ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА
Г. Р. ИБРАЕВА,
руководитель компании «Барии глобал консалтинг», Кыргызстан
С.А. ФИЛИН, кандидат технических наук, Россия
Для сохранения стабильности экономики, и в частности для предотвращения социально-экономических кризисов, необходимы изучение причин возникновения экономических угроз, количественная оценка, определение пороговых значений индикаторов и контроль над тенденциями их развития. Например, развитие «теневой» экономики препятствует установлению партнерских отношений между государством и национальным капиталом на основе открытости, которые крайне необходимы для осуществления эффективных и быстрых антикризисных действий.
Постановка проблемы теневой экономики относится к 1940-м гг. XX в. Она рассматривалась как часть экономической преступности в сфере бизнеса, которую осуществляли высокопоставленные лица. Впоследствии к экономическим преступлениям стали относить уклонение от налогов, компьютерные преступления и целый ряд других, отличительной чертой которых являлось то, что они направлены на причинение ущерба государству, отдельным секторам экономики, предпринимательской деятельности, а также отдельным группам граждан.
Собственно экономика разделяется на черную (собственно криминальную); теневую (полулегальную-полукриминальную); серую (преимущественно легальную, отчасти криминальную) и белую (легальную, законную, законопослушную), или нормальную.
Теневая экономика, по мнению Д. Макарова, -неконтролируемая экономикой совокупность легальных, но не выявляемых открытыми проверочными методами финансово-хозяйственных операций.
К криминальной экономике относятся деяния, прямо запрещенные законодательством, и она (в отличие от теневой) считается черной, нелегальной, преступной.
Борьба с этими негативными явлениями -дело правоохранительных органов. Что касается теневой экономики, то она, как это следует из при-
веденного определения, является не криминальной, а вполне легальной деятельностью. Центральное понятие здесь - степень открытости, прозрачности, контролируемости экономической деятельности. Именно в недостаточности характеристик и состоит главная причина возникновения «тени», затемненности, скрытности. Именно отклонение от правовых норм делает экономическую деятельность криминальной или теневой, т.е. речь идет о степени отклонения: прямое противоречие закону или уклонение от его требований. Проблема теневой экономики экономико-правовая, и для борьбы с ней можно и нужно использовать нормы уголовного и другого права. В части экономической проблемности теневой экономики речь должна идти о нарушении экономических или функционально-управленческих законов.
В связи с тем, что легальная, нормальная экономическая деятельность может находиться под криминальным контролем, разделение экономической деятельности может быть осуществлено с учетом законности осуществления этой деятельности:
• законная;
• противозаконная;
• внезаконная.
Противозаконная экономическая деятельность - это преимущественно проблема обеспечения действенности законодательства и прямая задача соответствующих государственных структур.
Внезаконная деятельность служит резервуаром для наращивания криминальной и полукри-минальной сфер экономической деятельности и в силу своей нейтральности по отношению к отсутствующему либо недостаточно эффективному законодательно-правовому полю постоянно опережает и будет опережать как законодательство, так и усилия органов правопорядка. Законодательная и последующая правоохранительная деятельность возникают уже после того, как антиобщественный характер той или иной
экономической деятельности не только осознан обществом и государством, но и признан нетерпимым.
Важным методологическим аспектом собственно теневой деятельности на товарных рынках являются ее оценка и дифференциация в связи с условиями и предпосылками теневого экономического поведения.
Содержание теневой экономики и теневой деятельности на товарных рынках не только близки и взаимозависимы, но они являются также звеньями, элементами некоей структуры теневой деятельности. Теневая деятельность, проявляющаяся на товарных рынках, берет свое начало в фазе планирования и осуществления производства. Так, реализация товаров с нарушением эргономических требований и стандартов, контрафактной и заведомо фальсифицированной продукции - лишь заключительный этап теневой деятельности. Даже производство товаров, соответствующее всем требованиям технологии и качества, несет в себе теневую составляющую, приобретенную на стадии закупки материально-технических ресурсов и/или на стадии формирования цены сбыта.
В/самом общем виде к теневой экономике можно отнести объемы производства и реализации продукции, а также торговый оборот, бытовые и финансовые услуги, не получающие отражения в бухгалтерской и статистической отчетности и не попадающие в налогооблагаемую базу. Здесь и бартерные операции, и реализация нелегально ввезенной импортной продукции, и просто украденные и проданные за так называемый черный нал ценности.
К теневой экономике относятся и официально реализуемые товары, изготовленные из украденных материалов, 1 вставленных для переработки по подложным документам, а также часть банковского оборота, которая включает в себя нелегальные, попросту - «отмываемые» (в том числе криминальные) деньги. В тень уводятся и колоссальные средства, оставляемые в зарубежных банках по результатам экспортных операций и мнимая предоплата за импортные товары, которых никогда не увидит потребитель.
