Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования основ теневой экономики в домашнем хозяйстве'

Теоретические аспекты формирования основ теневой экономики в домашнем хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО / ФОНДЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухов В. В., Глухов Е. В.

В статье проводится исследование домашнего хозяйства, в котором в процессе создания системы бюджетов, как индивидуальных, так и совместных, принадлежащих всем членам семьи, происходит формирование основ теневой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования основ теневой экономики в домашнем хозяйстве»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

теоретические аспекты формирования основ теневой экономики в домашнем хозяйстве

В.В. Глухов,

директор департамента контроля за учебной работой Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток), кандидат экономических наук, доцент [email protected]

Е.В. Глухов,

аспирант Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)

[email protected]

В статье проводится исследование домашнего хозяйства, в котором в процессе создания системы бюджетов, как индивидуальных, так и совместных, принадлежащих всем членам семьи, происходит формирование основ теневой экономики.

Ключевые слова: домашнее хозяйство, фонды денежных средств, теневая экономика

УДК 336.63 ББК 65.9(2)26

Важное место в определении ориентиров и целей научных исследований с учетом развития новой парадигмы экономической науки, занимает разработка концептуальных основ финансов домашних хозяйств, как полноправного элемента децентрализованного сектора экономики и индикатора состояния российского общества.

В домашнем хозяйстве находят отражение все основные изменения и трансформации общественной жизни, и на него в первую очередь проецируются все последствия модернизации отечественной экономики.

Под влиянием финансово-экономического кризиса, который существенно повлиял на материальное благосостояние населения, в домашнем хозяйстве происходят глубокие изменения, которые отражают всю структуру экономических отношений, возникающих между его членами, т.к. у каждого человека существуют свои определенные ценности, в том числе личные финансы, которые он считает для себя основополагающими.

В последнее время термин «финансы домашних хозяйств» применяется довольно часто во многих информационных источниках и имеет свою «окраску» и трактовку в зависимости от точки зрения исследователя и его принадлежности к той или иной научной школе.

Но вместе с тем, при изучении сущности, структуры и роли домашних хозяйств в процессе их взаимодействия с другими элементами финансовой системы, основной акцент делается на исследовании побудительных мотивов инвестиционной активности населения, под которой обычно понимается развитие индивидуального предпринимательства и степень участия граждан на рынке финансовых услуг. При этом за пределами исследования остаются вопросы, связанные с изучением домашнего хозяйства, как сложного комплекса имущественных интересов всех его членов, «переплетения» различных форм собственности, как личной, так и индивидуальной, и причин их возникновения.

В теории финансовой науки считается, что внутри домашнего хозяйства создаются различные фонды денежных средств, имеющих целевое назначение: индивидуальные, совместные, потребления, фонд сбережений и т.д.

Совершенно иную окраску приобретает процесс фондирования средств членами домашнего хозяйства, если под мотивацией их создания понимаются причины, связанные с созданием «теневых» денежных фондов, выведенных из общего бюджета.

Такой подход способен расширить привычное представление о месте, роли, структуре и сущности домашних хозяйств как одного из элементов финансовой системы государства, на который распространяются все теоретические положения финансовой науки.

Термин «теневая экономика» достаточно часто упоминается в средствах массовой информации, т.к. практически во всех государствах и во все времена были люди, стремящиеся зарабатывать деньги незаконными средствами.

Изучению сущности, причин, форм, видов и объемов теневой экономики, ее влияния на экономику страны посвящены многочисленные исследования.

Но в то же время вне поля зрения исследователей остаются побудительные мотивы, причины, связанные с ролью домашнего хозяйства, заставляющие их членов заниматься созданием «теневых» фондов, не учитываемых при составлении общесемейного бюджета.

Как правило, в научной литературе сочетание домашних хозяйств и теневой экономики связывается с производством товаров и оказанием услуг, не учитываемых государством, и вследствие этого отнесение их к неформальному сектору экономики.

В соответствии с определением, данным Росстатом, неформальная экономическая деятельность осуществляется на законном основании индивидуальными производителями (домашними хозяйствами), которые часто не оформляются как предприниматели в установленном порядке, их работа основана на неформальных отношениях, как вторичная занятость, непрофессионально. [1]

В рыночных условиях хозяйствования неформальная экономика включает в себя значительный объем экономических отношений, складывающихся внутри финансовой системы современного российского общества.

