КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Я.М Малкин.1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
В российском общественном дискурсе вопросы взаимодействия предпринимательства и государственных структур обсуждаются довольно часто. К этой теме обращаются как представители законодательной и исполнительной власти, так и субъекты предпринимательской деятельности. Наиболее часто взаимодействие власти и предпринимательских структур упоминается в контексте проблем государственно-частного партнерства (например, [1, 8, 19]); периодически обсуждается тема лоббизма и его законодательного регулирования [12]; актуальным является взаимодействие государственных и предпринимательских структур как важный фактор привлечения инвестиций [20]. Можно утверждать, что термин «взаимодействие государственных и предпринимательских структур» используется для обозначения различных понятий в зависимости от контекста, в котором он применяется.
Определим ключевые элементы взаимодействия государственных и предпринимательских структур:
• под государственными структурами понимаются субъекты государственной власти, наделенные, во-первых, публичными функциями, что с экономической точки зрения означает выполнение обязанностей гаранта «правил взаимодействия» и производителя общественных благ; во-вторых, правом на принятие обязательных для других субъектов предпринимательской деятельности решений и легальными полномочиями по контролю за их исполнением;
• под предпринимательскими структурами подразумевается совокупность субъектов предпринимательской деятельности (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих предпринимательскую деятельность на рынке.
Таким образом, взаимодействие властных и предпринимательских структур - это система общественных отношений между субъектами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности по поводу использования в своих интересах всей совокупности экономических и неэкономических ресурсов общества в целях обеспечения стабильности экономического и социального развития страны в целом. Сущ ность взаимодействия государственных и предпринимательских структур обнаруживается при изучении осуществляемых ими функций.
К важным социально-экономическим функциям государства относятся [18]:
• защита прав собственности;
• обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монополистическими тенденциями;
• регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты;
• регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками;
• регулирование внешнеэкономической деятельности;
• обеспечение экономической безопасности страны.
Субъекты предпринимательства выполняют важные экономические функции, выступая в качестве производителей товаров и услуг, налогоплательщиков, агентов рыночных взаимоотношений, а также социальные функции (создание рабочих мест, социальная поддержка работников, развитие «человеческого капитала»). Основная функция предпринимательства, сложного социально-экономического феномена, ориентированного на завоевание конкурентных преимуществ, - создание оптимальных условий хозяйствования. Это главная черта предпринимательства как типа хозяйственного поведения. Результатом реализации конкурентных преимуществ является прибыль.
1 Яков Михайлович Малкин, аспирант кафедры «Финансы, анализ и учет» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», e-mail: [email protected]
Цели предпринимателя связаны с обеспечением долгосрочной устойчивости хозяйственной деятельности и максимизацией возможностей удовлетворить свои социально-экономические потребности [10, с. 5-6].
Эффективность взаимодействия властных структур и субъектов предпринимательства зависит от их готовности объединить усилия для достижения экономического роста, степени мотивированности на оптимизацию взаимоотношений и от принципов взаимодействия. Различные авторы по-разному систематизируют эти принципы [9, 13, 17]. На наш взгляд, целесообразно выделить две основные группы:
1. Принципы, характеризующие поведение государственных органов власти в отношении субъектов предпринимательства:
• информационная открытость и полнота предоставляемой информации;
• рациональная децентрализация управления;
• системность, своевременность, адресность, непротиворечивость, целенаправленность, эволюционность принятия решений;
• гарантии защищенности, безопасности;
• достаточность финансовой базы;
• гибкость и оперативность в решении проблем, готовность к компромиссам;
• стимулирование развития.
2. Принципы, отражающие поведение субъектов предпринимательской деятельности:
• законопослушность;
• единство;
• экономия ресурсов;
• социальная ответственность;
• направленность на развитие.
Отметим, что обоюдное соблюдение указанных принципов является необходимым условием достижения стратегических целей развития экономики, к которым относятся:
• создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;
• отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с уплатой налогов;
• поддержка образования новых компаний и видов предпринимательской деятельности, основанных на инновациях, и стимулирование развития малого бизнеса.
Впрочем, заявленные тезисы стратегического развития экономики [3, 5] на практике часто остаются нереализованными: основополагающие принципы взаимодействия власти и бизнеса не соблюдаются, а в большинстве случаев ими просто пренебрегают, причем чаще это делают представители государственных структур.
