Для цитирования: Артемова О. В., Зубкова А. В., Жилина Т. А., Маскайкин Е. П. Теоретические и методологические основы управления инновационной деятельностью субъектов различного уровня хозяйствования // Социум и власть. 2018. № 1 (69). С. 55-64.
УДК 338.49
теоретические и методологические основы управления инновационной деятельностью субъектов различного уровня хозяйствования
Артемова Ольга Васильевна,
Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений, директор, доктор экономических наук, профессор, Российская Федерация, 454091, г. Челябинск, ул. Свободы, д. 155/1. E-mail: [email protected]
Зубкова Ольга Владимировна,
Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений, заведующий кафедрой экономики, доктор экономических наук, доцент, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]
Жилина Татьяна Алексеевна,
Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений, доцент кафедры экономики, кандидат экономических наук, Российская Федерация, 454091, г. Челябинск, ул. Свободы, д. 155/1. E-mail: [email protected]
Маскайкин Евгений Павлович,
Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений, доцент кафедры экономики, кандидат экономических наук, Российская Федерация, 454091, г. Челябинск, ул. Свободы, д. 155/1. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье описаны актуальные направления совершенствования управления инновационной деятельностью таких субъектов хозяйствования как регион и предприятие. В том числе представлен теоретический подход к определению взаимосвязи категорий, связанных с инновациями, направления развития методик оценки инновационной активности региона, а также отражена роль конвертера инноваций как структурного элемента общественного сектора экономики в рамках региональной инновационной системы. Описаны цели функционирования регионального конвертера инноваций. Представлен пример реализации такой цели регионального конвертера инноваций как ликвидация информационного вакуума в целях повышения инновационной активности персонала предприятий.
Ключевые понятия: региональная инновационная система, инновационная активность, конвертер инноваций, общественный сектор экономики, некоммерческие организации.
Базовые вопросы инновационного развития России подробно раскрыты в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р1. Основным направлением в социально-экономическом развитии является переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития, что позволит повысить конкурентоспособность отечественной экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.
Формирование инновационной экономической среды означает превращение интеллекта, творческого потенциала, научной и технической идеи в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала [2]. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, но и производство новых идей, социальных технологий и инноваций, поставщиками которых являются основные субъекты инновационной сферы (организации науки, бизнеса, частных некоммерческих организаций и государства). Данное обстоятельство предопределяет требования к развитию рынка нововведений и инноваций.
Рынок нововведений - это совокупность экономических отношений между интеграторами передовых технологий и проектов, предприятиями реального сектора экономики и физическими лицами с целью создания, внедрения и диффузии нововведения [1, с. 54].
Рынок инноваций - это совокупность рыночных отношений, возникающих в процессе создания,освоения, передачи и использования технологий, товаров и услуг [17; 20].
В качестве объектов формирования спроса и предложения на рынке инноваций могут быть представлены результаты любой стадии инновационного процесса: готовые продукты, научные исследования 1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
(в виде результатов фундаментальных или прикладных исследований, результатов освоения производства).
Однако любая инновация должна иметь, по крайней мере, следующий набор признаков: творческий характер, выражающийся в установлении неизвестного прежде свойства инновации и способствующий обновлению сфер жизни людей (технологии, изделия, организационные формы существования социума); создание дополнительной ценности и/или ее фиксированной получение в виде прибыли, лидерства, опережения, улучшения, качественного превосходства, приоритета и прочее; практическое воплощение (внедрение) [9, с. 71].
На рис. 1 представлено авторское описание рынка инноваций в категориях внешней и внутренней среды [11, с.76].
