УДК 338
П.П. Шутов*
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье рассмотрены теоретические вопросы стратегического развития предприятий; доказывается, что переход от стратегического выбора компании к стратегическим изменениям как основе оптимальных и успешных стратегий требует смещения направлений исследования на динамические процессы и организационно-экономические механизмы. Получили развитие теории подрывных технологий, реальных опционов, динамических способностей.
Ключевые слова: эффективность, стратегия, предприятия, развитие, экономика, теория, исследования, анализ, эволюция.
Сущность и понятие эффективности функционирования любого из экономических явлений и процессов (субъектов экономики) заключается в сравнении и оценке результатов конкретной деятельности на каждую единицу затрат, а именно — производственных, финансовых, трудовых, материальных и пр.
Для комплексного, полного анализа существующих стратегий эффективности функционирования промышленных предприятий, по мнению автора, необходимо начать исследование с эволюции подходов к стратегической деятельности. Анализ максимально широкого количества подходов к исследуемой проблеме имеет своей целью выявить те направления и концепции, которые можно наиболее корректно применять для разработки стратегии повышения эффективности функционирования промышленных предприятий.
Анализ эволюции подходов к определению эффективности экономических систем позволил выделить следующие основные положения и направления развития экономической науки в данной области (табл.).
Основным и наиболее адекватным экономическим результатом рыночной и производственной деятельности предприятия с учетом его долговременной перспективы функционирования является достижение и получение максимальной прибыли на вложенный в производство капитал. Исходной точкой для реального увеличения эффективности производства должно явиться соотношение получаемой прибыли и имеющихся при этом затрат [1].
В отечественной научной литературе вопросы разработки стратегии повышения эффективности предприятий начали рассматриваться гораздо позже, чем за рубежом. Очевидно, что причинами такого положения дел послужили различия в периодах становления экономических отношений, развития новых отраслей экономики, которые в России начали формироваться не так давно [2].
Теория стратегического управления фирмой начала активно развиваться с средины ХХ столетия. Ряд исследователей уже с 1980-х годов активно заявлял о новых этапах стратегического менеджмента и новых стратегиях эффективного функционирования организации. Примерно в этот же период (1950—1960-е годы) произошло изменение
* © Шутов П.П., 2013
Шутов Павел Павлович ([email protected]), кафедра экономики Поволжского института бизнеса, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Галактионовская, 141, оф. 53.
приоритетов и механизмов роста компаний в Западной Европе и США. За последнее время крупные корпорации стали развиваться не на основе простого получения эффекта от исходных масштабов бизнеса, а прежде всего за счет диверсификации [3].
В российской современной научной литературе проблемам эволюции стратегического менеджмента посвящена работа В.С. Катькало, где были представлены этапы стратегического развития фирмы. Эволюция стратегического менеджмента прошла в своем развитии четыре этапа. Первые три относятся к ХХ веку, а четвертый этап к XXI веку. В периодизации применения стратегий развития предприятия был использован критерий «степень соответствия (зрелости) стратегии (управления) развитию и условиям функционирования предприятия». Суть этапов стратегического развития предприятий выражается в следующем.
1. Первый этап относится к 1960—1970 годам. На данном этапе предметом исследования являются внешняя и внутренняя среда организации, ее сильные и слабые стороны, проводится их анализ и предлагаются рекомендации по развитию фирмы. Представителями являются И. Ансофф, А. Чандлер, К. Кристенсен, К. Эндрюс.
Таблица 1
Основные направления теории эффективности в экономической науке [1]
№ п/п Основные направления теории эффективности Автор теории Характеристика теории Основное положение теории
1. Классическое направление [1] А. Смит Теория абсолютных преимуществ Абсолютное количество труда на единицу продукта
2. Д. Рикардо Теория сравнительных преимуществ Сравнительная производите ль-ность труда
3. Р. Торренс Теория сравнительных издержек Издержки производства
4. Э. Хекшер, Б. Олин Теория обеспеченности факторами производства Обеспеченность факторами производства
5. П. Самуэльсон, В. Столпер Теория обеспеченности факторами производства Цена избыточного и дефицитного фактора производства
6. Э. Хекшер, Б. Олин, П. Самуэльсон Теория обеспеченности факторами производства Абсолютные и относительные цены на факторы производства
7. Т. Рыбчинский Теория обеспеченности факторами производства Размер производства
8. Г. Джонсон Теория обеспеченности факторами производства Технологии использования факторов производства
9. Р. Джонс, П. Самуэльсон, М. Мусса Теория обеспеченности факторами производства Обеспеченность мобильными и немобильными факторами производства
Теоретические аспекты исследования стратегий эффективности функционирования предприятий
Продолжение таблицы
10. Неоклассическое Ф. Кене Теоретическая Количественная
