ТЕНЕВОЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР Н.А. Малеваная, студент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Россия, г. Москва)
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению понятия и классификации теневого банковского сектора. Проанализированы факторы, влияющие на развитие теневого банкинга в настоящее время. Проиллюстрирована взаимосвязь теневого банковского сектора с темпами экономического развития в разных странах.
Ключевые слова: теневой банковский сектор, регулирование, теневой банкинг, МВФ.
Теневой сектор банковских услуг - тема, обсуждаемая экспертами уже давно. Термин, официально употребляющийся при описании функций финансовых рынков, включает легальные учреждения. Крупные финансовые компании выполняют основные функции банков, но формально ими не являются. Как правило, функциональные единицы теневого банкинга оказывают услуги кредитования, инвестиций, посредничества.
Известно, что развитие новых видов учреждений зависит от многих факторов. Оно включает в себя следующие позиции:
- последствия мирового финансового кризиса;
- стимулирование роста мирового ВВП;
- зарегулированность банковского сектора.
Теневой банковский сектор нельзя назвать открытием XXI века. Необходимо отметить, что первые организации сегодняшнего теневого сегмента финансового рынка впервые появились еще в начале XX века в США. Считалось, что трасты способны вести дела только в сферах с низким риском, поэтому их деятельность не регулировалась так скрупулезно, как активность национальных банков.
Попустительское отношение властей привело к тому, что трасты расширили свои полномочия и начали спекулировать на рынке недвижимости и на фондовом рынке. Так как обыватели не смогли определить качественную разницу между трастами и серьезными организациями, то репутация национальных банков была разрушена [3, с. 15].
Макроэкономический фон современного мира отмечен признаками хаотичности и непредсказуемости движения капитала. Нестабильность ведет к затрудненной возможности прогнозирования. Кризисные условия, предрекаемые еще Шумпетером в его динамической концепции циклов, являются следствием разного типа инноваций, в том числе и финансовых [3, с. 17]. Поэтому проблема теневого банкинга и его инструментов становится все более актуальной в крупнейших экономиках мира.
К институтам теневого банкинга относятся хеджевые фонды; специальные паевые фонды, инвестирующие в рынки ликвидности и государственные ценные бумаги; структурные инвестиционные фонды.
Методы регулирования теневого банкинга стали повесткой дня на саммите G20, но адекватных мер до сих пор не предложено. Эксперты отмечают, что контроль этого сегмента рынка должен быть максимально гибким, так как невозможно отрицать полезность этой системы для стимулирования экономики.
Для успешного регулирования теневого сегмента банковской деятельности предложено было создать новые единые надзорные органы, которые бы действовали на территории всей Европы. Более того, например, в США значение придается защите прав потребителей и инвесторов и выражается в создании Бюро по финансовой защите потребителя [2].
В 2014 теневой банкинг стал основной темой опубликованного доклада МВФ. Отчет о мировой финансовой стабильности фокусирует внимание на расширении
сектора в странах Евросоюза, Китае и странах Юго-Восточной Азии. Традиционный банковский сектор уже не способен стимулировать рост мирового ВВП, и повышение его уровня достигается благодаря активным операциям со стороны теневого банковского сектора. Однако последствия явления остаются неизвестными. Учитывая, что 70% банков зоны евро нестабильны для поддержания экономического роста, теневой банкинг является своеобразной альтернативой, активно действующей для достижения цели [1].
Условное деление стран на три типа осуществляется по критериям:
1. Величина доли теневого банкинга по сравнению с традиционным банковским сектором.
2. Политика в отношении теневого банковского сектора в отдельной стране.
Американская «система теневого банкинга» предполагает более 20% доли небанковских институтов. К категории стран, отвечающих данному критерию, относятся США, Нидерланды и Великобританию.
Менее 20% присутствия «небанков» характерны для Австралии, Испании, Канады, Германии, Франции и Японии. Их относят к «немецкой группе».
Арабское «централизованное планирование» присуще странам с высокой долей государственных банков. К ярким примерам стран, относящихся к последнему типу, можно отнести Саудовскую Аравию, Аргентину (до 2012 года) и некоторые другие государства [2].
В США размер теневого банковского сектора начал активный рост в 70-х годах прошлого столетия. К 2008 году размер теневого банкинга превысил уже 20 трлн долларов против 14 трлн обязательств традиционной банковской системы. В 2010 году этот показатель достиг уже 16 трлн долларов [7].
Значительное влияние теневой банковский сектор оказывал на рост ВВП США с 1974 года по настоящее время. Эффект выражался в следующих явлениях:
1. Повышение скорости оборота капитала в экономике.
2. Возрастание размера и доли финансового сектора в ВВП США.
3. Повышение эффективности труда в разработке и выдачи кредитов.
4. Возросшие потребление и трата компонентов ВВП на доступ к легким кредитным деньгам [7].
