Списо
к лит
1. Клочко В. Е., Галажинский Э. взгляд. Томск : Изд-во Томского унив
2. Коростылева Л. А. Проблема са человеке // Психологические пробл А. А. Крылова. СПб., 1997.
3. Куницына В. Н., Казаринова Н. ние. СПб. : Изд-во СпбГу, 2001. 232 с.
4. Маркова А. К. Психология труда
5. Михайлова Е. С. О структуре ком Психологический анализ учебной де
6. Пиаже Ж. Психология интеллек М. : Международная педагогическая
Самореализация личности: системный ерситета, 2000. 153 с. мореализации личности в системе наук о емы самореализации личности / под ред.
В., Погольша В. М. Межличностное обще-
учителя. М., 1993. 45 с. дмуникативных способностей педагога // ятельности. М., 1991. С. 46-62. га // Избранные психологические труды. академия, 1994. С. 51-236.
ературы
УДК 372(09)
opment in the Amur region during hard for
ББК Ч413
the country 20-30-ss. In the article the dy-
Т. В. Скляр
namics of kindergartens development and
tendencies of this process are revealed.
Тенденции становления
Key words: kindergarten «Ochag», pre-
детских садов Приамурья
school bringing up, model kindergarten
в 20-30 гг. XX века
department of public education, «dwarf-
isn», kindergartens.
В статье проанализированы организа
ционно-педагогические и организаци
В настоящее время педагогические и
онно-административные тенденции ста
организационные проблемы дошколь-
новления в организации детских садов
ного образования нуждаются в осмыс-
Амурской области для детей дошколь
лении. Для успешного их решения не-
ного возраста в трудные для страны 20
обходим глубокий и всесторонний ана-
30-е годы. Представлена динамика их
лиз не только современного опыта, но
развития и определены ее тенденции.
и историко-педагогического наследия
Ключевые слова: детский сад, очаг, до-
прошлого. Критический анализ исто-
школьное воспитание, образцово-показа
рического опыта способствует лучшему
тельный детский сад, отдел народного об-
пониманию и решению современных
разования, «карликовые» детские сады.
педагогических проблем в системе до-
школьного образования. Проведенный
T. V. Sklyar
анализ нормативно-правовой базы и ар-
хивных документов, характеризующих
Tendencies of kindergartens
организацию детских садов Приаму-
derelopment in the Amur region
рья в 20-30 гг. XX в., позволил выявить
in 20-30-ss of the 20-th centuru
тенденции становления и развития до-
школьного образования в Амурской об-
The article touches upon organizational
ласти в период с 1917 по 1940 гг., связан-
pedagogical and organizational adminis
ные с политическими, экономическими
trative tendencies of kindergartens devel
и культурными событиями региона.
Период гражданской войны и япон- суждением и внедрением лучших идей
ской интервенции (1918-1922 гг.) в ре- в работу других детских садов. Газета
гионе характеризуется годами оккупа- «Амурская правда» за 6 февраля 1926 г.
Г Г У ^ У ционного режима. Промышленность и по этому поводу писала, что составлен-
сельское хозяйство находились в полной ная программа «совершенно совпадала
разрухе. Гражданская война и интервен- с той, которую прислали позже из цент-
ция привели к разорению того немно- 7 г J г ра» [13, с. 83].
гого, что было до революции. В начале В архивах Амурской области сохра-
20-х годов область переживала большие нились немногочисленные документы
изменения в утверждении политичес- о содержании работы дошкольных уч-
кой власти и в восстановлении промыш- г 1 ' г реждений, но тем не менее удалось со-
ленности. Активное восстановление на- X ' . ставить определенное представление о
родного хозяйства в области началось с том, что лежало в основе работы детских
1924 г. Все эти события оказали влияние садов Приамурья в 20-е годы.
на образовательную политику в области Более 60% всех учебных заведений
Г J и дошкольного воспитания. области находились в наемных поме-
Точное время открытия детских са- щениях. Помещения, в которых разме-
дов в Приамурье и их количество труд- щались детские сады, зачастую были
но установить, так как только с 1923 г. приспособленными, плохо оборудован-
начало свою деятельность статистичес- ными, вместо стульчиков стояли длин-
кое бюро Дальнего Востока. Однако ные крестьянские скамейки и высокие
отдельные архивные документы дают столы. Дети пользовались деревянными
возможность утверждать, что в 1921 г. чашками, ложками, глиняными стака-
в области действовал один детский сад нами. Иногда из-за нехватки столов и
под руководством Першиной [9, с. 91, а посуды детей кормили в две смены. Не-
в 1924 г. - три [10, с. 25-26]. Все они на- смотря на бытовые трудности, питом-
ходились в Благовещенске: один - при цам прививали трудовые навыки, при-
доме пролеткульта, один - при школе учали их после игры убирать на место
1 Л 7 ^ I и один - при доме лишения свободы. 3 г } г игрушки, накрывать на стол и убирать
Один детский сад располагался по ули- посуду после еды.
