В. В. Созаев
ГЕНДЕРНАЯ ТЕОРИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
ШКОЛЬНИКОВ
Работа представлена кафедрой теории и истории культуры.
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Е. А. Окладникова
Статья посвящена исследованию гендерной теории как фактору формирования гендерной компетентности в процессе культурологического образования школьников. Основной вывод работы заключается в том, что в условиях современного российского общества актуальным являет -ся формирование гендерной компетентности школьников, соответствующей эгалитарному типу гендерной культуры общества, поскольку в основе гендерной компетентности личности лежит гендерная компетенция, реальное содержание которой зависит от нормативно-ценностных представлений доминирующей в обществе гендерной культуры.
Ключевые слова: гендер, гендерная компетентность, культурологическое образование школьников.
The article considers the role of the gender theory in building gender competency in the process of reading cultural studies in school. The conclusion is made that since gender competence, which depends on the norms and values of the currently dominant gender culture, is of the paramount significance for a person’s gender competency, building students’ gender competence corresponding to egalitarian type of the social culture is pressing in the context of the contemporary Russian society.
Key words: gender, gender competency, school education, cultural studies.
XXI век продолжает ставить перед человечеством не решенные ранее вопросы. Говорим ли мы о «глобальных проблемах современности», «глобализации», «столкновении цивилизаций», «ментальной несовместимости» или «построении демократического, гражданского общества» становится ясно, что центральными в решении всей совокупности этих проблем являются вопросы культуры и образования1 .
Культурологическое образование школьников - это многоуровневая образователь-ная система, направленная на формирование у школьников: 1) осознания себя в качестве субъекта культуры; 2) ценностного отношения к миру культуры; 3) представления о культуре как сложной системе; 4) ответственного отношения к культуре; 5) опыта культурной деятельности; 6) широкого спектра образовательных компетентностей.
Одной из актуальных сфер современной социокультурной реальности являются воп-росы, связанные с гендерными проблемами. Формирование гендерной культуры личности - это та задача, непосредственному решению которой способствует культурологическое образование школьников. Гендерная культура личности может быть определена как индивидуально-личностная характеристика, часть общей культуры субъекта, включающая в себя гендерную компетентность, гендерную картину мира, специфические ценностные ориентации и модели поведения. В зависимости от индивидуальной гендерной картины мира формируется гендерная культура личности либо патри-архатного, либо эгалитарного типа. Эгалитарная гендерная культура личности - это компонент общей культуры человека, основывающийся и направленный на реализацию принципа гендерного равенства. Пат-риархатная гендерная культура личности -это компонент общей культуры человека, основывающийся на традиционных представлениях о доминирующем положении мужчины в семье и обществе.
В данной статье будет рассмотрена лишь одна составляющая гендерной культуры личности - гендерная компетентность. Одним из наиболее эффективных средств достижения формирования гендерно компетентной личности является применение гендерной теории в культурологическом образовании школьников, поскольку:
1) гендерные вопросы - это вопросы культуры;
2) гендерные знания, ценности и установки транслируются широкими образова-тельными средствами через весь комплекс школьных предметов и посредством скрытого учебного плана2;
3) культурологическое образование подразумевает формирование человека как субъекта культуры (т. е. осознание им себя в качестве «творения и творца культуры»3), что в полном объеме может быть отнесено и к вопросам гендера.
Гендерная теория может быть определена как обобщенная система воззрений, рассматривающая присутствие гендера (гендеров) во всех социокультурных процессах, его конструирование, воспроизведение и то, как это влияет на людей. Истоки гендерной теории можно обнаружить в различных направлениях феминистской мысли, социальной критической теории, постмодернизме4.
К теоретикам гендерных исследований на Западе относятся Л. Аусландер, Дж. Батлер, С. Бем, Р. Брайдотти, И. Гофман, Э. Гросс, Д. Зиммерман, Р. Коннелл, Т. Де Лауретис, Э. Оукли, Г. Рубин, Дж. Скотт, И. К. Сэджвик, К. Уэст и др. На постсоветском пространстве: О. Воронина, Е. Гапова, И. Жеребкина, Е. Здра-вомыслова, Н. Пушкарёва, И. Клёцина, И. Кон, И. Тартаковская, А. Тёмкина, А. Усманова, С. Ушакин и др.
