МЕДЕНИЕТ ВЕ АНЬАНЕЛЕР -КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ
А.М. КАНГИЕВА1,
E-mail: aliye.kangiyeva@gmail.com
Теонимия в суфизме: опыт обращения к Богу через его имена как фактор формирования сознания суфия
УДК: 297
Кангиева Алие Меметовна.
Теонимия в суфизме: опыт обращения к Богу через его имена как фактор формирования сознания суфия
В статье рассмотрена проблема те-онимов в разных языках и традициях. В исламской суфийской традиции система теонимов выводится на основе изречения пророк Мухаммада, где перечислены 99 Имен Бога. В статье затронута проблема использования исламских теонимов в психотерапии, поскольку рецитация воздействует на психику и физиологию человека, подобно аффирмациям, исцеляющим настроям, аутотренингам. Глубокое осознание и рецитация каждого Имени меняет структуру психического в человеке. В рамках, существующих на данный момент психологических и междисциплинарных парадигм изучение влияния Имен Бога на психику и формирование высших эмоций может дать важные научные результаты. Интериоризация глубоко в сознание и подсознание Имен Бога и трансформации в психоэмоциональной сфере в ее результате указывают на важность данной духовной практики. Результаты исследования могут дать новые направления для междисциплинарных исследований и практического применения как учеными, так и специалистами-практиками.
1 Кангиева Алие Меметовна, к. филол. н., научный сотрудник НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь, Крым)
Ключевые слова: теонимы, суфизм, опыт, психика, эмоции, имена, феноменология, коммуникация.
Kangieva Aliye Memetovna.
Theonyms in Sufism: Experience of Appeal to God Through his Names and Transformation of Consciousness
The article deals with the problem of theonyms in different languages and traditions. In the Islamic Sufi tradition, the system of theonyms is derived from the saying of the Prophet Muhammad, where the 99 Names of God are listed. The article proposes the problem of using Islamic theonyms in psychotherapy, since recitation affects the psyche and physiology of a person, like affirmations, healing moods, and auto-training. Deep awareness and recitation of each Name changes the character of the psychic in a person. Within the framework of this moment, psychological and interdisciplinary paradigms of studying the influence of Names on the psyche and the formation of higher emotions can yield important scientific results. Internalization deep into the consciousness and subconsciousness of the names can effect transformations in the psycho-emotional sphere. The research results can provide new directions for interdisciplinary research and practical application by scientists and practitioners alike.
Keywords: Theonyms, Sufism, Experience, Psyche, Emotions, Names, Phenomenology, Communication.
Проблема теонимов в разных языках и
традициях исследуется уже не одно тысячелетие. В исламской суфийской традиции система теонимов выводится на основе изречения пророк Мухаммада, где перечислены 99 Имен Бога и сообщается о том, что выучивший их попадет в рай. Имена Бога также встречаются в Коране.
Суфийская традиция рецитации имен Творца - в Крыму оформилась в практике чтения «Исми Азам дуасы» на различных традиционных мероприятиях. Кроме того, суфийские тексты крымского средневековья, упоминая Творца, называют Его разными Именами.
В своей статье мы исследуем феномен теонимов в суфийской традиции, источники суфийской теонимии и их общий анализ.
Также в статье мы затронем проблему использования исламских теонимов в медицине и психотерапии, поскольку их рецитация имеет воздействие на психику и физиологию человека, сопоставимое с воздействием широко исследованных сегодня аффирмаций, исцеляющие настроев, ауто-тренингов. Глубокое осознание и рецитация каждого Имени, указанного в хадисе о 99 Именах либо в Писании, несомненно, меняет структуру психического в человеке. В рамках, существующих на данный момент психологических и междисциплинарных парадигм - когнитивно-поведенческого подхода, инфосоматики, эмоционально-образной терапии, психологии поля в гештальте - феномен Имен Бога, интериоризированных глубоко в сознание и подсознание человека, безусловно, может дать новые направления для междисциплинарных исследований и практического применения как учеными, так и специалистами-практиками. Подобных исследований о влиянии Имен Бога на сознание человека на данный момент не производилось. Все изложенное указывает на актуальность настоящего исследования.
Целью работы является раскрыть влияние Имен Бога, которые встречаются в ортодоксальных источниках, на сознание человека.
Объект исследования - Имена Творца согласно Исламской доктрине.
Предмет исследования - исламские источники, содержащие в себе эти Имена, как первичные (Коран и хадисы), так и вторичные (труды муфассиров и улемов).
Методология исследования включает в себя как общенаучные методы - анализ каждого Имени; синтез всех Имен в единое учение о Боге, как о Творце, достойном поклонения; дедукция - выведение информации о том или ином Имени из общей науки о Единобожии; индукция - распространение смысла одного из Имен на близкие к Нему по этимологии и контексту употребления в священных текстах (как ар-Раззак и ар-Разик, аль-Кадир и аль-Кадир). Среди специальных методов выделим, прежде всего, герменевтический, предполагающий интерпретацию каждого Имени в свете общей доктрины, толкование Имени на основе выработанных в науке «тафсир» и «хадис» принципов, выявление востоковедческих толкований, выполненных вне контекста общей доктрины единобожия, с допущением не приемлемого в тасаввуфе антропоморфизма; кроме того, используется коммуникативный метод в рамках которого показывается, как Имя может быть вербальной формулой обращения человека к Богу и с ожиданием Ответа от Бога - человеку.