При изучении данных процессов очень часто используются разнообразные термины, описывающие различные виды экономической деятельности, не подлежащие официальному учету

— теневая, скрытая, параллельная, подпольная, серая, неучтенная, неформальная, криминальная экономика и т.д.

В то же время, понимание значения «теневой экономики» у многих людей разное. Одни понимают под этим термином незаконное производство, другие — скрытые от государства налоговые вычеты, третьи — неучтенные операции с наличными и безналичными денежными средствами, четвертые — деньги, полученные преступным путем и т.д.

Оценка размеров неформальной экономики носит весьма относительный, сегментарный характер, т.к. используемые методы сбора информации не могут оценить ее настоящих размеров ни по количеству вовлеченного в нее населения и хозяйствующих субъектов, ни по объемам производимых и потребляемых товаров и услуг.

Но при этом большинство исследователей не придает значения, что именно в семье, в домашнем хозяйстве закладываются основы этого явления.

Новое поколение российских граждан, воспитанное в семьях, созданных в условиях рыночной экономики, отличается по своему менталитету и отношению к жизни от своих старших родственников выросших во времена Советского Союза, когда на передний план выносились общественные интересы, превалирующие над личными.

Это связано с тем, что процессы социализации личности и воспитания, в том числе и экономического, имеют в своем начале базисную основу любого общества — семью, в которой закладываются механизмы адаптации индивида к окружающей действительности, и результаты этого воздействия проецируются в различные сферы государственной жизни.

В повседневной действительности понятия «семья» и «домашнее хозяйство» используются как синонимы. На самом деле это не совсем верно. Домохозяйство шире по своему составу за счет лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих с ее членами в родственных отношениях. В свою очередь, семья основывается на родственных связях, общности быта, единых социальных, экономических и духовных потребностях.

Домохозяйство может состоять из нескольких семей, но семья может представлять только одно домохозяйство, если оно ведет единый бюджет.

Кроме того, говоря об отличии понятий, «семья» и «домохозяйство», следует учитывать оттенки в их значении и употреблении. Так, термин «домохозяйство» подразумевает, экономическую деятельность семьи.

В свою очередь, понятие «семья», учитывает в дополнение к экономической ответственности личности еще и моральную, как за своё благосостояние, так и за благосостояние членов семьи, создание для них условий и возможностей для самообеспечения, формирования жизненных благ.

Необходимо обратить внимание в этой связи еще и на тот факт, что сегодня домохозяйство и семья функционируют в изменившихся социальных и экономических условиях.

Так, принципиально иным стало понимание взаимосвязи «человек — общество»: сегодня приоритет отдается интересам человека, интересы общества вторичны и это еще один фактор, выдвигающий на первый план личные финансы индивидов.

Но и в домашнем хозяйстве, и в семье закладываются основы финансовой грамотности, передаются обычаи, традиции, нормы поведения, основы управления личными финансами, которые затем переносятся на экономические отношения, выходящие за рамки семьи, с другими физическими и юридическими лицами.

Во многих исследованиях указывается, что именно семья является основным социальным институтом, в котором происходит формирование личности, а домашнее хозяйство выступает посредником между индивидом, как его полноправным членом, государством и хозяйствующими субъектами.

Сегодня появилось большое количество изданий — периодических, научных и научно-популярных, в которых введены специальные разделы с разнообразными тематиками, круг которых охватывает обширный диапазон рубрик, предлагающих различные модели управления финансами семьи, с советами по ведению домашнего хозяйства, с советами в каком возрасте можно давать детям деньги на карманные расходы, сколько и с какой периодичностью.

В то же время ситуация с адаптацией данных методик и советов по обучению детей финансовой грамотности к реальной жизни выглядит совершенно по иному.

Вместе с тем, основная роль детей в большинстве обычных российских семей со средним достатком, это помощь родителям по дому — уход за пожилыми и младшими членами семьи, уборка квартиры, мойка посуды, вынос мусора и т.д.

Родители часто привлекают детей-подростков к покупкам различных товаров для домашних нужд, оплате услуг ЖКХ и т.д., т.е. к участию в тех процессах, которые связаны с движением денежных средств.

Получив на руки некоторую сумму на приобретение указанной группы товаров, или оплаты соответствующих квитанций, дети в процессе осуществления платежных операций, оставляют у себя небольшую часть денежных средств, не возвращая их родителям. Да и сами взрослые, вспоминая о том, что и они были детьми, зачастую на этом не настаивают, закрывают глаза на то, что какая-то часть денег остается на руках у подростков.

