ЭНЕРГЕТИКА
УДК 621.31
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Сабирзанов А.Я., ОАО «Генерирующая компания», первый заместитель генерального директора, [email protected]
В статье рассматриваются направления структурной модернизации энергетического комплекса.
Ключевые слова: структурная модернизация, перманентная, методологический подход.
Сегодня у специалистов нет единого мнения по такому сложному вопросу, каковым является проблема структурной модернизации отечественного электроэнергетического комплекса. При этом поляризация мнений достаточно высока и колеблется от полного невмешательства государства и упования на саморегулируемые рыночные механизмы до возврата к государственному владению и регулированию.
В современной отечественной экономической науке уже сформировались основные теоретические подходы к исследованию проблем электроэнергетики, включая применение теории больших систем к особенностям технологического, корпоративного и территориального структурирования электроэнергетического комплекса.
12
Многими исследуются проблемы развития территориальных вертикально структурированных электроэнергетических комплексов, обосновываются принципы прогнозирования векторов развития указанных комплексов. Ряд специалистов обосновывают принципы формирования и развития территориальных электроэнергетических комплексов в рамках воспроизводственных региональных экономических систем, что имеет существенное значение для создания единой отечественной электроэнергетической системы.
Формированию различных теоретических подходов к проблеме структурной модернизации электроэнергетических комплексов способствовали также и перекосы государственной экономической политики, сохранившиеся до сих пор в законодательной и практической деятельности органов государственной власти, отвечающих за стратегические направления развития отечественной энергетики. К ним можно отнести, прежде всего, низкий уровень доли государственной собственности в электроэнергетическом комплексе, низкую эффективность регулирующего воздействия государственной энергетической политики, практическое отсутствие системы оценки регулирующего воздействия государственных управленческих решений в сфере электроэнергетики.
Необходимость в разработке (а вернее адаптации) старых, уже известных теоретических подходов к реалиям современного этапа развития отечественной энергетики становится все более очевидной. Цель этой адаптации состоит в решении традиционных задач, связанных с повышением эффективности отечественной электроэнергетики в новых условиях современного этапа экономического кризиса, санкциями со стороны развитых экономик зарубежных стран, необходимостью разработки альтернативных и малых форм электроэнергетики, способов и инструментов регулирования тарифов, повышению управляемости всей системы отечественной электроэнергетики.
13
В этом отношении достаточно уместным будет воспроизвести идею о перманентной структурной модернизации и становлении рыночных отношений в деятельности топливно - энергетического комплекса, изложенных еще в докладе «О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики», разработанной в 2001 году [1]. Топливно-энергетический комплекс авторами доклада рассматривался как совокупность тесно связанных и взаимозависимых отраслей топливной промышленности и электроэнергетики, являющаяся одним из основных источников экономического роста.
Исходя из этого, представляется необходимым и возможным уточнить понятие категории «структурной модернизации электроэнергетического комплекса» как комплекса радикальных, имеющих перманентный характер мер государственного воздействия, направленных на преодоление отрицательного воздействия конкурентных рыночных механизмов в силу практического отсутствия конкурентного сектора в электроэнергетике, учета климатической специфики, ликвидацию разобщенности и структурной разрозненности, повышение уровня управляемости системы в целом.
Данное определение обусловлено, прежде всего, таким специфическими для отечественной электроэнергетики факторами, как исторически сложившийся приоритет отрасли в экономическом развитии страны, комплементарный характер услуг электроэнергетики для населения и хозяйствующих субъектов, а также объединяющее значение электроэнергетического комплекса в экономическом и политическом единстве субъектов Российской Федерации.
В этой связи необходимо отметить, что целый ряд отечественных специалистов предлагают «структурно - модернизаци-онный методологический подход» к реформированию отечественной электроэнергетики России, заключающийся в устранении структурных диспропорций и создании условий экономического роста электроэнергетики за счет упорядочения комплекса взаимо-
14
обусловленных связей между ее структурными компонентами. Указанное обеспечивает отраслевую целостность и управляемость, что должно осуществляться путем выбора эффективных вариантов организационной структуры, форм государственного регулирования и корпоративного управления [2]. Однако, трудно согласиться с таким «размытым» методологическим подходом к проблемам структурной модернизации отечественной электроэнергетики, так как сложно предположить, что понимается под декларативными терминами «устранения структурных диспропорций» и «создания условий экономического роста». Кроме того, достаточно сложно предположить, что подразумевается под «эффективными вариантами организационной структуры», а причины современной ситуации видятся в том, что «не в полной мере действуют механизмы конкуренции».
