УДК 796 ББК 75.7
176
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТРЕЛКА-ПУЛЕВИКА К ОСВОЕНИЮ ОБРАЗА ДВИЖЕНИЯ И УСТОЙЧИВОЙ ПОЗЫ ИЗГОТОВКИ
| В.В. Шиленок
Аннотация. Специфика соревновательного упражнения в пулевой стрельбе основывается на поддержании как статического, так и динамического равновесия. В связи с этим важным аспектом подготовки, значимым для стрелка-пулевика, является совершенствование физического качества «статодинамическая устойчивость».
Цель статьи состоит в теоретическом обосновании влияния знаний о параметрах выполнения упражнений, направленных на развитие статодинамической устойчивости на результативность соревновательной деятельности юных стрелков-пулевиков.
В процессе работы разбиралось теоретическое сопровождение стрелка-пулевика в ходе фаз выполнения выстрела: «подготовка выстрела», «выбор изготовки», «.подъем оружия», «фиксация и выстрел».
В ходе оценки качества освоения теоретического материала и теоретической готовности в целом нами были разработаны и применены тесты, позволяющие оценить теоретическую подготовленность стрелков-пулевиков группы начальной подготовки в вопросах организации учебно-тренировочного процесса и самостоятельных тренировок, направленных на развитие статодинамической устойчивости.
Освоение теоретических знаний по применению упражнений на развитие статодинамической устойчивости в структуре общей и специальной физической подготовки юного спортсмена оказало положительное влияние на динамику роста результативности.
Ключевые слова: юный спортсмен, пулевая стрельба, стрелковая техника, статодинамическая устойчивость, формирование образа стрелкового упражнения, теоретическая готовность, коррекция ошибок.
THEORETICAL READINESS OF BULLET-SHOOTERS FOR MASTERING THE MOTION IMAGE AND STABLE SHOOTING POSTURE
I V.V. Shilenok
Abstract. Specific of a bullet shooting competition exercise is based upon maintaining both static and dynamic balance. Therefore, an important aspect of training consists in perfection of a significant for a bullet shooter physical quality of "static- and - dynamic stability".
The aim of our study was the theoretical justification of the influence of knowledge on the parameters of exercises aimed at the development of static-and-dynamic stability on the efficiency of competitive activities of young bullet shooters.
In the process of work the theoretical guidance of a bullet shooter during the performance of the phases of a shot - "shot preparation", "choice of shooting posture", "weapon lifting", "fixation and shooting" - were considered.
While evaluating the level of mastering the theoretical material and theoretical readiness at large, we elaborated and applied tests allowing to evaluate theoretical readiness of beginner group bullet shooters in organising learning and training process as well as self-training, aiming to develop static- and -dynamic stability balance.
Mastering the theoretical knowledge on the application of exercises developing static- and-dynamic stability in the structure of general and special physical training of young sportsmen has proved to influence positively the dynamics of shooting effectiveness.
Keywords: young sportsman, bullet shooting, shooting technique, static-and-dynamic stability, formation of a shooting exercise image, theoretical readiness, correction of mistakes.
177
Совершенствование значимого для стрелка-пулевика физического качества «статодинамическая устойчивость» опосредовано развитием двигательно-координационных способностей. Специфика соревновательного упражнения в пулевой стрельбе основывается на актуализации как статического, так и динамического равновесия. «Устойчивость позы < ... > достигается как тоническими напряжениями мышц, фиксирующими те или иные положения звеньев тела, так и постоянными
(подчас незаметными) корректировочными движениями. При этом во многих случаях ведущую роль играет установка не на жесткую фиксацию позы, а на оптимальное балансирование в ней, благодаря которому равновесие постоянно восстанавливается как бы в потоке нарушений, вызываемых отклоняющимися факторами. Способность поддерживать равновесие в этом смысле есть, прежде всего, способность к оптимальному балансированию в статических и динамических позах» [1, с. 284].
Фактически сущность методики воспитания статодинамической устойчивости со стороны педагога состоит в обучении эффективным двигательным действиям, а со стороны обучающегося — в освоении образовательного материала. Способность к освоению материала, прежде всего, обусловлена характером его интерпретации, зависящим от теоретической готовности обучаемого спортсмена, точности понимания им информации о сущности техники исполнения двигательных действий и степени сформированности образа двигательного действия.