Сам феномен Имен Бога на протяжении исламской истории был исследован прежде всего имамом Абу Хамидом аль-Газа-ли в его труде «Аль-Максад аль-асна шарх ма'ани асма Аллаhи аль-хусна» [Абу Хамид аль-Газали, 2009 с. 78], где с разных сторон рассматривается каждое Имя и дается связь между каждым Именем и общей концепцией Единобожия, Единства Бога в Господстве и Божественности. Кроме того, имамы первых трех веков, писавшие о Единобожии, обязательно касались вопроса Имен Бога и Его Атрибутов. Поэтому, информацию об Именах Творца можно найти в хрестоматийном произведении «аль-'Акыда ат-Тахауия» Джа'фара ат-Тахауи, «Фи^ аль-Акбар» Ну'-мана ибн Сабита Абу Ханифы и всех авторов трудов по Единобожию.
Тема Имен Бога близка суфиям, рецитации всех известных из источников теонимов - это обычная ритуальная практика суфиев разных тарикатов и регионов. Не случайно основной труд, посвященный именам Бога, составлен одним из теоретиков суфизма - Абу Хамидом аль-Газали. Потому и современные западные и отечесвенные исследователи суфизма - Анна Мари Шиммель, Е. Э. Бертельс, В. Третьяков, В. В. Бартольд и др. - также за-
трагивают данную проблематику. Хотя их исследования часто выполнены без учета базового исламского подхода, где допустимая речь о Боге строго ограничивается, во избежание уподобления (ташби^ и антропоморфизма (таджсим).
Отсюда можем заключить, что проблема толкования Имен Бога в суфизме может быть названа изученной, однако влияние информации о 99 Именах Бога на другие науки - психологию, медицину, влияние на психику человека и его сознание - на данный момент никем из исследователей не поднималась. Коммуникативный аспект суфийской теонимии, а также рецитация как опыт, феноменологический аспект, на данный не проблематизированы и не изучены. Это указывает на научную новизну работы.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что тема Имен Бога, изложенная современным научным языком, с учетом научных тенденций в XXI веке, будет актуализирована для широкого круга исследователей наук социогумани-тарного цикла. Поскольку именно знание о Боге является «сердцевиной» суфийских практик, то проблема теонимов является центральной во всем суфийском учении. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что поднятые проблемы помогут отличить ортодоксальную, фундированную источниках, информацию о Творце - от высказываний и интерпретаций, приписывающих Богу имена и атрибуты, которые Ему не присущи в действительности, согласно суфийским источникам.
Также данная информация может быть использована практикующими психологами, коучами, педагогами, поскольку в работе показано влияние Имен Бога на психические процессы человека, состояние его сознания, эмоциональные и когнитивные процессы.
1. Экзистенциальное напряжение: стремление к Богу в суфийском миропонимании и смирение перед Его трансцендентностью (правило «тавкифия»)
В психосоматических исследованиях [Амен, 2018, с. 127] показывается влияние радости, состояния восторга, восхищения -на общий уровень жизнеспособности орга-
низма. Человек, испытывающий радость, восхищение, настроенный на эти эмоции и культивирующий их в себе - имеет высокий уровень жизненных сил, психической энергии, способность отталкивать болезни в таком человеке выше, а исцеление уже существующих расстройств происходит быстрее. Постоянный негативные фон, чувства и мысли могут привести к заболеванию раком, сердечно-сосудистым и другим заболеваниям. В то время, как состояние довольства, открытости, радости, напротив оказывают благотворное воздействие на клетки и системы организма.
Когда человек изучает Имена Бога, то будто учится смотреть на мир заново, с любовью к Его Творцу, с восхищением и восторгом перед Истиной, с довольством перед Его Волей, со смирением перед Его Властью, со стремлением к Его Вечной Милости. Каждое Имя раскрывает перед нами новый горизонт собственных чувств. И, как мир описывает своими предметами и цветами эти Имена, так и наши чувства в ответ выстраиваются радугой и звучат симфонией, ощущая мир заново, как творение Всемогущего Бога.
Глаз создан таким, чтобы видеть мир. Мир наполнен светом, чтобы глаз мог его увидеть. Сотворивший глаз, сотворил и свет и наполненный светом мир.
Сотворивший наши чувства, ощущения, эмоции - сотворил мир таким, чтобы мы могли своими эмоциями отразить Истину о Творце, посмотрев на мир верующим сердцем. Глаз создан чтобы видеть мир таким, как он есть, а сердце и чувства - чтобы узнать и почувствовать, как мир прославляет Аллаhа.
