УДК 332.1.338
ТихоновН.Б.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ В РЕГИОНЕ
В статье уточнены теоретические аспекты совершенствования управления производственной инфраструктурой в регионе. Произведена классификация интерпретаций понятий «производственная инфраструктура», «инфраструктура региона». Уточнены особенности и функции производственной инфраструктуры. Осуществлена классификация производственной инфраструктуры в регионе по возможности управления ее развитием региональными органами государственной власти.
Ключевые слова: производственная инфраструктура, регион, управление, особенности, понятие.
Производственная инфраструктура в регионе - это действующая модель обеспечения производственно-экономической политики в регионе. Производственная инфраструктура является одним из основных видов инфраструктуры национальной и региональной экономики наряду с социальной и рыночной инфраструктурой. По состоянию производственной инфраструктуры судят об уровне развития экономики и положения региона в системе федеративного государства [7]. Деятельность предприятий производственной инфраструктуры находится в центре внимания законодательной и исполнительной властей региона, а политика в области его развития - должна быть понятна региональным производителям и всем участникам, обеспечивающим их деятельность. Поэтому проблема управления функционированием и развитием производственной инфраструктуры в регионе весьма актуальна и должна рассматриваться в различных аспектах развития экономики.
Изучению многообразия аспектов развития региональной производственной и иной инфраструктуры посвящены работы следующих ученых: А.У. Альбекова, Н.И. Белоусовой, Я.Т. Бронштейн, Е.М. Васильевой, В.В. Власова, А.П. Гар-нова, В.П. Дронова, Н.Р. Киселева, В.П. Красовс-кого, Б.Х. Краснопольского, В.Н. Лившица, С.С. Носовой, В.П. Орешина, В. Платонова, В.А. Прокофьева, В.Г. Терентьева, М.П. Фроловой, А.Ю. Шарипова, В.И. Цымляковой и др.
Производственная инфраструктура региона является неотъемлемой подсистемой региональной экономики. Функции производственной инфраструктуры связаны с функциями производственной сферы в части обеспечения ее эффектив-
ного развития. Нами были классифицированы различные интерпретации понятия «производственная инфраструктура» (см. табл. 1).
Учеными выделяются следующие подсистемы производственной инфраструктуры [1]:
- транспорт всех видов, функционирующий в сфере обращения, и внешний промышленный транспорт, включая ЛЭП и другие устройства, связанные с передачей и распределением электроэнергии;
- информационно-коммуникационная система, связь;
- система обеспечения производства материальными ресурсами; складское хозяйство, материально-техническое снабжение, заготовки, водоснабжение;
- инженерная инфраструктура, включая все виды инженерного обеспечения и городской транспорт;
- природоохранная инфраструктура;
- рекреационная инфраструктура.
Проанализировав особенности эволюции
объектов исследования производственной инфраструктуры можно выделить стадии развития данного процесса:
- совокупность инженерных сооружений;
- совокупность организационно-правовых форм;
- совокупность институтов.
Критический анализ понятийного разнообразия интерпретации производственной инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что она характеризуется рядом особенностей:
- сложность и многогранность подсистемы;
- динамизм развития, обусловленный динамикой производственного развития региона;
- обеспечивающий характер производственного процесса в регионе;
- создает предпосылки для изменения производительных сил в региональной экономике;
- обуславливает содержание развития производственных отношений в регионе;
- институциональная обусловленность внутреннего содержания инфраструктуры и др.
Г.А. Черненко [14] выделены тенденции развития производственной инфраструктуры в регионе:
- разнонаправленность процесса развития производственной инфраструктуры, обусловленная тем, что часть ее элементов развивается в условиях конкуренции, а часть представляет собой монополию и требует регулирования со стороны государства;
- усиление требований к надежности современных систем транспорта, энергосбережения и связи в условиях глобального кризиса;
- снижение эффективности использования объектов производственной инфраструктуры, введенных в эксплуатацию в дореформенный период;
- возрастающая энергодефицитность большинства регионов России.
