УДК 332.1:91
Н.А. НЕУСТРОЕВА, аспирант
Пермский государственный технический университет
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ РЕГИОНА
В статье рассмотрены подходы к определению кластера; обозначены основные элементы формирования кластеров; представлены основные подходы отечественных и зарубежныхученых к определению кластеров, обобщены преимущества кластерных объединений в повышении конкурентоспособности региональной экономики.
В современных условиях глобализации мировой экономики возрастает степень конкуренции между отдельными продуктами, предприятиями, регионами и целыми странами. В особенности данная проблема актуальна для России и ее регионов. Как показывает мировая практика, в последнее время получил широкое распространение кластерный подход к повышению уровня конкурентоспособности региональной экономики.
В связи с этим считаем необходимым детально рассмотреть историю развития кластерной теории, проанализировать подходы к определению кластера с обозначением основных его элементов и выявить необходимые условия и базовые преимущества кластерного объединения.
Что такое кластер и в чем суть данной концепции? С английского языка слово «с1аз1ег» переводится как гроздь, букет, щетка, скопление, концентрация, сосредоточение, группа (например, людей, предметов), или как пчелиный рой [1]. То есть слово «кластер» имеет много толкований на разных языках, но характерным признаком его сущности является объединение отдельных элементов (составных частиц) в единое целое для выполнения определенной функции или реализации определенной цели.
В экономике понятие «кластер» впервые было введено в 1990 г. американским экономистом Майклом Портером, который дал следующее определение кластеру: «Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [2]. М. Портер обратил
внимание на то, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным развитым государствам, а имеют свойство концентрироваться в одной и той же стране, и порой даже в одном и том же регионе страны. Это не случайно. Одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В итоге, формируется «кластер» - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
В экономической литературе термин «кластер» широко применяется в последнее десятилетие XX в., хотя изучение промышленных комплексов (кластеров) уходит своими корнями в начало IX в., в период подъема промышленного капитализма европейской цивилизации.
Теоретическая база кластерной концепции была заложена в начале XIX в. в работах по экономике агломерации И. фон Тюнена и его последователей В. Лаунхардта и А. Вебера, изучавших предприятие и его географическое расположение в экономическом пространстве относительно источников сырья и рынков сбыта, а также факторы, влияющие на него [3].
Кластерный подход основан на трудах Маршалла и Шумпетера [3]. А. Маршалл одним из первых четко указал, что близко расположенные и сгруппированные вместе предприятия, занимающиеся родственными видами деятельности,
получают положительные эффекты, такие как большой резерв специализированных рабочих, доступ к различным высокоспециализированным поставщикам продуктов и услуг, снижение расходов за счет более рационального разделения труда, быстрый обмен информацией. Он утверждал, что возникновение устойчивой сети взаимодействий между экономическими агентами способствует росту их конкурентоспособности.
Труды Й. Шумпетера определили дальнейшее развитие агломерационного подхода, обосновывая ведущую роль технологических изменений в промышленном развитии, введя понятие инноваций. По мнению Шумпетера, именно инновации выступают главным инструментом экономического роста регионов.
Таким образом, в кластере одновременно реализуются две основные функции: снижаются издержки за счет близкого расположения связанных фирм и распространяются инновации от одной фирмы к другой, обеспечивая постоянный рост производительности в кластере в целом.
Альфред Вебер (1909) [5] также считал, что предприниматели создают свои фирмы в регионах, где расходы на транспорт и зарплату служащим минимальные. Согласно его теоретической модели, единственным фактором размещения становится экономическая выгода от размещения производства, которая, в свою очередь, является результатом сокращения относительных издержек по производству данного продукта, его транспорта, сбыта и обеспечения основными фондами.
Наблюдения Маршалла, Шумпетера и Вебера основывались на том, что компании располагаются вместе, чтобы снизить операционные издержки, увеличить гибкость и максимизировать информационные потоки.
Последователем Шумпетера был француз Франсуа Перру [6], который выступил с идеей «полюсов роста», или «полюсов развития». С его точки зрения, развитие каждой конкретной хозяйственной и промышленной системы тесно связано с некоторыми локальными точками, «полюсами», то есть территориальной концентрации предприятий в определенных местах, которые за счет своего особого положения, инновационного процесса, предпринимательской активности, специфической инфраструктуры, социально-
го и культурного профиля становятся очагами развития всей хозяйственной системы. Перру, следуя Шумпетеру, фокусируется на инновациях и инвестициях. По его мнению, крупные, преуспевающие на рынке фирмы создают позитивный экономический эффект на фирмы, находящиеся в географической близости, и оказывают влияние на другие территории, являясь очагами «поляризованного» развития экономики.
Французские ученые И. Толенадо [7] и Д. Солье [8] использовали более узкую интерпретацию кластера, назвав его «фильер». Формирование фильеров объяснялось необходимостью создания технологических связей между отраслями и секторами экономики для реализации их потенциальных преимуществ.
