A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^ ^^ by * https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
1 Ш RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Krasnoperova 1. V., 2021
ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-24-29
L ч Принята 30.03.2021 | Accepted 30.03.2021
УДК 373.24
THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF THE FUNDAMENTALS OF FINANCIAL CULTURE IN PRESCHOOL CHILDREN
Krasnoperova I. V.
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Красноперова И.В.
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация
Abstract. A characteristic feature of the financial culture of the population of our country, as noted in the Strategy for increasing financial literacy in the Russian Federation for 2017-2023, «is an insufficient level of financial discipline and responsibility for the risks associated with the independent choice and use of various financial services and financial instruments» [1]. This determines the relevance of the research topic under consideration and raises it to the category of state problems. At the same time, it is the education system that is called upon to begin solving the problem of financial literacy of the population. Since this process is very extended in time, all levels of education should be involved in the formation of a financial culture. A special role in this is assigned to the first level of the continuous education system -preschool. Realizing that financial culture is a dynamic phenomenon and will grow with new financial knowledge and skills in budget management,
Аннотация. Характерной чертой финансовой культуры населения нашей страны, как отмечается в Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг., «является недостаточный уровень финансовой дисциплины и ответственности за риски, связанные с самостоятельным выбором и пользованием различными финансовыми услугами и финансовыми инструментами» [1]. Это определяет актуальность
рассматриваемой темы исследования и возводит ее в разряд государственных проблем. При этом, именно система образования призвана начинать решение проблемы финансовой грамотности населения. Поскольку данный процесс весьма растянут во времени, то все уровни образования должны быть задействованы в формировании финансовой культуры. Особая роль в при этом отводится
in preschool age we can only talk about the basics of financial culture.
In this article, an attempt is made to theoretically substantiate the problem of the formation of the foundations of financial culture in preschool children, a retrospective analysis is carried out, scientific approaches and the structure of the process under study are considered.
Keywords: foundations of financial culture, theoretical approaches, structure, preschool children
REFERENCES
[1] Strategy for increasing financial literacy in the Russian Federation for 2017-2023 (Order of the Government of the Russian Federation dated September 25, 2017 №. 2039-r).
[2] Kuzina, O.E. Financial literacy of youth / OE Kuzina // Monitoring of public opinion. - 2000. - №.4 (92). -Pp. 157-177.
[3] Krasnoperova I.V., Ponomareva L.I. Financial literacy: relevance, definitive characteristics, conditions of formation in preschool children // Pedagogical education: traditions, innovations, searches, prospects: materials of the VIII Intern. fulltime correspondence scientific-practical conference March 30, 2018 / ed. L.G. Kasyanov; Shadr. state ped. un-t. - Shadrinsk: ShSPU, 2018 . - Pp. 61-64.
[4] Shatova, A.D. Economic education of preschoolers, the formation of the prerequisites for financial literacy: An approximate partial program of preschool education / A.D. Shatov. - Bank of Russia. Ministry of Science of the Russian Federation. - M. - 2018.
[5] Preschool pedagogy with the basics of methods of education and training: Textbook for universities. / Ed. A.G. Gogoberidze, O. V. Solntseva. - SPb .: Peter, 2019. - 464 p
первому уровню системы непрерывного образования - дошкольному. Понимая, что финансовая культура - явление динамичное и будет прирастать новыми финансовыми знаниями и умениями в ведении бюджета, в дошкольном возрасте мы можем говорить только об основах финансовой культуры. В данной статье сделана попытка теоретически обосновать проблему формирования основ финансовой культуры у детей дошкольного возраста, проведен ретроспективный анализ, рассмотрены научные подходы и структура изучаемого процесса.
Ключевые слова: основы финансовой культуры, теоретические подходы, структура, дети дошкольного возраста
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
[1] Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 г. № 2039-р).
[2] Кузина, О.Е. Финансовая грамотность молодежи / О.Е.Кузина // Мониторинг общественного мнения. - 2 009. - № 4 (92). - С. 157-177.
[3] Красноперова И.В., Пономарева Л.И. Финансовая грамотность: актуальность, дефинитивная характеристика, условия формирования у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы VIII Междунар. очно-заоч. науч.-практ.конф. 30 марта 2018 / отв.ред. Л.Г. Касьянова; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : ШГПУ, 2018. - С. 61-64.
[4] Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников, формирование предпосылок финансовой грамотности: Примерная парциальная программа дошкольного образования / А.Д. Шатова. - Банк России. Минобнауки РФ. - М. - 2018.
[5] Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов./ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2019. - 464 с.
Krasnoperova I.V.- ORCIDID: 0000-0002-5547-5164
Research interests, number of main publications: Studying the problem of the formation of financial literacy in children, 6 articles were published, 1 of them in the Higher Attestation Commission and 5 in the materials of conferences.