Цель нашего исследования состояла в теоретическом обосновании влияния знаний о параметрах выполнения упражнений, направленных на развитие статодинамической устойчивости на результативность соревновательной деятельности юных стрелков-пулевиков.
Осознание юным стрелком-пуле-виком необходимости детального понимания сущности выполнения соревновательного упражнения основано ,1П на наличии «личностно значимой про-I'8 блемы», которая «становится стимулом для формирования побуждения к действию, < ... > разворачивает механизмы активизации компонентов теоретической подготовки. Теоретическая подготовка актуализируется, когда юный спортсмен мотивирован, включен в деятельность в эмоционально-волевом плане, умеет мобилизовать собственные силы в условиях ориентировочной информации, способен определить реперные точки, владеет системой оценки и самооценки, позволяющей осуществлять познание, способен качественно выполнять отдельные действия и операции, развивая систему управления двигательным и
интеллектуальным действием, в условиях познавательной деятельности способен использовать эффективные когнитивные стили, развивать когнитивную гибкость» [2, с. 532].
Экспериментальная методика обучения стрелковой технике основывалась на теоретическом положении, что образ любого двигательного действия складывается из трех составляющих: зрительного, логического и двигательного образа.
Обучающие упражнения, направленные на формирование зрительного образа точного выстрела, предвосхищала непосредственная и опосредованная (видео, фото и т.п.) демонстрация стрелковой техники. В ходе обучения юные спортсмены осваивали содержание учебно-методического материала, представленного в методических разработках, видеоотчетах, кинограммах, кинокольцовках, схемах, рисунках, отражающих структурные компоненты выстрела. При формировании целостного образа соревновательного упражнения юный стрелок искал ответы на ряд ключевых вопросов: «С какой целью и технически каким образом производится выбор изготовки?», «Как смещается центр тяжести относительно опоры в различных фазах выстрела?», «Какова амплитуда движения корпуса и его отклонение от вертикальной оси при подъеме оружия?», «Какова оптимальная техника работы с оружием?», все более осознавая степень значимости сохранения устойчивой позы изготовки при выполнении выстрела.
Своевременно применяемые комментарии при обучении и корректировке техники с «пошаговым» объяснением ее элементов, отражающих работу системы «стрелок-оружие-ми-
шень», позволяют сформировать логический (смысловой) образ движения. Этот смысловой образ раскрывает значимость точности исполнения предыдущих фаз движения для эффективности и экономичности последующих. Обучающиеся научились формировать в своем понимании систему аргументированных понятий, подтверждая необходимость развития статоди-намической устойчивости, позволяющей создать оптимальные условия для выполнения фаз двигательного действия: подготовки выстрела; выбора изготовки; подъема оружия; фиксации оружия в районе прицеливания и выполнения выстрела; возвращения оружия для перезарядки; отдыха между выстрелами, в целом определяющих эффективность выстрела.
Процесс формирования двигательного образа идеального выстрела опирался на собственные ощущения юного стрелка во время выполнения подводящих упражнений или целостного стрелкового упражнения. При этом освоение образа движения устойчивой изготовки основывалось на пошаговом теоретическом сопровождении юного спортсмена в ходе всех фаз исполнения выстрела. Освоение техники исполнения первой фазы «подготовка выстрела» основывалось на подготовке стрелкового места и выборе хвата оружия, оказывающего непосредственное воздействие на движение руки при подъеме оружия. «Выбор изготовки» (вторая фаза) отражал степень понимания, освоение движений, предопределяющих выбор и проверку оптимального положения звеньев тела относительно мишени с открытыми и закрытыми глазами (применялся после каждой смены изготовки). В процессе освоения целостного образа
двигательного действия важно было обращать внимание на тот факт, что, начиная именно с этой фазы, отмечается включение статодинамической устойчивости как средства, оптимизирующего готовность стрелка к воспроизведению идеального выстрела. Для того чтобы понять сущность движения, в некоторых случаях применялись намеренно неправильные позы, которые своевременно корректировались, и юный спортсмен получал возможность по проприоцептивным ощущениям сопоставить способы выполнения выстрела и выбрать наиболее эффективный. Юный стрелок приходил к пониманию правила, отражающего основу стрелковой техники, состоящего в том, что «опорой при выполнении выстрела служит правильно выбранная изготовка, удержание которой сокращает колебания оружия в районе прицеливания».
