УДК 37.011.33
Т. А. Соловьёва, В. А. Гусева
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КАТЕГОРИИ «МИЛОСЕРДИЕ ШКОЛЬНИКА» КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДОМИНАНТЫ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлена сущностная характеристика понятия «милосердие школьника» как социокультурной доминанты в процессе духовно-нравственного развития современных школьников. Теоретическая модель категории «милосердие школьника» построена с использованием алгоритма анализа понятия, включающего сопоставление изучаемой категории с совместимыми понятиями «эмпатия», «сострадание», и с несовместимым понятием «злорадство».
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие; милосердие школьника; сущностная характеристика; личностная готовность; инструментальная ценность.
T. A. Solovyova, V. A. Guseva
THE THEORETICAL MODEL OF THE CATEGORY «MERCY OF THE SCHOOL STUDENT» AS A SOCIOCULTURAL DOMINANT IN THE PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF MODERN STUDENTS
The article presents the essential characteristic of the concept «mercy of the school student» as a sociocultural dominant in the process of spiritual and moral development of modern school students. The theoretical model of the category «mercy of the school student» is constructed with the use of the algorithm of notion analysis including comparison of the studied category with the compatible notions «empathy», «compassion», and with the incompatible notion «gloating».
Key words: spiritual and moral development, mercy of the school student, essential characteristic, personal readiness, instrumental value.
В сегодняшних условиях смены ценностных ориентиров, жизненных приоритетов людей современное общество находится на грани духовного кризиса: происходит разрушение ценностей старшего поколения, деформируются традиционные моральные нормы и нравственные установки.
На наш взгляд, понятие о милосердии, включенное в систему нравственных ценностей большинства народов и народностей, может послужить ориентиром, стать социокультурной доминантой в процессе духовно-нравственного развития и воспитания личности современного молодого человека.
Включение, согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [15], в систему нравственных ценностей понятия «милосердие», привели в педагогике к «рождению» понятия «милосердие школьника».
На современном этапе развития общества с целью возвращения его к жизнедеятельности, построенной на системе общечеловеческих ценностей, представляется
необходимым начать с построения теоретической модели категории «милосердие школьника», дабы впоследствии найти верный путь к организации педагогической деятельности по становлению милосердия у детей.
Основной позицией, идеей для построения модели педагогической категории «милосердие школьника», на наш взгляд, может выступать цивилизационный подход. Мы объясняем это тем, что изучение сущности такой нравственной категории, как «милосердие», её возвращение в процесс воспитания в любом государстве невозможно без учета исторических и социокультурных закономерностей его развития.
Цивилизационный подход отводит приоритетную роль в развитии общества духовно-нравственному и интеллектуальному факторам и позволяет трактовать милосердие как социокультурную доминанту в современном образовательном процессе.
Анализ психолого-педагогической литературы [1, 14, 17, 21, 23, 24, 31, 32, 33, 34] показал, что на сегодняшний момент научного определения понятия «милосердие школьника» не дает ни одна из работ. Первым шагом на пути построения понятия «милосердие школьника» должно быть определение его в качестве составляющей, элемента более общей категории «милосердие».
Понятие «милосердие» проделало долгий путь становления и развития с древнейших времен до современности. Цивилизационный подход дал нам возможность условно разделить представления о понятии «милосердие» на 8 групп.