Применение гендерной теории в культурологическом образовании школьников будет более эффективным, если выделить ее основные принципы и рассмотреть, как они могут реализовываться при формировании гендерной компетентности школьников.
Применительно к педагогике можно выделить следующие принципы гендерной теории:
1) гендерная социализация и инкуль ту -рация не должны быть пассивными процессами5 ;
2) необходима целенаправленная педагогическая работа, способствующая формированию гендерной компетентности, установок личности на эгалитаризм, гендерных нонконформистов6;
3) необходимо поощрять как девочек, так и мальчиков развивать в себе широкий спектр человеческих характеристик и ка -честв, не ограниченный рамками половой принадлежности7;
4) существующая образовательная система навязывает посредством скрытого учебного плана патриархатные, андроцен-тричные, гетеросексистские стереотипы, установки, ценности и модели поведения8;
5) формирование эгалитарной гендерной компетентности и культуры возможно на основе применения принципа культурного релятивизма, внимания к личному опыту учащихся и развития критического мышления9.
В условиях современного общества формирование гендерной компетентности учащихся должно идти в рамках эгалитарной гендерной культуры, нацеленной на реализацию принципов гендерного равенства. Об этом говорят как международные, так и российские документы о правах человека10. Принцип гендерного равенства нашел отражение в Конституции РФ, ст. 19, ч. 3.
Доктор психологических наук И. С. Клё-цина определяет гендерную компетентность личности «как социально-психологическую характеристику человека, позволяющую ему быть эффективным в системе межполового взаимодействия»11. Доктор педагогических наук А. В. Хуторской различает понятия «компетенция» и «компетентность».
Под образовательной компетенцией мы будем понимать «требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности»12, а компетентность будем рассматривать как «совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере»13.
Гендерная компетенция - это ключевая образовательная компетенция в сфере гендерных вопросов, включающая общекультурные, ценностно-смысловые, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и самоакту-ализирующие элементы. Гендерная компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ори-
ентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в сфере гендерной самоактуализации и гендерных отношений.
Основными компонентами гендерной компетенции являются:
1) общекультурный элемент включает в себя знание учащимися моделей гендерных культур различных народов; понимание культурной обусловленности существующих гендерных моделей, норм, стереотипов и установок; понимание изменений происходящих в гендерной сфере в современном мире;
2) ценностно-смысловой элемент связан с ценностными ориентирами учащихся: знание, принятие или непринятие таких ценностей, как гендерное равенство, гендерная толерантность, антисексизм, т. е. ориентация учащихся на патриархатные или эгалитарные ценности; понимание ценностной природы гендерных схем и моделей, стереотипов и установок;
3) учебно-познавательный элемент: умение добывать знания по гендерным вопросам; умение критически осмыслять предписываемые обществом гендерные схемы и модели; навыки деконструкции традиционных патриархатных стереотипов; умение отличать факты от домыслов; владение различными методами познания применительно к гендерным вопросам;
4) информационный элемент: умения и навыки свободной ориентации в информационном пространстве, касающемся гендерных вопросов;
5) коммуникативный элемент включает знания, умения и навыки, необходимые для эффективной коммуникации в сфере гендерного взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, в том числе навыки ответственной гендерной са-морепрезентации; способность критически осмыслять свою деятельность в сфере гендерных взаимодействий; успешно решать гендерные проблемы и конфликты;
6) социально-трудовой элемент подра-зумевает овладение знаниями и опытом в
гендерных аспектах гражданско-обще-ственной, социально-трудовой сферах, в вопросах экономики, права, профессионального самоопределения;
7) личностный элемент направлен на освоение способов саморазвития субъекта; понимание индивидом себя субъектом гендерного самоконстуирования; самоактуализации гендерной идентичности личности; принятие личной ответственности за конструирование своего гендера.
Важным аспектом является то, что сама по себе гендерная компетенция является ценностно-нейтральной: даже если человек выбирает патриархатную систему ценностей, структурные элементы его компетентности остаются теми же. Однако существенные различия будут наблюдаться не только в ценностном элементе, но и во всех остальных элементах компетенции.
Сегодня становится возможным создание лишь проектной модели гендерной компетенции, реальное наполнение (знания, умения, навыки, способы деятельности, минимально необходимый опыт деятельности (по ступеням обучения), индикаторы по определению степени/уровня компетентности ученика (по ступеням обучения), которой будет возможным в соответствии с требованиями, которые предъявляет соответствующая гендерная культура.
