моиомическйя беэопйсиость госудйрствй: политические ориеитиры, зйкоиодйтельиые приоритеты, прйктикй обеспечеиия
А.Ю. Арефьев
Арефьев Александр Юрьевич — доцент кафедры оперативной работы ОВД Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Теоретические аспекты взаимодействия некоторых субъектов оперативно-розыскной деятельности в области предупреждения преступлений экономической направленности
В статье затронут дискуссионный вопрос о включении граждан, оказывающих конфиденциальное содействие, в число равноправных субъектов взаимодействия. Представлены основные направления взаимодействия некоторых субъектов оперативно-розыскной деятельности в области предупреждения преступлений экономической направленности.
The article considers a disputable issue of including citizens providing confidential cooperation into a member of equal subjects of this cooperation. The main ways of the cooperation of some operative — detective subjects in the sphere of prevention of economic crimes are represented in the article.
Анализ ситуации, сложившейся в России в первом десятилетии XXI века, свидетельствует о том, что коренное реформирование экономики, деформированный характер рыночных отношений и экономический кризис оказали негативное влияние на состояние и динамику экономической преступности. Если в 2006 году было выявлено 489,6 тысячи преступлений экономической направленности, то в 2007 году — 459,2 тысячи (-6,2% АППГ). В 2008 году количество выявленных преступлений составило 448,8 тысячи (-2,3% АППГ), в 2009 — 428,8 тысячи (-4,5% АППГ), за I полугодие 2010 года — 206,3 тысячи (-27,3% АППГ)1. Официальная статистика со всей очевидностью показывает отрицательную тенденцию выявления преступлений экономической направленности.
Изменения в экономике способствовали не только появлению новых видов преступлений, но и изменению сущности и структуры экономической преступности. Осложнение оперативной обстановки в сфере экономики главным образом связано с теневым функционированием хозяйствующих структур, интеграцией в мировую экономику, недостаточной правовой урегулированностью и другими факторами. Экономическая преступность все в большей мере выступает как прямое проявление и следствие криминализации экономической сферы жизни общества.
Деятельность по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется многими субъектами разнообразными способами, средствами и методами. Цели и задачи деятельности и компетенция органов, ответственных за экономическую безопасность страны, также различны. А.А. Максуров полагает, что налицо рассогласованность деятельности различных субъектов обеспечения экономической безопасности.
Она изначально объективна и увеличивается вследствие различия самих субъектов, способов и форм достижения ими необходимого результата2.
Наиболее важным и перспективным направлением повышения эффективности борьбы с преступными посягательствами в сфере экономики в период развития рыночных отношений является комплексное использование сил и средств органов — специальных субъектов оперативно-розыскного обеспечения предупреждения преступлений. В первую очередь речь может идти об органах внутренних дел и их подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП), поскольку система органов внутренних дел и такая их подсистема, как подразделения БЭП, являются ведущими в системе государственных органов, являющихся субъектами выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия экономических преступлений.
Применительно к системе ОВД и иным специальным субъектам борьбы с экономическими преступлениями следует отметить, что они, являясь субъектами оперативно-розыскной деятельности и взаимодействуя между собой, а также с иными государственными и негосударственными органами, имеют возможность использовать максимальный набор приемов, средств и методов в предупредительной деятельности.
Например, пункт 28 Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2008 года № 280, указывает, что в ходе работы по материалам оперативно-розыскной деятельности сотрудник оперативного подразделения вправе вносить предложения о порядке использования полученных ре-
экоиомическая беэопясиость государства: политические ориеитиры, закоиодательиыЕ приоритеты, практика обеспечеиия
зультатов оперативно-розыскнои деятельности для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлении, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. При этом оперативный сотрудник принимает необходимые меры по обеспечению требовании конспирации, защите источников получения конфиденциальной информации и лиц, участвовавших в работе по материалам оперативно-розыскнои деятельности.