Значение этих Имен выводятся исключительно из контекста Аятов и Хадисов. Поэтому их называют «тавкыфия», (вакъф - остановка): мы останавливаемся, когда думаем про них, ограничиваясь и довольствуясь Шариатскими текстами. Не фантазируем. Не называем Творца «высший разум», «источник», «причина», «абсолют», «художник» и «инженер».
Нет, мы в смирении останавливаемся на том, что нашли и услышали от ученых в толковании к Шариатским текстам. Как говорилось в работе, в аяте 180 суры 7 аль-А'раф Аллаh Всевышний повелевает нам называть Его через Прекрасные Имена и оста-
вить тех, что отрицает эти Имена (юльхиду-на) искажая их и впадая в язычество. Имам ан-Насафи, по трудам которого учились в мадрасах тюркских народов, в тафсире к этом Аяту сказал:
^а min-al-ilhadi tasmiyatuhu bil-djismi wal-djawhari wal-'aqli wal-'Шah]
«Пример отрицания Имен (ильхад) - это называть Аллаhа телом (предметом), материей, разумом, причиной»
2. История исследования Имен Бога в исламской традиции
1.1. Теологические основы тафсира Имен Всевышнего
Основной источник информации об Именах Всевышнего - это Коран. Многие аяты, в которых повествуются истории из жизни предыдущих Пророков, описания Судного Дня и его событий, заканчиваются упоминанием Имен Бога, «сияние» которых показывается через эти истории.
С имен «АллаЬ>, «ар-Рахман», «ар-Рахим» начинаются 113 из 114 сур Корана, все, кроме суры 9 ат-ТавбаК Последние, 22-24 аяты, суры аль-Хашр собирают в себе многие Имена и поэтому считаются особенными и широко распространены в суфийских практиках.
Поэтому, говоря про исследование значения Имен Бога, скажем, что основной источник понимания Имен - это прежде всего, тафсиры Священного Писания. Именно основываясь на тафсирах исламские ученые в дальнейшем давали разъяснение исламским теонимам. Среди основных тафсиров следует перечислить тафсир ибн 'Аббаса, ат-Табари, ат-Тустури, Джалалейн, ан-Наса-фи и др.
Согласно науке толкования Корана, таф-сир, в разъяснении смыслов аятов всегда основываются на основном догмате Единобожия, на смысле Шаhадатан и тех фундаментальных столпов, которым прежде всего обучал Пророк, на аятах Мухкямат, ясных по смыслу и не содержащих в себе омонимов. Поэтому, любое толкование Имен и Атрибутов, идущее вразрез с тафсирами, не вписывается в рамки исламской ортодоксии, а соответственно, не может быть взято за основу при разъяснении Имен Бога в рамках
курса исламских наук, будь то в вузах либо в мечетях [Аль-Амин аш-Шанкыти, 2011, с. 113].
Это первичный «фильтр», на который следует обратить внимание, сталкиваясь с тем или иным источником, особенно, изданным в последние столетия, когда количество исламской литературы увеличивается по экспоненте, а требования, которые предъявляют издательства, чрезвычайно занижены. Так, если открыть статью в Вики-педии, то мы увидим недопустимый перевод некоторых Имен:
Ар-Рашид - Разумный, Ан-Нур - Свет, Аль-Авваль - Первый, Аль-Ахыр - Последний. Все эти русские эпитеты существенно искажают значение перечисленных на арабском языке Имен, являются дословным переводом названия Имени, и не отражают его истинного смысла как Имени Бога. Это работа с арабско-русским словарем, а не извлечение смыслов Имен Всевышнего, в единстве с контекстом. Если мы посмотрим на «Танвир аль-Микбас мин тафсир ибн Аб-бас», аят 3 суры аль-Хадид, то увидим, например, толкование Имен аль-Авваль и аль-Ахыр как «Вечный без начала» и «Вечный без конца».
Отсюда мы понимаем, что толкования Имен, которые не фундируются в тафсирах Корана и идут вразрез с правилом «тавкъи-фия^» за основу быть взяты не могут.
Правило, указывающее на основы понимания Имен Бога извлекается учеными из 180 аята суры аль-А'раф, где сказано, что у Творца - прекрасные Имена и взывать следует через них, оставив отрицающих и тех, кто сбился с пути. В толковании к этому аяту ан-Насафи привел в примеры отрицания Имен Бога: например, назвать Бога причиной или разумом [Tafseer an-Nasafee].
Следующий базовый источник информации об Именах Бога - это известный хадис, переданный различными передатчиками, в том числе и в «Сахихе» аль-Бухари, где говорится: «У Бога прекрасные Имена, сто без одного. Кто выучит их наизусть, войдет в Рай». И далее перечисляются 99 Имен Всевышнего [Сахих аль-Бухари, 2009]. Всего, если перечислисть все Имена, приведенные в Коране и хадисах, выходит список из при-
близительно 150 Имен. В целом не говорится, что Имена либо Атрибуты Бога ограничены числом или количеством. Но говорится, что в этих 99 есть особый секрет - обещание пророка Мухаммада о Рае для того, кто их усвоил. Через Свои имена Бог дает знать людям о Своих Атрибутах. И проявлением особого благочестия считается частое славословие Бога по Его именам. Суфии вообще рассматривают молитвенную практику с божественными именами ^Ыкг) как важный этап Богопознания. В Коране эти имена названы наипрекраснейшими (а1^та' а1-husna). Исследуя имена Бога, мусульманские богословы разработали учение о божественных атрибутах (а1-§^), очень важное учение в мусульманском богословии, стали различать атрибуты Сущности, или самости и атрибуты Действия.
