Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО УГЛЕРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕС'

ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО УГЛЕРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / УГЛЕРОДНЫЙ НАЛОГ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баташев Р. В.

Интенсивность воздействия жизнедеятельности человека, связанной с потреблением энергии, углеродоемкой продукции, входит в число наиболее актуальных проблем в рамках реализации климатических программ в различных странах. В статье рассматриваются предполагаемые механизмы введения углеродного налога ЕС в отношении стран-импортеров углеродоемкой продукции. Сделан вывод, отдельные страны, в том числе и РФ, столкнутся с проблемой отсутствия технологий и оборудования, позволяющих снижать концентрацию парниковых газов, что повышает актуальность рассмотрения вопроса внедрения углеродного налога в России. Таким образом, целью статьи является изучение предполагаемых сценариев введения трансграничного углеродного регулирования как основы дальнейших исследований в области возможных негативных последствий для России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баташев Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF CROSS-BORDER CARBON REGULATION IN THE EU

The intensity of the impact of human activity associated with the consumption of energy, carbon-intensive products, is one of the most pressing problems in the implementation of climate programs in various countries. The article discusses the proposed mechanisms for introducing the EU carbon tax in relation to countries importing carbon-intensive products. It is concluded that some countries, including the Russian Federation, will face the problem of the lack of technologies and equipment to reduce the concentration of greenhouse gases, which increases the relevance of considering the introduction of a carbon tax in Russia. Thus, the purpose of the article is to study the proposed scenarios for the introduction of transboundary carbon regulation as the basis for further research in the field of possible negative consequences for Russia.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО УГЛЕРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕС»

ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО УГЛЕРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕС

Р.В. Баташев, ст. преподаватель

Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова (Россия, г. Грозный)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-3-48-51

Аннотация. Интенсивность воздействия жизнедеятельности человека, связанной с потреблением энергии, углеродоемкой продукции, входит в число наиболее актуальных проблем в рамках реализации климатических программ в различных странах. В статье рассматриваются предполагаемые механизмы введения углеродного налога ЕС в отношении стран-импортеров углеродоемкой продукции. Сделан вывод, отдельные страны, в том числе и РФ, столкнутся с проблемой отсутствия технологий и оборудования, позволяющих снижать концентрацию парниковых газов, что повышает актуальность рассмотрения вопроса внедрения углеродного налога в России. Таким образом, целью статьи является изучение предполагаемых сценариев введения трансграничного углеродного регулирования как основы дальнейших исследований в области возможных негативных последствий для России

Ключевые слова: ЕС, углеродный налог, трансграничное регулирование, тенденции.

В настоящее время интенсивность воздействия жизнедеятельности человека, связанной с потреблением энергии, углеродоемкой продукции, входит в число наиболее актуальных проблем в рамках реализации климатических программ в различных странах. Внедрение механизмов углеродного ценообразования представляет собой наиболее кардинальный инструмент решения проблемы сокращения выброса парниковых газов.

Основной тренд по реализации программы, направленной на снижение выбросов парниковых газов в атмосферу, задается Европейским Союзом. Опубликованные некоторыми независимыми международными исследовательскими компаниями данные свидетельствуют о негативных трендах воздействия промышленного производства на экосистемы различных стран и регионов. Так, в середине 2021 года вклад экономики Европейского Союза в объемы выброса углекислого газа в атмосферу составил 881 млн. тонн. Это немного ниже чем объемы, зафиксированные до начала кризиса COVID-19. Указанные данные были опубликованы Евростатом в начале 2022 года. Если рассматривать структурную композицию парниковых выбросов по секторам экономики в стра-

нах Европейского Союза, видно, что на долю обрабатывающей промышленности приходится до 23% выбросов, электроснабжения - 21%. На домашние хозяйства и сельское хозяйства европейских стран приходится в совокупности до 28%. Наблюдаемая в последние годы положительная динамика по объемам выбросов в некоторых европейских странах связывают с восстановительными экономическими тенденциями. При этом исследователи сходятся во мнении, что, не смотря на восстановительные эффекты экономик отдельных стран, тенденция выброса парниковых газов в Европейском Союзе демонстрирует устойчивое снижение в направлении целевых ориентиров ЕС.

