Научная статья на тему 'Теоретические аспекты понятия «Конкуренция»'

Теоретические аспекты понятия «Конкуренция» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10933
1326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / РЫНОК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ПРИБЫЛЬ / COMPETITION / ECONOMY / INNOVATION / MARKET / EFFICIENCY / COMPETITIVE ADVANTAGE / ORGANIZATION / SOCIETY / PROFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолов Михаил Геннадьевич, Набиев Рамазан Абдулмуминович

На основании исследования научных работ отечественных и зарубежных экономистов, являющихся представителями различных направлений экономической мысли, а также Закона о защите конкуренции представлена полная характеристика, выделены три основных подхода к определению понятия «конкуренция». 1. Конкуренция представляет собой саморегулирующий процесс. 2. Конкуренция рассматривается как соперничество на рынке за достижение наиболее благоприятных условий существования организации и максимизации прибыли. 3. Конкуренция как проявление социальной (потребительской) направленности процесса ведения конкурентной борьбы. Была сформулирована новая (более точная) трактовка понятия «конкуренция». Выделена особенность конкуренции как системообразующей составляющей рынка и рыночных отношений. Дополнены новые составляющие (аспекты) конкуренции, такие как: активизация инновационных процессов, эффективность деятельности организаций. Определен один из главных принципов конкурентной борьбы завоевание определенной части рынка, а не полное вытеснение конкурентов в результате конкурентной борьбы. Результаты исследования, приведенные в данной статье, могут быть использованы в качестве материала для изучения теоретических основ конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE NOTION "COMPETITION"

Based on the analysis of the scientific works of Russian (M. Tugan-Baranovsky, G.F. Sherkevich, I.A. Spiridonov, A.A. Ambartsumov, F.F. Strel'nikov, R.A. Fayhutdinov, G.L. Azoev, B.A. Raizberg, Y.B. Rubin) and foreign (Adam Smith, David Ricardo, J. Schumpeter, K.R. McConnell, Brue S.L., Friedrich Hayek, M. Porter, J. Mil) economists who represent various currents of economic thought, as well as on the Competition Protection Law, a complete characteristic is presented and three main approaches to defining the notion "competition" are presented: 1) The competition is a self-regulating process. 2) The competition is seen as rivalry in the market to achieve the most favorable conditions of organization existence and profit maximization. 3) The competition is seen as demonstration of social (consumer) directivity of the competitive struggle process. A new (more accurate) interpretation of the notion "competition" was formulated. The following competition feature was defined: it serves as a system component of the market and market relations. New components (aspects) of competition were determined, such as boosting the innovation processes and the effectiveness of organization activity. One of the main principles of competition was identified: the goal should be the conquest of a separate part of the market rather than a complete replacement of competitors. The results of the investigation presented in this article can be used as a material to study the theoretical basis of competition.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты понятия «Конкуренция»»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

37

УДК 330

М.Г. Ермолов, Р.А. Набиев

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНЦИЯ»

На основании исследования научных работ отечественных и зарубежных экономистов, являющихся представителями различных направлений экономической мысли, а также Закона о защите конкуренции представлена полная характеристика, выделены три основных подхода к определению понятия «конкуренция». 1. Конкуренция представляет собой саморегулирующий процесс. 2. Конкуренция рассматривается как соперничество на рынке за достижение наиболее благоприятных условий существования организации и максимизации прибыли. 3. Конкуренция как проявление социальной (потребительской) направленности процесса ведения конкурентной борьбы. Была сформулирована новая (более точная) трактовка понятия «конкуренция». Выделена особенность конкуренции как системообразующей составляющей рынка и рыночных отношений. Дополнены новые составляющие (аспекты) конкуренции, такие как: активизация инновационных процессов, эффективность деятельности организаций. Определен один из главных принципов конкурентной борьбы - завоевание определенной части рынка, а не полное вытеснение конкурентов в результате конкурентной борьбы. Результаты исследования, приведенные в данной статье, могут быть использованы в качестве материала для изучения теоретических основ конкуренции.

Ключевые слова: конкуренция, экономика, инновации, рынок, эффективность, конкурентные преимущества, организация, общество, прибыль.

Функционирование и развитие любого рынка не представляется возможным без конкуренции. Конкуренция является важнейшим элементом развития экономики страны. Однако, помимо общегосударственных задач, конкуренция имеет большое значение как для организаций, так и для общества. В современных условиях рыночной экономики основной целью для любой фирмы является сохранение или расширение занимаемых позиций на рынке или его сегменте, стабильное получение прибыли или ее рост. [1. С. 109]. Данные цели достигаются благодаря тому, как фирма будет вести конкурентную борьбу и использовать свои конкурентные преимущества. Указанное определяет значимость и актуальность исследования понятия конкуренции.

