Л. Ю. Чуйкова
(Астрахань)
ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ, КУЛЬТУРОЙ И ОБРАЗОВАНИЕМ
Автором рассмотрены этапы взаимодействия общества и природы, в которых изменяется направление доминирующего воздействия. Показана различная ориентация отношений между естественной системой и культурой общества, между образованием, экологическим сознанием и экологической культурой
Поиск решения экологических проблем приводит педагогов к пониманию необходимости пересмотра приоритетов в школьном образовании. Современное экологическое образование должно быть направлено на глубокие изменения в сознании обучаемых, а их результатом должно стать сформированное экологическое сознание. Одним из проявлений экологического сознания на школьном уровне будет экологически культурное взаимодействие с окружающей средой.
Основной задачей экологического образования в школе в настоящее время является формирование у молодежи таких качеств сознания, которые определят в дальнейшем реализацию на практике более прогрессивного типа отношений, направленных на сохранение и устойчивое развитие социальной системы.
Актуальной задачей современного педагогического исследования в этой области является разработка концепции экологического образования, направленной на поэтапное формирование экологического сознания, адекватного современному состоянию взаимоотношений общества и природы, на отражение реальной действительности и оценку взаимоотношений с природой, на развитие способности формировать «на основе полученной информации планы и структуры, позволяющие адекватно прореагировать на окружающую обстановку и ее изменение» [1, с. 25]. Такие качества экологического сознания отнесены В. И. Медведевым и А. А. Алдашевой к адекватному экологическому сознанию [1].
В работе Н. Ф. Реймерса [3], посвященной поиску закономерностей функционирования эволюционно развивающихся систем, говорится о том, что развитие систем происходит последовательно, в виде фаз, следующих друг
за другом в функционально закрепленном эволюцией порядке. Эта закономерность сформулирована в законе последовательности прохождения фаз развития. Н. Ф. Реймерс полагает также, что для всех эволюционно развивающихся систем выполняется общий системогенетический закон, на основании которого все системы в индивидуальном развитии повторяют в сокращенной и нередко в закономерно измененной и обобщенной форме эволюционный путь развития системной структуры [3].
Социальная система не является исключением. При изучении экологических отношений в социальной системе следует исходить из того, что она, также как и природная (биологическая], является продуктом эволюции. Подобный подход был представлен в конце XIX века английским философом Г. Спенсером [4]. Он рассматривал общество как единую систему взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Интерес также представляет его теория социальной эволюции, в которой Спенсер показывает обусловленность социальной эволюции потребностями людей.
В ряде современных работ [2, 5], рассматривающих проблемы устойчивого развития социальных систем, высказывается мысль о том, что современную социальную систему необходимо рассматривать как социоприрод-ную, согласующую свое развитие с внешними биосферными законами.
История различных народов показывает, как природные условия оказали влияние на формирование традиций в природопользовании, уклада жизни коренных народов. Развиваясь эволюционно, во взаимодействии с природой, коренное население приобретало определенные, свойственные только этому
народу, ментальные и культурные качества. Причем развитие отношений с природой происходило не поступательно, а поэтапно. Так же поэтапно происходили изменения в общественном сознании. Изучение влияния экологического образования на уровень экологической культуры учащихся позволяет нам предположить, что формирование экологической культуры также происходит поэтапно, в последовательности, которая в общем виде соответствует эволюционному пути развития отношений между культурой социальной системы и природой.
Связь между образованием и культурными качествами, формируемыми учителем в процессе образовательной деятельности в целом не описывается прямо пропорциональной зависимостью, в которой «образование»
- это задаваемый учителем показатель («аргумент»], а «культура» - функция, напрямую зависимая от его значения. Однако именно такой упрощенный подход: чем больше образования, тем выше уровень культуры - наиболее часто встречается в педагогической практике. Во избежание ошибок в построении процесса формирования экологической культуры школьников учителю необходимо понимать характер и направленность влияния в связях между «природой» и «культурой» общества, «культурой» и «образованием» и учитывать особенности эволюционного характера развития этих отношений при организации экологического образования в школе.
