Научная статья на тему 'Теоретические аспекты статуса субъекта правовой системы'

Теоретические аспекты статуса субъекта правовой системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / СУБЪЕКТ ПРАВА / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзыбова Саида Гиссовна

В статье рассматриваются новые подходы юридической науки и практики к месту и роли субъекта в правовой системе современного общества, проводится анализ механизмов взаимоотношений личности и государства в рамках правовой системы, определяются перспективы их развития.. Делается вывод о том, что в современных исследованиях субъект расценивается и рассматривается как главный компонент и одновременно центр, ядро правовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты статуса субъекта правовой системы»

УДК 340.15 ББК 67.08

Д 43

Дзыбова С.Г. Теоретические аспекты статуса субъекта правовой системы

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматриваются новые подходы юридической науки и практики к месту и роли субъекта в правовой системе современного общества, проводится анализ механизмов взаимоотношений личности и государства в рамках правовой системы, определяются перспективы их развития.. Делается вывод о том, что в современных исследованиях субъект расценивается и рассматривается как главный компонент и одновременно центр, ядро правовой системы.

Ключевые слова:

Правовая система, субъект права, личность, общество, права человека, государство, правосознание.

Dzybova S.G. Theoretical aspects of the status of the subject of legal system

Abstract:

The paper examines new approaches ofjurisprudence and practice to the place and role of the subject in the legal system of a contemporary society. Mechanisms of mutual relations of the person and the state within the framework of the legal system are analyzed. Prospects of their development are defined. It is inferred that the subject in contemporary researches is regarded as the main component and simultaneously the center and a core of the legal system.

Key words:

Legal system, the subject of the right, the person, a society, human rights, the state, sense ofjustice.

Правовая система обладает всеми чертами объективно возникающего, исторически закономерного общественного явления, существующего независимо от воли конкретных индивидов, которые, вступая в социальную жизнь, застают уже сложившиеся правовые формы, институты и должны считаться с ними, реализуя свои интересы. В то же время правовая система - продукт творчества людей; и в этом смысле она имеет все черты явлений, относящихся к миру «искусственных вещей, сознательных процессов, произвольных действий» [1].

Трудности познания, научного конструирования понятия правовой системы состоят как раз в том, чтобы правильно сочетать субъективное и объективное, учитывая как те закономерности ее развития и функционирования, которые от воли человека не зависят и должны соблюдаться, так и те, которые сами складываются в результате творческого процесса и зависят от разнообразной, порой противоречивой общественной деятельности.

Среди факторов формирования правовой системы все большую значимость приобретают субъект правовой системы, его правовое сознание. Прежде всего, это вызвано тем, что оценка правовой системы обществом, социальными группами, личностью, в конечном счете раскрывает ее реальное значение и возможность быть инструментом социальных преобразований.

По тому, какие лица и организации являются (признаются) субъектами права, каким объемом прав и свобод они наделены и реально обладают, пользуются, можно судить о данной правовой системе. Например, в рабовладельческих обществах раб не был субъектом права, а в средневековых обществах Европы и на Древнем Востоке выделялись различные категории лиц с не равным правовым статусом. Лишь в ходе буржуазных революций было провозглашено формальное равенство всех лиц независимо от их социального положения, национального происхождения,

вероисповедания и других различий. Объем юридической свободы субъектов права служит тем основанием, по которому в истории права выделяются эпохи и типы правовой культуры.

Утверждение правовых начал во взаимоотношениях государства и личности выступает одним из существенных моментов демократизации общества. Государство должно быть одной из форм гражданского общества, в котором недопустимы узурпация власти со стороны кого бы то ни было, тоталитарное политизирование всех сфер общественной жизни.

В нашей литературе при анализе правовой системы субъект права до последнего времени не выделялся, что вполне понятно: личность занимала подчиненное, а потому субъект права «всплывал на поверхность» лишь при изучении некоторых элементов механизма правового регулирования, в частности, при анализе правового отношения.

В обновленной теории государства и права личность, субъект права выдвигается на центральное место во всей правовой действительности и выступает в качестве отправного пункта и основания научных исследований [2]. Это соответствует и этимологии слова «субъект», которое в переводе с латинского означает «лежащий внизу, находящийся в основе, в основании всей социальной жизни». Субъект является носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности и прогресса.

Не случайно, в соответствии с новой правовой доктриной главным компонентом (подсистемой) и одновременно центром, ядром правовой системы является субъект права или, шире, субъект правовой системы. Прежде всего - это человек в его юридическом качестве носителя субъективных юридических прав и обязанностей и участника правовых отношений, т.е. субъект, обладающий способностью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осуществляющий эти права и обязанности. Так, ст.81 Конституции Азербайджанской Республики регулирует вопрос обоснования обязанностей граждан, связи этих обязанностей с правами и свободами. Часть 1 ст.42 Конституции Республики Таджикистан гласит, что «На территории Таджикистана каждый обязан соблюдать его Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей». То же самое закрепляют ст. 34 Конституции Казахстан, ст.40 Конституции Армении, ст.52 Конституции Республики Беларусь и т.п.

В юриспруденции субъект рассматривается как носитель прав и обязанностей и участник правовых отношений. Сторонники позитивистского правопонимания подчеркивают, что названные свойства субъект приобретает в силу правовых норм, лишь в том случае, когда они закреплены в позитивном, писаном праве (законодательстве). Если же закон (государство) не соизволит предоставить субъекту соответствующие правовые свойства, то он не будет субъектом права.

