Вестник Томского государственного университета. 2017. № 420. С. 105-107. DOI: 10.17223/15617793/420/14
УДК 93
Я. С. Мариненко
ТЕНДЕНЦИЯ АРХАИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В СВЕТЕ АКЦИЙ АЛЕКСАНДРА БРЕНЕРА И PUSSY RIOT
Исследуются особенности проявления архаизации современного российского общества на примере анализа двух акций: перформанса Александра Бренера «Убить постмодерниста» в Елоховском соборе 1995 г. и панк-молебна Pussy Riot «Богородица, Путина прогони!» в Храме Христа Спасителя 2012 г. Делается вывод о распространении процесса архаизации социального дискурса, нашедшего отражение, в частности, в реакции общества, государства и Русской Православной Церкви на акты современного искусства.
Ключевые слова: перформанс; акция; молебен; архаизация.
«Возвращение к прошлому, в том числе архаическому, можно назвать универсальным социальным механизмом, присущим практически всем обществам на протяжении всей их истории» [1. С. 35]. В России за последние годы особое распространение получила тенденция архаизации, которая выражает себя как социальный процесс со своей специфической природой. Проявление данного процесса находит отражение в одной из наиболее остро воспринимаемых и неоднозначных сфер общественной жизни - в современном искусстве и реакции на него.
В данной работе осуществляется сравнительно-исторический анализ двух достаточно известных и показательных перформансов российского акционизма периода 1990-2000-х гг., позволяющих проследить рассматриваемую тенденцию. В качестве базовой предпосылки выдвигается тезис о распространяющейся в последние годы архаизации российского общественного сознания, нашедшей отражение в острой и болезненной реакции православной церкви, власти и общества на некоторые проявления современного искусства.
Под архаизационными тенденциями подразумевается направленность и стремление общества к архаическому социокультурному опыту, что проявляется в разных по формам ориентациях на архаические социальные практики и культурные смыслы, возникающие в условиях социальных изменений. Архаизационные изменения являются универсальным механизмом, позволяющим обществу сохранять идентичность и социальный порядок в кризисных условиях [2. С. 9]. Таким образом, одной из причин тенденции архаизации является распространение в обществе кризисного самочувствия.
В качестве объектов исследования данной статьи послужат два перформанса, которые позволят проследить процесс распространения архаизации внутри российского общества в хронологическом аспекте.
Хронологически первой из рассматриваемых нами акций стал жест Александра Бренера, который был совершен в 1995 году и получил название «Убить постмодерниста». Во время службы в Елоховском соборе художник неожиданно подбежал к алтарю и стал скандировать: «Чечня! Чечня!». Как позже объяснил акционист, этим жестом он пытался предложить себя прихожанам в качестве Иисуса Христа. Многие считают, что именно с этого момента у современного искусства начались проблемы с православной общественностью [3].
На сайте, посвященном хронике протестного искусства, говорится о том, что многие приняли Бренера в церкви за очередного юродивого. «Но это только домыслы. На самом деле служители церкви вызвали милицию, и Бренера отвезли в участок». Он мог стать героем, но не стал из-за либерализма ельцинской власти. Его отпустили тогда под мое поручительство через несколько часов, - утверждает галерист Марат Гельман.
Таким образом, площадкой для выражения своей позиции в отношении актуальнейшей на тот момент проблемы российский акционист выбрал храм как помещение с максимальной концентрацией сакрального. Отметим также, что временем для своего «вторжения» Бренер избрал момент литургии.
Александр Бренер как «классик» отечественного акционизма стал одной из «икон» для девушек из феминистской панк-группы Pussy Riot. Гельман считает, что свою самую громкую акцию они сделали буквально по его «следам» в Елоховском соборе, причем они сами подчеркивали эту преемственность. Речь идет о панк-молебне «Богородица, Путина прогони!», который был совершен 21 февраля 2012 г. в Храме Христа Спасителя. В этот день 5 девушек в ярких платьях и балаклавах вошли на территорию главного храма страны, взобрались на амвон (на который, согласно христианской догматике, женщинам вход запрещен) и течение нескольких минут пели так называемый панк-молебен «Богородица, Путина прогони!». В сравнении с акцией 1995 г. феминистки исполнили свою акцию не во время литургии, на тот момент в храме не совершались вообще какие-либо богослужения. Текст панк-молебна содержал в себе призыв к Богородице прогнать еще не избранного на тот момент нынешнего президента РФ. Кроме того, девушки указывали на слияние государственной и церковной власти, а также на слепое повиновение прихожан воле политиков и русского патриархата.
Оценки, данные последней акции, были различны -от восторга до отвращения, от стремления подарить девушкам все премии мира до желания закидать их камнями. Есть и оценка судебного приговора: трем участницам Pussy Riot Хамовнический суд Москвы дал два года колонии общего режима по статье «Хулиганство по мотивам религиозной ненависти».
