Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты эстетического отношения к окружающей среде в современном Китае'

Теоретические и практические аспекты эстетического отношения к окружающей среде в современном Китае Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная китайская эстетика среды / древнекитайская эстетика среды / единство Неба и человека / китайский традиционный сад / город-сад / сontemporary Chinese environmental aesthetics / traditional Chinese environmental aesthetics / the unity of heaven and man / Chinese traditional garden / a garden city

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дзикевич Сергей Анатольевич, Тан Чжунцянь

В условиях глобальной деградации качества окружающей среды в текущем периоде истории экологическая эстетика как творческая парадигма с актуальными характеристиками отражает потребность людей в достижении гармонического баланса между природной средой и жизнью социума. Судя по описаниям красоты окружающего мира, содержащимся в древних китайских книгах и ее изображениям в произведениях визуального искусства, мы можем знать, что эстетическое отношение к окружающей среде не является новым явлением в Китае, а художественная ее ценность была признана и осмыслена еще в древности. В этой статье мы попытаемся на примере традиционных национальных садов объяснить применение и выражение концепции «единства Неба и человека» в древней и современной китайской эстетике окружающей индивида среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Practical Aspects of Aesthetic Attitude to the Environment in Contemporary China

In an era marked by global environmental degradation, environmental aesthetics emerges as a pertinent and creative paradigm reflecting humanity’s imperative to achieve a harmonious balance between the natural environment and societal existence. Evidence gleaned from ancient Chinese texts and visual art representations reveals that an aesthetic appreciation of the environment is not a novel construct in China. Indeed, its artistic value was recognized and conceptually explored in antiquity. This article aims to elucidate the application and manifestation of the concept of “Unity of Heaven and Man” within both ancient and modern Chinese environmental aesthetics, using the example of traditional national gardens as a case study.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты эстетического отношения к окружающей среде в современном Китае»

Научная статья УДК 18

https://doi.org/10.24158/fik.2025.3.3

Теоретические и практические аспекты эстетического отношения к окружающей среде в современном Китае

Сергей Анатольевич Дзикевич1, Тан Чжунцянь2

1,2Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

[email protected]

[email protected]

Аннотация. В условиях глобальной деградации качества окружающей среды в текущем периоде истории экологическая эстетика как творческая парадигма с актуальными характеристиками отражает потребность людей в достижении гармонического баланса между природной средой и жизнью социума. Судя по описаниям красоты окружающего мира, содержащимся в древних китайских книгах и ее изображениям в произведениях визуального искусства, мы можем знать, что эстетическое отношение к окружающей среде не является новым явлением в Китае, а художественная ее ценность была признана и осмыслена еще в древности. В этой статье мы попытаемся на примере традиционных национальных садов объяснить применение и выражение концепции «единства Неба и человека» в древней и современной китайской эстетике окружающей индивида среды.

Ключевые слова: современная китайская эстетика среды, древнекитайская эстетика среды, единство Неба и человека, китайский традиционный сад, город-сад

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Дзикевич С.А., Тан Чжунцянь. Теоретические и практические аспекты эстетического отношения к окружающей среде в современном Китае // Общество: философия, история, культура. 2025. № 3. С. 33-40. https://doi.org/10.24158/fik.2025.3.3.

Original article

Theoretical and Practical Aspects of Aesthetic Attitude to the Environment in Contemporary China

Sergey A. Dzikevich1, Tang Zhongqian2

12Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

[email protected]

[email protected]

Abstract. In an era marked by global environmental degradation, environmental aesthetics emerges as a pertinent and creative paradigm reflecting humanity's imperative to achieve a harmonious balance between the natural environment and societal existence. Evidence gleaned from ancient Chinese texts and visual art representations reveals that an aesthetic appreciation of the environment is not a novel construct in China. Indeed, its artistic value was recognized and conceptually explored in antiquity. This article aims to elucidate the application and manifestation of the concept of "Unity of Heaven and Man" within both ancient and modern Chinese environmental aesthetics, using the example of traditional national gardens as a case study.

Keywords: сontemporary Chinese environmental aesthetics, traditional Chinese environmental aesthetics, the unity of heaven and man, Chinese traditional garden, a garden city

Funding: Independent work.

For citation: Dzikevich, S.A. & Tang Zhongqian. (2025) Theoretical and Practical Aspects of Aesthetic Attitude to the Environment in Contemporary China. Society: Philosophy, History, Culture. (3), 33-40. Available from: doi: 10.24158/fik.2025.3.3 (In Russian).

