Научная статья на тему 'Теоретические аспекты развития концепции национальной инновационной системы на современном этапе'

Теоретические аспекты развития концепции национальной инновационной системы на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
756
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / ПРОГРАММА / ГОСУДАРСТВО / INNOVATIONS / NATIONAL AND REGIONAL INNOVATIVE SYSTEMS / BUSINESS-INCUBATORS / INNOVATIVE CENTERS / PROGRAM / STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашмарин Владислав Валентинович

Статья рассматривает системный характер инноваций, который раскрывается через понятие «национальная инновационная система» (НИС). Автор предлагает рассматривать инфраструктуру инновационной системы как совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы отнесены центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др. Значительное внимание уделено теоретическим моделям развития национальной инновационной системы. При этом роль государства в развитии национальной инновационной системы рассматривается в качестве катализатора инновационных процессов, арбитра при согласовании разнонаправленных интересов, организатора диалога между участниками, а также инициатора новых инновационных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of the development of national innovative system at the modern stage

The article considers system character of innovations which reveals through the concept of «the national innovative system». The author suggests considering an infrastructure of innovative system as a set of subjects of the innovative activity, promoting realisation of it, including granting of services in creation and realisation of innovative production. The centres of a transfer of technologies, innovative-technological centres, technoparks, business-incubators, the centres of training of personnel for an innovative activity, venture funds, etc. are referred an infrastructure of innovative system. Considerable attention is given to theoretical models of the development of national innovative system. Thus the state role in the development of national innovative system is considered as the catalyst of innovative processes, the arbitrator at the coordination of different interests, the organizer of dialogue between participants and also the initiator of new innovative programs.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты развития концепции национальной инновационной системы на современном этапе»

НАУКА, ИННОВАЦИИ

В.В. Ашмарин

Теоретические аспекты развития концепции национальной инновационной системы на современном этапе

Статья рассматривает системный характер инноваций, который раскрывается через понятие «национальная инновационная система» (НИС). Автор предлагает рассматривать инфраструктуру инновационной системы как совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы отнесены центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др. Значительное внимание уделено теоретическим моделям развития национальной инновационной системы. При этом роль государства в развитии национальной инновационной системы рассматривается в качестве катализатора инновационных процессов, арбитра при согласовании разнонаправленных интересов, организатора диалога между участниками, а также инициатора новых инновационных программ.

Ключевые слова: инновации, национальная и региональная инновационные системы, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, программа, государство.

Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу [2]. Интенсивность НИОКР во многом определяет сегодня уровень экономического развития. В глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научных исследований и научно-технического прогресса [4]. Поэтому успех в глобальной конкуренции тех или иных фирм напрямую связан с государственной политикой их стран в области инноваций.

Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без форми-

© Ашмарин В.В., 2010

рования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, улучшить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры ( см. коммент. 1). В этой связи обретает новую актуальность теоретический анализ основополагающих принципов концепции национальной инновационной системы применительно к отечественной специфике.

Понимание инноваций как многоотраслевого процесса, в который включено некоторое количество различных участников с различными компетенциями и возможностями, которые постоянно обмениваются знаниями и взаимодействуют, для того чтобы произвести новый продукт или технологический процесс или другую инновацию, позволяет уловить системный, взаимозависимый характер инноваций и приводит к пониманию принципа системы инноваций.

Системный характер инноваций раскрывается через понятие «национальная инновационная система» (НИС). Концепция формирования НИС получила свое развитие в 1980-х годах. Впервые понятие инновационной системы было использовано в 1987 году К. Фри-маном в его исследовании причин успеха технологической политики в Японии. Как указывал сам К. Фриман, идея фактически восходит к труду немецкого экономиста Фридриха Листа «Национальная система политической экономии» (1841). Первым серьезным материалом, посвященным инновационной системе, считается книга «Национальная система инноваций» под редакцией Б. Лундвалла, вышедшая в 1992 году.

В настоящий момент сложилось три основные трактовки категории НИС[3]. Первая состоит в рассмотрении НИС в рамках институциональной парадигмы как совокупности институтов, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций. Вторая концепция интерпретирует НИС как комплекс сопряженных экономических механизмов и видов деятельности, обеспечивающих инновационные процессы. Третья точка зрения трактует НИС как часть национальной экономической системы, обеспечивающей органическое встраивание инновационных процессов в поступательное развитие экономики и общества.

