Научная статья на тему 'Теоретические аспекты структурной модернизации отечественного электроэнергетического комплекса'

Теоретические аспекты структурной модернизации отечественного электроэнергетического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / STRUCTURAL MODERNIZATION / ПЕРМАНЕНТНАЯ / PERMANENT / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / METHODOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабирзанов А. Я.

В статье рассматриваются направления структурной модернизации энергетического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF STRUCTURAL MODERNIZATION OF RUSSIAN ELECTRICITY SECTOR

The article examines the trends and structural modernization energetiche-ray complex.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты структурной модернизации отечественного электроэнергетического комплекса»

ЭНЕРГЕТИКА

УДК 621.31

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Сабирзанов А.Я., ОАО «Генерирующая компания», первый заместитель генерального директора, [email protected]

В статье рассматриваются направления структурной модернизации энергетического комплекса.

Ключевые слова: структурная модернизация, перманентная, методологический подход.

Сегодня у специалистов нет единого мнения по такому сложному вопросу, каковым является проблема структурной модернизации отечественного электроэнергетического комплекса. При этом поляризация мнений достаточно высока и колеблется от полного невмешательства государства и упования на саморегулируемые рыночные механизмы до возврата к государственному владению и регулированию.

В современной отечественной экономической науке уже сформировались основные теоретические подходы к исследованию проблем электроэнергетики, включая применение теории больших систем к особенностям технологического, корпоративного и территориального структурирования электроэнергетического комплекса.

12

Многими исследуются проблемы развития территориальных вертикально структурированных электроэнергетических комплексов, обосновываются принципы прогнозирования векторов развития указанных комплексов. Ряд специалистов обосновывают принципы формирования и развития территориальных электроэнергетических комплексов в рамках воспроизводственных региональных экономических систем, что имеет существенное значение для создания единой отечественной электроэнергетической системы.

Формированию различных теоретических подходов к проблеме структурной модернизации электроэнергетических комплексов способствовали также и перекосы государственной экономической политики, сохранившиеся до сих пор в законодательной и практической деятельности органов государственной власти, отвечающих за стратегические направления развития отечественной энергетики. К ним можно отнести, прежде всего, низкий уровень доли государственной собственности в электроэнергетическом комплексе, низкую эффективность регулирующего воздействия государственной энергетической политики, практическое отсутствие системы оценки регулирующего воздействия государственных управленческих решений в сфере электроэнергетики.

Необходимость в разработке (а вернее адаптации) старых, уже известных теоретических подходов к реалиям современного этапа развития отечественной энергетики становится все более очевидной. Цель этой адаптации состоит в решении традиционных задач, связанных с повышением эффективности отечественной электроэнергетики в новых условиях современного этапа экономического кризиса, санкциями со стороны развитых экономик зарубежных стран, необходимостью разработки альтернативных и малых форм электроэнергетики, способов и инструментов регулирования тарифов, повышению управляемости всей системы отечественной электроэнергетики.

13

В этом отношении достаточно уместным будет воспроизвести идею о перманентной структурной модернизации и становлении рыночных отношений в деятельности топливно - энергетического комплекса, изложенных еще в докладе «О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики», разработанной в 2001 году [1]. Топливно-энергетический комплекс авторами доклада рассматривался как совокупность тесно связанных и взаимозависимых отраслей топливной промышленности и электроэнергетики, являющаяся одним из основных источников экономического роста.

Исходя из этого, представляется необходимым и возможным уточнить понятие категории «структурной модернизации электроэнергетического комплекса» как комплекса радикальных, имеющих перманентный характер мер государственного воздействия, направленных на преодоление отрицательного воздействия конкурентных рыночных механизмов в силу практического отсутствия конкурентного сектора в электроэнергетике, учета климатической специфики, ликвидацию разобщенности и структурной разрозненности, повышение уровня управляемости системы в целом.

Данное определение обусловлено, прежде всего, таким специфическими для отечественной электроэнергетики факторами, как исторически сложившийся приоритет отрасли в экономическом развитии страны, комплементарный характер услуг электроэнергетики для населения и хозяйствующих субъектов, а также объединяющее значение электроэнергетического комплекса в экономическом и политическом единстве субъектов Российской Федерации.