Необходимость взаимодействия в сфере оперативно-розыскного обеспечения предупреждения экономических преступлении обусловлена рядом факторов, например, обострением опера-тивнои обстановки, усилением активности лидеров и авторитетов криминального мира, их стремлением проникнуть в органы власти, усилением своего влияния в предпринимательской деятельности, захватом лидирующих позиции в различных отраслях экономики страны и т. п.
Подобная ситуация заставляет принимать и совершенствовать совместные усилия правоохранительных и других государственных органов по предупреждению преступности, своевременно выявлять негативные тенденции в экономике, способствовать устранению обстоятельств, сопутствующих экономической преступности, налаживать деИ-ственныИ обмен информацией, осуществлять упреждающие деИствия, исключающие возможность совершения экономических преступлении.
Всякие системы (МВД России, ФСБ России, ФТС России и другие специальные субъекты оперативно-розыскного предупреждения экономических преступлении) или соответствующие подсистемы (подразделения БЭП ОВД, оперативные аппараты ФТС России, подразделения экономическои безопасности ФСБ России и др.) составляют совокупность элементов, между которыми обязательно существуют определенные функциональные отношения или отношения взаимодеиствия элементов системы (подсистемы).
Л.В. Мищенко заключает, что в теории опера-тивно-розыскнои деятельности под взаимодеи-ствием понимается комплекс совместных или согласованных по времени, месту и целям деиствии двух и более аппаратов (органов, служб, подразделении), направленных на решение определенных задач по выявлению, предупреждению, раскрытию преступлении, требующих их совместных усилии3. Таким образом, в дефиниции существует ряд общих положении, характеризующих сущность данного понятия: согласованность по цели, месту и времени, соответствие требованиям законов и подзаконных актов, сочетание наиболее присущих взаимодеиствующим субъектам сил, средств и ме-тодов4. Эти качественные характеристики взаимодеиствия являются основополагающими, ключевыми в понимании сущности взаимодеиствия подразделении как одного ведомства, так и различных ведомств — субъектов предупреждения преступлении, использующих возможности ОРД.
Анализируемое определение Л.В. Мищенко принимается нами как базовое, прочно вошедшее в научный оборот. А.А. Абдурахманов внес определенное сомнение, отметив, что среди субъектов взаимодействия упомянуты аппараты (органы, службы, подразделения), но не фигурируют граждане. Известно, что в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ5 и Наставлением «Об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел» предусматривается заключение контракта на негласное сотрудничество органов, осуществляющих ОРД, и граждан. По смыслу данных нормативно-правовых источников предметом контракта является совместная (взаимная, обоюдная, касающаяся обеих сторон) деятельность гражданина и органа внутренних дел по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений6. Такой нестандартный подход А.А. Абдурахманова может вызвать некоторое сомнение с точки зрения равноправия взаимодействующих сторон. Представляется, что вопрос об определении граждан, конфиденциально сотрудничающих с подразделениями БЭП, в качестве субъектов взаимодействия не может быть решен без учета мнений специалистов в сфере конституционного права.
По мнению Л.А. Окунькова, предложения по принятию неотложных мер по оздоровлению экономики и борьбе с преступностью далеко не всегда вписываются в соответствующие конституционные нормы, что вызывает справедливую тревогу и критику законодателей и юристов. Для преодоления этих противоречий требуется прежде всего согласованная работа и постоянное взаимодействие всех ветвей власти, всех государственных органов, осуществляющих власть в России7.
С.А. Пяткина подчеркивает, что Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции РФ, обязуется через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту8.
Э.П. Григонис отмечает, что целостность системы прав человека и гражданина обусловлена единством принципов равноправия и социальной справедливости9.
Как и подобает Основному закону государства, Конституция РФ занимает верховенствующее место в правовой системе. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими. Все остальные правовые акты, принимаемые в государстве, в том числе федеральные законы, должны соответствовать Конституции РФ. Не составляет исключения и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ и соответствующие нормативные правовые акты МВД России.
