5'2014
Пробелы в российском законодательстве
6.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Габзалилов Вадим Фанилевич. Должность: старший преподаватель. Подразделение: кафедра оперативнорозыскной деятельности органов внутренних дел. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России. E-mail: Vadim-Gagarin0@rambler.ru
Аннотация
Задача - Исследуются вопросы нормативноправового регулирования обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
Модель - Методологическая основа работы - всеобщий диалектико-материалистический метод познания объективной действительности. Использовались общенаучные методы - анализ и синтез, индукция и дедукция.
Выводы - Успешная реализация такой концептуальной задачи как обеспечение прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно розыскных мероприятий возможна только лишь благодаря строгому соблюдению международно-правовых актов, Конституции РФ и оперативнорозыскного законодательства.
Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы - Содержание работы дополняет научно-правовые основы института оперативно-розыскной деятельности; может быть использовано в дальнейших изысканиях, связанных с разработкой анализируемой проблемы.
Практическое значение - Отдельные выводы работы могут учитываться в практической деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Оригинальность/ценность - Проводится анализ действующего законодательства в сфере оперативно-розыскной деятельности. Предназначена для ученых, преподавателей, обучающихся по всем направлениям юридического профиля, а также практических работников оперативных подразделений органов внутренних дел.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, права и свободы человека и гражданина.
THEORETICAL ASPECTS OF ENSURING RIGHTS AND
FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN DURING OPERATIVE-DETECTIVE ACTIVITY
Gabzalilov Vadim Fanilevich. Position: superior lecturer. Place of employment: Ufa Law Institute of the Interior of Russia. Department: Chair of operative-detective activity. Email: Vadim-Gagarin0@rambler.ru
Annotation
Task - Investigate questions of legal regulation to ensure the rights and freedoms of man and citizen in the course of search operations.
Model - The methodological basis for the work - universal dialectical materialist method of cognition of objective
reality. Used scientific methods - analysis and synthesis, induction and deduction.
Conclusions - The methodological basis for the work -universal dialectical materialist method of cognition of objective reality. Used scientific methods - analysis and synthesis, induction and deduction.
The scope of the study/possibility of subsequent use of the results of scientific work - Contents of the paper complements the scientific and legal bases of the Institute operational and investigative activities; can be used for further investigations related to the development of the problem analyzed.
Practical importance - Some of the findings of work may be taken into account in the practice of the operational units of the Interior during the search operations.
Originality/value - The analysis of the current legislation in the field of operational and investigative activities. It is intended for scientists, educators, students in all areas of legal profile, as well as practitioners of operational units of the Interior.
Keywords: operative-detective activity, operative-detective action, rights and freedoms of man and citizen.
Результативное противодействие преступности, возможно только при комплексном применении государством специальных сил, средств, форм и методов. Особое место при этом занимает оперативнорозыскная деятельность. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» [1], субъекты проведения оперативно-
розыскных мероприятий наделяются специальными полномочиями, в том числе и по ограничению конституционных прав человека и гражданина.
Статья 5 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» названная законодателем «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» полностью посвящена защите прав человека при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Часть первая данной статьи обязывает органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
обеспечивать соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Практически это требование обращено к должностным лицам, проводящим оперативно-розыскные мероприятия, что и нашло отражение в формулировке ч.1 статьи «Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий
должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции». Эта норма дополнительно включена в данную статью Федеральным законом РФ № 6 от 5 января 1999 г., она расширила перечень обязанностей субъектов оперативно-розыскной деятельности, закрепленный в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (от. 14 «Обязанности органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность»).
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина (в первую очередь - конституционных) обеспечивается точным исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», других федеральных законов и подзаконных (в том числе ведомственных) нормативных актов, определяющих основания, условия, средства и порядок проведения оперативно-
204
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА
Г абзалилов В.Ф.
розыскных мероприятий с тем, чтобы исключить необоснованное ограничение этих прав. Так, для проведения ОРМ, ограничивающего конституционные права человека необходимо получение судебного решения.