Теоретическое сопровождение юного стрелка во время третьей фазы выполнения выстрела было направлено на проработку правильной траектории при подъеме руки, сохранения совмещенных прицельных приспособлений. В ходе эксперимента были выявлены ключевые ошибки в фазе «подъема оружия», среди них: отклонение корпуса, смещение центра тяжести, потеря устойчивости. Разработанные нами специально-подводящие упражнения с применением пространственных ограничителей, фиксации допустимых порогов проприоцептивных ощущений, возвратных движений позволили создать более полную теоретическую осведомленность по своевременной коррекции отдельных фаз движения и повысить результативность соревновательной деятельности в целом.
179
180
Освоение теории и практики выполнения четвертой фазы выстрела сопрягалось с необходимостью понимания юными спортсменами ряда требований: достижения оптимально неподвижного положения пистолета в районе прицеливания; выполнения выстрела (боевого или холостого) с соблюдением контроля прицельных приспособлений; плавной работы со спусковым крючком. Оперативный педагогический контроль за исполнительской структурой движения в процессе выполнения фаз соревновательного упражнения способствовал сохранению оружия в районе мишени после выполнения выстрела, которое, в свою очередь, позволяло обучающимся снизить вероятность преждевременного возвращения руки в исходное положение для отдыха, приводящего к удаленным вниз пробоинам на мишени.
В ходе оценки качества освоения теоретического материала и теоретической готовности в целом, нами были разработаны и применены тесты, позволяющие оценить теоретическую подготовленность стрелков-пулевиков группы начальной подготовки в вопросах организации учебно-тренировочного процесса и самостоятельных тренировок, направленных на развитие статодинамической устойчивости. Тест № 1 «Содержание общей и специальной физической подготовки. Дви-гательно-координационное качество «равновесие» содержал вопросы, позволяющие определить уровень понимания структуры и содержания общей и специальной физической подготовки и месте равновесия в данной структуре. Тест № 2 «Понимание значения статодинамической устойчивости, ее места в системе базовых физических качеств стрелка-пулевика» характери-
зовался наличием вопросов, отражающих информационную компетентность в личной аргументации необходимости развития соревновательно-значимого качества «статодинамиче-ская устойчивость» и способах ее самооценивания. Тест № 3 «Средства воспитания статодинамической устойчивости» отражал вопросы, раскрывающие сущность тренировочных упражнений из базовых и новых видов спорта, направленных на развитие стато-динамической устойчивости. Тест № 4 «Методы воспитания статодинамиче-ской устойчивости» содержал вопросы, позволяющие определить последовательность применяемых упражнений в воспитании статодинамической устойчивости, динамику нарастания сложности упражнений, их количество. Тест № 5 «Показатели статодина-мической устойчивости при различных функциональных состояниях и различных уровнях восстановления» позволил выявить знания о зависимости проявления статодинамической устойчивости и качества выполнения выстрела от уровня утомления. Результаты тестирования оценивались по пятибалльной шкале: 5 — «отлично», 4 — «хорошо», 3 — «удовлетворительно», 2 — «неудовлетворительно».
Динамика теоретической готовности к самоорганизации процесса развития статодинамической устойчивости, представленная в таблице 1, позволяет констатировать положительное влияние экспериментальной методики формирования целостного образа устойчивого двигательного действия.
Показатели теоретической осведомленности спортсменов-стрелков существенно выросли после проведенного эксперимента, вместе с тем достоверные отличия не были выявлены в
ВЕК
тесте 5, поскольку юные спортсмены владели данной информацией в процессе первичного тестирования.
Проведенный анализ состояния теоретической готовности юного спортсмена к осуществлению спортивной деятельности позволил рассмотреть процесс организации теоретической подготовки с позиции ее этапов и компонентного состава осваиваемого материала. Данный подход раскрывает «содержание теоретической подготовки < . > в динамике реализации процессуальных и результативных критериев достижения результата» [3, с. 43]. Дополнительная самостоятельная работа по освоению теоретических знаний позволяет юному спортсмену глубже разобраться в причинах возникающих проблем, а преемственное применение передового опыта ведущих специалистов позволяет педагогу грамотно и доступно для обучаемого сформулировать проблему и совместно с юным спортсменом найти оптимальное решение.
