УДК 33
Н Сурмаа ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ И СОСТОЯНИЕ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ В САНКЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Аннотация. Проведен комплексный анализ видов экономических санкций по сферам и направлениям их воздействия. Определены возможные последствия в краткосрочном периоде. Выявлены основные негативные тенденции, с которыми сталкивается российская экономика в настоящее время. В результате анализа констатированы негативные изменения, затронувшие основные макроэкономические сферы национальной экономики. Ключевые слова: национальная экономика, санкционные события, кризис, рыночная ситуация, антикризисные мероприятия.
Nomm-Erdene Surmaa PROGRESS TREND AND CONDITION OF RUSSIAN
ECONOMY IN THE PERIOD OF SANCTION
Annotation. The complex analysis of types of economic approvals is done on spheres and directions of their influence. Possible consequences are certain in a short-term period. Basic negative tendencies into that the Russian economy runs presently are educed. As a result of analysis negative changes affecting the basic macroeconomic spheres of national economy are established.
Keywords: national economic, sanctions events, crisis, market situation, anti-crisis interventions.
Санкции в связи с событиями Крыму и на востоке Украины - ограничительные политические и экономические меры, введенные в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине. Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, присоединились страны Евросоюза, государства Большой семерки и некоторые другие страны, являющиеся партнерами США и ЕС [5]. Объектом санкций стали банки с государственным участием: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы и Внешэкономбанк, а также компании, в первую очередь энергетического сектора: «Газпром», «Лукойл», «Транснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Новатэк», «Роснефть» и ВПК: «Рос-тех», «Алмаз-Антей», Объединенная строительная корпорация и др.
Запрещены поставки в Россию оборудования для глубинной добычи (свыше 152 м), разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа, поставку технологий нетрадиционной добычи энергоносителей: буровые платформы, детали для горизонтального бурения, подводное оборудование, морское оборудование для работы в условиях Арктики, программное обеспечение для гидравлического разрыва пласта (ГРП), дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления. Введена обязательную проверку конечного получателя технологий нетрадиционной добычи энергоносителей, с возможностью отказа в лицензировании. Введено эмбарго на экспорт и импорт оружия и продукции военного назначения, экспорт товаров и технологий двойного назначения. Приостановлена выдача лицензий на экспорт и ре-экспорт товаров в Россию, запрещен экспорт высокотехнологичных оборонных товаров и услуг, а также отменены существующие лицензии в данной сфере. Экспортеров обязали получать разрешение на экспорт ряда нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих технологий в Россию (включая высокотехнологичное оборудование для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти путем гидроразрыва), а также на предоставление сопутствующих услуг.
7 августа 2014 г. Правительство России ввело ответные санкции, запретив ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США,
© Сурмаа Н., 2015
страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия. Запрет распространяется на мясо и мясопродукты, рыбу и морепродукты, молоко и молочную продукцию (включая сыры и творог), фрукты и овощи.
Санкции, безусловно, начинают сказываться на экономическом развитии России. Пересмотрен прогноз темпов ВВП в сторону уменьшения, начинают расти цены на ряд продуктов. Россидакая экономика вошла в период экономического кризиса. Выручка от экспорта в 2014 г. сократилась на 234 млрд долл., сократились золотовалютные резервы на 211 млрд долл., ориентировочный отток капитала составил 495 млрд долл. [1].
Курс рубля упал с 38 руб. до 61 руб. за 1 долл., что вызвало панику на валютном рынке. Вначале Центральный Банк тратил миллиарды для удержания курса стабильным, затем решил, что удерживать курс не будет, но продолжил тратить миллиарды золотовалютных резервов на интервенции [2]. За год резервы ЦБ снизились на 125 млрд долл., т.е. почти на треть.
В условиях глобальной экономики представить себе государство, не встроенное в систему мировых хозяйственных связей, невозможно. Однако степень взаимосвязи может быть разной. Для России подобная зависимость от мира отразится на ряде сфер - торговле, нефтедобывающей отрасли, банковской сфере, промышленности - и на всей экономике в целом. Рассмотрим некоторые аспекты подробнее.
1. Проблемы кредитно-денежной сферы. Высокие кредитные ставки полностью остановят инвестиции. Эффект от этого станет заметен через несколько лет, но отбросит промышленность далеко назад, ведь без современного оборудования производить конкурентоспособную продукцию невозможно. Приток иностранных инвестиций находится в прямой связи с внешнеполитическим курсом. Высокие кредитные ставки остановят ипотечное кредитование [3]. Строители почувствуют это уже в текущем году и серьезно снизят объемы строительства нового жилья, огромное количество людей останется без работы. Высокие кредитные ставки ударят по компаниям, которые брали кредиты под оборотные средства. Уже закупленное сырье, комплектующие или готовые товары распродадут, вернут взятые кредиты, а новые взять не смогут. Соответственно, новые закупки делать будет просто не на что, объем производства резко упадет.
