обществе значение и роль нематериальных активов, и прежде всего - человеческого интеллектуального капитала резко возрастает. Ясно, что любой актив требует своего управления и своего контроля. Санкциям со стороны общества подвергаются не только те, кто нарушает правила нравственности или закона, но и те, кто пренебрегает правилами управления. Менеджмент становится формой самосознания личности и ориентирован на эффективные жизненные стратегии в единстве с ближними. Другая компетенция, непосредственно связанная с первой - это персональное управления знаниями, которые можно превратить в стоимость. Следует так же выделить высокую фрустрационную устойчивость и умения работать в постоянном проектном режиме, т.к. по существу жизнь и есть проект. Обозначенные компетенции следует дополнить умением нести персональную и социальную ответственность за принятые управленческие решения и результаты управленческих действий, сохраняя при этом безусловный оптимизм. Особо место занимает компетенция научного мышления и творчества в повседневной профессиональной и бытовой сферах деятельности.
Литература
1. Аржанухин С.В. Менеджмент знаний: классический идеал рациональности управленческого поведения // Вопросы управления. - 2012. - №2 (19). [Электр. ресурс]: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2012/02/36/ (дата обращения: 14.06.2013).
2. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека / В. Татаркевич. - М.: Прогресс, 1981. - 366 с.
3. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Евразия. 1999. -
480 с.
4. Ефимова Е.М. Компетенции преподавателя вуза инновационного типа // Вестник ГУУ. 2012. № 12.
5. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence / McClelland D.C. // American Psychologist. 1973. Vol. 28. Pp. 1-14. [Электр. ресурс]: http://copy.yandex.net/?tld=ru&text=McClelland%20D.C.%20Testing%20for%20competence %20rather%20than%20for%20intelligence%20%2F%2F%20American%20Psychologist%2C %201973%2C%20Vol.%2028%2C%20p.%201-14.&url=http%3A%2F%2Fwww.lichaoping.com%2Fwp-
content%2Fap7301001.pdf&fmode=envelope&lr=54&mime=pdf&l10n=ru&sign=fd0b247e4f 22b460cc3f66a2c4c18b16&keyno=0 (дата обращения: 17.06.2013).
В.Ю. Кулькова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖСЕКТОРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
THEORETICAL ASPECTS OF THE SOCIAL PARTNERSHIP IN THE MODERN OF MANAGEMENT
Аннотация: в статье выделены виды межсекторного социального партнерства. Корпоративная социальная ответственность (КСО) рассматривается как основа для реализации общественно-частного партнерства. Обобщены теоретические подходы к построению общественно-частного вида межсекторного социального партнерства. В качестве форм общественно-частного вида межсекторного социального партнерства выделяются такие направлениях КСО как развитие персонала, социально ответственная реструктуризация, развитие местного
© В.Ю. Кулькова, 2013
сообщества. Обобщены и охарактеризованы формы общественно-государственного вида межсекторного социального партнерства.
Ключевые слова: межсекторное социальное партнерство, общественно-частное партнерство, общественно-государственное партнерство, некоммерческий сектор.
Abstract: in the article the types of cross-sector social partnership. Corporate social responsibility (CSR) is considered as the basis for the implementation of a public-private partnership. Summarizes the theoretical approaches to the construction of a public-private partnership type of cross-sector social. As a form of public-private type of cross-sector social partnership includes such areas as the development of CSR staff, socially responsible restructuring, the development of the local community. Summarized and described forms of public-private type of cross-sector social partnership.
Keywords: cross-sector social partnerships, public-private partnerships, public-private partnerships, non-profit sector.
В Российской Федерации при провозглашении социальных приоритетов социально-экономического развития возрастает роль межсекторного социального партнерства (МСП), которое способно обеспечить корреспонденцию интересов государства, общества, частного капитала и отдельного индивидуума (домохозяйства). Тем самым МСП может стать атрибутом эффективного управления на всех уровнях национального хозяйства: начиная от микроуровня (хозяйствующих субъектов и отдельных домохозяйств) к мезоуровню - отдельных отраслей, сфер народного хозяйства и субъектов РФ, заканчивая комплексным социально-экономическим развитием страны (макроуровень).