Нами были выявлены основные этапы (стадии] процесса формирования экологической культуры общества [7]. Как известно, функция - это математическое понятие, отражающее связь между элементами зависимых множеств. Рассмотрение функциональной зависимости в связях между «природой» и «культурой» общества, «культурой» и «образованием» показывает, что в различные периоды в них доминируют различные стороны. На первом этапе становления отношений между обществом и природой культура общества напрямую зависела от природы, так как формирование культуры коренного населения, длительно проживающего на некоторой территории, определяется природными условиями, особенностями природных экосистем, наличием биологических и минеральных ресурсов, которые можно использовать для выживания. Естественные условия окружающей
среды оказывают влияние на население и «направляют» его интеллектуальный потенциал на выработку специфических культурных достижений, относящихся к сфере взаимоотношений с природой. Народ ищет культурные способы адаптации и выживания в условиях, которые заданы естественной средой. В результате он вырабатывает способы адаптации и удовлетворения первичных жизненно необходимых потребностей, при этом приобретает знания, умения по стратегии и тактике выживания в этих условиях [6].
На этом этапе взаимоотношений культура является функцией, в целом зависимой от природы. Сознание человека отражает реальную действительность, а при помощи чувств (ощущений] и мышления познает ее. На базе полученных знаний человек продуцирует новые идеи, реализация которых помогает ему лучше адаптироваться и выживать в условиях природной среды. Реализованная идея, помогающая человеку укрепить свое положение в окружающей среде, - и есть единичное культурное достижение. Она присваивается обществом и помогает ему набирать устойчивость. Здесь уместна математическая интерпретация этой функциональной взаимосвязи. Природа оказывает влияние на культуру, следовательно, ее можно представить в виде аргумента, имеющего большую область значений, то есть направлений и факторов влияния на человека, общество.
Таким образом, различные значения аргумента - множественные природные факторы
- оказывают влияние на жизнь проживающего в этих условиях народа, влекут формирование первичной культуры в отношениях с природой.
Выработка культуры, уменьшающей степень опасности от негативного воздействия условий окружающей среды, означает адаптацию общества к этим условиям. По мнению В. И. Медведева и А. А. Алдашевой: «При нормальном развитии адаптационного процесса воздействие на человека тех или иных факторов среды становится менее значимым, и фактор исчезает из экологического сознания» [1, с. 200]. Социальная система стабилизируется в занятой нише.
На следующем этапе развития социальной системы фактор природы, если и не исчезает, как фактор культурного развития совсем, то становится не настолько значимым, чтобы оказывать влияние на культурное развитие
общества. Второй этап - это этап качественных изменений внутри общества. Эта стадия характеризуется превращением выработанной первичной этнической культуры в традиции природопользования и жизнедеятельности, которые дополняются, обогащаются новыми знаниями и новыми культурными достижениями и передаются по внутрисоциаль-ным связям посредством семейного воспитания (традиционные знания] и обучения новым способам, приемам, использованию новых инструментов природопользования и т.п. На этом этапе происходит формирование традиционной культуры: проверенных временем традиций и правил природопользования, обычаев и уклада жизни, которые способствовали усилению устойчивости социальной системы, увеличению численности населения. Традиционная культура передается посредством семейного и религиозного воспитания. На ее основе, а также опыте практического взаимодействия с природой происходят отбор новых наиболее эффективных культурных достижений, выработанных старшим поколением, и передача их молодежи посредством образования.
Третий этап характеризует выход общества за границы принятых традиционных отношений с природой. Благодаря накоплению множественных достижений технологической культуры общество расширяет границы своих отношений с природой: завоевывает у природы новые территории, изменяет природные условия, открывает новые ресурсы и усиливает давление на природу. Культурное развитие в области природопользования переходит в новое качество отношений с природой. Этот переход наступает, когда в обществе, в результате повышения уровня образованности растет количество новых практических, технологических и научных открытий, направленных на интенсификацию природопользования, что и приводит к качественным изменениям в отношениях с природой. Как отмечают В. И. Медведев и А. А. Алдашева, удовлетворение растущих потребностей «привело к формированию агрессивно-хищнической формы экологического сознания», которое доминировало вплоть до начала XX в. [1, с. 40].
