Таким образом, проблема посредничества в современной образовательной среде связана с поиском путей согласования традиционного и инновационного способов педагогического воздействия. Фигура посредника остается центральной для всех форматов образовательного процесса. Развитие института посредничества отражает характеристики современной образовательной среды и обозначает новые векторы управления образовательной деятельностью.
Библиографический список
1. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли [Текст] / Л.Н. Гумилев. - М. : Рольф, 2002. - 560 с.
2. Живокоренцева, Т.В. Теоретико-методологические и социокультурные аспекты вариативности образования [Электронный ресурс] / Т.В. Живокоренцева.
- Режим доступа : http://md.islu.ru/ru/jourmal/2012-4/ zhivokorenceva_variativmst_0_2-Nuance PDF Reader 6.0 (дата обращения : 30.06.13).
3. Златев, Й. Значение=жизнь (+культура): Набросок единой биокультурной теории значения [Текст] / Й. Златев; авториз. пер. с англ. Т.Л. Верхотуровой и А.В. Кравченко // Studia Linguistica Cognitiva.- Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. - М. : Гнозис, 2006. - С. 308-361.
УДК 378.046.4 ББК 74.480.41
Л.А. М
4. Казыдуб, Н.Н. Когнитивный менеджмент во взаимодействии языков и культур [Текст] / Н.Н. Казыдуб // Когнитивные исследования языка: гл. ред.
Н.Н. Болдырев. Вып. XIII: Ментальные основы языка как функциональной системы : сб. науч. тр. / отв. ред. вып. Н.А. Беседина. - М. : Ин-т языкознания РАН; Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013.
- 906 с.
5. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов [Текст] : кол. монография / отв. ред. Л.Г. Викулова. - М. : ТЕЗАУРУС, 2011. - 352 с.
6. Мальковская, И.А. Знак коммуникации : Дискурсивные матрицы [Текст] / И.А. Мальковская. - 3-е изд. - М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 240 с.
7. Серебренникова, Е.Ф. Этносемиометрия как способ лингвистического аксиологического анализа / Е.Ф. Серебренникова // Этносемиометрия ценностных смыслов : кол. монография. - Иркутск : ИГЛУ, 2008. -С. 8-62.
8. Crystal, D. The Cambridge Encyclopedia of Language [Text] / D. Crystal. - Second edition. - Cambridge : Cambridge University Press, 1997. -487 p.
9. Culture Matters: how values shape human progress [Text] / ed. L.E. Harrison, S.P Huntington. - New York : Basic Books, 2000. - 348 p.
10. Donaldson, T. Values in Tension: Ethics Away from Home [Text] / T. Donaldson // Harvard Business Review. - 1996. - V. 74. - № 5. - P. 48-62.
11. Montana, P. J. Management [Text] / P. J. Montana, B. H. Charnov. - 3rd ed. - New York: Barron’s, 2000.
- 541 p.
ТЕНДЕНЦИИ В ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ ВЫСШЕГО УРОВНЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматриваются тенденции в постановке целей высшего уровня в современном российском образовании за период с 2000 по 2013 гг. на основе аспектного анализа основополагающих нормативно-правовых документов в сфере образования, выявляется наличие гибкости в целеполагании в связи с изменениями внешней среды, степень соответствия целепола-гания ожиданиям личности, общества, государства.
Ключевые слова: цели высшего уровня; основополагающие принципы государственной политики; приоритеты государственной политики в сфере образования; тенденции в постановке целей; ключевые акценты обязательств государства в сфере образования
L.A. Magalnik
tendencies in goal-setting for top-level education in modern russia
The article discusses the tendencies of top level goal-setting in modern Russian education in the periodfrom 2000 to 2013. A normative legal instrument analysis has been carried out to this end. The article identifies the goal-setting flexibility due to external environment changes as well as the goalsetting conformance quality to expectations of the person, the community and the state.
Key words: top level goals; fundamental principles of state policy; state policy priority in education; tendencies of goal-setting; key government obligations in education
У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества
Г Гейне
Социальный институт образования с момента своего появления на заре существования человечества и до настоящего времени формируется, функционирует и развивается на основе множественных целей. Содержание целей, как правило, определяется уровнем экономического и социального развития общества. Степень воздействия общества и экономики на изменения в образовательных целях меняется в зависимости от уровня цели в иерархической упорядоченности. Наибольшему влиянию, на наш взгляд, подвержены цели высшего уровня - государственные. Государство выступает в роли побудителя, инициатора изменений в образовании, «включает» внешние механизмы развития.
