pISSN 2071-4688 Инвестиционная деятельность
eISSN 2311-8709
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ: ИСТОЧНИК, ФОРМЫ, МЕХАНИЗМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ
Валентина Николаевна ЕДРОНОВА3', Дарья Олеговна МАСЛАКОВАь
я доктор экономических наук, профессор кафедры информационных систем в финансово-кредитной сфере,
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,
Нижний Новгород, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 2164-1066
ь аспирантка кафедры информационных систем в финансово-кредитной сфере,
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,
Нижний Новгород, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: отсутствует
' Ответственный автор
История статьи:
Получена 27.04.2018 Получена в доработанном виде 14.05.2018 Одобрена 28.05.2018 Доступна онлайн 27.06.2018
УДК 338.48 Е62
Ключевые слова:
финансирование инвестиций, формы инвестиций, механизмы инвестиций, инструменты инвестиций, бюджетное финансирование
Аннотация
Предмет. Необходима реорганизация российской экономики, поэтому встает проблема поиска источников инвестиций и более глубокого осмысления теории финансирования инвестиций, в том числе государственного.
Цели. Уточнить содержание дефиниций: источник, формы, механизмы и инструменты государственного финансирования инвестиций; выявить связи между указанными дефинициями, предложить логически обоснованную классификацию форм, механизмов и инструментов инвестиций.
Методология. Эмпирические и логические построения, анализ и синтез, обобщение, системный подход, методы сравнительного анализа.
Результаты. Сделана попытка устранить неоднозначность толкования терминов, дано определение важнейших понятий государственного финансирования инвестиций, установлены взаимосвязи терминов, выполнена классификация форм, механизмов и инструментов инвестиций.
Область применения. Результаты могут служить основой дальнейших исследований в области финансирования инвестиций и представляют интерес для научных работников, магистрантов, аспирантов.
Выводы. В научной литературе и практике отсутствует единство толкования важнейших терминов, связанных с финансированием инвестиций. Формулировка той или иной дефиниции должна базироваться на раскрытии ее сущности и логической связи с другими дефинициями. Предложенный подход позволяет строить научно обоснованные классификации, учитывающие современную нормативную базу и практику государственного финансирования инвестиций.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Едронова В.Н., Маслакова Д.О. Теоретические и практические аспекты государственного финансирования инвестиций: источник, формы, механизмы, инструменты // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 6. — С. 1304 — 1320. https://doi.org/10.24891/fc.24.6.1304
В специальной литературе по теории финансов и инвестиций сложились общепризнанные определения таких дефиниций, как «государственные финансы»,
1304
«инвестиции», «финансирование» [1, 2]. Под финансами понимается совокупность экономических отношений между субъектами, возникающая в процессе создания и
использования фондов для нужд государства и создания условий для расширенного воспроизводства, под инвестициями — вложения капитала в целях его увеличения в долгосрочной перспективе. Следовательно, государственное финансирование инвестиций — это экономические отношения между субъектами по поводу выделения и использования государственных средств на расширение производства, модернизацию экономики, технологическое развитие страны.
В то же время изучение трудов, научных статей и монографий по финансированию инвестиций показывает, что отсутствует единство в определении таких дефиниций, как источники инвестиций, формы, механизмы, инструменты финансирования инвестиций [3].
В толковом словаре русского языка источник обозначен как то, что дает начало чему-нибудь; откуда исходит что-нибудь1. Отсюда источником финансирования инвестиций будем считать финансовые ресурсы определенного субъекта или совокупности субъектов, представляющих из своих фондов средства субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность. По сути, это исходная точка, из которой инвестиционные средства начинают движение. При государственном финансировании инвестиционные средства черпаются из одного источника — федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, то есть государственное финансирование инвестиций — это всегда ассигнования из бюджета, а термины «государственное» и «бюджетное» финансирование инвестиций выступают синонимами.
Государственное бюджетное финансирование инвестиций осуществляется в соответствии со ст. 79 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности» и 80 «Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями»2.
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1984. 816 с.
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Главными объектами бюджетных инвестиций являются государственные (муниципальные) унитарные предприятия, автономные и бюджетные учреждения. Объект государственных инвестиций принадлежит государству, поэтому инвестиции увеличивают капитал этих объектов, чаще всего путем увеличения их уставного фонда, государство сохраняет за собой право собственности на инвестируемый капитал. Государство осуществляет поддержку и н в е с т и ц и о н н о й д е я т е л ь н о с т и и негосударственных предприятий в форме вкладов в их уставный капитал.
Бюджетные средства могут поступать к субъекту, осуществляющему инвестиционную деятельность, непосредственно из бюджета или через специальных государственных посредников — государственные инвестиционные и суверенные фонды, корпорации, в последнее время получивших статус институтов развития. Бюджет таких фондов может формироваться только за счет перечислений из государственных бюджетов или за счет разных источников, следовательно, организация движения инвестиционных средств от источника инвестиций к их получателю может быть различной и встает вопрос о форме организации взаимоотношений между субъектами по поводу привлечения денежных средств.
