Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 2 (183).
Экономика. Вып. 23. С. 122-127.
И. А. Данилов, Е. В. Волкова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННОЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ И ЗАРУБЕЖНОЕ ТРАКТОВАНИЕ
В статье на основе изучения мнений отечественных и зарубежных экономистов уточняются теоретические аспекты термина «конкуренция», проводится его ретроспективный и содержательный анализ, на базе которых предлагается сводный рисунок, хронологически отражающий признаки, вид, модель и подход к конкуренции различных авторов.
Ключевые слова: конкуренция, монополия, олигополия, экономическое соперничество.
Изначально термин «конкуренция» происходит от латинского «сопсиггепйа», что означает «столкновение», при этом правомерно отметить, что данное понятие является однокоренным латинскому «сопсиге^» — соревнование [1. С. 44].
По нашему мнению, именно вышеозначенное коренное сходство понятий предопределяет их единый состязательный характер — в первом случае между экономическими, а во втором — любыми, прежде всего, спортивными субъектами.
Конкуренция в хозяйственной жизни возникла со сменой феодального способа производства на капиталистический. В определенной степени она существовала и в предшествующих формациях, пронизывая при этом все сферы жизни общества [2. С. 21].
На первых этапах развития капитализма конкуренция была антиподом, противовесом монополии, существовавшей при феодализме в форме различных цеховых ограничений.
В эпоху первоначального накопления капитала с утверждением принципа свободы торговли и промысла конкуренция была максимально свободной, т. е. лишенной различного рода ограничений и регулирующей роли государства.
Следовательно, уже на ранних этапах исследования конкуренции она рассматривается как соперничество на каком-либо поприще между субъектам, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Несмотря на то, что эта цель ориентируется на развитие рынка с момента его появления, первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились только к середине XVIII в., при этом основной движущей силой явилась классическая школа полити-
ческой экономии, которая рассматривала конкуренцию как неотъемлемый элемент рыночного механизма, пронизывающий все отрасли экономики и ограничиваемый только субъективными причинами.
А. Смит трактовал конкуренцию как «поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно». Он считал, что конкуренция — это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников [3. С. 13].
Следовательно, в классической теории конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения и таким образом «конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования».
Конкуренция — механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
Несмотря на то, что А. Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, которые часто мешают достижению оптимума, он действительно сделал первый шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:
- на основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);
- определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую ин-
формацию о них, мобильность используемых ресурсов;
- впервые показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отдельными отраслями;
- сделал существенный шаг к формированию теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции;
- разработал элементы модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей.
Модель совершенной (чистой) конкуренции, теоретические основы которой постулировал А. Смит — полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом в его теоретических положениях выступает ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике.
Развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, Д. Риккардо отмечал: «Когда говорят о предмете потребления, его меновой стоимости и о законах, регулирующих его цены, то всегда имеется в виду такой товар, на производство которого оказывает огромное влияние конкуренция.
В своем труде «Принципы политической экономии и налогообложения» Д. Риккардо построил самую безукоризненную теоретическую модель совершенной конкуренции. Для ее описания автор сконцентрировал внимание на том, как функционирует такая система в долгосрочной перспективе. Такой подход дал возможность уйти от деталей, связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка и т. д., которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения. Идея совершенной конкуренции помогла понять, каким образом «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления и как последние способствуют развитию капиталистической экономики [4. С. 133].
Дж. С. Милль высказывался на этот счет следующим образом: «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования».
Им был сделан существенный вклад в теорию конкуренции: разработано уравнение междуна-
родного спроса, выделены так называемые неконкурирующие группы на рынке, дана тройственная классификация ценовой эластичности спроса, разработаны понятия экономии на масштабах, альтернативных издержек [5. С. 12].
Дополнил модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости, К. Маркс в «Капитале» [6. С. 3].
Неоклассическая школа, расцвет которой пришелся на XIX в., еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Особенно значительными можно считать неоклассические концепции А. Маршала. Развивая основные положения классиков, он, на наш взгляд, наиболее полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной конкуренции и действия законов предельной производительности. Кроме того, им впервые были подвергнуты критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции — монополистической [7. С. 13].
Проследим эволюцию взглядов на конкуренцию за рубежом (рисунок).
Следовательно, конец XIX и начало XX в. явились периодом, изменившим многие устоявшиеся взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике. Недовольство существовавшей моделью совершенной конкуренции было вызвано чрезмерным вниманием только к одному виду конкуренции — ценовой, и невозможностью раскрыть с ее помощью сущности конкурентной деятельности.
Однако основной сферой противоборства взглядов на конкуренцию стали дискуссии вокруг вопросов ценообразования, развернувшиеся с появлением работы П. Сраффы «Законы получения доходов в условиях конкуренции», где автор убедительно доказал, что под влиянием расширения производства крупные организации при ведении своего бизнеса получают дополнительные преимущества, которые могут реализовать только нарушая действие механизма чистой конкуренции и оказывая непосредственное влияние на ценообразование.