Примеры определений НИС:

• «набор отдельных институтов, которые совместно и индивидуально вносят вклад в развитие и распространение новых технологий и которые образуют структуру (рамки), внутри которых правительства формируют и применяют политики, для того чтобы влиять на инновационный процесс. По су-

ществу, это система взаимосвязанных институтов для создания, хранения и передачи знаний, умений которые определяют новые технологии» [9];

• «...сеть учреждений в общественном и частном секторе, чьи деятельность и взаимодействия инициируют, перенимают, изменяют и распространяют новые технологии» [6];

• «.элементы и отношения, которые взаимодействуют в производстве, распространении и использовании новых, экономически полезных, знаний...» [8];

• «...ряд учреждений, взаимодействия которых определяют инновационную работу... национальных фирм» (Нельсон, 1993).

В отечественной экономической литературе НИС также определяется как совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране. Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении. Поддерживающее институциональное окружение рассматривается как ключевой аспект инновационной системы.

Понятие инновационной системы подчеркивает, что поток технологии и информации среди людей, предприятий и учреждений является ключевым фактором в инновационном процессе. Он обусловливает взаимодействие его участниками, необходимое, чтобы превратить идею в процесс, продукт или услугу на рынке.

Подход с точки зрения национальной инновационной системы рассматривает инновационные фирмы в контексте внешних институтов, государственной политики, конкурентов, поставщиков, потребителей, систем ценностей и социальной и культурной практики, которые воздействуют на их функционирование. [1]

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Правительством Российской Федерации от 5 августа 2005 года № 2473п-П7) (далее — Основные направления) дают нам следующую дефиницию: инновационная система — совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы.

Как подсистема экономики, инновационная система фокусируется на генерации изменений в экономической системе путем приобретения, производства и распространения новых знаний [7].

Инновационная система включает:

• воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны;

• проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;

• промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;

• развитие инфраструктуры инновационной системы;

• подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

Инновационная система призвана стать одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной экономики путем:

• обеспечения рационального сочетания и эффективного использования высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциала и уникальных природных ресурсов страны;

• формирования научно-технической базы, организационно -экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного предпринимательства, включая малые и средние предприятия, работающие в области коммерциализации знаний и технологий (см. коммент. 2).

Инновационную систему характеризуют следующие основные показатели:

• доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;

• доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в Российской Федерации;

• доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках;

• сальдо экспорта-импорта технологий.

С усилением глобализации и появлением экономики, основанной на знаниях, на смену политике прямых инноваций пришла политика способности к инновациям. В центре внимания — создание поддерживающих институциональных структур, а также кластерных

и сетевых формаций. Институты рассматриваются как ключевой элемент системы инноваций. Плотное институциональное окружение поддерживает, стимулирует и регулирует процессы инноваций.

Инфраструктура инновационной системы — совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.

В последнее время инновационные системы рассматриваются как системы трансформации знаний. Внутри системы знания, полученные из окружающей среды, трансформируются в новые знания. Этот процесс предполагает приобретение и производство знаний, их распространение, упорядочение и стандартизацию, применение знаний и управление ими [5]. Перечисленные функции выполняются различными организациями, включая университеты, исследовательские институты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские отделы компаний, центры трансфера технологий, институты стандартизации, патентные агентства и правительственные учреждения, включенные в инновационную политику.

Основные направления определяют понятие «политика Российской Федерации в области развития инновационной системы» как составную часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющую собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках.

В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (утвержденных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 марта 2002 года № Пр-576) одним из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий признавалось формирование национальной инновационной системы. Согласно п. 18 Основ, оно «является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства».

Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предприниматель-

ского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

В соответствии с п. 19 и 20 Основ, формирование национальной инновационной системы предусматривает создание благоприятной экономической и правовой среды; построение инновационной инфраструктуры; совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок. Формирование национальной инновационной системы требует решения следующих основных задач:

1) совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;

2) проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;

3) создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

Политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности.

Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Для достижения цели государственной политики в области развития инновационной системы за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств необходимо решить следующие основные задачи:

• сформировать приоритеты инновационной деятельности;

• обеспечить нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности;

• обеспечить рациональное сочетание механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности;

• создать условия для развития кадрового потенциала отечественной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах;

• обеспечить активное развитие инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

• усилить государственное регулирование и поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособных областях, к которым, прежде всего, относятся оборонно-промышленный комплекс, атомная и авиакосмическая промышленность, связь и телекоммуникации, фармацевтика и биотехнология, производство программного обеспечения;

• обеспечить развитие инновационных технологий, направленных на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов страны, включая уникальные технологии, созданные в оборонно-промышленном комплексе;

• обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности российской экономики;

• осуществить государственное содействие формированию научно-образовательно-производственных интегрированных структур, ориентированных на серийный выпуск и реализацию инновационной продукции в кооперации с малыми высокотехнологичными предприятиями;

• обеспечить повышение эффективности государственно-частного партнерства при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;

• стимулировать привлечение российских и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны.

