КОНЦЕПЦИЯ АМЕРИКАНСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Харатян Г.Э.
1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ АМЕРИКАНСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Харатян Гурген Эдуардович, аспирант. Место учебы: Российская академия правосудия. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена проблемам теории и реализации концепции американского федерализма. В ней раскрываются историко-теоретические предпосылки зарождения идеи федерализма и их развитие непосредственно в Америке. Выявлены основные научные доктрины американского федерализма и особенности их реализации на практике. Установлена связь теории американского федерализма с практическими нуждами государства, в разное время отражающей как потребности развития самой американской федерации, так и представления о разрешении возникавших в ходе ее эволюции проблем. Сделан вывод о наличии в США практической возможности ограничения любой власти путем создания ее реальной альтернативы, обязательно связанной с жизнью и интересами граждан.
Ключевые слова: американский федерализм, федерация, государство, конституционная модель демократии, самоуправляющееся общество, баланс публичных и частных интересов, дуалистический федерализм, американская модель федерации, разграничение компетенции, уровень государственной власти.
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF THE CONCEPT OF AMERICAN FEDERALISM
Kharatyan Gurgen Edurdovich, postgraduate student. Place of study: Russian Academy of justice. E-mail: [email protected]
Annotation: This article is about historical evolution of concept of the American federalism. The article shows the main ideas and principles of this concept and their realization in the USA. It reveals the historical and theoretical background inception of the idea of federalism and direct development of this idea in the USA. The article contains basic scientific doctrines of American federalism and features of their implementation in practice. The author demonstrates a connection between the theories of American federalism with the practical needs of the state at different times, according to the development needs of the USA in course of their evolution problems. Concluded that there is a real possibility of limiting of any branch of power by creating a real alternative to it, certainly related to the life and interests of the citizens.
Keywords: American federalism, federation, state, constitutional model of democracy, self-governing society, the balance of public and private interests, dual federalism, the American Federation, the distribution of powers; the level of state power.
Своеобразным фундаментом государственной и правовой систем США выступает общественнополитическая идея федерализма. Прежде чем перейти к рассмотрению теоретико-концептуальных основ американского федерализма, следует обратиться к краткому анализу самого феномена федерализма. Для последующей выработки выводов и категориального различения понятий необходимо определиться с употребляемыми научными терминами, так, как «точное
определение терминов представляет первую предпосылку всякого научного исследования»1.
Федерализм является одним из наиболее трудных, если не самым трудным, для определения социальнополитическим феноменом. По общему мнению целого ряда отечественных авторов, несмотря на возможность выделения основных принципов, единого определения федерализма не существует и сам термин «федерализм» имеет различные толкования1 2. Федерализм как социально-политическая категория является многоаспектным, отсюда и различные точки зрения на его определение, вплоть до отрицания возможности дать его общее концептуальное определение3.
Исторически термин федерализм происходит от латинского «foedus» - договор, союз. В качестве одного из институтов римского права «foedus» представлял собой правовое установление jus gentium - «права народов», предтечи международного права. Отсюда можно сделать вывод о том, что федерация в своем изначальном смысле прежде всего межгосударственное объединение. Иными словами, выражением изначального смысла федерализма выступают принципы договора (соглашения), а также родственным лат. «foedus» слово «fides» - доверие, партнерство, добровольное согласие4. Сам термин «федерализм» является широко распространенным в рамках теории и истории государства и права и относится как к форме государственного устройства (федерация), так и в широком смысле к концептуальному политическому движению за федеративное устройство5. Отсюда и традиционное рассмотрение федерализма как системы основных принципов устройства и функционирования государства, отличных от принципов конфедерации и унитаризма. В основе данной формы государственности прежде всего отмечены следующие принципы:
- формирования геополитического пространства государства как единого целого из территориальных субъектов;
- субъекты федерации обладают лишь ограниченным суверенитетом, обычно наделяются учредительной властью, могут принимать собственную конституцию;
- разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в союзной (федеральной) конституции;
- субъекты федерации имеют свои правовые и судебные системы;
1 Джини К. Логика в статистике. М.: Статистика, 1973. С. 11.