Оперативно-розыскная деятельность, поскольку она осуществляется преимущественно (или в значительной части) с применением негласных сил, средств и методов, неизбежно вторгается в сферу жизнедеятельности лиц, ставших объектом оперативной проверки, и объективно в силу этого обстоятельства связана с ограничением указанных конституционных прав человека и гражданина. Такое ограничение допускается на основании ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы личности могут быть ограниченны федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с ч.1 ст.23 Конституции РФ каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а ч.1 ст.24 установлен запрет на сбор, хранение, использование, распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Сохранение личной и семейной тайны является ёобязанностью адвокатов, медицинских работников (врачебная тайна), банков (банковская тайна вкладов), сотрудников страховых и других учреждений, вне зависимости от их формы собственности.
Частная жизнь - это сфера «личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с выполнением официальных, служебных обязанностей. Составными элементами частной жизни выступают
неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. К личным и семейным тайнам относятся сведения о размере вкладов, о состоянии здоровья, деловых, дружеских и иных связях, пристрастиях, пороках, скрытых физических недостатках и другие сведения, которые человек не желает предавать огласке» [2 с. 113].
Неприкосновенность частной жизни применительно к соблюдению этого права при проведении оперативнорозыскных мероприятий означает запрещение на вмешательство в семейные, интимные, бытовые и другие отношения, проникновение в личную и семейную тайну, если это не является необходимым для достижения целей оперативно-розыскной деятельности.
Преступная деятельность не относится к сфере личной жизни лица, сведения о которой не допускается собирать, хранить, использовать и распространять без его согласия, а потому проведение оперативнорозыскных мероприятий (в том числе и негласных) для разрешения задач оперативно-розыскной деятельности не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных от. 24 Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0 «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой»).
Вместе с тем Федеральный закон «Об ОРД» (ч.8 от. 5) запрещает разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, ставшие известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без со-
гласия лица, если они не касаются преступной деятельности.
Частью 1 от. 24 Конституции РФ установлен запрет на сбор, хранение, использование, распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Реализация данной конституционной нормы нашла свое отражение в от. 137 УК России «Нарушение неприкосновенности частной жизни», в которой законодатель предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни. Однако изложенные в указанной норме закона санкции могут наступить для субъекта (в том числе и специального) только в случае причинения вреда правам и законным интересам человека и гражданина.
В комментарии к УК РФ под общей редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева говорится: «Данное преступление будет оконченным лишь в случае причинения вреда правам и законным интересам граждан. А если оглашение сведений о частной жизни лица способствовало поднятию его авторитета, либо никак не отразилось на его реноме и не причинило вреда его конституционным правам, то содеянное нельзя признать преступлением» [3 с. 313].
Исходя из вышеуказанного - если оглашение сведений о частной жизни лица, незаконно добытых в ходе проведения ОРМ способствовало поднятию его авторитета, либо никак не отразилось на его реноме и не причинило вреда его правам - ответственность лица, осуществившего сбор и разглашение таких сведений не наступит.
На наш взгляд из приведенного выше комментария не совсем ясно, каким образом возможно не причинить вред конституционным правам человека, огласив сведения о его частной жизни (пусть даже и не отразившихся на реноме), соответственно предварительно незаконно их добыв. Логичной является невозможность распространения сведений предварительно не собранных. Ответственность должна наступать уже за незаконный сбор такого рода информации, и именно об этом сказано в Конституции РФ, расширительное толкование которой по общим правилам юриспруденции недопустимо.
В части 1 от. 138 УК РФ «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» имеется пробел, а именно -предусматривается ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений только граждан. Таким образом, установленные в от. 23 Конституции РФ права человека на неприкосновенность частной жизни не распространяются на лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством и иностранных граждан.
Право на неприкосновенность жилища (ст.25 Конституции РФ) означает запрет на проникновение в жилые помещения против воли законно проживающих в нем лиц (собственников, арендаторов, нанимателей). Другие лица, проживающие или находящиеся в жилом помещении, таким правом, по мнению Д.В. Ривмана - не обладают [4 с. 78]. Данное утверждение является на наш взгляд не бесспорным.
Если лицо вынужденно соглашается на проникновение в жилище (уступая угрозе применения оружия, спецсредств, силовых действий), имеет место нарушение его (лица) конституционного права.
Под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилой фонд и пригодное для
205
5'2014
Пробелы в российском законодательстве
постоянного или временного проживания, иное помещение или строение, не входящее в жилой фонд, но предназначенное для временного проживания (примечание к от. 139 УК РФ). Данное примечание было внесено в УК РФ Федеральным законом РФ № 26 от 20 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод».