Таким образом, достижения культуры, направленные на все большее удовлетворение потребностей людей, с одной стороны, способствуют росту экономики, развитию произ-
водств, а с другой - усиливают давление на природу и трансформируют отношения с ней, придавая им агрессивно-наступательный по отношению к природе характер. Исходя из предложенной нами трактовки экологического сознания как «осознанного понимания или неосознанное ощущение своего места в природе и роли в ней» [8, с. 280], полагаем, что такая форма экологического сознания оказывает негативное воздействие на экологическую культуру населения, меняя приоритет ценностей в общественном сознании с экологических на прагматические, продуцируя бескультурное поведение в природе и по отношению к ней.
Экологическую культуру, базирующуюся главным образом на знаниях технологий в области природопользования, позволяющих реализовать агрессивно-хищническое отношение к природе, лишенную осознания ответственности за свои действия и понимания ценности природы, можно назвать технократической экологической культурой. Ее носитель оказывает негативное воздействие на природу, вызывая загрязнение природных сред, замусоривание территорий, уничтожение природных объектов и т.п.
На этой стадии отношений, природа выполняет роль функции, находящейся в обратной зависимости от аргумента - технократической экологической культуры общества, являющейся совокупным продуктом агрессивно-хищнического экологического сознания и экономической формы отношений с природой.
За периодом агрессивного освоения природных ресурсов наступает период ответной реакции природы и формирования нового типа экологического сознания. Это четвертая стадия взаимоотношений с природой, характеризующаяся реакцией измененной природы на социальные системы. Сначала эта реакция проявляется локально, приводя отдельные компоненты социальных систем в неустойчивое состояние, характеризующееся потерей жизнеобеспечивающих качеств окружающей среды, дефицитом ресурсов, необходимых для развития социума, экологическим кризисом. Постепенно за локальными изменениями качества природных сред развиваются глобальные негативные процессы: повышение средней температуры планеты, таяние ледников, рост стихийных природных яв-
лений, приводящих бедствиям и катастрофам в социальных системах.
Эти негативные процессы оказывают влияние на сознание людей. Они начинают по-новому осознавать зависимость человеческой жизни от состояния и качества природы. Ценность природы возрастает и становится доминирующей. Это способствует появлению стремления к научному познанию природы и взаимоотношений с ней, в обществе становится востребованным экологическое образование. Знания, полученные в процессе экологического образования, понимание тенденций изменения природы, сценариев развития социальной системы и их последствий способствуют формированию адекватного экологического сознания. По мнению В. И. Медведева и А. А. Алдашевой, которые предложили этот термин, в основе экологического сознания лежит научный анализ, проводимый с использованием экологических знаний, что «позволяет подавить те элементы эгоистического отношения к природе, которые могут возникнуть в том или ином конкретном случае». Авторы считают, что адекватное экологическое сознание можно рассматривать как научно обоснованное, базирующееся на реальной оценке отношений с природой [1, с. 180].
На этом этапе отношений с природой измененная природа (окружающая среда] и экологическое образование - аргументы, способствующие формированию адекватного экологического сознания. Для его формирования требуется такая модель экологического образования, которая включает не только комплекс экологических знаний, но и обучение методам анализа сложного комплекса отношений общества с природой - экологическому мышлению.
Адекватная экологическая культура представлена сложным комплексом традиций, этических норм, проверенных временем, научных экологических знаний, в том числе в области природопользования, адекватного современному состоянию отношений с природой.
