Научная статья на тему 'Теоретические аспекты навигационной картографии'

Теоретические аспекты навигационной картографии Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
503
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАВИГАЦИОННАЯ КАРТОГРАФИЯ / ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ НАВИГАЦИОННОЙ КАРТОГРАФИИ / НАВИГАЦИОННЫЕ КАРТЫ И ПРИЛОЖЕНИЯ / ОЦЕНКА НАВИГАЦИОННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ / NAVIGATION / MAPPING / ROLES AND TASKS MAPPING / NAVIGATION MAPS AND APPLICATIONS / EVALUATION OF NAVIGATION APPLICATIONS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Радченко Людмила Константиновна

Статья посвящена теоретическим аспектам современного раздела картографии навигационной картографии. В статье определены функции навигационной картографии, определены задачи, которые требуют своего решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF MAPPING

The article is devoted to theoretical aspects of the modern section cartography / navigation cartography. The article defines the functions of mapping, identified tasks that need to be addressed.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты навигационной картографии»

УДК 528.9:553.98

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАВИГАЦИОННОЙ КАРТОГРАФИИ

Людмила Константиновна Радченко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры картографии и геоинформатики, тел. (383)361-06-35, e-mail: [email protected]

Статья посвящена теоретическим аспектам современного раздела картографии - навигационной картографии. В статье определены функции навигационной картографии, определены задачи, которые требуют своего решения.

Ключевые слова: навигационная картография, функции и задачи навигационной картографии, навигационные карты и приложения, оценка навигационных приложений.

THEORETICAL ASPECTS OF MAPPING

Lyudmila K. Radchenko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., associate Professor of the Department of cartography and Geoinformat-ics, tel. (383)361-06-35, e-mail: [email protected]

The article is devoted to theoretical aspects of the modern section cartography / navigation cartography. The article defines the functions of mapping, identified tasks that need to be addressed.

Key words: navigation, mapping, roles and tasks mapping, navigation maps and applications, evaluation of navigation applications.

Геоинформационное картографирование, сформированное в 90-х годах, явилось толчком в развитии новых направлений в картографии, таких как анимационная, мультимедийная, навигационная картография [1].

Навигационная картография - это современный раздел картографии, который изучает теоретические и методические вопросы создания карт. Рассматривает приемы работы с многочисленными навигационными картами и приложениями, которые используются для решения различных навигационных задач широким кругом потребителей. Навигационная картография обеспечивает специализированной достоверной картографической и мультимедийной информацией процесс передвижения человека самостоятельно или с помощью транспортного средства в определённом пространстве [2-4].

Навигационная картография развивается благодаря достижениям таких направлений, как космическая навигация, мультимедийная картография, геоинформационное картографирование, сетевое моделирование, веб-картографирование, программирование, 3-D и 4-О-картография. Функциями навигационной картографии являются: а) создание навигационной карты.

Технологические этапы создания навигационных карт хорошо отработаны на практике многими зарубежными и российскими компаниями. В научной ли-

тературе встречаются публикации, которые подробно описывают и предлагают различные усовершенствования методик создания навигационных карт [5].

б) поддержание навигационной карты в современном актуальном состоянии, то есть оперативное ее обновление.

Согласно приказу Минэкономразвития [6], обновление картографической основы должно проходить не реже одного раза в 5 лет, навигационной и иной нагрузки для автонавигационных карт - не реже 1 раза в 2 года. в) использование навигационных карт и приложений.

В наши дни создают и как следствие используют навигационные карты и приложения, которые хранят массив данных непосредственно на навигационном устройстве, на удаленном сервере, а также карты, сочетающие оба способа хранения данных.

Навигационные карты, хранящие данные на удаленном сервере, способны отображать информацию и выполнять свои функции только в режиме онлайн. Однако стоит отметить существуют приложения, где загруженные один раз данные с сервера сохраняются на мобильном устройстве и способны работать в режиме офлайн.

Навигационные карты, работающие в режиме офлайн, устанавливаются с носителя один раз, и способны полностью выполнять свои функции без подключения к Интернету (в автономном режиме). Однако, с течением времени необходимо обновление баз данных, периодичность которых зависит от компании производителя. Некоторые дополнительные функции в таких приложениях доступны только при подключении к сети Интернет, например отображение трафика автомобильных дорог на текущее время и его прогноз, дорожные ситуации.

г) оценка навигационных приложений.

Проведенные исследования по оценке современных навигационных приложений, среди магистрантов СГУГиТ, показали, что основными критериями для оценки качества упомянутой продукции является: наличие доступного интерфейса и полноценной базы данных, режим использования, периодическое обновление, умение быстро перестраивать маршрут, отображение всех видов транспорта (в том числе метро), периодическое обновление, наличие мультимедиа, возможность вносить изменения и комментарии пользователями, наличие двойного режима использования (в дневное и ночное время), правильно построенный граф дорог.

К задачам навигационной картографии относятся:

- разработка классификации навигационных карт.

