УДК 336.6
Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.27.200
С. Н. Марков, В. В. Преснякова, Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Рассмотрены теоретические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений. Понятие «финансовые ресурсы бюджетных учреждений» зависит от состава финансовых ресурсов учреждения. Формирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений обусловлено следующими источниками: субсидии, поступления от приносящей доход деятельности в рамках оказания услуг и реализации продукции, добровольные пожертвования. Основными направлениями использования финансовых ресурсов являются: покрытие расходов на заработную плату, оплата услуг, оплата работ, связанных с содержанием имущества учреждения; уплата налогов и других обязательных платежей. Результатом исследования является обобщение знаний в области финансов бюджетных учреждений. Полученные результаты могут быть применены в практической деятельности в целях формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждения. Автор пришёл к следующим выводам: нет единого понимания, что такое финансовые ресурсы бюджетных учреждений; существуют разные классификации использования средств учреждений. Одной из ключевых проблем использования финансовых ресурсов является их эффективное использование.
Ключевые слова: финансовые ресурсы, бюджетные учреждения, финансовые ресурсы бюджетных учреждений, субсидия.
В процессе создания и дальнейшего успешного функционирования любой хозяйствующий субъект испытывает необходимость в финансовых ресурсах. В общем виде финансовые ресурсы представляют собой совокупность финансовых активов и денежных средств, которые находятся в распоряжении определённого субъекта экономики в целях выполнения поставленных задач. Всё сказанное относится и к бюджетным учреждениям. Бюджетные учреждения функционируют в конкурентных условиях: наряду с выделяемыми субсидиями из бюджета на выполнение государственного задания в рамках государственного финансирования учреждения могут привлекать иные источники: в соответствии с законодательством данный тип учреждений имеет право осуществлять деятельность, приносящую доходы, которые, в свою очередь, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений. Данная деятельность должна соответствовать основным видам деятельности, отражённым в Уставе. В настоящее время предпринимательская деятельность открывает огромные возможности для дальнейшего развития учреждений: попадая в конкурентную среду они испытывают необходимость постоянного совершенствования спектра работ и услуг для их дальнейшего предложения потребителям с учётом проводимого анализа спроса, чему учреждения ещё только «учатся». Так, функционирование учреждений в новом статусе, согласно новым правилам и появившимся возможностям вызывает возникновение проблем в части формирования и использования финансовых ресурсов учреждений, требующих их своевременного решения, отражённого в разработке конкретных мероприятий и формулировке рекомендаций.
Вопросы формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений затрагиваются в научной литературе такими экономистами, как Е. В. Маркина, С. В. Барулин, Т. М. Ковалева, Н. В. Чигрова, при этом научная позиция каждого специфична: дифференциация взглядов происходит уже на начальном этапе изучаемого вопроса - по поводу трактовки понятия «финансовые ресурсы бюджетных учреждений». Однако авторы научных трудов в наименьшей степени касаются проблем формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений и поиска путей их решения: данные проблемы мало изучены российскими экономистами в связи с небольшим периодом времени, в течение которого бюджетные учреждения функционируют в новых условиях и новом статусе, что подтверждает актуальность исследования.
Так, в настоящее время не существует единого мнения по поводу трактовки понятия «финансовые ресурсы», причём значение данного термина претерпевает изменения в зависимости от экономического субъекта, в распоряжении которого они находятся: государства, региона, предприятия,
учреждения. Чаще всего данное понятие используется применительно к коммерческим организациям, однако оно может относиться и к некоммерческим организациям, в том числе создаваемым и в форме учреждений. Статус и особенности гражданско-правового положения государственных и муниципальных учреждений регулируются Федеральным законом №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», устанавливаются формы их поддержки органами государственной власти и местного самоуправления.
А. Г. Грязнова рассматривает финансовые ресурсы в качестве денежных средств, формируемых в результате финансово-экономической деятельности и аккумулируемых государством и хозяйствующими субъектами в целях развития производства и удовлетворения социальных потребностей населения.
Е. В. Маркина под финансовыми ресурсами некоммерческих организаций понимает совокупность доходов в денежной форме, накоплений и поступлений, которые используются в целях осуществления и расширения деятельности данных организаций [2, с. 90]. Иную трактовку понятия формулирует С. В. Барулин, подразумевая под финансовыми ресурсами некоммерческих организаций совокупность денежных поступлений, а также доходов в распоряжении данных организаций, используемых в целях финансового обеспечения уставной деятельности [3, с. 530].