Важным теоретическим аспектом, которому, на наш взгляд, следует уделить внимание, является разнообразие форм взаимодействия властных и предпринимательских структур. Авторы по-разному систематизируют формы этого взаимодействия, закладывая в основу классификации отраслевую принадлежность [14], масштабы коммерческих организаций, направленность взаимодействия [11] и др. На наш взгляд, наиболее актуальными формами взаимодействия государства и предпринимательства в настоящее время являются государственно-частное партнерство (относительно крупного бизнеса) и государственная поддержка субъектов предпринимательства (относительно среднего и малого бизнеса).
К основным формам ГЧП можно отнести государственные контракты, государственно-частные компании, соглашения о разделе продукции (СРП), концессионные соглашения и арендные отношения. Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России являются инвестиционный фонд, банк развития [7], государственные корпорации [5], особые экономические зоны [2, 4, 16], венчурное предпринимательство [6] и концессии [15].
Государственная финансовая поддержка среднего и малого предпринимательства реализуется различными институтами и характеризуется разнообразием механизмов. Основные полномочия по поддержке предпринимательства находятся на региональном уровне, а федеральные органы власти финансируют региональные мероприятия по поддержке бизнеса.
В последние годы основные объемы финансов на развитие малого предпринимательства распределяются Министерством экономического развития Российской Федерации (распределяет
субсидии федерального бюджета по софинансированию региональных программ поддержки и развития субъектов малого предпринимательства) и ОАО «Российский банк развития» (реализует программы по финансовой поддержке субъектов малого предпринимательства через региональные банки-партнеры и организации по поддержке субъектов малого предпринимательства). Кроме того, отраслевые мероприятия по развитию малого предпринимательства реализуются и другими органами власти, среди которых интересен опыт Министерства здравоохранения и социального развития, курирующего программу содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Анализ теоретических аспектов взаимодействия властных и предпринимательских структур приводит к следующим выводам:
• интересы государства и субъектов предпринимательства взаимно противоречивы;
• взаимодействие власти и бизнеса основывается на определенных принципах, несоблюдение которых приводит к снижению экономической активности субъектов пред принимательства и доминированию государственных структур в экономических отношениях;
• при современных формах взаимодействия властных и предпринимательских структур государство как институт выступает, во-первых, в качестве регулятора воспроизводственных процессов, а во-вторых - в качестве предпринимателя;
• поскольку государство регулирует экономические интересы хозяйствующих субъектов, последние должны выстраивать с государством определенные отношения, базой которых выступает конфликт основных интересов обеих сторон.
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 4-7.
2. Асаул, А. Н. Особые экономические зоны в России / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России.
- 2007. - № 1(11). - С. 3-7.
3. Асаул, А. Н. Сценарии социально-экономического развития России/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 4(14). - С. 3-7.
4. Гордеев, Д. А. Формирование локальных инновационных систем в предпринимательстве/ Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3(17). - С. 47-55.
5. Гринберг, Р. С. О концепции и программе социально-экономического развития России до 2015 г./ Р. С. Гринберг // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 4(14). - С. 8-12.
6. Долгополов, М. В. Венчурное предпринимательство как основа инновационного развития коммерческих организаций/ М. В. Долгополов // Экономическое возрождение России. - 2011. - 1(27). - С. 83-89.
7. Дубенецкий, Я. Н. Банк развития - задачи и проблемы/ Я. Н. Дубенецкий // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(16). - С. 24-31.
8. Ерофеев, П. Ю. Проблемы, предпосылки, условия партнерства государства и частного сектора в экономике / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 28-36.
9. Жеребцова, Л. А. Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур: автореф. дис... канд. экон. наук/ Л. А. Жеребцова. - Ростов н/Д, 2007.
10. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / А. Н. Асаул [и др.] - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 280 с.
11. Неучева, М. Ю. Особые экономические зоны как фактор стимулирования занятости населения/ М. Ю. Неучева // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2(24). - С. 13-19.
12. Петренко, И. В. О перспективах и роли регулирования лоббистской деятельности в России/ И. В. Петренко // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 4(10). - С. 46-51.
13. Полторыхина, С. В. Взаимодействие институтов государственной власти и бизнеса в современных условиях: автореф. дис... канд. экон. наук/ С. В. Полторыхина. - Казань, 2006.
14. Санжин, Б. Б. Формирование и развитие туристического кластера в республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства/ Б. Б. Санжин // Экономическое возрождение России. - 2010. - 4(26). -С. 133-142.