Введение. Единство Неба и человека - китайская философская идея, разработанная конфуцианской, даосской и буддийской школами, ставшая на исторической территории, которая совершенно закономерно получила название Поднебесной, одним из общих фундаментальных культурно-психологических устоев. Даосизм говорит о Небе, которое в основном относится к природе и Вселенной. В то же время оно обозначает сферу, где человек и Дао становятся единым целым. В традиционной китайской философии Небо (все бытийствующее в мире) и человек не представлены антагонистичными и вообще разделенными; человек - это часть природы (Вселенной), поэтому достижение «единства Неба и человека» можно понимать как «гармонию (хэ f)» в

© Дзикевич С.А., Тан Чжунцянь, 2025

конфуцианском смысле. Данный принцип отражает важный мотив в традиционном китайском философствовании. Он относится к обеспечению гармонии отношений между человеком и окружающей средой, позволяет осмыслить природу порядка во Вселенной и место в ней индивида. Этот принцип отражает понимание гармоничных взаимоотношений человека и природы в Древнем Китае, концентрирует результаты постижения всего сущего во Вселенной, определения места в ней социума и индивидуального человека.

В этом качестве описываемая концепция сохраняет свою актуальность и в современном Китае, она интегрируется с данными наук о природе и теориями гармоничного экологического дизайна среды человеческого существования (Берлеант, 2007). Содержание рассматриваемого принципа актуально также и для других культурных регионов, поэтому имеет смысл обратиться к его содержанию и поделиться результатами нового взгляда на древнекитайские идеи с представителями других культур.

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов эстетического отношения к окружающей среде в современном Китае. Достижение ее было сопряжено с выполнением ряда задач:

- репрезентация соотношения концепции «единства Неба и человека» и традиции восприятия природной среды в Поднебесной;

- изучение истоков представлений о гармоничном взаимодействии человека и природы в Древнем Китае;

- анализ современного применения традиционных эстетических представлений об окружающей среде в классических национальных садах;

- репрезентация реализуемых в Китае эстетических концепций «Город-сад» и «Прекрасный Китай» как образцов интеграции национальных воззрений и современных тенденций в сфере экологической эстетики;

- формулировка заключительных положений.

Методами работы послужили следующие: описание, призванное дать представление о концепции «единства Неба и человека» и традиции восприятия природной среды в Поднебесной; ретроспективный анализ, позволивший обратиться к истории развития экологической эстетики в Китае, изучить вопрос относительно его реализации в традиционной философии, в практике воплощения императорских садов; сопоставление, в ходе которого национальные особенности восприятия окружающей среды, характерные для древности, были перенесены на современность; обобщение, обеспечившее возможность итоговых умозаключений.

Соотношение концепции «единства Неба и человека» и традиции восприятия природной среды в Китае. Если иметь в виду культурно-историческую и культурно-психологическую хронологию, то начало формирования рассматриваемой мировоззренческой и по происхождению космологической позиции, касающейся взаимоотношений природы и человека, возможно установить в период до правления династии1 Цинь (221-201 гг. до н. э.). Например, в книге «Дао Дэ Цзин»2 мы видим развернутое метафорическое и насыщенное многими смыслами выражение уважения к порядку всего сущего, а также стремление к гармоническому существованию в этом мире. Во времена династии Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.) в книге Ван Чуна3 «Лунь хэн»4 были выдвинуты идеи «взаимодействия между Небом и человечеством»5. Эти позиции в совокупности заложили основу для формирования рассматриваемой концепции.

1 Отсчет исторического времени по династиям - традиционный способ темпоральной оценки отдаленности исторического времени в Китае.

2 «Дао дэ цзин» (кит упр. ШШ&, «Книга пути и достоинства») - основополагающий источник учения даосизма и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира. Основное для этого произведения понятие «дао» («путь») трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля».

3 Ван Чун (кит. упр. пиньинь: Wang СЬюпд, ок. 27-97) - китайский философ-энциклопедист времен династии Хань.

4 «Лунь хэн» (кит упр. Уг'Ш, пиньинь: Lim Непд, «Критические рассуждения».) Также известный по многочисленным переводам на английский язык классический китайский текст Ван Чуна (27-97). Впервые опубликованный в 1980-е гг., он содержит критические эссе по естествознанию и китайской мифологии, философии и литературе. Название «Лунь хэн» сочетает в себе «лунь» (^ или - обсуждать, дискутировать, принимать решения, определять, упоминать, учитывать, рассматривать) и «хэн» (Ш - «поперек, балансир, взвешивать, измерять, судить, ценить). В переводе на английский язык текст назывался «Рассуждения» (Альфред Форк), «Критические эссе» (Фэн Юйлан), «Взвешенные запросы» (Винцит Чан), или «Рассуждения, взвешенные на весах» (Джозеф Нидхэм).