Необходимо подчеркнуть, что конституционное регулирование способствует позитивному участию в процессе принятия государственных решений,
мономичЕСкая беэопясиость государства: политические ориентиры, законодатЕльныЕ приоритеты, практика обеспечения
предотвращает возникновение конфликтных ситуаций, а когда такие ситуации все же появляются — содействует их должному разрешению. Конституция РФ тем самым предотвращает возможность появления барьеров между государством и гражданским обществом, государством и человеком.
Особенности общественного сознания,личностные факторы выявляются и учитываются в рамках конституционных установлений значительно полнее и успешнее, чем в процессе неурегулированного, преимущественно стихийного развития.
Конституция РФ действует во всем своем объеме, при этом действует прямо, непосредственно. Данный принцип особо выделен в отношении прав и свобод человека и гражданина. Как указано в статье 18, эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Следует отметить, что действие многих конституционных норм достигает цели только во взаимосвязи, в комплексе с текущим законодательством. В любом случае все правоохранительные органы обязаны не только уважать Конституцию РФ в целом, но и следовать ее нормам, провозглашающим равенство всех граждан перед законом и судом.
По замечанию академика Б.Н. Топорнина, в современной России принцип равноправия должен быть последовательно обеспечен, государство и все общество призваны постоянно утверждать и подтверждать этот принцип10.
Специалисты в области конституционного права отмечают, что сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека несомненно отражает переходный характер российского общества. В первую очередь сказывается неудовлетворительная ситуация в экономике, отсутствие у государства необходимых средств. Но списывать слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют и другие факторы: все еще непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав человека, а также недостатки в работе государственных структур. Власти чаще, хотя и не всегда успешно, тушат «социальные пожары», а не предупреждают и не устраняют их причины11. Следует дополнить, что особую тревогу вызывает состояние социально-экономических прав лиц конфиденциально содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. В особенности это касается права на вознаграждение за их труд, на их гарантированное социальное обеспечение.
А.Б. Сахаров рассматривает механизм предупредительной деятельности как состоящий из взаимодействующих различных звеньев (субъектов), сориентированных на соответствующие объекты12. Подобным образом взаимодействие в оператив-
но-розыскном обеспечении предупреждения преступлений возможно сравнить с таким механизмом, состоящим из взаимообусловленных деталей, каждая из которых имеет свое функциональное значение. Если признать лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям, необходимым звеном оперативно-розыскного обеспечения предупреждения преступлений, то следует включить их в разряд равноправных субъектов взаимодействия. Представляется, что подобное включение позволяет если не решить, то в определенной степени актуализировать проблему правовой и социальной защиты конфиденциально содействующих лиц.
Таким образом, с учетом подобного уточнения, под взаимодействием в оперативно-розыскном обеспечении преступлений возможно понимать комплекс совместных или согласованных по времени, месту и целям действий аппаратов (органов, служб, подразделений), а в необходимых случаях граждан, оказывающих конфиденциальное содействие, направленных на решение задач предупреждения и пресечения преступной деятельности.
Следует отметить, что объективная необходимость взаимодействия обусловливается, с одной стороны, общностью задач предупреждения и пресечения преступлений, стоящих перед субъектами ОРД, ведущими борьбу с экономической преступностью, с другой стороны — различиями в их функциональном и структурном положениях.
Существует и другой аргумент, определяющий объективную необходимость взаимных действий субъектов оперативно-розыскной деятельности. Так, МВД России (ФСБ России, ФТС России и др.) можно рассматривать как систему, одной из задач которой является предупреждение и пресечение преступлений экономической направленности. Данная система состоит из подсистем (оперативные и оперативно-поисковые подразделения, подразделения специальных технических мероприятий), находящихся в органической связи между собой и системой в целом. Следовательно, необходимость взаимодействия системы и ее подсистем является одним из главных требований сохранения целостности и эффективности системы.
Взаимодействие указанных подсистем внутри единого ведомства по отношению друг к другу является внешним, так же как и взаимодействие подсистем различных ведомств между собой или взаимодействие самих ведомств. Целью подобной совместной деятельности является достижение позитивных результатов в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии экономических преступлений.
При полисубъектном межведомственном взаимодействии (МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСИН России, ФСКН России) должен быть выделен ряд приоритетных для участников подобного взаимодействия направлений.