1.2. Обзор произведений, в которых исследуются Имена Бога
В трактате «Большой фикЬ> (Фикъ-hуль-Акбар), автором которого мусульманская традиция считает Абу Ханифу, одного из основателей одной из четырех богослов-ско-правовых школ в исламе, говорится: «Он был [Он - Бог] Он был и останется неизменным со всеми Своими Именами и Атрибутами, атрибутами Сущности и Действия. Сущностные среди них: Жизнь, Могущество, Знание, Речь, Слышание, Видение и Воля. Атрибуты действия: Творение, Наделение питанием, Создание, Дарение и прочие атрибуты» ^оггеИ, 1925].
Среди ранних фундаментальных трудов по исследованию Исламских теонимов следует выделить труды аль-Газали и ал-Иджи [аль-Иджи, 1998, с. 10-11]. Это, соответственно, XI, XIV века.
Помимо распространенной версии перечня из 99 Прекрасных Имен Бога, которые мусульмане заучивают и комментируют, есть другая версия хадиса от Абу hурайры, которая отличается от известной на несколько имен. Эту версию хадиса привели Аль-Ха-ким ан-Найсабури и Абу Бакр аль-Байхаки. Байхаки составил к ним краткое толкование [аль-Байхаки, 2013, с. 110]. Традиционный список Абу Хурайры не является канонизацией 99 прекрасных имен Бога. Как сказано выше, существует несколько вариантов спи-
ска аль-асма аль-хусна. Согласно одному из них, имя «Алла^> входит в состав 99 имен. В этом случае Атрибут Единства передается одним из двух терминов: аль-Ахад или аль-Ваахид. Первый, часто встречается в сборниках хадисов. Второй в специальных сочинениях, например, у Газали и у ал-Ид-жи. Другой вариант содержит и аль-Ахад, и ал-Ваахид, а «АллаЬ> в нем - сотое имя [Наумкин, 1981, с. 22-23]. Наиболее распространенными являются версии Абу Иса ат-Тирмизи, Абу Хамид аль-Газали, Адудуд-дин аль-Иджи и Али аль-Джурджани. Джур-джани.
Также оговоримся, что далеко не все имена присутствуют в Коране. Многие из них являются производными от корней, встречающихся в Коране. Хотя в своей работе Ж.В. Редхаус перечислил 552 имен и атрибутов Аллаhа, упомянутых в Коране и Сунне [Холмуминов, 2017, с. 81-104]. В основном большинство списков имен начинаются с перечня имен и атрибутов, переданных в 59 суре (Аль-Хашр) 22-24 аятах. В этих аятах упоминаются следующие имена: ар-Рахман, ар-Рахим, аль-Малик, ал-Куддус, ас-Салам, ал-Мумин, ал-Муhаймин, ал-Азиз, ал-Джа-ббар, ал-Мутакаббир, ал-Халик, ал-Бари, ал-Мусаввир. Все другие Имена восходят к встречающимся в разных местах Корана именам Аллаха и образованы от связываемых с ним глаголов.
Многие ученые освещали имена и атрибуты Бога в своих книгах. Но работа над этой темой, как отдельное произведение, началась в вв. Ниже приведены некоторые из этих работ:
1. Абу аль-Хасан аль-Ашари (260-324 х. / 873-936 м.) «Аль-Асма ва аль-ахкам» и «Ас-сифат».
2. Абу Исхак аз-Заджаджа (241-311 х. / 855-923 м.) «Тафсир асмаилляh аль-хус-на».
3. Хусейн аль-Халими (ум. в 403 г.х.) «Аль-Минхадж фи шуаб аль-иман».
4. Абуль-Касима аль-Кушайри (376-465 х. / 986-1072 м.) «Ат-Тахбир фи ат-тазкир».
5. Ибн Хазм (384-456 х. / 994-1064 м.) «Аль-Мухалля».
6. Абу Бакр аль-Байhакы (384-458 х. / 994-1066 м.) «Аль-Асма ва ас-сыфат».
7. Абу Хамид аль-Газали (450-505 х. / 1058-1111 м.) «Аль-Максад аль-асна».
8. Фахруддин ар-Рази (544-606 х. / 11491209 м.) «Лявами аль-баййинат».
9. Шамсуддин аль-Куртуби (600-671 х. / 1204-1274 м.) «Аль-Асна фи шарх асмаиЛ-лях аль-хусна».
10. Абу Абдуллаh ас-Сануси (832-895 х. / 1428-1490 м.) «Шарх аль-Асма аль-Хусна».