Пятая стадия отношений характеризуется генерацией новых достижений в отношениях с природой и формированием научно обоснованного экологического сознания нового типа, которое многие ученые оценивают как «гуманистическое» (или «ноосферное»]. Гуманистическое экологическое сознание бази-
руется на современном уровне экологических знаний, экологическом мышлении, умении оценивать экологическую ситуацию, прогнозировать ее развитие, выбирать решение исходя из нравственного экологического императива. Так как экологическая культура продуцируется доминирующим типом сознания, то ее уровень повышается до более эффективного, характеризующего гуманистические отношения с природой.
Взаимодействия на этом этапе можно условно выразить в виде матрицы из отдельных функциональных связей между экологическим образованием, качеством окружающей среды, гуманистическим экологическим сознанием и гуманистической экологической культурой и природой.
На этой стадии культурные достижения в области взаимоотношений с природой способствуют переходу социальной системы на более высокий уровень развития, характеризующийся более высокой степенью устойчивости и гармонизации отношений с природой, выражающейся, по словам Н. Ф. Реймер-са, в том, что «управлять люди будут не природой, а прежде всего собой» [3, с. 151]. На этой фазе общество формирует социальную систему, подобную экологической системе.
Социальная система, в которой культурные достижения в области взаимоотношений с природой выполняют функцию саморегуляции и поддерживают состояние устойчивого динамического равновесия внутренних и внешних связей с природой, по своим качествам подобна природной экосистеме, поэтому ее можно назвать экосоциальной системой.
Формирование гуманистического экологического сознания - задача будущего, а адекватного экологического сознания - задача современного экологического образования. Процесс его формирования должен проходить в несколько стадий. На начальной стадии оно проявляется в наличии бытовой экологической культуры, затем - в поведенческой и деятельностной, затем - в наличии и умении актуализировать экологическое мышление, в итоге - в наличии экологического мировоззрения и экологического императива при осуществлении производственной деятельности.
Таким образом, опираясь на гипотезу о том, что в индивидуальном развитии дети повторяют в сокращенной и закономерно измененной форме эволюционный путь разви-
тия отношений общества с природой, в школьном экологическом образовании необходимо поэтапно выстраивать систему отношений ребенка с природой, отталкиваясь от этапов развития культурных взаимодействий с природой, которые прошло общество в эволюционном развитии. Замеры уровня развития экологической культуры школьников можно осуществить после прохождения последнего этапа по совокупному показателю,
включающему научные экологическке знания (когнитивный компонент], знания по обустройству среды вокруг жилища, навыки поведения в окружающей среде, ценностные установки. Когнитивным компонентом экологической культуры школьников должны стать элементы исторической культуры народа, знание местных традиций в отношениях с природой, современные научные эко-культурные достижения.
Литература
1. Медведев В. И., Алдашева А. А. Экологическое сознание: учебное пособие. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
2. Моисеев Н. Н. Мировое сообщество и судьба России. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 269 с.
3. Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы правила, принципы и гипотезы). - М.: Изд-во «Россия Молодая», 1994. - 367 с.
Спенсер Г. Синтетическая философия. - Киев: Ника-центр, 1997. - 512 с.
5. Марфенин Н. Н. Устойчивое развитие человечества: учебник.
- М.: Изд-во МГУ, 2006. - 624 с.
6. Чуйкова Л. Ю. Содержание понятия «экологическая культура в социальной системе» // Эколого-биологические проблемы Волжского региона и Северного Прикаспия. Материалы IV Всероссийской научной конференции, 4-5 октября 2001 г. - Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001. - С. 123-125.
7. Чуйкова Л. Ю. Социологические подходы к формированию экологической культуры школьников // Экологические проблемы природных и урбанизированных территорий: материалы второй научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры экологии и БЖД Астраханского государственного университета. 26-27 мая 2008 г. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2008. - С.161-163.
8. Чуйков Ю. С., Чуйкова Л. Ю. Основы общей экологии: учебное пособие. Издание 3-е. - Астрахань: Изд-во Нижневолжского экоцентра, 2010. - 364 с.