Понятие и сущность конкуренции исследовались многочисленными представителями различных направлений экономической мысли. Основным направлением мысли классической политической экономики в отношении конкуренции было представление конкуренции в виде силы, способствующей активизации экономической жизни в обществе. В дальнейшем классическая теория конкуренции была обобщена в работах А. Смита. Им рассматривалось развитие товарно-денежных отношений в условиях свободной конкуренции. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» представлено понятие «невидимой руки», означающее рыночный механизм саморегулирования экономики. Согласно утверждению А. Смита в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются как бы невидимой рукой рынка и их действия поневоле обеспечивают осуществление интересов других людей и общества в целом [2].

Приверженцем концепции экономического либерализма также является классик политической экономии Д. Рикардо. Главным условием наращивания экономического богатства страны он считает свободную конкуренцию, а также другие принципы политики экономического либерализма. Государство не должно вмешиваться в производство, обмен и распределение, его обязанности направлены только в распределительную функцию взаимодействия с населением - налогообложение. У Д. Рикар-до прослеживается идея, заключающаяся в непосредственной зависимости ценообразования от конкуренции. В работе «Принципы политической экономии и налогообложения» им представлена теоретическая модель совершенной конкуренции. Впоследствии данное направление получило многостороннее развитие, как и теории несовершенной конкуренции.

Более масштабное развитие теория конкуренции получила в XX веке. Наиболее значимые теоретические исследования конкуренции были проведены Й. Шумпетером, К.Р. Макконнеллом, С.Л. Брю, Ф. Хайеком и М. Портером.

Известнейший австрийский и американский экономист Й. Шумпетер выделил инновации в качестве элемента, формирующегося в процессе конкурентной борьбы. Притом он отмечал необходимость развития научно-технического прогресса (НТП) вне зависимости от типа конкуренции. Даже

2014. Вып. 4

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

несмотря на отрицательные моменты, монополии, которые способствуют развитию НТП, являются благотворным явлением. Он определял конкуренцию, как «соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации» [3. С. 158].

Британский экономист и политический деятель Дж. Миль характеризовал конкуренцию как закон. Он писал, что «принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования» [4. С. 394].

Представители американской школы экономики К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю являлись сторонниками теории «невидимой руки» А. Смита, подчеркивая важное воздействие конкуренции на удовлетворение потребительских запросов. Рынок является посредником между покупателем и продавцом, и при условии конкуренции главенствующую роль на нем занимает именно покупатель. «Конкуренция контролирует или направляет мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества. Концепция «невидимой руки» заключается в том, что, когда фирмы максимизируют свою прибыль, общественный продукт также максимизируется» [5. С. 88]. Однако, помимо положительных моментов, К. Макконнелл и С.П. Брю отмечали и отрицательное влияние конкуренции на экономику. Конкуренция создавала и одновременно разрушала баланс цен. Колебание спроса и предложения приводило к свертыванию ряда производств и деятельности организаций, следствием чего являлась безработица. Они уделяют важное значение отсутствию барьеров входа и выхода из рынка и приводят свое определение: «Конкуренция - это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его» [6. С. 439].

Большое значение конкуренции уделено в работах австрийского экономиста и философа, лауреата Нобелевской премии Ф. Хайека. В своей работе «Конкуренция как процедура открытия» он описывал непредсказуемость конкуренции. «Конкуренция, - пишет он, - представляет ценность потому и только потому, что ее результаты непредсказуемы и в общем отличны от тех, к которым каждый сознательно стремится или мог бы стремиться. Кроме того, хотя в целом последствия конкуренции благотворны, они в целом предполагают разочарование или расстройство чьих-то конкретных ожиданий и намерений» [7].

Особое место занимают труды М. Портера, который сформулировал концептуальные основы конкуренции еще в конце 70-х гг. XX в. и на протяжении всех последующих десятилетий развивал это научное направление [8, с. 215]. Он является автором книги «Конкуренция», которая целиком и полностью охватывает теоретические аспекты конкуренции. Автор описывает конкуренцию как важнейший элемент процветания и развития как компаний, так и общества в целом. М. Портер пришел к выводу, что в организации конкуренции принимают участие не только организации, занимающиеся производством и реализацией товаров, работ и услуг, но и потребители, поставщики. Данная теория представлена пятью силами конкуренции. Пять сил Портера включают в себя [9]:

- анализ угрозы появления продуктов-заменителей;

- анализ угрозы появления новых игроков;

- анализ рыночной власти поставщиков;

- анализ рыночной власти потребителей;

- анализ уровня конкурентной борьбы.