Исследования в рамках международных проектов, проведенные в 2021 году, свидетельствуют о продолжающихся негативных тенденция по загрязнению атмосферы парниковыми газами. Так, по данным исследовательского проекта темп роста загрязнения атмосферы парниковыми газами во всем мире в 2021 году составил 4,9%.

В конце 2021 года странами Европейского Союза были предложены меры по сокращению выброса парниковых газов с целевыми ориентирами до 2030 года. К 2050 году согласно разработанному пакету

предложений, Европейский Союз должен стать углеродно непитательной территорией. Для достижения углеродной нейтральности в странах ЕС к 2030 году необходимо сократить выбросы парниковых газов на 55% по отношению к уровню 1990 году.

Реализация грандиозных планов по сокращению выброса парниковых однозначно приведёт к трансформационным изменениям в экономиках стран, базой которых является углеродоемкие отрасли (снижение ВВП, сокращение рабочих мест и пр.) [2]. Например, основой российского экспорта традиционно остается энергоемкая продукция: топливно-энергетические товары, на долю которых в 2021 году приходилось 54,3% от общего объема экспорта. При этом, наибольший удельный вес импорта приходится на машины и оборудования (49,2% в 2021 г.) [6]. Таким образом, отдельные страны, в том числе и РФ, столкнутся с проблемой отсутствия технологий и оборудования, позволяющих снижать концентрацию парниковых газов. Существующие риски и угрозы, предлагаемых Европейским Союзом механизмов борьбы с выбросами парниковых газов -основной аргумент, из-за которых отдельные страны не торопятся принять на себя обязательства в рамках международных климатических соглашений. Однако экономическая риторика «зеленого» перехода стран ЕС опирается на тезисе о возможности устойчивого развития на фоне снижения углеродоемкости отраслей промышленности. Так, с 1990 г., как свидетельствуют данные Евростата, ВВП Евросоюза вырос более чем на 50%, в то время как интенсивность парниковых выбросов (отношение выбросов к ВВП) снизилась в два раза, до 271 г. СО2-эквивалента. По мне-

нию политиков ЕС, данные статистические наблюдения показывают, что декарбонизация и устойчивый экономический рост, таким образом, не взаимоисключаются [1].

В настоящее время Европейский Союз находится на этапе внедрения механизма трансграничного углеродного регулирования (CBAM) (ТУР). По сути CBAM-регулирование является продолжением и расширением Европейской системы торговли выбросам (EU ETS). Его основная идея заключается в том, чтобы предупредить углеродную утечку. Под углеродной утечкой понимается перемещение углеро-доемких производств в страны или регионы, в которых не применяются инструменты по снижению парниковых выбросов. Углеродный налог на импорт - один из основных инструментов климатической программы Евросоюза «EU Green Deal».

Начальный этап введения углеродного регулирования предполагает незначительный отраслевой охват и включает следующую продукцию: черная металлургия, алюминий (в том числе продукция из него), цемент, азотные удобрения, электроэнергия.

Ключевые инструменты механизма трансграничной углеродной коррекции окончательно не определены. Однако очевидно, что в основе расчета трансграничного налога будут лежать объемы углеродных выбросов, приходящихся на импортируемую в ЕС продукцию. В настоящее время Европейский Союз не определился с окончательной конфигурацией механизма трансграничной углеродной коррекции: рассматриваются 6 вариантов введения трансграничного углеродного регулирования (табл. 1).

