УДК/UDC 378.147:54 М. В. Журавлева
M. Zhuravleva
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-МАГИСТРОВ
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF MASTERS IN ENGINEERING' TRAINING
С учетом перспектив прорывного развития химического комплекса сформулированы требования к компетентности инженеров-магистров химической технологии. Определены тенденции опережающего образования и опыт подготовки высокопрофессиональных инженеров для современных химико-технологических производств.
In accordance with the breakthrough feature of the chemical complex development, the requirements for training of Masters in Chemical Engineering were formulated. The author defines the tendencies of advanced education and experience in training highly qualified engineers for modern chemical-technological industries.
Ключевые слова: подготовка магистров, образовательные программы, вузы-партнеры, интеграция, кластер, химический комплекс, международная аккредитация.
Keywords: masters training, curricula, partner universities, integration, cluster, chemical complex, international accreditation.
Приоритетной задачей нашего государства в современных условиях является инновационное развитие промышленного сектора экономики. Это определяет повышенный интерес к оценке состояния и перспектив технологических изменений базовых индустриальных отраслей. К числу таковых относятся химический и перерабатывающий комплексы, обеспечивающие смену сырьевого уклада экономики страны. Научно-технологический скачок их развития характеризуется проведением фундаментальных научных исследований; максимально быстрым внедрением прикладных разработок, отличающихся принципиальной новизной технических решений; интенсивной модернизацией производств; проектированием и реализацией новых технологий [8, p. 86].
Прорывное развитие химических технологий определяет существенное изменение содержания и структуры профессиональной деятельности инженерного корпуса [2, с. 13]. Учитывая многоуровневую систему подготовки
инженеров, не сложно понять, что ключевой силой в решении приоритетных задач выступают инженеры, имеющие магистерскую подготовку. Об этом свидетельствуют результаты опроса руководителей химических, нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий [1, с. 105]. По их мнению, магистры химической технологии должны иметь фундаментальную химическую подготовку, владеть специальными технологическими компетенциями, навыками разработки и проектирования объектов, знать рынок продукции, иметь предпринимательские, управленческие, коммуникативные навыки и первичный опыт работы, владеть иностранным языком.
Удовлетворение требований работодателей определяет актуальную задачу системы высшего технического образования — совершенствование подготовки магистров [7]. Развитие готовности инженеров-магистров к эффективному выполнению трудовых функций с использованием новых стратегических подходов к решению проблем в условиях сложности и неопределенности задач, способности генерировать новые знания, разрабатывать, оценивать и внедрять инновационные решения, современные организационно-управленческие механизмы промышленных предприятий обеспечивает опережающая профессиональная подготовка.
С учетом динамизма технологических преобразований, высокой степени новизны внедряемых технологий роль опережающего образования будущих инженеров-магистров заключается в повышении степени адаптации и мобильности их в условиях изменяющихся производств, в стимулировании прогностического видения при проектировании и реализации технико-технологических решений, в формировании инновационной профессиональной состоятельности при проведении инженерно-технических работ. Опережающий характер учебно-воспитательного процесса достигается в интегрированной
образовательной среде, которая создается в отраслевом образовательно-научно-производственном комплексе. Индивидуальные возможности его участников обеспечивают комплексный подход к выбору организационных механизмов, территориальной реализации, ресурсного сопровождения, определению форм и способов подготовки.
Структуры управления образованием и отраслью осуществляют координирующую функцию в организации взаимодействия учебных учреждений и потенциальных работодателей с целью оперативного корректирования обучения в соответствии с требованиями заказчиков-специалистов. Основными инструментами деятельности управляющих структур выступают анализ перспектив технико-технологического развития отраслевых предприятий, их кадровый мониторинг
Современные тенденции развития химико-технологических производств определяют расширение функций инженера и предъявляют новые требования к качественным характеристикам инженерно-технических работников. В числе основных видов деятельности инженера выделяют производственную, технологическую, проектную, конструкторскую, научную, исследовательскую, организаторскую, планирующую и диагностическую. Исходя из особенностей профессиональной деятельности, в составе инженерных работников выделяют:
• инженеров-энциклопедистов, ориентированных на работу в малых предприятиях, где отсутствует разделение интеллектуального труда;
• инженеров-технологов, способных обеспечить освоение готовых высоких наукоемких технологий и их внедрение в производство;
• инженеров по трансферу, способных обеспечить трансфер научных идей в технологию, организовать производство товаров и услуг на их основе;
• инженеров-систематиков, носителей целостной инновационной инженерной деятельности, способных к творческой работе на всех этапах жизненного цикла создания систем от исследования и конструирования до разработки технологии, изготовления, доведения до потребителя и обеспечения эксплуатации.