В этой связи необходимо отметить, что целый ряд отечественных специалистов предлагают «структурно - модернизаци-онный методологический подход» к реформированию отечественной электроэнергетики России, заключающийся в устранении структурных диспропорций и создании условий экономического роста электроэнергетики за счет упорядочения комплекса взаимо-

14

обусловленных связей между ее структурными компонентами. Указанное обеспечивает отраслевую целостность и управляемость, что должно осуществляться путем выбора эффективных вариантов организационной структуры, форм государственного регулирования и корпоративного управления [2]. Однако, трудно согласиться с таким «размытым» методологическим подходом к проблемам структурной модернизации отечественной электроэнергетики, так как сложно предположить, что понимается под декларативными терминами «устранения структурных диспропорций» и «создания условий экономического роста». Кроме того, достаточно сложно предположить, что подразумевается под «эффективными вариантами организационной структуры», а причины современной ситуации видятся в том, что «не в полной мере действуют механизмы конкуренции».

При этом большинство специалистов не анализируют исторические, климатические, политические особенности отечественной электроэнергетики, а предлагают набор усовершенствований, который не решит всего комплекса назревших проблем. Так, решение основной задачи повышения эффективности функционирования электроэнергетики многие видят в неких изменениях взаимоотношений государства и бизнеса, изменения налоговой системы, обеспечение инвестиционного скачка в энергетике, снижения энергоемкости экономики и инновационном развитии энергетики. Более того, некоторые считают наиболее предпочтительным сценарием реформирования отечественной электроэнергетики ее полную вертикальную дезинтеграцию всех секторов - производства, распределения и передачи [3].

Можно достаточно долго спорить на предмет логичности, последовательности и правильности предлагаемых управленческих решений, однако, как нам представляется, среди них доминируют декларативные заявления, общие слова и следствия, а не причины сложившейся в электроэнергетике ситуации, связанной с

15

падением ее эффективности, ростом затрат, нарастающим износом производственных мощностей (уровень которого превысил 60%) и снижением уровня управляемости системы. Всё это может привести к закономерному снижению уровня энергетической безопасности страны и блокированию экономического роста.

Не менее важными при формировании предпосылок и модели структурной модернизации отечественного электроэнергетического комплекса являются проблемы относительно высокой удельной энергоемкости экономики России, что объективно связано со следующими факторами:

- природно-климатическими условиями, характеризующимися относительно низкими среднегодовыми температурами, что требует и относительно больших затрат топлива для обеспечения устойчивого электроснабжения населения и хозяйствующих субъектов;

- территориально-пространственной удаленностью объектов, производящих электроэнергию и ее потребителей, что требует значительно больших затрат на строительство и содержание электрических сетей;

- исторически сложившимися отраслевой и территориальной структурами отечественной экономики, характеризующимися относительно высоким уровнем энергоемкости промышленного производства, превышающим аналогичные параметры в европейских странах втрое;

- наличием и необходимостью поддержания значительной доли морально и физически устаревшего электроэнергетического оборудования и сетей.

Уровень энергоемкости национальной экономики некоторых стран представлен на рис. Несравненно высокий уровень энергоёмкости отечественной экономики, как свидетельствуют данные на рисунке, вчетверо превышает уровень экономики Италии, Великобритании, втрое Японии, Франции, Норвегии и Германии, по-

16

чти вдвое США и Швеции. Даже в близкой по климатическим условиям Канаде уровень энергоёмкости экономики в полтора раза ниже, чем в России.

Тем не менее, влияние рыночных теорий (базирующихся на обосновании самонастраиваемых рыночных механизмов) на отечественную экономическую мысль достаточно велико, что обусловлено общей тенденцией формирования рыночных отношений в экономике России, благоприятно сказывающихся на её различных отраслях. Однако, для ряда отраслей отечественной экономики идея саморегулирующегося рынка может быть губительной. Поэтому необходимо крайне осторожно и обосновано подходить к формированию модели структурной модернизации каждой отдельной отрасли экономики в зависимости от ее специфики, исторической обусловленности, традициям и особенностям сочетания факторов производства.

Рис. Сравнительные параметры энергоемкости экономики отдельных стран Европы, США, Канады, Японии, Китая и России в 2012 году

17

Так, некоторые специалисты достаточно уверенно заявляют, что альтернативы рыночной модели управления электроэнергетикой нет, так как реформирование отрасли на основе рыночных механизмов является, якобы, объективно обусловленной данностью [4]. При этом достаточно противоречиво выглядят заявления о том, что одним из дефектов отечественной электроэнергетической системы является несовпадение экономических интересов генерирующих и сетевых компаний, принадлежащих различным собственникам, а также экономических интересов производителей и потребителей электроэнергии, разрешить которые, якобы, способен механизм рыночного саморегулирования. Выход из сложившегося положения некоторые видят в формировании некой институциональной среды, создающей предпосылки гармонизации интересов всех участников процесса производства и потребления электроэнергии [5].

