Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования и развития современной сетевой розничной торговли товарами народного потребления'

Теоретические аспекты формирования и развития современной сетевой розничной торговли товарами народного потребления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕТЕЙЛ / ИСТОРИЯ РЕТЕЙЛА / ТОРГОВЫЕ СЕТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования и развития современной сетевой розничной торговли товарами народного потребления»

Библиографический список

1. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования / Э.В. Гирусов, С.Н. Бобылев, А.Л. Новоселов, И.Ю. Новоселова. - 4-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 607 с.

2. Новоселов А.Л. Модели и методы принятия решений в природопользовании / А.Л. Новоселов, И.Ю. Новоселова. - М., ЮНИТИ, 2010. - 383 с.

3. Новоселова И.Ю. Экономическая оценка причиняемого и предотвращаемого ущербов окружающей среде в условиях риска и неопределенности // Экономика природопользования. -2010. - № 5. - С. 71-79.

4. Чепурных Н.В. Инвестиционное проектирование в региональном природопользовании / Н.В. Чепурных, А.Л. Новоселов. - М.: Наука, 1997. - 253 с.

5. Чепурных Н.В. Экономика природопользования. Развитие, катастрофы. - М., Наука, 1996. - 271 с.

Д.К. Попенкова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕТЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ

НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Ключевые слова: ретейл, история ретейла, торговые сети.

Стремительное развитие ретейла началось в первой половине ХХ в., когда начал появился такой формат торговли, как самообслуживание. До этого вся торговля велась исключительно через прилавок, функционировали небольшие лавочки и базары [3].

Специалисты датируют зарождение самообслуживания с 1929 г. и связывают с Великой депрессией США. Тогда акцент делался на снижении цен на продукты питания для низших слоев населения. В связи с этим товар был выложен на полки, а штат сокращен, что позволило снизить издержки. Но этот пример связан с зарождением такого формата торговли, как дискаунтер. Американцам принадлежит изобретение и таких форматов торговли, как торговый центр (1922 г.) и гипермаркет (1930 г.). Бельгийцам и французам принадлежит первенство в организации торговли по принципу трафик. Строя магазины больших форматов на окраинах городов, они сосредоточили внимание на различных промоакциях. Низкие цены и другие различные уловки - этими инструментами заманивались покупатели.

Западноевропейский ретейл послевоенного времени напоминал отчасти украинский начала 90-х: в нем преобладали независимые магазины, объединенные в небольшие сети. Так, вскоре вся Великобритания оказалась охвачена сетью Tesco, а Германия - Métro. Однако концентрация сетей в странах Западной Европы остается весьма средней. Например, в Испании, Португалии, Италии, Греции супермаркеты и гипермаркеты не очень популярны и смогли завоевать лишь 50 % рынка, а в скандинавских странах и Англии, напротив - 90 % рынка. В Англии и Франции остаются популярны небольшие магазины, базары и лавочки, что обеспечивает странам костяк малого бизнеса.

Мировые ретейлеры начали присматриваться к российскому рынку в 1996 г., когда компания Carrefour претендовала на участок в Москве и на место в строившемся пер-

© Попенкова Д.К., 2013

вом торговом центре «Атриум». Затем в 1997 г. открылся первый гипермаркет в Москве «Рамстор» (компания «Рамэнка»), которой владеют турецкий конгломерат Koc Holding и строительный гигант Enka. Изначально компания планировала развивать в России формат супермаркет, но после пересмотра стратегии вышла с идеей гипермаркета.

В 2000 г. появилась голландская сеть Spar, работающая по франчайзингу. Основной партнер в России - компания «Марта». SPAR был основан в 1932 г. в Голландии Адриааном ван Веллом как добровольная сеть бакалейщиков под названием Dе SPAR. Основная цель -обеспечить сотрудничество между независимыми оптовыми компаниями и ретейлерами в ответ на появление крупных торговых сетей в Европе. Концепция SPAR начала распространяться за пределами Голландии только в конце 1940-х годов, когда второй страной стала Бельгия. В течение 1950-х концепция SPAR быстро распространилась по всей Европе. В следующие 20 лет SPAR продолжал расширяться внутри Европы, но самое главное, проник на новые континенты. В 1963 г. создается SPAR - Южная Африка, а в 1977 г. SPAR - Япония. В течение последних 20 лет расширение SPAR шло особенно быстро -SPAR появился в Восточной Европе, Аргентине и Австралии.

