Социально-личностная компетентность студентов-будущих педагогов проявляется как гуманитарная позиция по отношению к детям и по отношению к самому себе, т.е. она лежит в сфере человеческих взаимоотношений учителя и ученика. Восприятие ученика как главной ценности, отношение к нему как к человеку со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями является важнейшей характеристикой социально-личностной компетентности будущего учителя.
Список литературы:
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая. - Режим доступа: www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.
4. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Биргебаев А.*
Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Республика Казахстан, г. Алматы
В этой статье рассматриваются теоретические и методические вопросы гуманитаризации математического образования при подготовке учителей -математиков в педагогическом университете.
В последнее время в педагогико-психологической литературе, много пишут о современных проблемах гуманитаризации образования. Некоторые исследователи понимают под гуманитаризацией увеличение доли гуманитарных дисциплин путем сокращения количества дисциплин по естествознанию. Данное обстоятельство может привести к сокращению кредитов математических дисциплин.
* Профессор кафедры Теории и методики обучения математике, кандидат физико-математических наук.
Безусловно, это может отразиться на уровне подготовки учителей математики. С учетом того, что в рамках кредитной технологии основную часть знаний студенты получают самостоятельно, подготовка профессиональных специалистов с высокой математической культурой напрямую зависит от личности обучающихся. Активному обсуждению проблемы гуманитаризации дисциплин по естествознанию посвящено множество диссертационных работ [1-4]. Для изменения качества подготовки специалистов на основании новых предложений, отраженных в этих работах, необходимо выявить направления реформирования всей системы образования. Это означает выявление парадигмы образования нацеленной на подготовку разносторонней личности, соответствующей требованиям общества.
В настоящее время в условиях казахстанской кредитной системы обучения одним из направлений реформирования образования является гуманитаризация, то есть, согласно определению педагогической энциклопедии «система мер, предназначенная для развития компонентов общей культуры в содержании образования, т.е., формирования совершенной личности обучаемого». В последнее время проблемы гуманизации и гуманитаризации все чаще находят свое отражение не только в трудах педагогов и методистов, но и в работах специалистов по естествознанию, гуманитариев и социологов. Авторы этих исследований рассматривают гуманитаризацию образования в качестве социального феномена обучения, как одну из составных частей процесса гуманизации, направленного на привлечение к гуманитарной культуре. В этой связи необходимо отметить, что мнения многих из них по этому поводу совпадают. Такое образование направлено на реализацию, развитие мышления, опыта и творческой деятельности. По мнению Т.М. Мираковой в широком смысле гуманитаризация это не только обновление средств усовершенствования культуры, увеличение гуманитарных дисциплин в учебном плане, но и усвоение новых аспектов (граней) гуманитарного образования в математике и в других дисциплинах [1]. Гуманитаризация образования также предусматривает формирование образованной, квалифицированной, стремящейся усвоить технологию творческой работы и ответственной личности. В рамках этого определения необходимо отметить, что гуманитаризация математического образования, одновременно реализует три направления: формирование математического образования, квалификацию и навыки; формирование квалифицированной математической отрасли; формирование личности студентов в процессе обучения математики.
Многие авторы отмечают необходимость гуманитаризации внутренней логики учебного процесса. В рамках конкретного педагогического процесса преподаватель и студент взаимодействуют друг с другом в качестве конкретных людей. Так как причиной их взаимодействия является получение знаний, то согласно утверждению Ю.В. Сенко, предметы обу-
чения являются не основой, а правилами и условиями для взаимодействия участников педагогического процесса [6].
Если принять за основу данное мнение, то никакой из предметов обучения не является предварительно гуманитарным. Отношение того или иного предмета к гуманитарным зависит от уровня обучения каждому из предметов. Так как познание человека направлено на получение информации об окружающей среде и решение возникающих практических вопросов, оно должно быть гуманитарным и всеобщим. Поэтому, по мнению Ф.Т. Михайлова, познание нельзя делить на познание природы и познание человека [5]. Гуманитаризация образования требует взвешенного рассмотрения всех компонентов, таких как цели, содержание, методы и средства обучения (модели и технологии обучения). В настоящее время наблюдается стремление к интеграции науки и получение конкретных сведений о всеобщем характере мира.
Кроме того, современные научные достижения, имеющие глубокий смысл во всеобщем образовании, предназначенные для познания законов природы не должны оставаться в компетенции ученых данной отрасли.