5 Взаимодействие между Небом и человечеством - это набор доктрин, сформулированных китайским ученым из династии Хань Дун Чжуншу, которые в то время стали основой для принятия решения о легитимности монарха. Согласно конфуцианской школе мысли, взаимодействие между Небом и человечеством обеспечивало систему противовесов для правящего монарха. Это ключевое для китайской культуры понятие, означающее сумму объективных оснований для оптимального решения.

Сказанное отличается от того, что отстаивают в настоящее время представители западной мысли, например, признанный лидер современной западной эстетики дикой природы (aesthetics of wild nature) А. Карлсон1 и некоторые другие авторы: «Природная среда в том смысле, что она не была разрушена или изменена человеком, ... имеет определенную эстетическую природу» (Carlson, 2000: 72). С точки зрения же традиционной китайской эстетики по-настоящему ощутить красоту природы можно только в том случае, если вы полностью погружены в нее, а не придерживаетесь всего лишь интеллектуального отношения к природе или относитесь к ней как к внешнему объекту (Пэн Фэн, 2001: 53).

В Китае в период традиционного ведения хозяйства уже зародилось разделение функций и значений в общем единых в происхождении хозяйственных предметов и предметных зон. Ключевым таким явлением стал китайский сад (Чэнь Ванхэн, 2007: 27). В процессе развития сельского хозяйства и животноводства их функция обеспечения человечества средствами к существованию постепенно ослабевала, замещаясь функцией формирования среды обитания. Когда на определенном участке земли люди не только работают, но и живут, формируется то, что было названо впоследствии «садом». Постепенно сущность китайских садов стала осознаваться «идеальной средой обитания человека, созданной человеком» (Чэнь Ванхэн, 2007: 313).

Истоки представлений о гармоничном взаимодействии человека и природы в Древнем Китае. Первые китайские сады принадлежали лично императору или членам его семьи. Наиболее характерными чертами такой территории были ее размеры и чрезвычайная роскошь. Самым известным был сад дворца Афангун2. Согласно китайским историческим записям, в начале правления своей династии Цинь Шихуанди3 намеревался представить общественности свой новый большой дворец, окруженный садом, чтобы потрясти всю страну и продемонстрировать богатство и мощь империи. Таким образом, дворец Афангун стал уникальным по масштабам реализации проектом, в нем работало более 700 000 человек, насчитывалось около 300 построек на общей площади 150 000 квадратных километров, что эквивалентно 20 размерам Запретного города в Пекине.

В отличие от императорских, частные сады создавались вокруг загородных домов представителей среднего класса, таких как литераторы или местные состоятельные люди. В переводе с китайского наименование постройки в саду переводится как «дом с соломенной крышей в сельской местности». Это было место временного проживания людей во время игр и отдыха в дикой природе, эти функции загородный дом для городского человека сохранил и теперь. Что касается сада вокруг, то он также служил местом развлечения, отдыха и созерцания естественной природной красоты.

Некоторые изменения в эстетическом отношении к природе произошли в эпоху правления династий Вэй и Цзинь (220-420). Под влиянием учения сюань-сюэ4 произошло переосмысление природы, люди были разочарованы реальным миром войн и раздоров в контексте социальных потрясений того времени, стремились дистанцироваться от них. Поэтому те, кто имел такую возможность, прежде всего, представители интеллектуальной элиты (знаменитости), стали тяготеть к уединенному образу жизни, используя природу как способ выплеснуть свои внутренние эмоции.

Знаменитости были первыми, кто создал идеальную среду обитания для себя в виде садов. С этого времени последние превратились из личного пространства знати в материальный носитель духовной жизни, частные сады известных личностей стали публичным культурным пространством.

В периоды Вэй и Цзинь считалось, что ландшафт - это воплощение Дао. В то время любовь к природе стала эстетической нормой традиционной китайской культуры. Появились и новые формы представления эстетического содержания ландшафта, поскольку по понятным при-

1 Современная западная эстетика среды поделена на два субполя: эстетику культурного пейзажа (cultural landscape) во главе с А. Берлеантом и эстетику дикой природы, ключевым разработчиком критериального подхода к которой стал А. Карлсон.

