Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Чан С. — Теоретические границы средового дизайна // Философия и культура. - 2019. - № 11. DOI: 10.7256/2454-0757.2019.11.31273 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=31273
Теоретические границы средового дизайна
Чан Сяогэн
аспирант Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А Л. Штиглица, преподаватель на кафздре искусств в Пекинском институте нефтехимических технологий.
192174, Россия, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, ул. Пр. Александровской Фермы, 8, стр.1,
кв. 531
Статья из рубрики "Эстетика"
Аннотация.
В данной статье рассматривается вопрос о теоретических принципах средового дизайна. Ключевыми источниковедческими и литературоведческими материалами являются труды российских и китайских авторов. Для ответа на поставленный вопрос автор, во-первых, изучил информацию о том, как классифицируется специальность «средовой дизайн» в системах образования разных стран. Дизайн среды был рассмотрен в рамках образовательных структур, в первую очередь, России и Китая. Во-вторых, были соотнесены понятия «искусства» и «средового дизайна», особое внимание уделено сходству этих двух областей знания. В-третьих, были систематизированы уровни средового дизайна. В-четвертых, сформулированы цель, метод, содержание данной академической и научной сферы деятельности. В исследовании использовался метод источниковедческого анализа для изучения оригинальных источников по образовательной системе Китая и России. Одним из важнейших стал сравнительный анализ, который оказался необходимым при выявлении сходств и различий в отношении классификации специальности «средового дизайна» в разных странах. Автор обнаружил, что лишь в России и Китае существует «художественный» дизайн среды. Автор сделал вывод о том, что средовой дизайн как отдельное научное и академическое знание имеет сходство с изобразительным искусством с точки зрения цели и предмета, которыми являются соответственно «координация отношений» (для средового дизайна это отношения между человеком и средой) и «образ». Метод средового дизайна вобрал в себя теоретические результаты смежных областей - дизайна архитектурной среды и ландшафтной архитектуры. Исследование обладает научной новизной, поскольку осуществлено при помощи сравнения источников и литературы Китая и России.
Ключевые слова: Координация отношений, Процесс, Образ, Искусство, Ландшафтная архитектура, Дизайн архитектурной среды, Китай, Россия, Средовой дизайн, Интеграция дисциплин
DOI:
10.7256/2454-0757.2019.11.31273
Дата направления в редакцию:
22-11-2019
Дата рецензирования:
20-11-2019
Дата публикации:
24-11-2019
1. Введение
Целью данной статьи является определение теоретических границ средового дизайна. Средовой дизайн исследуется как академическая и практическая сфера деятельности, включенная в рамки художественных специальностей. В результате изучения материалов по системам образования разных стран нам удалось выяснить, что лишь в России и Китае средовой дизайн относится к области образования «искусства и культуры». Для реализации цели были осуществлены следующие задачи: 1) указано, какое место занимает средовой дизайн в системе образования; 2) систематизированы уровни и рабочее содержание дизайна среды; 3) сформулированы принципы средового дизайна.
Это исследование может быть весьма актуально для теоретиков и практиков средового дизайна в различных странах и, в частности, в России и Китае. По словам, российского исследователя Каримовой И. С., «открытость средового дизайна и стремление ассимилировать различные методологические подходы - системный, средовой, иконологический, семиотический, синергетический - свидетельствуют о продолжающемся поиске теоретико-методологических оснований проектного
творчества» [1, с' 3]. Как замечают китайские исследователи дизайна Шао Голян (ЗАНЙ), Ай Юншэн «на настоящий момент не существует точного научного определения
и разъяснения понятия «средового дизайна». В технических приёмах проектирования нет основы, наблюдается недостаток в методологии. Специализированные работы по истории средового дизайна не получили признания в кругах историков. Научные подходы и образовательные концепции средового дизайна оказываются неподходящими для применения их на практике» В данной статье мы попытались прояснить теоретические основы средового дизайна и сформулировать его специфику.