При этом большинство специалистов не анализируют исторические, климатические, политические особенности отечественной электроэнергетики, а предлагают набор усовершенствований, который не решит всего комплекса назревших проблем. Так, решение основной задачи повышения эффективности функционирования электроэнергетики многие видят в неких изменениях взаимоотношений государства и бизнеса, изменения налоговой системы, обеспечение инвестиционного скачка в энергетике, снижения энергоемкости экономики и инновационном развитии энергетики. Более того, некоторые считают наиболее предпочтительным сценарием реформирования отечественной электроэнергетики ее полную вертикальную дезинтеграцию всех секторов - производства, распределения и передачи [3].
Можно достаточно долго спорить на предмет логичности, последовательности и правильности предлагаемых управленческих решений, однако, как нам представляется, среди них доминируют декларативные заявления, общие слова и следствия, а не причины сложившейся в электроэнергетике ситуации, связанной с
15
падением ее эффективности, ростом затрат, нарастающим износом производственных мощностей (уровень которого превысил 60%) и снижением уровня управляемости системы. Всё это может привести к закономерному снижению уровня энергетической безопасности страны и блокированию экономического роста.
Не менее важными при формировании предпосылок и модели структурной модернизации отечественного электроэнергетического комплекса являются проблемы относительно высокой удельной энергоемкости экономики России, что объективно связано со следующими факторами:
- природно-климатическими условиями, характеризующимися относительно низкими среднегодовыми температурами, что требует и относительно больших затрат топлива для обеспечения устойчивого электроснабжения населения и хозяйствующих субъектов;
- территориально-пространственной удаленностью объектов, производящих электроэнергию и ее потребителей, что требует значительно больших затрат на строительство и содержание электрических сетей;
- исторически сложившимися отраслевой и территориальной структурами отечественной экономики, характеризующимися относительно высоким уровнем энергоемкости промышленного производства, превышающим аналогичные параметры в европейских странах втрое;
- наличием и необходимостью поддержания значительной доли морально и физически устаревшего электроэнергетического оборудования и сетей.
Уровень энергоемкости национальной экономики некоторых стран представлен на рис. Несравненно высокий уровень энергоёмкости отечественной экономики, как свидетельствуют данные на рисунке, вчетверо превышает уровень экономики Италии, Великобритании, втрое Японии, Франции, Норвегии и Германии, по-
16
чти вдвое США и Швеции. Даже в близкой по климатическим условиям Канаде уровень энергоёмкости экономики в полтора раза ниже, чем в России.
Тем не менее, влияние рыночных теорий (базирующихся на обосновании самонастраиваемых рыночных механизмов) на отечественную экономическую мысль достаточно велико, что обусловлено общей тенденцией формирования рыночных отношений в экономике России, благоприятно сказывающихся на её различных отраслях. Однако, для ряда отраслей отечественной экономики идея саморегулирующегося рынка может быть губительной. Поэтому необходимо крайне осторожно и обосновано подходить к формированию модели структурной модернизации каждой отдельной отрасли экономики в зависимости от ее специфики, исторической обусловленности, традициям и особенностям сочетания факторов производства.
Рис. Сравнительные параметры энергоемкости экономики отдельных стран Европы, США, Канады, Японии, Китая и России в 2012 году
17
Так, некоторые специалисты достаточно уверенно заявляют, что альтернативы рыночной модели управления электроэнергетикой нет, так как реформирование отрасли на основе рыночных механизмов является, якобы, объективно обусловленной данностью [4]. При этом достаточно противоречиво выглядят заявления о том, что одним из дефектов отечественной электроэнергетической системы является несовпадение экономических интересов генерирующих и сетевых компаний, принадлежащих различным собственникам, а также экономических интересов производителей и потребителей электроэнергии, разрешить которые, якобы, способен механизм рыночного саморегулирования. Выход из сложившегося положения некоторые видят в формировании некой институциональной среды, создающей предпосылки гармонизации интересов всех участников процесса производства и потребления электроэнергии [5].
