Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013 Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
Ерошенко Татьяна Игоревна
Ростовский государственный строительный университет Доктор философских наук, профессор Eroshenko Tatyana Igorevna Rostov state University of construction Doctor of philosophical Sciences E-Mail: rgsu-eroshenko@mail.ru
Ерошенко Игорь Петрович
Общество «Знание» России Кандидат философских наук, доцент Eroshenko Igor Petrovych Society "Knowledge" of Russia Candidate of philosophy, professor E-Mail: rgsu-eroshenko@mail.ru
13.00.00 - педагогика
Тенденции внедрения электронного образования в России: этико-педагогический анализ
Trends in implementation of e-education in Russia: ethical and pedagogical analysis
Аннотация: Предметом данного исследования является этико-педагогический анализ рисков, связанных с широким внедрением в систему образования («Учитель») новейших технологий е - образования. Очевидно, что е - образование является венцом развития современных технологий в системе образования. Оно открывает возможность обучения по любой программе из любой точки социантропоцентрического пространства. Однако, оно же несёт в себе и угрозу серьёзной деформации или даже самоликвидации системы образования как важнейшего института социализации и гуманизации. Анализ показывает: конструктивная или деструктивная тенденции в развитии е - образования задаются признаваемыми акторами социальных отношений морально-нравственными ценностями и педагогическими целями явными и латентными.
Abstract: The subject of this research is ethical and pedagogical analysis of the hazards associated with the widespread introduction of the system of education (Teacher) of the latest technologie of e - education (e-learning). It is obvious that e - education is the summit of the development of modern technologies in education. It was a learning opportunity for any program from any point of the social and human-centered space. However, it also carries with it the danger of serious deformation or even self-destruct system of education as the most important institution of socialization and humanization. The analysis shows: constructive or destructive trends in the development of e - education are recognized by the actors of social relations of moral-ethical values and pedagogical goals of the obvious and latent.
Ключевые слова: Педагогические отношения; социальная система «Учитель»; эволюционирующая социальная система; е-образование; е-обучение; этико-педагогический анализ; десоциализация; дегуманизация.
Keywords: Pedagogical relations; social system «Teacher»; evolving social system; e-education; e-learning; ethical and pedagogical analysis; desocialization; dehumanization.
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013
Систему образования или «Учитель», по Н.Н. Моисееву, можно определить как систему педагогических отношений. В сущности, в роли объекта или субъекта, или одновременно в роли субъекта и объекта человек почти никогда не выходит из педагогических отношений. В педагогических отношениях находит выражение один из человеческих способов фракталирования, т.е. непрерывного поддержания и воспроизводства социоантропоцентрического пространства посредством перманентной социализации индивидов. Развитие сферы образования, как и других подсистем социума испытывало и испытывает на себе всё возрастающее влияние прогресса техники и технологий в целом. Возникновение электронного образования является венцом развития современных технологий в образовании, в средствах обучения.
На протяжении всей человеческой истории внедрение новых технических средств (ТС) оказывало влияние не только на показатели эффективности, но и на собственно социальные и гуманитарные качества эволюционирующей социальной системы (эвоса): в чём-то развивая, а в чём-то деформируя их. Электронное обучение, в самой развитой форме, - система обучения и самообучения при помощи информационных, электронных технологий (использование в обучении и самообучении ПК, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора).
Электронное образование - одновременно и выдающееся достижение развития техники и технологии образования и весьма вероятное орудие его (образования) самоуничтожения или аннигиляции в нём социализирующих и гуманизирующих свойств, что равнозначно аннигиляции системы «Учитель». История техники показывает нам примеры опасных тенденций вытеснения её творца собственным детищем.
Объектом нашего исследования является опыт внедрения в систему российского образования единый государственный экзамен (ЕГЭ), который, в нашем аспекте, может быть представлен как весьма неудачная модель начального внедрения и развития е - образования в современной России. Тем более, что этот процесс почти совпал с началом широкого распространения в школах персональных компьютеров. Предметом данного исследования является этико-педагогический анализ опасности нарастания тенденций десоциализации и дегуманизации в системе образования, в системе педагогических отношений в обществе. Следует отметить, что нарастание этих тенденций в системе образования («Учитель») началось не с внедрением технологий е - образования, а с ослабления влияния семейного воспитания как сколка педагогических отношений простого общества. Но включение электронных технологий в систему «Учитель», диктуемое сомнительными ценностями (например, превращения сферы культуры просто в сферу оплачиваемых услуг) и эгоистическими интересами бюрократии, эти тенденции многократно усиливает.
Этико-педагогический анализ - анализ функционирования социального института сквозь призму этических и педагогических ценностей и целей явно или неявно признаваемых в обществе. Реально этико-педагогический анализ означает выявление степени соответствия или несоответствия работы социального института функционирующим в нём ценностями. Такой вид анализа предполагает выявление ценностей как реальных и реально признаваемых, так и провозглашаемых, но на практике не реализуемых. Кроме того выявляются латентные цели и ценности, не афишируемые, но подразумеваемые акторами системы образования.