Регулирование подготовки инженерных кадров с различным набором компетенций осуществляют министерства и ведомства в сфере образования и промышленности.
Повышению продуктивности опережающего образования магистров способствует привлечение в образовательный процесс рабо-
тодателей. Это позволяет решить несколько задач: повышение ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса, формирование критериев качества подготовки, организация начальной профессиональной деятельности студентов.
Эффективность способов участия работодателей в подготовке студентов к инновациям в химических технологиях может быть определена по воздействию на учение и личную профессиональную результативность каждого студента. Очевидно, что эти способы должны быть направлены на решение профессиональных проблем, с которыми сталкиваются молодые инженеры при участии в инновационной деятельности на производстве.
Реальную эффективность на практике показывает система взаимодействия вуза со стратегическими партнерами, разработанная в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (КНИТУ). Основной ее целью является создание условий, обеспечивающих повышение инновационности многоуровневого учебно-воспитательного процесса. В числе задач ее функционирования: усиление практической составляющей профориентационной работы с потенциальными абитуриентами и студентами вуза, материально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса, совместное формирование критериев качества подготовки, сопровождение персональных образовательных траекторий обучающихся, тью-торство специалистов-производственников, создание базовых кафедр, трудоустройство, рост практической ориентированности научно-исследовательских проектов, укрепление финансовой основы научных исследований и образовательного процесса на всех его ступенях, повышение квалификации и переподготовка кадров предприятий.
Мировой и отечественный опыт взаимодействия со стратегическими партнерами показывает, что эффективным инструментом решения перечисленных задач являются корпоративные учебные заведения. В КНИТУ создан Корпоративный университет, входящий в технополис «Химград» [3]. Работа корпоративного университета строится по заказам промышленности с заранее согласованными планами и специализациями; в рамках инновационных проектов с созданием предприятий малого и среднего бизнеса; в рамках федеральных и региональных проектов. Основным принципом организа-
ции учебной деятельности Корпоративного университета является проектно-деятельностное образование, способствующее практическому закреплению навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности на примере разработки проектов создания устройств, систем или программных продуктов, ориентированных на дальнейшее их коммерческое использование.
Интегрированное участие субъектов науки, производства и образования отраслевого комплекса в подготовке высокопрофессиональных инженеров современных химических предприятий создает условия повышения ее результативности и формирует ее опережающую направленность. Перспективы функционирования химической и перерабатывающей отраслей промышленности определяют основные тенденции осуществления опережающей подготовки магистров химической технологии, в числе которых фундаментализация обучения с элементами полипрофильности, комплексность, вариативность, международная интегри-рованность.
Инновационный опыт практической реализации опережающей подготовки магистров химической технологии имеет ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (КНИТУ). Специализированная подготовка высокопрофессиональных специалистов для нефтега-зохимических и перерабатывающих производств осуществляется в многопрофильной магистратуре: проектной, исследовательской и управленческой. Опережающее содержание обучения в проектной магистратуре обеспечивается изучением и формированием навыков применения современных программных пакетов 3D-проектирования.
Исследовательский профиль подготовки характеризуется реализацией образовательных программ, формирующих у будущих инженеров-магистров навыки научно-исследовательского информационного поиска, систематизации и отбора материалов для проведения опытно-практических работ по решению актуальных проблем нефтехимического синтеза и переработки природных энергоносителей. Диссертационные работы магистры выполняют на кафедрах университета и в лабораториях научно-исследовательских институтов.
Управленческая магистратура нацелена на удовлетворение потребности отраслевого комплекса в инженерах-управленцах, знающих специфику, перспективы развития произ-
водства. Особенности магистерского диссертационного исследования по этому профилю: усиленный экономико-управленческий блок и выполнение магистерской диссертации под руководством двух специалистов.
Комплексность подготовки магистров на практике обеспечивается расширением направлений дополнительного образования — параллельным вторым высшим образованием экономико-управленческого профиля и проек-тно-деятельностной специализированной подготовкой, учитывающей особенности конкретных производств по индивидуальным планам обучения. Рабочие учебные планы проектно-де-ятельностного обучения формируются совместно с работодателями и включают получение квалификации по ключевым рабочим профессиям химических производств: аппаратчик, оператор, лаборант-аналитик, — а также изучение технологической специфики предприятия, работу в проектных группах в условиях реальных производств [5, с. 277; 6, с. 162].