Сегодня в SPAR Россия входят восемь партнеров на всей территории страны, а присоединение партнеров из Сибири, Урала и Северо-Запада стало важной вехой в развитии SPAR в России [8].

В 2001 году на рынок России выходит немецкий гигант Metro - Cash and Carry. Metro Group AG занимает третье место по объему продаж в Европе и четвертое - в мире, продемонстрировав впечатляющие темпы развития в России. Компания динамично развивалась, сделав основной фокус на региональной экспансии. Хорошо освоив Центральную Россию, Юг и Поволжье, компания вышла на Урал с открытием первого торгового центра в Екатеринбурге в 2005 году и на сибирский рынок - в 2007 году, открыв первый торговый центр в столице Сибири Новосибирске (он же стал 600-м торговым центром «Метро - Кэш энд Керри» в мире). В течение нескольких лет «Метро - Кэш энд Керри» выросла в крупнейшего участника российского рынка торговли и заняла лидирующее положение. [6]

В 1961 г. Жерар Мюлье, имея опыт работы в семейной текстильной компании, открывает свой первый магазин «АШАН» в Рубе (Франция), в бывшем заводском здании площадью 600 м2. Залогом успеха его предприятия стали следующие принципы: максимальное удовлетворение потребностей клиентов, учет человеческого фактора и постоянное развитие. В 1967 г. первый гипермаркет открывается в городе Ронк (Франция). Основной принцип - продавать максимально быстро максимально большое количество качественных товаров по максимально низким ценам максимально большому числу покупателей. «АШАН» уделяет особое внимание окружающей инфраструктуре. Предпочтение отдается крупным торговым центрам, в которых представлены международные компании, товары которых наиболее привлекательны для клиентов «АШАН»

Менее чем за 10 лет «АШАН» открывает 26 новых гипермаркетов, и логотип компании становится известным в масштабах всей страны. Основа кадровой политики -предоставить сотрудникам компании максимальные возможности для развития, одновременно разделяя ответственность и знания. С 1977 года сотрудники получают возможность стать акционерами. Сегодня сотрудникам «АШАН» в Европе принадлежит 17 % акций компании.

«АШАН» начинает последовательно развивать по всему миру сеть гипермаркетов. Открыв первый гипермаркет «Алькампо» в Мадриде в 1981 году, сейчас «АШАН» -лидер розничной торговли в Испании, имея 50 гипермаркетов и 125 супермаркетов «Са-

беко» по всей стране. В Италии «АШАН» развивает сеть магазинов с 1989 года и сейчас владеет 35 гипермаркетами и 206 супермаркетами.

В 1996 г. «АШАН» выходит на рынок Восточной Европы - здесь открываются первые магазины в Польше (сейчас - 20 гипермаркетов и 11 супермаркетов). Открываются гипермаркеты в Мексике, Португалии и в Люксембурге. В 1997 г. открывается первый гипермаркет в Аргентине. В Италии «АШАН» заключает партнерское соглашение с сетью супермаркетов RINASCENTE.

2000 г. - «АШАН» приобретает более 67 % компании RT Mart, чтобы создать гипермаркеты под вывесками «РТ-Март», «Апик» и «Сейв» в Тайване. В Марокко в 2001 г. «АШАН» заключает союз с компанией «ОНА», которой принадлежат 8 гипермаркетов Маржан. В Тайване, где на 21 млн жителей всего 22 гипермаркета, что демонстрирует огромные перспективы развития, «АШАН» приобретает местную компанию «Хатимат», которой принадлежат 12 гипермаркетов.

2002 г. ознаменован открытием первых гипермаркетов в России - «АШАН»-Мытищи» и «АШАН»-Коммунарка», а в 2003 г. открыт третий гипермаркет «АШАН» в России - «АШАН»-Марфино». В 2005 г. компания ««АШАН» - Россия» получила Диплом 1-й степени как самая крупная сеть гипермаркетов. В 2007 г. «АШАН» заключает договор с турецкой компанией Enka о передаче гипермаркетов сети «Рамстор». Согласно достигнутому соглашению «АШАН» приобретает в собственность один гипермаркет, а на остальные десять магазинов получает долгосрочные права. «АШАН» с этого времени начал освоение регионов России: Краснодар, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Калуга, Омск, Пенза, Казань, Уфа [5].

По мнению аналитиков компании A.T.-Kearney, Россия, Индия, Китай - это те страны, которые будут демонстрировать высокие торговые темпы роста, а в развитых экономиках рост торговых сетей или прекратился или уже переходит в стадию спада.