Красноперова И.В. - ORCID ID: 0000-0002-5547-5164.
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение проблемы формирования финансовой грамотности у детей, опубликовано 6 статей, из них 1 в ВАК и 5 в материалах конференций.
For citation: Krasnoperova I.V. THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF THE FUNDAMENTALS OF FINANCIAL CULTURE IN PRESCHOOL CHILDREN // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №3. C. 24-29. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-24-29.
Для цитирования: Красноперова И.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №3. С. 24-29. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-24-29.
Введение. Говоря об особенностях финансовой культуры граждан нашей страны, необходимо отметить, что россияне достаточно хорошо
информированы об услугах, предлагаемых банками, однако исследователи отмечают плохое понимание сути финансовых механизмов, а также несоответствие субъективной оценки финансовой грамотности реальному уровню.
В связи с вышесказанным полагаем, что формирование основ финансовой культуры - одна из современных и весьма серьезных задач отечественного образования, решение которой надо начинать на уровне дошкольного образования, т. к. именно в этот период у детей активно развивается интерес к объектам и явлениям социального мира, формируются основы общей культуры.
Различные аспекты этой педагогической проблемы решаются в исследованиях социологов, философов, экономистов, педагогов, психологов. Основополагающее значение для нашего исследования имеют научные труды следующих ученых в области финансово-экономического образования: Т.А Аймалетдинова, Л.С. Бахмутовой, Е.К. Калуцкой, Д.Х. Ибрагимовой, Е.Б. Лавреновой и других.
Согласно определению A.M. Фатихова и Р.Т. Насибуллина, финансовая культура населения - это совокупность традиций, норм и идей, отражающих уровень финансовой грамотности, навыки и поведение людей в области финансовых отношений, финансового планирования и распределения денежных средств при существующем уровне развития в
обществе инфраструктуры рынка, финансовых институтов и различных ценностей финансовой сферы, имеющих материальное воплощение и созданных целенаправленным воздействием людей [2].
Дети с раннего возраста сталкиваются с миром денег. Ребенок -дошкольник, находясь в своей семье, среди сверстников, в магазинах и на рынках, слышит различные экономические, в том числе финансовые, термины: деньги, товары, продукты, цены, дорого, выгодно, экономия, прибыль и т.п. Поэтому проблема формирования основ финансовой грамотности становится актуальной еще в дошкольном возрасте, когда закладываются азы будущего финансового воспитания и, в том числе, рационального финансового поведения. Известно, что именно дошкольный возраст является наиболее продуктивным в плане формирования индивидуально-психологических особенностей личности, в том числе бережливости, ответственности, рационального
поведения. Таким образом, формируется финансовая культура ребенка, т.е. закладываются индивидуальные
особенности восприятия мира финансов
[3].
Актуальность исследований по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена важностью задач подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к дальнейшей жизни, установления правильных ориентиров в экономических явлениях и процессах, обеспечения преемственности в знакомстве с экономикой между первыми
ступенями системы образования -детским садом и школой.
Цель исследования: Изучение теоретических основ проблемы формирования финансовой культуры у детей дошкольного возраста.
Автор стремился не только представить ретроспективный анализ существующих исследований в рассматриваемой области знаний, но и обосновать методологические подходы к формированию основ финансовой культуры у детей дошкольного возраста.
Материалы и методы: Финансовая культура (культура обращения с деньгами) - часть общей культуры человека. Открытие, осознание и освоение ребенком мира финансов - залог его финансового благополучия во взрослой жизни.
Формирование финансовой
культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность успешно интегрируется в систему образования. Так базу, на которой строится современное понимание финансово-экономического воспитания, заложили зарубежные и отечественные ученые Я.А. Коменский, Дж. Локк, A.C. Макаренко, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др. В отечественной дошкольной дидактике следует отметить труды авторов, посвященные вопросам нравственного, социального, трудового и экономического воспитания детей дошкольного возраста: Л.П. Бочкарёвой, О.В. Дыбиной, Н.Ю. Майданкиной, С.А. Козловой, В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой, А.Д. Шатовой и др. [3].
Зарубежная и отечественная практика позволяет утверждать, что чем раньше дети приобретают представления о роли денег в жизни, тем успешнее формируются полезные финансовые навыки, позволяющие минимизировать ошибки по мере взросления детей и
приобретения ими финансовой самостоятельности, а также составляющие основу финансовой безопасности и благополучия в дальнейшей жизни [4].