На состояние рынка инноваций влияют следующие основные факторы:
1) мировой порог знаний (дающий представителям науки ориентир для дальнейших фундаментальных и прикладных исследований);
2) инновационные ресурсы, необходимые для инновационной деятельности (зависящие от географического положения, социально-правовой и экономической и институциональной среды);
3) инновационные предприниматели (связующее звено между новаторами - авторами оригинального научно-прикладного продукта - и сферами производства и потребления) [13];
4) инновационный потенциал - характеризует готовность экономики и общества в целом, как к технологическим, так и социальным изменениям; в масштабах организации, инновационный потенциал определяет инновационную активность хозяйствующих субъектов [14];
5) инновационная активность - это интенсивность осуществления предприятиями инновационной деятельности [8]; а более развернуто - целенаправленная деятельность субъектов предпринимательской деятельности относительно конструирования, создания, освоения и производства качественно новых видов техники, предметов труда, объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий и др.), технологий, а также внедрения более совершенных форм организации труда и управления производством, зависит от концентрации
потенциальных объектов приложения знаний и навыков на соответствующих иерархических уровнях, территориях, в определенных видах деятельности.
Сегодня в России ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций [4; 16].
Из-за отсутствия новаторов фирмы не проявляют инновационной активности, поэтому современные технологии производства остаются невостребованными [15]. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере1. Реализация стратегии инновационного развития страны во многом зависит от эффективности региональных инновационных процессов, обеспечивающих создание национальной инновационной системы (НИС) [5, с. 23].
Следовательно, повышение инновационной активности национальной экономики зависит от уровня инновационной активности регионов [19]. А инновационная активность регионов - от инновационной активности совокупности предприятий региона.
Экономика субъектов различного уровня хозяйствования «живет» по одним и тем же законам. Для получения целевых результатов функционирования субъекта хозяйствования необходимо затратить совокупность ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Данное правило можно применить как к предприятию, так и к региону, что позволяет использовать корпоративный подход в региональных оценках, в частности в оценке эффективности функционирования инновационной системы региона [18, с. 104].
На рис. 2 представлены инновационная система региона с позиции двухфакторной модели, предопределяющей формирование результата регионального инновационного процесса под влиянием экстенсивных и интенсивных факторов.
Эффективность функционирования инновационной системы может быть представлена показателем ее инновационной активности.
Инновационная активность - это динамическая целенаправленная деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, процессных, организационных и управленческих нововведений с целью получения
1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL:http:// www.rusnor.org/pubs/reviews/7456.html (дата обращения 17.04.2015).
экономика и управление
И Н Н О В
А Ц
И О Н Н Ы Й
К Л И М А Т
Мировой порог знаний, Инновационные ресурсы, Инновационные предприниматели
Инновационный рынок
Объекты - результаты (любой стадии инновационного процесса):
фундаментальных исследований прикладных исследований освоения производства производства
Субъекты инновационного рынка
1 г
Создатели инноваций (предложение) Кыядитcо-фиcаcсоoыя, иатяcтcо-лицяcзиоccыя, коcсалтиcгоoыя, рекламные, учебно-мятодиряския, прочие оыгаcизации-посыядcики Потребители инноваций (спрос)
к к
«Формирование» спроса
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Инновационный потенциал, инновационная активность
Рис. 1. Рынок инноваций: факторы внешней и внутренней среды
ВХ ОД
Инновационный потенциал_
РЕСУРС
Инноварио иная система региона
_! ВЫХОД
Инноварионный про ресс - Результаты иннова-п р еобразован ия ресур сов в рионноко процессу результаты
О
эффективносрь
Средства
Рис. 2. Формирование результата регионального инновационного процесса
иннаваципcаo-активныи гфе д^поние м коммерческон аыводы с коикц/(Р^н^тныс пре-и МуЩнсТВ1.
Ругнои еcccмaтpееа ется икми как опра-дедеиная еpfакитopc!P, данадикмосая е^^лоса-ностою и изaимooвpрсю на со стоаляющсх, прeкcгоплeopыx в ооп нюен ооезокицо ннпъю преесиисoиа и opгaнизaыийаcили чных аи-дов экpнoмикpекoв кекеoльoвcги.