Таблица 1. Предполагаемые варианты введения трансграничного углеродного регулирования__

№ варианта Описание

Вариант 1 Налог, устанавливаемый в отношении импортируемой в страны ЕС продукции высокой углеродоемкости. В основе расчета величины налога предполагается использовать средние по странам ЕС выбросы парниковых газов. Одновременно импортёрам вменяется обязанность по раскрытию фактической углеродоемкости взвозимой продукции

Вариант 2 Предполагает продажу импортерам сертификатов, стоимость которых будет рассчитываться на основе средних по странам ЕНС выброса парниковых газов. Одновременно импортёрам вменяется обязанность по раскрытию фактической углеродоемкости взвозимой продукции

Вариант 3 Стоимость ввоза продукции на территорию стран ЕС для производителей углеродоемкой продукции будет определяться на основе учета фактических объемов выброса парниковых газов. Предполагается, что секторам СВАМ-регулирования не будут доступны бесплатные квоты в рамках Европейской системы торговли выбросами (Еи ETS)

Вариант 4 Является разновидностью Варианта 3 и предполагает поэтапное введение СВАМ-регулирования с постепенным отказом от бесплатных квот с 2025 года.

Вариант 5 Принципиальное отличие от остальных вариантов заключается в глубине воздействия СВАМ-механизма за счет расширения объема регулируемой продукции ниже по цепочке создания добавленной стоимости. Это позволит охватить основные материалы как часть компонентов и готовой продукции.

Вариант 6 Предполагает установление акциза в отношении углеродоемкой как импортируемой продукции, так и продукции европейских производителей. При этом будет сохранен механизм распределения бесплатных квот на выбросы.

Выводы. Четвертый вариант рассмат- от бесплатных квот на выбросы в рамках ривается как наиболее предпочтительный. предпочтительного сценария позволит со-По прогнозам Еврокомиссии, данный сце- кратить выбросы парниковых газов на 1% нарий обладает явными преимуществами в в ЕС и 0,4% по всему миру в регулируе-плане сокращения выброса парниковых мых CBAM-механизмом отраслях к 2030 г. газов в ЕС и предотвращения углеродной При этом прогнозируется, что к 2030 воз-утечки в секторах, попадающих в зону можно добиться снижения углеродной CBAM-регулирования. Постепенный отказ утечки до 29%.

Библиографический список

1. CO2 braucht einen Preis - mit einer wirtschaftspolitischen Flankierung // Zukunft Soziale Marktwirtschaft Policy Brief #2021/02.

2. Бажан А.И., Рогинко С.А. Пограничный корректирующий углеродный механизм ЕС: статус, риски и возможный ответ // Серия «Аналитические записки Института Европы РАН». - 2020. - №4.

3. Ваганов Е.А., Порфирьев Б.Н., Широв А.А., Колпаков А.Ю., Пыжев А.И. Оценка вклада российских лесов в снижение рисков климатических изменений // Экономика региона. - 2021. - Т. 17, Вып. 4. - С. 1096-1109. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-4-4.

4. Климатическая повестка России: реагируя на международные вызовы // Доклад подготовлен Фондом «ЦСР» совместно с Аналитическим центром ТЭК РЭА Минэнерго России и ООО «Ситуационный центр».

5. Оценка экономических последствий введения трансграничного углеродного налога ЕС // Институт Народнохозяйственного Прогнозирования РАН.

6. Структура экспорта и импорта // Сборник Федеральной таможенной службы.

7. Трансграничный углеродный налог в ЕС: вызов российской экономике. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://econs.online/articles/opinions/transgranichnyy-uglerodnyy-nalog-v-es-vyzov-rossiyskoy-economike.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF CROSS-BORDER

CARBON REGULATION IN THE EU

R.V. Batashev, Senior Lecturer Kadyrov Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The intensity of the impact of human activity associated with the consumption of energy, carbon-intensive products, is one of the most pressing problems in the implementation of climate programs in various countries. The article discusses the proposed mechanisms for introducing the EU carbon tax in relation to countries importing carbon-intensive products. It is concluded that some countries, including the Russian Federation, will face the problem of the lack of technologies and equipment to reduce the concentration of greenhouse gases, which increases the relevance of considering the introduction of a carbon tax in Russia. Thus, the purpose of the article is to study the proposed scenarios for the introduction of transboundary carbon regulation as the basis for further research in the field ofpossible negative consequences for Russia.

Keywords: EU, carbon tax, cross-border regulation, term.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.