УДК 338.012
Ж.К. Галиев, Н.В. Галиева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА
Рассмотрены теоретические и практические аспекты экономики общественного сектора. Под общественным сектором экономики понимают государственный сектор, представляющий и обслуживающий интересы всего населения. Формы экономической деятельности правительства в обобщенном виде могут включать: обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы; защиту конкуренции; перераспределение доходов и богатства; корректирование распределения ресурсов; стабилизацию экономики, стимулирование экономического роста. Обеспечение правовой базы достигается содержанием Гражданского кодекса. Ключевые слова: экономика, общественный сектор, аспекты, правовая база, защита конкуренции, перераспределение доходов, распределение ресурсов, стабилизация экономики, экономический рост.
В экономической литературе [1—4] под общественным сектором экономики понимают государственный сектор, представляющий, обслуживающий интересы всего населения. Государство является основным институтом (лат. institutum — установление, учреждение — элемент социальной структуры, формы организации и регулирования общественной жизни), организующим и координирующим взаимотношения граждан и социальных групп (общность людей, которые объединяются общими интересами, ценностными ориентирами, например, трудовой коллектив) в стране и обеспечивающим условия для их совместной деятельности. Предполагается, что государственный сектор призван представлять интересы общества, поэтому его принято называть общественным сектором.
Из анализа экономической литературы также следукт, что все реально функционирующие экономические системы (совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений) являются «смешанными». Рыночная система и государство в лице правительства делят между собой функцию
ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2017. № 3. С. 51-60. © 2017. Ж.К. Галиев, Н.В. Галиева.
нахождения ответа на 5 фундаментальных вопросов: сколько следует производить; что следует производить; как следует производить; кто должен получить продукцию; адаптация к изменениям. В экономической теории рыночная система — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков. В настоящее время в экономически развитых странах 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой. Формы экономической деятельности правительства в обобщенном виде могут включать [3]: обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы; защиту конкуренции; перераспределение доходов и богатства; корректирование распределения ресурсов; стабилизацию экономики, стимулирование экономического роста.
Рассмотрим теоретические и практические аспекты экономики общественного сектора.
Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы
Обеспечение правовой базы достигается содержанием Гражданского кодекса (ст. 48 «Понятие юридического лица», ст. 50 «Коммерческие и некоммерческие организации» и др.).
Некоммерческими организациями как юридическими лицами могут быть организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В числе организационно-правовых форм юридических лиц следует отметить учреждения (государственные и муниципальные), автономные некоммерческие организации.
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
Следует отметить два момента: во-первых, и учреждения и автономные некоммерческие организации не имеют извлече-
ние прибыли в качестве основной цели своей деятельности; во-вторых, созданные на основе имущественных взносов высокорентабельных юридических лиц автономные некоммерческие организации, могут быть способны «проглотить» эффективные, но небольшие по объему финансирования учреждения, создавая тем самым условия к монопольным положениям. Это может нанести ущерб в определенных отраслях экономики. Поэтому элементы «защиты конкуренции» в определенных отношениях должны быть применимы и к сфере деятельности автономных некоммерческих организаций.
Защита конкуренции
Для реализации этой формы экономической деятельности правительства действует Федеральный закон «О защите конкуренции». В Федеральном законе (ст. 3) отмечается, что действие распространяетсянаотношения,которыесвязанысзащитойкон-куренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации.
В последние годы в функционировании Российской экономики имеет место чрезмерное увеличение количества государственных и муниципальных унитарных предприятий и создаются они на рынках с развитой конкуренцией. Данное обстоятельство может оказать негативное влияние на эффективность бюджетного финансирования, а также на развитие конкуренции на локальных рынках, и привести к высокой концентрации богатств в незначительной части домохозяйств. Как известно, домохозяйство — экономическая единица, состоящая из одного или более лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг. Домохозяйство владеет факторами производства, используемыми предприятиями для производства товаров и услуг.