Милосердие трактуется как:
1) готовность [3, 6, 10, 11, 12, 16, 18, 20, 21, 25, 26, 27, 29]:
• помогать кому-нибудь:
- нуждающемся (мифология древнего мира) [18];
- всем людям, а в пределе всему живому [25];
- из сострадания, человеколюбия [20; 26]; в том числе бескорыстно (письменные источники Древнего Египта; религиозные книги древних индийцев) [11; 16];
• простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия [20], в том числе всепрощение ближнего, даже врага (Библия; религиозные книги древних индийцев)
[3; 16];
• проявить снисхождение [26];
• делать добро каждому (религиозные книги древних индийцев) [16];
• подать милостыню, подаяние (Иоанн Златоуст, древнерусские летописи, наставления, документы, указы российских руководителей) [6; 10; 12; 16; 21; 27; 29];
• дать добрые советы без ожидания благодарности (Иоанн Златоуст) [16];
2) ценность [8, 13; 15; 31]:
• величайшая общечеловеческая [8];
• важнейшая человеческая добродетель [31];
• инструментальная [13];
• нравственная [15];
• базовая национальная [15];
3) свойство [5; 7; 9; 8]: мягкосердость [7]; сверхъестественный дар (Фома Ак-винский) [5], «масло» в светильнике души (Феодосий Печерский) [8], «высшая мудрость» (Гуго Сен-Викторский) [9];
4) чувства [2; 4; 7; 16; 25; 26; 35]:
• сожаления, сострадания, жалости [35];
• сочувствия [7];
• долга (духовная культура Древней Греции) [16];
• снисхождения [26];
• любви [2]: сердечной (сердолюбие) [7], сострадательной [25], деятельностной
5) отношение к другому человеку [19; 23]: сострадательное, доброжелательное, заботливое [19], в том числе существенное выражение гуманности [23];
6) способность к эмпатии (Древний Шумер и Аккада) [18], в том числе способность «радоваться вместе от души» (Конфуций) [16];
7) деятельность [6; 10; 11; 12; 16; 26; 27; 29], в виде:
• помощи [26], в том числе вспомоществование (письменные источники Древнего Египта) [11];
• заботы о нищих, сиротах, престарелых, убогих, вдовах и других нуждающихся (древнерусские летописи, наставления, документы, указы российских руководителей) [6; 10; 12; 16; 21; 27; 29];
• благотворительности (древнерусские летописи, наставления, документы, указы российских руководителей) [6; 10; 12; 16; 21; 27; 29];
8) принцип семейного воспитания [1].
Милосердие школьника — не единственное понятие, характеризующее нравственные качества личности школьника. К качествам личности относятся также сходное понятие «эмпатия» и родственное понятие «сострадание».
Таким образом, логика анализа требует сопоставления изучаемой категории с совместимыми понятиями «эмпатия», «сострадание», и с несовместимым понятием «злорадство».
Для оптимального восприятия отношений между совместимыми понятиями «милосердие» и «сострадание» представим эти отношения схематично. Сострадание выступает родовым понятием по отношению к понятию «милосердие» (см. рис.1).
Схема графического выражения совместимых понятий «милосердие» (В) и «сострадание» (А), находящихся в отношении подчинения.
Воспользуемся алгоритмом сравнительного анализа понятий и представим его результаты в виде таблицы (см. табл. 1).
[4; 25];
Рис. 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ совместимых понятий «милосердие» и «сострадание», находящихся в отношении подчинения
Сострадание (А) Милосердие (В)
Существенные сходства 1. Нравственные категории. 2. Личностные качества (свойства) человека. 3. Личностная готовность делать добро. 4. В основе лежат эмоциональные явления — субъективные переживания человеком его отношения к другому человеку: сочувствие, сопереживание. 5. Включают жалость
Несущественные сходства Нравственные ценности христианства и других религий.
Существенные различия 1. Готовность что-либо сделать, совершить для другого человека: деятельная любовь к ближнему 1. Готовность бескорыстно (по Пиопинахту) что-либо сделать, совершить для другого человека, проявляя снисхождение (Словарь русского языка: в 4-х т., 1983), прощая даже врага (Библия), и в тоже время, не боясь предъявлять требования.
2.Сострадание средство познания, чувствования другого человека (по К. Д. Ушинский). 2. Милосердие есть результат познания, чувствования другого человека (по К. Д. Ушинскому)
3. Не предполагаются чувства долженствования и «сорадости» 3. Предполагает «радость вместе от души» (сопереживание чужим радостям) (по Конфуцию).
4. Наличие чувства долга (духовная культура Древней Греции).
Несущественные различия Одна из добродетелей Величайшая добродетель (по Ф. Печерскому)
Прежде чем рассмотреть отношения между совместимыми понятиями «милосердие» (А) и «эмпатия» (В), находящихся в отношении пересечения, представим эти отношения графически (см. рис.2).