направление [2] основа анализа наиболее общих пропорций, складывающихся в процессе производства и распределения совокупного общественного продукта модель экономики - баланс соотношения между различными сегментами производственной сферы
11. Д. Милль Теория взаимного спроса Эластичность взаимного спроса
12 А. Маршалл Теория взаимного спроса и предложения Стоимость товара ниже равновесной цены
13. Ф. Эдждуорт Теория равновесных, оптимальных сочетаний экспорта и импорта Мобильная стоимость товара ниже стоимости контрактной кривой
14. Л. Вальрас Теория «одновременного нащупывания пути» Мобильная стоимость товаров ниже точки равновесия на всех рынках одновременно
15 Д. Мид Теория предложения внутреннего производства и спроса Связь между кривыми предложения, внутренним спросом и производством
16. Г. Хаберлер, Теория Альтернативные
Я. Винер альтернативных цен и производственных возможностей цены, зависимость производственных возможностей от труда
17. П. Самуэльсон Теория международных трансфертов Наличие трансферта
18. Д. Бхагвати Теория увеличения совокупного предложения без соответствующего увеличения спроса Эластичность спроса и предложения
19. Д. Кейнс Теория спроса Государственное регулирование в целях обеспечении высокой эффективности функционирования и развития экономики
Окончание таблицы
20. Институциональн Т. Веблен, Теория институ- Влияния
ые и Дж. Комм онс , ционализма рыночных
неоинституционал Дж. Гелбрейт, институтов на
ьные Р. Коуз, О. Уильям- эффективность
концепции [3] сон, Д. Норт, Г. Гроссман функционирования социально-эконо -мических систем расличного уровня
21. Отечественная Е.Т. Гайдар, Теория социально- Эффективность
экономическая А.Н. Илларионов, экономи- развития
теория Е.Г. Ясин, ческой государства в
Г.Б. Клейнер, эффективности целом и отдельных
Л.П. Кураков, регионов
Д.С. Львов, оценивалась на
С.Ю. Глазьев, основе
В.И. Маевский соответствия
и др. фактических параметров их развития централизованному директивному плану
Новаторскими теоретическими разработками, которые активно использовались в деятельности новых компаний, были «концепции структуры» и «концепции корпоративной стратегии» [1]. Особое внимание заслуживает «концепция корпоративных стратегий», которая давала ответы на вопросы о том, каким образом компания выбирает оптимальный (реальный) набор видов бизнеса и как она может конкурировать на соответствующих рынках. Главным в теории и практике этого раздела стратегического развития с тех пор являются диверсификация (набор бизнесов, в которых компания конкурирует), вертикальная интеграция (набор стадий производства, включенных в рамки конкретной компании) и слияния и поглощения (один из механизмов реализации стратегий диверсификации и вертикальной интеграции) [5].
2. Второй этап начался со средины 1970-х годов и закончился в 1980-е годы. Доминирующей концепцией этапа становится школа позиционирования компании на рынке, рассматривающая конкурентные преимущества компании через ее соответствие правильному рыночному позиционированию. Представителями этапа являются М. Портер, Р. Майлз, Р. Фримен, Р. Рамелт, Э. Петтигрю [4].
Концепция конкурентных преимуществ была созвучна сформулированной американскими учеными в 1950-е гг. концепции маркетинга, в которой воплотился новый подход в отношениях компаний с рынками, ставший преемником традиционного сбыта.
Потребность в новой парадигме повышения эффективности функционирования промышленных предприятий в условиях перехода к рыночной экономике диктовалась к исходу 1980-х — началу 90-х гг. не только нараставшими методологическими трудностями развития соответствующей научной дисциплины, но и в еще большей мере — новыми стандартами практики управления конкурентоспособными компаниями [5; 6].
Согласно концепции известного американского экономиста Д. Макгрегора, в процессе стратегического развития экономический рост достигается в условиях решения двух взаимосвязанных проблем — повышения качества и увеличения объемов производства сложной и наукоемкой продукции, с одной стороны, и удлинения сроков ее эксплуатации — с другой.
Теоретические аспекты исследования стратегий эффективности функционирования предприятий
Как пишут в своей монографии Т. Коупленд, Т. Коллер и Дж. Мурин, суть проблемы заключается в том, что в последние десятилетия во всем мире значительно вырос разрыв между рыночной и балансовой стоимостью активов промышленных предприятий, т. е. наблюдается увеличение доли избыточных средств производства в имущественном комплексе. Это касается прежде всего предприятий, специализирующихся на производстве инновационной продукции.
В свою очередь, эффективное управление имущественным комплексом требует применения организационно-экономического механизма реструктуризации бизнеса, перехода от традиционной модели функционирования к модели, основанной на концепции В2В (business to business) [3].
Начальным пунктом концепции В2В выступают идеи о том, что на первое место в конкурентной борьбе выходит интеллектуальный капитал, а управление имущественным комплексом промышленных предприятий в условиях инновационной экономики сосредоточено на реструктуризации физического капитала этих предприятий.
Однако концепция B2B, активно используемая в практике инновационными корпорациями, так и не заняла достойного места в теории стратегического развития [1].