Подводя итог общему обзору источников и правилам тафсира теонимов, можно заключить, что основным источником сведений об Именах Бога является Коран и хади-сы, а также тафсиры данных текстов. Среди трудов богословов, которые занимались проблематикой Имен Аллаhа, особо отметить можно таких ученых, как аль-Газали, Иджи и другие.
В толковании Имен Всевышнего согласно исламской ортодоксии важно соблюдать иерархию смыслов: фундаментальный смысл - неподобие Бога созданным, недопустимость уподобления ни в мыслях, ни в речи; существование Бога вне места, образа, направления. Единственность Бога в Творении, наделении благами, Господстве и Божественности. Далее, любое толкование одного из Имен Аллаhа производится так, чтобы не перечеркнуть фундаментальное понимание Бога в Исламе - без уподобления, приписывания места или направления, с соблюдением культуры по отношению к Всевышнему, не называя Его «хитрецом» или «сидящим в засаде», как пишут некоторые переводчики, да сохранит нас Всевышний от такого заблуждения.
Толкование Имен Всевышнего осуществляется на основе правила «тавкыфи»: человек имеет право говорить о Боге только то, что Он сам дал о себе знать через Пророков. Учитывая, что Сущность Бога непостижима разумом и Его невозможно представить, Он невообразим в уме либо в воображении, если толкователь в речи о Боге не соблюдает правила «тавкыфи» и не ограничивает себя исламскими источниками, то это приведет к тому, что человек теряет границы в рассуждении о Боге и говорит о Боге все, что ему кажется правильным, называя Бога художником, силой, архитектором.
Вся ортодоксальная исламская традиция, все проанализированные нами источники ученых - показывают строгое соблюдение этой смысловой иерархии и правила «тавкыфи».
3. Смыслы избранных Имён Бога и их
восприятие в религиозном сознании мусульман
Для того, чтобы понять, какое огромное влияние имеет рецитация Имен Бога на верующего, мы приведем разбор некоторых из Имен Бога в свете современной психологии и общих тенденций в науке, обществе и искусстве. На примере различных состояний, проживаемых современным человеком мы покажем, как те или иные Имена Бога влияют на человека и помогают ему откорректировать состояние, наполняя сознание новыми смыслами и корректируя его чувственно-эмоциональную и психологическую грань. Ниже мы представим, как рецитация Имен попарно влияет на сознание человека.
3.1. Имена «аль-Къариб» и «аль-Муджиб»
Много исследований в эпоху постмодерна посвящено силе человека жить [Коначе-ва]. Где брать мотивацию, энергию, как жить без перенапряжения и истощения?
В одном из своих трудов доктор психологических наук, основатель подхода развития на основе привязанности Гордон Ньюфелд [Ньюфелд, 2014, с. 240] говорит о том, что человеку дает силы и напитывает, на самом деле, забота, неравнодушие, когда кто-то печётся о его благе, кто-то добр к нему и хочет, чтоб ему было хорошо. Об этом говорит и Хайдеггер [Хайдеггер, 1997, с. 42], у которого Sorge, забота - ключевой термин всего учения. Заботливое отношение к другому и к миру - способ познать другого и мир.
Ньюфелд изложил модель каскадной заботы в семье: если мы представим каскад водопада, как вода струится с одного уровня на другой, то так в здоровых сообществах, семьях, струится забота: мать заботится о ребенке, близкие заботятся о матери, кто-то заботится о близких, затем ребенок вырастает и дает заботу другим. Вот так мы наполняем друг друга заботой, каскадом, и не истощаемся, говорит Ньюфелд. Так мы возвращаем себе энергию, возвращаем себе силу. Создавая пространство заботы и неравнодушия. Семью он видит, как пространство заботы.
Но часто бывает, что такой «каскад» организовать нет возможности - «водопад» пролился вниз, а сверху река его не напол-
няет. И вот «водопад пересох». Наступает некое «энергетическое банкротство». Чтобы понять это состояние, предложим метафору. Представим, что за окном льет дождь, все вымокло насквозь, а в кране воды нет: возникает странное чувство - вроде воды очень много, но ее нет. Вернее, вода есть, но до человека не доходит. «Нарушены коммуникации и инфраструктура» - напрашивается ассоциация. Аналогично происходит с заботой.
У человека сегодня есть еда, одежда, кров - но человек не чувствует себя «промокшими» от милостей и заботы, созданной для него Богом. Он чувствуем себя подавленными, истощенными, злым, ему не хватает внимания, подарков, поддержки. В то же время, исламская доктрина учит нас, что Бог дарит человеку дары по Милости Своей постоянно. И человек нуждается, на самом деле, только в Творце. И не бывает в жизни человека ни единого мгновения, чтобы не получил он дара от Бога.Чтобы вернуть себе ощущение Милости Бога, окружающей человека, можно читать Имена Бога:
«Йаа Къариибу»,
«Йаа Муджиибу».
Аль-Къариб - Близкий к человеку по своему Знанию, Видению, Слышанию. Близкий к человеку по Своей Милости.