2 Дворец Афангун - шедевр китайского зодчества и символ Циньской эпохи. Он был построен в 212 г. на южном берегу реки Вэйхэ у подножия горы Лишань. Это первый дворец, который был возведен по приказу императора Цинь Шихуанди, объединившего земли Китая и начавшего строительство Великой китайской стены. Название дворца - Афангун - переводится как «предместье столицы». Время практически полностью разрушило это сооружение. В 1995 г оно было отстроено заново на своем историческом месте. В этом можно усмотреть культурную тенденцию периода Второго Просвещения в Китае, важной чертой которого являлось обращение к собственному культурному наследию.

3 Цинь Шихуанди (Цинь Шихуан) - первый император династии Цинь, правивший в 221-207 гг до н. э. Он поделил всю землю своего государства на 36 областей, каждую из которых возглавлял наместник, назначавшийся правителем лично. Для укрепления императорской власти в Китае были унифицированы законы и введена в обращение единая монета. Цинь Шихуан также совершил несколько военных походов в соседние государства, в ряде кампаний он противостоял кочевым племенам гуннов.

4 Сюань-сюэ (кит буквально - учение о сокровенном) - философское учение III-IV вв. в Китае, получившее также название неодаосизма, представляющее собой синтез даосизма и конфуцианства.

чинам люди не могут наслаждаться природой в любое время. Индивиды стали переносить элементы природного окружения в свой дом, создавая в нем специальные пространства для релакса и взаимодействия с окружающей средой.

Следует заметить, что с этих пор такое явление, как закрытый сад, не зависящий от температурных и других климатических колебаний, стал неотъемлемой частью китайской эстетической культуры жилого и публичного пространства1.

Размеры частных садов периодов Вэй и Цзинь как в открытом, так и, тем более, в закрытом вариантах были гораздо меньше императорских, поэтому, перемещаясь по саду, посетитель имел возможность воспринимать концентрированно все принципы садового дизайна. Например, обрамленный ландшафт (кит. ШЖ) использует каркасные конструкции, состоящие из дверей, окон или веток в саду, чтобы подчеркнуть отдаленность перспективы и создать визуальную конструкцию, подобную живописи. Разделенный ландшафт (кит. ВЖ) предполагает наличие рока-рия, деревьев, растений, стен, коридоров и т.д. для зонирования сада, что позволяет наложения пейзажей, тем самым усиливая эстетическое восприятие садового ландшафта. Например, мостики в садах часто используются для разделения неподвижных водных поверхностей, создания ощущения многослойности воды и расширения пространства, улучшения внешнего вида сада. Узкий ландшафт (кит. ^Ж) представляет собой принцип дизайна, который обычно применяется на небольших дорожках, ограниченных растениями, архитектурными сооружениями или стенами с обеих сторон. Это означает, что линии обзора становятся для субъекта параллельными и разделенными непрерывными барьерами, чтобы сформировать более замкнутый визуальный коридор с узким углом обзора. Используются осевые и перспективные приемы, чтобы увеличить глубину восприятия пейзажа, выделить сцену и направить взгляд зрителя.

Все это определило идеальную среду в ключевых деталях, позволило сосредоточить на них внимание и стало традиционным выразительным инструментарием китайского садового дизайна (Чжоу Вэйцюань, 2008: 44).

В трактате «Юанье» (кит. Шп, «Искусство устройства садов») Цзи Чэна2 упоминалось, что концепция создания сада основана на том, что «природа сама по себе очень естественна и элегантна, и нет необходимости тратить усилия для ее улучшения» (Цзи Чэн, 2017: 23). Это означает, что любая практика, нарушающая природный баланс, дао окружающего мира, в принципе неверна. Тем не менее сад не равен фрагменту дикой природы, в нем появляется то, чего не может быть в одном ограниченном месте, он имеет свойство быть одновременно естественным и превосходящим природу, что особенно заметно в технологии создания искусственных садов в Китае.

Современное применение традиционных эстетических представлений об окружающей среде в классических китайских садах. Концепция эстетики среды, предлагаемая китайскими учеными сегодня, существенно отличается от западных идей, она прямо связана с современным применением национального философского принципа «единства Неба и человека»: «Непрерывность бытия» - так, например, называется статья Ду Вэймина3, профессора китайской истории и философии Гарвардского университета, в которой он представил традиционное китайское видение природы и утверждал, что вера Поднебесной в непрерывность существования является основной темой китайской онтологии и оказывает глубокое влияние на национальную философию, религию, гносеологию, эстетику и этику (Ти Weiming, 1998).

Цзи Сяньлинь4, известный китайский историк философии, однажды дал новое объяснение концепции «единства Неба и человека»: «Небо - это природа; человек - это человечество. Важнейшей задачей последнего является урегулирование взаимоотношений с природой, в противном случае будущее развитие человечества столкнется с трудностями и даже перестанет существовать» (Цзи Сяньлинь, 1997).