Имеются и чисто «рыночные» способы теневой деятельности (злоупотребление доверием, обман покупателей и т.д.). Однако ограничение теневой деятельности исключительно фазой товарной реализации сводит проблему к сектору мелкого мошенничества и не соответствует действительному масштабу проблемы. Поэтому теневая деятельность на товарных рынках должна рассматриваться на основе теории отраслевых
товарных рынков, т.е. начиная с планирования производства товаров и до их реализации.
Распространенной практикой является то, что значительную часть своих доходов физические лица получают в неучтенной, «серой» форме и часто те же самые граждане не платят никаких налогов со своих параллельных заработков в «сером» секторе.
В зависимости от систем мотивации выделяются следующие основные формы теневой экономической деятельности.
1. Псевдотеневая или полутеневая деятельность (планирование налогов). Любые налоги и платежи уменьшают доход, поэтому их следует избегать. Пример такого поведения хозяйствующих субъектов - массовая регистрация малых предприятий на начало периода объявленных налоговых льгот и столь же массовое их закрытие по истечению «налоговых каникул». Эта деятельность совершенно законна, поскольку не уклоняется от требований налоговой системы, а приспосабливается к ней. Но она приобретает полутеневой характер, ибо може1- сопровождаться «адаптацией» показателей деятельности к требуемым.
2. Рациональная (вынужденная) теневая деятельность. Так как цена законопослушного поведения кратно превышает соответствующую цену в условиях теневой деятельности, этот тип теневой деятельности хотя и не желателен, носит как бы вынужденный характер и провоцируется неадекватной налоговой политикой государства или характером институциональной системы (системная коррупция). Считается, что данный тип теневой деятельности в принципе может перейти в прозрачную экономику при соответствующих условиях, на чем и построены предложения о легализации теневого сектора и его интеграции с легальным.
3. Иррациональная теневая деятельность,-является результатом нерационального поведения, субъект которого склонен к риску, авантюрному типу поведения. Эту позицию защищает теория экономики преступности, которая исходит из принципа раскрываемости хозяйственных правонарушений и неизбежности санкций. В соответствие с этой теорией теневая экономическая деятельность неизбежна, не имеет примитивной своекорыстной мотивации, а есть результат самореализации специфического социально-пси-хологического типа субъекта экономической деятельности.
В каждой из перечисленных трех форм теневой деятельности предусматривается сознательный выбор, обоснованный или необоснован-
ный, верный или неверный, свободный или вынужденный. Во всех трех случаях легальная прозрачная деятельность возможна, хотя и обременительна.
Формы теневого экономического поведения, в которых доминирует не субъективный (сознательный выбор), а объективный фактор, не предполагающий выбора, следующие.
1. Теневая деятельность как форма коллективного выживания. Нетеневая деятельность невозможна, даже если она желательна. В таком положении находится сегодня часть российского реального сектора экономики, для которого характерны неплатежи, бартер, использование денежных суррогатов, низколиквидных векселей, т.е. наличие всех предпосылок теневой деятельности. Поскольку реальный сектор по большей части неликвиден, то иного типа экономического поведения, кроме теневого либо полутеневого, здесь нельзя реализовать. Это тип коллективного выживания неконкурентоспособных предприятий, либо предприятий, работающих в условиях сужения внутреннего рынка.
2. Теневая деятельность как форма индивидуального выживания за счет второй (третьей) скрытой занятости; занятия натуральным хозяйством; оказания услуг (частный извоз и т.п.). Она может носить как нейтральный, так и протестный характер.
3. Традиционная теневая деятельность как стереотип национального поведения и национального менталитета (неформальные сделки, шабашничество в странах Евразийского союза и др.), когда иной вариант экономического поведения просто не рассматривается.
4. «Идейная» теневая деятельность. В ее основе лежит убежденность в невозможности иного способа действий, поскольку экономика государства представляет собой тупиковый вариант экономической системы с теневой ориентацией.
В мировой практике обычно выделяют следующие факторы (тенденции), определяющие масштабы и динамику «теневой» экономики:
1. Общее состояние экономики. Активное формирование теневого сектора в переходной экономике является следствием общей нестабильности (предкризисное, кризисное, посткризисное состояние)1. При нестабильном состоянии легальной экономики деятельность в ее «теневом» секторе имеет свои преимущества: более четкие, стабильные и понятные правила «игры» в отсутствие
1 В условиях стран Евразийского союза было, как минимум, три сильных экономических потрясения: гиперинфляция и последствия кризисов азиатских фондовых рынков 1997 г. и российского системно-экономического кризиса 1998 г.
соответствующей нормативно-законодательной и правовой базы и связанных с ней громоздких, зачастую дорогостоящих бюрократических процедур; строгая ответственность субъектов теневой экономики. В то же время нестабильное состояние экономики вынуждает искать более привлекательную нишу для своей деятельности, например «теневой» сектор.
2. Степень свободы бизнеса. Тенденция устранения государства от своих регулирующих и надзорных функций ведет к росту теневого сектора экономики. Снятие всех запретов, преобладание технократических подходов и концепций «экономического романтизма» в управлении государством; отсутствие и/или несовершенство необходимой нормативно-законодательной и организационно-правовой базы приводит, как правило, к существенному свертыванию регулятивных и надзорных функций государства в ряде секторов экономики2 и в конечном итоге к потере его экономической безопасности3.
3. Отсутствие и/или несовершенство нормативно-законодательных и организационно-правовых актов, регулирующих отношения в области предпринимательства и бизнеса. Наличие пробелов в этой сфере законодательства государства позволяет достаточно комфортно работать в теневом секторе экономики, ограничивая тем самым возможности государства реализовать свои регулирующие функции, а исполнительным органам власти - должным образом контролировать ситуацию. У налоговых служб и правоохранительных органов отсутствуют инструменты, при помощи которых они могли бы воздействовать на теневой бизнес.
Кроме того, наличие непрозрачного механизма предоставления налоговых льгот способствует коррумпированности власти и сдерживает развитие конкурентной среды в экономике.
4. Тяжесть налогообложения. Уровень налогов и социальных отчислений в 33% оценивается в мировой практике критическим в плане провоцирования распространения «теневой» экономики. А налоговое изъятие свыше 50%, как правило, лишает предприятие стимулов к производственной деятельности вообще и к легальному развитию производства, в частности. Как извест-
2 Наиболее ярким примером здесь является финансовый сектор стран Евразийского союза, где активно формировались разного рода финансовые пирамиды на всех уровнях экономики.
1 Практически полная и одномоментная либерализация
государственной системы регулирования в определенной степени создала благоприятные условия для динамичного развития теневого сектора экономики в странах Евразийс-
кого союза.
но, чрезмерно высокие акцизы и пошлины создают криминальный импорт, увеличивают контрабанду товаров, способствуют уходу товаров в теневой сектор экономики и снижают поступление налогов.
5. Незащищенность прав собственности. Одной из важных причин, влияющих на динамику развития теневой экономики, является незащищенность прав собственности: отсутствие четких гарантий защиты прав собственности приводит к тому, что используется малейшая возможность избежания уплаты налогов4.
6. Неплатежи между хозяйствующими субъектами активно способствуют развитию бартерных отношений и преобладанию наличной формы платежей, что приводит к уменьшению налогооблагаемой базы.
7. Отсутствие привлекательных условий для инвестирования доходов населения. Экономика стран Евразийского союза ориентирована на движение наличных денежных средств как основных средств платежа, преимущественно долларов США. Нестабильность финансового рынка, последствия азиатского фондового и российского системно-экономического кризисов, недоверие к банковской системе, отсутствие возможности лигитим-ного инвестирования своих свободных денежных средств в экономику государства (посредством приобретения акций, участия в тендерах по приватизации госсобственности и др.) способствуют оттоку капитала за рубеж.
8. Неблагоприятный социальный фон. Заметным явлением становится «теневая» занятость. На фоне ухудшения ситуации на рынке труда, тенденции падения уровня жизни населения, безработицы, внутренней и внешней миграции, происходит резкий отток занятых из легального сектора экономики в теневую и серую экономику, криминальную среду, прежде всего малообеспеченных слоев населения и мигрантов5 в тех регионах, где выше уровень безработицы, слабо развито малое предпринимательство. Занятость в легальных секторах экономики все более приобретает неформальные черты. Так, растущие объемы незаконного предпринимательства в сфере торгов-
4 Например, именно отсутствие законодательного оформления гарантий защиты прав собственности привело к провалу ваучерной приватизации в России и купонной приватизации в Кыргызской Республике, позволив нажиться отдельным лицам за счет фактического обмана граждан этих стран.
5 Именно массовые внешние (из дальнего и ближнего за-
рубежья) и внутренние миграционные процессы (из сельской местности в крупные города, из депрессивных регионов и «горячих точек») являются основными потенциальными поставщиками рабочей силы для «теневого» и криминального бизнеса в странах Евразийского союза.
ли ведут к возрастанию доли товаров, опасных для здоровья и жизни потребителей. Кроме того, занятость в неформальном секторе, особенно в таких сферах, как мелкая торговля, оказание различных услуг частным лицам, нерегулярный характер занятости приводит к частичной утрате квалификации и профессиональных навыков, отвыканию от систематической работы. Стимулировать легальную занятость возможно путем уменьшения начислений на заработную плату.
9. Деформация морально-этических требований. Существенная деградация морально-этичес-ких требований в обществе приводит к тому, что у индивида происходит переоценка ценностей и он уже ничего плохого не видит в уклонении от налогов, даче взяток, удовлетворении любыми путями жажды накопительства. При этом он, несомненно, может стать активным субъектом «теневой» экономики. Это в свою очередь провоцирует отток квалифицированных и перспективных работников из формального сектора и отрицательно сказывается на его работе.
При высоких масштабах распространения теневой экономики и коррупции деформированные морально-этические требования в силу объективной логики движения, распределения и перераспределения инвестиционных ресурсов, формирования и реализации социальных интересов, приобретают социообразующие функции. Индивиду свойственно приспосабливаться к любому положению вещей. Если власть не выполняет свои функции и нет гражданского общества, способного заставить ее эти функции выполнять, у индивида неизбежно возникает установка на неформальные («теневые») отношения, параллельные легальным, именно так он компенсирует отсутствие соответствующих легальных (государственных и общественных) возможностей. При этом в теневой сфере экономики неизбежно возникают различного рода сообщества, не только производственные, но и более широкие и разветвленные сети неформальных (а то и просто криминальных) групп.
Неудачные попытки пресечения незаконной деятельности, с другой стороны, создают ощущение безнаказанности, что делает преступный бизнес привлекательным.
В той мере, в какой этот процесс набирает силу, создает свое экономическое и политическое пространство, свою систему норм и отношений, он неизбежно приводит к перераспределению социальных позиций и ролей между легальным обществом и криминально-теневыми сообществами. Например, менталитет «новых богатых» и обслуживающая его интересы философия на-
правлены на оправдание любого прироста дохода, любого его перераспределения в пользу крупной собственности при, как правило, полном игнорировании издержек по другую сторону этого процесса. Большая часть прироста дохода имеет не только теневой и криминальный характер, но и прямо паразитический, используемый на «расширение потребления», как правило, исключительно богатых слоев общества.
10. Угроза демократическим ценностям и общественным институтал«6. Денежные средства, циркулирующие по теневым и серым каналам экономики, приводят к стремлению влиять на государственную политику, незаконного финансирования избирательных компаний отдельных представителей депутатского корпуса и партий в целом, подкупа средств массовой информации.
Все перечисленные факторы в совокупности стимулируют психологию и философию «временщика»: «когда происхождение капитала неизвестно, то все средства хороши для его приумножения» и «после нас хоть потоп». Особенно важно подчеркнуть, что именно в такие периоды «теневой» сектор экономики в государстве развивается очень бурно.
В настоящее время в экономической науке развивается новое направление, которое можно назвать теорией экономики преступности (The Economics of Crime). Начало разработки данного теоретического направления связано с именем Г. Беккера, лауреата Нобелевской премии по экономике (1992), который обосновал связь между преступлением и наказанием как экономическими явлениями. Этой проблемой также занимались нобелевские лауреаты по экономике М. Фридмен, Дж. Стиглер, Дж. Бьюкенен и ряд других экономистов.
Свою задачу Г. Беккер видел не в создании теории криминального поведения, а в том, чтобы теоретически обосновать проблему минимизации
6 Альтернативным- решением проблемы теневой экономики и связанной с ней угрозы демократическим ценностям и общественным институтам является государство тоталитарного типа (фашистская Германия, Италия при Муссолини, Советский Союз до начала 70-х гг. прошлого века) в которых, во-первых, фактически отсутствовали демократические ценности и независимые общественные институты, которым ввиду отсутствия теневая экономика не могла угрожать. А во-вторых, в этих странах фактически отсутствовали как сама теневая экономика, так и организованная преступность. Даже такая «бессмертная мафия», как «Сицилийская», была ликвидирована в Италии в тот период времени. Связано это с тем, что в тот период времени у власти в этих странах находилась так называемая государственная мафия, которая не могла позволить никому, кроме себя, в том числе и организованной преступности, владеть хотя 5ы частью национального дохода.
социальных потерь, вытекающих из экономического преступления. Он определяет общие социальные потери так: прямые потери от нарушения закона или ущерб, нанесенный обществу, за минусом прибыли, получаемой нарушителем; социальная стоимость наказания правонарушителя для общества; социальная стоимость создания обстановки высокой вероятности обнаружения правонарушения и наказания за него. Эти принципиальные положения реализованы в выражении для ожидаемой полезности от совершения правонарушения:
EU=(l -p)xU(Y) +рх U(Y-J) = U(Y-pxJ),
где EU - (expected utility) ожидаемая полезность от преступления; р - вероятность осуждения правонарушителя; Y - доход от преступления; U -(utility) функция полезности преступника; / -наказание за преступление.
Экономическая интерпретация выражения заключается в том, что правонарушитель должен соотнести доходы от преступной деятельности и доходы от легального бизнеса. Таким образом, модель Г. Беккера описывает альтернативу, стоящую перед правонарушителем. При ожидаемой полезности от преступления EU > 0 он может выбрать преступную карьеру; при EU < 0 ожидаемая полезность правонарушения отрицательна, что предопределяет законопослушное поведение. Однако общий вывод теории экономической преступности состоит в том, что при длительной карьере средний ожидаемый доход преступника всегда отрицателен и, следовательно, экономические правонарушения убыточны7.
Теория экономики преступности рассматривает экономические преступления с позиций принципа «затраты - результаты». Основатели этого направления считают, что разработанная ими модель имеет универсальный характер, а не относится только к чисто криминальной деятельности, поскольку может использоваться для расчета доходности любой деятельности, имеющей корыстную направленность (в том числе к чисто теневой деятельности - уклонение от налогов).
Теория экономики преступности разрабатывает также проблемы структуры товарных рынков в связи с теневой деятельностью. Специаль-
7 Выражение (1) справедливо для случая, если доход от преступления (У) и наказание (/) за него не разнесены во времени. В противном случае в выражении (1) необходимо использовать ставку дисконтирования в период / между получением дохода от преступления ()0 и возможным наказанием (/) за него. Особенно это важно учитывать при длительной карьере преступника в условиях гипер- и повышенной инфляции стран с переходной экономикой, какими являются страны Евразийского союза {прим. авт.).
ный раздел теории посвящен анализу корыстной деятельности с позиций теории несовершенной конкуренции, в частности монополий. Важным является тезис о криминальном монополизме как наиболее благоприятном для общества состоянии преступного мира, т.е. наибольшую опасность для общества представляет не организованная преступность, а, так сказать, самодеятельная. Еще одним тезисом для цели правоохранительной деятельности является не искоренение преступности, а оптимизации ее уровня. И, наконец, интерпретация проблемы наказаний. Из четырех функций наказания преступников (наказание виновных, их изоляция для предотвращения совершения ими новых преступлений, перевоспитание виновных и сдерживание потенциальных преступников) в центре теории находится последняя - функция сдерживания. В соответствии с этой функцией - назначение тяжелых наказаний при низкой раскрываемости преступлений дает такой же сдерживающий эффект, как и назначение слабых наказаний при высокой раскрываемости преступлений.
Постулаты теории экономики преступности радикально отличаются от традиционного взгляда на экономическую преступность. И с экономической точки зрения проблема не в искоренении преступного бизнеса, а в борьбе с ним с точки зрения оптимизации соотношения «затраты - результаты», т.е. через оценку экономической эффективности борьбы с преступным бизнесом.
Хотя социально-нравственные ориентиры и приоритеты не допускают ничего другого, кроме принципа безусловного искоренения криминальной экономики как задачи государства и общества в ближайшей перспективе, общество, поскольку предельные результаты (искоренение экономической преступности) означают предельные затраты, с экономической точки зрения должно стремиться к их оптимизации (и преступности, и затрат).
Проблема теневой экономики стоит не только перед странами Евразийского союза. По данным журнала «Economist», объем нелегального производства постепенно расширяется во многих развитых странах. В 1997 г. его доля составляла: в Швейцарии - 6%, Японии и США - 9%, Великобритании - 12%, Германии и Франции - 15%, в Италии и Испании - более 20%, Польше - 45% ВВП. В рамках решения этой проблемы Советом Европы одобрена следующая классификация экономической преступности:
• монопольные преступления;
• мошенничество (подкуп, злоупотребление
доверием, обман покупателей);
• цифровые махинации;
• фальсификации бухгалтерских документов;
• нарушения эргономических требований и стандартов;
• фиктивные организации;
• умышленная неточность в описании товаров;
• недобросовестная (нечестная) конкуренция;
• финансовые нарушения и уклонения от уплаты налогов;
• таможенные нарушения;
• валютные махинации;
• биржевые и банковские нарушения;
• нарушения, наносящие вред окружающей . среде;
• «отмывание» преступно нажитых денег и собственности.
Все криминальные виды деятельности характеризуются одним внутренне присущим им свойством - незаконностью. Это означает, что участники любой криминальной сделки - простое сокрытие производственных доходов от налогообложения, нелегальная реализация «квазигосударственной» собственности, торговля наркотиками, получение взятки, незаконные продажи лицензий на экспорт невоспроизводимых природных ресурсов и т.д. - стремятся скрыть ее результаты. По их мнению, результаты подобных сделок не должны быть известны налоговым службам, правоохранительным органам и широкой общественности. Отсюда можно сделать следующий вывод: криминальные действия осуществляются в атмосфере максимальной скрытности, отсутствия гласности, что как раз и противоречит законной деятельности в рамках рыночной экономики, одним из идеальных элементов функционирования которой, как известно, является и обеспечивается в условиях совершенной информации.
Однако лишь финансирование криминальной деятельности, создающее атмосферу скрытности, оказывается адекватным для обеспечения «нормального» осуществления подобных сделок. Другими словами, лица, участвующие в криминальных действиях, имеют склонность использовать преимущественно те средства платежа, которые позволяют утаить результаты этих действий от любых представителей «третьей стороны» (и прежде всего от налоговых служб и правоохранительных органов).
Не соответствуют означенному критерию те виды финансовых инструментов, которые наиболее «приняты» в развитых странах различного типа банковские (кредитные) деньги, начиная от беспроцентных вкладов «до востребования» и заканчивая усложненными разновидностями «срочных» и «сберегательных депозитов». Практически любые переводы средств с одного банковского
счета на другой могут быть легко проверены уполномоченными на это должностными лицами. С помощью кредитных денег очень трудно скрыть доходы от налогообложения, приобрести в собственность незаконно продаваемый актив и т.д. Конечно, все это не означает, что подобные финансовые инструменты не могут финансировать криминальные виды деятельности; однако здесь для преступников имеется много затруднений, преодоление которых «под силу» не всем и порождает дополнительные затраты.
Но существуют и такие финансовые инструменты, которые создают «режим наибольшего благоприятствования» для осуществления криминальных сделок. К ним прежде всего следует отнести такие виды средств платежа, как наличность, неплатежи и бартер. Популярность каждого из этих активов как инструмента финансирования сделок резко возросла за годы рыночных реформ в странах Евразийского союза.
1. Неплатежи связаны с криминализацией двумя «каналами». Односторонние неплатежи создают предпосылки для обращения к криминальным структурам в целях принудительного «обмена» этих неплатежей на «живые» деньги. Иными словами, создаются предпосылки для повышения роли рэкета, являющегося одним из популярных видов криминальной деятельности в странах Евразийского союза в 1990 - 2003 гг.
2. Бартер также выгоден для криминальных структур. Бартерные сделки позволяют легко скрыть их подлинную денежную ценность (стоимость). Кроме того, товарные потоки значительно труднее учитывать и контролировать, чем денежные. Поэтому употребление бартера открывает широчайшие возможности для незаконного обогащения путем сокрытия и/или присвоения самых различных ресурсов, товаров и активов.
3. Феномен «черного нала» давно уже является общеизвестным в странах Евразийского союза. Любому руководителю предприятия или бухгалтеру ясно, что оборот наличных денег можно чрезвычайно легко «не учесть» в бухгалтерских документах фирм и, следовательно, использовать в сфере «серой» и «теневой» экономики.
Лица, идущие на экономические правонарушения, предпочитают наличные деньги за их анонимность, которая является одним из важнейших свойств, отличающих «нал» от «безнала»8.
8 Например, постановление Правительства РФ № 1258 от 17.11.94 о том, что максимальный размер наличных расчетов между юридическими лицами в РФ ограничивается по одному платежу 2 млн руб. (за нарушение - штрафные санкции в размере 100% от суммы сделки), в свое время фактически создало ситуацию, при которой подавляющая часть наличного межфирменного оборота оказалась вне закона.
То есть наличность, бартер и неплатежи как средства обращения представляют собой наиболее адекватные способы финансирования криминальной деятельности. Рассмотрим влияние на экономику государства приведенного механизма финансирования криминальных сделок на примере России.
Одно из экономических последствий криминализации российской экономики в том, что криминализация - мощный фактор инфляции издержек в экономике России. Зависимость инфляции от криминализации - следствие особого механизма финансирования криминальных сделок. И здесь имеет место взаимное влияние роста экономической преступности (табл. 1) и распространения подобных активов (табл. 2 и 3).
С одной стороны, криминализация российской экономики (общее число зарегистрированных преступлений за период 1990 - 2001 гг. возросло на 61,3%, в том числе только за 2001 г. по сравнению с 2000 г. - на 0,5% при ежегодном сокращении численности населения России) стимулирует повышение роли наличности, неплатежей и бартера; с другой - увеличение объема использования этих средств обмена создает почву для дальнейшей криминализации экономики (число зарегистрированных преступлений в сфере экономики за период 1995 - 2001 гг. возросло на 53,7%, в том числе в крупных и особо крупных размерах за тот же период - на 256,3%, и только впервые в 2001 г. по сравнению с 2000 г. наметилось некоторое их сокращение на 5,5%).
Учитывая стабильный рост теневого сектора, Госкомстат России разработал необходимую методологию и на ее основе, начал включать в объем ВВП, а также в показатели выпуска и до-
Таблица 1
Число зарегестрированных преступлений
Год Всего зарегестрированных преступлений, тыс. Число зарегистрированных преступлений в сфере экономики, тыс.
1990 1 839,5 -
1991 2 173,1 -
1992 2 760,7 -
1993 2 799,6 -
1994 2 632,7 -
1995 2 755,7 212/22*
1996 2 625,1 239/30*
1997 2 397,3 219/32*
1998 2 581,9 252/32*
1999 3 001,7 256,2/43,3*
2000 2 952,4 321,9/59,7*
2001 2 968,3 325,9/56,4*
*Число зарегистрированных преступлений в сфере экономики в крупных и особо крупных размерах.
бавленной стоимости на уровне отрасли, величину операций в рамках скрытой (неформальной) и нелегальной экономической деятельности. Так, по данным Госкомстат РФ, имеет место устойчивый рост удельного веса теневого оборота (объема теневой экономики) в общем объеме ВВП (с 23,6% в 1995 г. до 27,0% в 2000 г.). То есть, темпы роста теневого оборота опережают рост ВВП. По наиболее вероятным оценкам, теневая экономика в России охватывает в настоящее время около четверти ВВП.
По данным налоговой полиции объемы деятельности в теневом секторе экономики достигали 40% ВВП9.
Параметры теневого оборота неизбежно носят, как правило, характер экспертных оценок, но
9 Столь значительное расхождение связано с тем, что МВД включает в состав теневой экономики так называемую нелегальную экономическую деятельность, т.е. незаконную, которая охватывает производство товаров и услуг, прямо запрещенных действующим законодательством (производство и продажа наркотиков, оружия с нарушением установленных правил, проституция и контрабанда).
Официальные параметры теневой экономики в России определяются на основе «Голубой книги», издания Статко-митета ООН по методологии системы национальных счетов ООН (СНС-93), использующей следующие понятия, относящихся к учету объемов теневой экономики: «скрытая» или собственно теневая, неформальная (неофициальная) и нелегальная. При этом предлагается учитывать теневую экономику в составе производственной деятельности при определении ВВП через следующую систему показателей:
- показатели законной деятельности, скрываемой или приуменьшаемой в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других, оговоренных законом, обязательств;
- показатели неформальной (неофициальной легальной) деятельности, в том числе деятельности некорпорированных предприятий, работающих для собственных нужд и с неформальной занятостью;
- показатели неофициальной нелегальной деятельности, в том числе:
• легальных видов деятельности, которыми занимаются нелегально;
• нелегальной деятельности, представляющей собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночный спрос;
• нелегальной деятельности, направленной против личности или имущества.
Однако Госкомстат РФ учитывает лишь скрытую и неформальную экономическую деятельность, а это - законная, легальная деятельность, полностью или частично скрываемая в целях уклонения от уплаты налогов. Что касается неформальной экономической деятельности, то ее особенностью является личный, неоформленный характер сделок, что характерно для сельского хозяйства, строительства и торговли. Латентный характер теневой экономики означает, что ее параметры не могут быть оценены обычными статистическими методами. Так что официальные параметры теневой экономики есть результат макроэкономических поправок (дос-четов) ВВП, где используются производственный метод, метод доходов и метод расходов. Основной метод, используемый Госкомстатом, - производственный, причем досчеты по каждой из отраслей производятся по оригинальной методике.
они достаточно точны для того, чтобы оценить масштабы явления. Так, по мнению Н. Шмелева, незаконное присвоение частными лицами ВВП России составило в 1992 - 1993 гг. 75 - 80%, а в 1996 г. - 12 - 15%. На основании экспертного подхода при определении объема теневой экономики доля хозяйственной деятельности, укрывающаяся от государства, измеряется 50 - 60% ВВП, при этом средства российской «теневой» экономики, по некоторым оценкам, составляют более 60 млрд дол. США и в пределах возможной легализации могли бы служить источником инвестиционных финансовых ресурсов. Причем значительная часть этой экономики не попадает в статистические данные и не находит отражения в публикуемых показателях размера ВВП и показателях, отражающих итоги хозяйственной деятельности отраслей и регионов.
В общем объеме теневого оборота абсолютно доминирует рынок услуг (70%). Наибольший удельный вес теневого оборота в сельском хозяйстве и строительстве. Чтобы представить себе масштабы и характер проблемы, достаточно отметить, что доля теневого сектора в торговле составляет 69,9%, на рынке собственно услуг теневая составляющая около 50%, в российской военной и оборонной промышленности 32% контролируют криминальные структуры, в сфере товарного производства теневой оборот составляет около 20%.
Теневая экономическая деятельность в России представляет собой не только масштабное, но и системное явление. Она имеет самодостаточный характер, собственную институциональную систему (правила, нормы (писанные и непи-санные), систему разрешения хозяйственных спо-
Таблица 2
Доля теневого сектора
ПОКАЗАТЕЛИ Удельный вес, %
1. Доля теневого ВВП в общем объеме ВВП, % 27,0
2. По отраслям в % к объему отраслевой ВДС:
- в промышленности 7,4
- в строительстве 13,6
- на транспорте 18,9
- в торговле 69,9
3. Доля выявляемого ущерба в скрытом 15,77
секторе теневой экономики, % - всего:
в том числе по отраслям (в % к общему объему ВДС отрасли):
- в промышленности 25.7
- в строительстве 34,8
- на транспорте 2.0
- в торговле 4,1
По данным Госкомстата РФ, ФСНП за 1999 г.
Таблица 3
Ущерб от теневой деятельности
Направления деятельности Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %
Установлено ущерба - всего: в том числе по направлениям деятельности: 7 272 123 100,0
1. Среди организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере потребительского рынка 4 386 444 60,3
2. На предприятиях, занимающихся добычей и переработкой нефти, газа, цветных, редкоземельных, драгоценных металлов и камней 2714618 37,4
3. На предприятиях, осуществляющих импорт сырья для пищевой, в том числе ликеро-водочной, промышленности, вычислительной техники, автомобилей и запчастей к ним 148 213 2,0
4. На предприятиях, осуществляющих поставки военной техники в зарубежные страны 22 848 0,3
По данным ФСНП за 2000 г.
ров и т.д.). Системный характер теневой деятельности подтверждается данными о доле теневого сектора и выявляемом ущербе в отдельных отраслях и на отдельных товарных рынках (табл. 2 и 3).
Обращает на себя внимание обратно пропорциональная отраслевая структура теневой деятельности и выявляемого ущерба: чем больше удельный вес «теневой» деятельности в отрасли, тем меньше доля выявляемого ущерба. Причина, по всей вероятности, заключается не столько в уровнях доступности и прозрачности информационно-финансовых потоков (или в различных вариантах возможностей манипулирования ими), сколько в том, что «теневая» деятельность носит длительный, системный характер.
Большой объем экономических преступлений наблюдается на всех уровнях экономики России. Масштабы преступности и коррупции в России чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние как на инвестиционный климат России в целом, так и на кризис неплатежей в особенности. Проблема борьбы с коррупцией стоит на повестке дня уже очень давно: в разные периоды времени на борьбу с коррупцией были направлены действия различных органов власти, принимались постановления, создавались комиссии и т.д. Кроме того, международные организации выделяли средства на борьбу с коррупцией
в России. Никакие из проводимых ранее и проводящихся сейчас мероприятий не дали никакого эффекта - коррупция не только не сокращается, а укрепляется и растет. Неэффективность проводимых мероприятий и принимаемых решений заключается в том, что причины коррупции заключаются в общей структуре государственной власти, несовершенстве судебной системы, а также в сложности российского законодательства, предусматривающего дифференцированный подход к субъектам права, подкрепленный многочисленными льготами, преференциями.
По оценкам специализированных международных организаций, в настоящее время Россия входит в число 15 наиболее коррумпированных государств мира, разделяя сомнительное «первенство» в этой области с Индонезией. Скандалы вокруг «Bank of New York», компании «Mabetex» поставили проблемы преступности, коррупции, отмывания «грязных» денег в России в центр мирового внимания. Масштабы и темпы роста теневой экономики (без криминальной составляющей) приобретают критический характер. Теневая экономика становится важнейшей проблемой, связанной с обеспечением экономической и национальной безопасности государства. В этом - основной смысл теневой экономики как практической проблемы.
(Окончание следует)