Действие закона «О защите конкуренции» должно распространяться и на деятельность учреждений и автономных некоммерческих организаций в отдельных областях экономической жизни общества.
Перераспределение доходов и богатства
Одним из механизмов перераспределения доходов и богатства является законодательство о минимальном размере оплаты труда и прожиточном минимуме. В условиях Москвы с 1 октяб-
ря 2016 г. минимальный размер оплаты труда привязан к прожиточному минимуму и составил 17 561 руб. Это максимально приближает заработную плату к реальной стоимости жизни. Другие регионы России должны стремиться к осуществлению механизма, при котором показатель минимального размера оплаты труда должен индексироваться в автоматическом режиме до величины прожиточного минимума по региону.
Нередко бытует мнение, что внедрение в практику прогрессивной шкалы налогообложения на личные доходы физических лиц может привести к справедливому перераспределению богатства. Однако, как показывают исследования, при этом может возкнуть так называемый «эффект Робин Гуда» [3].
В то же время обеспечение благоприятного инвестиционного климата в экономике позволит домохозяйствам, владеющими факторами производства, инвестировать дополнительные доходы для создания новых высокотехнологичных, инновационных производств.
Следует также отметить, что правительство может осуществлять распределение доходов на основе финансовой поддержки отдельных отраслей экономики (машиностроение, сельское хозяйство). При этом должно быть выполнено общее требование к инвестициям по сроку окупаемости с эффективностью производства приближающейся к уровню межотраслевой конкуренции. При невыполнении этого требования можно столкнуться с последствиями так называемого оуэновского «Национального базара справедливого обмена труда» [11].
Корректирование распределения ресурсов
Вид экономической деятельности правительства связан с управлением переливами ресурсов, или побочными эффектами, а также управлением государственными, или социальными благами.
Управление переливами возникают в отношении издержек перелива и выгод перелива.
К издержкам перелива относится загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями.
В экономической литературе [6—8] для управления издержками перелива используются показатели: предельные частные затраты (MPC — marginal personal costs), предельные внешние затраты (MEC — marginal external costs), предельные общественные затраты (MSC — marginal social costs), предельные общественные выгоды (MSB — marginal social benefits).
Считается, что предприятие, являющееся источником издержек перелива, будет осуществлять выпуск продукции в общественно оптимальном объеме и использовать общественно эффективную технологию при выполнении условия:
MPC + MEC = MSC = MSB (1)
Однако отечественная статистическая отчетность не фиксирует такие показатели как предельные общественные затраты и предельные общественные выгоды. Совершенствование структуры статистической отчетности, несмотря на возможные значительные затраты, позволит управление издержками перелива на промышленных предприятиях осуществлять в соответствии с теоретическими основами данной задачи.
В условиях функционирования промышленных предприятий в рыночной системе можно рассматривать возможность применения следующего управленческого решения для предотвращения загрязнения окружающей среды:
О < A • к , (2)
эк.пл. мк' 4 '
если загрязнение окружающей среды компенсируется естественной способностью природной среды к самовосстановлению;
О = A • k , (3)
эк.пл. мк' 4 '
если загрязнение окружающей среды не компенсируется естественной способностью природной среды к самовосстановлению;
О > A • k , (4)
эк.пл. мк
если загрязнение окружающей среды не компенсируется естественной способностью природной среды к самовосстановлению и может нанести невосстанавливаемый ущерб; где О — обязательные экологические платежи за загрязнение
эк.пл.
окружающей среды; A — активы предприятия, являющегося источником издержек перелива; кмк — коэффициент, характеризующий уровень межотраслевой конкуренции.
Для условий, для которых загрязнение окружающей среды компенсируется естественной способностью природной среды к самовосстановлению, может быть применен механизм добровольных соглашений, гарантирующий оптимальное распределение ресурсов (теорема Коуза). Это требует четкого распределения права собственности на издержки перелива, наличие рынка (купли-продажи) прав на издержки перелива.