Финансовые ресурсы учреждений, в особенности бюджетных, актуально рассматривать в связи с тем, что данные учреждения являются значимой компонентой государственного сектора, поскольку выполняют одну из приоритетных функций государства: функцию по оказанию услуг населению, которая производится в общественно значимых сферах деятельности. Возможность и степень реализации данной функции неразрывно связаны с финансовыми ресурсами, которыми обладает учреждение, выявлением оптимальных источников их формирования и определением рациональных направлений их дальнейшего использования. Поскольку бюджетные учреждения являются одним из типов некоммерческих организаций, на наш взгляд, целесообразно относить трактовку финансовых ресурсов некоммерческих организаций и к бюджетным учреждениям, однако при рассмотрении понятия «финансовые ресурсы бюджетных учреждений» необходимо учитывать особенности функционирования непосредственно данного учреждения.
Так, под финансовыми ресурсами бюджетных учреждений понимаются денежные средства, выделяемые для реализации ряда задач, обозначенных учредителем при создании учреждения в форме субсидий; заёмные средства и средства от деятельности, приносящей доход; поступления, которые предназначены для выполнения финансовых обязательств, покрытия как текущих затрат, так и затрат, непосредственно связанных с функционированием учреждения. Из трактовки понятия следует, что на состав источников финансовых ресурсов оказывают влияние тип учреждения, вид деятельности, факт преследования прибыли в качестве цели деятельности, а в дальнейшем использование финансовых ресурсов производится для основной цели создания учреждения.
В ходе своего функционирования бюджетные учреждения вступают в различные финансовые отношения: с органами государственной власти по вопросу получения бюджетных ассигнований (субсидии) и их использования, с органами государственной власти, физическими лицами по поводу выполнения обязательств в денежной форме, с работниками учреждения по поводу формирования и использования фонда оплаты труда, при этом материальным носителем данных отношений являются финансовые ресурсы.
Источники финансовых ресурсов, а также принципы их формирования и дальнейшего использования зависят от вида и характера предоставления услуг, которые оказываются бюджетными учреждениями [2, с. 90].
Услуги, имеющие статус «бесплатных услуг» и оказываемые бюджетными учреждениями, направлены на удовлетворение общественных потребностей в индивидуальной форме: данные потребности обладают существенной социальной значимостью, их удовлетворение ведёт к обеспечению реализации важнейших прав человека (охрана здоровья, пользование культурными ценностями, образование).
Использование исключительно платной формы оказания услуг по отношению к гражданам привело бы к ограничению потребления данных услуг и повысило недоступность к ним отдельных слоёв населения. В связи с этим, частичное государственное финансирование позволяет максимально приблизиться к достижению социальной справедливости в рамках доступности важнейших услуг гражданам, независимо от уровня их дохода.
Платный характер услуг, присутствующий в бюджетных учреждениях, в современных условиях позволяет избежать негативных последствий, появляющихся в результате полного финансирования со стороны государства, к которым можно отнести: дефицит услуг, снижение стимулов к развитию, достижению значимых экономических результатов и конкуренции, что ведёт в дальнейшем к отсутствию оптимизации и снижению издержек оказания услуг.
Следует отметить, что существуют базовые и ведомственные перечни услуг. Порядок формирования и ведения базовых перечней государственных и муниципальных услуг и работ устанавливается Правительством РФ. В соответствии с базовыми ведутся ведомственные перечни, порядок формирования которых устанавливается высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в случае, если работы или услуги оказываются государственными учреждениями субъектов РФ [1].
Исходя из характера предоставления услуг, можно выделить принципы формирования (и использования) финансовых ресурсов бюджетных учреждений [2, с. 93]:
- отказ от финансирования содержания учреждения в рамках сметы и финансирование услуг за счёт субсидий;
- формирование финансовых ресурсов, в том числе и за счёт доходов от предпринимательской деятельности;
- формирование выручки от предпринимательской деятельности в зависимости от количества услуг и цен на услуги;
- самостоятельность в распределении финансовых ресурсов в рамках приносящей доход деятельности по направлениям их использования.