2. Место средового дизайна в системе образования
В данном исследовании мы изучили лишь ступень образования «бакалавриат» как основной уровень обучения, необходимый для возможности практического применения полученных знаний. В целом в структуре базового образования (бакалавриата) всех стран мира выделяются следующие три уровня: 1) классы отраслей знания; 2) большие группы отраслей знания; 3) специальности (в России - области образования; укрупненные группы; профессии, специальности или направления подготовки).
После анализа необходимой литературы по средовому дизайну мы обратили внимание на интересную особенность - лишь в России и Китае «средовой дизайн» представляет собой «художественную» академическую и научную сферу деятельности. Этот вывод мы сделали на основании анализа образовательных систем Великобритании, США, Канады,
Японии, России, Китая - стран, входящих в «Рейтинг лучших государств по уровню
образования в 2019 году» Нами были проанализированы сайты некоторых университетов этих стран на предмет содержания специальностей бакалавриата,
изучающих среду как «хорошо освоенное окружение» ^———93], обладающее «эмоционально-образной окраской, символическим значением и культурным смыслом» C 50]. Помимо этого мы опирались в исследовании на информацию из источников по системам образования названных стран (например, «Сравнительное исследование регулирования системы классификации специальностей в Великобритании и США»-51, материалы по кодам специальностей в Великобритании «JACS 3.0: Principal subject codes» --61).
Среда в том понимании, какое было указано выше, изучается в Великобритании, США, Канаде, Японии в рамках классов отраслей знания «инженерного дела» или «сельского хозяйства». В частности, в Ноттингемском университете существует специальность «Архитектура и средовое проектирование» (Architecture and Environmental Engeneering BEng Hons), по окончании которой выпускники получают квалификацию бакалавра
инженерного дела --71. В японском Университете Хоккайдо специальность «Проектирование социальной среды» (Socio-Environmental Engineering), судя по вступительным испытаниям, изучаемым дисциплинам и присуждаемой квалификации,
относится к отрасли «сельского хозяйства» --81. То же самое можно сказать о специальности «Средовой дизайн» (Environmental Design) в Университете Британской Колумбии --91.
В России и Китае изучение среды осуществляется не только в рамках областей образования «инженерного дела» и «сельского хозяйства», но и «искусства» (для Китая) или «искусства и культуры» (для России). Опираясь на материалы Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО)-101 и
аналогичного ОКСО Каталога специальностей бакалавриата в ВУЗах КНР-111, мы систематизировали полученный результат в следующей таблице (Рис. 1):
Рис. 1. Сравнительная таблица по классификации специальности бакалавриата «средовой дизайн» в России и Китае.
«Дизайн архитектурной среды», «ландшафтная архитектура», «садово-парковое и ландшафтное строительство» в России, а также «дизайн архитектурной среды», «ландшафтная и садово-парковая архитектура», «садово-парковое строительство» в Китае являются специальностями, смежными со «средовым дизайном».
«Средовой дизайн» изучается, к примеру, в российских Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. ШтиглицаÎ12!, Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна -Ш1; в китайских Академии искусств и дизайна университета Цинхуа Оп^^^^Ж ^Ш, цинхуа дасюэ мэйшу сюэюань) и Институте художественного дизайна
Пекинского технологического университета бэйцзин гунъе дасюэ
ишу шэцзи сюэюань) i15!.
Отнесение специальности «средового дизайна» в России и Китае к области образования «искусства» или «искусства и культуры» формирует его «художественную» специфику и соответствующее содержание вступительных испытаний, профильных предметов и получаемой квалификации. Абитуриентам особое внимание стоит уделить экзаменам, характерным для изобразительного искусства (к примеру, экзаменам по рисунку, живописи, композиции). Профильными курсами для «средового дизайна» являются эскиз, цвет в дизайне, графический дизайн, дизайн продукции, дизайн домашнего интерьера, выставочный дизайн, скульптурный дизайн, архитектурный дизайн, садово-парковый и ландшафтный дизайн и т. д.
Заметим, «средовой дизайн» подразумевает под собой знакомство со смежными специальностями - «дизайном архитектурной среды» и «ландшафтной архитектурой», а также и с другими видами дизайна. Это говорит о его «широкоохватности» и в связи с этим предоставляет выпускникам возможность работы в различных сферах дизайна, что мы можем, безусловно, видеть в действительности.
