Научная статья на тему 'Теоретическая модель управления развитием субъектности учителя в условиях повышения квалификации'

Теоретическая модель управления развитием субъектности учителя в условиях повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / СУБЪЕКТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / TEACHER'S SUBJECTIVENESS / MANAGEMENT OF DEVELOPMENT / THEORETICAL MODEL OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT / TECHNOLOGICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махрачева Татьяна Алексеевна

Стратегия управления развитием субъектности учителя в условиях повышения квалификации (ПК) составляет основу теоретической модели управления данным процессом. Критериями эффективности теоретической модели управления развитием выступают: переход образовательной системы ПК школьных педагогов на более высокий уровень; инновационность деятельности субъектов; положительная оценка результатов ПК учителей со стороны ее субъектов, «заказчиков» и «потребителей»; удовлетворенность органов управления образованием, руководителей школ качеством ПК школьных педагогов; позитивное отношение педагогических коллективов, родительской общественности к результатам развития системы ПК учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical model of management of teacher's subjectivity development within conditions of the skills improvement

The strategy of management of teacher's subjectivity development within conditions of the skills improvement (SI) forms the basis of the theoretical model of management of the given process. Criteria of efficiency of theoretical model are: transition of educational system of school teachers SI to higher level; innovative activity of subjects; a positive estimation of results of teachers SI by its subjects, "customers" and "consumers"; authorities satisfaction of the education, heads of schools quality of the school teachers SI; the positive relation of pedagogical collectives, the parental public to results of development of system of teachers SI.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель управления развитием субъектности учителя в условиях повышения квалификации»

Следует подчеркнуть, что в основе педагогической системы дополнительного образования детей заложена образовательная философия, направленная на личностное развитие и профессиональное самоопределение каждого обучающегося, на удовлетворение его эмоциональных, интеллектуальных, познавательных, социальных и других потребностей. В этой системе сложилась новая парадигма субъект-субъектных взаимоотношений всех участников социокультурного и образовательного процесса. Школа и ее структурное образование «Школьная академия» не противопоставлены друг другу. Эти две разные образовательные системы направлены на создание глубоких интеграционных связей.

Ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей в условиях муниципального образовательного учреждения являются: демократизация образовательного процесса; поддержка и развитие детского творчества; воспитание культуры здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; открытость системы дополни-

тельного образования детей; создание дополнительных образовательных программ нового поколения; научно-методическое

обеспечение системы дополнительного образования в школе; развитие системы дополнительного образования детей на основе информационных технологий.

Поступила в редакцию 7.05.2009 г.

Kurbatova I.V., Makarova L.N., Prokudin Yu.P., Te-rekhina Т.А. Personal improvement and professional selfdetermination of schoolboys in the process of integration of programs of the general and the additional education. In the article the operational experience of the Center of additional education “School academy” as a structural division of comprehensive school № 13 with profound studying of separate subjects is revealed of Tambov. The basic values and functions of an additional education of children in the conditions of school, its maintenance and process of integration with the general are analyzed. Versatile profile directions of activity of the “School academy” are generalized, its role in personal and professional formation of schoolboys is opened.

Key words: school academy; integration; general and an additional education; profile training; professional selfdetermination; a problem field of socialization; innovative model.

УДК 371

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СУБЪЕКТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

© Т.А. Махрачева

Стратегия управления развитием субъектности учителя в условиях повышения квалификации (ПК) составляет основу теоретической модели управления данным процессом. Критериями эффективности теоретической модели управления развитием выступают: переход образовательной системы ПК школьных педагогов на более высокий уровень; инновационность деятельности субъектов; положительная оценка результатов ПК учителей со стороны ее субъектов, «заказчиков» и «потребителей»; удовлетворенность органов управления образованием, руководителей школ качеством ПК школьных педагогов; позитивное отношение педагогических коллективов, родительской общественности к результатам развития системы ПК учителей.

Ключевые слова: управление развитием; субъектность учителя; теоретическая модель управления развитием; технологическое обеспечение.

Развитие субъектности школьных педагогов рассматривается нами в контексте их непрерывного образования. Идеи непрерывности в системе повышения квалификации (ПК) учителей школ предполагают опережающее прогнозирование будущих проблем школьного образования и профессиональной

деятельности педагогов, а также заблаговременную подготовку к их решению. Согласно В. А. Сластенину, образование будущего требует выполнения функции опережения, выступающей как мысленная интеграция всех необходимых предпосылок реализации цели, как создание информационной модели, пред-

варяющей результат деятельности [1]. Согласно этому, в нашем исследовании разрабатывалась теоретическая модель управления развитием субъектности учителей в условиях ПК, которая носила ярко выраженную прогностическую направленность. Ее реализация включала совместные продуктивные действия органов управления образованием, учреждений ПК, педагогической общественности по прогнозированию и обеспечению непрерывного профессионально-личностного саморазвития школьных педагогов.