Как известно, в теории под термином «межсекторное социальное партнерство» кроется обозначение общей направленности взаимодействий между различными субъектами национального хозяйства, включая государство, общество, частный капитал и отдельного индивидуума (домохозяйства). Учитывая субъектную структуру и взаимодействия между субъектами можно выделить следующие виды межсекторного социального партнерства:
• государственно-частное партнерство - предусматривает взаимодействия между государством и частным капиталом;
• общественно-государственное партнерство - включает взаимодействия между субъектами: государством и некоммерческим сектором;
• общественно-частное партнерство - охватывает взаимодействия между корпоративным сектором и некоммерческим.
Справедливости ради отметим, что в управлении вопросы реализации государственно-частного партнерства не являются новыми и достаточно хорошо изучены, выступая предметом исследований не одного десятка диссертационных исследований [1, 2. 3]. В то время как общественно-государственное и общественно-частное партнерство изучены недостаточно в связи с тем, что проблемы функционирования третьего сектора в России получают развитие лишь в последнее время. Вместе с тем отметим, что отдельные аспекты развития общественного сектора в РФ исследовались автором [4, 5]. Думается, что для управления необходимо выделить виды межсекторного партнерства и формы каждого из видов, это обусловило цель статьи: выделить и дать характеристику формам общественно-государственного и общественно-частного вида МСП.
Формы общественно-частного вида межсекторного социального партнерства
Взаимодействия частного сектора с общественным воплощаются в реализации корпоративной социальной ответственности. Понятие корпоративной социальной ответственности бизнеса (КСО) впервые ввел в научный оборот Д. Карнеги. В тоже
время, методологическая разработка концепции корпоративной социальной ответственности уходит истоками к Римскому клубу, когда в «Пределах роста» (1972 г.) в острой форме был поставлен вопрос об ответственности промышленников за экологические последствия развития технологий, которые в течение всего истекшего века были и остаются сегодня одной из основных причин высокой смертности и снижения продолжительности жизни людей. Как вызов на необходимость реальных действий, жесткого правового регулирования экологической и социальной ответственности бизнеса, ее финансового, материального, идеологического обеспечения возникает концепция TripleBottomLine (TBL или 3BL). TripleBottomLine (TBL или 3BL ) - это концепция триединства «люди (человеческий капитал) - планеты (природный капитал) - прибыль («профит» - выгода)» [7]. Триединый итог состоит из «социальных, экономических (финансовых) и экологических» факторов, которые формируются во всех секторах национального хозяйства: государственном, частном (коммерческом) и некоммерческом. В коммерческом секторе, представленном бизнес-структурами, коммерческими предприятиями, предпринимательским сообществом и корпорациями, развитие концепция TBL получает в приверженности корпоративной социальной ответственности. В 1981 FreerSpreckley первый сформулировал триединый итог [8] в коммерческом секторе. Он утверждал, что предприятия должны измерять и сообщать о социальных, экологических и финансовых показателях своей производственно-хозяйственной деятельности. Концепция TBL расширяет границы ответственности компаний: с ответственности перед акционерами до ответственности компании перед всеми заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). В этом случае круг «заинтересованных сторон» формируется из всех тех, на кого оказывают влияние результаты действий предприятий. Таким образом, хозяйствующий субъект должен быть использован в качестве средства для координации интересов заинтересованных сторон, а не максимизация акционером (владельцем) прибыли.
В современной мировой научной литературе и научной практике распространение получает понимание корпоративной социальной ответственности как модели стратегической деятельности, в соответствии с которой предприятия (организации, хозяйствующие субъекты) учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на стейкхолдеров: заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Эта ответственность выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры по повышению качества жизни работников и их семей, развитию местного сообщества и общества в целом. Другими словами, это добровольное принятие компаниями (не предписываемых законами) социальных, этических, природных, инвестиционных и иных обязательств в областях, традиционно отнесенных к ведению государства.
В разработке ценностных ориентиров для идентификации приверженности компаний корпоративной социальной ответственности отмечены различные международные организации: ООН, UNIDO, London Benchmarking Ошир,Международный комитет по КСО (МК КСО - ICCRS) и др., содержание разработок раскрывается в авторском исследовании [6].
Обобщая представленные подходы можно выделить следующие основные направления реализации КСО по предметным систематикам:
• институционализация;
• развитие персонала;
• безопасные условия труда и охрана здоровья;
• ресурсосбережение и природоохранная деятельность;
• социально ответственная реструктуризация;
• добросовестная деловая практика;
• развитие местного сообщества.