1 В Европе гораздо позже появились аналоги, называемые «зимними садами».

2 Цзи Чэн (кит. трад. упр. пиньинь Л СЬюпд, 1582 - ок. 1642) - китайский мастер садового искусства, писатель, философ времен династии Мин. «Искусство устройства садов» о древнекитайском садоводстве - первая монография по теории садового искусства в Китае, которая была написана Цзи Чэном и опубликована в конце династии Мин. Книга состоит из 3 томов с 235 рисунками, в ней рассматриваются принципы и специфические приемы строительства домов и садов, отражены и теоретически обобщены достижения садоводства Древнего Китая.

3 Ту Вэймин (кит. пиньинь dй wëi ттд,род. 1940) - американский философ китайского происхождения. Он является профессором гуманитарных наук и директором-основателем Института передовых гуманистических исследований Пекинского университета, почетным профессором и старшим научным сотрудником Азиатского центра Гарвардского университета.

4 Цзи Сяньлинь (кит. 1911-2009) - востоковед, лингвист, литературовед, синолог, буддолог, историк, педагог и общественный деятель. Перевел на китайский язык множество произведений классической мировой литературы, в том числе древнеиндийскую эпическую поэму «Шакунтала». Также он является автором статей, эссе, художественной прозы, публицистических очерков и даже стихов.

В условиях непрерывного развития материальной цивилизации требования людей к красоте также постоянно совершенствуются. «Эстетическая шкала» стала общим стандартом окружающей среды и жизни (Лю Юэди, 2021). Поэтому возникла необходимость интегрировать экологическую эстетику в повседневную жизнь.

В связи с этим в современном Китае достоин нашего внимания с точки зрения рассмотрения его эстетического оформления город Сучжоу. Это населенный пункт окружного значения в провинции Цзянсу КНР, расположенный в низовьях реки Янцзы, на границе с Шанхаем в восточном регионе. Сучжоу известен в Китае как «город садов». Классические сады здесь были построены в 6 в. до н. э., и в настоящее время их насчитывается 108. Среди наиболее известных следует назвать: Сад скромного чиновника1 (кит. йй@), Сад мастеров сетей2 (кит. Сад медленно текущего времени3 (кит. Ш@), Вилла Хуаньсю4 (кит. ^ШШШ) были внесены ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия в 1997 г.

Проект «Вечерняя экскурсия по садам» в Сучжоу получил награду мирового культурного сообщества за инновационность в 2023 г. С 1990 г. Он сочетает традиционное восприятие природы с современными цифровыми средствами. Люди могут не только насладиться посещением сада, но и посетить постановку опер Куньцюй5 и Пинтань6, а также соприкоснуться с традиционной китайской культурой на выставке образцов Сучжоуской вышивки7.

Эта практика «оживления» культурного наследия соответствует классической эстетике садов, органично сочетая охрану садового наследия с городскими инновациями, историческим и культурным образованием и т. д., а также постоянно повышая уровень охраны, исследований, демонстрации и распространения садового культурного наследия. Это стимулирует интерес современных людей к эстетике древнего быта, а также способствует развитию и наследованию традиционной китайской культуры.

С 2020 г. в Саду скромного чиновника также был запущен проект вечерней экскурсии. Сегодня на его территории проводятся китайские свадьбы и другие мероприятия, так что древние сады Сучжоу не только демонстрируют прошлое, но и поддерживают устойчивое развитие современного Китая.

Концепции «Город-сад» и «Прекрасный Китай» как образцы интеграции национальных воззрений и современных тенденций в сфере экологической эстетики. Китайский эстетик Чэнь Ван-

1 Сад скромного чиновника - китайский сад в Сучжоу, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это самый большой сад в провинции, а некоторые считают его лучшим садом во всем южном Китае. В 1997 г он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как составная часть классических садов Сучжоу

2 Сад мастеров сетей - самый изящный в Китае. Он, наряду с другими классическими садами Сучжоу, внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сад демонстрирует мастерство китайских садовых дизайнеров по объединению искусства, природы и архитектуры для создания уникальных метафизических шедевров.

3 Сад медленно текущего времени - знаменитый классический китайский сад, построенный в 1593 г Он разделен на 4 тематические секции, соединенные крытыми дорожками. Центральный сад окружен прудом и гротом, выполненным из желтого гранита.