2. Платежеспособность населения. В себестоимости практически любого товара местного производства есть что-то импортное: семена, удобрения, техническое и производственное оборудование, упаковочные материалы, расходные материалы, химические компоненты и т.д. С учетом курса рубля выросла себестоимость продукции, что отражается на цене продукции. Ориентировочная инфляция на 2015 г. составляет 17 %, в связи с чем произойдет падение платежеспособного спроса населения, что в результате негативно отразится на торговле [3]. Сначала начнут закрываться компании, торгующие импортными товарами, одеждой, обувью, бытовой техникой, затем те, кто торгует стройматериалами, в последнюю очередь - продовольственные сети.
3. Рынок труда. Рынок труда ожидает сокращение персонала. Причем число безработных пополнят не только работники коммерческих предприятий, но и бюджетники, так как падение цен резко снизило доходы бюджета. Роструд зафиксировал рост безработицы в 81 из 85 субъектах Российской Федерации. Основными секторами - кандидатами на высвобождение рабочей силы в ближайшее время является торговля, связанная с ввозом импортных товаров, финансовый и банковский сектора, строительство, основанное на ипотечных кредитах, а также транспорт. Риски ждут отрасли, в которых изношены основные фонды (промышленность, энергетика), и отрасли, развитие которых зависит от иностранных инвестиций (нефтехимия).
4. Банковская система. Центральный Банк поднял ключевую ставку до 15 % годовых. Заимствования за рубежом невозможны из-за санкций, а внутри страны крайне затруднены из-за высокой
ставки. Такая ситуация крайне негативно отразится на банковском секторе. До сих пор банки брали дешевые деньги на международных рынках, добавляли к этому свой процент и выдавали их в виде кредитов в рублях. Сейчас рубль обесценился, ставки по кредитам для физических лиц пересматривать запрещено законом, а возвращать взятые средства необходимо. Вдобавок население активно забирает из банков рублевые вклады и переводит их в валюту.
5. Промышленность. Эффект от санкций на сырьевую, добывающую, перерабатывающую промышленность и машиностроение имеет более долгосрочный характер, и может проявиться только спустя некоторое время. Несмотря на санкции, индекс промышленного производства в России в 2014 г. превысил аналогичные показатели по отношению к предыдущему году, так негативная динамика наблюдалась только в феврале и сентябре, что является вполне закономерным для этих месяцев. Рост производства произошел за счет обрабатывающей промышленности, производства электроэнергии, а также производства пищевых продуктов, в частности сыров и мясной продукции. Индекс промышленного производства упал на 0,4 %, но в марте торможение резко замедлилось, хотя, как видим, по отраслям картина остается крайне пестрой. Хуже всего дело обстоит в обрабатывающих производствах, где выпуск по сравнению с первым кварталом прошлого года сократился на 1,6 %. В глубоком минусе выпуск автобусов (16 %), легковых автомобилей (20 %), колесных тракторов для сельского и лесного хозяйства (38 %). Более чем наполовину (до 6,7 тысячи штук) сократилось производство грузовых вагонов, а магистральных тепловозов выпущено всего 12 секций.
27 января 2015 г. Правительством РФ был утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. [4]. Раздел плана «Активизация экономического роста» включает в себя стабилизационные меры, меры по импортоза-мещению и поддержке несырьевого экспорта, снижение издержек бизнеса, поддержку малого и среднего предпринимательства. В разделе «Поддержка отраслей экономики» предусмотрен пересмотр приоритетности мероприятий государственных программ, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы в целях финансирования наиболее приоритетных направлений и дополнительных антикризисных мероприятий. Предусмотрены меры по поддержке сельского хозяйства, жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и топливно-энергетического комплекса, транспорта. Разделом плана «Обеспечение социальной стабильности» предусмотрены содействие изменению структуры занятости, социальная поддержка граждан, меры в сфере здравоохранения, обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. Планом также предусмотрен мониторинг и контроль ситуации в экономике и социальной сфере.
Правительство планирует потратить примерно 2,7 трлн руб. следующим образом:
- 65 % направить банковской сфере;
- 6,5 % направить на бюджетные кредиты регионам;
- 6,9 % - на индексацию пенсий;
- 5,8 % - на стимулирование кредитования жилищного строительства;
- 0,07 % - на субсидирование отечественной сельхозтехники;
- 0,11 % - на субсидии высокотехнологическому бизнесу для выхода на внешние рынки;
- 0,18 % - на поддержку малых инновационных предприятий.
Решить внутренние экономические проблемы сложнее. На первом этапе нужна реальная либерализация законодательства и льготные кредиты для малого бизнеса. Сельскому хозяйству - субсидии на закупку сельхозтехники, скота, семян, удобрений. Производственным предприятиям - налоговые вычеты на покупку основных средств и нормальные условия кредитования.