Таким oЛpезвм,иннoвaцетснеяaлтиа-носеь р т нио т и - эт о комплексноя еннpск-ционнра пнятелcоocте, п оpецeапe кcэто|:-<еiл реализуеиня систрму ме роприятий, ннправ-ленныхнасоз дание новых или усовершенствован тык пpoобтаoо и пл^c^L^pcарл, ннаю-щих еpма^^лpнеаяю цеенесгн.
Kвpoopaтивные аoваcд к <^L^eскeаeл<^^c^^-акто/ости вредприятия вримис^^^" сомм-
1 Экономичесора инникл опедия / пкд оре.
Л. п^/плиси-к. м. : Экoкнpикc, 1999.
ношение первичного финансового результата - выручки от продаж с вложенным в бизнес капиталом. Транслируя данный подход на региональный уровень, получим формулу оценки инновационной активности:
Инновационная активность региона = = Результат реализации инновационных процессов в регионе // Инновационный потенциал региона.
Таким образом, повышается актуальность разработки теоретико-методологических основ определения уровня инновационной активности, результатов инновационной деятельности и инновационного потенциала субъектов разного уровня хозяйствования, в том числе региона, поскольку «в числе приоритетных направлений достижения устойчивого и динамичного
►
cовекло важны № 1 ров ен1и
57
развития экономики Челябинской области выбрано развитие инновационной деятельности региона на основе использования ее научно-технического потенциала»1. Данное обстоятельство предполагает также активное развитие инновационной инфраструктуры с включением в нее и организаций общественного сектора (НКО).
К базовым элементам, обеспечивающим перспективы развития инновационной системы региона и формирования организаций общественного сектора экономики, целью деятельности которых стало бы ускорение инновационного развития, следует отнести наличие закона о стимулировании инновационной деятельности, региональных налоговых льготах для технопарков и инвестиционных проектов. Правительство Челябинской области в числе первых приняло такой закон. В регионе существует более двухсот организаций, выполняющих научные исследования и разработки, действуют технопарки и бизнес-инкубаторы, парк индустриальных инноваций; представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Тем не менее, существуют и определенные барьеры на пути повышения инновационной активности субъектов хозяйствования: неразвитость механизмов защиты интеллектуальной собственности; отсутствие дифференцированных источников финансирования всех форм научной деятельности; недостаточная скоординированность действий элементов инновационной инфраструктуры.
Формирование адекватной инновационной системы предопределяет и развитие, совершенствование, реорганизацию, модернизацию деятельности субъектов общественного сектора. Субъекты хозяйствования, региональные и государственные органы власти все больше осознают связь между эффективностью общественного сектора и общей производительностью национальной экономики. Как следствие получают развитие инновационные инициативы, направленные на достижение высоких экономических показателей в период снижения темпов роста производства и обострения социально-экономических проблем.
Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий способствует развитию новых методов администриро-
2 Об утверждении Стратегии развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года : Распоряжение Правительства Челябинской области от 12 октября 2012 г. № 260-рп.
вания, управления и производства товаров и услуг в общественном секторе. Это также привело к изменению роли, которую общественный сектор играет в генерировании роста в других секторах экономики.
Решению указанных выше проблем на пути повышения инновационной активности способствует создание такого элемента общественного сектора экономики в рамках региональной инновационной системы, как конвертер инноваций, выполняющего роль проводника от заказчика - потребителя инноваций к исполнителю (создателю) инновационных продуктов [7].
К повышению инновационной активности на региональном уровне может привести создание регионального конвертера инноваций, как независимо существующей организационной структуры, занимающейся сбором информации о перспективных рынках инноваций и даже их формированием, а также аккумуляцией информации о потенциальных «исполнителях» таких заказов [12]. Это требует использования информационных технологий, в том числе задействования средств массовой информации с целью оповещения потенциальных «заказчиков» и «исполнителей» о существующем спросе и предложении на рынке инноваций. Для реализации данного проекта необходимо задействовать институты, которые связаны с предприятиями различных видов экономической деятельности и совокупностью расположенных на одной территории предприятий одной отраслевой принадлежности, например такие организации как Торгово-промышленная палата (ТПП), Союз промышленников и предпринимателей (СПП), Федерацию независимых профсоюзов России и прочие общественные организации. Региональные вузы и перечисленные структуры могут выступить организаторами деятельности регионального конвертера инноваций.