Разнообразие дисциплин, преподаваемых в рамках специальности «дизайн среды», формирует его междисциплинарный характер. Однако «междисциплинарность» не является специфической, уникальной чертой «средового дизайна», ведь она сегодня представляет собой всеобщую тенденцию в науке: «Научное познание и профессиональное образование исторически развивались на основе дисциплинарной разделенности, узкопрофессиональной специализации. Со временем появились противоположные процессы - процессы интеграции, актуализирующие проблему
междисциплинарности» [16, Ci 59].
Что же касается присуждаемых квалификаций, то выпускники «средового дизайна» получают диплом бакалавра в области искусства.
3. Связь изобразительного искусства и средового дизайна
Если говорить об истории развития дизайна в целом,то с начала своего становления, он опирался на принципы и методы изобразительного искусства. Дизайн появился как продукт промышленной революции и предполагал художественное проектирование промышленных изделий. Термин «художественный» использован неслучайно. Дело в том, что движение «Искусств и ремёсел», начатое Уильямом Моррисом и стимулировавшее развитие дизайна, призывало к совместному развитию ремесленников
и художников [17!. Манифестом школы Баухаус, которая стала колыбелью современного дизайна, было также провозглашено единство художественной и ремесленной деятельности I18!.
Обратившись к наименованию дисциплины и научной области «дизайна» в России и Китае, также можно заметить наличие «художественного» аспекта. В частности, в советское время исследователями не применялся термин «дизайн» из-за определённых социально-политических причин, однако повсеместно использовались понятия «художественного проектирования», «художественного конструирования» и «промышленного искусства». В Китае существовала подобная тенденция, и лишь к 1988 г. термин «промышленное искусство» было заменен на «художественный дизайн».
Соответственно и средовой дизайн основан на практике и теории искусства. Обратимся вновь к рисунку 1 - «Сравнительной таблице по классификации специальности бакалавриата "средовой дизайн" в России и Китае». С академической точки зрения, «изобразительное искусство» является источником возникновения и развития в России и Китае изучаемой нами области знания. Практические возможности изобразительного искусства дают основания для отбора, подготовки, оценки учащихся специальности «средовой дизайн». История и теория изобразительного искусства - это одна из важнейших теоретических опор в подготовке кадров для творческой деятельности в анализируемой нами сфере. Формирование эстетического восприятия - это неотъемлемая и крайне важная составляющая программы специальности «дизайн среды».
Что обуславливает подобную взаимосвязь «изобразительного искусства» и «средового дизайна»? Дело в том, что, во-первых, предметом исследования двух областей является «образ» , а «образ» относится к практике и категории искусства.
Во-вторых, в изобразительном искусстве ключевой целью представляется координация «отношений», будь то отношения между светом и тенью или цветами и оттенками и т.д. Найдём в художественном словаре определение понятия «отношения» (О.): это «взаимосвязь элементов изображения, существующая в натуре и используемая при создании произведений. Например, О. цветов и оттенков (в живописи), тонов различной светлоты (тональные О. в рисунке), О. размеров и форм предметов (пропорции), пространственные О. и т. д. О., передаваемые в произведениях искусства, определяются
методом сравнения» I19!. В. В. Кандинский, известный художник, чьё творчество, несомненно, повлияло на становление дизайна, использует понятие «отношения» следующим образом: «отношения между линией - плоскостью - цветом», «отношение к
границе» и др. На наш взгляд, целью средового дизайна, также выступает координация «отношений», в данном случае - между средой и человеком.
Различия между искусством и средовым дизайном можно обнаружить в социальных функциях обеих сфер. Для дизайнера среды обязательным является не только выражение собственных мыслей, но и конкретное социальное значение. Кроме того, в процессе творческой деятельности художник в большей степени ориентирован на собственный мир, мир «субъекта», а дизайнеру среды нужно учитывать потребности, интересы и желания окружающих его людей, то есть подходить к анализу своего проектирования с объективных позиций.
