Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
УДК 37
ЧЕРНОРИЦКАЯ Елена Владимировна, аспирант кафедры педагогики
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО САМОРАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена одной из наименее исследованных проблем педагогической науки — теории и практике нравственного саморазвития младших школьников. Для раскрытия понятия нравственного саморазвития младшего школьника автором использованы работы классиков отечественной психологии и педагогики Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Т. Лихачева, В. Н. Мясищева, а также современных ученых Ф. И. Кевля, С. В. Кульневича, В. А. Петровского, М. И. Рожкова, В. В. Серикова и других. Феномен нравственного саморазвития младших школьников исследован с точки зрения синергетического, социокультурного, деятельностного, системного подходов. Обоснована сензитивность младшего школьного возраста к нравственному саморазвитию. Обоснована необходимость педагогической поддержки нравственного саморазвития младших школьников.
Ключевые слова: саморазвитие личности; нравственное саморазвитие младших школьников; синергетический; социокультурный; деятельностный; системный подходы; педагогическая поддержка
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.3.264-269
CHERNORITSKAYA Elena Vladimirovna, Postgraduate student at the Chair of Pedagogy
THEORETICAL ASPECTS OF MORAL SELFDEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN CHERNORITSKAYA
The article is devoted to one of the least studied issues of pedagogical science - theory and practice of moral self-development of young learners. To disclose the concept of moral self-development of primary school children the author used the works of classics of Russian psychology and pedagogy: B. Ananyev, A. A. Bodalev, L.
S. Vygotsky, A. N. Leontyev, B. I. Likhachev, V. N. Myasishchev as well as modern scientists: F. I. Cewla, S. C. Kulevich, C. A. Petrovsky, M. I. Rozhkov, A. Serikov and others. The article describes the phenomenon of moral self-development of junior schoolchildren in the context of synergic, social-cultural, personal-active, systemic approaches. The article highlights the sensitivity of primary school children to moral self-development and the necessity of pedagogical support to moral selfdevelopment of young learners.
Keywords: moral self-development of young learners; system; synergy and personal-active approaches; pedagogical support.
Проблема саморазвития личности привлекает к себе внимание исследователей на протяжении длительной истории развития гуманитарных наук. Особенно актуальной она становится в настоящее время в связи с тем, что процессы глобализации, информатизации, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают повышенные требования к профессиональной мобильности и непрерывному саморазвитию индивида. В соответствии с данным социальным заказом государством разработан ряд стратегических документов, среди которых важное место занимает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Одним из принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания в Концепции называется индивидуально-личностное развитие, которое понимается нами как саморазвитие личности [1].
Способствовать саморазвитию личности обучающихся, создавать условия для творческой реализации личностного потенциала школьников, готовить их для диалога с миром — важнейшие задачи, стоящие сегодня перед отечественным образованием.
Исследуя проблему нравственного саморазвития младших школьников, мы предприняли попытку определить сущность этого понятия. Анализ научно-педагогической литературы показал, что в настоящее время достаточно подробно исследованы понятия «развитие личности», «личностное развитие».
а) Личностное развитие понимается как процесс присвоения индивидуумом общественных форм деятельности, сознания и поведения (А.Г.Асмолов, Л.И. Божович, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.А.Петровский, В.В.Рубцов, В.В.Столин, Д.Б.Эльконин и др.). Главный механизм развития — деятельность.
б) Личностное развитие понимается как процесс целенаправленного самосовершенствования индивидуума (К.А.Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, В.И.Слободчиков и др.). Главный механизм развития — потребностно-мотивационная сфера личности (личностно значимые мотивы, устойчивые цели, произвольная регуляция деятельности).
