Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования нравственных отношений подростков в полиэтничной среде школы'

Теоретические аспекты формирования нравственных отношений подростков в полиэтничной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СЕМЬЯ / FAMILY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ТРАДИЦИИ / TRADITION / PERSONALITIES / CHILDREN / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ЛИЧНОСТЬ / РЕБЁНОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафаева А. Р., Гайдарова Л. И.

Сегодня, в силу особенностей сложившихся социально-экономических условий жизни, многие задачи образования школа не в состоянии решить одна, поэтому в обществе отмечается потребность в развитии взаимодействия школы и семьи в формирования нравственных отношений как единого социально-образовательного института, который предполагает группу ролей и статусов, совокупность лиц, выполняющих определенные социальные и социально-образовательные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мустафаева А. Р., Гайдарова Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF MORAL VALUES OF TEENAGERS IN THE POLYETHNIC ENVIRONMENT OF A SCHOOL

The article presents a model of how to form moral values of adolescents in polyethnic school environment. Today, owing to features of the developed social and economic living conditions, the school isn't able to solve many problems of education by its own. Therefore, it is important for the society to develop interaction of school and children's families in reaching the task of forming moral values, when they will work as single social and educational institute with roles and statuses for its members. In the Republic of Dagestan an organization in dealing with specific problems of childhood has gained such experience.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования нравственных отношений подростков в полиэтничной среде школы»

УДК 371

Mustafaeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru

Gaidarova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru

THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF MORAL VALUES OF TEENAGERS IN THE POLYETHNIC ENVIRONMENT OF A SCHOOL. The article presents a model of how to form moral values of adolescents in polyethnic school environment. Today, owing to features of the developed social and economic living conditions, the school isn't able to solve many problems of education by its own. Therefore, it is important for the society to develop interaction of school and children's families in reaching the task of forming moral values, when they will work as single social and educational institute with roles and statuses for its members. In the Republic of Dagestan an organization in dealing with specific problems of childhood has gained such experience.

Key words: education, family, society, tradition, personalities, children, pedagogy.

А.Р. Мустафаева, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный технический университет,

г. Махачкала, Е-mail: aida.mustafaeva@bk.ru

Л.И. Гайдарова, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала,

Е-mail: aida.mustafaeva@bk.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

Сегодня, в силу особенностей сложившихся социально-экономических условий жизни, многие задачи образования школа не в состоянии решить одна, поэтому в обществе отмечается потребность в развитии взаимодействия школы и семьи в формирования нравственных отношений как единого социально-образовательного института, который предполагает группу ролей и статусов, совокупность лиц, выполняющих определенные социальные и социально-образовательные функции.

Ключевые слова: образование, семья, общество, традиции, личность, ребёнок, педагогика.

Долгий путь отступления от демократических начал, пройденный отечественной школой, смена идеологических ориента-ций и идеологический вакуум, образовавшийся при этом, привели к снижению эффективности воспитательного процесса, формализму в работе с подростками, распространению «двойной морали» нравственной глухоты, дегуманизации поведения. Широкий размах приобрела ориентация подростков на атрибуты массовой (в основном западной) культуры за счет снижения настоящих культурных, нравственных и национальных ценностей. С учетом этих новых реалий необходимо создать иное представление нравственного воспитания детей в полиэтническом пространстве современной школы. Чтобы создать новую модель формирования нравственных качеств подростков в полиэтническом пространстве школы, обратимся к аналогичным исследовательским позициям в педагогике [1].

Одним из основателей современного этнопедагогического подхода к воспитанию, как известно, является Г.Н. Волков и его этнопедагогическая научная школа [2]. В рамках исследований данной школы обоснована необходимость использования опыта и технологий этнопедагогики в содержании и методах работы школы в этнических и в полиэтнических регионах России. Выявлен также воспитательный потенциал средств этнической культуры. Выявлены возможности использования народных традиций в воспитании школьников .

Таким комплексным явлением многообразия культур и народов в качестве объекта исследования мы определили полиэтническую образовательную среду в конкретных условиях многонационального Дагестана, где в каждой городской и поселковой школе обучаются представители в самой меньшей мере четырнадцати народов, имеющих письменность. В идеальном варианте в выбранном нами социальном объекте могут контактировать и представители всех тридцати народов и этнических групп Республики Дагестан.

Мы считаем, что полиэтническая среда может максимально способствовать реализации этих компонентов духовно-нравственного воспитания подростков. От степени организованности взаимодействия разнонациональных групп, осознающих народную мудрость, понимающих жизнь гражданина своего народа, района, города, республики, будет зависеть способность современной молодежи, противостоять негативному влиянию массовой культуры. Сотрудничество с родителями, обеспечение позитивных взаимоотношений школы и семьи - условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания максимально благоприятных условий для образования школьника, его развития, реализации им индивидуального потенциала в условиях

школьной жизни и дома. Необходимое условие полноценного развития детей - создание духовной образовательной среды, включающей учащихся, родителей, педагогов, общественность, инициирующей учебные, творческие, нравственные достижения личности и рассматривающей индивидуальные успехи и неудачи как событие, связанное с жизнью всего сообщества [3].

На основании анализа тенденций, характеризующих взаимодействие школы и семьи, можно отметить ряд направлений, по которым возрастает роль родителей как субъектов образования: частие в инвестициях (от финансирования отдельных мероприятий до систематической спонсорской помощи в техническом обеспечении); участие в образовательном процессе (руководство кружками, секциями, влияние на учебно-педагогическую деятельность); участие в управлении школой (через попечительские советы, родительские комитеты и т.д.).