4. Рабочее содержание и уровни дизайна среды
Учебная программа изучаемой нами специальности вобрала в себя теоретические
результаты смежных дисциплин с целью в исследовании «образа» создать для дизайнеров среды более приемлемую, позволяющую решать проблемы логику «отношений» с потребителем, а в практической деятельности одновременно учитывать субъективные и объективные факторы, чтобы всесторонне осуществлять планирование дизайна.
На рисунке 2 представлена таблица по рабочему содержанию и уровням средового дизайна. Таблица составлена на основе интервью, проведённого нами у профессора кафедры «средового дизайна» СПГХПУ им. А. Л. Штиглица В. А. Кирпичева (Рис. 2):
Содержание проектирования (Design cernait) Уровни проектирования вш (Design leYels) Информация îb,É (Information) Методология fîfeife (Methodology) Креативность (Creativity)
Язык Ш и (Language) Методы и приемы (Methods and means) Ценности Ш (Values)
1. Средовой щ-m (Environment)
2 Процессуальный а® (Process)
3. Структурно-иерархический ij^Stf: (Structure and hierarchy)
4. Функциональный ш (Functions)
5. Элементный жШ (Eléments)
Рис. 2. Таблица рабочего содержания и уровней дизайна среды
Обратимся к рисунку 2. В. А. Кирпичёв полагает, что процесс работы над дизайном среды не зависит от очерёдности. К тому же, ввиду неопределённости рабочего содержания, полученные результаты также могут быть разными. Другими словами, те отношения между различными факторами, которые мы находим в таблице на перекрестьях горизонтальных и вертикальных ячеек, - это и есть необходимый для дизайнера среды исследуемый материал.
В этой таблице мы можем увидеть, что дизайн среды - это направление дизайна, уделяющее основное внимание упорядочиванию творческого процесса. «Среда как объект проектирования предоставляет дизайнеру уникальную возможность
почувствовать и освоить целый спектр взаимосвязанных категорий» [21, Сш 7], что мы можем совершенно отчетливо увидеть в представленном выше рисунке 2.
5. Принципы дизайна среды
В таблице ниже указаны содержание, цели и метод дизайна среды, которые формируют принципы изучаемой нами области исследования (Рис.3):
Рис.3. Содержание, цель, метод средового дизайна Содержание средового дизайна
Предметом исследования средового дизайна является «образ», поскольку истоки средового дизайна обнаруживаются в искусстве. Содержание варьируется в зависимости от конкретного проекта, поэтому и «образ» не будет одинаковым. «Содержание образа» , согласно рисунку 3, оказывает непосредственное влияние на основные элементы среды.
Цель средового дизайна
Российский исследователь Н. И. Барсукова в диссертации на тему «Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX - начала XXI веков» провела сравнение средового дизайна с другими дизайнерскими направлениями по объекту проектирования, целям, результатам деятельности. Сравнительный анализ был обобщен в таблице ниже [22, с- 21-221 (Рис. 4):
С!ршмй дшаин r fipyKTipf сложивши vra направлений диганна
Виды Л1ПЙЙНЯ Объект проект и ронян ни Цель, результат деятельности
Промышленный дизайн Оснащение архнтектурно-просгранегвенн ых систем: города - оборудование;, уличная мебель Регулятор связей "техника-человек"
Графический дизайн Визуальные комчуникашш Уточнение ориенташш, информационный се рвдс
Архитектурный дизайн Архнтсктурно-пространствснные формы Формирование масштабности городских ннтс рьеров
Ландшафтным Д1шшн Природные формы Экологическое равновесие природы и текших и. визуальная гармонизация!