Учитывая разработанную нами модель гендерной компетенции и элементы гендерной компетентности, выделенные И. С. Клё-циной, гендерная компетентность учащихся в рамках современного российского общества должна включать:
1) ценности гендерного равенства, гендерной толерантности, антисексизма;
2) понимание социокультурной (ценностной и идеологической) природы существующих гендерных различий;
3) знание моделей гендерных культур различных народов, понимание «гендерных кодов» различных культур;
4) знание основ гендерной теории (основные термины и понятия);
5) умения анализировать гендерные стереотипы, установки и представления и навыки их деконструкции;
6) навыки свободной ориентации в информации, касающейся гендерных вопросов;
7) способности не проявлять дискриминационных суждений и практик;
8) способности успешно решать свои гендерные проблемы и конфликты;
9) опыт разнообразной учебно-трудовой деятельности, не зависящий от пола или гендера субъекта;
10) опыт ответственной гендерной само-репрезентации;
11) опыт самоактуализации гендерной идентичности.
Таким образом, на основании идей, изложенных в статье, можно сделать следующие выводы:
1) применение гендерной теории в культурологическом образовании школьников является основным фактором формирования их гендерной компетентности;
2) формирование гендерной компетентности школьников - это сложный процесс, одним из ключевых аспектов которого яв-ляется культурологическое образование;
3) в основе гендерной компетентности личности лежит гендерная компетенция, реальное содержание которой зависит от нормативо-ценностных представлений доминирующей в обществе гендерной культуры;
4) в условиях современного российского общества актуальным является формирование гендерной компетентности школьников, соответствующей эгалитарному типу гендерной культуры общества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: Учеб. пособие для самообразования. М.: Педагогическое общество России, 2002.
2 Скрытый учебный план (СУП) - это знания, умения, навыки, способы деятельности, ценностно-смысловые ориентации, которые усваиваются учащимися помимо основной учебной програм-
мы в процессе изучения учебного материала, жизнедеятельности в пространстве учебного заведения и коммуникации с учителями, одноклассниками и другими людьми, связанными с системой образования. Выделяется три измерения СУП: 1) социальное устройство образовательного учреждения; 2) содержание предметов; 3) стиль преподавания (Социология гендерных отношений: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред. 3. X. Саралиевой. М.: РОССПЭН, 2004. С. 167).
3 Токарев С. Н. Теоретические основания содержания процесса обучения культурологии // Культурологические исследования’03: Сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С. 412.
4 Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: Академия, 2003. С. 328.
5 Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН, 2004; Клецина И. С. Гендерная социализация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998; Ожигова Л. Н. Психология гендерной идентичности личности. Краснодар: Кубанский ГУ, 2006.
6 Сандра Бем определяет гендерных нонконформистов как людей, которые «в своей жизни всерьез отвергают андроцентричное, гендерно-поляризующее и биологически эссенциалистское представления о настоящем мужчине и настоящей женщине» (Бем С. Указ. соч. С. 231).
7 Бем С. Указ. соч.; Киммел М. Гендерное общество. М.: РОССПЭН, 2006; Чодороу Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология гендера. М.: РОССПЭН, 2006.
8 Киммел М. Указ. соч.; Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. М.: ИНИОН РАН; Саратовский ГТУ, 2001.
9 Хукс Б. Наука трансгрессировать. Образование как практика свободы // Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. С. 48-62; Сковатая В. Новая гендерная идентичность и феминистские политики в образовании: перспективы для высшей школы в XXI веке // ОоББУйа: история, теория, методология гендера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://giacgender.narod.ru/n6t2.htm; Гендерное образование в средней школе: российский и канадский опыт: Учебно-методические материалы. - Иваново: Ивановский ГУ, 2002.
10 В частности: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ратифицирована СССР В 1981 г.), Пекинская декларация и Платформа действий (1995), Декларация тысячелетия ООН (2000), Гендерная стратегия РФ (2002).
11 Клецина И. С. Формирование гендерной компетентности как задача гендерного образования в высшей школе // Гуманитарное образование и социальный контекст: гендерные проблемы: Материалы Международной научной конференции. СПб, 25-28 июня 2007 г./ Отв. ред. О. В. Попова. СПб.: Изд. Дом СПб ГУ, 2007. С. 117.
12 Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 113.
13 Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика. М.: Академия, 2007. С. 135.