К издержкам перелива можно отнести также необоснованную вырубку леса для строительства дорогостоящих автомобильных дорог; неэффективную деятельность некоторых категорий служащих в бюджетных организациях.
Необоснованная вырубка леса для строительства дорогостоящих автомобильных дорог наносит ущерб или некомпенсируе-мые издержки третьим сторонам, то есть биологическому разнообразию, формированию чистого воздуха в регионе. Поэтому при обоснованных решениях строительства дорог должны быть учтены другие направления проведения строительных работ.
Неэффективную деятельность некоторых категорий служащих в бюджетных организациях можно отнести к издержкам перелива в том случае, когда объем работы этих категорий персонала выполняют другие работники. Высвободившееся время отдельных категорий служащих может наносить ущерб деловой атмосфере в трудовом коллективе. С широким внедрением информационных технологии в экономической и хозяйственной деятельности организаций (учреждений) доля неэффективной деятельности некоторых категорий служащих будет снижаться, что обеспечит улучшение общественной атмосферы.
Необходимость управления выгодами перелива возникает в том случае, когда рыночная кривая спроса, характеризующая выгоды отдельных лиц и организаций (предприятий), не отражает величину выгоды для общества в целом. Так, качественное образование в целом является источником выгоды перелива: оснащенное качественным образованием экономически активное население формирует более эффективную часть занятых в экономике (обеспечение высокого уровня производительности труда, разработка и внедрение инновационных технологий в промышленном производстве), уменьшение издержек на предотвращение правонарушений. Обладание качественным образованием обеспечивает синергетический эффект в формировании деловой репутации, имиджа экономически активному населению и обществу в целом. В стоимостном измерении сумма будущего дохода от деловой репутации и имиджа (Д ) в бизнесе будет несравненно больше «издержек вины» (Ив):
Е^ф » Еи (5)
Следует отметить, что бизнес в широком понимании это и деловая жизнь, и деловые круги, и предпринимательство, и занятие, работа, специальность, обязанности, назначение. Выполнение условия (5) способствует и обеспечивает систематическое получение прибыли в бизнесе, что является одним из основных характеристик предпринимательской деятельности.
В настоящее время имеет место тенденция, которая характеризуется тем, что при подготовке работников, занятых ин-
женерно-техническими и экономическими работами, объемы финансирования не полностью учитывают интересы отдельных отраслей экономики. Это может негативно влиять на эффективность функционирования предприятий (организаций) отдельных отраслей экономики в долгосрочном и стратегическом планировании.
Несмотря на то, что «принцип исключения» определенно отличает общественные блага от товаров и услуг индивидуального пользования, рыночная система не производит в достаточном количестве блага и услуги, которые называют «квазиобщественными благами». На эти «квазиобщественные блага» можно устанавливать цены и частные производители могли бы обеспечить потребителей этих благ в рыночной системе, однако, значительные выгоды перелива требуют значительных первоначальных инвестиций, из-за чего муниципалитет берет на себя осуществление программ по обеспечению ресурсами данной сферы. Такими видами благ являются развитие транспортной системы, здравохранения. Так, государственая программа города Москвы «Развитие транспортной системы» по подпрограмме «Общественный транспорт «Метрополитен» предусматривает расходы бюджета города Москвы на 2017 г. (прогноз) 157 361,4 млн руб.; подпрограмма «Общественный транспорт «Наземный городской пассажирский транспорт» предусматривает расходы бюджета города Москвы на 2017 г. (прогноз) 66 572,0 млн руб.; подпрогамма «Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть» — 152 897,8 млн руб.; сведения о расходах бюджета по государственным программам на 2017 г. представляются в следующей структуре: развитие транспортной системы — 356,7 млрд руб. (23,3%), развитие здравохранения города Москвы («Столичное здравохранение») — 189,4 млрд руб. (12,4%), развитие образования г. Москвы («Столичное образование») — 264,8 млрд руб. (17,3%), социальная поддержка жителей г. Москвы — 343,1 млрд руб. (22,4%), жилище — 93,5 млрд руб. (6,1%), прочие — 283,6 млрд руб. (18,5%) [9, 10]. Эти данные подтверждают, что «квазиобщественные блага» требуют значительных инвестиций, и рыночная система не всегда может обеспечить соответствующее и своевременное финансирование.