Среловдлй дизайн (днтяйи среды) Функциональные, процессуально-проетра н ственные, материально-физические парамс тры среды, поведенческая ситуация Экологическое равновесие природыh человек а н среды жизнедеятельности, упорядочение связен 'человек-природа-культурй". Обеспеч ем не бытовых удобств., формирование зшщн онллыю-образных состояний ередовых ентуа нкй, коммуникативность
Рис. 4. Таблица Н. И. Барсуковой «Средовой дизайн в структуре сложившихся направлений дизайна»
Согласно таблице, текст, относящийся к целям дизайнерской деятельности (помеченный жёлтым цветом), несёт в себе определённый смысл координации «отношений», что соответствует и нашим размышлениям. Однако разница состоит в том, что, как мы считаем, цель координации «отношений» в исследуемой нами сфере - это всего лишь решение вопроса о выборе направления проектирования. Цель в дизайне среды «процессуальна», она не является синонимом результата. Другими словами, средовой дизайн ориентирован на реализацию ситуации координации отношений в процессе проектирования.
Цель процесса координации «отношений» в средовом дизайне предполагает следующее:
1) Дизайн среды исследует «взаимоотношения», затрагивает человеческое мышление, истолковывает такие понятия человеческой культуры, как «уважение», «равенство», «гармония» и другого рода «отношения».
2) Цель координации «отношений» в дизайне среды используется для обеспечения потребителю необходимых дизайнерских услуг.
3) Формулировка различных целей координации «отношений» в дизайне среды влияет на «содержание образа» в процессе творчества, тем самым позволяя создавать отличные друг от друга проекты.
4) Термин «отношения» в большей степени соответствует контексту «проблематики» (англ. Problematic, фр. Problématique), осознанно формирующейся на начальном этапе дизайна среды, - это область вопросов, которая внутри конкретной идеи раскрывает объективную систему внутренних связей, состоящую из различных тезисов данной идеи; другими словами, она определяет систему ответов на вопросы в отношении данной идеи Г23, с. 541.
5) «Дизайн, занимающийся формированием предметно-пространственной среды
человеческого проживания, выступает посредником» [4, Ci 1421. Дизайнер среды, являясь «посредником» между средой и потребителем, для начала должен уравновесить в своём сознании «отношения» субъекта (человека) и объекта (человека и окружения и т. д), и лишь после этого он сможет осуществить координацию «отношений» двух сторон и тем самым стимулировать их развитие в более благоприятном направлении.
Метод «интеграции дисциплин» в дизайне среды
Согласно рисунку 3, метод «интеграции дисциплин» оказывает непосредственное влияние на основные элементы среды. Интеграция дисциплин - соединение первоначально изолированных элементов каждой дисциплины посредством определенных принципов (здесь, в частности, называемых «принципами дизайна»), в ходе которых элементы изменяют исходное состояние дисперсии и создают связи, образуя, таким образом, органическое целое.
Использование дизайном среды методологии, теоретических и практических разработок различных научных областей обусловлено самим понятием многоаспектной «среды». В зависимости от конкретной проектируемой «среды» будут разниться и дисциплины, результаты которых должен применять дизайнер в процессе творческой работы.
Помимо этого, средовой дизайн при проектировании объектов часто обращается к дизайну архитектурной среды и ландшафтной архитектуре. Метод интеграции дисциплин объясняет взаимосвязь между этими тремя научными и практическими областями. Приведем здесь слова Эрнста Кассирера (Ernst Cassirer) из труда «Логика наук о культуре: пять очерков» (Zur Logik Der Kulturwissenschaften Funf Studien): скульптура, живопись и архитектура, похоже, имеют общий объект, и то, что выражают собой эти искусства, - это, по-видимому, и есть «чистое восприятие» пространства. Однако пространство, которое задействуется в живописи, скульптуре и архитектуре, - совсем не одно и то же. На практике же всё происходит так: для каждого из этих искусств есть свой неповторимый способ понимания (Auffassung) или особенное «видение» пространства (räumliches «Sehen»), через которое и выражается содержание [24, c- 64].