Хотя США остаются лидером по доле присутствия небанковских посредников на финансовом рынке, наблюдается тенденция к уменьшению данного сектора. Если в 2007 году объем теневого банкинга составлял 16 трлн долларов, то в 2013 году снизился до сумм 14 трлн [4].
Активный рост теневого банкинга наблюдается в Китае. Ранее страну можно было отнести к группе «централизованного планирования», но тенденции резкого роста доли теневого банковского сектора сейчас этого сделать не позволяют.
По оценкам МВФ, доля теневого банковского сектора в Китае составляла 35% от ВВП в 2014 году. Интересно, что годом ранее крупные финансовые компании давали свои оценки доле теневого банкинга в стране, и их подсчеты содержали существенные различия. Цифры колебались от 822% (Standard Chartered) до 81,2% (JP Morgan) от ВВП [6]. Это говорит о том, что размер теневого банковского сектора в государстве может быть недооценен. Тем не менее, размер сегмента вполне реален для масштабов китайской экономики, и правильные регуляторные меры могли бы максимально снизить финансовые риски.
Усилия властей уже направлены на легализацию неформальных финансовых институтов, легализацию и присвоения им четкого статуса.
В 2013 году в России теневой банковский сектор вырос на 25%, по данным FSB. Однако Центральный Банк России жестко регулирует эту отрасль. По сведениям 2015 года, доля теневого банкинга от ВВП страны составляет не более 10%. Сегмент теневого банковского сектора не является развитым в Российской Федерации и занимает всего 6,5% от размера банковской системы.
Отличительной особенностью теневого банкинга в Российской Федерации являет-
ся его высокая степень взаимодеиствия с банковской системой. Кроме того, уникальным для мира остается значительное влияние госструктур в сегменте [1].
Для снижения рисков, связанных с теневым сектором банковской экономики, МВФ рекомендует использовать стратегию, включающую 4 этапа:
1. Определение рисков теневого банкинга.
2. Выбор инструментов регулирования.
3. Наблюдение и контроль выбранной стратегии.
4. Анализ и возможное изменение мер регулирования [5].
Можно отметить, что и рекомендации МВФ, и советы Всемирного банка, отраженные в документах 2013 года, аналогичны и носят довольно общий характер. Предполагается, что реформирование традиционной банковской системы поможет вернуть ей главную роль в кредитовании заемщиков.
Теневой сектор банковских услуг - понятие, рассматриваемое в ретроспективе. За последние годы оно трансформировалось и приобрело такие масштабы, что не подлежит дальнейшему игнорированию экспертов. Вытесняя с рынка банковских услуг традиционные банки, крупные компании теневого сектора не только выполняют функции банков, но и не подвергаются достаточному контролю со стороны властей.
Отсутствие прозрачности и достаточного надзора ведет к разрушительным по-
Библиографический список
1. Бутрин Дмитрий, Газета "Коммерсантъ" №183 от 09.10.2014.
2. Дворецкая А.Е. Теневой банкинг: институциональное и функциональное регулирование // Деньги и кредит, 2013.
3. Кругман Пол Возвращение Великой депрессии. - М.: Эксмо, 2009. - 335 с.
4. Ратников Александр Объем индустрии «теневого банкинга» в 2013 году//РБК: Публикация от 31.10.2014.
5. IMF Global Financial Stability Report - October 2014.
6. Skadow banking in China: A primer // The Brookings Institution, Economic Studies, 2015.
7. Watkins Peter Skadow banking: accounting for Canada's productivity gap, 2011.
следствиям. Отголоски кризисов до сих пор не погашены ни в США, ни в Европе. Такой же исход возможен и для Китая, процент теневого банкинга в стране возрос более чем на две трети за прошедшие два года.
Тенденция замещения классических банков теневыми приобрела динамичный темп после финансового кризиса 20072009 гг. Последствием кризиса стало ужесточение банковского надзора и банковского регулирования. Также были ужесточены нормативы достаточности капиталов. Изменения правил привели к тому, что крупнейшие банки облагаются колоссальными штрафами, даже за манипуляции цен на золото.
Несмотря на уже практически равные доли присутствия официального и теневого банкинга на рынке, эксперты не спешат применять эффективные меры по урегулированию разросшегося сектора теневых поставщиков банковских услуг. А рядовой потребитель, в свою очередь, принимает более выгодные условия, предлагаемые успешными инвестфондами.
Можно сделать вывод, что пока в отношении теневого банковского сектора не будут приняты адекватные меры и не будут представлены конкретные требования, отвечающие принципам законодательства, угроза разрушения классического банковского сектора не только существует, но и вполне осуществима.
SHADOW BANKING SYSTEM
N.A. Malevanaya, student
National research university «Higher school of Economics» (Russia, Moscow)
Abstract. The article is devoted to consideration definition and the classification of shadow banking system. The factors which influence the development of shadow banking are analyzed. The interaction between shadow banking and the rate of economic growth is illustrated in different countries.
Keywords: shadow banking system, regulation, shadow banking, IMF.