рис. 6
систем изображения для получения конкретного эмоционально-психологического состояния и яркого художественного образа.
Приведенный цикл заданий по композиции закладывает у студентов 2-го курса специальности ИЗО основы для создания целостного изображения, помогает успешно реализовать себя на занятиях по живописи и в дальнейшем полноценно раскрыть свой творческий потенциал в дипломной работе.
1. Голубева О. Л. Основы композиции. М.: Изобразит. искусство, 2001. 120 с.
2. Даглдиян К. Т. Декоративная композиция: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «Изобразит. искусство». 3-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 313 с.
© Пронина Н. К., 2015
УДК 378. 147:75
теоретические и практические аспекты изучения пейзажа по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам на основе федеральных
государственных требований
В статье рассматриваются современные методические подходы к изучению жанра пейзажа на занятиях по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам на основе федеральных государственных требований.
Ключевые слова: жанр, пейзаж, художественное образование, дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы, федеральных государственных требований.
H. B. CaenyvuHCKaa N. V. Savluchinskaya
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF THE STUDY OF LANDSCAPE ACCORDING
TO ADDITIONAL PREPROFESSIONAL GENERAL EDUCATION PROGRAMS BASED ON FEDERAL STATE REQUIREMENTS
The article deals with the modern methodological approaches to the study of the landscape genre in the classroom according to additional preprofessional general education programs on the basis of Federal State Requirements.
Keywords: landscape, genre, art education, additional preprofessional general education programs, Federal State Requirements.
Одной из главных задач работы педагога по приобщению детей к многообразному миру изобразительного искусства является развитие у детей бережного отношения и любви ко всему прекрасному, творческого воображения, ассоциативного мышления и творческой активности,
способности к сопереживанию, способности сравнивать, анализировать, обобщать собственные наблюдения и явления окружающей действительности.
Особой созидательной средой для ребенка в нашей стране зачастую являются учреждения системы дополни-
тельного образования, в которых формируется характер человека (воля, трудолюбие), эмоции, эстетический вкус, культура. Художественная культура, являющаяся основным содержанием этого образования, аккумулирует многовековой социокультурный опыт человечества, становится культурной средой и выступает мощнейшим средством воспитания подрастающего поколения.
Художественно-эстетическое образование является одним из важнейших способов развития и формирования целостной гармоничной личности, ее духовной ориентации, творческой индивидуальности и интеллектуального потенциала. В структуру системы художественного образования входит эстетическое воспитание, общее художественное и профессиональное художественное образование [1. с. 4].
Наиболее полно реализуются возможности художественного образования в системе дополнительного образования. Занятия в системе дополнительного образования имеют свои особенности. Организация работы занятий в системе дополнительного образования включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста.
Качество подготовки обучающихся в системе дополнительного предпрофессионального образования является одним из важных показателей уровня их художественного образования и эстетического воспитания. На качество образования влияет правильно составленная образовательная программа в области искусства. Федеральным законом № 145-ФЗ предусмотрена реализация в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональ-ных общеобразовательных программ в области искусств на основе Федеральных государственных требований (ФГТ) [2, с. 5].
Изучение жанра пейзажа и его выразительных возможностей в общеобразовательной предпрофессиональной программе дополнительного образования является частью содержания дисциплин «Рисунок», «Живопись», «Композиция» и способствуют реализации ФГТ с точки зрения формирования у детей позитивного, эмоционально-чувственного восприятия действительности через творчество.
Пейзаж (от фр. paysage - местность, страна) - один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы [3, с. 19].
Методика изучения темы «пейзаж» строится по принципу сочетания теоретических и практических заданий. Занятия по изучению пейзажа имеют следующие учебно-воспитательные задачи:
- развитие эстетического восприятия предметов, явлений окружающего мира и эмоционального отношения к ним;
- формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
- развитие цветового зрения, художественно-образной памяти, творческой активности, художественных способностей, воображения и фантазии;
- обучение практическим умениям и навыкам работы красками, ознакомление с теоретическими основами живописи (холодные и теплые цвета, колорит и т. п.);
- ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
В ходе обучения анализируется произведений изобразительного искусства, что позволяет развивать процесс мышления: школьники систематизируют полученные знания. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, на целостно-эмоциональное восприятие произведений искусства, на умение самостоятельно строить художественный образ, выражать свое отношение к реальности при освоении средств художественной выразительности.
Важная роль в процессе изучения жанра пейзажа отводится изучению мировых достижений изобразительного искусства, экскурсиям по городу, наблюдениям в ходе пленэрной практики. Такие занятия развивают умение видеть красивое в природе, в окружающей жизни. Через зрительные ощущения при рисовании уточняются представления о свойствах вещей и явлений с одной стороны, а с другой - воспитывается эстетическое отношение к этим вещам и явлениям.
Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции. В ходе изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции, воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируется эстетическое чувство. Каждой возрастной группе предлагаются определенные задания, в которых учитываются особенности детей и связанные с этим творческие возможности и предпочтения.
Занятия по теме «Пейзаж» преследует основные цели образовательной программы в системе дополнительного образования, к которым относятся:
- формирование у учащихся профессиональных навыков, знаний и умений для воплощения творческой идеи, замысла и реализации творческой задачи;
- художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний;
- воспитание любви и бережного отношения к родной природе;
- подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения.
Реализованы эти цели могут быть при постановке перед педагогом следующих задач:
- дать знания об основных правилах и закономерностях построения художественной формы и образа;
- развить навыки построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже;
- научить вести работу над зарисовками и этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов);
- научить находить необходимый выразительный метод в передаче натуры;
- научить использованию и применению средств живописи, их изобразительно-выразительных возможностей.
На занятиях в системе дополнительного образования используются различные методы обучения. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ. Наглядные: показ, наблюдение, демонстрация приемов работы и практические
методы обучения. Применение иллюстративного ряда и наглядных пособий помогает учащимся эффективнее запомнить учебный материал. Метод демонстрации является одним из ведущих методов обучения. Показ перед учениками процесса работы над заданием дает эффективные познавательные результаты, дети лучше понимают возможности техники исполнения, усваивают разнообразные варианты письма. Основное место на занятиях отводится практической работе: выполнению упражнений, рисованию с натуры, рисованию по воображению.
На уроках в системе дополнительного образования обычно занимаются не более пятнадцати учащихся, что создает необходимые условия для индивидуальной работы. Учитывая возраст учащихся, их индивидуальные особенности, уровень художественного и эстетического развития каждого, а также местные, региональные особенности, традиции искусства, культуры, педагог выбирает и рекомендует темы, их последовательность и время выполнения. Все обучение идет последовательно от простого задания к сложному. По окончании обучения у выпускников должно произойти накопление определенной суммы профессиональных навыков.
В конце освоения заданий по теме «Пейзаж» ожидаются следующие результаты:
- знание о закономерностях построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по учебным предметам: «Рисунок», «Живопись», «Композиция»;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Исходя из полученных данных в ходе практической деятельности и анализа литературы по вопросу изучения жанра пейзажа были выявлены трудности и проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся:
- обучающиеся испытывают трудности в передаче основных природных элементов, совершая типичную ошибку рисования по шаблонам, без анализа формы предмета;
- сталкиваются с трудностями в передачи линии горизонта, соотношения воздушного и земного пространства;
- обучающиеся не используют линию и ее выразительные возможности в пейзажном рисунке и зарисовках;
- испытывают трудности в передаче разнообразия цвета природных элементов, работая одной краской при рисовании объекта;
- испытывают трудности в использовании колорита и его выразительных возможностей при создании пейзажной работы;
- испытывают затруднения в работе с композицией: выделением композиционного центра, равновесием, плановостью, статики и динамики в работе;
- вызывает затруднение передача линейной и воздушной перспективы в изображении;
- испытывают трудности в передаче сезонных и временных особенностей природы.
Для преодоления трудностей по освоению выразительных возможностей жанра пейзажа и по вопросам композиции изображения необходимо как можно больше внимания уделять наглядному материалу, анализировать работы художников, просматривать искусствоведческие фильмы по заданным темам, использовать презентации, виртуальные экскурсии и интерактивные уроки для повышения работоспособности обучающихся.
Анализируя развитие композиции в историческом аспекте и как специальной учебной дисциплины, можно увидеть, что на этот предмет всегда оказывали влияние композиционные находки великих мастеров. Естественно, эти достижения находили отражение и в практике преподавания изобразительного искусства [4, с. 11].
Необходимо научить ребенка видеть, рассуждать, обсуждать и анализировать природные формы. Кроме того, следует воспитывать у детей умение рассуждать, сравнивать, называть изображаемое. Наблюдение и рассуждение - существенный момент в преподавании. Без навыков наблюдения достаточно сложно нарисовать пейзаж. Необходимо в течение года уделять внимание решению основных проблем, выполняя упражнения и задания по усвоению необходимых знаний, умений и навыков. Для преодоления трудностей у обучающихся при работе над освоением выразительных возможностей жанра пейзажа необходимо разработать серию заданий с учетом требований ФГТ. Эти задания должны отвечать основным целям и задачам процесса обучения по дисциплинам «Рисунок», «Живопись», «Композиция» и способствовать решению основных проблем и трудностей, которые дети испытывают в процессе работы над жанром пейзажа.