На примере компании Walmart можно показать неудачные примеры выхода на иностранные рынки. Американская Walmart, крупнейший в мире ретейлер, изучала возможности по выходу на местный рынок с 2001 г., а ее российский офис был открыт в 2008-м. На новых рынках Walmart ведет себя агрессивно, и отечественные сети ждали ее прихода с опаской. Еще в 2001 году компания зарегистрировала в России торговые марки Walmart и Sam's Club. В 2004 году о ее намерениях объявил президент Американской торговой палаты в России, в 2005-м гендиректор Walmart Stores подтвердил это The Financial Times. В сентябре 2008-го Walmart зарегистрировала дочернее предприятие в России - ООО «ВМ Истерн Юроп Холдингз, ЛЛК». В 2009 году говорилось о том, что в России и Восточной Европе российские магазины будут открыты уже в 2010 году. Компания приняла решение о выходе на рынок России через покупку компании, а не путем строительства магазинов с нуля, велись переговоры о покупке «Копейки» и «Ленты», которые ничем не завершились, российская X5 Retail Group опередила американскую сеть. По мнению всех экспертов, Walmart вполне может вернуться, если появится подходящий объект для поглощения [4].

Три года назад крупнейший мировой ритейлер Walmart объявлял о намерении стать лидером на розничном рынке Индии к 2015 г. Пока что ретейлер сильно отстает от графика: с 2009 г. компания открыла здесь только 20 оптовых магазинов. Законодательство страны до апреля 2012 г. запрещало компаниям с иностранным участием открывать розничные точки. Поэтому первые гипермаркеты Walmart в стране появились полгода назад, а супермаркеты компания планирует открывать в Индии с 2014 г. За прошлый год у Walmart появилось пять оптовых складов вместо запланированных 22. В этом году

ретейлер собирается открыть еще восемь магазинов, при этом в компании отмечают, что временные задержки при открытии магазинов связаны со сложной процедурой получения лицензий в Индии. Открыть магазин в Индии непросто даже местной компании: для этого требуются десятки разрешений и лицензий от различных ведомств на разных уровнях власти. Один из проектов Walmart сейчас заморожен: индийский девелопер, обещавший построить для ретейлера здание, начал работу без необходимых разрешений, и контролирующие органы остановили стройку. В октябре Walmart вместе со своим индийским партнером Bharti Enterprises начала открывать в стране розничные магазины, но из-за особенностей лицензирования была вынуждена снять с полок важную часть ассортимента. В Индии требуются отдельные разрешения для продажи разных видов продукции. Совместное предприятие не смогло получить лицензии на продажу риса, чечевицы, фруктов и овощей. Предприниматели в различных отраслях промышленности говорят, что обычно дают взятки индийским чиновникам, чтобы проекты продвигались.

Сейчас у Walmart более 10 000 магазинов в 27 странах мира. В прошлом году ее продажи выросли на 5 % до 466 млрд долл., при этом выручка международного дивизиона увеличилась на 7,4 % до 135 млрд долл. [2].

В развивающемся мире меняются стиль потребления, представления об ассортименте, уровне сервиса, повышаются требования к качеству продукции. Выделим и обобщим факторы, которые выталкивают национальные сети с внутреннего рынка и побуждают к экспансии:

- сильное давление конкурентов;

- насыщение магазинами;

- медленные темпы экономического роста;

- недостаток торговых площадей или запреты на строительство торговых молов;

- высокая стоимость управления компанией;

- антимонопольное законодательство.

Резюмируя, можно сказать, что с начала ХХ в. мировой ретейл следует тенденциям глобализации, компании превращаются из локальных в транснациональные. В мире за это время произошла переориентация фокуса торговых сетей с развитых стран мировой экономики на развивающиеся. Далее продолжатся процессы экспансии, конкуренция будет принимать все большую силу. И тем интереснее будет изучать борьбу сетей за главного игрока рынка - потребителя.

Библиографический список

1. Корешков В.А. Формирование и развитие предпринимательских структур в ритейле России: дис. ... канд. экон. наук. - Москва, 2011. - 186 с.

2. Мегха Б. Ретейл по-индийски // Ведомости. - 2013. - № 57. - 03.04.2013.

3. Приходько К.С. Воздействие мировых торговых сетей на развитие потребительского рынка в условиях глобализации: дисс. ... канд. экон. наук. - Краснодар, 2008. - 179 с.

4. Шиенок Д. Walmart закрывает представительство в России // Коммерсантъ. - 14.12.2010.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.auchan.ru

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.metro-cc.ru

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.retail.ru

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.spar.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.