При социологическом подходе субъектом права является тот, кто реально (или через своих представителей) участвует в правовой деятельности, вступает в правовые отношения, заключает сделки, договоры и т.п., тот, кого сами участники данных отношений признают в качестве субъекта независимо от того, как к этому отнесется государство. Это особенно четко получило отражение в новых гражданских кодексах стран СНГ.

Согласно естественно-правовой доктрине юридические свойства субъекта права принадлежат человеку от рождения никто ему их не дает и никто не может их отнять.

Анализ законодательства и правоприменительной практики в странах СНГ позволяет заключить, что в конституционных реформах этих стран отражается коренная модификация правовой системы и в их новых конституциях воплощены общепризнанные в мировом сообществе демократические принципы, с учетом их исторического прошлого и особенностей современного периода развития.

Конституции стран СНГ провозглашают права человека и гражданина неотъемлемыми. Так, ст.17 Конституции Российской Федерации закрепляет «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В Конституции Республики Таджикистан в ч.1 ст.5 признано, что «жизнь, естественные права человека неприкосновенны». В части второй этой статьи записано, что «Права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством».

Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Оно защищает свободу, справедливость и социальную стабильность. Государство ответственно перед гражданином и обеспечивает создание условий для свободного развития личности, защищает жизнь и здоровье, честь и достоинство, свободу, неприкосновенность личности и ее неотчуждаемые права. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него конституцией.

На конституционный уровень возведены основные права и свободы, предусмотренные такими международно-правовыми актами, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., Конвенции о свободе ассоциаций и защите права на организацию 1948 г. [3] и др.

Конституции устанавливают, что ничто не может быть основанием для умаления достоинства человека. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения.

Все равны перед судом и законом. Права и свободы человека и гражданина гарантируются независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Таким образом, в странах СНГ получило юридическое закрепление положение о том, что человек есть основание и центр правовой системы; все остальные ее субъекты -организации, объединения, хозяйственные общества и товарищества, органы государства суть производные образования, следствия активной деятельности человека, самоопределяющегося в любой из названных форм. Вся деятельность государства, его органов и должностных лиц направлена на утверждение прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Защита прав и свобод человека и гражданина - основная функция государства. В то же время носителем суверенитета и источником государственной власти является народ, а, в конечном счете, человек и гражданин, объединенный в крупную социальную общность - народ. Таким образом, из основания правовой системы вырастает государственность в целом [4].

Сказанное вполне логично для правового государства, где право выступает первичным, фундаментальным фактором во взаимоотношении «право -государственность». Носителем права здесь является человек, общество в целом, которое передает государству часть своих прав и полномочий, заключая тем самым (по идее, или условно) общественный договор для того, чтобы государство обеспечивало безопасность человека, защищало его от произвола и хаоса, гарантировало реальность прав и свобод. Человек и гражданин как избиратель формирует органы государственной власти и местного самоуправления, выражает свою политическую волю на референдумах и свободных выборах, участвует в отправлении правосудия.

Не менее важный элемент правовой системы - правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта. От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

Правосознание - это сложное; явление, совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоенность навыков правового положительного поведения.

Формирование высокого уровня правосознания необходимое условие эффективного процесса реализации прав, свобод и обязанностей личности, для бесперебойного функционирования которого нужно воспитывать у личности чувство ответственности за выполнение своих обязанностей перед государством, так как жить в обществе и быть свободным от него нельзя.

Опыт развития цивилизованных обществ показывает, что добровольное и сознательное выполнение своих общественных обязанностей есть условие дальнейшего развития демократии, а осознание ответственности личности перед обществом, государством, его гражданами является одним из важнейших элементов правосознания, условием высокой реализации прав, свобод и обязанностей личности, ибо уважение к праву, закону должно стать и становится личным убеждением каждой личности, превращается в привычку, в навык [5].

Правосознание как часть правовой надстройки играет, наряду с правом и вместе с ним, активную роль в общественной жизни. Оно включает как осознание обществом, классом, социальной группой, индивидом потребности в общезначимых правилах поведения, которые должно установить государство, так и оценку справедливости (или несправедливости) действующего правового порядка, перспектив, направлений дальнейшего развития права.

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что стратегическими целями развития правовой системы в целом и государственности, в частности, сегодня являются:

1) построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение положения о правах человека как высшей ценности;

2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления.

Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения зависит реальность рассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе правовой системы. В настоящее время это - лишь идеал, цель нашего политико-правового развития.

Примечания:

1. Кузьмин В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания // Вопросы философии. 2003. № 3. С. 19.

2. Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994. С. 329.

3. Международные акты о правах человека: сб. документов. М., 1998. С. 39-44, 53-69, 44-53,

132 -135, 394 -398.

4. Теория государства и права / отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2006. С. 414.

5. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003. С. 430.

References:

1. Kuzmin V.P. Various directions of development of the system approach and their gnoseological bases // Questions of Philosophy. 2003. No. 3. P. 19.

2. Sinyukov V.N. Russian legal system. Saratov, 1994. P. 329.

3. International acts about human rights. Collection of documents. M., 1998. P. 39-44, 53-69, 4453, 132-135, 394-398.

4. The theory of the state and the law / Ed. V.D.Perevalov. M., 2006. P. 414.

5. Abdullaev M.I., Komarov S.A. Problems of the theory of the state and the law. SPb., 2003. P. 430.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.