2 См., напр.: Гоптарева И.Б. Концептуальные основы политической категории федерализма // Credo. 2002. №1. С. 49-64; Ломакина И.Б., Тэпс Д.С. Методология правотворчества: теория и практика, направления совершенствования // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 4. - С. 24-28; Хабирова А.В. Категориальный статус и проблемно-теоретическое поле понятия «федерализм» // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2007. Т. 149. Кн. 3. С. 60-70.
3 См., например: Белякова А.М. К вопросу о некоторых проблемах современного российского федерализма // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 5. - С. 38-43; Добрынин Н.М. Федерализм: историко-методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 2005. С. 17; Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ) / отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Юристъ, 2000. С. 12.
4 См.: Трусин С.В. Методологические основания феномена федерализма // Основы экономики, управления и права. 2012. № 4 (4). С. 29.
5 См.: Новицкая А.А. Полисемантичность термина pactum в римском праве // Бизнес в законе. - 2013. - № 6. - С. 26-32.
15
4'2014
Пробелы в российском законодательстве
- существует и единое союзное (федеративное) гражданство и гражданство субъекта6;
- наличие конституционной гарантии прав и свобод человека, т.к. распределенная государственная власть способствует недопущению ее узурпации какой-либо структурой7.
Так, одним из распространенных определений федерации является утверждение, что федерация - это форма организации правительства, которая стремится примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства, и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль во взаимоотношениях с центральным правительством8. Являясь многомерным явлением, федерализм имеет не только статический, но и динамический характер, по-разному проявляет себя в конкретный исторический период развития государства. Федерализму присущи исторические, политические, правовые, социальные, фискальные, культурные, идеологические и иные особенности. Существует даже пример попытки создать отдельную научную дисциплину «Федералогию», в рамках которой выпускаются учебные пособия, специально посвященные проблемам теории и практики данного социально-политического явления9. За рубежом еще с 1971 г. издается ежеквартальный журнал «Паблиус: журнал по проблемам федерализма», специализированный на данном феномене (под ред. Дж. Элейзера и Дж. Кинсайда) и многие другие издания. Наличие такого повышенного интереса к федерализму, а также большое количество дефиниций данного феномена объясняется прежде всего тем, что теория и практика федерализма насчитывает в мировой истории несколько веков, на протяжении которых он постоянно эволюционировал и претерпевал различные изменения: от федеральной теологии до современного политико-правового способа распределения властных полномочий10 11.
В рамках эволюции концепции собственно американского федерализма сложился ряд научных доктрин, активно используемых в судебной и политической практике США и всего мира. Среди них концепции, в разное время отражающие как потребности развития самой американской федерации, так и представления о разрешении возникавших в ходе ее эволюции проблем.
Общепризнанными на сегодняшний день являются: «дуалистический федерализм», «кооперативный федерализм», «новый федерализм», «конкурентный федерализм». Термин «дуалистический федерализм» был введен в научный оборот в 30-х годах XX в. и относится к периоду перехода от колоний к федерации штатов. Данная концепция предполагает двойственность суверенитета в государстве: суверенитет федерации и суверенитет ее субъектов11. Согласно теории дуалистического федерализма, структурообразующей
6 См., например: Федерализм: энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 228.
7 Эбзеев Б.С., Айбазов Р.У., Краснорядцев С.Л. Глобализация и государственное единство России. М.: Формула права, 2006. С. 136.
8 Натан Р., Хоффманн Э. Современный федерализм: сравнительные перспективы // Международная жизнь. 1991. № 4. С. 35.
9 См.: Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб., 2004. 320 с.
10 См.: Гоптарева И.Б. Концептуальные основы политической категории федерализма // Credo. 2002. №1. С. 49-64.
11 См.: Фадеева Т.М. Европейский федерализм: современные
тенденции / РАН ИНИОН. Центр соц. науч.-инф. исслед. Отд. ист.
