Научная статья на тему 'Теоретические аспекты лизинга'

Теоретические аспекты лизинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Креймер Наталья Алексеевна

Современный этап развития предприятий АПК характеризуется крайней нестабильностью их финансово-экономического состояния. С одной стороны, ухудшается экономическое положение сельскохозяйственных предприятий и предприятий других сфер агропромышленного производства. С другой стороны, государственные возможности финансирования АПК ограничены. Фактические размеры инвестиций в сравнении с современными потребностями предприятий АПК и в особенности сельскохозяйственных товаропроизводителей ничтожно малы. Источниками финансирования восстановления технического потенциала могут быть, как и в других случаях, собственные, привлеченные и заемные средства. В условиях кризиса, когда многие предприятия не могут осуществлять крупные финансовые вложения в техническое обновление и интенсификацию производства, стала очевидной необходимость значительного повышения роли лизинговых операций, позволяющего привлечь дополнительные частные инвестиции для развития производственной сферы и поддержки отечественного производства, в том числе и сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты лизинга»

УДК 339.187.62:631.3

Теоретические аспекты лизинга

Креймер Н.А. - ст. преподаватель кафедры финансов

Кубанский государственный аграрный университет

Современный этап развития предприятий АПК характеризуется крайней нестабильностью их финансово-экономического состояния. С одной стороны, ухудшается экономическое положение сельскохозяйственных предприятий и предприятий других сфер агропромышленного производства. С другой стороны, государственные возможности финансирования АПК ограничены. Фактические размеры инвестиций в сравнении с современными потребностями предприятий АПК и в особенности сельскохозяйственных товаропроизводителей ничтожно малы. Источниками финансирования восстановления технического потенциала могут быть, как и в других случаях, собственные, привлеченные и заемные средства. В условиях кризиса, когда многие предприятия не могут осуществлять крупные финансовые вложения в техническое обновление и интенсификацию производства, стала очевидной необходимость значительного повышения роли лизинговых операций, позволяющего привлечь дополнительные частные инвестиции для развития производственной сферы и поддержки отечественного производства, в том числе и сельского хозяйства.

Лизинг в сельском хозяйстве заключается в продаже техники с рассрочкой платежа, или аренде машин с оплатой их стоимости по частям, что отвечает интересам, как изготовителей, так и потребителей машин. Лизинг является весьма гибким экономическим инструментом, способным ускорить решение задач финансирования, технического перевооружения, реконструкции и развития производства. Аренда на основе лизинга выгодна как в отношении дорогостоящего оборудования, так и менее сложной техники.

Европейская федерация национальных ассоциаций по финансовой аренде (лизингу) оборудования (ЬеаБеигоре) дает следующее определение: "лизинг -это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности". Иногда лизинг определяется как "кредитование аренды", сущность которого состоит в передаче лизингодателем лизингополучателю материальных ценностей во временное пользование с оплатой лизингополучателем потребительской стоимости услуг лизингодателя и процентов за кредит. Общими словами лизинг можно определить как особый вид предпринимательской деятельности, включающий три формы

организационно-экономических отношений: арендные, кредитные и

инвестиционные. Все эти свойства - кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности - тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, в совокупности образуя новую организационно-правовую форму бизнеса.

Лизинг является экономической деятельностью, которая существует тысячи лет. Об этом упоминается еще в Новом завете. В Евангелии от Матфея есть притча, в которой говорится о том, как владелец земли сдает в аренду свои виноградник и винный пресс лизингополучателям. Метод лизинга, как и сам термин, пришел в Европу, а затем распространился по всему миру из США. Термин "лизинг" произошел от английского глагола "to lease", что означает "нанимать", "брать в аренду".

История арендных отношений насчитывает более четырех тысяч лет. Учеными найдены свидетельства о том, что ориентировочно между 400 и 450 г.г. до н.э. к юго-востоку от Вавилона, в древнем городе Ниппур семьей Мурашу была открыта первая известная в истории человечества лизинговая компания. Семья Мурашу являлась непревзойденным лидером на рынке арендных услуг в Персидской империи. Она специализировалась на аренде земли, но также предлагала и ряд сопутствующих продуктов: аренду скота, сельскохозяйственной техники и продажу посевных материалов в рассрочку.

Другие древние цивилизации, такие как древнегреческая, римская и египетская активно практиковали аренду в качестве эффективного и порой единственно доступного способа получить необходимые средства производства и землю для возделывания. В те времена (как, впрочем, и сейчас в России) возможность получить средства производства в пользование и владение являлась далеко не прихотью: аренда оборудования и земли позволяла получать средства для существования целым поселениям.