Значительные выгоды перелива по реализации государственной программы г. Москвы могут характеризовать следующие показатели: средняя продолжительность предстоящей жизни населения 76,7 лет, мужчин — 72,77 лет, женщин — 80,38 лет; планируется снижение среднего времени поездки на общественном
транспорте в утренние часы пик из жилых районов вблизи Московской кольцовой автомобильной дороги до центра города на 18%, увеличение объема перевозок пассажиров общественным транспортом до 20%, снижение наполняемости подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта на 25%, снижение наполняемости подвижного состава метрополитена на 14%, сокращение среднего интервала движения на наземном городском пассажирском транспорте по выделенным полосам в часы пик на 6%, увеличение скорости движения наземного городского пассажирского трансорта в часы пик на 22%.
Стабилизация экономики, стимулирование
экономического роста
Роль общественного сектора в стабилизации экономики в основном заключается в обеспечении полной занятости трудовых ресурсов и стабильного уровня цен.
В России достигнут один из самых низких уровней безработицы в мировом хозяйстве: уровень безработицы, определяемый отношением числа безработных к численности рабочей силы соответствующей возрастной группы, составляет 5,2% (возрастная группа 15—72 года) и 5,4% (в трудоспособном возрасте); в Москве уровень безработицы составляет 1,8%.
Оптимально-жесткая денежно-кредитная политика Центрального Банка России позволяет прогнозировать уровень инфляции в 2016 г. в пределах 5,5—5,8% с перспективным снижением до 4%.
Стимулирование экономического роста может обеспечиваться предполагаемой реализацией следующих мер: устойчивая налоговая система; развитие и укрепление института собственности; создание долгосрочных механизмов для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства; стимулирование внедрения высокотехнологичных и инновационных технологий в производстве; сокращение неконкурентных производств; построение децентрализованного, эффективного государственного сектора; обеспечение устойчивой покупательной способности населения; создание комфортной среды для участников экономической жизни; сокращение доли госкомпаний и для выполнения этих объемов работ стимулирование привлечения частных инвесторов; обеспечение условий повышения производительности труда на промышленных предприятиях.
Эффективное развитие рыночной структуры должно осуществляться в направлении доходоориентированной экономики [12].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экономика общественного сектора / Под ред. П.В. Савченко и др. - М.: ИНФРА-М, 2010.
2. Paul A. Samuelson, William D. Nordhaus. Economics. McGraw-Hill Companies, Inc. 2011.
3. Campbell R. McConnell, Stenley L. Brue, Sean M. Flynn. Economics. Principles, Problems and Policies. McGraw-Hill Companies, Inc. 2012.
4. N. Gregory Mankiw, Maik P. Taylor. Economics. Gengage Learning EMEA. 2011.
5. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. 2015.
6. Розанова Н. М. Микроэкономика. — М.: Изд-во «Юрайт-Издат». 2014.
7. Гальперин В. М. и др. Микроэкономика. — СПб.: Изд-во «Экономическая школа». — 2012.
8. Хейнман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. — М.: Финансы и статистика, 2012.
9. http://budget.mos.ru/gptransport.
10. http://moscow.gks.ru/
11. Галиев Ж. К., Галиева Н. В. Теоретические аспекты менеджмента на горнодобывающих предприятиях // Горный информационно аналитический бюллетень. — 2015. — № 9. — C. 227—231.
12. Галиев Ж.К., Галиева Н.В. Экономико-теоретические аспекты маркетинга на горнодобывающих предприятиях // Горный информационно аналитический бюллетень. — 2015. — № 12. — C. 180—186.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Галиев Жакен Какитаевич1 — доктор экономических наук, профессор, Галиева Надежда Валентиновна1 — кандидат экономических наук, доцент,
1 НИТУ «МИСиС».