Взаимосвязь традиционного, созданного «под фундаментальной наукой» [3; 6], внутрифирменного и регионального конвертеров инноваций показана на рис. 3.
Необходимо отметить, что подобная схема не ограничивает действия трех уровней конвертеров, но позволяет им расширить поле взаимодействия, проникая в ранее «закрытые» области экономических отношений. Если традиционный конвертер инноваций осуществляет связь «Фундаментальная наука - промышленность» и реализует свою деятельность при ведущих научно-технических вузах региона и страны, то внутрифирменный конвертер инноваций инициализируется
58
СОЦИУМ И влАСть № 1 (69) 2018
ЭкоН ОМИКа и анп^^^ение
РЕГИОН
Региональный конвертер инноваций на базе:
Региональные вуиы
Общественные организации
Предприятия прочих видов экономической деятельности
Фундаментальная наука
Внутрифирменный конвертер инноваций
промышленность
ДРУГИЕ РЕГИОНЫ
Отрасль
Рис. 3. Пример структурно-логической взаимосвязи конвертеров инноваций различных уровней
руководством предприятия на основе личного побуждения либо при содействии профсоюзного комитета. Региональный конвертер инноваций осуществляет поддерживающие функции для внутрифирменных конвертеров инноваций и создает базу инноваций региона, их оценку и продвижение. Для формирования банка идей и их адаптации к специфике конкретной деятельности и необходимо создание регионального конвертера инноваций, как организации общественного сектора экономики. Конвертер инноваций, являясь некоммерческой организацией, не имеет своей целью извлечение прибыли (в качестве основной цели своей деятельности), но вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей основным целям. К основным целям деятельности регионального конвертера инноваций отнесем:
- активизацию персонала предприятий региона к повышению заинтересованности к инновационной деятельности;
- повышение заинтересованности руководителей и собственников предприятий (организаций) региона к созданию систем мотивации инновационной активности персонала;
- ликвидация информационного провала и устранение «инновационной неграмотности» участников инновационного процесса;
- создание и поддержание в работоспособном состоянии банка (базы) инновационных идей и «запросов»;
Социум и власть № 1 (69) 2018
- организация и поддержка экспертных процедур по оценке инновационных идей и проектов;
- координация и взаимодействие с другими участниками инновационных, социально-трудовых, организационно-управленческих процессов для обеспечения достижения национальных приоритетов и др.
Для реализации данных целей организационно-правовая форма регионального конвертера инноваций должна предполагать возможность осуществления побочной коммерческой деятельности. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана1... Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и пр.
К подобным организационно-правовым формам некоммерческих организаций относятся: фонды, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации (АНО).
Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-
1 О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016).
59
правовых форм могут выступать физические и (или) юридические лица. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, может, как сокращаться, так и увеличиваться в зависимости от «входа» или «выхода» конкретного участника инновационного процесса в/из деятельности регионального конвертера инноваций.
Таким образом, активизация инновационной деятельности в регионе зависит не только от производителя и потребителя инноваций, но и от организаций общественного сектора, которые осуществляют координационные, стимулирующие, информационные, маркетинговые функции.
Спектр целей и задач регионального конвертера инноваций не ограничивается представленными в статье и может актуализироваться в зависимости от появления новых участников инновационного процесса с их потребностями.
К целям функционирования внутрифирменного конвертера инноваций относятся: выявление видения проблем производственно-хозяйственной деятельности предприятия посредством анкетирования производственного персонала и представителей управленческого аппарата предприятия; выявления внутренних способов разрешения проблем; выявление и согласование вариантов мотивации персонала предприятия со стороны руководства предприятия и внешних заинтересованных сторон (потенциальных внешних потребителей инноваций); проведение обучения персонала по составлению, обоснованию и представлению инновационной заявки на внутрифирменный конкурс инновационных проектов; проведение отбора и оценки инновационных проектов с привлечением экспертных комиссий по профилю проектов; формирование «пакета» инновационных проектов и согласование с руководством предприятий параметров их реализации в рамках существующей и перспективной корпоративной инновационной политики, сопровождение и промежуточный контроль реализации отобранных проектов.