Например, для взаимодействия МВД России и ФСБ России в предупреждении и пресечении эко-
экоиотческая Беэопасиосгь государства: политические ориеитиры, закоиодательиые приоритеты, практика оБеспечеиия
номических преступлении важнеишими будут такие направления, как:
— постоянным обмен информациеи оперативно-экономического характера, а также о фактах коррупции и проявлениях организованнои преступности;
— проведение совместных оперативно-розыскных мероприятии, особенно в отношении лидеров теневого бизнеса и авторитетов криминального мира;
— выявление и пресечение каналов утечки за пределы государства валютных ценностеи и денежных средств;
— совместное осуществление целевых и комплексных оперативно-профилактических операции;
— противодеиствие проникновению зарубежных преступных формировании экономическои направленности и закреплению их на территории России;
— оказание помощи государственным и негосударственным структурам для выявления и устранения обстоятельств, способствующих экономическим преступлениям.
Органы Федеральнои таможеннои службы РФ (ФТС) также осуществляют оперативно-предупредительные меры защиты экономических интересов и экономическои безопасности России. Взаи-модеиствие подразделении БЭП с вышеуказанным ведомством осуществляется по следующим основным направлениям:
— наблюдение за исполнением таможенных правил, организация охраны объектов таможеннои инфраструктуры;
— осуществление контроля за вывозом стратегически важных для интересов России ресурсов и материалов;
— организация совместных проверок с участием органов по валютному и экспортному контролю;
— организация и проведение превентивных мероприятии по борьбе с контрабандой
— получение и реализация оперативно-розыск-нои информации, касающеися пресечения деятельности транснациональных криминальных групп и преступных сообществ.
Проблема взаимодеиствия с учреждениями исполнения наказании стала актуализироваться с конца прошлого века, когда было отмечено резкое возрастание криминального профессионализма, слияние общеуголовнои и экономическои преступности, расширение ее коррумпированных связеи в государственном аппарате. Все это вызвало необходимость системного подхода к оперативнои отработке лиц, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях. Проблема оперативно-розыскного взаимодеиствия с уго-ловно-исполнительнои системои усложнилась, когда из плоскости внутриведомственного (внутреннего) взаимодеиствия в рамках структуры МВД России она перешла в межведомственную плоскость, то есть во внешнее взаимодеиствие двух ведомств — МВД России и ФСИН России13.
Примером взаимодеиствия с Федеральнои службои по контролю за наркотиками (ФСКН) РФ
могут служить требования МВД России, касающиеся деятельности подразделений БЭП в области предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотиков. В соответствии с Положением о взаимодействии подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России по предупреждению, выявлению,пресечению и раскрытию правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, утвержденным приказом МВД России от 19 января 2006 года № 22, подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями:
— осуществляют предоставление оперативной и иной информации, связанной с незаконным оборотом наркотиков;
— участвуют в обеспечении оперативного прикрытия объектов производства, изготовления, переработки, хранения, перевозки, пересылки, использования и реализации наркотиков, а также химических веществ, инструментов и оборудования, которые могут использоваться при незаконном изготовлении наркотиков;
— при необходимости в рамках плана проведения совместных мероприятий оказывают помощь в проведении проверок предприятий, обладающих технологической базой, позволяющей организовать незаконное изготовление наркотиков, при наличии признаков экономических и налоговых преступлений.
Взаимодействие государственных органов между собой, а также с негосударственными структурами в предупреждении экономических преступлений и обеспечении экономической безопасности, несомненно, сможет предотвратить дальнейшую криминализацию многих сторон жизни нашего общества.
Сложность и опасность сложившейся в стране оперативной обстановки в экономической сфере обусловливает необходимость ведения борьбы с преступностью широким фронтом с активным включением в нее многих государственных структур. Поэтому вопрос об организации эффективного взаимодействия правоохранительных органов и структур исполнительной власти в сфере обеспечения законности и правопорядка в экономике приобретает особое значение и характеризуется повышенной актуальностью.