Р.В. Ярош [16] выявляет следующие особенности и тенденции развития производственной инфраструктуры в регионе:
- стихийный и неравномерный характер развития рыночных форм региональной инфраструктуры;
- медленный процесс формирования институциональной среды;
- производственная значимость инфраструктуры региона, направленной на обслуживание населения и развитие бизнеса.
Тем не менее, стоит отметить, что в существующих работах, определяющих особенности развития производственной инфраструктуры, не выделяются некоторые характеристики, обусловленные региональными условиями ее развития. Поэтому нами были классифицированы особенности интерпретации понятий в современных научных исследованиях, характеризующих развитие инфраструктуры в регионе (см. табл. 2). Как показали наши исследования, в научной сфере присутствует определенная дифференциация к интерпретации понятия «инфраструктура региона», что свидетельствует об отсутствии единой позиции в данном вопросе.
По мнению одних специалистов (В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, В.Е. Кокорев [5], Т.И. Семен-кова [11], В.С. Чекалин [13]) инфраструктуру понимают как систему обслуживания, относя к ее функциям предоставление услуг производству и населению. По мнению других (Р. Иохим-сен, В.А. Жамин [2]) под инфраструктурой предлагается понимать только систему производственного обслуживания, имея в виду ее роль в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.
Также можно выделить еще одно видение данного явления (В.И. Видяпин [20]), соглас-
Таблица 1. Особенности интерпретации понятия «производственная инфраструктура» (фрагмент)
Автор Интерпретация понятия «производственная инфраструктура» Особенности интерпретации
Н.Г. Глушич [1] совокупности экономических отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами по поводу создания и использования специфических инфраструктурных услуг с целью рационального использования ресурсов, удовлетворения потребностей материального производства и повышения эффективности национальной экономики; институциональный подход;
совокупность служб, отраслей, обеспечивающих непрерывный производственный процесс, как в рамках отдельного предприятия, так и национального производства в целом. производственный подход
Г.А. Черненко [14] совокупность материально-технических систем и других структур, обеспечивающих движение ресурсов и товаров в воспроизводственном процессе региона системный подход
И.В. Трегубович [12] социально-экономическая система, состоящая из совокупности взаимосвязанных элементов и обладающая особенностями, которые отсутствуют у элементов, ее составляющих. Это сложная динамическая система, в состав которой входят подсистемы, разнородные по своей природе и по интенсивности взаимодействия на обеспечивающий процесс системный подход
но которому инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.
А.А. Меркулов [8] отмечает, что в настоящее время развитие инфраструктуры характеризуется следующими тенденциями:
- повышением значимости регионального бюджета в воспроизводственном процессе, увеличением поступлений финансовых ресурсов за счет налогов, отчисляемых хозяйствующими субъектами;
- расширением перераспределительных процессов между субъектами региона и регионального хозяйства (хозяйствующие субъекты сферы производства, непроизводственной сферы, сферы обращения, население и др.) в результате совместной деятельности в различных формах долевого участия;
- созданием внебюджетных фондов для реализации социальных программ, жилищного строительства, развития непроизводственной сферы региона, производственной инфраструктуры, охраны окружающей среды и др.;
- усилением экономического влияния региональных органов управления на перераспределение финансовых ресурсов через фонды регионального развития, введение стимулирующей платы за региональные ресурсы, местных налогов и сборов, выпуск ценных бумаг региональными администрациями и др.