Исходя из содержания финансирования инвестиций, а также толкования термина «форма» как установленного порядка чего-либо, формой финансирования инвестиций будем считать закрепленный законодательством порядок отношений между субъектом, предоставляющим инвестиционные средства, и субъектами, их принимающими. К основным организационным формам государственного финансирования инвестиций, исходя из анализа законодательной и нормативной базы, изучения практики финансирования инвестиций в России, а также из содержания данной дефиниции, отнесем:
• программное финансирование;
• софинансирование прямых инвестиций;
• софинансирование инвестиционных проектов через инвестиционного посредника;
• софинансирование в рамках государственно-частного партнерства.
Программное финансирование осуществляется в рамках государственных программ (ГП), утверждаемых Правительством Российской Федерации. В паспорте каждой программы указываются исполнители, соисполнители и участники ГП, цель и задачи программы, целевые индикаторы и показатели, этапы и сроки реализации, объемы бюджетных ассигнований по годам реализации программы, ожидаемые результаты реализации. Участниками программы могут быть федеральные министерства, агентства, службы, государственные бюджетные у ч р е ж д е н и я , ф ед е р а л ь н ы е ву з ы , исследовательские центры, некоммерческие организации. В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ параметры финансирования госпрограмм приводятся в соответствие с федеральным бюджетом на текущий год и на плановый период.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 16.09.2016 № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» информация о ресурсном обеспечении реализации государственной программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации представляется с расшифровкой по главным распорядителям средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (по ответственному исполнителю, соисполнителям и участникам государственной программы), по подпрограммам и федеральным целевым программам, основным мероприятиям, ведомственным целевым программам, подпрограммам федеральных целевых программ (при наличии)3. Таким образом, при государственном программном финансировании схема движения бюджетных
3 Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71408802/
средств имеет вид: государство — ответственные исполнители, соисполнители, участники государственных программ [4].
С позиций финансирования инвестиций наибольший интерес представляет блок программ «Инновационное развитие и модернизация экономики», включающий 18 программ4 (табл. 1).
В табл. 2 отражены объемы бюджетных ассигнований в разрезе программ блока «Инновационное развитие и модернизация экономики».
В соответствии с государственными программами блока «Инновационное развитие и модернизация экономики» планируется осуществить бюджетных ассигнований на сумму 15,745 трлн руб.
В табл. 3 отражена структура распределения бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными предприятиями, по отдельным государственным программам в 2017 г.
В суммарном объеме бюджетных ассигнований на инвестиции наибольшую долю в 2017 г. занимали ассигнования по Государственной программе «Развитие транспортной системы» (42,5%), «Развитие авиационной промышленности» (20,7%), «Экономическое развитие и инновационная экономика» (14,6%).
В рамках формы софинансирования прямых инвестиций бюджетные средства выделяются специальному государственному инвестиционному фонду — Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ), созданному в 2011 г. и преобразованному в 2016 г. [5], осуществляющему софинансирование прямых инвестиций от лица государства. В соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 154-ФЗ «О Российском фонде прямых инвестиций» зарезервированный капитал российского правительства в данном
4 Государственные программы.
URL: http://government.ru/programs/
суверенном фонде составляет 10 млрд долл. США, в настоящее время фонд имеет статус суверенного фонда и располагает капиталом 4 млрд долл. США5. Имущество фонда находится под управлением непубличного акционерного общества, единственным акционером которого является Российская Федерация.
Целью общества является привлечение иностранных и российских инвестиций, высококвалифицированных кадров и инновационных технологий в экономику Российской Федерации, обеспечение развития и повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, стимулирования инвестиционной деятельности. Общество действует в качестве доверительного управляющего Фонда, осуществляя за счет имущества Фонда финансирование инвестиционных проектов как в Российской Федерации, так и за пределами ее территории, в том числе с участием иностранных лиц6 [6, 7].
Общество осуществляет инвестирование собственных средств, совершает сделки по передаче имущества в пользование, приобретает доли (акции, паи) в уставном капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов, создает филиалы и открывает представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами.
РПФИ осуществляет активное сотрудничество с зарубежными компаниями, фондами, банками. Важнейшими партнерами Российского фонда являются Китайская инвестиционная корпорация с капиталом 2 млрд долл. США, 70% которого будет проинвестировано в России; Российско-итальянская инвестиционная платформа с объемом средств 1 млрд евро; Российско-саудовский инвестиционный фонд с суммой вклада в партнерство 10 млрд долл. США; Российско-японский инвестиционный фонд,
5 Минфин намерен активнее инвестировать средства фонда национального состояния. URL: https://www.vedomosti.ru/econ omics/artides/2017/07/26/725922-minfin-aktivnee-investirovat
6 Кудрявцев А.А. Проблемы программно-целевого планирования и финансирования бюджетных инвестиций // Финансы и кредит. 2009. № 9. С. 29-35.
инвестиции в который РПФИ и Японии составили 500 млн долл. США с каждой стороны. Расширяется сотрудничество в рамках Российско-французской инвестиционной платформы. Стороны договорились о совместном поиске и финансировании проектов в области малого и среднего бизнеса в России и Франции (размер каждой инвестиции до 20 млн евро) [8]. В рамках договоренности РПФИ с японо-швейцарской компанией Hitachi Zosen Inova и предполагается реализация проекта «Энергия из отходов», предусматривающего строительство четырех заводов по экологически чистой термической переработке отходов в электроэнергию в Московской области и одного — в Казани. Консорциум международных инвесторов в составе Российского фонда прямых инвестиций, Российско-японского инвестиционного фонда, а также ведущих ближневосточных фондов подписал транзакционную документацию по приобретению миноритарного пакета акций многофункционального телемедицинского сервиса «Доктис», разрабатывающего универсальную телемедицинскую платформу на основе предиктивных медицинских технологий и искусственного интеллекта, которая сможет облегчить доступ населения к быстрому и качественному медицинскому обслуживанию7.