Необходимым мерами Правительства на ближайшее время являются:
- снизить налоговую нагрузку на бизнес и ключевую ставку,
- перенаправить бюджетные средства с финансирования ВПК на инфраструктурные проекты (например, субсидирование мелиорации земель сельхозназначения),
- снизить уровни госрегулирования и коррупции,
- существенно улучшить инвестиционный климат,
- поддерживать стабильность руб.
Экономике России необходима модернизация. Предлагаемые направления структурной перестройки (диверсификации) на 15 лет:
1) сокращение доли топливных и сырьевых отраслей, а также полуфабрикатов и материалов к общему объему ВВП - в два раза, с 40 до 20 %;
2) увеличение доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью к общему объему ВВП - с 60 до 80 %;
3) рост удельного веса экономики знаний (науки, образования, информационных технологий, биотехнологий и здравоохранения) в ВВП с 15 до 35 %;
4) в структуре экспорта:
- сократить долю топлива, сырья и материалов с 85 до 40 %;
- повысить долю готовой продукции и услуг с 15 до 60 %;
- увеличить долю инновационной и высокотехнологической продукции с 2 до 15 %.
Источники дополнительных инвестиций для модернизации общественного производства в
России:
- за счет повышения инвестиционных кредитов российских банков в общей сумме кредитов с 8 до 15-20 % по примеру зарубежных банков, что увеличит инвестиции, примерно, на 2 трлн руб. ежегодно;
- за счет приватизации не стратегических, а коммерческих государственных предприятий и организаций. Долю государства в ВВП предлагается сократить с более чем 60 % (около 40 % - бюджетная сфера и еще - более 20 % - государственные коммерческие предприятия и организации) до 40-45 % (показатели рыночных развитых стран мира);
- за счет стимулирования предприятий и организаций использовать собственные инвестиции и за счет прибыли, освободив их от налогов, и за счет ускоренной амортизации - 1 трлн руб. в год;
- за счет перехода к умеренно-дефицитному бюджету в малорисковом размере до 3 процентов ВВП (норма Евросоюза), что даст до 2 трлн руб. дополнительных инвестиций;
- за счет мобилизации сбережений населения России (20 трлн руб. в России и около 700 млрд долл. за рубежом) для приобретения жилья, дач с земельным участком и автомобиля, стимулируя использования собственных средств населения;
- за счет государственных кредитов у международных организаций и зарубежных инвесторов, учитывая небольшой внешнеэкономический долг государства (около 3 % ВВП).
Инвесторы выжидают стабилизации ситуации, чтобы в дальнейшем сэкономить на вложениях и получить более высокую доходность. Произойдет это в лучшем случае во втором квартале 2015 г., в худшем - депрессивное состояние в сфере инвестиций может продлиться до конца 2016-го. Активный приток инвестиций ожидается в 2018 г. с началом подачи газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири», а также в связи с проведением Чемпионата мира по футболу в России.
Стагнация на ближайшие два года в России, к сожалению, - это самый оптимистичный вариант развития событий. В связи с тем, что США продлили санкции на год, это приведет к рецессии отечественной экономики и в нынешнем, и в 2016 г. Отток капитала ускорится, спад инвестиций и потребления усилится, реальные доходы населения упадут. Не стоит забывать и о «побочных эффек-
тах» санкций. Например, уже в нынешнем году ожидается спад объема сырьевого экспорта из-за эмбарго на технологии. Предприятия будут вынуждены экономить на оплате труда, а значит, усилится кредитная нагрузка на население, которая еще в начале 2014 г. уже превышала 21 % доходов. В результате не исключено серьезное падение розничного товарооборота.
Библиографический список
1. Бирюкова, Л. Сергей Глазьев знает, как оградить Россию [Электронный ресурс] / Л. Бирюкова, М. Пап-ченкова // ВЕДОМОСТИ. - 2014. - Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/ 2014/04/25/sergej-glazev-znaet-kak-ogradit-rossiyu (дата обращения : 05.03.2015).
2. Глазьев : что хуже, санкции США или политика ЦБ РФ? [Электронный ресурс] // ВЕСТИ Экономика. 2014. - Режим доступа : http://www.vestifinance.ru/articles/46528 (дата обращения : 05.03.2015).
3. Кравченко, Л. Как Россия пострадает от экономических санкций Запада из-за конфликта на Украине [Электронный ресурс] / Л. Кравченко // Собеседник. - 2014. - Режим доступа : http://sobesednik.ru/politika/20140309-kak-rossiya-postradaet-ot-ekonomicheskih-sankciy-zapada-iz-z (дата обращения : 05.03.2015).
4. Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году : распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р // СЗ РФ. - 2015. - № 5. - Ст. 866.
5. Петров, В. На языке санкций [Электронньш ресурс] / В. Петров // Российская газета. -2015. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2015/03/23/somneniya-site.html (дата обращения : 05.03.2015).