Это прослеживается в концепции образования Республики Казахстан, в разделах интеграции процесса образования и науки, гуманитарного, естественного и научно-педагогического образования. Ввиду того, что данный вопрос не может быть разрешен в рамках одного предмета, теория и практика обучения предусматривает интеграцию учебных предметов создающую условия для достижения целей междисциплинарного характера, которые, в свою очередь, ускоряют понимание общего описания мира студентами. Это очень важно как в повседневной жизни людей, так и при изучении математики и других предметов. Интеграция системы образования является важной составной частью программ педагогических университетов, направленных на подготовку разносторонних специалистов с высокой математической культурой, широким кругозором и глубокими теоретическими знаниями. Принцип интеграции образования широко использует междисциплинарную связь в изучении математики. Это не только раскрывает значение математики в развитии других отраслей науки, но также способствует развитию мировой культуры. Обучение предмету математики находится в органической связи с историей ее развития, научными методами, людьми, совершившими открытия в этой области и сделавшими зависимыми другие отрасли от данной науки, открывает путь для вовлечения будущих специалистов математиков в целую культуру человечества.
Проблема формирования внутреннего научного мира специалиста в математической области - будущего выпускника высшего учебного заведения определяет структуру и содержание любого учебного курса по математике. Поэтому студентам необходимо не только знать современную математику,
но и ее прикладные возможности, методологические проблемы и процессы исторического развития. Многие исследования посвящены решению проблем формирования мнения о познании мира у студентов [4, 6, 7]. Одним из современных разделов математического анализа являются теоремы вложения и теория разделимости дифференциальных операторов [8], изучение, которых решает многие проблемы дифференциальных уравнений (обыкновенных и частных производных), в частности существование единства гладкости решений дифференциальных уравнений и уравнений математической физики, равно как и корректности поставленных задач.
Во время изучения данного курса студенты ознакомятся с теоремами вложения пространств Банаха, Соболева, Гильберта и дифференциальными операторами в этих пространствах [9]. Интерес к этому предмету возрос в значительной степени, когда выяснилось, что его методы находят существенное применение в квантовой механике. В течение последних двадцати лет, множество научных трудов, особенно среди математиков бывшего Советского союза [10] были посвящены развитию новых направлений и методов, нашедших свое применение в теоретической физике, математической физике, прикладном анализе, механике и других областях математики.
В этой связи следует особо отметить, что изучение студентами данного курса решает следующие проблемы: связь науки с общим математическим образованием, формирование у студентов научного мировоззрения, высокий уровень математических знаний и математического мышления, воспитание высокого уровня математической культуры. Эти вопросы являются необходимым компонентом общечеловеческой культуры, в чем собственно и заключается гуманитарная роль данного курса.
Список литературы:
1. Иванова Т. А. Теоретические основы гуманитаризации общего математического образования: дисс. ... д-ра пед. наук. - Н.Новгород, 1998. - 338 с.
2. Миракова Т.Н. Дидактические основы гуманитаризации школьного математического образования: дисс. ... д-ра пед. наук. - М.2001. - 465 с.
3. Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1986. - 355 с.
4. Назиев А.Х. Гуманитаризация основ специальной подготовки учителей математики в педагогических вузах: дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 381 с.
5. Михалов Ф.Т. Всегда ли мы знаем то, что знаем? // Управление школой. - 1996. - № 2.
6. Сенько Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 40-45.
7. Биргебаев А. Сулейменов Ж. С. Математиканы о^ыту Yдерісіндегі студенттердін гылыми дуниетанымын калыптастыру // Вестник КазНПУ им. Абая. - 2008. - № 24. - 7 бет.
8. Биргебаев А. Элементы теорем вложения и теории разделимости: уч. пос. - Алматы, 2008. - 88 бет
9. Рихтмайер Р. Принципы современной математической физики. - М.: «Мир», 1992.
10. Никольский С.М. Приближение функций многих переменных и теоремы вложения. - М.: Наука, 1969.
ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ НАВЫКОВ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ШКОЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ, ПРОЕКТИРУЕМЫХ НА БАЗЕ ЬЮТХ
© Бурцев Н.П.*
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,
г. Самара
В статье рассматриваются дидактические аспекты преподавания курса «Системное администрирование сети образовательного учреждения на базе Ьтих» студентам педагогических вузов.
Обучение информатике неосуществимо при отсутствии компьютерного класса, который, в свою очередь, является основным «инструментом» учителя информатики. Для того, чтобы настроить такой «инструмент», учителю информатики необходимо иметь навыки администрирования школьной компьютерной сети и выполнения функций системного администратора по отношению к компьютерному парку образовательного учреждения.
Выбор программной платформы для нужд образовательного учреждения - также задача учителя информатики, решение которой обусловлено соображениями функциональности, экономической целесообразности, соблюдения правовых аспектов использования ПО, и широтой кругозора ответственного за выполнение этой задачи педагога. Для успешного осуществления задачи выбора программной платформы, учитель информатики должен уметь на уровне системного администратора работать с пакетом свободного программного обеспечения (ПСПО), выступающим в качестве альтернативы проприетарному программному обеспечению. Это предполагает умение установить, настроить операционную систему Ьтих
* Аспирант кафедры Информатики и вычислительной техники.