Соответственно функции производственной инфраструктуры можно дополнить следующими:
- снижение и перераспределение риска развития экономики региона, путем снижения неопределенности в развитии производственной сферы;
- создание условий для саморегуляции производственной сферы региона путем обеспечения взаимодействия и внедрения экономических механизмов;
- предоставление необходимых услуг субъектам производственной сферы;
- катализация внутрипроизводственных процессов посредством активизации процессов взаимодействия и взаимообусловленного развития различных субъектов производственной сферы региона;
- формирование и реализация экономического механизма отношений между предприятиями производственной сферы по реализации целевой ориентации непосредственной деятельности;
Таблица 2. Особенности интерпретации понятий, характеризующих развитие инфраструктуры в регионе в
современных научных исследованиях (фрагмент)
Автор, наименование понятия Интерпретация понятия Особенности интерпретации
К.А. Омарова, «социальная инфраструктура региона» [9] территориально-отраслевой комплекс, обеспечивающий социально-пространственные условия воспроизводства рабочей силы и социальной защиты населения через оказание взаимосвязанных, но не взаимозаменяемых услуг населению в форме социально-значимой деятельности комплексный подход
И.В. Калтырина, «инфраструктура региона» [3] функционально-услуговая подсистема в мезоуровневом воспроизводственном процессе воздействует на активность поведения субъектов его экономической системы, обеспечивая сочетание их интересов с задачами комплексного развития, и может рассматриваться как относительно самостоятельная система с собственными целями, которые, как и ее функциональную роль, важно учитывать во взаимодействии макроэкономических, региональных и локальных воспроизводственных циклов системный подход
А.Н. Каменский, «инновационная инфраструктура» [4] комплекс взаимосвязанных субъектов, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности комплексный подход
А.А. Меркулов «рыночная инфраструктура» [8] совокупность взаимосвязанных институтов, определяющих возможности для развития, в первую очередь экономики, а на ее основе повышение социальных показателей региона институциональный подход
- поддержка субъектов производственной сферы при функционировании;
- обеспечение необходимого обслуживания производственных предприятий в юридической, финансовой, страховой, экономической и иных сферах;
- информационное, ресурсное, технологическое, инвестиционное и иное обеспечение производственной деятельности в регионе.
Можно сделать вывод о том, что производственная инфраструктура в регионе представляет собой одну из наиболее сложных подсистем региональной инфраструктуры. Она имеет ряд особенностей:
- высокая значимость для развития не только производственного комплекса, но и для всей экономики в целом;
- тесная взаимозависимость многих объектов производственной инфраструктуры между собой и активное вовлечение их в экономическую жизнь территории, на которой они локализованы;
- целевая специализация производства и потребления услуг в составе отраслей производственной инфраструктуры в ориентации на обеспечение решения конкретных целей;
- специфический характер осуществления хозяйственной деятельности предприятий производственной инфраструктуры, проявляющийся в производстве ограниченного спектра товаров или услуг, невозможность образования материальных запасов, отсутствие незавершенного производства, высокая доля вспомогательных материалов и энергии в составе издержек при производстве продукции и др.;
- высокий удельный вес частной собственности, что резко ограничивает использование экономических инструментов управления объектами данной инфраструктуры и приводит к необходимости только регулирования отношений по ее развитию;
- высокая доля естественных монополий в составе собственников объектов производственной инфраструктуры.
Также нами были определены региональные особенности развития производственной инфраструктуры:
- существуют элементы инфраструктуры на федеральном и международном уровне использование потенциала которых зависит от реализуемой в регионе производственно-эконо-
мической, инвестиционной и инновационной политики;
- жесткая территориальная привязка объектов производственной инфраструктуры;
- территориальный характер производства услуг производственной инфраструктуры и корпоративный характер их потребления;
- заинтересованность населения региона в организации производственной инфраструктуры и заинтересованность бизнеса в ее функционировании;
- ориентация объектов производственной инфраструктуры мезоуровня на формирования положительного инвестиционного и иного климата региона (на развитие территорий);
- явно выраженная видовая ориентация объектов производственной инфраструктуры мезо- и микроуровня;
Можно отметить, что выявленные особенности и характеристики развития региональной производственной инфраструктуры носят целевой характер, что определяет наличие управленческой составляющей внутри данной подсистемы. Данная предпосылка предопределила необходимость более детального изучения подходов к управлению развитием производственной инфраструктуры в регионе.