Одной из важнейших особенностей финансового обеспечения бюджетных учреждений служит финансирование услуг путём предоставления субсидии в целях выполнения государственного задания, формируемого учредителем.
Государственное задание - документ, содержащий показатели, которые характеризуют качество и объём услуги, категории лиц - потребителей услуг, предельные цены на оплату услуг, если они оказываются на платной основе физическим и юридическим лицам, порядок установления цен, контроля за исполнением задания и требования к отчётности о его выполнении [1]. Данный документ включает три раздела: сведения об оказываемых услугах, о выполняемых работах и иные сведения. К иным сведениям относятся основания для досрочного прекращения выполнения государственного задания, порядок контроля за выполнением, периодичность представления отчётов. В числе иных показателей, связанных с выполнением государственного задания, выделяется допустимое отклонение от выполнения задания, в пределах которого оно считается выполненным.
Расчёт объёма финансового обеспечения выполнения задания производится на базе нормативных затрат на оказание услуг и выполнение работ, на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе земельных участков (кроме имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым служит имущество.
Определение данных нормативов производится исходя из реальной стоимости оказания услуги и рассчитывается на продолжительный период времени. Такой подход создаёт условия для успешного функционирования бюджетных учреждений, повышает эффективность деятельности и степень удовлетворённости потребителей государственных услуг.
Нормативные затраты рассчитываются на единицу показателя объёма оказания услуги, установленного в государственном задании на основе базового норматива затрат, и корректирующих коэффициентов. Базовый норматив затрат включает в себя затраты, которые непосредственно связаны с оказанием услуги, и затраты, связанные с общехозяйственными нуждами на оказание услуги.
Первая группа затрат детализируется следующим образом:
- затраты на оплату труда работников, непосредственно принимающих участие в оказании услуги (включая начисления на выплаты по оплате труда работников, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
- затраты на покупку особо ценного движимого имущества и материальных запасов;
- иные затраты.
Вторая группа затрат включает затраты:
- на коммунальные, транспортные услуги и услуги связи;
- на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества (включая арендные платежи);
- суммы резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества;
- на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, не принимающих участия в оказании услуги и иные.
Применение нормативов затрат при финансировании позволяет:
- обеспечить объективность механизма расчёта объёма финансирования учреждений, повысить обоснованность и прозрачность расчётов бюджетных ассигнований на выполнение государственного задания;
- установить зависимость объёма финансирования от количества и качества предоставляемых учреждениями услуг;
- повысить финансовую самостоятельность учреждений в распоряжении бюджетными средствами;
- повысить интерес в оптимизации структуры расходов и в эффективном использовании финансовых ресурсов.
При этом должны соблюдаться базовые принципы формирования нормативов финансирования затрат на оказание государственных услуг, такие как:
- научная обоснованность оценки стоимости государственной услуги, предоставляемой учреждением в соответствии с государственным заданием;
- целевой характер расчёта норматива, предполагающий установление социальных и экономических задач, решаемых в результате применения нормативов;
- использование формализованного способа расчёта норматива (алгоритма).
Нормативы должны быть обеспечены достаточным для выполнения государственного задания объёмом средств и быть установлены в расчёте на одного потребителя государственных услуг.
Использование нормативов подушевого финансирования затрат предполагает:
- установление стандартов государственных услуг и значений нормативов;
- определение категорий потребителей услуг;
- формулировку требований к материально-технической базе предоставления услуг;
- установление требований к квалификации работников, участвующих в предоставлении услуг.
Применение нормативов затрат ведёт к ряду положительных эффектов, которые связаны с совершенствованием механизма финансового обеспечения государственного задания.
В общем виде объём финансового обеспечения для выполнения государственного задания может быть отражён формулой:
я = х N X V X V + КУН + КСИ
1 1
где R - объём финансового обеспечения;
N - нормативные затраты на оказание >й услуги, включённой в ведомственный перечень;
V! - объём >й услуги, установленной государственным заданием;
N - нормативные затраты на выполнение w-й работы, включённой в ведомственный перечень;
Р! - размер платы (тариф и цена) за оказание ьй государственной услуги, установленный государственным заданием;
NУН - затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признаётся имущество учреждения;
№И - затраты на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества учреждения.