Большое внимание исследованию теории конкуренции уделено в работах отечественных экономистов.

М. Туган-Барановский определяет конкуренцию как «соперничество нескольких лиц в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное обладание то или иное хозяйственное благо, и поэтому конкуренция всегда имеет характер борьбы» [10. С. 2]. Он писал, что конкуренция имеет большую выгоду, прежде всего для потребителя, ввиду влияния на понижение цены товаров. Конкуренция приводит к активизации процессов в организации, связанных с поиском путей усовершенствования технологий, расширению сбыта товаров, снижению стоимости производства.

Продолжил данное направление мысли Г.Ф. Шеркевич, обращая внимание на социальную направленность конкуренции: «Общественная идея конкуренции состоит в том, что обеспечение личного существования со стороны каждого хозяйства ведет к наилучшему обеспечению интересов обще-

ства» [11. С. 100]. Г.Ф. Шеркевич представил в виде средств борьбы в условиях конкуренции снижение цен товаров, сохранение и увеличение качества товаров и обслуживания, привлечение внимания покупателя к своей продукции при помощи рекламы, использование новых технологий.

И.А. Спиридонов под конкуренцией понимал «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получение наибольшей прибыли» [12. С. 15].

В свою очередь, А.А. Амбарцумов и Ф.Ф. Стрельников характеризуют конкуренцию как «соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров» [13. С. 192].

Р.А. Файхутдинов рассматривает процесс конкуренции как деятельность, направленную на использование конкурентных преимуществ, позволяющую достичь поставленные перед организацией цели.

Г.Л. Азоев определяет конкуренцию, как «процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта» [14. С. 92].

По мнению Б.А. Райзберга, «конкуренция - это состязание между любыми экономическими, рыночными субъектами, борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод» [15. С. 152].

Ю.Б. Рубин приписывает созидательную основу возникновения конкуренции противостоянию и столкновению интересов экономических субъектов, связанных, например, с оказанием услуг одним и тем же потребителям, и определяет конкуренцию как «конфликтное соперничество за достижение относительно лучших условий существования, функционирования и развития» [16. С. 15].

Правовая сущность конкуренции отражена в законах и других нормативных правовых актах. В частности, наибольшее значение данного понятия представлено в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В законе определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также фактов недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации [17].

Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается их возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Нам также хотелось бы отметить еще один важный аспект конкуренции - внедрение инноваций. В ходе ведения конкурентной борьбы организации вынуждены изыскивать новые продукты и услуги, которые востребованы или могут быть востребованы рынком, повышать их качество, использовать новые, более эффективные способы производства и управления. Достижение этих параметров возможно благодаря внедрению в деятельность организации инноваций. Как следствие, конкуренция является главным фактором восприимчивости организации к инновациям.

Рассмотрев описанные подходы к определению понятия конкуренции, можно сделать вывод о том, что каждый из них заключает в себе те или иные аспекты данного понятия. В основном приведенные выше определения не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга, что не позволяет рассматривать их по отдельности в качестве достаточно цельной характеристики понятия конкуренции. Проанализировав имеющиеся трактовки понятия «конкуренция» можно проследить три основных подхода. В первом случае конкуренция представляет собой саморегулирующийся процесс. Во втором подходе конкуренция рассматривается как соперничество на рынке за достижение наиболее благоприятных условий существования организации и максимизации прибыли. И третий подход выделяет социальную (потребительскую) направленность процесса ведения конкурентной борьбы.

Нам хотелось бы выделить еще одно условие: соперничество организаций на рынке приводит к постоянному изменению условий хозяйствования и состояния рынка, и для ведения достойной конку-

2014. Вып. 4

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

рентной борьбы организации вынуждены приспосабливаться к сложившимся условиям. Другими словами, конкуренция является системообразующей составляющей рынка и рыночных отношений, она формирует спрос и предложение, ценообразование, экономическую модель рынка, активизирует инновационные процессы, то есть определяет конъюнктуру рынка. Таким образом, конкуренцию можно рассматривать как динамический процесс, в ходе которого организации вынуждены использовать новые технологии, привлекать инвестиции, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка.