Как нам представляется, гармонизация экономических интересов производителей и потребителей любого продукта в условиях рыночных отношений еще никогда не была достигнута, так как она не может быть достигнута в принципе в силу того, что гармонизировать принципиально противоположные интересы невозможно. Производитель электроэнергии в условиях рыночных отношений будет всегда стремиться максимизировать прибыль за счет повышения и сохранения высоких тарифов, тогда как потребитель будет всегда стремиться к получению достаточного объема дешевой электроэнергии. При этом никогда нельзя забывать, что понятия «дорого» и «дешево» для производителя и потребителя являются абсолютно разными, построенными на принципиально различных критериях и фактически несоизмеримы.
Более того, низводить проблему эффективного функционирования национального электроэнергетического комплекса исключительно к проблеме взаимоотношений конкретных производителей и потребителей электроэнергии некорректно, так как это уводит проблему на совершенно другой уровень, заведомо лишая ее воз-
18
можного принципиального решения. Переход к рыночным отношениям внутри электроэнергетического комплекса приведет к тому, что децентрализованные источники электроэнергии становятся конкурентами оптовых генерирующих компаний и оказывают отрицательное влияние на устойчивость не только последних, но и самих децентрализованных источников. А устойчивость электроснабжения является критериальным признаком эффективного функционирования электроэнергетической системы - с этим тезисом до сих пор согласны все стороны этого спора.
Нередко встречаются в экономической литературе исследования, строящие стратегию структурной модернизации на дифференциации уровней управления отраслью, когда формируются различные стратегии управления, свойственные для федерального и регионального уровней [6]. Как правило, все споры относительно векторов институциональной траектории структурной модернизации отечественной электроэнергетики концентрируются вокруг следующих проблем:
- приватизации или национализации всего электроэнергетического комплекса или его составляющих;
- разделения или централизации видов деятельности отрасли (генерация, передача, сбыт);
- демонополизации или монополизации в руках государства (непосредственно, либо через систему участия) производства и сбыта электроэнергии;
- обеспечения свободного доступа на рынок электроэнергии, как важнейшего условия формирования конкурентного рынка или создание высоких входных барьеров на него;
- какие из перечисленных выше векторов институциональной траектории структурной модернизации отечественной электроэнергетики обеспечат высокий уровень ее инвестиционной привлекательности.
19
Таким образом, если конкуренция в классическом ее варианте невозможна в сфере электроэнергетики то, соответственно, и структурная модернизация должна исходить из этого основополагающего положения. Однако в настоящее время приватизационная структура отрасли разнородна. Генерирующие компании являются акционерными и управляются негосударственными компаниями, в то время как сетевые (передающие) компании принадлежат государству, которое строит свои взаимоотношения с ними через посредников, также являющимися негосударственными компаниями. Всё это в конечном итоге полностью дискредитирует государственное влияние и приводит к отсутствию у указанных компаний мотивации повышению уровня управляемости отраслью, обновлению основных фондов, снижению затрат и энергоемкости экономики в целом.
Источники
1. Доклад «О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики» // Государственный совет Российской Федерации Рабочая группа президиума Государственного совета по вопросам реформирования электроэнергетики. М.: 2001. Т. 1.
2. Светлицкий С.Ю., Иванов С.Н., Логинов Е.Л., Михайлов С.А. Модернизация энергетики России: проблемы, пути решения, перспективы. М.: НИЭБ, 2010. 808 с.
3. Хлебников В.В. Рынок электроэнергии в России. М., 2005. 296 с.
4. Зотович Н.В. Организационно-экономический механизм управления предприятием энергетики: дисс. канд. эконом. наук. Пермь, 2010.
5. Иванова М.В. Инструменты обеспечения энергетической безопасности региона в современных условиях: дисс. канд. эконом. наук. Москва, 2006.
6. Раткин Л. Топливно-энергетический комплекс - многокомпонентный вектор развития экономики России в XXI веке // Инновации. 2007. № 2. С. 42 -45.
Sabirzanov A. Yа.
THEORY OF STRUCTURAL MODERNIZATION OF RUSSIAN ELECTRICITY SECTOR
The article examines the trends and structural modernization energetiche-ray complex. Keywords: structural modernization, permanent, methodological approach.
20