Производственную инфраструктуру по уровням управления (экономики) необходимо рассматривать: на международном уровне (ме-гауровень); на федеральном уровне (макроуровень); на региональном уровне (мезоуровень); на муниципальном уровне (мезоуровень); на уровне предприятия (микроуровень).
Отличительной особенностью производственной инфраструктуры в регионе является ее обязательное и взаимосвязанное присутствие на мезо- и микроуровне. Вопросы государственного управления развитием производственной инфраструктуры в регионах в РФ являются неотъемлемой составной частью внутренней экономической политики страны.
Для решения вопросов управления развитием производственной инфраструктуры в регионе необходимо решение общегосударственных экономических и производственных задач, обеспечивающих подъем отечественных товаропроизводителей, снижение инфляции, повышение эффективности использования факторов производства [6]. Государственная поддержка предприятий производственной инфраструкту-
ры в регионе осуществляется на следующих принципах:
- развитие конкурентной среды на рынке товаров, работ и услуг;
- сочетание государственных интересов и интересов региональных производителей;
- сочетание финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки;
- привлечение внебюджетных источников финансирования отраслевых программ развития промышленного комплекса.
Следует отметить, что управление развитием производственной инфраструктуры в регионе на основе НТП должно строиться на принципах регионального управления [10]: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность, адаптивность и принцип выделенной компетенции и др. Суть регионального управления производственной инфраструктуры на современном этапе заключается в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта.
Нами была произведена классификация производственной инфраструктуры в регионе по наличию возможности управления ее развитием региональными органами государственной власти:
- с возможностью полного управления развитием производственной инфраструктуры;
- с возможностью частичного управления отдельными аспектами развития производственной инфраструктуры;
- без возможности управления развитием производственной инфраструктуры:
- с возможностью регулирования развития производственной инфраструктуры;
- без возможности регулирования развития производственной инфраструктуры.
При этом, для производственной инфраструктуры характерна система противоречий, в которой возможно выделение актуальных групп:
- между общими условиями, ресурсами и эндогенными факторами в каждом виде инфраструктуры;
- между сферами, секторами, сегментами и уровнями инфраструктуры; между функциональной и организационной структурой, нормами и правилами, органами и связями взаимодействия внутри инфраструктуры;
- между элементами, потенциалами, процессами и уровнем развития основной структуры и инфраструктуры;
- между инфраструктурой, с одной стороны, и природной и социальной ультраструктурой, с другой стороны;
- между локализацией, пространственными масштабами и уровнем развития инфраструктуры;
- между пропорциями динамики инфраструктурного обеспечения предприятий, отраслей и регионов.
Поэтому Г.А. Черненко [14] по результатам собственного исследования определены инструменты управления развитием производственной инфраструктуры в регионе:
- государственно-частное партнерство (ГЧП) в создании и использовании новых объектов производственной инфраструктуры;
- кооперативное управление процессом формирования и развития элементов производственной инфраструктуры на основе участия всех стейкхолдеров;
- управление развитием отдельных элементов инфраструктуры на основе коммерческих принципов.
Нами были выделены особенности управления развитием производственной инфраструктуры в современных условиях:
- управление созданием ряда новых институтов производственной инфраструктуры, на базе имеющихся в регионе предприятий и организаций;
- управление темпами становления институтов производственной инфраструктуры, созданных при участии правительства субъекта РФ, при одновременном частичном или полном отсутствии координации и регулирования со стороны государства субъектов инфраструктуры при формировании которых правительство субъекта РФ не участвовало, что определяет спонтанность и стихийность развития всей региональной производственной инфраструктуры;
- недостаточная управляемость всеми элементами производственной инфраструктуры в регионах, что определяет неравномерность ее развития;
- низкий уровень протекционизма со стороны органов государственной власти в отношении российских субъектов и институтов производственной инфраструктуры привел к тому,
что они стали менее конкурентоспособными по отношению к зарубежным организациям производственной инфраструктуры;
- дифференциация механизмов регионального развития и развития производственной инфраструктуры приводит к региональным диспропорциям в территориальном и видовом развитии не только инфраструктуры, но и всей экономики в целом;
- недостаток инвестиционных ресурсов в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления для развития производственной инфраструктуры, что резко ограничивает ее развитие.