В качестве реализаторов функций внутрифирменного конвертера инноваций могут выступать временные коллективы, сформированные из внешних для предприятия квалифицированных «тренеров», включая представителей вузов, представителей профсоюзных комитетов, руководства и коллектива предприятий.
Данная форма повышения инновационной активности видится более перспективной, поскольку активизация внутрифирмен-
ных инновационных процессов происходит с использованием «внешнего реагента», что предполагает разделение задач и ответственности и способствует реализации всех этапов заявленных функций внутрифирменного конвертера инноваций.
В рамках научного исследования, проводимого кафедрой экономики Уральского социально-экономического института (филиал) ОУП ВО «АТиСО» и в частности в рамках первой цели функционирования регионального конвертера инноваций, - «активизация персонала предприятий региона к повышению заинтересованности к инновационной деятельности», было проведено анкетирование производственного и управленческого персонала ряда предприятий Южного Урала. Для этого разработаны и предоставлены представителям управленческого и производственного персонала анкеты разного типа [7, с. 23-24].
Целью анкетирования, в первую очередь, было выявление степени заинтересованности персонала предприятий в выявлении и решении проблем текущей деятельности. Наибольший интерес представляли анкеты, в которых респондентами указывалось на возможность решения тех или иных проблем.
В табл. 1 представлен фрагмент результатов обработки анкет работников управленческого звена. В табл. 2 представлен фрагмент результатов обработки анкет производственных работников. Необходимо отметить, что если управленческие кадры «видят» проблему, то большая их часть старается определить направления ее решения.
Часть управленческих кадров, тем не менее, не рассматривает процедуру анкетирования в качестве перспективного направления к организационно-управленческим изменениям и не проявляет в достаточной мере серьезного к ней отношения.
Производственный персонал большей частью демотивирован к решению проблем отсутствием роста заработной платы, не говоря уже о дополнительных механизмах мотивации, таких как премирование по результатам, авторские вознаграждения, четкая привязка передвижений по карьерной лестницы от достигнутых результатов деятельности.
Тем не менее, даже такие результаты, которые мы видим в табл. 2, могут помочь руководству предприятия при формировании инновационной стратегии и при оперативном производственном управлении, поскольку позволяют выявить проблемы,
60
социум и власть № 1 (69) 2018
Фрагмент результатов обработки анкет работников управленческого звена
№ Должность Стаж работы общий / на предприятии Цель профессиональной деятельности Ежедневные задачи и обязанности Есть проблемы. Для решения указанных проблем чаще всего требуются инновационные методы и инструменты Понятие инновации для меня тесно связано с
которые я могу решить самостоятельно (1); которые решить могу я сам при поддержке руководства, коллег (2) решение которых зависит не от меня (3); которые решить нельзя (4)
Да нет
1 Ведущий инженер 9/9 Контроль и учет то-варно-материальных ценностей Контроль и выдача крепежных материалов в шахту Крепежные материалы плохого качества (2) Поставка материалов с нарушением сроков (3) + Новыми или усовершенствованными технологическими процессами
2 Председатель цехового комитета 14/14 Помощь сотрудникам, переговоры с руководством, юридическая помощь, улучшение условий труда, контроль соблюдения законодательства Общение с коллективом (информация, прием жалоб, обращений) Производственные вопросы (1 и 2) Бытовые проблемы работников (3). Рост заработной платы (4) + Новыми или усовершенствованными продуктами и услугами, технологическими процессами, способами организации производства
3 Инженер по подготовке кадров управления по персоналу 37/37 Подготовка и повышение квалификации работников Все проблемы решаем коллегиально (2) + Новыми или усовершенствованными способами организации производства