Характеристика КСО по выделенным предметным систематикам (направлениям) в контексте целевых установок и инструментария приведена в таблице.
Таблица
Характеристика КСО_
Направление Целевая установка Инструментарий
1 2 3
Институционализация Официальное принятие принципов КСО - Разработка концепции КСО на предприятии; - подготовка нефинансовых отчетов; - сертификация на соответствие стандартам КСО;
Развитие персонала Стратегия развития персонала с целью привлечения и удержания талантливых работников Социальные программы по развитию сотрудников по следующим направлениям деятельности: 1. Применение мотивационных схем оплаты труда; 2. Профессиональное развитие и обучение; 3. Создание всех условий для досуга и отдыха работников; 4. Предоставление работникам социального пакета; 5. Поддержание в фирме внутренних коммуникаций; 6. При принятии управленческих решений максимальное участие работников; 7. Внедрение адаптационной программы для «новичка» для наиболее комфортного вхождения в должность.
Безопасные условия труда и охрана здоровья Создание и поддержание, по отношению к законодательно закрепленным, дополнительных норм условий безопасности на рабочих местах и охраны здоровья Социальные программы охватывают следующие сферы деятельности: 1. Медицинское обслуживание работников на предприятии; 2. Техника безопасности и охрана труда; 3. Поддержание детства и материнства; 4. Создание эргономичных рабочих мест; 5. Профилактика профессиональных заболеваний
Ресурсосбережение и природоохранная деятельность Инициатива бизнеса по уменьшению вредного влияния на окружающую среду Социальные программы по следующим направлениям: 1. Утилизация отходов и/или повторное их использование; 2. Экономное использование природных ресурсов; 3. Предотвращение загрязнений окружающей среды; 4. Организация экологически безопасного процесса производства; 5. Организация экологически безопасных перевозок. Компании также проводят акции по озеленению, «субботники» и т.п.
Продолжение табл.
1 2 3
Социально ответственная реструктуризация Соблюдение интересов работников в тесном сотрудничестве с объединением работодателей и региональными, местными, а в исключительных случаях даже и с федеральными органами власти - Информационные кампании, которые освещают предстоящие структурные изменения, мероприятия по профессиональной подготовке, - содействие в трудоустройстве, - осуществляются компенсационные выплаты работникам, которые попали под программу сокращения и т.д.
Добросовестная деловая практика Содействие принятия и распространения добросовестной деловой практик среди бизнес-партнеров, поставщиков и клиентов фирмы. Направленные на распространение добросовестной деловой практики, программы социальной активности, проявляются в проводимой фирмой политике информационной открытости по отношению к собственникам, бизнес-партнерам, поставщикам, клиентам и другим заинтересованным сторонам; - в организации крупными фирмами программ содействия малому бизнесу; в программах по добровольному ограничению сфер ведения бизнеса; - в программах по сотрудничеству с органами гос. управления, общественными организациями, профессиональными объединениями и ассоциациями потребителей.
Развитие местного сообщества Вклад в развитие общества на добровольных началах Путем реализации следующих программ фирмы оказываются вовлечены в жизнь местного общества: 1. оказание поддержки детству и юношеству; 2. поддержка социально незащищенных слоев населения; 3. поддержка развития и сохранения жилищно-коммунального хозяйства и объектов исторического и культурного значения; 4. спонсирование местных образовательных, спортивных и культурных мероприятий и организаций; 5. поддержка кампаний и исследований, которые являются социально значимыми; 6. участие в благотворительных акциях.
Проведенный анализ КСО дает основания для выделения реализации общественно-частного партнерства в таких направлениях КСО как развитие персонала, социально ответственная реструктуризация, развитие местного сообщества, которые можно трактовать как формы общественно-частного вида межсекторного партнерства.
По направленности политики реализации КСО компании можно разделить на две составляющие, обуславливающие соответствующие формы КСО:
- внутренняя социальная политика предприятия, которая осуществляется для сотрудников предприятия, ее основное отличие - ограниченность рамками одной компании. Внутренняя социальная политика предприятия является проявлением интернальной формы корпоративной социальной ответственности (или интернальной КСО). Интернальная КСО включает следующие мероприятия: всемерное содействие повышению образования и квалификации сотрудников, развитие системы корпоративных университетов, программ переподготовки и непрерывного обучения; обеспечение на современном уровне безопасности труда; стабильную выплату адекватной квалификации сотрудников заработной платы; дополнительное медицинское страхование; помощь работникам в критических ситуациях.