В данной статье мы намерены выявить тенденции в постановке целей высшего уровня в современном российском образовании.
Новый исторический период, который называют постиндустриальным, информационным, вносит изменения во все сферы жизнедеятельности и обуславливает новый уровень целеполагания. Какие цели стоят перед современной системой образования, насколько они соответствуют постиндустриальному, информационному периоду, что является основанием для их формулирования и трансформации?
Ответы на эти вопросы мы попытались найти в текстах последних нормативно-правовых документов, законов, актов, программ, концепций, национальных инициатив, регламентирующих развитие российского образования на государственном уровне. В нашем случае, мы сочли целесообразным остановиться на аспектном анализе следующих документов:
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.;
- Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.;
- Национальная доктрина образования в РФ;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг.;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Представленный выше список документов отражает конкретный временной период их разработки с 2000 по 2013 гг., что не является полным, но достаточным для анализа тенденций в постановке целей высшего уровня в современном российском образовании.
Методологическим основанием нашего исследования стали психо-функциональный, социально-ролевой, личностно-ориентиро-
ванный, системно-деятельностный, компе-тентностный подходы, а также основополагающие принципы государственной политики. Заметим, что самые последние основополагающие принципы современной государственной политики, сформулированные в 2013 г. в новом Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», имеют существенные отличия по сравнению со старой редакцией Закона 1992 г., что и есть, на наш взгляд, одна из первых тенденций современного целеполагания высшего уровня. Среди новых подходов к формулированию содержания принципов государственной политики в сфере образования мы увидели обращение к вопросам конкурентоспособности и интеграции российской системы образования в международное сообщество; учет потребностей личности при обеспечении права на образование и при выборе форм, направленности получения образования; развитии процессов демократизации в сфере образования.
Значительную ясность в определение подходов к формулированию новых целей современного российского образования вносят опубликованные в большинстве документов приоритеты государственной политики в сфере образования. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. формулирует их обобщенный вариант по четырем основным направлениям: 1) «обеспечение доступности дошкольного образования; 2) повышение качества результатов образования
на разных уровнях; 3) модернизация сферы образования в направлении большей открытости; 4) обеспечение во всех школах удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами» [Государственная программа РФ «Развитие образования». Режим доступа : http://zakonbase.ru].
Четко и точно сформулированы цели образования начала XXI в. в Национальной доктрине образования в Российской Федерации «преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности» [Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Режим доступа : http://iv.garant.ru].
Еще одним документом, в котором мы находим конкретно и четко сформулированные миссию и цели современного образования, является Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. В ней дано следующее определение миссии образования: «реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, социально-экономическое развитие России» [Государственная программа РФ «Развитие образования». Режим доступа : http://zakonbase.ru]. В числе первоочередных целей фиксируются проблемы дошкольного, дополнительного, инклюзивного образования, обеспечение возможностей выбора профиля и траектории обучения, культурная адаптация детей мигрантов и т. д.
Нами обнаружено, что во многих документах в силу их специфики (программы, инициативы, указы) нет прямых ссылок на цели образования, а сформулированы цели и задачи самого документа, например: «цель государственной программы, задачи государственной программы». В контексте нашего исследования, где основной задачей является выявление тенденций целеполагания, такой материал может служить ориентиром эволюционных подходов к целеполаганию и быть достаточно информативным для осуществления анализа.
Проследим динамику изменений в акцентах целеполагания в XXI в. Прежде всего, определим границы анализа. В нашем случае
интерес представляют цели высшего уровня, которые могут быть разнонаправленными вследствие многокомпонентности системы образования. В формате данной статьи мы рассмотрим следующие направления целепо-лагания высшего уровня: а) общие обязательства государства в сфере образования, б) обязательства государства в направлении формирования личности как конечного результата системы образования.
Определим нашу позицию по отношению к государству как субъекту целеполагания. Государство ответственно за создание эффективного механизма передачи накопленного опыта из поколения в поколение и признает образование приоритетной областью, т. е. мы допускаем в такой ситуации некоторую внешнюю детерминацию государственных целей в образовании. Вопрос внешней детерминации целей личности как конечного результата системы образования в эпоху информационного общества не кажется нам однозначным и требует дальнейшего исследования.