Понятие «саморазвитие личности» до настоящего времени не получило однозначной трактовки, хотя весьма часто используется в гуманитарных науках. Впервые особое внимание на саморазвитие личности было обращено в начале 60-х гг. хХ века в гуманистической психологии, предметом исследования которой явилась уникальная личность, имеющая безграничный творческий потенциал и способности к непрерывному самосовершенствованию. В работах Г.Олпорта, Г.А.Мюррея, К.Роджерса, А.Маслоу, Р.Мея рассматривались вопросы саморегуля-
- 264 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________
ции, поиска смысла бытия, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, свободы выбора, творчества, ответственности, глобального мышления.
Параллельно с психологическими исследованиями саморазвития личности происходило философское осмысление саморазвития в русле синергетики — междисциплинарного направления в науке, возникшего в 70-е годы ХХ века.
Синергетический подход используется в настоящее время для объяснения многих явлений в естественных и социологических науках. Р.Е. Ровинский [2] предпринял попытку рассмотреть с точки зрения синергетики саморазвитие человека. При взаимодействии генетической программы с внешней средой человек на определенных этапах попадает в кризисные состояния, из которых выходит в качественно новом состоянии. Проблема заключается в том, что из кризисного состояния возможен как конструктивный, так и деструктивный выход. Предсказать это невозможно.
«Выбор» направления дальнейшего развития определяется воздействием на систему в кризисный период нескольких случайностей. Если случайность конструктивна, то система реализует механизм созидания и приобретает качественно новое состояние с более высоким уровнем организации. Если случайность деструктивна - система распадается и самоуничтожа-ется. Именно этот принцип самоорганизации сложных систем объясняет роль случайности в истории и политике, именно он объясняет, почему результаты воспитания человека непредсказуемы. Синергетический подход может объяснить неоднозначность и сложность отношений между людьми, в частности, между взрослыми и детьми. По мнению Ф.И. Кевля, «межличностные отношения в определенной мере логичны, рациональны и закономерны, но одновременно и стихийны, подвижны, изменчивы, иррациональны, так как действия и поступки людей стимулируются не только социально ценными мотивами, но и неосознанными, случайными, немотивированными побуждениями, стихийными обстоятельствами, биологическими потребностями» [3, с. 10].
Находясь на границе природы и культуры, биологического и искусственного, человек испытывает постоянное и неустранимое состояние неравновесия. С одной стороны, он — часть природы, с другой стороны,— он не может жить только животными инстинктами. Э.Фромм в книге «Человек для самого себя» пишет: «Динамичность истории человечества связана с наличием разума, который побуждает его к развитию, к созданию собственного мира. Однако каждая достигнутая им ступень развития оставляет его неудовлетворенным и ввергает в замешательство, но это самое чувство замешательства подвигает его к новым поискам и решениям» [4, с.54]. С точки зрения Э. Фромма, человек представляет собой саморазвивающуюся сложную систему, двигателем развития которой являются внутренние противоречия. Однако, человек не может развиваться сам для себя, только в общественных отношениях он актуализирует заложенные и развитые способности и получает импульс для дальнейшего саморазвития.
Раскрывая человеческую сущность как непрерывное саморазвитие с целью продуктивной реализации своих сил, способностей и возможностей, Э. Фромм внес много ценного в философию и психологию деятельности. Именно в теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.А. Петровский, В.И.Слободчиков) мы нашли понимание саморазвития личности в широком смысле слова. Под саморазвитием личности в рамках этой теории мы понимаем внутреннюю деятельность человека.
Личностно-деятельностный подход к развитию индивида начал формироваться в отечественной психологии в 20-е годы ХХ века. А.Н. Леонтьев [5] убедительно показывает, что для понимания изменения и усложнения личности в результате взаимодействия с внешним миром, необходимо исследовать процесс, с помощью которого внешний мир опосредуется во внутреннем мире человека и воздействует на развитие личности. Этим процессом, по мнению А.Н.Леонтьева, является предметная деятельность - единица жизни человека, представляющая собой систему со своим строением и своим развитием. Человеческая жизнь, таким образом, есть не что иное, как совокупность последовательно сменяющих друг друга деятельностей в системе общественных отношений.