15. Смирнов, Е. Б. Концессионные формы партнерства между государством и частным бизнесом / Е. Б. Смирнов, Ю. В. Яковлев // Социально-экономические проблемы регионального развития: сб. науч. тр. - Вып. 3.
- СПб.: СПбГИЭУ, 2006.
16. Соян, М. К Концепция развития «особого» региона путем формирования целевой экономической зоны/ М. К. Соян // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 2(28). - С. 132-138.
17. Шабанов, Р. Р. Совершенствование процесса взаимодействия государственных органов власти и бизнеса: автореф. дис... канд. экон. наук/ Р. Р. Шабанов. - Волгоград, 2008.
18. Шамхалов, Ф. И. Государство и экономика/ Ф. И. Шамхалов. - М.: Экономика, 2005.
19. Ястребов, А. Я. Проблемы развития партнерства государства и бизнеса в Российской Федерации в посткризисный период/ А. Я. Ястребов // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2(24). - С. 8-12.
20. Ястребов, О. А. Задачи, решаемые государством на начальной стадии проекта государственно-частного партнерства/ О. А. Ястребов // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 1(27). - С. 113-120.
The list of the literature
1. Asaul, A. N. The interaction of state and business in solving social problems/ A. N. Asaul / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 4-7.
2. Asaul, A. N Special economic zones in Russia / A. N. Asaul / / Economic revival of Russia. -2007. - № 1 (11). - P. 3-7.
3. Asaul, A. N. Scenarios of socio-economic development of Russia/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. -2007. - № 4 (14). - P. 3-7.
4. Gordeev, D. A. The formation of local systems of innovation in pre-entrepreneurship/ D. A. Gordeev // Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - P. 47-55.
5. Greenberg, R. A. On the concept and program of social and economic development of Russia up to 2015/ R. A. Greenberg / / Economic revival of Russia. - 2007. - № 4 (14). - P. 8-12.
6. Dolgopolov, M. V. Venture businesses as the basis of innovation development of commercial organizations Raman/ M. V. Dolgopolov / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 83-89.
7. Dubenetsky, Ya. N. Development Bank - tasks and problems/ Ya. N. Dubenetsky // Economic revival of Russia. - 2008. - № 2 (16). - P. 24-31.
8. Erofeev, P. Yu. Problems premise terms of partnership the state and the private sector in the economy/ P.Yu. Erofeev // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). -P. 28-36.
9. Zherebtsov, L. A. Organization of interaction of power and entrepreneurial structures: Abstract. Dis.... kand. econ. nauk/ L. A. Zherebtsov. - 2007.
10. Patterns and trends in the development of modern entrepreneurship / A. N. Asaul [and others]. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 280 p.
11. Neucheva, M. Yu. Special Economic Zones as a factor stimulate of employment/ M. Yu. Neucheva // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 13-19.
12. Petrenko, I. V. On the prospects and the role of regulating lobbying in Russia/ I. V. Petrenko // Economic revival of Russia. - 2006. - № 4 (10). - P. 46-51.
13. Poltoryhina, S.V. The interaction of institutions of state power, STI and business in modern conditions, Author. Dis.../ S.V. Poltoryhina. - 2006.
14. Sanzhin, B. B. Formation and development of the tourism cluster in the republic of Buryatia on the basis of public-private partnerships/ B. B. Sanzhin // Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 133-142.
15. Smirnov, E. B. Concession forms of partnership between the Statetion and private business / E. B. Smirnov, V. Yakovlev / / Socio-economic problems of regional development: Sat. scientific. tr. - Vol. 3. - SPb.: SPbGIEU, 2006.
16. Soyan, M. K. Concept of «special» in the region through the formation of the target economic zones / M. K. Soyan // Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 132-138.
17. Shabanov, R. R. Improving the interaction between state authorities and governmental business, Abstract. Dis.../ R. R. Shabanov. - 2008
18. Shamkhalov, F. I. The state and the economy/ F. I. Shamkhalov. - М.: Economica, 2005.
19. Jastrebov, A.Ya. Problems of development partnership between the state and business in the Russian Federation in the post/ A.Ya. Jastrebov // Economic revival of Russia. -2010. - № 2 (24). - P. 8-12.
20. Yastrebov, O. A. Problems solved by the state at the initial stage of the project a public-private partnerships/ O. A. Yastrebov // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 113-120.