Государственная политика в области развития инновационной системы реализуется по следующим направлениям:

• создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;

• формирование инфраструктуры инновационной системы;

• создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Одним из основных механизмов реализации государственной политики в области развития инновационной системы является формирование целостной системы организационно-правовых, экономических и иных норм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности, включая:

• установление порядка закрепления и передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности гражданского и двойного назначения, созданные за счет средств федерального бюджета, с целью их введения в хозяйственный оборот;

• совершенствование законодательной базы для развития венчурного предпринимательства;

• переход к программно-целевому принципу государственной поддержки инновационной деятельности путем координации федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных целевых программ, включая поддержку инновационной деятельности в академиях наук, имеющих государственный статус, государственных научных центрах Российской Федерации и высших учебных заведениях;

• увеличение доли внебюджетных ресурсов по мере выполнения этапов инновационных проектов, включая:

- создание институтов финансирования малых высокотехнологичных предприятий на начальном этапе создания ими инновационной продукции;

- содействие формированию системы региональных и отраслевых венчурных фондов;

- развитие внутреннего рынка инновационной продукции;

- привлечение организаций малого и среднего предпринимательства к участию в целевых программах и инновационных проектах;

• формирование у предпринимателей мотивации к развитию инновационной деятельности, в том числе путем:

- расширения финансируемых государством программ фундаментальных и поисковых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- участия государства в развитии инфраструктуры инновационной системы;

• формирование экономических показателей в сфере инновационной деятельности для оценки уровня и динамики коммерциализации научно-технических разработок;

• разработка критериев выбора приоритетов государственной политики в области развития инновационной системы и выявления на стадии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ потенциальных возможностей для производства конкурентоспособной инновационной продукции.

Условно выделяются следующие теоретические модели развития национальной инновационной системы (см. коммент. 3).

1. Рыночный эволюционный вариант

Этот вариант предполагает формирование национальной инновационной системы (НИС) «естественным» образом снизу вверх — от генерируемого платежеспособного спроса к формированию адекватного предложения.

Существенной особенностью данного подхода является отказ государства от выстраивания институциональной структуры новой НИС: структурные элементы создаются и развиваются под воздействием и в меру развития платежеспособного спроса субъектов (одним из которых является и само государство в рамках своих функций). В рамках такой стратегии основной упор государственной политики должен быть сделан на повышении эффективности расходования государственных средств.

2. Рыночный радикальный вариант

Этот вариант предполагает ускоренную реализацию первого сценария и состоит в том, что государство сохраняет за собой обязательства по финансированию только тех исследований и разработок, которые необходимы для реализации функций самого государства. При этом радикально меняется система государственного финансирования научных исследований, при котором средства распределяются на проектной конкурсной основе между коллективами (организациями) любой формы собственности и любой страновой принадлежности. Одновременно высвобожденные ресурсы «транслируются» в промышленность и другие отрасли в виде системы субсидий и льгот на проведение исследований и разработок (ИР), реализацию инноваций и т.д., что должно стимулировать частный спрос на инновации за счет сокращения прямого государственного спроса на ИР. Такой путь предполагает также ускоренный переход к частному (или, по меньшей мере, к платному) высшему образованию, что позволит «транслировать» спрос на систему высшего образования без вмешательства государства.

3. Институциональная «достройка»

Этот подход базируется на утверждении, что сохранившиеся базовые элементы НИС сами по себе достаточно «хороши», но не ра-

ботают, поскольку отсутствуют механизмы связи между ними. Соответственно, содержание этого варианта — развитие недостающих элементов и распространение новых форм: венчурные фонды, инновационно-внедренческие фирмы и центры, технопарки, центры трансфера технологий и т.д. Этот вариант наиболее близок к декларировавшейся в сфере науки инноваций политике 1990 — начала 2000-х годов и наиболее вероятен как компромиссный в настоящее время.

4. Инновационно-активный вариант

Базируется на предположении, что предложение создает спрос, при этом низкий спрос на инновации в предпринимательском секторе обусловлен отсутствием предложения инновационного продукта. В этой связи требуется существенно увеличить расходы на коммерциализацию передовых технологий для быстрого доведения до практически применимого уровня существующих заделов.