Нами проведен аспектный анализ наиболее значимых нормативно-правых документов в сфере образования из указанного выше списка на предмет выделения акцентов государственного целеполагания на протяжении последнего десятилетия.
Ключевые акценты общих обязательств государства в сфере образования сформулированы следующим образом:
- «обеспечение реализации конституционного права на получение бесплатного образования» [Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Режим доступа : http://base.consultant.ru].
- «сохранение единого образовательного пространства» [Там же];
- «создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования» [Там же];
- «гармонизация национальных и этнокультурных отношений» [Там же];
- «качество образования, доступность качественного образования, формирование механизмов оценки качества образования» [Там же];
- «индивидуализация образования, преемственность уровней и ступеней образования» [Там же];
- «непрерывность образования в течение всей жизни человека» [Там же];
- «обеспечение инновационного характера базового образования» [Там же];
- «открытость образования» [Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3. Режим доступа : минобрна-уки.рф/документы/2974];
- «создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья» [Там же];
- «развитие системы дополнительного образования детей и взрослых» [Там же];
- «переход на новые образовательные стандарты» [Там же] и т. д.
С точки зрения динамики изменений целей в соответствии с изменениями внешней среды за период с 2000 до 2013 гг., мы видим появление новых формулировок, отражающих необходимость наличия исследовательской составляющей в учреждениях высшего образования, учет потребностей рынка труда при подготовке специалистов массовых профессий, расширение возможностей государственно-общественного управления образованием.
Динамика расширения и дополнительной конкретизации поля целеполагания на государственном уровне во временном пространстве очевидна. Так, например, содержание направления «качество образования» в 2000 г. определялось как «обеспечение бесплатного образования высокого качества» [Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Режим доступа : http://base.consultant. ru], в 2008 г. уже предполагается «формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг» [План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг. (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. №1507-р. Режим доступа : http://www.rg.ru]; в 2009 г. - «введение федерального государственного образовательного стандарта» [Профессиональный стандарт педагога (Проект). Режим доступа : минобрна-уки.рф/документы/3071; http://old.mon.gov. ru/dok/akt/6591]; в 2012 г. - введение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования [Там же]; в 2013 г. «модернизация образовательных программ
в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного общего образования по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации» [Государственная программа РФ «Развитие образования». Режим доступа : http://zakonbase.ru]. И таких примеров немало.
Выше мы выделили ключевые акценты общих обязательств государства в сфере образования, обратимся теперь к ключевым акцентам обязательств государства в направлении формирования личности как конечного результата системы образования. В текстах анализируемых документов находим следующие ссылки:
2000 г. - «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства» [План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг. Режим доступа : http://www. rg.ru/2011/01/14/plan-site-dok.html; http://old. mon.gov.ru/dok/akt];
- «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности» [Там же];
- «формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений» [Там же];
- «развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью» [Там же];
- «создание условий академической мобильности студентов и преподавателей» [Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. Режим доступа : миноб-рнауки.рф/документы/];
- «поддержка различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи [Там же];
- «развитие системы поддержки талантливых детей» [Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Режим досту-
па : http://iv.garant.ru];
- «повышение качества результатов образования на разных уровнях (компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны» [Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Режим доступа : http://zakonbase.ru];
- разработка моделей успешной социализации детей [Там же];
- «формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал...» [Там же].
Как видим, вопросы развития личности как конечного результата системы образования представлены в государственном целе-полагании значительно беднее и отражают в большей степени заказ государства к образу выпускника на основе социально-ролевого и, частично, личностно-ориентированного подходов.