Кластерный подход исследовался также Е. Дахменом [9] с целью выявления и изучения взаимосвязей крупных шведских многонациональных корпораций. По мнению Е. Дахмена, кластеры формируются в «блоках развития», а «основой развития конкурентного успеха является наличие связи между способностью одного сектора развиваться и обеспечивать прогресс в другом секторе».
Современная теория конкурентоспособности на основе кластеров разработана В. Фельдманом [10]. Преимущества данной теории заключаются в том, что они основаны на обширных эмпирических исследованиях диверсификационных форм в различных странах. Суть теории заключается в следующем: диверсификация часто следует контактам между отраслями, связанными отношениями поставок и приобретения. Это согласуется с механизмами, которые ведут к образованию кластеров. Более того, наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации [11].
Рассмотренные выше подходы кластерных образований заложили основу для кластерного научного направления в развитии региона и повышения его конкурентоспособности. Основным фактором образования кластера практически все исследователи обозначают рыночный механизм выгодности более тесного взаимодействия организаций, сконцентрированных на одной территории. Эта закономерность объясняется снижением трансакционных издержек и возникновением положительных обратных связей, обеспечиваю-
щих интенсивное развитие всех организаций, связанных отношениями в рамках кластера.
Теоретическими и практическими аспектами проблемы формирования и функционирования кластеров применительно к условиям России занимались такие ученые, как А.А. Мигранян, Т.В. Цихан, М.А. Афанасьев, Л. Мясникова, К. Мингалева, В.П. Третьяк, Д.А. Ялов.
Д.А. Ялов [12] дает следующее определение понятию «кластер» - это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания прибавочной стоимости.
А.А. Мигранян [13] считает, что кластер - это сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, то есть совокупность взаимосвязанных групп, успешно конкурирующих фирм, которые образуют «золотое сечение» (в западной интерпретации «diamond - бриллиант») всей экономической системы государства и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках. Основным принципом существования кластера А.А. Мигранян считает создание целостной системы производства высококачественного конечного товара путем включения в нее всех производственных, исследовательских, торговых, посреднических и прочих связей и производств, которые имеют какое-либо отношение к качеству конечного изделия.
С точки зрения Т.В. Цихан, кластер - это сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга [14]. Т.В. Цихан указывает на то, что для всей экономики государства кластеры исполняют роль точек роста внутреннего рынка, к которой начинают «пристыковываться» другие организации. Кластеры могут быть представлены регионально ограниченными экономическими образованиями, вертикальными производственными цепочками и отраслями промышленности.
М. Афанасьев и Л. Мясникова [15] главным в структуре кластера считают распространение инноваций на всю цепочку создания стоимости и единое логистическое окно для взаимодействия с внешней средой.
М.В. Николаев и И.Е. Егорова [16] отличают кластер от существовавших ранее производствен-
ных комплексов по наличию синергетического эффекта.
По мнению В.П. Третьяка, термин «кластер» указывает на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняемых товаров совместными усилиями [17].
Таким образом, обобщив вышеперечисленные понятия кластера, можно выделить следующие их сущностные признаки [18]:
- наличие лидирующих фирм, способных иметь существенную долю на внутреннем и внешнем рынке, дополненных специализированными обслуживающими организациями;
- концентрация участников кластера на ограниченной территории, представляющей уникальные преимущества;
- взаимодействие участников кластера между собой с целью выпуска продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках;
- наличие конкуренции между участниками кластера;
- ускоренное распространение новшеств за счет развитой сети передачи информации.
Детально изучив труды современных ученых-теоретиков, следует отметить, что каждым из перечисленных авторов дается собственное определение кластера. Проанализировав вышесказанное, определим 5 основных подходов к изучению кластеров. Данные подходы отражены в табл. 1.
Таблица 1
Основные подходы отечественных и зарубежных ученых к определению кластеров
Подходы Авторы
Воспроизводственно-отраслевой М. Портер, И. Торнадо, Д. Солье, Е. Дахмен, Лоурен Э. Янг
Территориально-структурный A. Маршал, И. фон Тюнен, B. Лаунхардт, А. Вебер
Инновационно-локомотивный Й. Шумпетер, Ф. Перру, Т.В. Цихан, М. Афанасьев и Л. Мясникова
Производственно-корпоративный М.В. Николаев и И.Е. Егорова
Системно-структурный Вольфганг Прайс
Выделенные нами подходы необходимо исследовать более детально.
При воспроизводственно-отраслевом подходе построение кластерной модели основывается на взаимосвязи предприятий, объединенных процессом воспроизводства основных отраслей промышленности. Данная модель должна включать предприятия, добывающие исходное сырье и материалы, а также хозяйствующих субъектов, как предоставляющих связанные с процессом производства услуги, так и основных потребителей.