В тюркских языках есть слово «Акраба», близкие, родственники. Господь близок к нам по Своему Знанию. Так близок, что мы никогда не осознаем этого до конца. Он видит, как воздух проникает из альвеол в нашу кровь и как бежит кислород в сосудах к клеткам нашего мозга. Он знает наше подсознание и наши тайные чувства. Он знает нас и видит насквозь. Мы никогда не одни.
«Аль-Муджииб» - отвечающий на наши обращения, Дуа. Когда человек говорит «йаа Къариибу, йаа Муджиибу», он может думать о том, что его сердце обращается к Богу, и Он слышит. Бог слышит нас, видит наши уста, наше сердце, наши глаза. и если мы искренни в своем обращении - то Он Отвечает нам, т.е. дарует в ответ на обращение дары при жизни и после смерти [На-сыров]. И если нарушенные коммуникации и инфраструктура - оставляют человека без воды, то чтобы «восстанавливать внутренние коммуникации», надо постоянно обращаться из самого сердца к Всевышнему, постоянно держать в сердце «Ты, о Творец».
Простраивать инфраструктуру: систему зи-кров, поминаний из сердца, ведя подсчет, делая отчет и внимательно оттачивая свое произношение.
«Аль-Муджииб», «Отвечающий на молитвы». Тот, кто дает аль-джавааб, ответ, когда человек обращается к Нему даже с самой маленькой просьбой.
Так, для человека очень важно знать, что его слышит и видит другой человек. Тем более, для нас важно знать, что нас слышит и видит Бог, что ни одно наше обращение из сердца - не остается без Ответа. Интересно, что Ньюфелд говорит о том, что любовь ребенка к родителям, развиваясь от рождения, преобразуется, и проходит сквозь 6 уровней:
- через физические ощущения: нюхать, трогать, видеть, слышать,
- через похожесть: быть таким же как его взрослый, так же стараться есть, говорить, молиться, разговаривать по телефону и т.д.
- через свою значимость: чувствовать себя очень важным, ценным, особенным для своих взрослых,
- через преданность: «это моя семья», «это моя Родина»,
- через, собственно, любовь, когда ребенок не просто ищет маму, чтобы покушать, но начинает рисовать сердечки, признается в любви, делает сам подарки,
- через познанность: стремление ребенка, чтобы его взрослый его узнал и понял, услышал, увидел, охватил своим полным позитивным вниманием.
Вот на 6-й уровень, познанность как потребность, обратим внимание: тот, к кому ребенок привязан, должен знать ребенка, и это самый высший уровень близости, который проживает ребенок. Самый глубокий. Ребенок хочет, чтобы знали его мысли, чувства. Ребенку больно утаивать что-то от своего любимого взрослого, ему хочется, чтобы его познали всего, полностью. Все мысли, все секреты, все чувства, все события за день, все новости, все игрушки. Он весь хочет быть перед своим взрослым - раскрытым. Такой уровень привязанности - уже с возрастом не требует постоянного контакта, и связь сохраняется, даже если ребенок вырос и живет далеко, физический контакт редкий и встречи бывают не часто. Тем не менее, если привязанность прошла все 6 уровней, то на протяжении жизни она уже не
прекращается, а лишь углубляется, трансформируясь из привязанности-зависимости в привязанность-близость, родство.
Связь ребенка с родителями - это пример для понимания, но не для сравнения. В Исламской парадигме раб зависит от Господа иначе, нежели ребенок от родителя.
Но когда мы говорим о постоянном взоре сердца, обращенном к Богу (с тем, чтобы не забывать о Боге ни на секунду, постоянно жить в состоянии присутствия, аль-му-ракъаба, хузур) - вот эта связь рождается из осознания нашей абсолютной «познан-ности» Богом, на которую указывают многие Его Имена.
Мы все перед Ним, познаны, видимы, слышимы Ему. Бог видит нас, Бог слышит нас. И более того, Он не только видит и слышит и близок к нам по Своему Знанию и Могуществу - Он Отвечает нам. Каждый раз, когда мы говорим: «йаа Фаттааах», либо «йаа Раббии» - мы получим в ответ от Него то, что нас обрадует. Ни одно искреннее обращение верующего не остается без Его Ответа. Об этом сообщает человеку Имя «аль-Муджииб». Всегда, когда обращается человек, знает, что Бог слышит, и человеку можно надеяться на Ответ Всевышнего.
Говоря об Именах Всевышнего, следует помнить суфийское правило, сформулированное Зун-нуном аль-Мысри: что бы человек себе ни представил, Бог на это не похож. То есть, все Его Имена и Атрибуты - скрыты от воображения, представления, но доступны для познания через разум и сердце, без представления.
3.2. Имена «аль-Халим» и «аль-Алим»
Обращаясь к психологии развития, детской психологии, девелопментаристам, мы видим необычные трактовки детского «плохого» поведения и требования от родителя не границ и наказаний, а прежде всего эмпатии. Когда мы видим нежелательное поведение детей либо учеников, то вместо точечных ударов по каждому поступку, мы укрепляем связь, отношения. Так рекомендуют психологи-девелопментаристы, которые сосредоточены на процессе развития и вызревания, на питательной связи с родителями и обучении, а не на каждом поступке. «Смотрите в корень поведения - это эмоции незрелого существа; не смотрите на листву
поступков, она пожелтеет и улетит. Питайте корни. Стройте связь» - учат Ньюфелд, Бо-улби, Ялом.