4 Вилла Хуаньсю - китайский сад, каменные скульптуры в котором демонстрируют все техники и эффекты, используемые в этом искусстве. Кроме того, это воссоздание пяти главных гор Китая, которое демонстрирует мастерство передачи зрителям ощущения огромного пространства на небольшой площади. В 1997 г он вместе с другими классическими садами Сучжоу был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

5 Куньцюй (кит. упр. Щй, пиньинь Kûnqu), Куньшаньская опера - одна из старейших из дошедших до наших дней разновидностей китайской оперы (классической музыкальной драмы). Возникла в уезде Кунь-шань провинции Цзянсу в конце династии Юань (1271-1368) - начале Мин (1368-1644). Отличается мягким и ясным вокалом, мелодии ее красивы и утонченны. Жанр достиг вершины популярности в конце правления династии Мин - начале укрепления Цин (1644-1911) и оказал большое влияние на другие произведения этого вида искусства. В 2001 г. опера была включена ЮНЕСКО в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества.

6 Пинтань (кит. упр. if#, пиньинь: ping tan), также известный как Сучжоуский пинтань, является региональным вариантом цюйи и популярной формой музыкального исполнительского искусства в китайском регионе Цзяннань, охватывающем южную часть провинции Цзянсу, северный Чжэцзян и Шанхай. Происходящий из Сучжоу, он представляет собой смесь китайских повествовательных музыкальных традиций пинхуа и танси, корни которых восходят к династии Сун, и влияния культуры Уюэ. Это искусство, которое было включено ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия.

7 Сучжоуская вышивка (кит.упр. Ш^ЯЯШ^ШШ, пиньинь^О zhou cl xiù ) - традиционная китайская двусторонняя вышивка, которая имеет более чем двухтысячелетнюю историю. Это народное традиционное искусство города Сучжоу в провинции Цзянсу. Является одним из четырех известных стилей вышивки и объектом национального нематериального культурного наследия. 20 мая 2006 г Государственный совет КНР утвердил включение Сучжоуской вышивки в первую серию национальных списков нематериального культурного наследия.

хэн1 заявил: «Большинство современных городских пейзажей являются следами покорения природы человеком, и у многих людей они вызывают отвращение. Сельскохозяйственный ландшафт, представляющий собой органичное сочетание природной среды и среды обитания, теоретически прекрасен, но он не является идеальной средой обитания. Его суть в том, что сельскохозяйственный ландшафт не может удовлетворительно отражать культурную природу человечества. Только создав "город-сад"2 в истинном смысле этого слова, можно реализовать единство природы и культуры, экологическую и эстетическую ценность» (Чэнь Ванхэн, 2006: 547). Упомянутый здесь «город-сад» не является садом в традиционном понимании Древнего Китая. В последнем случае он должен состоять всего лишь из небольшого участка земли и быть предназначенным для использования лишь некоторыми людьми. В современном понимании сад - это целостная среда обитания, принадлежащая общему дому всего человечества.

Уже в 1898 г. британский исследователь Э. Говард предложил концепцию строительства нового экопространства. Она считал, что активная городская жизнь может сочетаться с красотой сельской местности, образуя город-сад. В Китае данная концепция была впервые предложена известным ученым Цянь Сюэсэнем3 в 1990 г. и названа им «городом гор и воды» (или «ландшафтным городом»). Горы и вода в ней относятся к природной среде, а города - к искусственной. Ученый выступал за объединение китайских поэм о горах и воде, классических китайских садов и пейзажных картин, чтобы заставить людей оставить природу в покое и вернуться к ней. Органично сочетать китайскую культуру с зарубежной, а также городские сады с лесами.

В модели городов будущего Китая в XXI в., созданной Цянь Сюэсэнем, стандарты для городов-садов в точности соответствуют элементам строительства современных китайских городов-садов, таким как удобство общественных сооружений и транспорта, контроль загрязнения окружающей среды в результате поездок на личном автомобиле, зеленая зона естественной экологической среды, а также широта общественной жизни и характерные черты китайской культуры.

С 1992 г. планировалось создание городов-садов, и в 2004 г. было официально объявлено об этом. В современном Китае есть четыре места, которые считаются «городами-садами»: Нанкин4, Чанчунь5, Ханчжоу6 и Куньмин7. Они полностью соответствуют китайским национальным стандартам городов-садов. Кроме того, сегодня в стране также реализуется концепция «Прекрасный Китай», впервые предложенная на XVIII съезде Коммунистической партии Китая в 2012 г. Это уникальное направление практического применения эстетики окружающей человека среды как теории в современном мире.