В начале промышленного переворота на фоне убедительных успехов ньютоновской физики появляется представление о человеке как механической машине - «человек-машина». «Такой подход к природе, Вселенной выступает как вполне логическое следствие практики пой эпохи периода механизации физического труда, развития машинного производства». [3. С. 27 ] В конвейерной системе человек перестаёт ощущать себя человеком, он чувствует, что становится механическим придатком машины. Развиваются технологии замены отдельных органов человека их механическими аналогами. На рубеже 2-го и 3-го тысячелетия в связи с
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013
развитием электроники появились роботы, выполняющие частично или полностью функции тех или иных профессий. Биологические технологии открыли новые возможности. В настоящее время прогнозируется появление роботов-андроидов, обладающих интеллектом, сопоставимым с человеческим. Клонирование, набирающее темпы, создаёт возможность массового появления биороботов, киборгов. Искусственное выращивание клеток отдельных органов открывает не только невиданные возможности, но и новые опасности. Практика фетишизации, неограниченного развития и распространения техницистских технологий обосновывается идеологиями позитивизма и технократизма.
Развитие применения технических средств в системе обучения имеет свою историю, свою логику развития. В простом обществе средства обучения подрастающего поколения и средства, используемые людьми в повседневной жизни, были одними и теми же. А передатчиками знаний (источниками информации) и одновременно иллюстрациями правильных действий, «наглядными пособиями» служили действия старших: родных и близких. Семейное воспитание выступает реликтом педагогических отношений простого общества. Учебный процесс был включён в повседневную жизнь. Только та или иная форма ритуала инициаций напоминала о прохождении молодыми людьми важного в своей жизни этапа - окончания детства. В современной жизни отголоском инициаций являются различного вида экзамены. Инициации были экзаменами не только знаний и умений, но и проверкой социальной и нравственной зрелости юношей и девушек.
При переходе от простого общества к сложному технологический прорыв заключался в превращении в инструмент, в «орудие» труда, другого: вчерашнего врага, пленника, или должника. Рабы вместо рабовладельца делали всё. В том числе учили и воспитывали детей. В условиях кастового или сословного общества функционирует ряд типов (моделей) образовательных систем в соответствии с кастами и сословиями, со значительной ролью семейного воспитания. Внутри каждой два подвида моделей: образовательная система для мальчиков и образовательная система для девочек...
Раб, крепостной, рабочий, наёмный работник - продолжение соответственно рабовладельца, феодала, крупного собственника, его идеальный фрактал по внешним физическим данным. Техника становится средством развёртывания сил способностей и одновременно конструирования человека по образу и подобию техники, homo technicus. Возникает опасная тенденция вытеснения органического мира техническим. Мир техники не адекватен в полной мере сущности человека. Технология - один из фракталов системы (человек/общества) позволяет многократно увеличивать могущество человечества, но одновременно обладает и возможностью разрушения как живой природы, так и самой сущности человека, дегуманизации человека, а, следовательно, и разрушение социума. Хотя классическое рабство было преодолено, отношение к другому как к средству продолжает сопровождать бытие человека до настоящего времени.
В буржуазном обществе появляется модель демократической единой несословной (надсословной) школы, доступной для всех граждан независимо от знатности, богатства и пола. Эта школа не сливается полностью с процессом социальной жизни. Между школой и обществом (и семьёй, как его частью) возникает некоторая граница. Тем не менее семья продолжает влиять на школу поддерживая в ней дух неформальных связей, сентиментальность отношений простого общества. Покровительствуемая государством школа, тем не менее, стремится сохранить свою независимость. Но, в связи с кризисными тенденциями в самой семье как институте во второй половине ХХ- го века, влияние семьи на систему образования ослабевает.
Окончание школы и прохождение через её этапы отмечается экзаменами. Единую несословную школу можно считать идеальной моделью школы буржуазного общества.
Однако и она по доступности не идеальна. Даже отмена формально платы за учёбу на разных её стадиях не уравнивает шансы учеников. Многие ученики из-за бедности родителей просто не могут себе позволить роскоши посещать школу на той или иной стадии: начальной, средней или высшей. В силу исторического парадокса и особенностей социального строя советская школа была по доступности ближе к идеалу демократической школы, чем в это же время школы в большинстве западных классических буржуазных государств.
Нарастание объёма научных знаний, усложнение социальной жизни (материальнопроизводственной и социально-культурной) вызывает потребность в увеличении времени на процесс получения образования вплоть до необходимости организации непрерывного образования. Вместе с увеличением школьного периода в жизни человека возрастают затраты на обучение каждого человека. Буржуазия не может себе позволить непрерывный рост затрат на образование. Это объективно удорожает рабочую силу и уменьшает её (буржуазии) прибыль. Её слуги начинают судорожно искать различные способы экономии на образовательном процессе.
Но концепции личности, лежащие в основе проводимой в нашей стране реформы (модернизации) образования далеки от задач формирования истинно нравственно-моральных её (личности) качеств. Важнейшим качеством личности провозглашается «инициативность» и другие качества, обеспечивающие прежде всего индивидуальное преуспеяние личности [См.:1].