Видя незрелость, видя ошибки - мы воспринимаем человека в динамике и помним, что вместо «дрессировки», вместо того, чтобы «ить указкой по пальцам и ставить в угол, отсекать и обрубать» - мы укрепляем связь, на основе которой произойдет вызревание.
Одно из Имен Творца - аль-Халиим - Тот, Кто с милостью, мягко обращается со своими рабами, не наказывает сразу, а оставляет время для исправления, помогает выйти на путь покоя и радости.
Кормилица Пророка, мир ему - Халима. Хильм - это и качество человека, которое в отношении созданных означает мягкое, терпеливое, доброе обращение с другими людьми: с детьми, с учениками, с подчиненными.
Когда мы хотим стать мягче сами или хотим, чтобы с нами обращались деликатнее и тактичнее, или просим Бога спасти нас и простить, мы можем взывать к этому Имени Бога: «йаа Халиим» многократно. Мы можем говорить: «Даруй и мне Хильм (мягкость, терпение, доброту, сострадание), о Халим!». Суфий, идущий по пути к довольству Бога, помнит, что его ошибки можно исчислять тысячами. И Бог не наказывает, Он посылает людей, которые с мягкостью и любовью ему помогают. Бог аль-Халим, а весь жизненный путь - это пространство выбора. Территория выбора очерчивает границы нашей личности и в этих границах суфий свободен каждую секунду исправляться, делать шаг, от тоски к радости, от апатии к поклонению и любви.
Имя «аль-Алиим» означает Всезнающий. Его Ильм (Знание) не уменьшается и не увеличивается, Он знает о каждом упавшем листке, о каждой вещи и о каждой капле в море, обо всем, на воде и на земле, в Раю и в Аду, внутри и снаружи. О том, что будет и что было. Кто хочет получить ответы на свои вопросы, понимание, ясность, знание, которое поможет ему дойти до своих целей, согласно суфийской традиции многократного зикра (богопоминания), может взять себе в привычку повторять каждый день - это Имя по многу раз. Он дает знать что-то из Своего Знания человеку. И забирает Знание из сердца, у кого хочет. С просьбой о терпении, мягкости, понимании и знании, суфий чита-
ет:
Йаа Халииму
Йаа Алииму
Читая Имена «йаа Халииму йаа 'Алии-му», можно представлять, как знания, чистые, как прозрачная вода - капля за каплей наполняют сердца. Как человек терпеливо и с радостью наполняемся знанием.
Анализ некоторых из Имен Бога показывает, что все они имеют огромное воздействие на сознание верующего. Подобным образом мы намерены проанализировать в будущем все известные в источниках Имена Всевышнего с целью помочь людям в решении своих внутренних психоэмоциональный задач через суфийскую теонимию как одну из центральных практик в тасаввуфе.
Рецитация Имен Бога - это вид поклонения в суфизме. Но кроме того, это сильное средство, воздействующее на психику, сознание и подсознание человека, которое помогает ему менять картину мира, мироощущение, взгляд на себя и других, привычные паттерны поведения и модели.
Основные проблемы в психологии, задачи работы психотерапевта, могут решится с помощью глубокого переосознания каждого из известных человеку Имен Всевышнего и интериоризацию их смыслов в сознании.
Согласно подходу специалиста по деве-лопментаристской психологии д-ра Гордона Ньюфелда, а также известного специалиста по экзистенциальной психологии Ирвина Ялома любая психическая проблема - это нарушение связи с Другим, с «не-Я», с «Ты». Если есть питающая, крепкая и надежная связь с не-Я, то все проблемы, от аддикций, тревожности, депрессии и до аутизма, лечатся самой связью. Связь лечит. В данном контексте, когда человек обращается осознанно и осмысленно к Богу через Его Имена и знает, что Бог ему Отвечает - человек может значительно улучшить состояние своего психического здоровья, устранить психо-э-моциональные сбои и «поломки». Поэтому, в Священном Писании говорится о том, что поминая Аллаhа, получают сердца наслаждение и покой.
Изложенный в работе анализ теонимов в суфизме дает основание говорить об актуальности и значимости данной проблематики в современных исследованиях. В работе было показано, как исторически ис-
следовался вопрос об Именах Бога, на какие источники опирались ученые в своих работах. Также было показано, как некоторые Имена Творца сегодня излагаются в искаженном виде, вразрез с исламской ортодоксией и правилами тафсира.
В исследовании был дан анализ того, как современная психология, в частности психология развития, озвучивает многие выводы, сходные с Исламской доктриной, а понимание Имен Бога, глубокое их осмысление и обращение к Нему через эти Имена имеет глубокий трансформационный эффект для психики.