За шесть лет фонд инвестировал в российские предприятия разных отраслей более 1,2 трлн руб., из них 100 млрд руб. — средства РПФИ и 1,1 трлн руб. — средства соинвесторов, партнеров, инвестиционных фондов и банков. Фондом привлечено в российскую экономику более 30 млрд долл. США иностранного ка п и т а л а , с о з д а н ы д ол г о с р оч н ы е стратегические партнерства8. Примером успешной деятельности Российского фонда прямых инвестиций может служить участие Фонда и зарубежных партнеров на Дальнем Востоке. Совместно с партнерами РФПИ инвестировал и одобрил для инвестиций на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе свыше 90 млрд руб. Из них собственные
7 РФПИ. URL: https://rdif.ru/Press/
8 Российский фонд прямых инвестиций. URL: https://rdif.ru/About/
средства РФПИ составили более 30 млрд руб., инвестиции международных партнеров РФПИ в регионе превысили 60 млрд руб. Реализованы проекты в сфере транспортной инфраструктуры, логистики, переработки природных ресурсов с высокой добавленной стоимостью9.
Форма государственного финансирования инвестиций «Софинансирование инвестиционных проектов через инвестиционного посредника» позволяет финансировать не только крупные проекты, реализуемые через РФПИ, но и проекты меньшего объема. Роль инвестиционного посредника в России выполняет Фонд развития промышленности (ФРП) [9], преобразованный в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.08.2014 № 1651-р из фонда технологического развития10.
В соответствии с уставом Фонда11 и изменениями к нему12 ФРП создан Российской Федерацией, является государственным фондом и входит в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности. Средства в Фонд поступают из бюджетной системы, предметом деятельности является выдача займов, предоставление финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности и торговли, поддержка деятельности российских организаций, реализующих научные, научно-технические и инновационные проекты. Софинансирование осуществляются в рамках шести программ: проекты развития, станкостроение,
9 Результаты деятельности РФПИ и международных партнеров на Дальнем Востоке России.
URL: https://rdif.ru/fullNews/1780/
10 Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2014 № 1651-р «О передаче в ведение Минпромторга РФ федерального автономного учреждения «Российский фонд технологического развития». URL: http://docs.cntd.ru/document/420218293
11 Устав федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития», утвержден приказом Минпромторга России 01.12.2015
№ 3863. URL: http://frprf.ru/download/ustav-federalnogo-
gosudarstvennogo-avtonomnogo-uchrezhdeniya-rossiyskiy-fond-
tekhnologicheskogo-razv.pdf
12 Изменение к Уставу федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития, утверждено приказом Минпромторга России 18.01.2018 № 145. URL: http://frprf.ru/download/izmenenie-2-k-ustavu-ot-18-01-2018.pdf
В.Н. Едронова и др. / Финансы и кред
1308 http://fin-izd
лизинговые проекты, комплектующие изделия, конверсия, маркировка лекарственных средств13 [10].
Важнейшими принципами работы фонда являются: целевое финансирование проектов по созданию новых производств, освоению прогрессивных технологий и конкурентоспособной продукции; поддержка успешных компаний, имеющих потенциал и перспективы развития; прозрачность процедур прохождения заявок на финансирование и экспертиз (финансово-экономической, правовой, производственно-технологической, научно-технической).
Для обеспечения деятельности Фонда в целях поддержки реализации инвестиционных проектов в федеральном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на 2018 г. в размере 1,5 млрд руб., 2019 г. — 1,4 млрд руб., 2020 г. — 1 млрд руб. В течение 2014—2017 гг. в Фонд поступило 2 032 заявки (проекта) на сумму 611,8 млрд руб. По оценкам Фонда это позволит привлечь более 101,0 млрд руб. внебюджетных инвестиций в реальный сектор экономики14.
В табл. 4 отражено распределение проектов по отраслям промышленности.
Свыше трети проектов приходится на машиностроение, более 10% — на металлургию и металлообработку, химию и медбиофарму, от 3 до 6% — на электронику, легкую промышленность, стройматериалы, новые материалы, производство мебели. Проектами охвачено свыше 30 видов деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
На конец 2017 г. инвестиционные проекты финансировались в 56 субъектах РФ (табл. 5).
13 Яшин С.Н., Кошелев Е.В., Подшибякин Д.В. Индексный метод формирования инвестиционной программы корпорации при ограниченном бюджете финансирования // Финансы и кредит. 2014. № 24. С. 2—8; Румянцева Е.Е. Некоторые негативные черты современного инвестиционного процесса в России // Финансы и кредит. 2005. № 4. С. 15—20.