Субсидия перечисляется на счёт территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счёта учреждению. Предоставление бюджетному учреждению субсидии
осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого учредителем с непосредственно учреждением. Данный документ определяет права, обязанности, ответственность сторон, включая объём и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
При предоставлении субсидии органы государственной власти решают ряд задач:
- Нацеливают учреждение на результаты деятельности;
- повышают заинтересованность учреждения в наращивании объёмов выполнения работ;
- производят оптимизацию затрат на базе реальной потребности в услугах и работах.
Особенностью финансирования в рамках субсидии является то, что при её исполнении не может возникнуть финансовый результат в виде прибыли. Бюджетная субсидия компенсирует расходы, но, в отличие от предпринимательской деятельности, не является прибыльной.
Перечисление субсидии осуществляется по графику, установленному в соглашении, не реже одного раза в квартал в сумме, не более:
- 25 % годового объёма субсидии в течение квартала;
- 50 % годового объёма субсидии в течение полугодия;
- 75 % годового объёма субсидии в течение девяти месяцев.
Уменьшение объёма субсидии в течение срока выполнения государственного задания возможно, но это требует изменения самого задания.
При условии внесения изменений в части показателей государственного задания производится формирование нового государственного задания. Контроль за его выполнением учреждениями осуществляет учредитель.
Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий производится бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ на соответствующем уровне.
Наряду с финансовым обеспечением в форме субсидий на выполнение государственного задания возможно получение субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности, софинансирование которых производится за счёт межбюджетных субсидий из федерального бюджета или бюджета субъекта, подлежит утверждению законом субъекта РФ о бюджете отдельно по каждому конкретному объекту [1].
Могут быть выделены бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме субсидий по результатам проводимых органами исполнительной власти конкурсов. Гранты предоставляются в целях реализации приоритетных программ в таких областях, как образование, наука, культура, искусство, охрана здоровья и других.
Однако возрастающий дефицит бюджетов, из которых финансируются учреждения, ведёт к минимизации выделяемых средств, что порождает необходимость поиска дополнительного источника финансирования: ими становятся доходы от предпринимательской деятельности. К такой деятельности можно отнести реализацию и сдачу в аренду основных фондов и имущества, производство и реализацию продукции, а также работ и услуг, и др. Состав разрешённых видов предпринимательской деятельности различен в учреждениях, что ведёт и к различному составу доходов.
Направления использования финансовых ресурсов связаны с финансовым обеспечением достижения учреждением целей, закреплённых уставом.
Можно выделить два таких направления:
- использование финансовых ресурсов для покрытия расходов, связанных с выполнением программ и мероприятий, которые осуществляются за счёт целевых поступлений и бюджетных ассигнований;
- использование финансовых ресурсов для покрытия расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Первое направление включает те расходы, которые непосредственно связаны с реализацией финансируемых мероприятий. Они подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относят расходы, связанные с использованием средств по основным направлениям деятельности, определённым программой или уставом учреждения. Так, например, средства по целевым поступлениям, полученным по договорам гранта, могут быть использованы на проведение НИОКР, обучение, лечение и иные цели, предусмотренные договором. К косвенным относят расходы на командировки, связанные с выполнением программы, оплату междугородных переговоров, плату за аренду помещений и транспорта.
Расходы по осуществлению деятельности, приносящей доход, учитываются отдельно от других расходов учреждения. К ним относят расходы на покупку сырья и материалов при производстве продукции и оказании услуг, на оплату труда персонала, участвующего в осуществлении данной деятельности, уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; на рекламу, транспортные расходы и иные.
Можно также выделить такое направление использования финансовых ресурсов учреждения, как использование финансовых ресурсов для покрытия административно-хозяйственных расходов, которые напрямую связаны с содержанием самого учреждения. К непосредственно расходам можно отнести следующие:
- по оплате труда административно-хозяйственного персонала;
- по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- по аренде и содержанию помещений;
- по оплате почтовых услуг и услуг связи;
- по ремонту помещений и оборудования;
- по оплате коммунальных услуг;
- по оплате командировочных и представительских затрат;
- амортизационные отчисления.
Затраты по выделенным направлениям относительно постоянны, поскольку их величина не является зависимой от изменений в объёмах деятельности организации, объёмах выпускаемой продукции и количестве предоставляемых услуг.