На эту задачу есть определенные решения, предложены классификации навигационных карт по назначению (по видам транспорта, классификации для различных пользователей), по административно-территориальному делению.

- определение математической основы (проекции, системы координат, масштаб).

Вопросы картографических проекций для навигационных карт в наше время определены. Для морских навигационных карт используют проекцию

Меркатора. Для аэронавигационных карт используют проекции Меркатора, Гаусса-Крюгера. Для автонавигационных карт используют проекция Гаусса-Крюгера.

- строгое определение содержания цифровой навигационной продукции, согласно масштабу. Основные положения о содержании автонавигационных карт изложены в приказе Минэкономразвития [5]. Содержание аэронавигационных карт строго определено международной конвенцией по созданию аэронавигационных карт [7]. Содержание других по назначению навигационных карт разрабатывается по определенным редакционным планам.

- разработка единой системы условных обозначений для всех видов навигационной продукции. В настоящее время стандартизированы и унифицициро-ваны условные знаки только для морских и аэронавигационных карт. Условные знаки для автонавигационных карт спроектированы так, чтобы пользователь с первого взгляда понимал, о каком объекте идет речь. Дорожные знаки на навигационных картах изображаются аналогично знакам в правилах дорожного движения.

- обязательное исполнение принципов генерализации при составлении цифровых навигационных карт и справочников.

Многие навигационные приложения созданы без учета принципов генерализации, по этому вопросу проходили исследования, описанные в источнике [8].

- разработка способов оформления цифровой навигационной продукции.

Например, производители навигационных карт предлагают двойное

оформление карт: для дневного и ночного времени использования.

- определение способов визуализации.

На навигационных картах применяются следующие виды визуализации картографического отображения: двухмерная карта (вид сверху); перспективное отображение с высотой зданий и их частей; а также перспективное отображение, включающее реалистичные модели выдающихся объектов. При движении транспортного средства подключается четвертая характеристика - время, и мы уже имеем дело с 4Э-визуализацией.

В настоящее время идет становление теоретической части современных разделов картографии. О чем свидетельствуют издания, вышедшие в последнее время на кафедре картографии и геоинформатики СГУГиТ [9-15].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мультимедийное направление в картографии / Д. В Лисицкий, А. А. Колесников, Е. В. Комиссарова, П. Ю. Бугаков, В. С. Писарев // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. -2014. - № 3 - С. 40 - 44.

2. Лисицкий Д. В., Радченко Л. К. Навигационная картография - проблемы и задачи // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2016. XII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 18-22 апреля 2016 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. Т. 1. - С. 91-93.

3. Татаренко В. И., Радченко Л. К. Перспективы развития навигационной картографии // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2015. - № 5/С. - С. 227-229.

4. Середович В. А., Лаврусь В. П. Задачи системы инженерно-геодезического обеспечения навигации на потенциально опасном объекте // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2015. XI Меж-дунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Т. 2. - С. 135-139.

5. Дубровина С. В. Совершенствование технологии создания электронных карт на примере карт для автонавигации // Геодезия, картография и аэрофотосъемка. - 2013. -Вып. 78. - С. 77-81.

6. www.alpp.ru - Приказ Минэкономразвиятия РФ от 01.10.2010. № 464, Об утверждении порядка создания, обновления, использования, хранения и распространения цифровых навигационных карт/

7. www.aviadocs.net an04 cons ru.pdf - Международные стандарты и рекомендуемая практика ИКАО, Аэронавигационные карты, Международная организация гражданской авиации Приложение 4 к конвенции о международной гражданской авиации Издание 11 . -2009.

8. Дубровина С. В. Проблемы создания автонавигационных карт и пути их решения, Геодезия и картография. - 2013. - № 5.

9. Лисицкий Д. В. Перспективы развития картографии: от системы «Цифровая Земля» к системе виртуальной реальности // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 8-16.

10. Лисицкий Д. В., Хорошилов В. С., Колесников А. А. Анимационная картография -сущность, характеристики и перспективы // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка, 2014. -№ 4/С. - С. 91-97.

11. Лисицкий Д. В. Концепция создания и функционирования геоинформационного пространства // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Пленарное заседание : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск : СГГА, 2013. Т. 2. - С. 72-75.

12. Лисицкий Д. В. Технологическая платформа «Единое геоинформационное пространство» - основа социально-экономического развития территорий // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2015. - № 5/С. - С. 250-256.

13. Утробина Е.С. Некоторые аспекты навигационной картографии // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 3 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). -Новосибирск : СГГА, 2013. Т. 2. - С. 31-35.

14. Колесников А. А., Комиссарова Е. В., Шарыпова М. Н. К вопросу о способе хранения пространственных объектов для анимационных карт // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2015. XI Междунар. науч. конгр.: Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия»: сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск: СГУГиТ, 2015. Т. 2. - С. 29-32.

15. Лисицкий Д. В., Кацко С. Ю. Изменение роли картографических изображений в процессе формирования единого электронного геопространства // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2012. - № 2, доп. - С. 156-161.

© Л. К. Радченко, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.