Обращение к Всевышнему через Его Имена меняет самоощущение человека, спасает от одиночества, а обращение к Богу становится более осознанным и осмысленным. Человек получает больше надежды на Ответ Создателя и ощущает Его близость к себе по Его Знанию, Могуществу, Милости. Тем самым решается ряд психологических проблем в сознании современного человека: проблема тревожности и одиночества, проблема разрыва связей и расстройств аутичного спектра, проблема депрессии, апатии и спад мотивации. Благодаря осознанной обращенности к Аллаhу через Его Имена, человек в рамках основного догмата Веры укрепляет связь с Всевышним, ощущает себя рабом, получившим неисчислимые дары от Бога и тем самым, обретает вектор движения своей жизни - к Довольству Творца [Игнатенко, 1998, с. 239].
Глубокий анализ Имен Творца в подобном ключе может обогатить ряд наук соци-огуманитарного цикла. Учитывая правило «тавкифия», не нужно стремиться чрезмерно глубоко раскрывать Имена, основываясь на своих догадках - лучше остановиться на ясном и несомненном смысле, даже если он похож на смыслы других Имен. Со временем, по мере изучения арабского языка и шариатских текстов параллельно, смысл каждого Имени раскрывается яснее, он будет сиять все ярче и глубже. В дальнейшем мы планируем продолжить настоящее исследование и опробировать наши результаты в преподавании исламских дисциплин. А успех от Всевышнего.
Литература:
1. Абу Хамид аль-Газали. 99 прекрасных Имен Аллаха. СПБ: Диля, 2009. 237 с.
2. Аль-Амин аш-Шанкыти. Мухаммад Коранический метод познания атрибутов Аллаха. (Манхадж дирасат аль-асмаа ва ас-сифат) / пер. с ар. Умм Иклиль (Екатерина) Сороко-умова. Кувейт: Свет Ислама, 2011. 145 с.
3. Аль-Байхаки. Аль-Асма ва ас-сыфат. Бейрут: Муасаса ар-рисаля, 2013. 120 с.
4. Аль-Иджи А. Китаб аль-мавакиф. Бейрут: Муасаса ар-рисаля, 1998. 635 с.
5. Аль-Кахтани, Саид ибн Али ибн Вахф. Толкование прекрасных Имен Аллаха в свете Корана и Сунны / пер. с ар., коммент. Э.Р Кулиев. 3-е изд., стереотип. М.: Умма, 2013. 288 с.
6. АменДэниэлДж. Измени свой мозг, изменится и тело. М. Эксмо-Пресс., 2018 г. 544 с.
7. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. Избр. труды. М.: Наука, 1965. 576 с.
8. Игнатенко, А.А. Познать Непознаваемие (аль-Газали о рациональном познании трансцедентного - аль гайб). В кн.: Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. М.: Восточная литература, РАН, 1998. 570 с.
9. Коначева С.А. Хайдеггер и философская теология XX века. Автореф. канд. дисс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/khaidegger-i-filosofskaya-teologiya-xx-veka (дата обращения: 10.09.2020).
10. Насыров И.Р. Ал-Газали. «О сердце человека, знании рациональном и религиозном и о причине ограниченности людей в Богопознании (ма'рифа)». Фрагменты из «Возрождения религиозных наук» (Ихйа' 'улум ад-дин) [Электронный ресурс]. URL: https://iphras.ru/ uplfile/root/biblio/hp/hp14/10.pdf (дата обращения: 10.09.2020)
11. Наумкин В.В. X-XII вв. в истории народов Ближнего и Среднего Востока - Эпоха трансформации. М.: Наука, 1981. 134 с.
12. Ньюфелд Г. Не упускайте своих детей. М.: Ресурс, 2014. 448 с.
13. Сахих аль-Бухари / пер. с ар. В.А. Нирша. Казань: Дом печати, 2009. 1062 с.
14. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В.Бибихина М.: Ad Marginem, 1997. 451 с.
15. Холмуминов. Ф.З. «Аль-Максад аль-асна фи шархи (ма'ани) Асма Аллахи аль-Хус-на» Абу Хамида аль-Газали и Имена Аллаха // Медиевистика: новые имена: материалы IV межд. науч.-практ. Конференции. Тюмень: Изд-во ТГУ. 2017. С. 102-106.
16. Redhouse J.W. The Most Comely Names // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. 1867. Vol. 12. No. 1. Pp. 87-99.
17. 99 Имен Аллаха / Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/99_имён_Аллаха#Источники (дата обращения: 10.09.2020)
18. Tafseer an-Nasafee / abul-Barakat Abdullah ibn Ahmad [Электронный ресурс] URL: https://www.noor-book.com (дата обращения: 10.09.2020)
19. Tanweer-ul-miqbas min tafseer ibn 'Abbas. [Электронный ресурс] URL: https://waqfeya. com/book.php?bid=7074 (дата обращения: 10.09.2020)
20. Шогге11 А.H. Саtаlоguе оf Опе^а! Mаnusсriрts in ^е Librae оf ^е Un^re^ оf Miсhigаn. Miсhigаn: Апп АгЬог, 1925. 1181 p.