На протяжении последних десятилетий Россия переживает период искусственных изменений в социальной и культурной сфере официально именуемых «реформами», дополняемых спонтанными событиями. Одной из них является реформа образования. Ставка на «модернизацию» системы образования в целом и высшей профессиональной школы в частности, в основе которой лежит коммерциализация, «машинизация» и модель «homo economics» объективно выводит школу из системы институтов нравственно-морального воспитания личности. «В наше время морально-культурные установки, казавшиеся незыблемыми, в результате глобализации и взаимодействия культур меняются» [5]. Духовно-нравственное содержание в отношениях «учитель - ученик» обедняется, если не аннулируется полностью. Этот же процесс, дополняемый понижением культуры содержания передач СМИ, определяется как «распедагогичивание социальной и культурной среды» [ См.: 6].
Защитники ЕГЭ апеллируют к фактам недобросовестности в рядах учителей школ и преподавателей вузов, завышающих или занижающим оценки учащимся по тем или иным корыстным соображениям. К сожалению, факты непрофессионального поведения педагогов имели место еще в советское время. И советская школа постепенно сжималась бюрократическим тисками. И из неё дух творчества и непринуждённости вытеснялся формализмом. Тем не менее это не оправдывает школьного строительства основанного на абсолютном недоверии и к педагогу, и к учащемуся.
Педагогические отношения, то есть отношения «учитель - ученик» - это отношения доверия, как и отношения «врач - пациент». Эти отношения не могут строиться на заранее выдвигаемом предположении, что перед нами не профессионал (высокие моральные качества являются обязательными профессиональными качествами учителя и врача).
Означает ли это, что система образования не может использовать технику тестирования, в том числе и машинного! Тестирование должно быть вспомогательным инструментом в руках и педагога, и учащегося. Любой чисто технический элемент системы образования не должен подменять акторов педагогических отношений, не должен ставиться над ними.
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013
Ситуацию вокруг ЕГЭ иначе как войной не назовёшь. Негативные следствия введения ЕГЭ были предугаданы ещё до его повсеместного распространения. Критика научной и педагогической общественностью ЕГЭ перемежёвывается ежегодными скандалами вокруг него. Война вокруг ЕГЭ иллюстрирует не только непреклонную волю правительства настоять на своём, но и противодействие российского социума процессу дегуманизации системы образования, педагогических отношений в целом. Хотя это противодействие недостаточно организовано.
Один из преподавателей МГУ с горечью констатирует: «ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков. И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом» [ См.: 4]
Противодействие привело к кое-каким результатам. Как обещает сам министр образования РФ, в будущем все задания в рамках ЕГЭ будут открыты, задачи на экзамене будут автоматически выбираться из открытого банка, школьник получит возможность ознакомиться со всеми вариантами [См.: 1].
В статье под характерным название «ЕГЭ - тест на моральность» Елена Герасимова констатирует: «Оценивать профессионала может только профессионал» [См.: 2]. Правильно. Только это частное правило. Оно вытекает по законам логики из более общего основания -своеобразной педагогической аксиомы: «Человека может оценивать только человек». Все рассуждения о достоинствах и недостатках ЕГЭ, о совершенствовании ЕГЭ абсолютно бессмысленны. ЕГЭ (в нынешнем виде) - инструмент отстранения одного участника педагогических отношений (учителя/преподавателя) от оценки им другого участника (учащегося/абитуриента). Ввод под красивыми лозунгами «модернизации» и «информатизации» техники ЕГЭ означает впервые в истории отечественного образования предоставление машине права оценивать человека и, следовательно, определять его судьбу.
ЛИТЕРАТУРА
1. АиФ № 37. 11 - 17 сентября 2013. С 37.
2. Герасимова Е. ЕГЭ - тест на моральность http://netreforme.org/news/ege-test-na-тогаЬоБ^
3. Золотухин В.Е. История и философия науки. - Ростов-на-Дону, Изд-во РГСУ, 2006.
4. Катастрофа: печальные последствия прошлогоднего набора в МГУ
http://netreforme.org/news/katastrofa-pechalnvie-posledstviva-proshlogodnego-nabora-v-mgu/
5. Сорокин Г.В. Супраморализм как «сверхэтика» в учении Федорова Н.Ф. // Интернет-журнал «Науковедение». 2012 №4 (13) [Электронный ресурс]. - М. 2011. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/70prgsu412.pdf.
6. Меньшиков В. Последнее жертвоприношение капитализму. http://netreforme.org/news/obrazovanie-i-nauka-poslednee-zhertvoprinoshenie-kapitalizmu/
7. Чупрунов Е.В., Грудзинский А.О., Машенин В.А. Инновационный университет: направления взаимодействия .//Высшее образование в России. 2010. №4. С.3-7.
Рецензент: Сизенко Андрей Григорьевич доцент кафедры истории Ростовского государственного строительного университета, кандидат исторических наук.