1 Чэнь Ванхэн (кит ШШШ, пиньинь: Chen Wang Heng, род. 1944) - из Шаояна, провинция Хунань, доктор искусствоведения Университета Осаки, профессор (второй уровень) философского факультета Уханьского университета, заслуженный профессор школы городского дизайна Уханьского университета, научный руководитель докторантуры по эстетике, выдающийся эксперт, пользующийся специальными льготами Государственного совета, Заместитель председателя Международного консультативного комитета Международной ассоциации прикладной эстетики, вице-президент Азиатского художественного общества.

2 Город-сад - градостроительная концепция, возникшая в начале XX в. Одним из первых описаний ее можно считать книгу «Города-сады будущего». Она написана английским социологом-утопистом Э. Говардом и была впервые опубликована в 1898 г В ней описан несуществующий город, где люди живут вместе, в гармонии с природой. Публикация привела к основанию движения «Город-сад», а также к попыткам построения подобных городов в Великобритании в начале XX в. Следует заметить, что концепт «город-сад» как некоторая идеальная модель пространственного воплощения идеального общества во многом восходит к работе «Город Солнца» итальянского социалиста-утописта Т. Кампанеллы.

3 Цянь Сюэсэнь (кит пиньинь: Qian Xuesen,1911-2009) - китайский ученый, ключевая фигура в создании межконтинентальных баллистических ракет, участник космической программы США и основоположник аналогичной - в Китае.

4 Нанкин (кит ШЖ, пиньинь Nanjing, палл. Наньцзин, буквально: «южная столица») - город субпровинциального значения в провинции Цзянсу (КНР), место пребывания властей. Бывшая столица Китая при нескольких императорских династиях, а также столица Китайской Республики; порт в низовьях реки Янцзы. Расположен в восточной части страны, в 260 км к северо-западу от Шанхая. Крупный промышленный и культурный центр КНР

5 Чанчунь (кит. упр. ■#, пиньинь Changchun) - город субпровинциального значения в провинции Гирин КНР, место пребывания властей провинции. Город расположен в центре трех северо-восточных провинций на перекрестке третьего Европейско-Азиатского континентального моста.

6 Ханчжоу (кит. упр. ШН, пиньинь Hangzhou) - город субпровинциального значения Китайской Народной Республики, столица провинции Чжэцзян. Согласно рейтингу британского журнала «Nature» по состоянию на 2022 г, Ханчжоу занимал 19-е место среди научно-исследовательских центров мира.

7 Куньмин (кит. упр. ¡PJ, пиньинь Kunming) - городской округ в провинции Юньнань на юго-западе Китая, административный центр провинции. Название города происходит от самонаименования кочевников, живших в этой местности в доисторические времена. Во времена китайских империй Хань и Тан они перешли к оседлому образу жизни вокруг озера Дяньчи, на котором и располагается Куньмин.

Заключение. В целом, будь то концепция «город-сад» или проект «Прекрасный Китай», все это - теории идеальной среды обитания, созданные современными людьми. Эстетика окружающего пространства на самом деле наиболее полно проявляется как «эстетика жизни». Еще во времена китайской династии Сун художник Го Си1 в книге «Линь Цюань Гао Чжи»2 предложил четыре элемента идеальной среды обитания, которые стали основными идеями реализации садового искусства: «доступно для экскурсии» (кит. ^т), «доступно для просмотра» (кит. ^М), «доступно для игры» (кит. ^Ш) и «доступно для проживания» (кит. ^g) (Го Си, 2013).

В современный период профессор Чэнь Ванхэн выделил пять элементов оценки благоприятности окружающей среды для человека. Сравним их по составу с традиционными элементами, чтобы увидеть преемственность и динамику эстетического отношения китайской культуры к среде человеческого существования: пригодность для проживания (кит. ^g) означает, что природная среда и климат являются подходящими для людей; удобство использования (кит. fijg) определяется наличием инфраструктуры и транспорта в окружающей среде; благополучие проживания (кит. ^g) относится к обеспечению беспроблемности обыденности людей; безопасность (кит. ^g) основана на факторах отсутствия различных рисков; гармоничность (кит. fng) предполагает возможности людей полностью реализовать свои способности и качества в окружающих условиях без нарушения естественного баланса природы.

Мы видим, что программы развития среды существования и работы современных китайских теоретиков в этой области глубоко преемственны в отношении давно сложившихся представлений о гармоничной среде человеческого существования и следуют тому пути, который был открыт классическими философами Китая. Смысл этого заключен не во внешних признаках внутренней связи, а в ее глубокой обоснованности: основные природные факторы, в которых пребывает Китай много тысяч лет, остаются неизменными, как до сих пор статичны психологические факторы и эмоциональные реакции человека на окружающую природную среду.