За этим решением последовали бурная реакция общества, дискуссия в СМИ и социальных сетях, а также жесткая позиция власти, в частности, президен-
та нашего государства (прогнать которого девушки просили Богородицу в своем панк-молебне). Вот что говорил в интервью В. В. Путин после оглашения приговора участницам Pussy Riot: «На самом деле правильно, что их арестовали, и правильно сделали, что суд у нас такое решение принял. Потому что нельзя подрывать основы морали, нравственности, разрушать страну. Мы с чем останемся тогда?». Они «докатили до суда, а суд залепил им двушечку. Я здесь ни при чем. Они этого хотели, они это получили» [4].
Таким образом, девушки - участницы акции были осуждены на 2 года тюремного заключения, а сам казус по масштабу своего влияния на общественное сознание россиян превзошел все предшествовавшие ему схожие представления, в том числе во многом идентичный перформанс в Елоховском соборе 1995 г.
Марат Гельман, сравнивая судьбу Бренера, акцио-ниста «первой волны», и судьбу Pussy Riot, акциони-стов «второй» волны, приходит к выводу о «здоровье» общества 1990-х и «болезни» общества 2010-х: «Сравните акцию Pussy Riot с акциями Александра Бренера в 1990-х. Бренер на Лобном месте вызывал Ельцина на бой. Его забрали в кутузку и наутро выпустили. Когда шла вторая Чеченская война, он ворвался в Елоховский собор, срывал с себя одежды, переворачивал стулья, кричал: «Чечня, Чечня». Ущерб от него был гораздо больше, чем от Pussy Riot. Его снова забрали - оштрафовали на 500 рублей. Сегодня об этом почти никто не помнит, а о Pussy Riot знает весь мир, при том, что художественные жесты были практически идентичны. Так что художники проверяют состояние общества - при Бренере оно оказалось здоровым и правильно отреагировало на его акции, а сейчас общество и власть в первую очередь не здоровы» [5].
Следует обратить внимание на то, что именно казус Pussy Riot стал важным символом, обозначившим начавшийся с третьим президентским сроком Влади-
мира Путина процесс архаизации общественного дискурса. Факт наличия в обвинительном заключении по делу ссылок на решения Трульского (VII в.) и Лаоди-кийского (IV в.) соборов выглядел как абсурдная деталь, давшая повод для сарказма. Однако по сути это был лишь один из маячков глубокого и серьезного процесса архаизации общественного сознания, определенно набравшего обороты в России за последние годы. Этот процесс проявляется в разных формах. Это и постоянные апелляции власти к «духовным скрепам» и поиски ею все новых «сакральных мест». Это и законы об «оскорблении чувств», которые уже дают работу судам. Это и «мироточение» разнообразных неживых объектов, которое становится предметом общественного обсуждения. Это и вытеснение в нынешнем дискурсе власти разговоров о реформах концептом «славного прошлого». Признаков архаизации много. И неверно ее рассматривать только как манипулятивную стратегию власти. Как кажется, речь идет о серьезном срыве общественного сознания, реагирующего таким образом на стресс постсоветского транзита.
Примечательно, что в этом смысле панк-молебен Pussy Riot сумел угодить в важную и болезненную точку и ярко обнажить наметившуюся тенденцию общественного сознания. Слова художника и галери-ста Марата Гельмана о «здоровье» общества 1990-х и «нездоровье» общества 2000-х можно трактовать и в аспекте распространяющегося в последние годы процесса архаизации. Данная проблема есть предмет для изучения, в том числе учеными-историками, поскольку в связи с данной тенденцией имеет ряд важных последствий. Стремление найти как можно больше «сакральных мест», «духовных скреп», оскорбления чьих-либо чувств (в первую очередь, верующих людей) приводит к столкновению между различными социальными группами, недоверию к власти со стороны общества, антиконституционному альянсу православной церкви и государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ламаджаа Ч.К. Архаизация общества в период социальных трансформаций // Гуманитарные науки: теория и методология. 2011.
Вып. № 3. С. 35-42.
2. Ламажаа Ч.К. Архаизация общества в период социальных трансформаций (социально-философский анализ тувинского феномена) : авто-
реф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2011. 41 с.
3. Pussy Riot: искусство или политика? // Look at me. М., 2012. URL: http://www.lookatme.ru/mag/archive/experience-interview/159845-hlystom-
i-pryanikom (дата обращения: 09.04.2017).
4. Путин о Pussy Riot: «Суд залепил им двушечку. Я здесь ни при чем». URL: http://newizv.ru/news/society/07-10-2012/170998-putin-o-pussy-
riot-sud-zalepil-im-dvushechku-ja-zdes-ni-pri-chem.html?format=html&slug_for_redirect=lenta%2F2012-10-07%2F170998-putin-o-pussy-riot-sud-zalepil-im-dvushechku-ja-zdes-ni-pri-chem (дата обращения: 09.04.2017).