наук; отв. ред. А.А. Твердохлеб. М., 2000. С. 7.
моделью политического взаимодействия в государстве и обществе выступают договорные отношения, поэтому данная теория позволяет раскрыть сущностные черты федеративной системы и отвечает логике построения федерации в качестве договорного образования. Однако важно помнить, что при вхождении государства в состав другого государства, потеря, а не только ограничение суверенитета, неизбежна. Это обусловлено тем, что суверенитет — не просто относительная независимость государства, но его полная не подчиненность другому. Следовательно, даже обладающие широкими полномочиями субъекты федерации не являются суверенными образованиями12.
Внутри концепции дуалистического федерализма центральное место занимает принцип жесткого горизонтального разделения уровней управления: то, что в 50-е годы получило в американской политологии образное определение layer-cake federalism («федерализм, подобный слоеному пирогу»). Эта концепция относится современными авторами к классу равновесных систем, где центр тяжести не смещается ни в сторону федерального правительства, ни к субъектам федерации, на ее основе они разрабатывают идею о возможности разрешения коллизий, возникающих между центром и регионами, при помощи участия нейтрального арбитра - судебной власти. Последняя, путем беспристрастного толкования текста конституции и руководствуясь ее принципами, призвана разграничивать суверенитет регионов и федерации. Позднее большее распространение получила концепция кооперативного федерализма, которая исходила из необходимости партнерства двух уровней власти (федерального центра и субъектов федерации), в связи с чем в конституциях стала специально выделяться сфера совместного ведения федерации и ее субъектов. Помимо сотрудничества между всеми уровнями власти данная концепция предполагает и солидарную ответственность при осуществлении определенных государственных полномочий.
В США она стала доминировать в качестве основы внутригосударственных отношений в связи с проведением Президентом Ф. Рузвельтом «Нового курса», исходя из необходимости кооперации13. Особенностью этого периода развития американского федерализма стала необходимость объединения усилий федерации и штатов для решения целого ряда социальноэкономических задач14. Американский кооперативный федерализм базируется на особенностях политической системы и системы правосудия США, в основе которых, в свою очередь, лежат принципы кооперации, состязательности и конкуренции. Согласно Д. Элазару, «определение кооперативный» в выражении «кооперативный федерализм» не означает, что отношения строятся исключительно на мире и дружбе... Не во всех ситуациях власти работают друг с другом охотно и в дружеском духе, так как зачастую они преследуют различные и даже противоположные цели. Однако «кооперативный» означает обязательность фактического поведения — работать и взаимодействовать
12 См.: Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права М., 1982. С. 50.
13 См.: Чиркин В.Е., Васильева Т.А., Глинич-Золотарева М.В., Лебедев А.Н., Шульженко Ю.Л. Глобализация и федерализм // Государство и право. 2007. № 7. С. 6.
14 См.: Сидоров О. А. Утверждение кооперативного федерализма в США (судебно-правовой аспект) // Регионология. 2006. № 4. С. 17.
16
КОНЦЕПЦИЯ АМЕРИКАНСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Харатян Г.Э.
вместе»15. Замена концепции дуалистического федерализма кооперативным отразила собой переход американского общества на иной уровень централизации экономики, власти и всех процессов социального регулирования. Политика децентрализации, начатая Президентом Р. Никсоном как расширение прерогатив органов местного самоуправления и правительств штатов за счет существующих полномочий федерального правительства, получила при Президенте Р. Рейгане название «нового федерализма» и ознаменовала собой масштабное сужение роли федерального центра. Сегодня данная тенденция сформировалась и окончательно оформилась в так называемую концепцию «конкурентного федерализма».