Схема графического выражения отношений между совместимыми понятиями «милосердие» (В) и «эмпатия» (А), находящихся в отношении пересече-
Представим результаты сравнительного анализа понятий «милосердие» и «эмпатия» с помощью таблицы (см. табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ совместимых понятий «милосердие» и «эмпатия», находящихся в отношении пересечения
Милосердие (В) Эмпатия (А)
Существенные сходства В основе лежит эмоциональное явление - субъективное переживание человеком его отношения к другому человеку: сопереживание, сочувствие
Существенные различия 1. Нравственная категория (величайшая добродетель) 1. Психологическая категория.
2. Готовность бескорыстно что-либо сделать, совершить для другого человека, проявляя снисхождение 2. Способность понять внутреннее состояние другого человека
3. Свойство (личностное качество) человека 3. Механизм понимания проблем другого человека: эмоциональный отклик на проблемы другого человека
Далее рассмотрим объемы двух противоположных понятий «милосердие» и «злорадство», составляющих в своей сумме часть объема общего для них родового понятия «свойства (личностные качества) человека», видами которого они являются и которому они соподчинены (см. рис. 3).
Схема графического выражения несовместимых понятий «милосердие» (В) и «злорадство» (А), находящихся в отношении соподчинения, где С — «свойства человека».
Рис. 3
Вновь воспользуемся алгоритмом сравнительного анализа понятий и представим его результаты в виде таблицы (см. табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ несовместимых понятий «милосердие» и «злорадство», находящихся в отношении соподчинения (координации)
Милосердие (В) Злорадство (А)
Существенные сходства Свойства (личностные качества) человека
Несущественные сходства Способность переживать
Существенные различия 1. Предполагает «радость вместе от души» (сопереживание чужим радостям) (по Конфуцию) 1. Предполагает злобную радость от неудач другого человека (по С. И. Ожегову)
2. Милосердие включает жалость, т. е. чувство промежуточного класса, доставляющее неудовольствие (отрицательное) 2. Злорадство относится к чувствам промежуточного класса, доставляющим удовольствие (положительное)
Несущественные различия Терпимость к чужим ошибкам: характеризуется снисходительным отношением к людям, способностью «не возвращать зло» (по И. Златоусту) Нетерпимость к чужим ошибкам (Краткий психолого-филологический словарь, 2011)
Личностная готовность давать добрые советы (демонстрировать образцы для подражания) ближнему («учить истине, избавить от заблуждений, подать ближнему совет») Отсутствие готовности давать добрые советы ближнему
Относится к категории «добро» Относится к категории «зло»
Описывая существенные сходства понятий «милосердие» и «сострадание», существенные различия «милосердия» и «эмпатия», несущественные различия «милосердия» и «злорадства» мы постоянно употребляли термин «готовность». Таким образом, мы пришли к заключению, что ключевым словом при определении термина «милосердие школьника» может быть слово «готовность».
Научный анализ предполагает изменения ракурса рассмотрения изучаемого понятия. Воспользуемся при составлении сущностной характеристики категории «милосердие школьника» алгоритмом построения логического определения понятия.
Данный алгоритм требует начинать анализ с нахождения более широкого, родового (общего) понятия по отношению к определяемому. На наш взгляд, для понятия «милосердие школьника» таким понятием будет являться педагогическая категория «личностная готовность».
Опираясь на толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова и новый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой, предпримем попытку дать определение понятию «готовность» [30, 28]. Готовность — это психологическая настроенность человека, желающего содействовать чему-либо. А в качестве рабочего определения мы будем использовать следующее определение: «личностная готовность есть совокупность качеств личности (мотивационных, когнитивных, волевых, коммуникационных) психологически настроенного человека на помощь кому-либо или желающего содействовать чему-либо» (Т. А. Соловьёва).
Обратим внимание на то, что словосочетание «личностная готовность» никогда не обозначает нечто независимое. Личностная готовность не существует вне зависимости от личности — той личности, проявлением которой она является. Именно поэтому мы говорим не о личностной готовности как о самостоятельном предмете, а о развитии личности школьника.