14 Бюджет для граждан. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017 /12/main/BDG_2018_FINAL.pdf
Половина всех проектов осуществляется в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге; от пяти до 10 проектов включительно реализуется в Пермском крае, Нижегородской, Ивановской, Калужской, Ленинградской, Челябинской, Самарской Ярославской, Ростовской, Волгоградской, Новосибирской, Рязанской областях, Республике Татарстан, Башкортостан, Удмуртской республике; в 37 субъектах число проектов не превышает четырех.
Порядок и субъекты финансирования инвестиций в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) определяются Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [11]. В государственно-частном партнерстве объединяются ресурсы публичного партнера (Российской Федерации, или субъекта РФ, или муниципального образования) и частного партнера.
На начало 2017 г. принято решение о реализации около 2 446 инфраструктурных проектов на принципах ГЧП, из них 17 проектов — федерального уровня, 238 проектов регионального уровня, 2 191 проект муниципального уровня. Обязательства государства по проектам 704 млрд руб., или 34,6% общих обязательств по финансированию публичной и частной стороны15. В табл. 6 отражено распределение проектов по отраслям инфраструктуры.
Большинство инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства (84,1%) реализуется в коммунальной и энергетической сфере, на втором месте по удельному весу числа проектов — социальная инфраструктура — 11,5%, на долю промышленной и
15 Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016—2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов». М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП, 2016. 32 с. URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2017_B5_Block_ 31-03-2017-web.pdf
сельскохозяйственной инфраструктуры приходится лишь 0,1%.
В рамках определенной формы финансирования инвестиций применяются различные схемы, отражающие движение денежных средств от источника финансирования инвестиций до субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность, которые обозначим как механизмы финансирования [12]. Каждый механизм включает набор определенных финансовых инструментов, то есть зафиксированных в определенном документе условий и параметров финансирования, с помощью которых реализуется тот или иной механизм.
Для программного финансирования механизмом являются бюджетные ассигнования, инструментом — выделение определенных сумм в рамках Государственных программ Российской Федерации соответствующим министерствам (промышленности и торговли, экономического развития, транспорта, сельского хозяйства, энергетики и др.), взносов в уставной капитал государственных корпораций [13].
В рамках посреднической деятельности по предоставлению бюджетных инвестиционных средств ФРП реализует механизм льготного займа на условиях софинансирования проектов.
Набор финансовых инструментов данного механизма финансирования инвестиций идентичен для всех программ: льготные займы по программам «Проекты развития», «Станкостроение», «Комплектующие» предоставляются на сумму от 50 до 500 млн руб.; «Конверсия» — от 200 до 700 млн руб., «Маркировке лекарственных средств» — от 5 до 50 млн руб., «Лизинг» — от 5 до 500 млн руб. Процентная ставка колеблется от 1 до 5% в зависимости от программы и предоставления гарантий инвестором, срок займа — от 2 до 7 лет, общий бюджет проекта от 20; 75,5; 100 и 400 млн руб. На долю софинансирования со стороны заявителя, частных инвесторов или банков приходится от 30 — 50% бюджета проекта или от 15% суммы займа [14]. Целевой объем продаж новой
продукции должен составлять 30 — 50% от суммы займа в год, начиная со второго года серийного производства16. В качестве обеспечения возврата займа применяются гарантии кредитных организаций; гарантии и поручительства федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (корпорации МСП); р е г и о н а л ь н ы х ф о н д о в с од е й с т в и я кредитованию МСП, а также субъектов РФ, поручительство и гарантии юридических лиц, имеющих устойчивое финансовое положение, а также субъектов РФ. Предметами залога могут быть драгоценные металлы; недвижимые имущественные активы; оборудование и транспортные средства; акции юридических лиц, имеющие обращение на Московской бирже, государственные и корпоративные облигации, включенные в котировальный список Московской биржи [15].
В рамках программ «Проекты развития» и «Комплектующие изделия» на базе заключенных соглашений ФРП осуществляет финансирование проектов совместно с ре г и о наль ны м и ф онд ам и раз в и т и я промышленности. На конец 2017 г. ФРП были созданы в 38 субъектах Российской Федерации. Общая сумма займов для проекта у двух фондов от 20 до 100 млн руб., суммарный бюджет проекта по первой программе — от 40 млн руб. и выше, второй программе — от 28,6 млн руб.17.
Механизмом государственно-частного партнерства выступает долевое участие в
инфраструктурном проекте, а инструментами — соглашение о государственно-частном партнерстве и концессионное соглашение [16, 17].
В табл. 7 представлена классификация форм, механизмов и инструментов государственного финансирования инвестиций, исходя из уточнения содержаний перечисленных терминов.
Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что форма государственного финансирования — это порядок финансирования, определяемый федеральными законами и постановлениями правительства. В рамках формы могут действовать различные механизмы, устанавливающие схему движения инвестиционных средств между субъектами финансирования. Механизмы предполагают наличие определенных форматов, то есть инструментов, закрепляющих взаимообязательства субъектов инвестирования, условия и ограничения реализации механизмов финансирования.
Предлагаемая классификация не является универсальной и может меняться при появлении новых форм, механизмов и инструментов государственного финансирования. В то же время четкое разграничение дефиниций и понимание их содержания позволит четко систематизировать и структурировать как теоретический материал, так и практические результаты при исследовании и анализе источников финансирования инвестиций.
16 Фонд развития промышленности. Презентация.