Кроме того, родители дают детям некоторые еженедельные или ежемесячные денежные средства на обеспечение текущих расходов (школьные завтраки или обеды, подарки, походы с одноклассниками или друзьями в кино, театр и т. д.). Таким образом, у них появляются свои денежные фонды, которые периодически пополняются.

Часть детей, используя отсутствие коммуникативности между родителями и их занятость, недостаточность контроля за ними, просит деньги одновременно у каждого из них и получает соответствующую сумму.

Получая на руки деньги на питание в учебных заведениях, часть детей утаивает их, не использует по своему целевому назначению на еду, вводит в заблуждение родителей, и тем самым

начинает формировать «теневые» фонды денежных средств, которые выведены из бюджета семьи.

Хотя здесь корректнее говорить не о зарождении «теневой» экономики, а скорее о форме «серой, скрытой» экономики, которая пока не носит противоправного характера, но по различным причинам не регулируется и не учитывается в общесемейном бюджете.

Тем самым, уже в структуре семьи, появляются «серые, скрытые» денежные потоки, которые не подлежат общему учету и могут быть направлены их владельцами на совершенно иные, в том числе и не совсем разумные цели.

Следовательно, на самых ранних этапах жизненного пути, одна из главных задач родителей — научить детей работе с личными финансами, объяснить, как нужно обращаться с деньгами, показать их сущность, чаще привлекать младших членов семьи к принятию совместных финансовых решений. [2, с. 150]

На создание личных финансов влияют не только психологические и социальные особенности индивидов, но и окружающий их мир, как внутренний (семья, родители), так и внешний (учебное заведение, сверстники и т.д.), и очевидно, что ответная реакция на них у всех различная.

Это связано с тем, что в реальной жизни индивид позиционирует себя одновременно в социальном поле, и в поле окружающих его вещей, воспринимаемым им в совокупности своих особенностей, и в сознании людей, не только близких к нему, но и совершенно посторонних.

Все это устанавливает определенную систему различий, которую позволяют нивелировать личные финансы. Последние не могут быть одинаковыми у индивидов с разными ценностями, различным воспитанием и психологическими особенностями.

Те, кто не научился обращаться с деньгами в раннем возрасте, не знает как это делать и будучи взрослым. Это не означает просто дать ребенку на карманные расходы какую-то сумму и забыть об этом. Важно наглядно показать детям, откуда берутся деньги и на что они расходуются, убедить их в том, что люди должны работать, чтобы платить за удовлетворение потребностей, как индивидуальных, так и общественных.

Как только ребенок начинает получать деньги, он должен приобрести навыки обращения с ними, для составления своего собственного бюджета, ведения учета своих расходов и сбережений.

Индивидуальные особенности в отношении к личным финансам проявляются в структуре расходов, в их сбережении, в чувствах, испытываемых к более обеспеченным или неимущим сверстникам, в вопросах распределения денег в семье.

В то же время основы «финансовой грамотности», полученные от родителей, оказывают сильное влияние на экономическое поведение и адаптацию детей во «взрослом» мире, которые в своей повседневной жизни управляют своим бюджетом, руководствуясь той же моделью, как принято в их семье, и формируют соответствующие виды денежных фондов, как явных, так и «теневых».

Отношение детей к деньгам определяется размерами личной собственности, находящейся в их распоряжении, которая в зависимости от возраста может быть различной, например, игрушка, велосипед, сотовый телефон и т.д.

Родители не всегда покупают детям то, что они хотят, и в стремлении обладать понравившейся вещью, дети начинают формировать свои фонды для ее приобретения.

Вырастая с убеждением необходимости формирования личных денежных фондов, и формируя в своем сознании некоторые стереотипы поведения и данные формы финансовых отношений, связанные с неучтенным движением денежных средств, ребенок переносит их во взрослую жизнь.

Нужно ли делать денежные «заначки» в семье или нет — вопрос риторический. Большинство мужчин и женщин считает, что да. Согласитесь, что приятно неожиданно получать подарки от близкого человека.

В жизни бывает много ситуаций, когда обращение к супругу с просьбой о выделении денег на футбол, встречу с друзьями, или покупку косметики, бижутерии, заранее предполагает отказ.

Человек часто воспринимает траты супруга как нарушение его личных планов на приобретение чего-либо, и тогда возникает противоречие между общесемейными и индивидуальными потребностями супругов на приобретение понравившихся вещей. Тот, кто остается в «проигрыше», чувствует себя обделенным и

обиженным, и начинается конфронтация связанная с борьбой за свои права, за контроль над распределением бюджета.