Одним из ведущих компонентов теоретической модели выступает общепризнанная субъектами управления цель. На ее реализацию влияет ряд факторов: внешние, синергетические, внутренние и субъектно-личностные. Их одновременное влияние обусловливает необходимость разработки программы перехода от стратегии «выживания» к опережающему развитию системы ПК педагогических кадров образования. К числу ведущих факторов ПК учителей принадлежит фактор региона, оказывающий влияние на развитие образовательной системы ПК, определяющий ее инновационные функции, прежде всего, регионоориентированную. Интегрирующим фактором является стратегическая программа развития педагогических кадров образования, разработанная субъектами управления развитием, обобщенная модель личности и профессиональной деятельности школьных педагогов, концепция управления развитием субъектности учителей в условиях ПК, основанная на идеях полисубъектного управления.

В процессе построения теоретической модели были установлены следующие тенденции управления развитием ПК учителей на региональном уровне: возрастание роли и значения проблемы качества ПК в формирующейся государственной политике России, регионов; регионализация управления; изучение и учет «социального заказа», личностных потребностей учителей в ПК; становление и развитие законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения ПК учителей, децентрализация и демократизация; совершенствование образовательного процесса ПК для обеспечения условий опережающего профессионально-личностного

развития школьных педагогов.

В ходе разработки теоретической модели управления развитием субъектности учителей в условиях ПК нами был выявлен ряд закономерных связей, учет которых оптимизирует названный процесс. Наиболее существенными из них являются: системность и качество управления процессом ПК учителей на региональном уровне создают условия для непрерывного профессионального образования названных субъектов; открытость управляющей и управляемой систем ПК учителей через взаимодействие с социокультурной средой и другими образовательными институтами обеспечивает их развитие и саморазвитие; эффективность управления развитием непосредственно сказывается на продуктивности педагогической деятельности; поли-субъектное взаимодействие субъектов управления развитием в системе ПК обеспечивается творческой исследовательской

«инициативностью» всех участников ПК [2].

В процессе разработки теоретической модели управления развитием субъектности учителей мы рассматривали категорию «субъектность» как сложную целостную систему, структурно объединяющую в себе различные компоненты и способы взаимодействия между ними. Ее структуру можно представить через мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивно-деятельностный блоки, ведущим среди которых является мотивационно-ценностный компонент, объединяющий в себе системы ценностных ориентаций, профессиональных мотивов и направленности; учебно-познавательных мотивов и интересов. Эти блоки учитываются в процессе составления программы повышения квалификации и разработки индивидуальных программ профессионально-личностного саморазвития каждого учителя.

Ведущим мотивом развития субъектно-сти учителя является мотив самоутверждения в профессиональных отношениях. Осознание значимости педагогической профессии связано с освоением смысла педагогической деятельности как сферы, в которой личность может полностью самореализоваться; потребность в продуктивной педагогической деятельности, в результате которой развивается субъектность обучающихся, выступает как потребность в самореализации. Чем более в системе ценностных ориентаций представлены ценности личностного роста, тем

быстрее при повышении субъективной значимости профессии формируется позитивная ориентация на самоутверждение в ней как основа развития субъектности. Процесс развертывания такой мотивации можно представить как потребность самоутверждения в любых сферах жизнедеятельности (в учебнопознавательной, в профессиональной, в личностной).

Мотивационно-ценностный и отношенческий компоненты субъектности учителя определяют стратегию его личностно-профессионального поведения. Регулятивнодеятельностный компонент характеризует реализацию этой стратегии.

Процесс развития субъектности учителя в системе повышения квалификации может быть интерпретирован как некая педагогическая технология, отвечающая следующим принципам: ориентация на творческую, личностную и профессиональную индивидуальность каждого учителя; обеспечение дифференцированного и индивидуально-творческого подхода к его профессионально-личностному саморазвитию; открытость, вариативность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки учителя; полисубъектность, предполагающая развитие активности, инициативности; широкая диа-логизация образовательного процесса и его проблематизация.

Важнейшей составной частью разработанной нами теоретической модели стали принципы управления развитием субъектно-сти учителя в условиях ПК, которые отражают сущность полисубъектного управления, механизмы его реализации. К ним относятся: принципы демократизации, полисубъ-ектности и кооперации различных субъектов управления; сочетания индивидуальной,

групповой рефлексии, творческой самореализации субъектов управления; объективности; полисубъектной направленности управления; главного звена (сущностности); инте-гральности, оптимизации совместной деятельности субъектов управления; действенности и эффективности; открытости; учета особенностей обучения взрослых [3].