В девятнадцатом веке наблюдается значительный рост арендной деятельности в основном за счет увеличения разнообразия предметов аренды, используемых в обществе. Бурное развитие технологий в сельском хозяйстве, на производстве и транспорте сделало аренду очень актуальной и востребованной в предпринимательской среде. Так, например, компании, активно строившие железные дороги, давали право другим компаниям, которые управляли подвижными составами, пользоваться принадлежавшими им рельсами и шпалами за арендную плату. В свою очередь, подвижные составы передавались транспортным компаниям также в аренду. Именно бурное строительство железных дорог дало большой импульс для развития лизинга как отрасли в США. Вместе с бумом строительства железных дорог начали образовываться так называемые "трасты оборудования" (equipment trusts), которые занимались привлечением средств вкладчиков и инвестировали эти средства в покупку подвижных составов и сопутствующего оборудования. Эти составы и оборудование, в свою очередь, сдавались в аренду корабельным компаниям, а также железнодорожным предприятиям, перевозчикам грузов и пассажиров. Частным вкладчикам на руки выдавались специальные свидетельства, на основании которых они могли получить обратно вложенные деньги и проценты на них.

Вместе с техническим прогрессом в ХХ веке аренда становилась еще более актуальной. Теперь новым толчком в ее развитии стал повышенный интерес самих производителей оборудования к аренде как к инструменту продаж. Уже в начале века производители оборудования поняли, что единовременно изыскать необходимые средства для приобретения дорогостоящего оборудования очень трудно, а в большинстве случаев просто невозможно. Значительная часть производителей оборудования рассматривали аренду, при которой право собственности в течение срока договора остается за арендодателем, как способ сохранить право собственности и над технологией, легшей в основу производства оборудования.

Официальной датой рождения лизинга принято считать 1954 год, когда обычная аренда получила некую дополнительную черту, впоследствии давшую гигантский рост данной отрасли в развитых странах Запада. В 1954 г. Генри Шонфельд основал компанию под названием Американская Лизинговая Корпорация (АЛК). АЛК сегодня рассматривается многими лизингодателями в США как первая в стране специализированная лизинговая компания по передаче оборудования в лизинг. Сделки в АЛК строились таким образом, что клиент нес ответственность за ремонт, страхование и прочие издержки, связанные с эксплуатацией переданного в лизинг оборудования. Лизингополучатель выплачивал АЛК всю стоимость оборудования и имел право получить его в собственность по окончании договора. Речь здесь идет о возможности использования ускоренной амортизации предмета аренды в целях налогообложения у его балансодержателя. Действительно, вся история развития лизинговой отрасли на Западе демонстрирует, что ускоренная амортизация в целях налогообложения является одним из главных признаков, отличающим обычную аренду от лизинга. Аренда в совокупности с ускоренной амортизацией позволяет лизинговым компаниям условно "передавать" выгоду от ускоренной амортизации арендаторам, что выражается в уменьшении стоимости финансовой аренды.

В большом количестве случаев аренда содержала обязательство либо право арендатора приобрести предмет аренды в собственность по окончании срока договора. С одной стороны, ускоренная амортизация позволяла оптимизировать налогообложение у арендодателей в течение действия договора, а с другой, по его окончании не возникало дополнительного налогообложения при передаче имущества в собственность арендатора, т.к. оборудование было практически полностью амортизировано. Именно институт ускоренной амортизации лег в основу создания лизинга как такового, а также сделал лизинг конкурентоспособным по сравнению с обычной арендой или кредитом.

Со времен основания первой лизинговой компании в США лизинг в этой стране превратился в гигантскую отрасль с годовым оборотом, составившим на конец века 234 млрд. долл. (только оборудование). Для сравнения в России (по разным оценкам) объем лизинга в то же время составил около 0,5 млрд. долл. А общий объем инвестиций в приобретение оборудования в США в 2000г. составил 820 млрд. долл. Становится очевидным

то, что практически каждый третий комплект оборудования в США в 2000г. был получен в пользование и владение производителями с помощью лизинга. За 2001 год оборот по лизингу был на уровне 260, а в 2002 г. - на уровне 280 млрд. долл. На сегодняшний день по своему типу участники лизингового рынка США делятся на три основные группы: независимые лизинговые компании, банки (лизинговые компании при банках) и связанные компании (при производителях оборудования). В 2000 г. 52% от отраслевого оборота принесли независимые лизинговые компании, 27% - банки, 19% - связанные компании и 2% - прочие участники рынка. Лизинг остается одним из наиболее доходных финансовых инструментов: так, в 2000 г. соотношение прибыли до

налогообложения к выручке составило 18,1% в среднем по отрасли, доход на капитал (ROE) составил 14,9%, а доход на активы (ROA) составил 1,5%. На протяжении последних 50 лет лизинг осознанно признавался стратегически важным направлением государственной экономической политики США. При этом в отдельные годы наблюдались попытки приравнивать лизинг по своему экономическому содержанию к обычной аренде через отмену ускоренной амортизации. Однако на смену подобным периодам приходило осознание важности лизинга для экономического здоровья экономики. Большую часть истории отрасли лизинг получал поддержку Конгресса США, который всячески стимулировал инвестирование в покупку основных средств, обновление производственной базы американских производителей. Успехи и масштабы развития лизинга за рубежом не могут не впечатлять. Так, его доля в общем объеме производственных инвестиций составляет в странах Западной Европы 12 - 19%, в США - 25%, Австралии - 31%.

Активное использование лизинга в рамках отдельных государств, демонстрирующее острую необходимость его применения в целях преодоления инвестиционного кризиса, является свидетельством актуальности и огромной значимости развития в России этого вида предпринимательской деятельности и его правового оформления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.