Как нам представляется, гармонизация экономических интересов производителей и потребителей любого продукта в условиях рыночных отношений еще никогда не была достигнута, так как она не может быть достигнута в принципе в силу того, что гармонизировать принципиально противоположные интересы невозможно. Производитель электроэнергии в условиях рыночных отношений будет всегда стремиться максимизировать прибыль за счет повышения и сохранения высоких тарифов, тогда как потребитель будет всегда стремиться к получению достаточного объема дешевой электроэнергии. При этом никогда нельзя забывать, что понятия «дорого» и «дешево» для производителя и потребителя являются абсолютно разными, построенными на принципиально различных критериях и фактически несоизмеримы.

Более того, низводить проблему эффективного функционирования национального электроэнергетического комплекса исключительно к проблеме взаимоотношений конкретных производителей и потребителей электроэнергии некорректно, так как это уводит проблему на совершенно другой уровень, заведомо лишая ее воз-

18

можного принципиального решения. Переход к рыночным отношениям внутри электроэнергетического комплекса приведет к тому, что децентрализованные источники электроэнергии становятся конкурентами оптовых генерирующих компаний и оказывают отрицательное влияние на устойчивость не только последних, но и самих децентрализованных источников. А устойчивость электроснабжения является критериальным признаком эффективного функционирования электроэнергетической системы - с этим тезисом до сих пор согласны все стороны этого спора.

Нередко встречаются в экономической литературе исследования, строящие стратегию структурной модернизации на дифференциации уровней управления отраслью, когда формируются различные стратегии управления, свойственные для федерального и регионального уровней [6]. Как правило, все споры относительно векторов институциональной траектории структурной модернизации отечественной электроэнергетики концентрируются вокруг следующих проблем:

- приватизации или национализации всего электроэнергетического комплекса или его составляющих;

- разделения или централизации видов деятельности отрасли (генерация, передача, сбыт);

- демонополизации или монополизации в руках государства (непосредственно, либо через систему участия) производства и сбыта электроэнергии;

- обеспечения свободного доступа на рынок электроэнергии, как важнейшего условия формирования конкурентного рынка или создание высоких входных барьеров на него;

- какие из перечисленных выше векторов институциональной траектории структурной модернизации отечественной электроэнергетики обеспечат высокий уровень ее инвестиционной привлекательности.

19

Таким образом, если конкуренция в классическом ее варианте невозможна в сфере электроэнергетики то, соответственно, и структурная модернизация должна исходить из этого основополагающего положения. Однако в настоящее время приватизационная структура отрасли разнородна. Генерирующие компании являются акционерными и управляются негосударственными компаниями, в то время как сетевые (передающие) компании принадлежат государству, которое строит свои взаимоотношения с ними через посредников, также являющимися негосударственными компаниями. Всё это в конечном итоге полностью дискредитирует государственное влияние и приводит к отсутствию у указанных компаний мотивации повышению уровня управляемости отраслью, обновлению основных фондов, снижению затрат и энергоемкости экономики в целом.

Источники

1. Доклад «О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики» // Государственный совет Российской Федерации Рабочая группа президиума Государственного совета по вопросам реформирования электроэнергетики. М.: 2001. Т. 1.

2. Светлицкий С.Ю., Иванов С.Н., Логинов Е.Л., Михайлов С.А. Модернизация энергетики России: проблемы, пути решения, перспективы. М.: НИЭБ, 2010. 808 с.

3. Хлебников В.В. Рынок электроэнергии в России. М., 2005. 296 с.

4. Зотович Н.В. Организационно-экономический механизм управления предприятием энергетики: дисс. канд. эконом. наук. Пермь, 2010.

5. Иванова М.В. Инструменты обеспечения энергетической безопасности региона в современных условиях: дисс. канд. эконом. наук. Москва, 2006.

6. Раткин Л. Топливно-энергетический комплекс - многокомпонентный вектор развития экономики России в XXI веке // Инновации. 2007. № 2. С. 42 -45.

Sabirzanov A. Yа.

THEORY OF STRUCTURAL MODERNIZATION OF RUSSIAN ELECTRICITY SECTOR

The article examines the trends and structural modernization energetiche-ray complex. Keywords: structural modernization, permanent, methodological approach.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.