Более детальное использование финансовых ресурсов отражено статьями расходов. При этом статьи расходов могут покрываться как за счёт бюджетных ассигнований, так и за счёт приносящей доход деятельности.
Детализированная классификация статей расходов в рамках направлений использования финансовых ресурсов зависит от уставных целей учреждения и особенностей функционирования. Так, статьи расходов учреждения образования могут включать, например, расходы, связанные с заработной платой, начислениями на выплаты по оплате труда и иные выплаты, услугами связи, транспортными, коммунальными услугами, арендной платой за пользование имуществом, работами и услугами по содержанию имущества, иными работами и услугами, выплатой стипендий, уплатой налогов (на имущество, транспортный, земельный), изменением стоимости основных средств, приобретением продуктов питания, приобретением расходных материалов и горюче-смазочных материалов [5].
Поскольку одной из статей расходов бюджетного учреждения в рамках направлений использования финансовых ресурсов является уплата налогов, следует уточнить, какие налоги может уплачивать бюджетное учреждение с учётом осуществления им предпринимательской деятельности.
Субсидии, выделяемые учреждению не подлежат обложению НДС, в то время как платные услуги и работы, оказываемые учреждением и не предусмотренные государственным заданием, могут облагаться данным налогом.
Если учреждением производится уплата налога на прибыль, то при определении налоговой базы не учитывают доходы в виде субсидий, имущества, которое получено в рамках целевого финансирования, а также по решению органов исполнительной власти, целевые поступления.
Законодательством устанавливается ряд налоговых льгот для бюджетных учреждений. Например, может быть установлена ставка 0 % по налогу на прибыль для учреждений здравоохранения и образования, что создаёт дополнительные стимулы к деятельности, приносящей доход. Не облагаются налогом целевые поступления и безвозмездное получение имущества. Законодательство субъектов РФ может обеспечить льготы по земельному налогу и налогу на имущество.
Так, учреждение оптимизирует направления использования финансовых ресурсов за счёт налоговых льгот, предусматриваемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. При уплате налогов затрагиваются результаты предпринимательской деятельности учреждения. К базовым направлениям использования финансовых ресурсов относят:
- использование финансовых ресурсов для покрытия расходов, связанных с выполнением программ и мероприятий, которые осуществляются за счёт целевых поступлений и бюджетных ассигнований;
- использование финансовых ресурсов для покрытия расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В качестве направления финансовых ресурсов выделяют также использование финансовых ресурсов для покрытия административно-хозяйственных расходов, занимающих значительный вес в структуре расходов учреждения.
Одной из проблем, финансовых ресурсов государства является их эффективное использование. Так, по мнению автора, оценить, эффективно ли расходуются финансовые ресурсы, можно через показатели [5, 6]:
1. Отдача от бюджетных расходов в административно-территориальной единице (АТЕ).
2. Процент эффективных бюджетных расходов в АТЕ.
3. Процент неэффективных бюджетных расходов в АТЕ.
Оценку эффективности бюджетных расходов на образование можно определить как процедуру по сопоставлению полученных результатов в определённой сфере и объёмов бюджетных расходов по этим направлениям, осуществляемую соответствующими уполномоченными государственными (муниципальными) органами.
Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы:
1. Трактовка понятия «финансовые ресурсы бюджетных учреждений» основывается на специфическом составе финансовых ресурсов данного типа учреждений, включающем в своей базовой части субсидии из определённого бюджета бюджетной системы Российской Федерации и доходы от приносящей доход деятельности. Сущность финансовых ресурсов бюджетных учреждений охватывает все особенности организации финансово-экономической деятельности данного типа учреждений, включая и правовые аспекты функционирования, в том числе и в рамках совершения крупных сделок экономического характера и имущественных отношений, ведущих к изменению состава финансовых ресурсов.
2. Источниками формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений служат:
- бюджетные ассигнования в форме субсидий (на выполнение государственного задания, на иные цели, на осуществление капитальных вложений, в том числе и гранты);
- поступления от оказания услуг учреждением или выполнения работ, которые относятся к основным видам деятельности в соответствии с уставом, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату, а также поступления от иной деятельности, приносящей доход;
- выручка от реализации продукции, товаров, основных средств, сдачи имущества в аренду;
- добровольные пожертвования от физических и юридических лиц.