На основе территориально-структурного подхода кластер выглядит следующим образом: это группы компаний расположенных рядом на одной территории. В отдельных случаях такие сосредоточения образовывают группы компаний, которые принадлежат к одной и той же отрасли.
Под инновационно-локомотивным кластером понимается наиболее успешный опыт в этой области, он свидетельствует о том, как устойчивые конкурентоспособные компании достигают при своем развитии способности формировать и совершенствовать свою деятельность на основе консолидации усилий в области инноваций. При этом именно предприятия-инноваторы являются «ядром» кластерного объединения, которое образует связи с другими хозяйствующими субъектами.
Одним из факторов повышения конкурентоспособности экономики страны, региона и их привлекательности для инвесторов является производственно-корпоративное управление. Производственно-корпоративное управление включает комплекс отношений между администрацией компании, ее правлением, акционерами и другими заинтересованными лицами. Это управление также определяет рамки, в которых намечаются задачи компании, а также средства реализации этих задач и контроля за результатами деятельности компании. Следование принципам корпоративного управления является признанным организационным механизмом защиты прав инвесторов, мощным рычагом привлечения их средств для реструктуризации промышленности, а также выступает одним из ограничений на источники финансирования. Следует отметить, что современная структура предприятий имеет корпоративную структуру, объединяющую различные самостоятельные мини-предприятия в процессе производства.
При системно-структурном подходе определение кластера сводится к целенаправленности объединения на создание и производство конкурентоспособной продукции, которая может быть экспортирована за границу, или, по крайней мере, за пределы региона. Кластеру не присуща ориентация на внутреннего потребителя.
Таким образом, на основании выделенных преимуществ кластерного образования, можно говорить о том, что кластеры позволяют повысить производительность входящих в них фирм и отраслей, увеличить восприимчивость к инновациям и создавать дополнительные условия для стимулирования развития новых бизнесов, в результате чего политика федеральных и региональных органов управления должна быть направлена на формирование, стимулирование и поддержку дальнейшего развития кластерных объединений; в большей степени это определяется целевыми программами развития промышленного производства. Целью данных разработок является повышение конкурентоспособности промышленности региона, которая реализуется на основе разнообразных методов поддержки кластерных объединений.
Таким образом, несмотря на то, что сам термин «кластер» не является широко распространенным в управленческих кругах, на наш взгляд, объединения промышленных предприятий, финансовых институтов, научно-исследовательских центров, государственных органов власти на основе принципа добровольного взаимодействия формируют дополнительные преимущества (доступ к специализированным факторам производства и рабочей силе, доступ к информации, взаимодополняемость, доступ к организациям и общественным благам, стимулирование и измерение производительности) для каждого входящего в него хозяйствующего субъекта, что, в конечном счете, способствует повышению его конкурентоспособности на региональном, межрегиональном и мировом рынках.
Список литературы
1. Словарь иностранных терминов. - М.: БАО-ПРЕСС, 2007.
2. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608 с.
3. Тюнен фон И. Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии. Исследование о влиянии хлебных цен, богатства почвы и накладных ресурсов на земледелие. - 1826.
4. Schumpeter J.A. The Theory of Economic Development. - New York, Oxford University, 1934.
5. Weber A. bber den Standort der Industrie. Bd. 1 / Reine Theorie des Standorts, 1909.
6. Perroux F. Note on the concept of growth poles / Regional economics: Theory and practice. - D. McKee et al. (eds.). - New York: The Free Press, 1970. - P. 93-103.
7. Tolenado J.A. Propis des Filieres Industrielles // Revue d'Economie Industrielle. - V.6. - 1978. - № 4. - P. 149-158.
8. Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical // Annales des Mines. - Janvier. - 1989. - P. 21-28.
9. Dahmen E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 1919-1939. - Stockholm, 1950.
10. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой.
11. Feldman V.P., Audretsch D.B. Innovation in Cities // Science based Diversity, Specialization and Localized Competition-European Economic Review. - 1999. - № 43. - P. 409-429.
12. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием. - URL: www.subcontract.ru
13. Мигранян А.А. Проблемы и перспективы развития конкурентоспособных кластеров в Кыргызской республике // Проблемы современной экономики. - 2007. -№ 1(21).
14. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. - 2003. - № 5. -C. 65.
15. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. - 2005. -№ 4. - С. 75-86.
16. Николаев М.В., Егорова И.Е. О проблеме формирования кластеров в российской экономике (на примере алмазно-бриллиантового комплекса Якутии) // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 3/4 (19/20).
17. Третьяк В.П. Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования. - URL: http // www. ecsocman.edu.ru
18. Печаткин В.В., Гаймалова С.М. Теоретические и прикладные аспекты формирования промышленных кластеров в регионах России // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2006. - № 11. - С. 27-33.
В редакцию материал поступил 16.12.10
Ключевые слова: кластер, кластерное образование, кластерный подход, кластерное взаимодействие.