Высокий уровень сырьевой, технологической и кадровой интеграции предприятий химического комплекса между собой и с зарубежными компаниями, а также создание дочерних компаний за рубежом актуализируют реализацию международно ориентированной подготовки инженеров. Организационно-педагогическое сопровождение образовательного процесса включает реализацию совместных образовательных программ с профильными зарубежными вузами при участии специалистов ведущих компаний. При этом повышается ориентированность будущих инженеров в новейших технологических разработках, развивается способность научно-технического и управленческого прогнозирования, расширяется кругозор ведущих лицензиаров химических технологий, совершенствуется языковая подготовка.
Совместные магистерские программы возможно осуществлять по системе включенного обучения или двойных дипломов. В КНИТУ по профилю «Нефтехимия» и «Нефтепереработка» реализуются совместные образовательные программы с различными зарубежными партнерами: «Инженерия «бережливого производства» продуктов основного органического и нефтехимического синтеза» (партнер — Софийский университет химической технологии и металлургии), «Химия и технология продуктов тонкого органического синтеза» (партнер — Университет им. Аристотеля (Греция)), «Сложные системы нефтехимического инжиниринга» (партнеры — Датский технический университет,
корпорация «На1с1ог Торэое»), «Комплексные технологии проектирования процессов нефтепереработки» (партнер — Ляонинский нефтехимический университет). Каждая образовательная программа имеет продолжительность обучения два года и объем сто двадцать зачетных единиц. Продолжительность академической мобильности в вузе-партнере при включенном обучении составляет от трех до шести месяцев, при системе получения двойных дипломов — один год. Учебная нагрузка обучающегося включает дифференцированное изучение дисциплин по выбору студента учебного плана, выполнение научно-исследовательской работы и подготовку магистерской диссертации.
Поддержание высокого научно-технического уровня содержания, соответствия структуры образовательных программ требованиям Бо-лонского процесса обеспечивается проведением международной аккредитации. В КНИТУ все магистерские программы по направлению «Химическая технология» являются международно аккредитованными. Важным условием повышения эффективности образовательного процесса являются промежуточная и итоговая оценки качества образования. Особенностью этой процедуры в составе международно ориентированной подготовки является использование международной базы тестов по химии и химической технологии, разработанной КНИТУ совместно с зарубежными вузами-партнерами.
Рассмотренные теоретические положения и опыт практической подготовки магистров
УДК/UDC
В статье рассматривается специфика профессиональной деятельности менеджера социокультурной сферы, обусловленная совмещением интересов бизнеса и культуры в управлении, обоснована необходимость учета данной специфики в процессе подготовки будущих специалистов-менеджеров.
определяют инновационный вектор организации и содержания профессиональной подготовки высококвалифицированных инженеров химической технологии, что обеспечит передовое развитие химического комплекса.
1. Внукова Л. А., Журавлева М. В. Мониторинг работодателей как этап формирования содержания профильной подготовки магистров для нефтехимического комплекса // Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании : материалы метод. науч.-практ. конф. Казань : КГАСА, 2010. С. 104-106.
2. Методология инженерной деятельности в концепции инновационного образования / Л. И. Гурье, М. Н. Сера-зутдинов, Н. Н. Зиятдинов, Н. К. Нуриев. Казань : Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2005. 58 с.
3. Непрерывная профессиональная подготовка кадров в региональном интегрированном образовательном комплексе нефтехимической отрасли / Г. С. Дьяконов, Н. Ю. Башкирцева, М. В. Журавлева и др. Казань : Центр инновационных технологий, 2009. 248 с.
4. Опыт функционирования и развитие образовательного нефтехимического кластера // Проблемы многоуровневой подготовки специалистов для региональной экономики : сб. науч. ст. / под ред. П. Н. Осипова. Казань : РИЦ «Школа», 2009. С. 25-38.
5. Зиннурова О. В., Журавлева М. В. Повышение конкурентоспособности будущих специалистов-нефтяников // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 7. С. 277-278.
6. Иванов В. Г., Журавлева М. В., Зиннурова О. В. Проектно-деятельностная подготовка специалистов // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 160-164.
7. Инновационное инженерное образование. Экономика и образование сегодня [Электронный ресурс]. URL: http:// eed/ru/cover_stori/c_41.html.
8. The Energy Strategy of Russia for the period up to 2020 : Supplement to the journal «Энергетическая политика». 2003. 136 p.
The article deals with peculiarities of professional activity of the manager of socio-cultural sphere, due to the combination of business interests and culture in the management. The authors justify the necessity of taking into consideration the specifics in the process of training future specialists-managers.
378 И. Б. Игнатова, Т. К. Донская, Н. Е. Плюшкина
I. Ignatova, T. Donskaya, N. Plyushkina
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
SPECIFICS OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF MANAGERS OF SOCIO-CULTURAL SPHERE