Это было обусловлено тем, что предыдущий опыт имел своим следствием нарушение равновесия федеративной системы Соединенных Штатов, а именно: чрезмерное сосредоточение политической инициативы, ответственности, финансовых ресурсов в федеральном центре, т.е. в руках федеральной бюрократии. Все данные явления во многом определи главные положения «нового федерализма» и стали лейтмотивом для научно обоснованного «конкурентного федерализма». Были восстановлены живительные для США идеи свободной конкуренции исходя из идеи о том, что: «Главной чертой конституций федеративных государств является сдерживание возможностей федеральных правительств по использованию принуждения в собственных интересах. Но федеральные правительства должны удерживаться как конституционно очерченными рамками их статуса и полномочий, так и самим фактом действительной конкуренции с правительствами субъектов федераций»16. Исходя из конкурентного начала, присущего федеративным системам и являющегося преимуществом федерации, был выведен тезис о способности поддержания постоянного соперничества как между национальным и субнациональным уровнями управления, так и между органами власти одного уровня, что и придает федеративной системе ее особый динамизм. В практическом плане реализация данного положения ускорит темпы хозяйственного роста, ограничит не подкрепленный экономическими возможностями рост социальных расходов, будет препятствовать увеличению налоговой нагрузки и, как результат, поспособствует повышению эффективности всей управленческой системы государства. Федеральный центр и регионы, согласно концепции конкурирующего федерализма, подчинены общим «правилам игры», а их «конкуренция» не выходит за пределы соперничества из-за голосов избирателей, финансовых ресурсов налогоплательщиков и средства инвесторов.
На практике федеративная система США обеспечивает существование нескольких уравновешенных между собой центров власти: Верховного Суда, Конгресса и Президента США. Все эти государственные органы олицетворяют собой соответствующие ветви власти и призваны обеспечивать защиту от проблем присущих централизованной власти в унитарном государстве, которые делают нежизнеспособными формальные федерации. В таких странах центральная власть обладает такой властью над «субъектами», которая прежде всего проявляется в способности заставлять вышеупомянутые «субъекты» делать то, что
15 Элазар Д. Сравнительный федерализм // Полит. исслед. 1995. № 5. С. 112.
16 Walsh С, An Economic Perspective // Galligan В., (ed.), Australian Federalism, Melbourne, 1989, P. 219.
последние не желают, и по своей воле не стали бы делать. Следовательно, правовые формы нового федеративного государства Америки должны были быть отличными от унитарных форм старого света, то есть привлечь совершенно иные принципы всей правовой и административной системы государства, а не ограничиваться одним лишь четким разделением компетенций между федеральным центром и штатами.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что выявленная в статье глубокая концептуальная основа американского федерализма обосновывает практику нахождение власти в штатах США «ближе к дому», иными словами, на традиционном со времен первых колоний уровне общины, муниципалитета, города и, наконец, штата. Данная традиция закрепляет принцип ограничения любой власти только путем создания ее реальной альтернативы, обязательно связанной с жизнью и интересами граждан - в общине, деревне или городе. По такому же принципу правительства штатов уравновешивают федеральную власть, а она контролируют деятельность администраций штатов США. В рамках американского федерализма эта система работает по конституционному принципу системы «сдержек и противовесов», согласно которому исполнительная, законодательная и судебная ветви власти уравновешивают и контролируют друг друга. Федерализм выступает в качестве своего рода основы взаимоотношений между множеством отдельных сообществ и не является просто шаблонной схемой. На практике федерализм оказался бы пустым и бессмысленным, если бы его рассматривали отдельно от культуры и истории конкретного государства. Так, для Соединенных Штатов Америки федерализм стал не только традицией, но и важной чертой американского образа жизни.
Список литературы:
1. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб., 2004. 320 с.
2. Белякова А.М. К вопросу о некоторых проблемах современного российского федерализма // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 5. - С. 3843.
3. Гоптарева И.Б. Концептуальные основы политической категории федерализма // Credo. 2002. №1. С. 4964.
4. Гоптарева И.Б. Концептуальные основы политической категории федерализма // Credo. 2002. №1. С. 4964.
5. Джини К. Логика в статистике. М.: Статистика, 1973. С. 11.