Текущее десятилетие в системе образования характеризуется большим интересом к системно-деятельностному или компетентност-ному подходу. Системно-деятельностный подход основан на особенностях выстраивания обратной связи. В работе Т.А. Жданко мы находим обобщение смыслов, интерпретации и опыт реализации системно-деятельностного подхода в образовании [Жданко, 2012]. По мнению исследователей, «системно-деятель-ностностный подход определяется результативностью деятельности как целенаправленной системы и нацелен на развитие личности» [Там же]. Развитие личности через формирование компетенций становится приоритетным направлением в реализации федеральных стандартов образования. Стандартизация целей связана с построением модели специалиста. Востребованные в современном мире образования системно-деятельностный и компетентностный подходы к развитию личности мы обнаруживаем в федеральных государственных образовательных стандартах и федеральных государственных требованиях в виде «модели специалиста», «портрета выпускника» или «интегральной характеристике личности дошкольника», отражающих набор компетенций. Моделирование портрета
выпускника интегрирует все подходы к целе-полаганию и задает условия для достижения результата. В данном случае мы выделяем еще одну, а скорее, две тенденции в целепола-гании: 1) личность выпускника как конечная цель образования; 2) «портрет выпускника» как цель педагогическая, т. е. формирование обучающегося с заданными качествами.
Обобщим выявленные нами тенденции в постановке целей высшего уровня в современном российском образовании:
- цели высшего уровня задаются (детерминируются) государством;
- политические, экономические, социальные изменения в обществе являются первопричиной изменений в образовательных целях;
- заданные цели динамичны, чувствительны к изменениям внешней среды;
- заметны тенденции демократизации системы образования;
- актуальность приобретают проблемы качества образования, стандартизации, модернизация образовательных программ, экологического воспитания, гармонизации национальных отношений, непрерывного образования, подготовка специалистов для рынка труда, дошкольного образования детей, инновационные модели воспитания и т. д.;
- прослеживается тенденция регламентации деятельности педагогов (аттестация, квалификационные характеристики, профессиональный стандарт учителя (проект);
- очевидны тенденции интеграции российского образования в мировое сообщество, привлечение высших учреждений к исследовательской деятельности;
- формулируются определенные требования к личности выпускника в виде модели, включающей набор интегральных характеристик;
- вместе с тем, заметным становится факт недостаточного внимания к формулированию целей развития личности как конечного результата системы образования. В государственном целеполагании они представлены в значительно меньшей степени и отражают в основном социально-ролевой подход;
- существующая парадигма целеполага-ния на государственном уровне управления
образованием, на наш взгляд, не справилась с задачей проектирования целей опережающего характера, учитывающей специфику информационного общества. Информационное общество нуждается в создании механизма образования, способного удовлетворять потребности личности как конечного продукта образования. Человек входит в информационную эпоху, где он встретится с комплексной информатизацией, глобализацией общества, технологической революцией, демографическими изменениями. Чтобы жить в гармонии с собой и окружающим миром в такой ситуации, нужна гуманитарная революция, изменяться должен сам человек.
Библиографический список
1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://zakonbase.ru/content/part/1218624 (дата обращения: 20.04.2013).
2. Жданко, Т.А. Системно-деятельностный подход : сущностная характеристика и принципы реализации [Электронный ресурс] / Т.А. Жданко // Научнопедагогический журнал Восточной Сибири «Magister dixit» - 2012. - №4. - Режим доступа : http://md.islu.ru/ sites/md.islu.ru (дата обращения : 31.03.2013).
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=90601/ (дата обращения :
20.04.2013).
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения : 20.04.2013).
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»(утв. президент РФ 04 февраля 2010 г. Пр-271) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения : 20.04.2013).
6. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг. (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября
2010 г. №1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”») [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. rg.ru/2011/01/14/plan-site-dok.html (дата обращения :
20.04.2013).
7. Профессиональный стандарт педагога (Проект) [Электронный ресурс] - Режим доступа : минобрнау-ки.рф/документы/3071http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D 0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071http://iv.garant. ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения :
20.04.2013).
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://old. mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения : 20.04.2013).
9. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля
2011 г. №61 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/55170694/ (дата обращения :
20.04.2013).
10. Федеральный закон Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : минобрнауки.рф/документы/2974http://xn-
-80abucjiibhv9a.xn--p1ai/2974 (дата обращения :
20.04.2013).
УДК 378.147: 371.124:811 ББК 81.2-913
Е.П. Глумова
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУчЕНИЯ БУДУЩИХ УчИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ОРГАНИЗАЦИИ МЕжКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
В данной статье раскрывается понятие «профессионально-педагогическая межкультур-ная компетентность» учителя иностранного языка. На основе приведенного определения рассматриваются основные компоненты содержания межкультурной профессиональноориентированной подготовки студентов.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация; общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции; профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка; профессиональная сфера общения; содержание обучения иностранному языку
© Глумова Е.П., 2013