Также нам хочется отметить, что в работах некоторых экономистов встречается определение конкуренции, которое характеризуется деятельностью организации в вытеснении и избавлении от конкурентов. Однако мы не полностью согласны с данной точкой зрения. На наш взгляд, конкуренция подразумевает собой скорее завоевание определенной части рынка, а не полное вытеснение конкурентов. По крайней мере борьба на рынке ведется не в целях истребления конкурентов, это, скорее, является в некоторых случаях следствием, а не стремлением. Таким образом, обобщая, под конкуренцией можно понимать динамический процесс, в ходе которого его участники вступают в соперничество между собой для реализации более выгодных условий своего существования и достижения преимуществ над конкурентами, в результате которого активизируются инновационные процессы, повышается эффективность деятельности организации, происходит вытеснение, вплоть до полного исключения менее эффективных предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Копылов А.В., Пономарева Е.К. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия: обзор определений. // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгоград. Ин-та бизнеса. 2010. № 3 (13). С. 109-115.

2. Невидимая рука // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/18606 (дата обращения: 15.01.2014).

3. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982, 401 с.

4. Милль Дж. Основы политической экономии. Т.1. М.: Прогресс, 1980, 457 с.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.. Экономикс. Принципы, проблема и политика: в 2 т. / пер. с англ. Т. 1. М.: Республика, 1992. 399 с.

6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т. Т. 1 / пер. 16-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2008, 399 с.

7. История экономических учений // Библиотекарь.Ру. URL: http://www.bibliotekar.ru/istoria-economicheskih-ucheniy-3/42.htm (дата обращения: 15.01.2014).

8. Филиппов К.А. Развитие конкуренции в сфере здравоохранения. // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгоград. Ин-та бизнеса. 2013 № 1 (22). С. 215-218.

9. Анализ пяти сил Портера // Википедия. Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ Ана-лиз_пяти_сил_Портера (дата обращения: 15.01.2014).

10. Энциклопедический словарь. Издатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XVI. Спб, 1895.

11. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. II. Товар. Торговые сделки. М., 2005. С. 412.

12. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 170.

13. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. М.: Социально-политический журнал.,1996. С. 208.

14. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. С. 208.

15. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд, исправл. М.: Инфа-М, 1998. С. 280.

16. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. Москва: Маркет ДС, 2007. С. 603.

17. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Поступила в редакцию 19.07.14

M. G. Ermolov, R.A. Nabiev

THEORETICAL ASPECTS OF THE NOTION "COMPETITION"

Based on the analysis of the scientific works of Russian (M. Tugan-Baranovsky, G.F. Sherkevich, I.A. Spiridonov, A.A. Ambartsumov, F.F. Strel'nikov, R.A. Fayhutdinov, G.L. Azoev, B.A. Raizberg, Y.B. Rubin) and foreign (Adam Smith, David Ricardo, J. Schumpeter, K.R. McConnell, Brue S.L., Friedrich Hayek, M. Porter, J. Mil) economists who represent various currents of economic thought, as well as on the Competition Protection Law, a complete characteristic is presented and three main approaches to defining the notion "competition" are presented: 1) The competition is a self-

regulating process. 2) The competition is seen as rivalry in the market to achieve the most favorable conditions of organization existence and profit maximization. 3) The competition is seen as demonstration of social (consumer) directivity of the competitive struggle process. A new (more accurate) interpretation of the notion "competition" was formulated. The following competition feature was defined: it serves as a system component of the market and market relations. New components (aspects) of competition were determined, such as boosting the innovation processes and the effectiveness of organization activity. One of the main principles of competition was identified: the goal should be the conquest of a separate part of the market rather than a complete replacement of competitors. The results of the investigation presented in this article can be used as a material to study the theoretical basis of competition.

Keywords: competition, economy, innovation, market, efficiency, competitive advantage, organization, society, profit.

Ермолов Михаил Геннадьевич, аспирант кафедры «Экономика бизнеса и финансы» E-mail: [email protected]

Набиев Рамазан Абдулмуминович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика бизнеса и финансы» E-mail: [email protected]

ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный

технический университет»

414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 16

Ermolov M.G., postgraduate student

of the Department of business economics and finance

E-mail: [email protected]

Nabiev R.A.,

Doctor of Economics, Professor

of the Department of business economics and finance

E-mail: [email protected]

Astrakhan State Technical University 414056, Russia, Astrakhan, Tatishcheva st., 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.