Следует заключить, что взаимодействие имеет как теоретическое, так и практическое значение, поскольку позволяет найти наиболее эффективный вариант его организации для решения конкретных задач борьбы с преступностью на различных иерархических уровнях системы (систем).
Примечания
1. www.mvd.ru/stats/
2. См.: Максуров A.A. Некоторые проблемы координации деятельности по обеспечению экономической безопасности России // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижего-
экоиомическйя беэопйсиость госудйрствй: политические ориеитиры, зйкоиодйтельиые приоритеты, прйктикй обеспечеиия
родской академии МВД России. — 2006. — № 6. — С. 49.
3. См.: Мищенко Л.В. Организация и тактика взаимодействия аппаратов по экономическим преступлениям с другими оперативными подразделениями органов внутренних дел: Автореф... дис. канд. юрид. наук. — Волгоград, 1997. — С. 16—17.
4. См.: Марфицин П.Г. Некоторые вопросы взаимодействия следователя с государственными органами в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, на стадии возбуждения уголовного дела // Пути повышения эффективности взаимодействия подразделений Министерства внутренних дел РФ с другими государственными органами в области противодействия легализации преступных доходов (стратегический и прикладной аспекты): Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. — Н. Новгород, 2005. — С. 245—246.
5. Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.
6. См.: Абдурахманов A.A. Правовые акты управления в деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие. — М., 2005. — С. 57—58.
7. См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. — М., 1994. — С. XIV.
8. См. там же. — С. 54.
9. См.: Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Э.П. Григониса. — СПб., 2003. — С. 31—32.
10. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорни-на. — М., 1997. — С. 35.
11. См. там же. — С. 45.
12. Цит. по: Ильин И.В. Понятие, характеристика и вопросы профилактики экономического мошенничества (теоретические аспекты): Монография. — М., 2008. — С. 120.
13. Подробнее см.: АрефьевА.Ю. Некоторые проблемные вопросы взаимодействия ОВД и уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России по контролю за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных из исправительных учреждений / А.Ю. Арефьев, А.А. Фаль-ченко // Организация взаимодействия учреждений и органов УИС и ОВД по предупреждению и раскрытию преступлений: Сборник материалов научно-практического семинара. — Вологда, 2007. — С. 25—29.
O.M. Елфимов, P.B. Назарян
Елфимов Олег Михайлович — доцент кафедры экономики и финансов Нижегородской академии МВД России,
кандидат экономических наук
E-mail: [email protected]
Назарян Роман Владимирович — аспирант юридического факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
E-mail: [email protected]
Рейдерские захваты как фактор угрозы экономической безопасности
Недружественные поглощения — одна из новых угроз экономической безопасности России.
Определена актуальность и опасность этой угрозы. Обозначены признаки захватов.
Unfriendly absorption — one of new threats economic safety of Russia. The urgency and danger of this threat is defined. Signs captures are designated.
В России рейдерство приобрело угрожающий масштаб для развития экономики. Бороться с ним крайне сложно, но возможно. Прежде всего, с помощью реформирования корпоративного законодательства, пробелы которого используют захватчики. Однако эта борьба должна вестись крайне аккуратно, чтобы не помешать функционированию цивилизованного рынка слияний и поглощений.
Актуальность данной работы заключается в том, что масштаб такого явления, как рейдерство, недооценивается официальными наблюдателями, а его разрушительность не только для экономики, но и для всего общества не вызывает сомнений. Как утверждает управление по борьбе с экономичес-
кими преступлениями, только в Москве зафиксировано порядка трех сотен случаев захвата предприятий в год. Если учесть, что далеко не всегда подобная информация доходит до правоохранительных органов, то приблизительно получается один рейдерский захват в день.
Вызывает тревогу умышленное банкротство предприятий, и рейдерские захваты предприятий оборонно-промышленного комплекса являются в связи с этим наиболее опасными схемами преступлений, способных нанести гигантский урон национальной безопасности России.
Многие журналисты, юристы, публицисты и ученые до сих пор спорят о том, что такое рейдерство