Фрагмент результатов обработки анкет производственных работников
Есть проблемы. Варианты решения проблем Варианты
Стаж работы общий / на предприятии которые решение которых зависит не от меня (3); которые решить нельзя (4) которые решение которых зависит не от меня (3); которые решить нельзя (4) мотивации
№ Должность Цель профессиональной деятельности Ежедневные задачи и обязанности я могу решить самостоятельно (1); которые решить могу я сам при поддержке руководства, коллег (2) я могу решить самостоятельно (1); которые решить могу я сам при поддержке руководства, коллег (2) премии, авторские вознаграждения карьерный рост
1 электрослесарь 9/9 Энергообеспечение рудника и откачка воды в шахте Дежурство, откачка воды на горизонтах, непрерывное энергообеспечение горных выработок Нехватка запасных частей (3), Старое оборудование (3) 3 + +
2 Проходчик 15/4 Выполнение плана Бурение забоев «под крепление и на уход», обслуживание буровой техники Сильно изношенная буровая техника (3) 3 +
3 Машинист экскаватора 17/13 Работать по инструкции Отгрузка руды на обогатительную фабрику Поломки экскаваторов (1 и 2) Старые экскаваторы (3 и 4) 3 + +
4 Слесарь по ремонту и обслуживанию оборудования 8/2 Ремонт и под-де ржа н и е в исправном состоянии оборудования Перевод на должность машиниста ПДМ 1 (обучение) +
которые управленческие кадры «не видят», «не хотят слышать» и т. п., то есть решается задача «ликвидации информационного провала». В продолжение исследования планируется на основе обработки всей совокупности анкет представить их результаты руководителям предприятий для реализации корпоративных проектов инновационного развития.
В процессе их реализации рациональной представляется сетевая форма участия в финансировании деятельности организации, а также конкретных инновационных проектов, за реализацию которых данная организация несет ответственность. В качестве учредителей НКО могут привлекаться участники проектов (авторы идей, представители работодателей), а также заинтересованные в венчурном вложении капитала сторонние лица. Одним из механизмов привлечения такого рода финансирования становится краудфандинг, а в перспективе и краудинвестинг [10, с. 105-110].
Таким образом, активизация инновационной деятельности и повышение эффективности управления ею в стране и в регионе зависит не только от производителя и потребителя инноваций, но и от организаций общественного сектора, которые осуществляют координационные, стимулирующие, информационные, маркетинговые функции.
1. Баев И. А., Горшенина Д. А. Сущность, структура и функции рынка инноваций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Экономика и менеджмент, 2015. № 1. С. 54-61.
2. Бузаев П. С. Инновационная среда: структура и объекты // Известия Оргенбургского государственно аграрного университета. 2013. № 3 (41). С. 195-197.
3. Гамберг А. Е. Управление жизненным циклом малого предприятия научно-технической сферы : автореф. дис. ... канд. экон. наук по спец. 08.00.05. Екатеринбург, 2016. 25 с.
4. Грибов В. Д., Камчатников Г. В. Проблемы развития инновационной деятельности в России и пути их преодоления // Известия МГТУ «МАМИ». 2012. Т. 3. № 2 (14). С. 27.
5. Ерохина Е. В. Инновационная активность региона: проблемы, оценка и возможности стимулирования // Общество: политика, экономика, право. 2015. № 2. С. 22-28.
6. Ершова И. В., Гамберг А. Е. Малое предприятие научно-технической сферы как конвертер РНТД в отечественной экономике // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Экономика и менеджмент. 2016. № 3. С. 124-132.
7. Жилина Т. А., Зубкова О. В. Региональный конвертер инноваций как элемент общественного сектора экономики // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. 2017. № 2. С. 20-27.
8. Заглумина Н. А. Инновационная активность, инновационный потенциал, инновационный климат: взаимосвязи // Инновации. 2010. № 11 (145). С. 45-48.