3. К базовым направлениям использования финансовых ресурсов относят:
- использование финансовых ресурсов для покрытия расходов, связанных с выполнением программ и мероприятий, которые осуществляются за счёт целевых поступлений и бюджетных ассигнований;
- использование финансовых ресурсов для покрытия расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
С учётом конкретизированных статей расходов следует отметить, что использование финансовых ресурсов учреждения связано с покрытием таких приоритетных статей, как выплата заработной платы, оплата услуг (коммунальные, почтовые, связи), оплата работ и услуг, связанных с содержанием имущества учреждения, уплата налогов и иных обязательных платежей, оплата расходов, отражающих специфику функционирования учреждения.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «Гарант».
2. Финансы : учебник / коллектив авторов ; под ред. Е. В. Маркиной. - 3-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2015. - 432 с. - (Бакалавриат).
3. Финансы : учебник / С. В. Барулин. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2015. - 640 с.
4. Маркина, Е. В. Развитие финансового механизма функционирования бюджетных учреждений / Е. В. Маркина // Вестник Финансового университета. - 2014. - № 4. - С. 23-32.
5. Марков, С. Н. Оценка эффективности бюджетных расходов на образование : монография / С. Н. Марков, О. Ю. Патласов. - Издательский дом: Palmarium Academic Publishing. 2013. - 168 с.
6. Марков, С. Н. Повышение эффективности бюджетных расходов на образование : монография / С. Н. Марков ; науч. ред. О. Ю. Патласов. - Омск : Изд-во НОУ ВПО ОмГА, 2013. - 187 с.
S. N. Markov, V. V. Presnyakova, Omsk branch Financial University under the Government of the Russian Federation
THEORY OF DESTINATIONS AND USE OF FINANCIAL RESOURCES BUDGET INSTITUTIONS
The article deals with the theoretical aspects of formation and use of financial resources of public institutions. The terms "financial resources of public institutions" depends on the composition of the institution of financial resources. Formation of financial resources, budgetary institutions due to the following sources: grants, revenues from income-generating activities within the framework of the provision of services and sales, donations. Financial resources The main areas are: cover payroll expenses, services, payment for work associated with the content of the institution of property; payment of taxes and other obligatory payments. The result of the study is to summarize the knowledge in the field of public institutions finance. The results can be applied in practice with a view to the formation and use of financial resources of budget institutions. The author came to the following conclusions: there is no common understanding of what financial resources of public institutions; There are different classifications of use of facilities. One of the key problems is the use of financial resources, their effective use.
Keywords: financial resources, budgetary institutions, the financial resources of public institutions, the subsidy.
References
1. Byudjetnii kodeks Rossiiskoi Federacii [Budget Code of the Russian Federation], 2016, Spravochno pravovaya sistema «Garant».
2. Markina E.V. Finansi: Uchebnik [Finance the textbook]. Kollektiv avtorov pod red. E.V. Markinoi. 3 izd. Moscow, KNORUS Publ., 2015, 432 p., Bakalavriat.
3. Barulin S.V. Finansi: Uchebnik [Finance the textbook]. Moscow, KNORUS Publ., 2015, 640 p.
4. Markina E.V. Razvitie finansovogo mehanizma funkcionirovaniya byudjetnih uchrejdenii. Vestnik Finansovogo universiteta. Moscow, 2014, no. 4, pp. 23-32.
5. Markov S. N., Patlasov O. Yu. Otsenka effektivnosti byudzhetnyih rashodov na obrazovanie. Monografiya [Evaluation of the efficiency of budget spending on education. Monograph], Palmarium Academic Publishing. 2013, 168 p.
6. Markov, S. N. Povyishenie effektivnosti byudzhetnyih rashodov na obrazovanie (Monografiya) [Improving the efficiency of budget spending on education (Monograph)]. Omsk, OmGA Publ., 2013, 187 p.
© С. Н. Марков, В. В. Преснякова, 2017
Авторы статьи:
Сергей Николаевич Марков, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и кредит, Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, e-mail: [email protected]
Виктория Васильевна Преснякова, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
М. Ю. Маковецкий, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Омский государственный технический университет.
Н. Ю. Симонова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансы и кредит, Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ.