Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №3. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
УДК 338(571.5) https://doi.org/10.33619/2414-2948/100/57
JEL classification: D73; O17
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА УЗБЕКИСТАНА, МЕРЫ СНИЖЕНИЯ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ СТРАНЫ
©Соатов Э. А., канд. техн. наук, Филиал Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина в г. Ташкенте, г. Ташкент, Узбекистан
SHADOW ECONOMY UZBEKISTAN, MEASURES TO REDUCE ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF THE COUNTRY
©Soatov E., Ph.D., Branch of the Russian State University Oil and Gas (NIU) named after I.M. Gubkin in Tashkent, Tashkent, Uzbekistan
Аннотация. Представлен обзор по теневой экономике в Узбекистане. Политика, проводимая руководством страны по минимизации влияния теневой экономики на развитие страны, и принимаемые законодательные акты — основа рассмотренных вопросов. Анализируются причины, вызывающие необходимость принятия неотлагательных мер. Выделены основные пути минимизации влияния теневой экономики и коррупции. Особое место уделено субъективным причинам, оказывающим негативное влияние на развитие экономики страны. В заключении даются некоторые выводы, способствующие улучшению ситуации в заданном направлении.
Abstract. The article provides an overview of the shadow economy in Uzbekistan. The policy pursued by the country's leadership to minimize the influence of the shadow economy on the development of the country, and the legislative acts adopted are the basis of the issues considered. The reasons causing the need to take urgent measures are analyzed. The main ways to minimize the influence of the shadow economy and corruption are highlighted. Particular attention is paid to subjective reasons that have a negative impact on the development of the country's economy. In conclusion, some conclusions are given that help improve the situation in a given direction.
Ключевые слова: Узбекистан, теневая экономика, коррупция, цифровизация.
Keywords: Uzbekistan, shadow economy, corruption, digitalization.
«Теневая экономика препятствие для честно работающего бизнеса»-
Ш. Мирзиёев
Теневая экономика — это экономическая деятельность субъектов хозяйствования, которая скрывается от государственного (статистического, лицензионного и налогового учёта) и общественного контроля. В настоящее время теневая экономика распространена во многих сферах жизнедеятельности общества. Ежегодно данная область экономики растет, состыковывается с правовым сектором, и со временем становится сложнее различать теневую и правовую экономические системы. Теневая экономика тесно переплетена с легальным и реальным сектором экономики и является ее составной частью. В своей деятельности она также пользуется услугами государства, его материально-общественными факторами, рабочей силой и т.д., не вступая при этом в экономические отношения с
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 10. №3. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
государством как субъектом хозяйствования. Термин «теневая экономика» (англ. shadow economy, underground economy, black economy) появился в начале 1970-х гг. для обозначения сокрытия доходов и антиобщественных способов их извлечения. Теневую экономику можно разделить на криминальную и неформальную.
Криминальная теневая экономика (наркобизнес, нелегальное производство и обращение оружия, коммерческая добыча редких видов диких животных и растений и т. п.) -деятельность, запрещённая законом, так как её результаты представляют угрозу для жизни и деятельности людей, препятствуют нормальному функционированию государства, наносят вред природе. Неформальная теневая экономика не запрещена законом, но не попадает в сферу официального учёта в силу её семейного, персонального, личного характера, ненадёжности статистических измерителей.
Теневая экономика может проявляться через серые зарплаты, которые выдаются в конвертах, чтобы не платить с них подоходный налог. Предприниматели могут умалчивать о размерах прибыли, скрывая её от налоговых служб, для уплаты более низких налогов. Также во время внешнеторговых операций прибегают к серым схемам импорта, неверно заполняя таможенные декларации, что позволяет «сэкономить» на пошлинах. Недооценка и игнорирование теневых процессов в различных секторах экономики из-за отсутствия регулярного мониторинга приводить к значительным просчетам при определении макроэкономических показателей, используемых при реализации многих областей экономической политики. Наиболее влиятельными причинами, способствующие возникновению теневой экономики, являются: высокие налоги, избыток государственного регулирования, коррупция, ограниченный доступ к официальному трудоустройству, недоверие к финансовым и государственным институтам и т. д.
Существование теневой экономики негативным образом сказывается на экономике страны через уменьшение налоговых поступлений, роста преступность, нездоровая конкуренция, ухудшение условий труда, сокращение экономического роста и многое другое. Теневой сектор существует в экономиках всех стран мира, но в некоторых, таких как Узбекистан, его доля стремится к половине совокупного ВВП. Подсчитать ущерб от теневой экономики очень сложно, но приблизительную цифру можно назвать.
Изучение показало что, теневой экономики в мировых странах составляют 8% в США, 36,5% в Бразилии, 21,7% в Испании, 19,5% в Италии, 18,5% в Португалии, 18,4% в Корее и 14,5% в Китае. Кроме того, 11% в Канаде, 10,2% в Германии, 9,6% в Великобритании, 9% в Австрии, 8,6% в Сингапуре и 8,1% в Японии. Самые низкие показатели отмечены в развитых странах Европы, США, Японии и Китае — во всех этих странах менее 15% (https:// stat.uz/ru/).
По данным в Министерстве экономического развития и сокращения бедности, ситуация в Узбекистане слабо отличается от других стран Центральной Азии и СНГ. Согласно статистике МВФ, наиболее высокая доля теневой экономике на пространстве СНГ фиксировалась в Украине — почти 45%. На втором месте шла Беларусь с 44,5%, а на третьем расположился Таджикистан — 43%. Доля теневого секторе в Казахстане, России и Кыргызстане находилась в районе 38% (https://t.me/shmirziyoyev/20346).
Проведённое в 2019 году исследование по инициативе ПРООН в Узбекистане оценило размер теневой экономики в стране в промежутке от 40% до 50% по отношению к ВВП. К схожей оценке — 50% к ВВП — пришла международная НКО Buyuk Kelajak. По их данным, в 2019 году Узбекистан потерял $16-17 млрд из-за теневого сектора. Отчёт Всемирного банка от 2019 года выявил, что в Узбекистане до 60% от общего количества занятых в экономике составляют неформально занятые. В абсолютных числах количество, работающих в теневой
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №3. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
экономике достигает почти 8 млн человек. Таким образом, более половины рабочей силы в Узбекистане становится уязвимой к нарушениям трудовых прав со стороны работодателей. К тому же, государственный бюджет недополучает налоговые поступления с их заработных плат.
Кроме того, расцвету теневой экономики способствует высокий уровень коррупции в Узбекистане. Согласно отчёту международной организации Transparency International от 2023 года, Узбекистан в рейтинге восприятия коррупции расположился на 126 месте из 180, набрав 31 балл. Однако стоит отметить, что с 2016 года Узбекистан поднялся на 30 строчек, последовательно улучшая свои позиции (https://www.spot.uz/ru/2020/06/23/economy/).
Президент Шавкат Мирзиёев на совещании 16 января 2024г. назвал проблему теневой экономики самой актуальной на сегодняшний день в Узбекистане. По официальным данным объем теневой экономики в республике Узбекистане составляет около 40% ВВП, (ущерб ВВП оценен в размере 135 трлн сумов, а госбюджет не дополучил 30 трлн сумов). Наиболее высокие показатели зафиксированы в строительстве, торговле и сфере услуг.
На сегодняшний день в стране около 5 миллионов человек работают в неформальных секторах (около 24% трудоспособного население страны), а предприниматели, которые выплачивают им зарплаты, не платят налоги, отметил президент. Тем не менее, в последние годы государство предпринимает меры для уменьшения доли теневой экономики в Узбекистане. Основная ставка была сделана на цифровизацию. К тому же, предпринимались меры по укреплению государственного регулирования. Президент Шавкат Мирзиёев 2 марта 2020 года подписал указ (ПФ-5953), направленный на борьбу с теневым сектором. Согласно ему, была введена маркировка, изменилась система учёта и возврата суммы НДС, создана система получения точками розничной торговли сферы услуг индивидуального QR-кода и многое другое.