В свою очередь научные работы Дж. Робинсона и Э. Чемберлина подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии
Большое количество пред- Большое количество Небольшое количест- Одно предприятие.
приятий, реализующих предприятий реал и- во предприятий. выпускающее уни-
X 5 стандартизированную про- зующих дифферен- Диапазон контроля кальную продукцию,
а X дукцию. цированную продук- цен зависит от уровня не имеющее эффек-
о. Контроль над ценой отсут- цию. согласованности дей- тивных заменителей.
X ствует. Узкий диапазон кон- ствий предприятий. Контроль над ценами
І Эластичный спрос. троля цен. Преимущественно не- значительный.
X Не используются неценовые Эластичный спрос. ценовая конкуренция. Спрос неэластичный.
я X методы конкуренции. Используются неце- Наличие существен- Вход в отрасль для
X Отсутствуют препятствия новые методы конку- ных препятствий для других фирм заблоки-
с для организации бизнеса ренции. организации бизнеса рован
Незначительный вход-
ной барьер
Чистая конкуренция Монополистическая Олигополистическая Чистая монополия
со конкуренция конкуренция
Модель Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Подход Поведенческий (акцент на методы конкурентной борьбы,принципы выбора стратегии поведения и т. д.) Структурный (акцент при трактовании смещается с борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем) Функциональный (акцент на роль конкуренции в экономике)
Трактование Автоматический равновесный механизм рынка Механизм ценового регулирования рынка Закон, устанавливающий правила регулирования рынка Состязание между производителями за потребителя Математическое объяснение закономерностей рынка Механизм формирования обоснованной цены Ситуация, когда конкурирующих единиц много и они независимы Принципиальная возможность влияния на рынок Лучший механизм экономического равновесия Соперничество старого с новым (в технологиях) Соперничество фирм в установлении цены я ж X 2 ОС О. 31 з: 5 І II 1 і 18 О | Е с Механизм ценового воздействия на спрос и предложение
Основной труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» ! «Принципы политической экономии и налогообложения» «Принципы политической экономии» «Капитал» «Теория монополии» «Лекции по политической экономии» Экономическая теория несовершенной конкуренции» >х з и о гг Е X § 5 I 5 ^ 2 5 5 а. о = 4> О н * «Общая теория занятости, процента и денег» 2 (П X § X а о о л 5 Й т ¡г х * 5 — В х. * § с 2 « а * * » х «Экономика контроля» а 1 о. § X * 5 а 6 5 к г а о 5 5 х 1 X л V х «Производство товаров посредством товаров»
Автор Ё 2 и § & ж X о. л § X 2 и и К О. я 5 Ё. О >л § О 5 л 5 о и ¿с X со X о о X X о о о. X 2 — 4> Ю ЗЕ 4) ¡Г и *х 4> о. б р 4» С 2 >ч Э о. 4> X & 4» С ж 4> СВ я X < я я о. и
< С* еЗ ЬЙ е ы ЕІ о Я < е С
Год 1776 1817 1848 1863 1897 1901 1933 1933 1936 1942 1944 1948 1960
В ек XVI XIX XX
Эволюция взглядов на конкуренцию за рубежом
и о возникновении неценовых форм конкуренции. При этом основной недостаток в описании монополии классической и неоклассической школами заключался в том, что в их научных исследованиях уделялось большое внимание координирующей роли цены в долгосрочном равновесии [8].
В связи с этим обстоятельством монополия, имеющая все признаки краткосрочного периода, не представляла особого интереса. Все попытки А. Смита и Д. Риккардо установить связь между ценой и стоимостью производства, а также сформулированная ими теория стоимости не являются предпосылками для создания монополий, т. к.
последняя «вбила клин» между ценой и стоимостью. Они же только вскользь упомянули о монополии, когда формулировали вывод о децентрализации экономики.
В реальности теория монополии не входила в экономическую теорию, пока А. О. Курно не установил равенства между маржинальным годовым доходом и равновесной монопольной ценой и не предложил на этой основе теорию чистой монополии и олигополии.
В современной зарубежной литературе присутствует три подхода к определению конкуренции:
- определяет конкуренцию как состязательность на рынке — такой подход является наиболее общим;
- рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение, — этот подход характерен для сторонников классической экономической теории;
- определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, — этот подход основывается на современной теории морфологии рынка (таблица).
Как следует из анализа таблицы, под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а, скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов «конкуренция» и «соперничество».
В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению, тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке. Поведение экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока [10. С. 44].
С другой стороны, поведение монополиста или полиполиста (участника рынка совершенной конкуренции) не может характеризоваться
как соперничество, поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических субъектов ничтожно мала.
Соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных мерах по продвижению их на рынок и т. п. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время не могут быть названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где явное соперничество отсутствует.
Таким образом, различие конкуренции и соперничества возникло лишь с развитием теории строения рынка. Экономисты-классики не различали этих понятий, говоря просто о конкуренции. Но, говоря о свободной конкуренции, они, прежде всего, имели в виду соперничество. Рынок — сфера обращения однородного товара и его ближайших субститутов. Степень взаимозаменяемости товара детерминируется перекрестной ценовой эластичностью спроса: если эластичность меньше единицы, то можно говорить о завершении рынка.
В отличие от западной трактовки для литературы советского периода было характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом, поэтому она трактовалась в это время следующим образом: «...антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий» [11. С. 31].
В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное: «...конкуренция естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители —
Виды рынков в соответствии с критерием количества участников
Количество покупателей Количество продавцов
Много Несколько Один
Много Несколько Один Конкуренция Олигопсония Монопсония Олигополия Двусторонняя олигополия Монопсония, ограниченная олигополией Монополия Монополия, ограниченная монопсонией Двусторонняя монопсония
в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей» [12. С.19].
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка, отличающееся следующими признаками:
1) проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления (эксплуатации);
2) является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и т. д.);
3) служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции, экономического закона, выражающего объективность категорий состязательности между субъектами рынка;
4) влияет на характер и формы взаимоотношений между субъектами рынка;
5) обладает функциями:
- регулирования — для того, чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя);
- мотивации — предприятия, которые производят лучшую по качеству продукцию с меньшими затратами, получают, как правило, дополнительное вознаграждение за счет более высокого спроса на их продукцию при сравнимых с конкурентами ценами;
- распределения — позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом;
- контроля — конкуренция ограничивает и регулирует экономическую силу каждого предприятия.
В целом правомерно отметить, что конкуренция в литературе хотя и в различной интерпретации, но все же определяется как соперничество экономических субъектов, что подтверждают наиболее типичные ее определения:
- состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают воз-
можности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке [13. С. 4];
- состязательность в условиях отсутствия монополии [14. С. 54];
- сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить конкурента [15. С. 29];
- особый вид по замыслу честной экономической борьбы, в котором при наличии равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая и предприимчивая сторона [16. С. 5];
- соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров [17. С. 32];
- соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции [18. С. 13];
- соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей [19. С. 44].
Исходя из этих определений, предлагаем под конкуренцией понимать цивилизованное рыночное соревнование между любыми экономическими субъектами с целью получения более высоких доходов, прибыли и иных выгод на основе предоставления покупателю права выбора предлагаемого блага.
Список литературы
1. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 3-е изд. М. : Ин-т мировой экономики, 2008. 690 с.
2. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г Л. Азоев. М. : Центр экономики и маркетинга, 1996. 248 с.
3. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. . М. : Эксмо, 2005. 960 с.
4. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. М. : Эконов, 2003. 340 с.
5. Милль, Дж. С. Основы политической экономии / Дж. С. Милль. М. : Прогресс, 1981. 230 с.
6. Маркс, К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 1. М. : Наука, 1990. 400 с.
7. Маршалл, А. Принципы политической экономии / А. Маршалл. М. : Директ-Медиа, 2007. 993 с.
8. Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Дж. Робинсон. М. : Экономика, 2006. 390 с.
9. Шумпетер, Й. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер. М. : Знание, 2005. 419 с.
10. Васильева, З. А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка / З. А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 2. С. 23-32.
11. Кондрашев, В. Анализ проблем конкурентоспособности / В. Кондрашев // Экономист. 1999. № 12. С. 79-88.
12. Микроэкономика. Теория конкуренции и конкурентных преимуществ : учеб. пособие / Е. А. Иванова, А. А. Быкова. СПб. : Изд-во СПбГТУ. 1996. 56 с.
13. Завьялов, П. С. Конкуренция — неотъемлемое свойство развитого рынка / П. С. Завьялов // Маркетинг. 2007. № 5. С. 2-14.
14. Качалина, Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л. Н. Качалина. М. : Эксмо, 2006. 464 с.
15. Кулешова, А. Б. Конкуренция в вопросах и ответах / А. Б. Кулешова. М. : ТК Велби, Проспект, 2004. 256 с.
16. Портфель конкуренции и управление финансами: Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего / отв. ред. Ю. Б. Рубин. М. : СОМИНТЭК, 1996. 398 с.
17. Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Дж. Робинсон. М. : Экономика, 2006. 390 с.
18. Рубин, Ю. Б. Конкуренция: реалии и перспективы / Ю. Б. Рубин, В. В. Шустов. М. : Знание, 1990. 15 с.
19. Шкардун, В. Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В. Д. Шкардун, Т. М. Ахтямов // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 4. С. 44-54.