Таким образом, современными направлениями повышения уровня управления производственной инфраструктурой являются: прямое полное или частичное финансирование органами государственной власти инфраструк-
турных проектов; финансирование и продвижение инфраструктурных проектов органами местного самоуправления; участие органов государственной власти в продвижении инфраструктурных проектов с формированием доли государственной собственности в данных проектах; реализация инфраструктурных производственных проектов на базе ГЧП; формирование и развитие производственной инфраструктуры в регионе на основе лизинговых отношений. Уточнение теоретических основ управления развитием производственной инфраструктуры в регионе позволяет нам сделать вывод о том, что данный процесс носит комплексный и взаимообусловленный характер, что определяет необходимость использования системного подхода в его изучении и уточнении теоретических и научно-практических аспектов.
12.06.2014
Список литературы:
1. Глушич, Н.Г. Производственная инфраструктура и перспективы её развития в России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 / Н.Г. Глушич. - Нижний Новгород, 2009. - 168 с.
2. Жамин, В.А. Инфраструктура при социализме / В.А. Жамин // Вопросы экономики. - 1977. - № 2. - С. 13-20.
3. Калтырина, И.В. Социально-экономическая стратегия развития инфраструктуры региона: приоритеты и перспективы: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / И.В. Калтырина. - Ростов-на-Дону, 2005. - 176 с.
4. Каменский, А.Н. Формирование инновационной инфраструктуры в целях развития социально-экономических систем: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.Н. Каменский. - Москва, 2011. - 230 с.
5. Кокорев, В.Е. Институциональна реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии / В.Е. Кокорев // Вопросы экономики. - 1998. - № 4. - С. 115-123.
6. Краснопольский, Б.Х. Инфраструктура в системе регионального хозяйственного комплекса Севера / Б.Х. Краснопольс-кий. - М.: Наука, 1980. - 145 с.
7. Красовский, В.П. Инфраструктура и интенсификация экономики / В.П. Красовский, Я.Т. Бронштейн. - М.: Наука, 1980.
- 192 с.
8. Меркулов, А.А. Совершенствование рыночной инфраструктуры региона: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.А. Меркулов - Тамбов, 2007. - 171 с.
9. Омарова, К.А. Государственное регулирование развития социальной инфраструктуры региона: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / К.А. Омарова. - Махачкала, 2006. - 205 с.
10. Самофалова, Е.Ф. Государственное регулирование национальной экономики / Е.Ф. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова ; под ред. д.э.н., проф. Э.Н. Кузьбожева. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006.
11. Семенкова, Т.И. Инфраструктура и сфера услуг / Т.И. Семенкова // Мировая экономика и международные отношения.
- 1971. - №3. - С. 116-126.
12. Трегубович, И.В. Методы структурирования производственной инфраструктуры промышленных предприятий: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / И.В. Трегубович. - СПб, 2000. - 197 с.
13. Чекалин, В.С. Стратегическое управление в городском хозяйстве / В.С. Чекалин. - СПб.: СПбГИЭУ, 2001. - 135 с.
14. Черненко, Г.А. Управление развитием производственной инфраструктуры региона: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Г.А. Черненко. - Москва, 2009. - 179 с.
15. Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 672 с.
16. Ярош, Р.В. Управление развитием рыночной инфраструктуры региона: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Р.В. Ярош. -Москва, 2009. - 170 с.
Сведения об авторе: Тихонов Николай Борисович, соискатель кафедры национальной экономики Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6404, тел.: (3532) 372447, e-mail: [email protected]