На совещании 16 января 2024г. Президент Шавкат Мирзиёев (https://www.gazeta.uz/ru/2024/01/16/department/), принял ряд структурных и других мер, обеспечивающий борьбу с теневой экономикой на новый уровень. В частности, расширяется полномочия Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генпрокуратуре (проведение следствия и обысков, на базе департамента будет открыт научно-аналитический и учебный центр, который будет заниматься выявлением факторов, способствующий выявлению экономических преступлений и борьбе с теневой экономикой. Кроме того, в Генеральной прокуратуре будет создано отдельное Управление по борьбе с теневой экономикой, которое будет иметь региональные подразделения. А также инспекция государственного финансового надзора при Министерстве экономики и финансов перейдёт в структуру Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Узбекистана.
На пример, несмотря на реформы в сфере противодействия коррупции в Узбекистане, проблемы в некоторых направлениях сохраняются. В частности, в ряде законодательных актов имеются положения о конфликте интересов, но в государственных органах и учреждениях не установлены чёткие механизмы их осуществления и контроля. В законе «О противодействии коррупции» установлено, что работники государственных органов, допустившие нарушение требований предупреждения или устранения конфликта интересов, а также их руководители несут ответственность в соответствии с законодательством, но законодательными актами не предусмотрены меры ответственности. В данной сфере также отсутствует уполномоченный орган, формирующий единую практику. Не налажена практика уведомления о конфликте интересов.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 10. №3. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
Проект Закона «О конфликте интересов» одобренной Сенатом Узбекистана устраняет эти проблемы и направлен на регулирование отношений в сфере конфликта интересов, порождающих коррупционные ситуации, где вводится требование декларирования конфликта интересов, устанавливающий ответственность за это правонарушение, ибо именно конфликт интересов считается отправной точкой коррупционных ситуаций особенности в госорганах. Следовательно, необходимо ускорить принятие, закона «О конфликте интересов» (https://www.gazeta.uz/ru/2023/06/01/conflict-of-interest/).
Эти и другие принимаемые меры со стороны государства, безусловно будет способствовать снижению объема теневой экономики и коррупции, однако, для эффективности этих мерь, требует ускоренного их решение. Думается что, работу по борьбу с теневой экономикой необходимо усилит параллельно и с усилением мерь ответственности, воспитанием поколении и подготовкой специалистов добросовестно служащих против теневой экономикой и коррупцией в целом.
Список литературы:
1. Орлова. Д. Р. Теневая экономика. М.: Мир науки, 2023.
2. Худайназаров А. Оценка теневой экономики на основе модели MIMIC (на примере Республики Узбекистан) // Управление экономическими системами: малое предпринимательство в условиях новых вызовов: Сборник статей. Чита, 2019. С. 120-125. EDN BTWLLJ.
3. Мага А. А. Анализ масштабов теневой экономики в Республике Узбекистан (часть 2) // Теневая экономика. 2020. Т. 4. №1. С. 63-69. EDN: VCIBSY https://doi.Org/10.18334/tek.4.1.110099
References:
1. Orlova,. D. R. (2023). Tenevaya ekonomika. Moscow. (in Russian).
2. Khudainazarov, A. (2019). Otsenka tenevoi ekonomiki na osnove modeli MIMIC (na primere Respubliki Uzbekistan). In Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: maloe predprinimatel'stvo v usloviyakh novykh vyzovov, Sbornikstatei, Chita, 120-125. (in Russian).
3. Maga, A. A. (2020). Analiz masshtabov tenevoi ekonomiki v Respublike Uzbekistan (chast' 2). Tenevaya ekonomika, 4(1), 63-69. (in Russian). https://doi.org/10.18334/tekA1.110099
Работа поступила в редакцию 18.02.2024 г.
Принята к публикации 23.02.2024 г.
Ссылка для цитирования:
Соатов Э. А. Теневая экономика Узбекистана, меры снижения ее влияния на развитие страны // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №3. С. 448-451. https://doi.org/10.33619/2414-2948/100/57
Cite as (APA):
Soatov, E. (2024). Shadow Economy Uzbekistan, Measures to Reduce Its Impact on the Development of the Country. Bulletin of Science and Practice, 10(3), 448-451. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/100/57