Список источников:

Carlson А. Aesthetics and the Environment: The Appreciation of Nature, Art and Architecture. N. Y., 2000. 272 с. https://doi.org/10.4324/9780203981405.

Tu Weiming. The Continuity of Being: Chinese Visions of Nature // Confucianism and Ecology: The Interrelation of Heaven, Earth, and Humans. Harvard, 1998. С. 3-23.

A.gMiA.-nlE, 2021 104®. = Лю Юэди. Естественная красота. Хэфэй, 2021. 104 с. (на кит. яз.)

2013^. 256®. = Го Си. Записки о высокой сути лесов и потоков. Чжэнчжоу,

2013. 256 с. (на кит. яз.)

2008^. 342®. = Чжоу Вэйцюань. История классических китайских садов. Пекин,

2008. 342 с. (на кит. яз.)

1997^. 130®. = Цзи Сяньлинь. Сборник дискуссий о восточной и западной культурах. Пекин, 1997. 130 с. (на кит. яз.)

шт. . 2001. т. 4. Ш46-54®. = Пэн Фэн.

«Естественная эстетика» и ее научное подтверждение. Оценка «позитивной эстетики» Карлсона // Журнал Северного университета Шаньси (социальные науки). 2001. Т. 4. С. 46-54. (на кит. яз.)

MS. ЖЛ> 2017^. 246®. = Цзи Чэн. Искусство устройства садов. Чунцин, 2017. 246 с. (на кит. яз.)

2007^. 235 ®. = Берлеант А. Окружающая среда и искусство: многомерное видение экологической эстетики. Чунцин, 2007. 235 с. (на кит. яз.)

ЙЯ> 2007^. 419® = Чэнь Ванхэн. Экологическая эстетика. Ухань, 2007. 419 с. (на кит. яз.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВШ-Ш5ШШ—(ХХШ) . 2006. т. 59-t. Ж545-550®. = Чэнь Ванхэн. Единство естественности и культуры - новое видение экологической эстетики // Журнал Уханьского университета (гуманитарное издание). 2006. Т. 59, № 5. С. 545-550. (на кит. яз.)

References:

Berleant, A. (2007) [Environment and Art: multidimensional view of environmental aesthetics]. Chongqing. 235 p. (In Chinese)

Carlson, A. (2000) Aesthetics and the Environment: The Appreciation of Nature, Art and Architecture. New York. 272 p. Available from: doi:10.4324/9780203981405.

Chen Vanhan (2006). [The unity of naturalness and culture - a new vision of ecological aesthetics]. [Journal of Wuhan University (humanities edition)]. 59 (5), 545-550. (In Chinese)

Chen Vanhan (2007). [Ecological aesthetics]. Wuhan. 419 p. (In Chinese)

Guo Si (2013). [Notes on the high essence of forests and streams]. Zhengzhou. 256 p. (In Chinese)

1 Го Си (кит. Ш,а, пиньинь Guб XI; ок. 1020 - ок. 1090) - китайский художник эпохи Сун. Лучший национальный пейзажист XI в., вошел в историю искусства как завершитель традиции монументального монохромного пейзажа.

2 «Линь Цюань Гао Чжи» - трактат, озаглавленный «Записки о высокой сути лесов и потоков». Произведение состоит из двух частей - «Наставление о горах и водах» и «Тайны живописи». К ним Го Сы добавил собственное небольшое послесловие «О живописи». Согласно трактату, художник считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства творца.

Ji Cheng (2017). [The art of arranging gardens]. Chongqing. 246 p. (In Chinese)

Ji Xianlin (1997). [A collection of discussions about Eastern and Western cultures]. Beijing. 130 p. (In Chinese) Liu Yuedi (2021). [Natural beauty]. Hefei. 104 p. (In Chinese)

Peng Feng (2001). ["Natural aesthetics" and its scientific confirmation. Evaluation of Carlson's "positive aesthetics"]. [Journal of the Northern University of Shanxi (Social Sciences)]. 4, 46-54. (In Chinese)

Tu Weiming (1998). The Continuity of Being: Chinese Visions of Nature. In: Confucianism and Ecology: The Interrelation of Heaven, Earth, and Humans. Harvard, pp. 3-23.

Zhou Weiquan (2008). [The history of classical Chinese gardens]. Beijing. 342 p. (In Chinese).

Информация об авторах С.А. Дзикевич - кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=311703

Тан Чжунцянь - аспирант кафедры эстетики философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors S.A. Dzikevich - PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Aesthetics, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=311703

Tang Zhongqian - PhD student, Department of Aesthetics, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 19.12.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.01.2025; Принята к публикации / Accepted for publication 18.03.2025.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.