URL: http://frprf.ru/download/prezentatsiya-fonda-na-russkom-yazyke.pdf
17 Фонд развития промышленности. Возможности финансирования и поддержки проектов. URL: http://frprf.ru/do wnload/prezentatsiya-fonda-na-russkom-yazyke.pdf
Таблица 1
Перечень государственных программа блока «Инновационное развитие и модернизация экономики»
Table 1
List of State programs of the block Innovative Development and Modernization of the Economy
№ Наименование программы Дата и № Ответственный исполнитель
п/п постановления
1 Развитие науки и технологий на 2013—2020 гг. 15.04.2014 № 301 Министерство образования и науки РФ
2 Экономическое развитие и инновационная экономика на 2013—2020 гг. 15.04.2014 № 316 Министерство экономического развития РФ
3 Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на 2013—2020 гг. 15.04.2014 № 328 Министерство промышленности и торговли РФ
4 Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2016—2010 гг. 16.05.2016 № 425-8 Министерство промышленности и торговли РФ
5 Развитие авиационной промышленности на 2013 — 2025 гг. 15.04.2014 № 303 Министерство промышленности и торговли РФ
6 Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013—2030 гг. 15.04.2014 № 304 Министерство промышленности и торговли РФ
7 Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2014—2025 гг. 15.04.2014 № 329 Министерство промышленности и торговли РФ
8 Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013—2020 гг. 15.04.2014 № 305 Министерство промышленности и торговли РФ
9 Космическая деятельность России на 2013—2020 гг. 28.12.2012 № 2594-р Федеральное космическое агентство
10 Развитие атомного энергопромышленного комплекса на 2012—2020 гг. 02.06.2014 № 506-12 Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
11 Информационное общество на 2011 —2020 гг. 20.10.2010 № 1815-р Министерство связи и массовых коммуникаций РФ
12 Развитие транспортной системы на 2018—2021 гг. 20.12.2017 № 1596 Министерство транспорта РФ
13 Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. 14.07.2012 № 771 Министерство сельского хозяйства РФ
14 Развитие рыбохозяйственного комплекса на 2013— 2020 гг. 15.04.2014 № 314 Министерство сельского хозяйства РФ
15 Развитие внешнеэкономической деятельности на 2013—2019 гг. 15.04.2014 № 330 Министерство экономического развития РФ
16 Воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013—2010 гг. 15.04.2014 № 322 Министерство природных ресурсов и экологии РФ
17 Развитие лесного хозяйства на 2013—2020 гг. 15.04.2014 № 318 Министерство природных ресурсов и экологии РФ
18 Энергоэффективность и развитие энергетики на 2013—2020 гг. 18.04.2014 № 327 Министерство энергетики РФ
Источник: составлено по материалам Паспортов государственных программ, размещенных на сайте информационно-правового портала «Гарант» и официального сайта Правительства России. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
Source: Authoring, based on materials of the state programs Passports placed on the website of information and legal portal Garant and the official website of the Government of Russia. URL: http://gov.garant.ru^SESSION/PILOT/main.htm
Таблица 2
Объемы ассигнований из федерального бюджета по программам блока «Инновационное развитие и модернизация экономики» в 2013 — 2020 гг., млрд руб.
Table 2
The volume of allocations from the Federal budget according to the programs of the block Innovative Development and Modernization of the Economy, billion RUB
№ п/Л1 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Всего по программе
1 145,4 151 164,4 157,7 150,8 154,9 157,4 228,6 1 310,2
2 125,5 132,7 128,9 106,1 96,9 78,6 75,6 141,3 885,6
3 55,3 153 134,7 156,6 146,4 129,3 136,8 136,8 1 058,9
4 — — — 7,6 6,6 6,9 6,9 6,9 34,9
5 55,5 58,3 60,1 49,5 55,9 49,4 52,5 333'2 714,2
6 27,1 24,6 9,2 17,7 10,3 9,8 9,8 216,4"3 334,7
7 21,4 14,8 13,2 12,8 11,6 11,6 11,9 76,7*4 174
8 15,2 14,7 16,6 16,3 11,6 11,2 11,3 11,3 108,2
9 Нет данных в открытом доступе 2 111
10 232,5*5 147,1 170,6 81,2 70 66,6 66,2 67 901,2
11 390*6 116,2 115,2 122,8 113,8 107,5 100,1 100,1 1 165,7
12 — — — — — 799,2 746,7 1 637*7 3 182,9
13 261 262,1 255 295,9 257,5 298,3 297,2 293,8 2 220,8
14 10,5 10,2 13,4 12 11,1 10 9,7 11 87,9
15 68,9 73,1 84,3 76,6 83 64,5 64,2 — 514,6
16 63,1 65,2 63,6 66,1 77,7 82,8 86,1 90,2 594,8
17 29,6 31,9 33,5 27,8 27,5 27,4 27,4 35,5 240,6
18 17,1 14,2 11,7 16 14,3 11,9 9,8 9,8 104,8
Итого — — — — — — — — 15745
м Порядковые номера проставлены в соответствии с табл. 1. *2 Сумма приведена накопительным итогом за 2020 — 2025 гг. *3 Сумма приведена накопительным итогом за 2020—2030 гг. *4 Сумма приведена накопительным итогом за 2020—2025 гг. *5 Сумма приведена накопительным итогом за 2012 — 2013 гг. *6 Сумма приведена накопительным итогом за 2011—2013 гг. *7 Сумма приведена накопительным итогом за 2020—2021 гг.