Освоение теоретических знаний также было направлено на формирование готовности к выполнению учебно-тренировочных и соревновательных упражнений в сбивающих ситуациях. Важно было своевременно ознакомить юных спортсменов с возможностью возникновения ситуаций спонтанного характера (внешних и внутренних), которые редко поддают-
ся прогнозированию, к примеру, поломка оружия, изменение напряжения в электросети (вплоть до отключения электроэнергии), сказывающееся на освещении тира, судорога ведущей руки, ноги и т.п. Порядок действий в подобных ситуациях представлен в правилах по пулевой стрельбе [4, с. 67]. В ходе нашего эксперимента мы искусственно создавали подобные плановые ситуации, инициирующие проявление рационального мышления и самоконтроля поведения, поскольку вероятная потеря концентрации в ходе выполнения упражнения ведет к снижению устойчивости позы изготовки и как следствие — к «отрывам» на мишени.
Базовые знания об основах применения аутогенной тренировки в тренировочной практике для оптимизации психоэмоционального состояния спортсмена во время нетипичной ситуации оказали влияние на своевременное решение образовательных задач. В ходе эксперимента юные спортсмены, ознакомленные с методом переноса положительного эмоционального состояния посредством мысленного воспроизведения чувств и эмоций, пережитых при пике спортивной формы, анализировали соответствующие данному времени записи стрелкового дневника, проводили детальную мысленную проработку наиболее успешных стар-
181
Таблица
Динамика теоретической готовности к самоорганизации процесса развития статодинамической устойчивости
Результативность тестирования Показатели
Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 Тест 5
на входе 2,6±0,9 2,4±0,7 3,2±0,3 2,8±0,6 3,8±0,4
на выходе 4,2±0,4 4,7±0,4 4,8±0,3 4,5±0,5 4,0±0,6
знак разности оценок + + + + 0
182
тов, соотнося их со значимыми параметрами достигнутых результатов.
Освоение теоретических знаний по применению упражнений на развитие статодинамической устойчивости в структуре общей и специальной физической подготовки юного спортсмена оказало положительное влияние на динамику роста результативности. Контрольные испытания экспериментальной и контрольной групп проводились до и после эксперимента. Уровень спортивного мастерства оценивался в упражнениях: 20 выстрелов по мишени № 9 [4, с. 199]. Средний показатель результативности экспериментальной группы юных спортсменов в ходе первичного тестирования составил 127,1 ± 2,6, а в процессе повторного тестирования — 147,2 ± 3,3, что отражает больший прирост результатов в сравнении с контрольной группой - 127,4 ± 3,2 и 131,6 ± 3,0.
Таким образом, преемственное использование средств из других видов спорта, направленных на развитие координационных способностей и статодинамической устойчивости, выбор которых основан на усложнении структуры и содержания упражнений, соответствующих сложности соревновательной деятельности, позволил повысить эффективность тренировочного процесса в целом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008.
2. Кузьменко, Г.А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки [Текст] / Г.А. Кузьменко. -М. : Прометей, 2013.
3. Кузьменко, Г.А. Теоретическая подготовка юных спортсменов в системе реализации задач интеллектуального развития личности [Текст] / Г.А. Кузьменко // Культура физическая и здоровье. - Воронеж, 2011. - № 4. - С. 39-43.
4. Правила ISSF: пулевая стрельба. - 2-е изд. [Электронный ресурс]. - URL: http:// shooting-russia.ru/documents/ (дата обращения: 04.05.2014).
REFERENCES
1. Matveev L.P. Teorija i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and Methodology of Physical Culture], M., Fizkul'tura i sport, Spor-tAkademPress, 2008.
2. Kuz'menko, G.A. Razvitie intellektual'nyh sposobnostej podrostkov v uslovijah sport-ivnoj dejatel'nosti: teoretiko-metodolog-icheskie i organizacionnye predposylki [Development of Intellectual Abilities of Teenagers in Sport Activities Conditions: Theoretic, Methodological and Organizational Preconditions], M., Prometej, 2013.
3. Kuz'menko, G.A. Teoreticheskaja podgo-tovka junyh sportsmenov v sisteme realizacii zadach intellektual'nogo razvitija lichnosti [Theoretical Training of Young Sportsmen within the implementation of problems of Intellectual Development of the personality], Kul'tura fizicheskaja i zdorov'e, Voronezh, 2011, No. 4, pp. 39-43.
4. Pravila ISSF: pulevaja strel'ba [ISSF Rules: bullet shooting], URL: http://shooting-russia. ru/documents/
Шиленок Вероника Викторовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Московского государственного педагогического университета, shilenokvv@ rambler.ru
Shilenok V.V., Senior Lecturer, Physical Training and Sport Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]