На этом основании сущность управления развитием субъектности учителей в системе ПК состоит в обеспечении полисубъектного взаимодействия в образовательной системе, перевод ее в новое качество - режим непре-

рывного профессионально-личностного саморазвития учителей.

Разработка теоретической модели управления развитием учителей в системе ПК потребовала определения условий ее реализации. К числу условий результативности управления развитием мы отнесли: усиление научной составляющей ПК учителей; совместную разработку субъектами управления региональных требований к ПК педагогических кадров; качество организационнопедагогической поддержки инноваций в регионе; диверсификацию дополнительных профессиональных образовательных программ; развитие субъектных характеристик учителей («лидер», «решатель», «преобразователь», «творец», «созидатель», «автор»); обеспечение качественного ресурсного сопровождения ПК педагогических кадров; осуществление мониторинга ПК; оценку качества ПК и удовлетворенность субъектов управления развитием на основе квалимет-рических оценок [4].

Внедрение модели управления развитием субъектности учителей в системе ПК осуществлялось на основе соответствующей технологии, целью которой являлся поэтапный перевод образовательной системы ПК в новое качество - режим непрерывного профессионально-личностного саморазвития школьных педагогов. Технология управления развитием субъектности учителей в системе ПК включала несколько этапов. Первым этапом технологии выступал проблемноцелевой этап разработки концепции управления развитием. Он предполагал выявление основных проблем, решение которых будет способствовать развитию образовательной системы ПК при сохранении ее целостности и устойчивости; определение и принятие ценностей, целей и смыслов перевода образовательной системы ПК в режим развития.

На втором этапе технологии управления развитием ПК учителей (проектировочном) осуществлялось проектирование регионального и личностного «заказа» на ПК школьных учителей, разработку инновационной структуры полисубъектного управления развитием ПК. Третий этап в технологии управления развитием субъектности учителей в системе ПК (предметно-содержательный) направлял деятельность преподавателей ПК на разработку региональных тре-

бований к содержанию и уровню ПК педагогических кадров; к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов и программ самообразования. На основе региональных требований к ПК учителей разрабатывались дополнительные профессиональные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты, программы самообразования, ак-меограммы школьных педагогов.

Четвертый этап (организационный) обеспечивал организацию образовательного процесса, его ресурсное сопровождение, взаимодействие с органами управления образованием, с научными коллективами и базовыми ОУ. Заключительный этап технологии (рефлексивно-оценочный) предполагал выявление результатов развития региональной системы ПК посредством мониторинга, экспертизы, групповой и индивидуальной рефлексии, оценки. Для реализации «социального заказа» и региональных требований использовалась технология, отличительной особенностью которой явилось то, что она предусматривала приоритет профессионально-личностного саморазвития школьных педагогов.

Результативность предложенной теоретической модели управления развитием субъектности учителей в системе ПК определялась на основе следующих критериев: переход образовательной системы ПК школьных педагогов на более высокий уровень; инновационность деятельности субъектов; положительная оценка результатов ПК учителей со стороны ее субъектов, «заказчиков» и «потребителей»; удовлетворенность органов управления образованием, руководителей школ качеством ПК школьных педагогов; позитивное отношение педагогических коллективов, родительской общест-

венности к результатам развития системы ПК учителей.

Экспериментальная проверка разработанной теоретической модели и технологии управления развитием субъектности учителей в условиях ПК выявила достижение спрогнозированных результатов управления развитием субъектности учителя и доказала, что ее развитием напрямую зависит от эффективности технологии управления данным процессом.

1. Исаев И.Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина // Известия Российской академии образования. 2000. № 3. С. 45-58.

2. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков, 1997.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.

Поступила в редакцию 8.04.2009 г.

Makchracheva T.A. Theoretical model of management of teacher’s subjectivity development within conditions of the skills improvement. The strategy of management of teacher’s subjectivity development within conditions of the skills improvement (SI) forms the basis of the theoretical model of management of the given process. Criteria of efficiency of theoretical model are: transition of educational system of school teachers SI to higher level; innovative activity of subjects; a positive estimation of results of teachers SI by its subjects, "customers" and "consumers"; authorities satisfaction of the education, heads of schools quality of the school teachers SI; the positive relation of pedagogical collectives, the parental public to results of development of system of teachers SI.

Key words: management of development; teacher’s subjectiveness; theoretical model of management of development; technological maintenance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.