Источник: составлено по материалам Паспортов государственных программ, размещенных на сайте информационно-правового портала «Гарант» и официального сайта Правительства России. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
Source: Authoring, based on materials of the state programs Passports placed on the website of information and legal portal Garant and the official website of the Government of Russia. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
Таблица 3
Структура распределения бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными предприятиями, в разрезе государственных программ в 2017 г.
Table 3
The distribution structure of budget allocations for the provision of budget investments to legal entities that are not State or municipal enterprises in the context of State programs in 2017
Наименование ассигнований Тыс. руб. В % к итогу
Раздел I. Бюджетные инвестиции юридическим лицам в объекты 7 914 930 9
капитального строительства
ГП РФ «Космическая деятельность России» 3 173 300 3,6
ГП РФ «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» 4 741 630 5,4
Раздел II. Бюджетные инвестиции юридическим лицам, за исключением 74 484 234,8 84,8
бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства
ГП РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» 12 800 000 14,6
ГП РФ «Развитие авиационной промышленности» 18 177 035,3 20,7
ГП РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых 950 000 1,1
месторождений»
ГП РФ «Развитие транспортной системы» 37 557 199,5 42,8
ГП РФ «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков 5 000 000 5,6
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»
Раздел III. Бюджетные инвестиции юридическим лицам в объекты 5 442 005,2 6,2
капитального строительства дочерних обществ
ГП РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики» 1 215 554,6 1,4
ГП РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» 4 226 450,6 4,8
Всего 87 841170 100
Источник: составлено по материалам Приложения 33 к Федеральному закону от 19.12.2016 №415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
Source: Authoring, based on the materials of Annex 33 of the Federal law of December 19, 2016 № 415-FZ On the Federal Budget for 2017 and the Planning Period of 2018 and 2019
Таблица 4
Распределение проектов по отраслям промышленности в 2015 — 2017 гг.
Table 4
Distribution of projects by industry branches in 2015-2017
Отрасль промышленности Количество проектов В % к итогу
Машиностроение 83 34
Металлургия/металлообработка 30 13
Химия 28 12
Медбиофарма 27 11
Электрическое оборудование 15 6
Электроника 13 5
Легкая промышленность 13 5
Лесная промышленность 10 4
Стройматериалы 9 4
Новые материалы 8 3
Производство мебели 7 3
Итого: 243 100
Источник: составлено по материалам презентации Фонда развития промышленности. URL: http://frprf.ru/download/prezentatsiya-fonda-na-russkom-yazyke .pdf
Source: Authoring, based on the presentation of the industrial development Fund. URL: http://frprf.ru/download/prezentatsiya-fonda-na-russkom-yazyke .pdf
Таблица 5
Распределение проектов по субъектам Российской Федерации на конец 2017 г.
Table 5
Distribution of projects by the subjects of the Russian Federation for the end of 2017
Субъект Российской Федерации Количество
проектов
Московская область 19
Москва 16
Санкт-Петербург 15
Свердловская область 14
Пермский край 10
Нижегородская область, Республика Татарстан по 9
Владимирская область 8
Ивановская, Калужская области, Удмуртская Республика по 7
Республика Башкортостан, Ленинградская, Челябинская, Самарская области по 6
Ярославская, Ростовская, Волгоградская, Новосибирская, Рязанская области по 5
Саратовская, Смоленская, Курская, Тульская области, Ставропольский и Краснодарский края по 4
Томская, Брянская, Воронежская область, Ханты-Мансийский автономный округ по 3
Республики Карелия и Бурятия, Липецкая, Омская, Костромская, Тверская, Оренбургская, по 2
Курганская, Белгородская, Иркутская области, Хабаровский край
Республика Чувашия, Ульяновская, Кемеровская, Вологодская, Орловская, Астраханская, по 1
Архангельская области, Республики Коми, Адыгея, Ингушетия, Хакасия, Мордовия,
Алтайский и Камчатский края, Ямало-Ненецкий автономный округ
Итого: 243
Источник: составлено по материалам презентации Фонда развития промышленности. URL: http://frprf.ru/download/prezentatsiya-fonda-na-russkom-yazyke .pdf
Source: Authoring, based on the presentation of the industrial development Fund. URL: http://frprf.ru/download/prezentatsiya-fonda-na-russkom-yazyke .pdf
Таблица 6
Распределение проектов по отраслям инфраструктуры
Table 6
Distribution of projects by infrastructure sector
Отрасль инфраструктуры Число В %
проектов к итогу
Социальная инфраструктура (здравоохранение и санаторно-курортное лечение, 281 11,5
культура и досуг, образование, реставрация объектов культурного наследия, социальное обслуживание населения, туризм, физическая культура и спорт)