Кроме обозначенного, понятие жилища дается в п. 10 от. 5 УПК РФ. Однако в схожих на первый взгляд трактовках есть незначительные, но имеющие существенное значение для реализующих свои полномочия сотрудников правоохранительных органов отличия. А именно - слово «пригодное» имеющее место в УК РФ, в УПК РФ заменено на «используемое», как и имеющееся в понятии данном УК РФ слово «предназначенное».
Обратившись к толковому словарю русского языка можно получить следующие трактовки указанных выше понятий.
Использовать - употреблять с пользой;
Предназначение - то, что предопределено, предначертано кому-нибудь;
Предназначить - определить для какой-нибудь цели;
Пригодное - удовлетворяющее определенными требованиям, подходящее [5].
Налицо имеющаяся разница в смысловой нагрузке.
Возникает резонный вопрос, почему понятие «жилище» указанное в приложении к ст.139 УК РФ, принятое в марте 2001 г., с одной трактовкой, соответствующей Европейской Конвенции не в полной мере нашло отражение в УПК РФ, принятом в декабре 2001 г.
На наш взгляд толкование одного и того же понятия в различных нормативно-правовых актах имеющих равную юридическую силу недопустимо. Аналогичным образом выглядит ситуация и с трактовкой понятия «жилище» в ведомственных нормативных актах, непосредственно регламентирующих деятельность оперативных подразделений правоохранительных органов, обладающих в соответствии с Федеральным законом «Об ОРД», полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, что опять же не вносит ясность в деятельность практических сотрудников.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (от. 8 «Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий» Федерального закона РФ «Об ОРД»).
Право на тайну корреспонденции в смысле ч. 1 от. 5 Федерального закона РФ «Об ОРД» означает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, закрепленное в ч. 2 ст.23 Конституции РФ. Ограничение данного права возможно по смыслу действующего Федерального закона РФ «Об ОРД» при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи. Для проведения этих мероприятий в соответствии со от. 8 Федерального закона РФ «Об ОРД» необходимо судебное решение.
Однако перечень указанных выше ОРМ, при проведении которых на законных основаниях ограничиваются права человека и гражданина нельзя в настоящее время считать исчерпывающим.
Из выше изложенного следует, что успешная реализация такой концептуальной задачи как обеспечение прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий возможна только лишь благодаря строгому соблюдению международно-правовых актов, Конституции РФ и оперативно-розыскного законодательства.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» / Сборник законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349, с изм. и доп.
2. Конституция Российской Федерации: комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М. 1994. С. 149-150; Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. В. Лазарева. М.: Спарк. 1997. С.113.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М.: Издательство Норма. 2001. С.313.
5. Ривман Д.В. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности». СПб.: Питер. 2003. С.78.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник. 1999.
7. Яппаров Р.М., Габзалилов В.Ф. Информационная система в оперативно-розыскной деятельности подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Черные дыры в российском законодательстве. - 2010.- № 5. С. 110.
Рецензия
На статью: «Теоретические аспекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий»
Политическая и правовая действительность России находятся в процессе системного реформирования. На сегодняшний день наиболее остро стоит вопрос о соблюдении прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий в ходе борьбы с преступностью. Представленная работа имеет огромный практический интерес. Она может быть полезна российским законодателям, должностным лицам исполнительной власти, сотрудникам министерства внутренних дел, сотрудникам ОВД проводящим оперативно-розыскные мероприятия, в целях решения задач оперативнорозыскной деятельности; а также работникам судейского корпуса - как наиболее приближенным к интересам населения и призванных гарантировать защиту нарушенных прав и свобод человека - в их повседневной работе.
Соединив теоретический подход и сложившиеся ситуации на практике, автор предлагает и свои меры по замене в российском обществе исторически сформировавшегося пренебрежительного отношения к правопорядку, государственным символам и предотвращения проникновения такого феномена как неуважение прав человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В отличие от большинства исследований по данной проблематике автор на примерах анализируемых законов демонстрирует необходимость внесения изменений и дополнений в ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; ст. 138 УК РФ и др. В целом, работа оставляет положительное впечатление и может быть рекомендована к опубликованию в открытой печати.
Рецензент:
Доцент кафедры ОРД ОВД Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент Р.Р. Хусаинов
206