С нашей точки зрения, приведённые выше строки целесообразно использовать для описания «отношений» между средовым дизайном», а также ландшафтным дизайном и дизайном архитектурной среды, которые развиваются параллельно с изучаемой нами областью и взаимодополняют друг друга. Исследование специальности «дизайн среды», с одной стороны, должно определить границы этих академических и практических сфер деятельности в условиях комплексного «видения», а с другой стороны, ещё отчётливее отобразить их «точки соприкосновения» и дублирующиеся места. Метод «интеграции дисциплин» является средством решения данной проблемы. Он создаёт практическую систему и технологическую опору для дизайнера среды, исследующего цели процесса координации «отношений». При решении проблем проектирования данный метод предоставляет дизайнерам среды возможность восполнения пробелов в области исследования, ее углубления. С точки зрения практического кругозора, метод «интеграции дисциплин» расширяет сферу развития для дизайнеров.
6. Выводы
«Что касается границ научных областей, должно применяться следующее содержание: границы указывают, какие элементы принадлежат системе и какие не являются ее частью, а относятся к внешней среде; границы используются для отделения конкретной системы от прочих систем, особенно смежных; границы, кроме того, что определяют элементы системы, также должны детерминировать и представить внешний вход и выход из нее, то есть взаимосвязь между системой и средой» I^Sl.
В данной статье мы изучили средовой дизайн как сферу деятельности, относящуюся к области образования «искусства и культуры». На основании изученных материалов по системам образования разных стран, мы смели предположить, что средовой дизайн
«художественной» специфики существует лишь в России и Китае. Благодаря определению принципов дизайна среды, мы ограничили его от смежных областей знания, а именно - дизайна архитектурной среды и ландшафтной архитектуры.
С помощью «принципа» можно направить действие или разъяснить правило изменения [26, c. 27]. Принципы «средового дизайна» мы хотели бы сформулировать следующим образом: цели процесса «дизайна среды» состоят в том, чтобы координировать «отношения» (человека и окружающей среды и т.д.); основным содержанием является исследование «образа»; используется метод «интеграции дисциплин».
Окончательный результат дизайна среды может быть достигнут, когда цель, содержание, метод сосуществуют в процессе координации отношений. Вместе они составляют систему дизайна среды, отделённую от смежных направлений дизайна, которые в то же время связаны друг с другом.
Библиография
1. Каримова И. С. Объективное и субъективное в дизайне среды: Монография / И.С. Каримова. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2012. - 116 с.
2. Шао Голян, Ай Юншэн. Анализ противоречий в особенностях развития и определении места средового дизайна как научной дисциплины // Искусство, наука и техника. №10. 2017. С. 71-72.
3. Новости США: Великобритания занимает первое место в мире по уровню образования в 2019 году (^H$ÄU.S.News:2019^£#»W:SgHS№fiL£ ШНШ&Ш —)// Исследовательский центр цифровой экономики Института бизнес-моделей в Китайском исследовательском институте менеджмента. Режим доступа: https://baijiahao.baidu.com/s?id = 1634214514085022278&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 14.10.2019).
4. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. - Изд-во: Питер, 2007. 218 с.
5. И Цзиньшэн. Инмэй лянго сюэкэ чжуанье фэнлэй тяочжэн бицзяо яньцзю (Сравнительное исследование регулирования системы классификации специальностей в Великобритании и США) / И Цзиньшэн // Вестник Тяньцзиньской академии педагогических наук. - 2016. - №1. - С. 26-28.
шшш%тшъшт¥т,201б*02яя—т,хшм2б-28Жо
6. Великобритания - коды специальностей «JACS 3.0: Principal subject codes». Режим доступа: https ://www.hesa.ac.uk/support/documentation/jacs/jacs3-detailed (дата обращения: 14.10.2019).
7. Сайт Ноттингемского университета, инженерный факультет, специальность «Архитектура и средовое проектирование» (бакалавр инженерного дела) (Architecture and Environmental Engeneering BEng Hons). Режим доступа: https ://www.nottingham.ac.uk/ugstudy/course/2019/Architectural-Environment-Engineering-BEng (дата обращения: 15.10.2019).
8. Сайт Университета Хоккайдо, Инженерный институт, специальность «Проектирование социальной среды» (Socio-Environmental Engineering) Режим доступа: https://www.eng.hokudai.ac.jp/course/?c=4040 (дата обращения: 15.10.2019).