В.А.Петровский [6] также отмечает, что субъектность человека проявляется в его деятельности, состоящей из 4-х сфер:
1) жизнедеятельность - воспроизводство человека как биологического существа;
2) предметная деятельность — воспроизводство мира в себе и себя в мире при осуществлении познания и практики;
3) деятельность общения — воспроизведение общности с другими людьми;
4) деятельность самосознания — воспроизводство себя как носителя сознания (духовности, ментальности).
Быть личностью, по В.А. Петровскому, - значит быть субъектом всех 4 сфер деятельности, вступить в отношения: «к себе», «к обществу», «к людям», «к творчеству».
- 265 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
Итак, точки зрения синергетического и личностно-деятельностного подходов саморазвитие личности можно определить как самостоятельно организуемую внутреннюю деятельность человека по освоению внешнего мира, опосредованную в системе общественных отношений.
Для уточнения сущности понятия «нравственное саморазвитие младших школьников» помимо синергетического и личностно-деятельностного подходов мы применили системный подход, который, с одной стороны, позволяет лучше понять целостность исследуемого предмета, с другой,- проанализировать отдельно его составляющие и связи между ними. Несмотря на неустойчивость понятия «саморазвитие» есть попытки систематизировать его, выделив формы и механизмы (В.Г.Маралов), компоненты и направления (Ф.И. Кевля).
Согласно точке зрения Ф.И.Кевля, под «саморазвитием понимается процесс становления субъектности человека и результат его активной деятельности по самооздоровлению, самообучению, самовоспитанию, самоопределению в соответствии со своими взглядами и общечеловеческими ценностями» [Указ. соч., с.44]. Компоненты саморазвития связаны с видами деятельности, по В.А. Петровскому: самооздоровление - жизнедеятельность, самообучение -предметная деятельность, самовоспитание - общение, самоопределение - самосознание. Каждый компонент имеет выход на высшую общечеловеческую ценность, присвоенную в результате саморазвития: самооздоровление — красота, самообучение — истина, самовоспитание — добро, самосознание — свобода. Из перечисленных ценностей для нас важно выделить нравственную ценность — добро, которую можно считать центральной в ряду других упомянутых ценностей. Исходя из определения саморазвития Ф.И.Кевля, мы предполагаем, что самооздоровление — это физическое саморазвитие, самообучение — интеллектуальное саморазвитие, самовоспитание — нравственное саморазвитие, самоопределение — социальное саморазвитие. Безусловно, все компоненты саморазвития, являясь содержанием внутренней деятельности целостной личности, реализуются, но в разные периоды возрастного развития с разной интенсивностью.
Многие психологи и педагоги сходятся на мысли, что сензитивным возрастом для начала саморазвития личности является подростковый возраст (Ф.И.Кевля, А.Н.Леонтьев, В.Г.Маралов, Г.А.Цукерман и др.). Основанием для этого служат распространенные и достоверные взгляды на отрочество как на первый кризисный этап жизни, где личность встречается «сама с собой», чтобы выбрать дальнейший путь развития. Однако анализ классической и современной научной литературы по психологии и педагогике приводит к мысли, что подростковый возраст — не начало, а продолжение саморазвития личности. По нашему мнению, самовоспитание как компонент нравственного саморазвития личности наиболее активно начинает формироваться в младшем школьном возрасте.
Обратившись к исследованиям в сфере развития и саморазвития личности в школьный период, мы нашли подтверждение нашей мысли о сензитивности младшего школьного возраста к началу нравственного саморазвития в работах Е.В. Бондаревской, Г.Ф. Гаврилычевой, С.В. Кульневича, В.Г. Маралова, О.В. Федоскиной, Н.Е. Щурковой и других.
Большой вклад в определение понятие «саморазвитие» внёс В.Г.Маралов. С его точки зрения, саморазвитие - «это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя» [7, с.60]. Рассматривая особенности саморазвития на разных ступенях онтогенеза, В.Г.Маралов считает младший школьный возраст периодом формирования самоутверждения - «деятельности в рамках саморазвития по обнаружению и подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности» [Там же, с. 51].