5. Исторический фон и сериальность антивоенных акций Бренера // Запрещенное искусство. URL: http://artprotest.org/cgi-
bin/news.pl?id=3324 (дата обращения: 09.04.2017).
Статья представлена научной редакцией «История» 2 мая 2017 г.
THE TENDENCY OF ARCHAIZATION OF THE RUSSIAN PUBLIC CONSCIOUSNESS ON THE EXAMPLE OF ACTIONS OF ALEXANDER BRENER AND PUSSY RIOT
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2017, 420, 105-107. DOI: 10.17223/15617793/420/14
Yana S. Marinenko, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: janemarin@mail.ru Keywords: performance; action; prayer; archaization.
The purpose of the paper is to highlight the features of the manifestation of the archaization of modern Russian society by the example of two Russian actions - the performance of Alexander Brener at the Elokhov Cathedral in 1995 and the punk-prayer of the feminist group Pussy Riot in the Cathedral of Christ the Savior in 2012. One of the problematic questions the author answers in this paper is why two similar actions that took place in one country, but in different time intervals, gave rise to such different reactions
from both the state and society? To solve the problem, the following tasks were set. It was necessary to identify the markers that predetermined the result of the performance in the Cathedral of Christ the Savior, to reflect the reasons why Alexander Brener's gesture turned out to be almost unnoticed in public circles and the punk-prayer of the feminists became known all over the world. In addition, one of the main tasks of this paper was reflection on specific examples of the archaization of Russian public discourse which took the most radical forms in the course of Putin's third presidential term. The source of this paper is Pussy Riot's punk-prayer service in the church, Brener's action in the Elokhov Cathedral and the reaction of the state authorities, the church and society to them. In the course of the study, it was concluded that Pussy Riot's punk-prayer managed to hit an important and painful point of the all-Russian historical discourse, to brightly reveal the emerging trend of social consciousness and, thus, cause a powerful social resonance. Performance in the Elokhov Cathedral did not cause such an effect, and the words of the famous artist and gallery owner Marat Gelman about the "health" of the society of the 1990s and the "ill health" of the society of the 2000s in this context can also be interpreted in the aspect of the archaization process that has spread in recent years. Specific signs of social discourse archaization were also noted. These are constant appeals of the authorities to the "spiritual bonds" and their search for new "sacred places". These are laws about "insulting the feelings", which give work to courts. This is a variety of inanimate objects "crying oil", which becomes a subject of public discussion. This is the repression in the modern discourse of power of the talk about reforms by the concept of the "glorious past". The study of such problems is important, especially by historians. These trends imply a number of important implications for modern Russian society. The desire to find a lot of "sacred places", insults of people's feelings (especially people who believe in God) lead to a clash between different social groups, the distrust to the authorities from society, anti-constitutional merging of the Orthodox Church and the state.
REFERENCES
1. Lamadzhaa, Ch.K. (2011) Arkhaizatsiya obshchestva v period sotsial'nykh transformatsiy [Archaization of society in the period of social transfor-
mations]. Gumanitarnye nauki: teoriya i metodologiya. 3. pp. 35-42.
2. Lamazhaa, Ch.K. (2011) Arkhaizatsiya obshchestva v period sotsial'nykh transformatsiy (sotsial'no-filosofskiy analiz tuvinskogo fenomena) [Ar-
chaization of society in the period of social transformations (socio-philosophical analysis of the Tuvan phenomenon)]. Abstract of Philosophy Dr. Diss. Moscow.
3. Look at me. (2012) Pussy Riot: iskusstvo ili politika? [Pussy Riot: art or politics?]. [Online] Available from: http://www.lookatme.ru/mag/archive/experience-interview/159845-hlystom-i-pryanikom. (Accessed: 09.04.2017).
4. Newizv.ru. (2012) Putin o Pussy Riot: "Sud zalepil im dvushechku. Ya zdes' ni pri chem " [Putin about Pussy Riot: "The court has closed them for
a little bit. I have nothing to do with it."]. [Online] Available from: http://newizv.ru/news/society/07-10-2012/170998-putin-o-pussy-riot-sud-zalepil-im-dvushechku-ja-zdes-ni-pri-chem.html?format=html&slug_for_redirect=lenta%2F2012-10-07%2F170998-putin-o-pussy-riot-sud-zalepil-im-dvushechku-ja-zdes-ni-pri-chem. (Accessed: 09.04.2017).
5. Artprotest.org. (1995) Istoricheskiy fon i serial'nost' antivoennykh aktsiy Brenera [Historical background and seriality of the anti-war actions of
Brener]. [Online] Available from: http://artprotest.org/cgi-bin/news.pl?id=3324. (Accessed: 09.04.2017).
Received: 02 May 2017