Сегодня родители хотят, чтобы школа давала их детям широкий спектр общекультурных знаний, проводила специализацию в зависимости от возможностей и способностей ребёнка, чтобы учителя были внимательны к состоянию здоровья и индивидуальным особенностям детей, чтобы в школе царила позитивная психологическая атмосфера. Образовательный заказ родителей связан с их стремлением научить детей анализировать явления жизни, привить им навыки поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях. Однако те же родители могут относиться весьма некритично к собственным действиям, иногда не имея грамотных представлений о своих функциях и возможностях, перекладывая ответственность на внешнюю ситуацию жизни, а именно на школу, педагогов, социум. Между тем известно, что дети, в особенности в младшем школьном возрасте, внимают не столько словесным нравоучениям родителей, сколько перенимают их действия и поступки.

В свою очередь, вступая на путь взаимодействия с современными родителями, педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления различных образовательных услуг, общественную значимость своей профессии и роли в повышении педагогической культуры родителей. При построении учебно-воспитательного процесса учитель старается учитывать мнение родителей, а навыки, получаемые им в результате взаимодействия с семьей, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни.

Интеграция усилий школы и семьи в современных условиях содействует гармонизации отношений между всеми детьми школы, а также между детьми и взрослыми, формирует между школьниками, учителями и родителями партнерские отношения,

создает условия для получения ими опыта конструктивного взаимодействия.

В последнее время в республике, как и в целом по Российской Федерации, значительно увеличилось количество детей, нуждающихся в специальном педагогическом внимании: сироты, инвалиды, дети из многодетных семей, дети-жертвы войн, дети-беженцы, беспризорные, безнадзорные и др. Такие дети нуждаются в особом внимании, заботе, улучшении бытовых условий жизни, разнообразия досуга, общения, которые помогут им в полноценном развитии с другими детьми. Для успешной интеграции их в полноценное сообщество всех детей, необходимыми условиями являются: защита прав и интересов со стороны государства; ослабление негативных последствий влияния социальной среды; создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами дезадаптации. Согласно существующему законодательству в Республике Дагестан накоплен определенный опыт организации работы по решению конкретных проблем детства в Республике

Библиографический список

Дагестан, в ходе реализации республиканской целевой программы «Дети Дагестана», в которой отражено социальное, экономическое, демографическое положение детей, затронуты вопросы по улучшению их жизни с учетом особенностей и специфики республики.

Таким образом, качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей - это важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций [4]. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, организации для них различных форм образования, усиления взаимодействия семьи и школы как совершенно особого вида педагогической деятельности, требующего специальных психолого-педагогических знаний, такта, терпимости.

1. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей./ М., 2000.

2. Волков Г.Н., Арсалиев Ш.М.Х. Этнопедагогические ценности, тенденции и прогнозы. Известия Чеченского государственного педагогического института. 2009; 2: 28 - 44.

3. Магомедова З.Ш. Педагогическое сопровождение в нравственном становлении личности. Педагогическое образование и наука. 2013; 1: 132 - 135.

4. Дзюба Т.А. Этнопедагогическое исследование в контексте культуры. Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. 2003; 1; Т. 1: 177 - 182.

References

1. Astashova N.A. Uchitel': problema vybora i formirovanie cennostej./ M., 2000.

2. Volkov G.N., Arsaliev Sh.M.H. 'Etnopedagogicheskie cennosti, tendencii i prognozy. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2009; 2: 28 - 44.

3. Magomedova Z.Sh. Pedagogicheskoe soprovozhdenie v nravstvennom stanovlenii lichnosti . Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2013; 1: 132 - 135.

4. Dzyuba T.A. 'Etnopedagogicheskoe issledovanie v kontekste kul'tury. Nauchno-informacionnyj vestnik doktorantov, aspirantov, studentov. 2003; 1; T. 1: 177 - 182.

Статья поступила в редакцию 01.03.17

УДК 37.04

Kuzyura T.A., Deputy Director, Altai Regional Centre of Information-Technical Work (ARCITW) (Barnaul, Russia), Е-mail: nasonov211@mail.ru

Nasonov A.D., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), Е-mail: nasonov211@mail.ru

Khaustova G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), Е-mail: nasonov211@mail.ru

ABOUT THE EXPERIENCE WITH GIFTED CHILDREN WITHIN THE PROGRAM "THE FUTURE OF ALTAI". One of the most important tasks of modern education is forming of such educational activities that provide students with an opportunity for self-development and self-improvement. Those educational actions that facilitate creative object-oriented activity are of particular interest to the researchers. It is considered that the problem of forming pupils' intellectual potential in the process of their scientific-research activities should be taken into accounted very seriously. The analysis of ARCITW work is given within the framework of the program "The Future of Altai". The experience of this work is generalized in rural areas. Key words: pupils, scientific-research activities, pedagogical techniques.

Т.А. Кузюра, заместитель директора, Алтайский краевой центр информационно-технической работы (АКЦИТР), г. Барнаул, Е-mail: nasonov211@mail.ru

А.Д. Насонов, канд. физ.-мат. наук, проф., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, Е-mail: nasonov211@mail.ru

Г.А. Хаустова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, Е-mail: nasonov211@mail.ru

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ПРОГРАММЕ «БУДУЩЕЕ АЛТАЯ»

Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование таких учебных действий, которые предоставляют школьникам возможность как к саморазвитию, так и к самосовершенствованию. Особый интерес представляют такие учебные действия, которые способствуют созданию условий и представлению возможностей для предметной творческой деятельности. В статье рассматривается проблема формирования интеллектуального потенциала школьника в процессе его научно-исследовательской деятельности. Проводится анализ работы с одарёнными детьми в рамках программы «Будущее Алтая». Обобщается опыт этой работы в сельской местности.

Ключевые слова: школьники, научно-исследовательская деятельность, педагогические технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.