3. Третий этап продлился с 1980-х по 1990 годы. Данный этап рассматривает теорию стратегического управления на собственной основе. Основа — ресурсная концепция, которая исследует межфирменные различия для организации и завоевания конкурентных преимуществ в условиях роста стоимости нематериальных активов, специализации предприятий и глобализации экономики. Основные представители: Г. Хамел, Дж. Барни, К. Прахалад, Р. Виттингтон, Б. Когут, С. Монтгомери.
В 1990-е гг. ресурсный подход стал доминирующим в исследованиях стратегий фирм, а масштабы и глубина его влияния на эти исследования позволяют говорить о развертывании в данный период третьего этапа теории стратегического развития, суть которой состояла в ее переходе к «развитию на собственной основе». Отметим здесь, что впервые в истории исследований стратегий фирм ресурсная концепция явила собой не результат переосмысленных заимствований из смежных наук, а принципиально новый аналитический подход, синтезировавший достижения неортодоксальных экономических и организационных трактовок фирмы, а также более ранних концепций устойчивого развития [4].
Ресурсная концепция заняла доминирующие позиции в теории стратегического развития потому, что смогла выработать жизнеспособную альтернативу господствовавшим здесь прежде традиционным концепциям стратегий (школам проектирования и планирования) и школе позиционирования.
4. Четвертый этап начался вначале XXI века и характеризуется динамической теорией стратегического управления. Данная теория предполагает, что переход от стратегического выбора компании к стратегическим изменениям как основе оптимальных и успешных стратегий требует смещения направлений исследования на динамические процессы и организационно-экономические механизмы. Получили развитие теории подрывных технологий, реальных опционов, динамических способностей [2].
Опорой для ряда базовых идей этой концепции была изданная в 1994 г. книга Г. Хамела и К. Прахалада «Конкуренция за будущее». Главный тезис: сутью стратегии должно быть «создание рынков завтрашнего дня», для чего нужна «стратегическая архитектура», представляющая собой план формирования компетенций, необходимых для господства на рынках будущего. Чтобы обеспечить свое стратегическое развитие, свое место в будущем, важно не ограничивать стратегические цели имеющимися сегодня ресурсами, а, напротив, «отодвигать» эти цели от ресурсов как можно дальше.
Согласно пониманию стратегии, новое наполнение обрело понятие отрасли [3]. В новой ситуации «типичное определение отрасли состоит в той группе компаний, которые используют одну и ту же бизнес-модель». Более того, по мнению Г. Хамела,
понятие «отрасль» ныне недостаточно, поскольку попытка измерить создание новой ценности в «отрасли» часто ведет к сильному зауживанию спектра потенциальных возможностей бизнеса. Во избежание этого ученый предложил понятие «область» конкуренции, которое охватывает все компании в цепочке создания ценности — не только «вверх» и «вниз» от нашей компании, но и поставщиков комплементарных товаров и услуг в рамках более широкой «сети ценностей», а также компании, обладающие схожими ключевыми компетенциями либо удовлетворяющие те же потребности клиентов [2].
Другой сценарий достижения стратегического лидерства — посредством технологических инноваций — был в центре внимания концепции «подрывных» технологий К. Кристенсена. Его главная идея заключается в том, что в ходе конкурентной борьбы в отрасли компании, производящие, казалось бы, не лучший продукт, развивают его в новый лидирующий продукт, обходя всех конкурентов [4].
Результатом стало то, что концепции Г. Хамела и К. Кристенсена фактически ввели в теорию и практику стратегического развития идеологию «опережающего менеджмента» — идущего впереди происходящих на рынке изменений и корректирующего свои стратегии прежде, чем перемены на рынке повлияют на деятельность компании.
Библиографический список
1. Ansoff H.I. Corporate Strategy: An Analitical Approach to Business Policy for Growth and Expansion. N.Y.: McGraw-Hill Book Co., 1965.
2. Кристенсе, К.М. Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 237 с.
3. Коупленд Т., Коллер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. С. 45-48.
4. Тюкавкин Н.М. Стратегическое направление развития субъектов рыночной экономики // Журн. экон. теории. 2007. № 3.
5. Сараев АЛ., Сараев Л.А К теории структурной модернизации производственных предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 10(101). С. 160-169.
6. Кисельников Е.А., Сорочайкин А.Н., Тюкавкин Н.М. Оценка стратегии повышения эффективности функционирования предприятий машиностроения на основе капитализации прибыли // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 4 (105). С. 34-42.
P.P. Shutov*
THEORETICAL ASPECTS OF RESEARCH OF STRATEGIES OF EFFECTIVENESS OF FUNCTIONING OF ENTERPRISES
In the article theoretical questions of strategic development of enterprises are viewed. It is proved that transition lrom strategic choice of the company to strategic changes as a basis of optimal and successful strategies requires transition of directions of research on dynamic processes and organizational and economic mechanisms. Theories of blasting technologies, real options, dynamic capabilities got their development.
Key words: effectiveness, strategy, enterprises, development, economics, theory, researches, analysis, evolution.
* Shutov Pavel Pavlovich ([email protected]), the Dept. of Economics, Volga Region Institute of Business, Samara, 443010, Russian Federation.