9. Сайт Университета Британской Колумбии, Институт архитектуры и ландшафтной архитектуры, специальность «Средовой дизайн» (Environmental Design). Режим доступа: https ://sala.ubc.ca/academics/undergraduate-degrees/bachelor-
environmental-design/curriculum (дата обращения: 14.10.2019).
10. Общероссийские классификаторы. ОКСО. Режим доступа: https://classifikators.ru/okso/8.54.02.01 (дата обращения: 14.10.2019).
11. Каталог специальностей бакалавриата в высших учебных заведениях (йЖЖ^^Х^
Режим доступа: http://www.cdgdc.edu.cn/xwyyjsjyxx/xwsytjxx/xk/ (дата обращения: 09. 09. 2019).
12. Сайт Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, специальность «Средовой дизайн». Режим доступа: http://www.ghpa.ru/sredovoj-dizajn-bakalavriat (дата обращения: 10. 09. 2019).
13. Сайт Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Режим доступа: http://sutd.ru/idps/education/152/312/ (дата обращения: 09. 09. 2019).
14. Сайт университета Цинхуа, Институт архитектуры, специальность «Архитектурная среда и инженерия в области применения ресурсов» (Building environment and energy Application engineering). Режим доступа:
http://www.arch.tsinghua.edu.cn/column/jx (дата обращения: 10. 09. 2019).
15. Сайт Пекинского технологического университета, Институт художественного дизайна, специальность «Средовое искусство» (Environmental Art). Режим доступа: http://bjiad.bjut.edu.cn/a/kecheng/sheji/ (дата обращения: 09. 09. 2019).
16. Долгих М. Н. Междисциплинарные основания дизайна / М. Н. Долгих // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №377. - С. 58-61.
17. William Morris. Holbrook Jackson. On Art and Socialisim. London, 1947. 335 p.
18. Манифест «Баухауса» / Пер. Элла Венгерова. Режим доступа: https://strelkamag.com/ru/article/manifest-baukhausa (дата обращения: 09. 09. 2019)
19. Аксенов Ю., Левидов М. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи. - 1976. Режим доступа:
http://vm.msun.ru/Litsalon/Hudsalon/Tsev_lin/Glavnaya.htm (дата обращения: 09. 09. 2019).
20. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости:Пк анализу живописных элементов / пер. с нем. Е. Козиной. - СПб.: Азбука-классика, 2005. Режим доступа: http://aliveline.ru/lib/Kandinskij.pdf (дата обращения: 09. 09. 2019).
21. Курасов С. В. Становление концепции средового дизайна на специализированной кафедре МГХПА им. С. Г. Строганова / С. В. Курасов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. - МГХПА, 2015. -№3. - 462 с.
22. Барсукова Н. И. Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX-начала XXI вв. Автореферат дисс. на соискание учёной степени д-ра искусств-я. М.: 2008. - 58 с.
23. Луи Альтюссер (Louis Althusser, 1918 - 1990). За Маркса (Pour Marx) / Пер. на кит. Гу Лян. - 2006. - 267 с. ЕРШ , 2006%^ 267^П ^54^
24. Эрнст Кассирер (Ernst Cassirer). Логика наук о культуре: пять очерков (Zur Logik Der Kulturwissenschaften Funf Studien / пер. на кит. Гуань Цзыинь. - Шанхайское издательство переводов. - 2013. - 285 с.
2013% £285^,^64^
25. Го Сяоцзюнь, Сун Чаося, Ван Юэ. Дуй синьси ситун бяньцзе динъи дэ таньтао (Исследование определения границ информационной системы)/ Го Сяоцзюнь, Сун
Чаося, Ван Юэ // Китайская коллективная экономика. - 2008. - №4.
26. Шэнь Цюньли. Фэнлэй цзяосюэ шэцзи лунь - Ломисосыцзи чжинэн цзегоу сюэси мосин ю цзяосюэ цэлюэ (Теория классификации педагогического проектирования -познавательная структура, модель обучения и стратегия преподавания в теории А. Ромищовски) / Шэнь Цюньли // Дистанционное образование. - 2010. - №2 (первая декада). - С. 25-36.