-во Знание, 1970.
7. Тихомиров О. К. Психологическое исследование интеллектуальной деятельности. — М. : Изд-во МГУ, 1979.
8. A szollemi munka teehikaja / S. Dezso& Budupest, 1985. 296p.
9. Ань А. В. Соотношение формы, обобщенности и осознанности интеллектуальной деятельности и их диагностика : дисс. ... канд. психолог. наук. — М., 1995.
10. Словарь педагогических терминов / под ред. В. Я. Никитина. — Омск, 2003. — С. 117.
11. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. — Минск : Соврем. слово, 2005. — С. 1423.
12. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л. : Изд-во ЛГПИ, 1967.
13. Кулюткин Ю. Н. Психологическая природа деятельности педагога. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1978.
14. Грибанов В. Л. Исследование структуры педагогической деятельности // Научно-методические основы исследования развития педагогической деятельности : сб. ст. — М., 1975. — С. 3-45; Коршунова Н. Л. О природе закономерностей педагогической деятельности // Педагогика. — 1993. — № 5. — С. 58-61; Профессиональная деятельность молодого учителя / под ред. С. Г. Вершловского и Л. Н. Лесохиной. — М. : Педагогика, 1982.
15. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — М., 1977; Использование психолого-
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
педагогических знаний в практической деятельности учителя. — М., 1983; Щербаков А. И. Психолого-педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителей в высшей школе. — М. : МГПИ, 1988.
16. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1974; Профессиональная деятельность молодого учителя / под ред. С. Г. Вершловского и Л. Н. Лесохиной). — М. : Педагогика, 1982; Турченко, В. Н., Борисова, Л. Г. Социально-педагогические проблемы учительского труда. — М. : Знание, 1975; Эммануилова Н. Е. Аттестация преподавателей профтехучилищ как фактор повышения качества педагогической деятельности :
дисс. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1994.
17. Основы практической педагогической деятельности. — Омск : Изд-во ОГПИ, 1993. — С.6.
МАТЮШЕНКО Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.
644092, Омск, просп. Комарова, 7.
Дата поступления статьи в редакцию: 20.03.2009 г.
© Матюшенко С.В.
УДК 378 Е. В. КУЛАГИНА
В. А. САЛЬНИКОВ
Омский государственный институт сервиса
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КВАЛИТАТИВНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К МОДЕЛИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА___________________________
В статье показана сущность применения нового, квалитативно-синергетического подхода к построению образовательной системы вуза, который позволяет раскрыть особенности функционирования образовательной системы с учетом современных требований к качеству образовательного процесса.
Ключевые слова: система менеджмента качества, бинарный подход, аксиологические измерения, рейтинговое оценивание.
Реформирование высших учебных заведений предполагает поиск концептуально новых подходов к формированию содержания образования, к архитектонике дидактических комплексов, к технологиям контроля результативности обучения. Выбор и обоснование научного подхода к реализации программы высшего учебного заведения должны осуществляться в соответствии с появлением новых научных знаний о развитии бытия, с учетом процессов глобализации, а также национальных и региональных преобразований.
Вступление России в общее Европейское образовательное пространство после подписания Болонской декларации актуализировало проблему унификации процессов обеспечения качества образовательных услуг. На сегодня наблюдается диверсификация моделей систем управления качеством образования. В научно-методической литературе приведен опыт реализации различных зарубежных и отечественных моделей системы менеджмента качества (СМК) образовательных учреждений.
Рособрнадзор определяет понятие системы качества образовательного учреждения как системно-организа-
ционный комплекс внутренних процессов, обеспечивающий гарантированно достаточный уровень качества образования и подготовки специалистов соответствующей квалификации, удовлетворяющий требованиям государственных органов управления образованием, работодателей, студентов и преподавателей, стандартов и директив, рекомендованных совещанием министров образования стран Болонского процесса.
Модели СМК предполагают изучение деятельности вуза с двух позиций: морфологической и динамической. Первая направлена в большей степени на изучение структуры учебного заведения и педагогических явлений, вторая — на выявление развития и функционирование процессов, имеющих место в сфере образования. Также следует отметить, что в предлагаемых моделях достаточно большое внимание уделено квалитометритческим процедурам, позволяющим диагностировать высокую или низкую степень развития качества. Однако открытым остается вопрос о мере соответствия и функциональной включенности СМК вуза в общую систему регионального развития. Безусловно, осуществляя подготовку кадров, необхо-