Гораздо выгоднее иметь в своем распоряжении независимый от других денежный фонд, которым ты распоряжаешься самостоятельно, и это дает дополнительную степень личностной финансовой свободы и позволяет чувствовать себя более уверенно.

Но в то же время, это та часть денежных средств, которая выведена из общесемейного бюджета и подразумевает некоторую теневую сторону финансовых отношений в домашнем хозяйстве, о которой не догадываются остальные члены семьи.

Вследствие того, что большинство российских семей не ведет бюджет — постоянный учет своих доходов и расходов (индивидуальный, общий, комбинированный и т.д.) полностью проследить расходную часть в явном виде не представляется возможным.

Необходимо отметить, что индивид, как член домашнего хозяйства, весьма требовательно относится к своей роли и месту в составе семьи, и различает действия других людей, облеченных властным или материальным статусом, направленным на поддержание общесемейного благополучия.

И если в действиях основного кормильца, или лица ответственного за принятие финансовых решений, влияющих на изменение бюджета домашнего хозяйства, индивид усматривает действия, противоречащие его личным интересам, и изменяющие его экономический статус, то адекватно им он себя и ведет.

По вопросу принадлежности финансов в семье почти не бывает никаких промежуточных решений, личные финансы не

меняют своих собственников, как это происходит вне семьи. Семейная экономика функционирует так, как будто семейные финансы находятся в совместном владении или принадлежат некоторым членам семьи больше, чем другим, и эти члены семьи владеют ими какое-то время, прежде чем они переходят к другим. [3, с. 4]

В конечном итоге это все накладывается на отношения, которые возникают между основными элементами финансовой системы — государством, хозяйствующими субъектами и населением, когда в процессе этого взаимодействия, часть денежных средств носит «теневой», неучтенный характер и является «почвой» для коррупции.

Домашние хозяйства являются основой, как для государства, так и для хозяйствующих субъектов, т.к. их возглавляют индивиды, которые входят в состав семей и выражают интересы определенных физических лиц. И модели поведения, выработанные индивидом в процессе взаимодействия с каждым членом семьи, проецируются на его роль и поведение в новом, социальном поле.

Индивид всегда противопоставляет свои личные финансы, финансам семьи, домашнего хозяйства, других физических и юридических лиц, государства в целом не только потому, что он хочет самостоятельно распоряжаться своими финансовыми ресурсами, но и потому, что они направляются, в первую очередь, на удовлетворение своих личных потребностей, и способствуют утверждению личного экономического статуса, обеспечивающего ему материальную независимость от других членов общества. [4, с. 39]

Литература

1. Постановление Госкомстата РФ от 25 октября 2001 г. № 76 «Об утверждении Методологических положений по измерению занятости в неформальном секторе экономики» http://infopravo.by.ru/fed2001/ch02/akt13069.shtm»;

2. Глухов В.В. Личные финансы в финансовой системе России. — Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2002. — 208 с.

3. Глухов В.В. Формы и модели управления финансами в домашнем хозяйстве // Проблемы учёта и финансов. — 2011. — № 1. —

С. 3-10.

4. Глухов В.В. Противоречия выделения экономических интересов собственности в домашнем хозяйстве // Финансы и кредит. — 2008. — № 38 (326) октябрь. — С. 37-41.

анализ принципов формирования приоритетов развития северных территорий россии

К.М. Басангова,

соискатель Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,

кандидат экономических наук, доцент [email protected]

В статье представлена структура принципов формирования стратегических приоритетов социального развития северных территорий России, рассмотрены их суть и содержание.

Ключевые слова: приоритеты социально-экономического развития, социальное развитие, северные территории

УДК 332.142 ББК 65.04

Приоритеты развития северных территорий должны формироваться на основе результатов комплексного анализа социально-экономического развития регионов, а также факторов внешней среды. Процесс формирования приоритетов развития северных территорий осложняется тем, что существует ряд проблем, требующих государственного участия и оперативного решения. Однако, в силу ограниченности ресурсов, регионы и их территории вынуждены искать компромисс и формировать приоритеты в решении проблем с учетом существующих ограничений.

Рассмотрим принципы формирования приоритетов социального развития на примере северных территорий Северо-Запада России. Основным документом, определяющим стратегические социальные приоритеты на уровне Северо-Западного федерального округа, являются «Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа РФ на период до 2015 г.» Основные направления предполагают следующие приоритеты развития [1]:

— повышение доходов и качественное улучшение условий жизни населения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.