9. Звонарева Н. В., Морозов Г. Б. О рынке инноваций в России: кто, как и с чем участвует в этом процессе? // Инновации. 2010. № 6 (140). С. 69-74.
10. Зубкова О. В., Жилина Т. А., Тимофеева И. О., Маскайкин Е. П., Маскайкина Е. В. Актуальные направления развития теории и методологии управления инновационным развитием субъекта хозяйствования // Материалы XXXIV международной научно-практической конференции «Россия сегодня: социальные, экономические и политические тренды». М. : АТиСО, 2017. 338 с.
11. Зубкова О. В., Маскайкина Е. В. Управление инновационной активностью предприятия на основе использования механизма внутрифирменного конвертера инноваций // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. 2017. № 2. С. 75-82.
12. Зубкова О. В., Маскайкин Е. П., Маскайки-на Е. В. Управление инновационной активностью региона на основе использования механизма конвертера инноваций // Региональная конкурентоспособность и образование в контексте глобальных вызовов : сборник статей международной научно-практической конференции IV Уральского вернисажа науки и бизнеса (Челябинск, 3 марта 2017 года). Челябинск : Энциклопедия, 2017. С. 133-137.
13. Красовский А. С. Современное состояние инновационных процессов в России // Транспортное дело России. 2010. С. 66-68.
14. Матузова И. В. К вопросу оценки инновационной активности региона // Царскосельские чтения. 2016. С. 143-146.
15. Полтерович В. М. Проблема формирования национальной инновационной системы // Экономика и математические методы. 2009. № 2. С. 3-18.
16. Савельева М. В. Развитие конкурентных преимуществ регионов на основе сотрудничества с заинтересованными сторонами // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 19 (250). С. 56-60.
17. Теребова С. В., Волкова Л. А. Принципы и практика функционирования зарубежных центров трансфера технологий // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 1 (13). С. 101-107.
18. Тимофеева И. О., Зубкова О. В. Формирование и использование инновационного потенциала субъекта хозяйствования // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. 2017. № 2. С. 103-111.
19. Устинова К. А. Инновационная активность организаций и населения // Проблемы развития территории. 2013. Вып. 2 (64). С. 33-42.
20. Хоршикян С. В. Рынок инноваций и проблемы трансфера инноваций // Век качества. 2015. № 2. С. 46-47.
References
1. Baev I.A., Gorshenina D.A. (2015) Vestnik YUzhno-Ural'skogo Gosudarstvennogo universiteta. Seriya: EHkonomika i menedzhment, no. 1, pp. 54-61 [in Rus].
2. Buzaev P.S. (2013) Izvestiya Orgenburgskogo gosudarstvenno agrarnogo universiteta, no. 3 (41), pp. 195-197 [in Rus].
3. Gamberg A.E. (2016) Upravlenie zhiznennym ciklom malogo predpriyatiya nauchno-tekhnicheskoj sfery. Thesis. Ekaterinburg, 25 p. [in Rus].
4. Gribov V.D., Kamchatnikov G.V. (2012) Izvestiya MGTU «MAMI», no. 2 (14), pp. 27 [in Rus].
5. Erohina E.V. (2015) Obshchestvo: politika, ehkonomika, pravo, no. 2, pp. 22-28 [in Rus].
6. Ershova I.V., Gamberg A.E. (2016) Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: EHkonomika i menedzhment, no. 3, pp. 124-132 [in Rus].
7. ZHilina T.A., Zubkova O.V. (2017) Vestnik fakul'teta upravleniya CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 2, pp. 20-27 [in Rus].
8. Zaglumina N.A. (2010) Innovacii, no. 11 (145), pp. 45-48 [in Rus].
9. Zvonareva N.V., Morozov G.B. (2010) Innovacii, no. 6 (140), pp. 69-74 [in Rus].
10. Zubkova O.V., ZHilina T.A., Timofeeva I.O., Maskajkin E.P., Maskajkina E.V. (2017) Materialy HKHXIV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Rossiya segodnya: social'nye, ehkonomicheskie i politicheskie trendy». Moscow, ATiSO, 338 p. [in Rus].