- внешняя социальная политика, которая проводится для общества на территории нахождения той или иной компании соответствует экстернальной форме корпоративной социальной ответственности (или экстернальной КСО). Экстернальная КСО во многом определяется традициями и культурой, ментальностью страны. К компонентам внешней КСО относятся: спонсорство и корпоративная благотворительность; экологическая деятельность; взаимодействие с местным сообществом; готовность участвовать в решении кризисных ситуаций на территории своей деятельности; выпуск качественной продукции - ответственность перед потребителями; содействие развитию некоммерческого сектора и гражданской экспертизы, транспарентности в обществе.
Формы общественно-государственного вида межсекторного социального партнерства
Обобщение за рубежной и отечественной практик [4, 5] взаимодействий между государством и некоммерческим сектором в контексте используемых технологий позволяет выделить следующие формы общественно-государственного партнерства.
Во-первых, конкурсная форма - взаимодействие между государством и некоммерческими организациями (НКО) при решении социальных проблем населения территории и каждой из сторон на основе технологии конкурса. Другим словами, государство выделяет финансирование на предоставление социальных услуг, распределяя между НКО на конкурсной основе.
В России конкурсная форма реализуется при предоставлении целевых грантов, выделяемых: Министерствами (программы Минздравсоцразвития, Минэкономразвития) - «корпоративные» конкурсы; Президентом РФ (программа Президентских грантов) -федеральные конкурсы; региональными органами власти (региональные программы поддержки НКО, проведение конкурсов социальных проектов профильными Министерствами, ведомствами, департаментами и т. д.) - региональные конкурсы. Вместе с тем, наблюдается вариация тематических направлений выделения грантов, тем самым категорий поддерживаемых НКО, от профильности деятельности грантодателя (Программа Минздравсоцразвития - реабилитация, поддержка ветеранов, поддержка профсоюзов) до широкого перечня направлений по технологиям социальной работы по отдельным категориям населения (поддержка семьи и детей, молодежи, реабилитация и адаптация инвалидов - региональные программы; профилактика социального сиротства, повышение качества жизни пожилых, социальная адаптация инвалидов - Программы поддержки СО НК МЭР) и секторов социальной сферы (социальная политика, образование, культура, защита прав человека - Программа Президентских грантов). Отличным является механизм распределения средств. Гранты Минздравсоцразвития
предоставляются без организации конкурса организациям-получателям по фиксированному списку. Средства остальных программ государственной поддержки НКО предоставляются на конкурсной основе: в рамках конкурса Президентских грантов 5 НКО-операторов распределяют финансирование по направлениям; по конкурсу региональных программ гранты распределяют профильные министерства и ведомства; в конкурсе МЭР распределяется финансирование между субъектами РФ и крупными СО НКО. Кроме того на федеральном уровне поддержка НКО осуществляется Фондом Ельцина, Фондом «Русский Мир».
Отдельное место в приоритетах государственного финансирования по каналу МЭР занимают услуги по обучению специалистов НКО, развитию инфраструктурной поддержки: создание региональных и межрегиональных ресурсных центров, оказывающих информационно-консультационную, кадровую, научно-
исследовательскую, методическую поддержки СО НКО, осуществляющих экспертную деятельность в развитии кооперации государства и НКО.
Во-вторых, социально-технологическая форма - взаимодействие государства и НКО по трансляции технологии социальной работы, отличающихся инновационным характером, эффективностью использования средств и качеством результатов. (Например, это технологии: хосписы, приемные семьи, иппотерация, гериартрическая реабилитация на дому и др.).
В третьих, организационно-структурная форма - взаимодействие между государством и НКО, когда власть (вместе с НКО) образует организационную структуру (юр. лицо), которой делегируется часть функций по решению социально-значимых задач через вовлечение граждан при финансовой поддержке со стороны власти. (Например, Региональные Ресурсные центры поддержки СО НКО, Агентство стратегических инициатив, Фонд поддержки малого предпринимательства и др.)
В четвертых, договорная форма МСП - взаимодействие между государством и НКО в технологии переговоров, на основе правил сотрудничества при решении различных задач (без организации конкурсов, создания оргструктур или опоры на какие-либо новые технологии). Общественные палаты, общественные комитеты, форумы граждан.