5. «Знание-активный»

Подобен предыдущему варианту, акцент смещен в начало инновационного цикла и в развитие инновационного образования. Основа данного подхода — интенсивные вложения в человеческий капитал, при этом задача состоит в создании «инновационного человека», который будет склонен к инновациям и новым знаниям, независимо от того, где он работает — в промышленности, в науке, в госуправлении и т.д. Это обеспечивает «связку» спроса и предложения и формирует потребности в создании различных инновационных инфраструктурных институтов.

Первые элементы инфраструктуры инновационной системы — научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы — были созданы в России на базе высших учебных заведений в начале 1990-х годов в Томске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.). В середине 1990-х годов появляются технопарки, организуемые на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ). Следующим шагом было создание региональных технопарков для развития производства наукоемкой продукции. В различные периоды в регионах России действовало более 100 организаций, выполнявших функции технопарков. В конце 1990 — начале 2000-х годов с участием Минпромнауки России была создана сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ) при предприятиях или научно-производственных комплексах (см. коммент. 4). ИТЦ были структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания. С 2003 года развивается сеть центров трансфера технологий (ЦТТ), задачей которых является ускорение коммерциализации научно-технических результатов, обеспечение создания малых инновационных предприятий, в том числе в составе технопарков и инновационно-технологических центров.

Кроме упомянутых элементов созданы и функционируют предприятия информационного обеспечения инновационной деятельности, подготовки кадров, финансирования и т.п. (см. коммент. 5).

За последние годы наметились серьезные подвижки в деле развития инфраструктуры инновационной системы: при различных формах государственного участия организовано 62 центра коллективного пользования, более 120 инновационно-технологических центров и технопарков, 86 центров трансфера технологий. Действенными механизмами поддержки инноваций явились особые экономические зоны, различные институты развития, в том числе «Российская венчурная компания», а также госкорпорации, включая ГК «Росна-нотех» (см. коммент. 6).

Понятие национальной инновационной системы утверждает, что в каждой стране существуют специфические организации и институты, а также особая инновационная политика национального государства, которые обеспечивают безопасность производства и инновационной деятельности компаний. А общий язык и культура объединяют систему и придают ей национальный характер. Вместе с тем исследователи обращают внимание на две новые тенденции: транснационализацию инновационных процессов, с одной стороны, и появление региональных или местных инновационных систем, с другой стороны.

Среди преимуществ регионального уровня инновационных систем по сравнению с национальным в теоретической литературе упоминаются, в частности:

• совместное присутствие множества производителей разного рода, предлагающих специализированные услуги своевременно и гибко в ответ на запросы;

• эффекты обучения, которые вызываются вовлеченностью региональных производителей в транснациональные сети;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• появление локальных фондов рабочей силы с концентрацией специфических навыков и форм обучения;

• культурная и институциональная инфраструктура, которая постоянно возникает внутри и вокруг промышленных кластеров и которая часто очень важна для эффективной работы единой локальной социо-экономической системы;

• развитие сетей доверия между региональными экономическими участниками.

Во многих регионах Российской Федерации программы, связанные с инновационным развитием, не носят целостного характера. На данный момент регионы не имеют развитой инновационной системы, не имеют полноценной стратегии инновационного развития и, соответственно, не могут эффективно развиваться.

Основываясь на выводе о малой эффективности централизованной национальной инновационной системы в больших странах, многими экспертами предлагается положить в основу модели национальной инновационной системы России (НИС) развитие региональных инновационных систем (РИС), координируемое на национальном уровне.

Формирование региональной инновационной системы при этом осуществлялось бы на следующих уровнях: 1) формирование организационной структуры по созданию региональной инновационной системы; 2) формирование стратегии промышленности региона, формирование кластеров, промышленных групп, отраслей; 3) реализация инвестиционных программ, инициированных на предыдущем уровне, по созданию новых и модернизации существующих элементов кластера. Условно подобные проекты можно назвать модернизационными.

Роль государства в развитии национальной инновационной системы сегодня — быть катализатором инновационных процессов, арбитром при согласовании разнонаправленных интересов, организатором диалога между участниками, инициатором новых инновационных программ.

Для задания государством ориентиров в инновационной сфере реализуется ряд важнейших инновационных проектов, имеющих эффект на уровне экономики и безопасности страны в целом. Они направлены на усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей и отработку механизмов частно-государственного партнерства. В рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Исследования и разработки на 2007—2012 годы» на эти цели предусмотрено около 20 млрд рублей (доля внебюджетного софинанси-рования — 60%, ежегодная выручка — 5 рублей на каждый вложенный государством рубль).

Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, выступая в мае 2009 года на расширенном заседании правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, предложил бизнесу помогать работе комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. «Сегодня нам крайне важно стимулировать вложения бизнеса в новые разработки, модернизацию производства и передовые технологии». В этом направлении уже предприняты конкретные шаги: с 10 до 30% увеличена амортизационная премия, снижено налогообложение для предприятий, осуществляющих НИОКР, освобожден от НДС ввоз импортного оборудования, аналоги которого не производятся в России, разработан упрощенный порядок выведения на рынок новой инновационной продукции, основанный на добровольном декларировании соответствия. В.В. Путин добавил, что государство продолжит стимулировать

спрос на инновации через ФЦП. Проекты, осуществляемые при поддержке государства, правительство будет стараться сохранить. Один из самых восприимчивых к инновациям секторов экономики — это малый бизнес, отметил Путин. Депутаты внесли законопроект, который даст возможность бюджетным научным и образовательным учреждениям создавать малые инновационные предприятия, причем они смогут вкладывать в уставный капитал этих компаний права на результаты своих научных разработок. «Следующая задача: нам надо завершить создание по-настоящему интегрированной инновационной инфраструктуры, пока она все еще фрагментарна и не способна эффективно поддерживать инновационный процесс на протяжении всей цепочки — от генерации идеи до внедрения новых продуктов на рынок, — подчеркнул премьер-министр, — Мы должны продолжить формирование рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности, совместно с бизнесом и наукой создать систему научного и технологического прогнозирования».

Как заявил Президент России Д.А. Медведев, «инновационная система — это приводной механизм научно-промышленного развития современных государств. Ее главная задача — обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла, именно на это работает целая совокупность правовых, экономических, организационных и финансовых инструментов. И к такой модели мы и должны стремиться».

Комментарии

1. Министерство образования и науки РФ. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. — Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации (М., 2009). В данном докладе были проведены международные сопоставления научно-технологической и инновационной деятельности, обозначены проблемы, стоящие перед инновационной системой России, и ключевые задачи инновационного развития, описаны вузовский, академический и предпринимательский (отраслевой) сектора науки, инновационная инфраструктура. Также в докладе был проведен SWOT-анализ инновационной системы страны, описана структура государственного управления инновационной деятельностью, международные связи и региональный инновационный профиль.

2. Другие исследователи выделяют в НИС следующие подсистемы: генерации знаний, образования и профессиональной подготовки, производство продукции и услуг, инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение.

3. Приложение 1 к Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).

4. Анализ практики действующих объектов инновационной инфраструктуры и разработка механизмов их адаптации для поддержки (инкубирования) малых инновационных компаний, создаваемых с участием центров трансфера технологий. Отчет о научно-исследовательской работе. Союз инновационно-технологических центров России. М., 2004.

5. Роснауки, в лице зам. начальника управления инновационного развития и инфраструктуры Г.В. Шепелева, также причислял к «производственно-технологической составляющей» инновационной инфраструктуры такие элементы, как инновационно-технологические центры и технопарки, инновационно-промышленные комплексы, технологические кластеры, технико-внедренческие зоны, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием.

6. Выступление А. Фурсенко на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации. Дубна, 19 апреля 2008 г.

Литература

1. Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций // Инновации. 2005. № 4. С. 6—22.

2. Глазьев С. В инновационной экономике будущее России // Парламентская газета. 2000. 17 мая.

3. Моргунов Е.В., Снегирев Г.В. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание // Собственность и рынок. 2004. № 7. С. 10—21.

4. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006. С. 12.

5. Шинсток Г. Механика и логика региональных инновационных систем // Top-Manager. 2007. № 6. С. 136—140.

6. Freeman C. Japan: A new national innovation system? // G. Dosi, C. Freeman, R.R. Nelson, G. Silverberg and L. Soete (eds.) Technology and economy theory. London: Pinter, 1988.

7. Hauknes J. Innovation in the service economy // STEP report. 1996. № 7.

8. Lundvall B.-Е. Product innovation and user-producer interaction, industrial development // Research Series 31. Aalborg: Aalborg University Press, 1985.

9. Metcalfe J.S. Innovation Policy, in: Hanusch, H. and Pyka, A. (eds.), The Elgar Companion to Neo-Schumpeterian Economics, Cheltenham, Edward Elgar, 2007. Р. 943—966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.