UDC 338.012
Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2017. No. 3, pp. 51-60. Zh.K. Galiev, N.V. Galieva
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF PUBLIC SECTOR ECONOMICS
In article also also practical aspects of economy of public sector are considered theoretical.
Understand the public sector representing, serving interests of all population as public sector of economy. A public sector is designed to represent the interests of society therefore it is accepted to call it public sector.
Forms of economic activity of the government in a generalized view can include: providing the legal base and the public atmosphere promoting effective functioning of market system; protection of the competition; income redistribution and riches; resource allocation adjustment; stabilization of economy, stimulation of economic growth.
Providing the legal base is reached by contents of the Civil code. The organizations which don't have generation of profit as a main objective of the activities can be non-profit organiza-
tions as legal entities. Among forms of business of legal entities it should be noted organizations (state and municipal), autonomous nonprofit organizations.
For implementation of a separate form of economic activity of the government the Federal law «About Protection of the Competition» works. Elements of the law «About Protection of the Competition» in certain relations shall be applicable also to a field of activity of organizations and autonomous nonprofit organizations in certain areas of economic life of society.
One of mechanisms of an income redistribution and wealth is the legislation on the minimum wage and a subsistence minimum. For the first time in the regional level in Moscow the minimum wage is tied to a subsistence minimum.
It is noted that the mechanism of voluntary agreements guaranteeing optimal resource allocation (Coase's theorem) can be used to conditions for which environmental pollution is compensated by a natural capability of the environment to self-recovery. It requires accurate distribution of the property right to modulation expenses, availability of the market (purchase and sale) of the rights to modulation expenses.
It is possible to refer also unreasonable deforestation for a construction of expensive highways to expenses of a modulation; inefficient activities of some categories serving in state-financed organizations.
Stimulation of economic growth can be provided with expected implementation of system of measures.
Key words: economy, public sector, aspects, legal base, protection of the competition, income redistribution, resource allocation, stabilization of economy, economic growth.
AUTHORS
Galiev Zh.K.1, Doctor of Economical Sciences, Professor, Galieva N.V.1, Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor, 1 National University of Science and Technology «MISiS», 119049, Moscow, Russia.
REFERENCES
1. Ekonomika obshchestvennogo sektora. Pod red. P.V. Savchenko (Economics of the public sector. Savchenko P.V. (Ed.)), Moscow, INFRA-M, 2010.
2. Paul A. Samuelson, William D. Nordhaus. Economics. McGraw-Hill Companies, Inc. 2011.
3. Campbell R. McConnell, Stenley L. Brue, Sean M. Flynn. Economics. Principles, Problems and Policies. McGraw-Hill Companies, Inc. 2012.
4. N. Gregory Mankiw, Maik P. Taylor. Economics. Gengage Learning EMEA. 2011.
5. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. Statisticheskiy sbornik (Russian statistical Yearbook. Statistical compendium), 2015.
6. Rozanova N. M. Mikroekonomika (Microeconomics), Moscow, Izd-vo «Yurayt-Izdat». 2014.
7. Gal'perin V. M. Mikroekonomika (Microeconomics), Saint-Petersburg, Izd-vo «Ekonomicheskaya shkola», 2012.
8. Kheynman D. N. Sovremennaya mikroekonomika: analiz, iprimenenie (Modern microeconomics: analysis and application), Moscow, Finansy i statistika, 2012.
9. http://budget.mos.ru/gptransport.
10. http://moscow.gks.ru/
11. Galiev Zh. K., Galieva N. V. Gornyy informatsionno analiticheskiy byulleten'. 2015, no 9, pp. 227-231.
12. Galiev Zh. K., Galieva N. V. Gornyy informatsionno analiticheskiy byulleten'. 2015, no 12, pp. 180-186.