11. Zubkova O.V., Maskajkina E.V. (2017) Vestnik fakul'teta upravleniya CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 2, pp. 75-82 [in Rus].
12. Zubkova O.V., Maskajkin E.P., Maskajkina E.V. (2017) Regional'naya konkurentosposobnost' i obrazovanie v kontekste global'nyh vyzovov: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii IV Ural'skogo vernisazha nauki i biznesa (CHelyabinsk, 3 marta 2017 goda). Chelyabinsk, EHnciklopediya, pp.133-137 [in Rus].
13. Krasovskij A.S. (2010) Transportnoe delo Rossii, pp. 66-68 [in Rus].
14. Matuzova I.V. (2016) Carskosel'skie chteniya, pp. 143-146 [in Rus].
15. Polterovich V.M. (2009) Ehkonomika i matematicheskie metody, no. 2, pp. 3-18 [in Rus].
16. Savel'eva M.V. (2012) Regional'naya ehkonomika: teoriya i praktika, no. 19 (250), pp. 56-60 [in Rus].
17. Terebova S.V., Volkova L.A. (2011) EHkono-micheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz, no.1 (13), pp. 101-107 [in Rus].
18. Timofeeva I.O., Zubkova O.V. (2017) Vestnik fakul'teta upravleniya CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, no 2, pp. 103-111 [in Rus].
19. Ustinova K.A. (2013) Problemy razvitiya territorii, no. 2(64), pp. 33-42 [in Rus].
20. Horshikyan S.V. (2015) Vek kachestva, no 2, pp. 46-47 [in Rus].
For citing: Artemova O.V., Zubkova A.V., Zhilina T.A., Maskaikin E.P. Theoretical and methodological bases of managing innovative activity of subjects of various level of managing // Socium i vlast. 2018. № 1 (69). P. 55-64.
UDC 338.49
THEORETICAL AND METHODOLOGiCAL BASES OF MANAGiNG iNNOVATiVE ACTiViTY OF SUBJECTS OF VARiOUS LEVEL OF MANAGiNG
Artemova Olga Vasilyevna,
Ural Social and Economic Institute (branch) Academy of Labor and Social Relations, Director, Doctor of Economics, Professor, Russian Federation, 454091, Chelyabinsk, Svobody Street, d. 155/1 E-mail: [email protected]
Zubkova Olga Vladimirovna,
Ural Social and Economic Institute (branch) Academy of
Labor and Social Relations,
Head of the Department Chair of Economics,
Doctor of Economics, Associate Professor,
Russian Federation, 454091, Chelyabinsk,
Svobody Street, d. 155/1
E-mail: [email protected]
Zhilina Tatyana Alekseevna,
Ural Social and Economic Institute (branch) Academy of Labor and Social Relations, Associate Professor of the Department Chair of Economics, Cand.Sc.(Economics), Russian Federation, 454091, Chelyabinsk, Svobody Street, d. 155/1 E-mail: [email protected]
Maskaikin Evgeny Pavlovich,
Ural Social and Economic Institute (branch) Academy of Labor and Social Relations, Associate Professor of the Department Chair of Economics, Cand.Sc.(Economics), Russian Federation, 454091, Chelyabinsk, Svobody Street, d. 155/1 E-mail: [email protected]
Annntctfion
The article describes relevant directions of improving innovative activity management of such subjects of managing as a region and an enterprise. The authors present theoretical approach to determining interrelation of the categories connected with innovations, directions of developing techniques of region innovative activity assessment and also the role of the converter of innovations as a structural element of the public sector of economy within regional innovative system is reflected. The purposes of functioning of the regional converter of innovations are described. The example of realizing such purpose of the regional converter of innovations as elimination of information vacuum for increasing innovative activity of personnel of the enterprises is presented.
Key concepts:
regional innovative system, innovative activity, converter of innovations, public sector of economy, non-profit organizations.