Транспортная инфраструктура (авиационная, железнодорожная, морские и речные 68 2,8
суда, порты, общественный транспорт, развитие улично-дорожной сети, парковки,
транспортно-пересадочные узлы)
Информационно-коммуникационная инфраструктура (автоматизированные системы 25 1
централизованного оповещения, комплексные системы взимания платы, линии связи и
коммуникаций, системы управления движением)
Коммунально-энергетическая инфраструктура (водоснабжение, газоснабжение, комплексная инженерная инфраструктура, теплоснабжение, электроснабжение) 2 057 84,1
Благоустройство (скверы, набережные, освещение улиц и дорог) 12 0,5
Промышленная и сельскохозяйственная инфраструктура 3 0,1
Итого: 2 446 100
Источник: составлено по материалам исследования Ассоциации «Центр развития ГЧП» Source: Authoring, based on the study of the Center for PPP development Association
Таблица 7
Классификация форм, механизмов и инструментов государственного финансирования инвестиций
Table 7
Classification of forms, mechanisms and instruments of public investment financing
Формы финансирования Схемы взаимодействия субъектов Механизмы Инструменты
Программное Государство — исполнители, Ассигнования из Государственные
финансирование соисполнители, участники программ — утвержденного программы
хозяйствующие субъекты бюджета
Софинансирование Государство — РФПИ и Долевое участие в Инвестиционные
прямых инвестиций соинвесторы — хозяйствующие инвестиционном проекты, приобретение
субъекты проекте долей, паев, акций
Софинансирование Государство — ФРП — хозяйствующие Льготные займы Инвестиционные
инвестиционных проектов субъекты на условиях проекты, договоры
через инвестиционного софинансирования займа
посредника проектов
Софинансирование в Государство (публичный партнер) — Долевое участие в Соглашение о ГЧП,
рамках государственно- частный партнер инфраструктурном концессионное
частного партнерства проекте соглашение
Источник: авторская разработка
Source: Authoring Список литературы
1. Коокуева В.В. Современное финансовое состояние муниципальных образований // Экономика региона. 2010. № 1. С. 187-191.
URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2010/March_2010/ERMarch2010_187_191.pdf
2. Коуз Р. Природа фирмы. М.: Дело, 2001. 360 с.
3. Агарков Г.А., Зыков В.В. Бизнес и государство: актуальные проблемы взаимодействия // Экономика региона. 2010. № 1. С. 172 — 176.
URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2010/March_2010/ERMarch2010_172_176.pdf
4. Сидорова Е.Н., Татаркин Д.А. Государственно-частное партнерство в условиях кризиса. Проблемы, риски, возможности // Экономика региона. 2010. № 2. С. 95 — 104.
URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2010/June_2010/ERJune2010_203_207.pdf
5. Татаркин А.И., Биматов М.Р. Оценка инвестиционных потребностей социально-экономического развития региона // Экономика региона. 2010. № 2. С. 29 — 33. URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2010/June_2010/ERJune2010_33_37.pdf
6. Важенин С.Г., Герасимов Н.М. Конструирование государственно-частного партнерства в модернизируемой экономике // Экономика региона. 2011. № 2. С. 90—96.
7. Деркач Д.Д., Студенова М.П., Доценко О.С. Бюджетное инвестирование // Вопросы экономики и управления. 2016. № 4-1. С. 8 — 11.
8. Сухарев О.С. Инвестиции и теневая экономика: проблема капиталообразования в легальном и нелегальном секторах промышленности // Инвестиции в России. 2002. № 8. С. 28 — 32.
9. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. М.: Альпина Паблишер, 2018. 1316 с.
10. Ильин В.А., Поварова А.И. Проблемы регионального развития как отражение эффективности государственного управления // Экономика региона. 2014. № 3. С. 48 — 63.
URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2014/September_2014/ERSeptember2014_48_63. pdf
11. Зубаревич Н.В. Региональная проекция нового российского кризиса // Вопросы экономики. 2015. №4. С. 37-52
12. Camara B., Lepetit L., Tarazi A. Ex Ante Capital Position, Changes in the Different Components of Regulatory Capital and Bank Risk. Applied Economics Letters, 2013, vol. 45, iss. 34,
pp. 4831-4856.
13. Воронова Н.С., Мирошниченко О.С., Тарасова А.Н. Детерминанты развития российского банковского сектора как факторы экономического роста // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 4. С. 165 — 183.
URL: https://doi.org/10.15838/esc.2016.4.46.9
14. Lipsey R., Sjoholm F. Host Country Impacts of Inward FDI: Why Such Different Answers? The European Institute of Japanese Studies, Working Paper series, 2010, pp. 10-22. URL: https://swopec.hhs.se/eijswp/papers/eijswp0192.pdf
15. Bruce A., Blonigen A. Review of the Empirical Literature on FDI Determinants. Atlantic Economic Journal, 2005, vol. 33, iss. 4, pp. 383-403. URL: https://doi.org/10.1007/s11293-005-2868-9
16. Игнатьева Е.Д., Мариев О.С. Методологические основы и инструментарий оценки потенциала саморазвития региональных социально-экономических систем // Экономика региона. 2009. № 2. С. 116 — 129.
URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2009/June_2009/ERJune2009_116_129.pdf
17. Сидорова Е.Н., Татаркин Д.А. Институциональные основы развития государственно-частного партнерства в России // Экономика региона. 2011. № 3. С. 155 — 166.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709
Investing
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF PUBLIC INVESTMENT FINANCING: SOURCE, FORMS, MECHANISMS, TOOLS
Valentina N. EDRONOVA^, Dar'ya O. MASLAKOVAb
a National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation
ORCID: not available
b National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation
ORCID: not available
• Corresponding author
Article history:
Received 27 April 2018 Received in revised form 14 May 2018 Accepted 28 May 2018 Available online 27 June 2018
JEL classification: E62
Keywords: investment financing, investment forms, investment mechanisms, investment instruments, budget financing, co-financing
Abstract
Importance The paper considers the problem of practical search of investment sources and a deeper understanding of the theory of investment financing, including state funding. Objectives The article aims to clarify the definitions of source, forms, mechanisms and instruments of public investment financing; to suggest a logically justified classification of these forms.
Methods The work uses empirical and logical constructions, analysis and synthesis, generalization, system approach and methods of comparative analysis. Results The authors eliminate the ambiguity in the interpretation of the terms of investment financing. The investigation gives clear definitions of the terms and classifies the forms, mechanisms and instruments of finance investment.
Conclusions and Relevance Currently, there is no definition unity of the most important terms related to the investment financing in the scientific literature and practice. The authors' approach makes it possible to build scientifically based classifications, taking into account the modern regulatory framework and financing practice. The results can serve as a basis for further research in the field of investment financing and are of interest to researchers, undergraduates and graduate students.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Edronova V.N., Maslakova D.O. Theoretical and Practical Aspects of Public Investment Financing: Source, Forms, Mechanisms, Tools. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 6, pp. 1304—1320. https://doi.org/10.24891/fc.24.6.1304
References
1. Kookueva V.V. [The present financial situation regarding municipal establishment]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2010, no. 1, pp. 187-191.
URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2010/March_2010/ERMarch2010_187_191.pdf (In Russ.)
2. Coase R.H. Priroda firmy [The Nature of the Firm]. Moscow, Delo Publ., 2001, 360 p.
3. Agarkov G.A., Zykov V.V. [Business and the State: actual problems of interaction]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2010, no. 1, pp. 172-176.
URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2010/March_2010/ERMarch2010_172_176.pdf (In Russ.)
4. Sidorova E.N., Tatarkin D.A. [Private-public partnership in the context of the crisis: problems, risks, opportunities]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2010, no. 2, pp. 95-104. URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2010/June_2010/ERJune2010_203_207.pdf (In Russ.)
5. Tatarkin A.I., Bimatov M.R. [Assessment of investment demand with regard to regional socioeconomic development]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2010, no. 2, pp. 29-33. URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2010/June_2010/ERJune2010_33_37.pdf
(In Russ.)
6. Vazhenin S.G., Gerasimov N.M. [Construction of private-public partnership in modernized economy]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2011, no. 2, pp. 90-96. (In Russ.)
7. Derkach D.D., Studenova M.P., Dotsenko O.S. [Budget investment]. Voprosy ekonomiki i upravleniya, 2016, no. 4-1, pp. 8-11. (In Russ.)
8. Sukharev O.S. [Investment and the shadow economy: capital formation in the legal and illegal sectors of industry]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2002, no. 8, pp. 28-32. (In Russ.)
9. Damodaran A. Investitsionnaya otsenka: Instrumenty i metody otsenki lyubykh aktivov [Investing evaluation: instruments and assessment methods of any capital assets]. Moscow, Al'pina Publ., 2018, 1316 p.
10. Il'in V.A., Povarova A.I. [Problems of regional development as the reflection of the effectiveness of public administration]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2014, no. 3, pp. 48-63. URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2014/September_2014/ERSeptember2014_48_63. pdf (In Russ.)
11. Zubarevich N.V. [Regional projection of a new Russian crisis]. Voprosy ekonomiki, 2015, no. 4, pp. 37-52. (In Russ.)
12. Camara B., Lepetit L., Tarazi A. Ex Ante Capital Position, Changes in the Different Components of Regulatory Capital and Bank Risk. Applied Economics Letters, 2013, vol. 45. iss. 34,
pp. 4831-4856.
13. Voronova N.S., Miroshnichenko O.S., Tarasova A.N. [Determinants of the Russian Banking Sector Development as the Drivers of Economic Growth]. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2016, no. 4,
pp. 165-183. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.15838/esc.2016.4.46.9
14. Lipsey R., Sjoholm F. Host Country Impacts of Inward FDI: Why Such Different Answers? The European Institute of Japanese Studies, Working Paper series, 2010, pp. 10-22. URL: https://swopec.hhs.se/eijswp/papers/eijswp0192.pdf
15. Bruce A., Blonigen A. Review of the Empirical Literature on FDI Determinants. Atlantic Economic Journal, 2005, vol. 33, iss. 4, pp. 383-403.
URL: https://doi.org/10.1007/s 11293-005-2868-9
16. Ignat'eva E.D., Mariev O.S. [Methodological principles and instruments of regional self-development potential analyses]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2009, no. 2, pp. 116-129. (In Russ.)
URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2009/June_2009/ERJune2009_116_129.pdf
17. Sidorova E.N., Tatarkin D.A. [Institutional framework of public-private partnership development in Russia]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2011, no. 3, pp. 155 — 166.
URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2011/September_2011/ERSeptember2011_155_1 66.pdf (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.