Согласно логике настоящего исследования, рассмотрим
методологические подходы к
формированию финансовой культуры детей дошкольного возраста. Из всего многообразия научных подходов, существующих в педагогике, нами выбраны личностно-деятельностный, практико-ориентированный и
интегративный подходы. На наш взгляд, указанные методологические подходы являются необходимыми и достаточными в формировании основ финансовой культуры дошкольников.
В рамках личностно-
деятельностного подхода ребенок рассматривается как субъект
деятельности, который сам, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности. Личностно-
деятельностный подход к формированию основ финансовой культуры
подразумевает, что в центре воспитательно-образовательного процесса находится сам ребенок - его мотивы и цели.
Исходя из интересов дошкольника, уровня его представлений и практических умений, воспитатель определяет образовательную цель занятия. Кроме того, педагог направляет и корректирует весь процесс формирования личности дошкольника.
Сущностью практико-
ориентированного подхода к
формированию основ финансовой культуры является построение образовательного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; развитие новых представлений и практического опыта их использования в
области финансов. Применение практико-ориентированного подхода позволяет раскрыть связи между финансовыми представлениями ребенка и повседневной жизнью семьи, проблемами,
возникающими перед ними в разных ситуациях жизнедеятельности.
Интегративный подход реализуется в организации процесса формирования финансовой культуры, который предполагает интеграцию содержания образовательных областей в дошкольном учреждений в усвоении детьми финансовых категорий.
Финансовая культура формируется на основе принципа «от простого к сложному», в процессе длительного повторения и закрепления знаний и навыков, направленного на их практическое применение.
Старший дошкольный возраст имеет свои особенности, в этот период дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность. Развиваются предпосылки понятийного мышления: появляются элементы абстрактных рассуждений, проявляется интерес к обобщённым свойствам предметов окружающей действительности. Ребёнок способен определить причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать логичные выводы [5].
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сфер личности. Именно поэтому, формирование основ финансовой культуры следует начинать в указанном возрасте.
Формирование основ финансовой культуры предполагает работу по двум направлениям: формирование
представлений, что означает финансовую грамотность и финансовое воспитание. Рассмотрим это в соответствующих видах
задач, которые предстоит решить педагогу ДОУ.
Образовательные задачи:
- знакомство с основными экономическими и финансовыми понятиями;
- раскрытие взаимосвязи понятий: труд -продукт (результат труда) - деньги, подготовка к пониманию роли денег, как необходимого, но ограниченного ресурса, а труда - как честного способа их заработать;
- формирование у детей первоначальных навыков обращения с деньгами, правильного отношения к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовка к принятию своих первых финансовых решений;
- формирование основы ответственного отношения к денежным ресурсам;
- подготовка ребенка к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные задачи:
- стимулирование интереса к изучению мира финансов;
- обеспечение положительной мотивации к формированию финансовой культуры;
- психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
Решая вышеперечисленные задачи, необходимо обеспечить формирование у детей здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и выступают неотъемлемой частью окружающей среды. Следует
реализовывать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, а также вариативные формы обучения. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками образовательного процесса
(игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки,
творческие проекты, ситуационные и исследовательские задачи в области финансов и др.).
Результаты и обсуждение: Резюмируя рассмотренные теоретические аспекты проблемы формирования основ финансовой культуры, следует отметить, что начинать данный процесс необходимо в старшем дошкольном возрасте, так как в этот период закладываются основы морального поведения, формируются нравственные нормы и опыт поведения, отношение к людям, выстраивается целостный облик ребёнка, черты которого проявляются в дальнейшем.
Воспитатель поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе стимулирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для ознакомления с миром финансов.
При этом следует заметить, что формирование финансовой культуры, в части развития экономического мышления, деловых качеств,
общественной активности и
предприимчивости, ограничено
возрастными особенностями и
психическим развитием дошкольников. В этот период дети ещё не готовы к правильному восприятию целого ряда финансово-экономических терминов, проведению математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр. Поэтому целесообразно сделать акцент на нравственных аспектах финансовой культуры: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр.
Вывод. Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что проблема
формирования основ финансовой культуры является актуальной и возведена в ранг государственных. Психолого-педагогические исследования в области ознакомления с миром финансов убедительно доказывают, что начинать данный процесс необходимо уже с дошкольного возраста, при этом, педагогам ДОУ следует опираться на обоснованные в данной статье методологические подходы (личностно-деятельностный, практико-
ориентированный, интегративный) и содержание образовательных и воспитательных задач по формированию финансовой культурыу детей
дошкольного возраста.
ill Corresponding Author: Krasnoperova Irina Vladimirovna -postgraduate student of the Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation
E-mail: [email protected] --
Ответственный за переписку: Красноперова Ирина Владимировна - аспирант ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г.
Шадринск, Российская Федерация
E-mail: krasnoperova21 @mail. ru