Тематический план предусматривает широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога. На этих занятиях необходимо использовать различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы (рассказ, объяснение) сопровождаются демонстрацией наглядных пособий. К наглядным материалам относятся: репродукции картин художников, разработанные методические пособия к урокам, виртуальные экскурсии, интерактивные, презентации к урокам, детские работы, фотографии образцов. Однако основу всех занятий составляет практическая работа - выполнение набросков, зарисовок, а также самого задания.
Все занятия по изучению пейзажа на рисунке, живописи и композиции предлагается делить на 4 основных этапа:
первый этап - изучение пластики отдельных форм и частей пейзажа;
второй этап - пластическое единство отдельных форм в несложном пейзаже с неглубоким пространством;
третий этап - усложненный многоплановый пейзаж с глубоким пространством;
четвертый этап - пейзаж по памяти и представлению с передачей линейной и воздушной перспективы.
На первом этапе, освоение пейзажа начинается со знакомства с каждым в отдельности элементом природы, с его пластикой. Вводится изучение выразительных возможностей линии и пятна в рисунке, значение колорита в пейзажной живописи. После кропотливого изучения, многократной прорисовки разнообразных видов растений, обучающиеся справляются с поставленной задачей изображения мелких природных форм с характерными, своеобразными очертаниями и пластикой.
На втором этапе осуществляется изучение основ композиции. Работа идет в разных форматах листа, в плоскостном изображении с выделением плановости, а также изучением композиционного центра и ритма.
На третьем этапе происходит усложнение пейзажа многоплановостью, линейной и воздушной перспективой. При изображении объемно-пространственного пейзажа обучающиеся углубляют знания по композиции, выполняют задания с передачей среды, пространства, выполняют эскизы пейзажа, определяют освещение пейзажа, выбирают графические материалы и графические средства выражения, определяют пропорции, плановость, избирательность, детализацию. Преподаватель знакомит с последовательностью ведения работы.
На четвертом этапе включаются более длительные постановки и работа над эскизами, с помощью которых ведутся поиски композиционного и цветового решения.
Практическое закрепление изучения жанра «пейзаж» необходимо проводить в форме пленэра. Пленэр как форма художественного общения, развития и реализации потенциала ребенка давно апробирован и внедрен в системе учреждений дополнительного художественного образования. В настоящее время популярность такой формы работы с детьми разных возрастных групп, уровней подготовки возрастает. Проводятся пленэры школьные, городские, региональ-
ные и международные. Целью таких мероприятий является создание условий для развития и реализации творческого потенциала детей и осуществляться в задачах:
а) воспитательной - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества как основы приобретения личностного опыта и самосозидания; гармонизация личности ребенка через развитие способности к самовыражению, самопознанию и саморазвитию;
б) художественно-творческой - воспитание способности эстетически воспринимать предметы и объекты как в реальной действительности, так и через произведения искусства; развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
в) технической - освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства.
Участие в пленэре, изучение пейзажа дает возможность ребенку погрузиться в культурно образовательную среду, которая поможет в самоопределении и осознании социальной значимости своей деятельности, раскроет потенциал и духовную основу личности ребенка.
1. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. 190 с.
2. Аракелова А. О. О реализации дополнительных пред-профессиональных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: сб. материалов для детских школ искусств / Минкультуры России. М., 2012. Ч. 1. 118 с.
3. Беда Г. В. Изобразительные средства . М.: Просвещение, 1963. 195 с.
4. Шорохов Е. В. Композиция: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 288 с.
© Савлучинская Н. В., 2015
УДК 378. 147:75
роль законов визуального восприятия при композиционном построении натюрморта
В статье рассматривается роль законов визуального восприятия в совершенствовании качества восприятия будущих учителей изобразительного искусства. Даются методические рекомендации по организации процесса обучения.
Ключевые слова: законы визуального восприятия, художественное восприятие, наблюдательность, композиция, натюрморт.
E. B. CHpunHUHoea E. V. Skripnikova
ROLE OF THE LAWS OF VISUAL PERCEPTION IN COMPOSITIONAL ARRANGEMENT OF STILL LIFES
This paper examines the role of the laws of visual perception in improving the quality of perception of the future fine arts teachers. The methodological guide lines for the organization of the learning process are given.
Keywords: laws of visual perception, artistic perception, observation, composition, still life.
В первой половине ХХ века были разработаны основы чается в предсказуемости эмоциональных реакций человека учения о визуальном восприятии человека. Суть его заклю- при осмотре тех или иных объектов. Закономерности визу-