Г.Ф. Гаврилычева [8] также относит младший школьный возраст к наиболее благоприятному периоду в нравственном саморазвитии личности. В своем исследовании она представила психологический портрет современного младшего школьника, отметив, что нравственный аспект человеческих отношений, в первую очередь, привлекает младших школьников. Младшие школьники, принимавшие участие в опросах, главными желаниями выделили: «сделать всех людей счастливыми», «богатые делились бы с бедными богатством», «не было бы зла на земле», «чтобы люди дружили», «жить в мире», а подавляющее большинство школьников на вопрос о личностных качествах своих предполагаемых друзей на первое место поставили доброту, на второе — ум, на третье — умение радоваться. Ранжируя по значимости список качеств, которые характеризуют гражданина, школьники выбрали следующий порядок: добрый, справедливый, самостоятельный, честный, красивый, трудолюбивый, ответственный, спокойный,
- 266 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________
активный, милосердный, аккуратный, счастливый, веселый. Как видим, приоритет для младших школьников имеют нравственные личностные качества.
Таким образом, под нравственным саморазвитием младшего школьника мы понимаем формирование способности младшего школьника к самовоспитанию и активному взаимодействию с окружающим миром на основе приобретенных нравственных качеств, выражающих основные отношения личности: к людям, к себе и к деятельности.
Оценивая громадную роль нравственного саморазвития в формировании продуктивной для общества и счастливой для себя личности, важно не упустить момент начала ее саморазвития. Перед педагогами, осуществляющими обучение и воспитание в начальной школе, встает серьезная задача овладеть «искусством подведения воспитываемой личности к такому рубежу в ее жизни, когда у нее интенсивно заработает механизм саморазвития» [9, с. 66]. Для этого необходимо, как пишет Б.Т.Лихачев, «глубокое педагогическое осознание цели воспитания как свободы» [10, с.9]. Важно, чтобы ребенок в ходе личностного созревания постепенно осознавал процесс саморазвития и сам активно способствовал его осуществлению, а функция педагогов — помочь спроецировать этот процесс на существующую действительность. Особенно это актуально в младшем школьном возрасте, когда еще нельзя говорить о полной самостоятельности ребенка в организации внутренней деятельности. Младший школьник еще не обладает достаточными возможностями и потребностями проникать в сущность явлений, не может расширить круг отношений, часто замыкаясь в отношениях к себе и к людям (одноклассники, друзья, семья, учителя), не владеет умениями самооценки и самоанализа.
Проанализировав содержание педагогических концепций 90-х гг. ХХ века, мы пришли к выводу, что во многих концепциях, рассматривающих воспитание как организованный процесс педагогического воздействия на личность школьника в совместной деятельности учащихся и педагогов, важное внимание уделяется созданию особых педагогических условий для саморазвития, самореализации школьника (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, В.А Караковский, Н.Б.Крылова, Л.И.Новикова, М.И.Рожков, В.В.Сериков, Н.М. Таланчук, Н.Е.Щуркова, Е.Ш.Ямбург). Здесь мы остановимся лишь на основных положениях наиболее близких нам концепций В.В.Серикова и М.И. Рожкова.
В педагогической концепции В.В.Серикова [11] нас привлекают следующие положения личностно-ориентированного воспитания:
1) Ребенок является не объектом воспитания, а субъектом, так как в процессе воспитательных отношений он сам формирует себя как личность, вырабатывая свои личностные знания, собственное мнение, свое мировоззрение, свой стиль и т. д. Отсюда — непредсказуемость воспитательной работы, когда в одних и тех же условиях получаются разные результаты.
2) Воспитатель в отношениях с ребенком продолжает свою сущность, так как для того, чтобы помочь ребенку овладеть своим собственным личностным опытом, педагог должен понять, отрефлексировать собственный личностный опыт и предложить его ребенку в качестве средства и помощи в решении жизненных проблем. Эта подлинно духовная связь и является истиной отношений взрослого и ребенка.