В пятых, комплексные или комбинированные формы МСП-системы взаимодействия между государством и НКО, обладающие чертами, как минимум двух из названных выше форм. В РФ государственную поддержку СО НКО (социально ориентированные некоммерческие организации) следует рассматривать как комплексную форму МСП, поскольку в ней реализуется и государственное финансирование СО НКО через технологию конкурсов (конкурная форма МСП), и создание РРЦП СО НКО (региональных ресурсных центров поддержки СО НКО, направленных на инфраструктурную поддержку деятельности НКО) - организационно-структурная форма МСП. Активно реализуется договорная форма МСП в деятельности Общественных палат, наблюдательных советов и т.д. В свою очередь общественные палаты и Министерства могут выступать операторами конкурсов. Так, как форма активизации деятельности некоммерческих организаций для повышения доверия общественности к деятельности СО НКО при поддержке Общественной палаты РФ, Министерства юстиции РФ и Министерства экономического развития РФ ежегодно проводится всероссийский конкурс публичных годовых отчетов СО НКО, направленный на продвижение практики издания и распространения публичных годовых отчетов в деятельности СО НКО как одного из инструментов прозрачности и подотчетности перед обществом.
Приведенные выше иллюстрации форм МСП свидетельствуют об условном разделении форм МСП. Так, конкурсная форма корреспондирует с социально-технологической, поскольку тематические направления конкурсов для СО НКО, как правило, связаны с развитием отдельных технологий предоставления социальных услуг
определенным категориям граждан. Создание организационно-структурных форм МСП также уходит к истокам финансирования через конкурсные технологии. Таким образом, развитие форм МСП инициируется через реализацию конкурсной формы МСП.
Выводы
1. Для управленческих целей, учитывая субъектную структуру и взаимодействия между субъектами, следует выделить следующие виды межсекторного социального партнерства:
• государственно-частное партнерство - предусматривает взаимодействия между государством и частным капиталом;
• общественно-государственное партнерство - включает взаимодействия между субъектами: государством и некоммерческим сектором;
• общественно-частное партнерство - охватывает взаимодействия между корпоративным сектором и некоммерческим.
2. Осуществление общественно-частного партнерства воплощается в реализации корпоративной социальной ответственности. Проведенный анализ КСО дает основания для выделения реализации общественно-частного партнерства в таких направлениях КСО как развитие персонала, социально ответственная реструктуризация, развитие местного сообщества, которые можно трактовать как формы общественно-частного вида межсекторного партнерства. По направленности политики реализации КСО компании можно разделить на две составляющие, обуславливающие соответствующие формы КСО: внутренние и внешние.
3. Обобщение за рубежной и отечественной практик взаимодействий между государством и некоммерческим сектором в контексте используемых технологий позволяет выделить следующие формы общественно-государственного партнерства: конкурсная форма, социально-технологическая форма, организационно-структурная форма, договорная форма, комбинированная форма.
Литература
1. Евстафьев Э.Н. Частно-государственное партнерство как фактор инновационного развития экономики: автореф. дис......канд.экон. наук. - Казань, 2009. - 18 с.
2. Лихачев Н.А. Развитие частно-государственного предпринимательства в социальной сфере: автореф.дис.....канд.экон.наук. - Тамбов, 2011. -16 с.
3. Кирилюк А. С. Частно-государственное партнерство как институт модернизации экономики: автореф.дис.....канд. экон.наук. - Саратов, 2012. - 17 с.
4. Кулькова В.Ю. Российские тренды развития некоммерческих организаций (НКО) в международной компаративистике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 30(170), с. 37-46.
5. Кулькова В.Ю. Организационно-информационная поддержка деятельности СО НКО в РФ и Республике Татарстан / Кулькова В.Ю., Мироненко Н.В., Рудакова О.В. // Вестник Орел ГИЭТ. 2012. № 2(20), с. 165-171.
6. Кулькова В.Ю. Реализация корпоративной социальной ответственности в социально-экономическом развитии региона / Кулькова В.Ю., Сафин Л.Х. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 36(177), с.72-80.
7. Sustainability-From Principie To Practice. 2008. Goethe-Institut
8. FreerSpreckley. 1981. Social Audit - A Management Tool for Co-operative Working. - 126 p.