6. Добрынин Н.М. Федерализм: историко-
методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 2005. С. 17; Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ) / отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Юристъ, 2000. С. 12.
7. Ломакина И.Б., Тэпс Д.С. Методология правотворчества: теория и практика, направления совершенствования // Пробелы в российском законодательстве. -2012. - № 4. - С. 24-28
8. Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права М., 1982. С. 50.
9. Натан Р., Хоффманн Э. Современный федерализм: сравнительные перспективы // Международная жизнь. 1991. № 4. С. 35.
10. Новицкая А.А. Полисемантичность термина pactum в римском праве // Бизнес в законе. - 2013. - № 6. - С. 26-32.
17
4'2014
Пробелы в российском законодательстве
11. Сидоров О.А. Утверждение кооперативного федерализма в США (судебно-правовой аспект) // Регионология. 2006. № 4. С. 17.
12. Трусин С. В. Методологические основания феномена федерализма // Основы экономики, управления и права. 2012. № 4 (4). С. 29.
13. Фадеева Т.М. Европейский федерализм: современные тенденции / РАН ИНИОН. Центр соц. науч.-инф. исслед. Отд. ист. наук; отв. ред. А.А. Твердохлеб. М., 2000. С. 7.
14. Федерализм: энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 228.
15. Хабирова А.В. Категориальный статус и проблемно-теоретическое поле понятия «федерализм» // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2007. Т. 149. Кн. 3. С. 6070.
16. Чиркин В.Е., Васильева Т.А., Глинич-Золотарева М.В., Лебедев А.Н., Шульженко Ю.Л. Глобализация и федерализм // Государство и право. 2007. № 7. С. 6.
17. Эбзеев Б.С., Айбазов Р.У., Краснорядцев С.Л. Глобализация и государственное единство России. М.: Формула права, 2006. С. 136.
18. Элазар Д. Сравнительный федерализм // Полит. исслед. 1995. № 5. С. 112.
19. Walsh С, An Economic Perspective // Galligan В., (ed.), Australian Federalism, Melbourne, 1989, P. 219.
Рецензия
на статью Харатяна Гургена Эдуардовича «Теоретические и практические аспекты концепции американского федерализма»
Подготовленная Харатяном Г.Э. научная статья на тему «Теоретические и практические аспекты концепции американского федерализма» посвящена актуальным историко-правовым аспектам утверждения концепции американского федерализма.
Актуальность темы представленной для рецензирования научной статьи заключается в необходимости исторического и сравнительно-правового анализа концепции федерализма, особенностей формирования на основе общих принципов построения федеративного государства одной из наиболее жизнеспособных моделей такого государства, созданной в США. В этих целях автором предпринята попытка обоснования общих положений концепции федеративного государства, а также исследование исторических особенностей формирования независимого федеративного государства в США.
Статья написана на основе российских и иностранных источников, что способствует увеличению широты авторского кругозора, анализу различных научных позиций, сформулированных в российской и американской юриспруденции.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что исследуя обозначенную проблему, автором предпринята попытка внести определенный вклад в развитие общей теории государства и права, сравнительного правоведения.
Вызывают интерес авторские выводы, главный из которых состоит в следующем. Подчеркивая незыблемость сложившейся в США в конце XVIII в. системы организации федеративного государства, автор обосновывает роль судебной власти как арбитра, на которого возложено разрешение возможных противоречий, возникающих между федеральным центром и регионами. Именно это, на взгляд автора, способствует особому положению судебной власти в созданной в
США системе «сдержек и противовесов», что обеспечивает транспарентность деятельности двух остальных ветвей власти и учет региональных интересов при федеративной организации государства.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что рецензируемая работа достаточно актуальна, соответствует предъявляемым требованиям, представляет интерес с научной и практической точек зрения и может быть рекомендована для издания в журнале, рекомендованном ВАК, как научная статья.
Зав. кафедрой конституционного права им. Н.В. Витрука и кафедрой истории права и государства Российской академии правосудия, д-р юрид. наук, профессор В.Е. Сафонов
18