3) Основной технологической единицей воспитательного процесса является воспитательная ситуация, порождающая рефлексию нового нравственного опыта на основе субъекти-вации какого-либо явления объективного мира (более подробно идея разработана Н.Е.Щурковой).
4) Цель воспитания детерминируется тремя источниками — педагогическим запросом общества (потребность в определенном воспитании), самим ребенком как социальной данностью, самим воспитателем как социальной данностью.
В концепции организации воспитательного процесса, разработанной М. И.Рожковым, Л.В.Байбородовой с использованием исследований О.С. Гребенюка [12], наиболее подробно и четко даны социально-нравственные ориентиры воспитания школьников:
- в интеллектуальной сфере необходимо формировать знания о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы и нормы поведения;
- в мотивационной сфере целесообразно формировать обоснованность отношения к нравственным нормам: сочетание личных и общественных интересов, правдивость, смысл жизни и т. д.;
- в эмоциональной сфере необходимо формировать нравственные переживания и чувства: сочувствие, благодарность, отзывчивость, стыд и т. д. В данной сфере очень важны позитивные взаимоотношения взрослых и детей в процессе воспитания;
- в волевой сфере нужно формировать волевые качества личности, благодаря которым реализуются нравственные поступки: мужество, целеустремленность и т. д.;
- в сфере саморегуляции необходимо формировать внутренние основы нравственного поведения: совесть, рефлексию, самокритичность и т. д.
- 267 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
- в предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки;
- в экзистенциальной сфере, которая помогает человеку вступать в определенные отношения с другими, нужно развивать позитивную Я-концепцию, формировать навыки плодотворных социальных взаимодействий на основе уважения к людям.
Из всех компонентов саморазвития наиболее нуждается в педагогической поддержке нравственное саморазвитие (самовоспитание), которое необходимо начинать в младшем школьном возрасте, так как авторитет взрослого и желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками очень значимы для младших школьников. Решая эту сложнейшую задачу, прежде всего, следует понять, что педагогические воздействия на человека, не решают всех воспитательных проблем, так как человек представляет собой самоорганизующуюся систему и всегда автономен по отношению к действительности. Но если в школьный период формирующейся личности будет показан путь нравственного саморазвития, и вместе с педагогом будет сделано несколько шагов на этом пути, то заложенная таким способом информация о возможности гармоничного взаимодействия с внешним миром навсегда останется в памяти ребенка и составит основу его будущего нравственного выбора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Ровинский Р. Синергетика и процессы развития сложных систем // Вопросы философии. 2006. №2.
2. Кевля Ф. И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка: практико-ориентированная монография для школьных психологов и социальных педагогов. Вологда: Легия, 2009.
3. Фромм Э. Человек для самого себя. М.: АСТ: Астрель, 2011.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание Личность. М.: Политиздат, 1975.
5. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, Феникс,1996.
6. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4 Детская психология.
7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1968.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: под ред. Д. . Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
9. Лихачев Б. Т. Философия воспитания: спец. курс. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
10. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие. М.: Издательство: Аспект Пресс, 2005.
11. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000.
12. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе: практич. пособие для учителей нач. школы. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000.
13. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. ср. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
14. Гаврилычева Г. Ф. Современный младший школьник. Какой он? // Начальная школа. 2004. №3.
15. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2005.
16. Бодалев А. А. Психология о личности. М.: Изд-во Московского университета, 1988.
17. Ясперс К. Духовная ситуация времени / пер. М. Левиной. В кн.: К Ясперс. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
18. Данилюк А. Я., Кондаков А. М, Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
19. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.
20. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
REFERENCES
1. Rovinsky R. Synergetics and development processes of complex systems [Sinergetika i protsessyi razvitiya slozhnyih sistem] Problems of philosophy, 2006, no. 2, pp. 57-58. (in Russ.)