Любая личностная готовность реализуется в деятельности, которая имеет основную цель (назначение). Основная цель милосердия оказывать помощь, сострадая при этом и радуясь вместе от души.
Всё выше сказанное, позволяет нам дать краткую сущностную характеристику педагогической категории «милосердие школьника».
Милосердие школьника — это личностная готовность школьника:
- психологически настроенного бескорыстно делать добро, выполнять свой человеческий долг, не боясь предъявлять требования и, в то же время, проявляя снисхождение и терпимость;
- для которого милосердие становится инструментальной ценностью, выполняющей регулирующую роль в его личности тогда, когда приобретает смысл для него и начинает соответствовать его установкам, убеждениям, идеалам, интересам, отвечать его потребностям в принятии, в любви и в самоуважении;
- предполагающая готовность личности отстаивать значимость этой ценности, жить и трудиться в соответствии с ней;
- являющаяся результатом познания, чувствования другого человека и природы в целом.
Предложенная сущностная характеристика милосердия школьника, на наш взгляд, поможет «подготовить «воспитательную компоненту в школах», испытывающих, по словам президента РФ В. В. Путина, «дефицит духовных скреп. Дефицит милосердия, сочувствия, дефицит того, что всегда делало нас сильнее, крепче» [22].
Литература
1. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
2. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990.
3. Библия. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2011.
4. Бэкон Ф. Новый Органон. М.: Соцзкгиз, 1935.
5. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 87-101.
6. Городовое положение с законодательными мотивами, разъяснениями и дополнительными узаконениями / Сост. С. Г. Щегловитов. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1892.
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. Т. 2. / Под ред. А. И. Бодуэна-де-Куртене. СПб.: Товарищество М. О. Вольфа, 1935.
8. Зеньковский В. В. История русской философии: в 2-х т. Т. 1. М.: Академический Проект, Раритет, 2001.
9. Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях Г-ХГУ вв. / Сост. и общ. ред. И. Т. Касавин. М.: Республика, 1996.
10. Издание завещаний московских князей XIV в. (1339 г.). Вторая душевая грамота великого князя Ивана Даниловича Калиты от 1328 г. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 2 (32). С. 129-132.
11. История Древнего Востока: Тексты и документы / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высш. шк., 2003.
12. Калачов Н. В. Текст Русской Правды на основании четырех списков разных редакций. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича.
13. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006.
14. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.
15. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2011.
16. Костина Е. Ю. История социальной работы. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.
17. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2005.
18. Мифология древнего мира / Ред. С. Н. Крамера; пер. В. А. Якобсона. М.: Восточная литература РАН, 1977.
19. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. Т. 1. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-на-уч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. М.: Мысль, 2010.
20. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: ИД Оникс, 1986.
21. Поучение Владимира Мономаха: подгот. текста, пер. с древнерус., примеч. // «Изборник»: сб. произв. лит. Древней Руси / Сост. Д. С. Лихачев, Л. А. Дмитриев. М., 1969. С. 146-171, 709-713.
22. Путин В. В. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс].: URL: http://www.fsoz.gov.ru/press/14/936/index.html (дата обращения 18.12.2012).
23. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. II / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1993.
24. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1981.
25. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989.
26. Словарь русского языка: в 4-х т. Т. 2. М.: Русский язык, 1983.
27. Соборное Уложение 1649 года / М. Н. Тихомиров, П. П. Епифанов. М.: Изд-во Моск. унта, 1961.
28. Современный толковый словарь русского языка. В 3-х т. Т. 2. / Под ред. Т. Ф. Ефремовой. М.: АСТ, 2006.
29. Стоглав. Казань: Типография Губернского Правления, 1862.
30. Толковый словарь русского языка: в 4-х т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ОГИЗ, 1935-1940 гг.
31. Толстой Л. Н. Любите друг друга // Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 42. М.: Гослитиздат, 1957. С. 324-331.
32. Ушинский К. Д. Избранные сочинения: в 4-х т. Т. 2. М.: АПН РСФСР, 1948.
33. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999.
34. Шутова В. А. Педагогические условия воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 1999.
35. Этимологический словарь русского языка / Под ред. О. А. Шаповаловой. Ростов н/Д: Феникс, 2009.