2. Cewla F. I. Educational technology: diagnosis, prognosis and support personal development of the child [Pedagogicheskie tehnologii: diagnostika, prognozirovanie i podderzhka lichnostnogo razvitiya rebenka]. Vologda, Lehi, 2009. (in Russ.)
3. Fromm E. Man for himself [Chelovek dlya samogo sebya]. Moscow, Astrel, 2011. (in Russ.)
4. Leontiev A. N. Activities. The Consciousness. Of The Personality [Deyatelnost. Soznanie. Lichnost.]. Moscow, Politizdat, 1975. (in Russ.)
5. Petrovski B. A. Personality psychology: the paradigm of subjectivity [Lichnost v psihologii: paradigma sub'ektnosti]. Rostov na Donu, Phoenix,1996. (in Russ.)
6. Vygotsky L. S. SOBR. cit. in 6 T. Moscow, Longman, 1984. So 4 Child psychology. (in Russ.)
7. Anan'ev, B. Man as a subject of knowledge [Chelovek kak predmet poznaniya]. Leningrad, Leningrad state University Publishing house, 1968. (in Russ.)
8. Bozovic L. I. Problems of personality formation [Problemyi formirovaniya lichnosti]. Moscow, Publishing house "Institute of practical psychology", 1997. (in Russ.)
9. Likhachev B. I. Philosophy of education [Filosofiya vospitaniya]. Moscow, VLADOS, 2010. (in Russ.)
10. Sapogova E. E. Psychology of human development [Psihologiya razvitiya cheloveka]. Moscow, Aspect Press, 2005. (in Russ.)
11. Shurkova N. E. That is the New education [Novoe vospitanie]. Moscow, Pedagogical society of Russia, 2000.
- 268 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________
(in Russ.)
12. Kulevich S. C. Education in elementary schools: a practical [Vospitatelnaya rabota v nachalnoy shkole]. Rostov na Donu, Creative center "Teacher", 2000. (in Russ.)
13. Maralov V.G. The Foundations of self-knowledge and self-development [Osnovyi samopoznaniya i samorazvitiya]. Moscow, Publishing center "Academy", 2004. (in Russ.)
14. Gavrilicheva G. F. Modern Junior school. What is it? [Sovremennyiy mladshiy shkolnik. Kakoy on?] Primary school, 2004, no. 3. (in Russ.)
15. Myasishchev V. N. Psychology of relationships [Psihologiya otnosheniy]. Moscow, NSI, 2005. (in Russ.)
16. Badlev A. A. Psychology of personality [Psihologiya o lichnosti]. Moscow, Publishing house of Moscow University, 1988. (in Russ.)
17. Jaspers K. The Spiritual situation of the time [Duhovnaya situatsiya vremeni]. Moscow, Politizdat, 1991. (in Russ.)
18. Danyluk A. J., Kondakov A. M., Tishkov V. A. The Concept of spiritual and moral development and education of a citizen of Russia [Kontseptsiya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii]. Moscow, Education, 2009. (in Russ.)
19. Serikov V.V. Education and personality. The theory and practice of designing pedagogical systems [Obrazovanie i lichnost. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskih sistemObrazovanie i lichnost. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskih sistem]. Moscow, Logos, 1999. (in Russ.)
20. Rozhkov M. I., Baiborodova L. C. Organization of educational process at school [Organizatsiya vospitatelnogo protsessa v shkole]. Moscow, VLADOS, 2000. (in Russ.)
Информация об авторе Information about the author
Чернорицкая Елена Владимировна, аспирант кафедры педагогики, Вологодский государственный университет, методист, преподаватель, «Детская музыкальная школа №1» г. Вологда, Россия [email protected]
Получена: 17.08.2014
Chernoritskaya Elena Vladimirovna, Postgraduate student at the Chair of Pedagogy, Vologda State University, Methodologist, Teacher, "Children's musical school №1",
Vologda city, Russian Federation [email protected]
Received: 17.08.2014
- 269 -