це Ремесленной, д. 44 (ныне Пушкина) Вплоть до конца 20-х годов в работе
на 68 человек и заведовал им Ефимов. дошкольных учреждений Приамурья
Первые воспитатели Бобенко, Бурако- ^ J г г ^ J г не было определенной системы воспи-
ва, Вебер, Безрукова работали в очень тания. Воспитатели попросту наблю-
трудных условиях: неприспособленное дали за детьми. Лишь в образцово-по-
здание, нехватка оборудования, игру- казательном детском саду проводили
шек, отсутствие программы, четких ука- занятия и игры. На содержание работы
заний о содержании и объеме работы с накладывали отпечаток идеологические
детьми и др. [11, с. 320]. противоречия старого и нового, связан-
В 1926/27 учебном году открыли дет- ные с изменением целей обучения и вос-
ский сад в Зейском округе, в г. Рухлово питания детей. Не имея достаточного
[12, с. 24]. Для повышения уровня учеб- опыта, практические работники не сов-
но-воспитательной работы детских уч- сем ясно и порой по-разному понимали
реждений в 1928 г. в Благовещенске, формы и содержание работы с детьми.
по улице Зейской, д. 44 организовали В условиях сложного социально-эко-
опытно-показательный детский сад. В номического развития детские сады
детском саду проводили открытые по- испытывали недостаток квалифициро-
казательные занятия с последующим об- ванных воспитателей, инструкторов.
Отсутствие технического персонала не ющихся в г. Благовещенске, подобные
позволяло широко развиваться сфере учреждения появились в Куйбышеве,
дошкольного образования в регионе. Свободном и в Зейской области.
Специальной подготовки дошкольных Стационарными дошкольными уч-
работников в области не проводилось. реждениями страны в то время являлись
Работники в сферу дошкольного воспи- детский сад и детский сад «очаг». Такое
тания набирались из случайных людей, деление на детский сад и детский сад
не знающих специфики развития детей «очаг» существовало до 1936 г. В Амур-
дошкольного возраста. У ^ ] г ской области в 30-е годы четкого разгра-
Следует отметить, что сеть детских ничения в стационарных дошкольных
садов Амурской области в 20-е годы раз- учреждениях не было и по всем доку-
вивалась очень медленно и преимущест- У Г ^ ] ментам они проходили как детский сад.
венно в городской местности. Причины Анализ архивных документов пока-
виделись в следующем: неравномерная зывает, что 80% детских садов прина-
плотность населения, острая нехватка длежали различным ведомствам и лишь
денежных средств, помещений, квали- небольшая часть отделам народного об-
фицированных кадров, методического разования. Такое положение имело на
обеспечения. тот момент определенные особенности,
В начале 30-х годов в стране наблю- а именно отсутствие единого контроля
дается массовое привлечение женщин в над деятельностью дошкольных учреж-
промышленное производство и сельское дений области. Как свидетельствуют
хозяйство. Это послужило увеличению документы, «органы Народного обра-
потребности населения в дошкольных зования практически не проводят пе-
учреждениях [14, с. 321]. дагогическую работу среди родителей
На местном уровне вопросы дошколь- по дошкольному воспитанию [17, с. 20].
ного воспитания постоянно обсужда- Из-за слабого финансирования многие
лись на различных краевых, областных, дошкольные учреждения сворачивали
районных и городских совещаниях. Так, ^ ^ Г г свою деятельность. План открытия де-
после очередного совещания отдел на- тских садов постоянно срывался и вы-
родного образования провел с 1 августа полнялся в среднем примерно на 60%.
по 15 сентября 1931 г. смотр дошколь- Таким образом, быстрый рост детских
ного воспитания с целью проверки его садов в первой половине 30-х годов, осо-
качества. бенно в период «дошкольного похода»,
В 1933 г. в области было решено про- привел к появлению множества учреж-
вести кампанию, обеспечивающую со- дений, недостаточно обеспеченных в
здание дошкольных учреждений с мак- материальном, кадровом и методичес-
симальным привлечением обществен- ком отношениях. Когда очередная кам-
ности и минимальными затратами из пания по организации дошкольных уч-
госбюджета. Эта кампания получила реждений заканчивалась, начиналась
название «дошкольный поход». В Амур- их частичная ликвидация.
ской области данная акция прошла Серьезные изменения в системе до-
с 15 августа по 15 сентября 1933 г. школьного воспитания Амурской об-
В продолжение агитационной работы ласти произошли после постановления
по дошкольному воспитанию в 1934 г. СНК СССР «О мероприятиях по упо-
в области был организован конкурс на I I J рядочению работы детских садов» от
«Лучшее воспитание ребенка». В сере- 6 июля 1935 г. Было предусмотрено все
дине 30-х годов в области созданы пока- дошкольные учреждения, находящие-
зательные детские сады. Кроме уже име- ся при предприятиях и учреждениях в
городах и совхозах, передать в ведение Например, в 1937 г. в г. Благовещенске
отделов народного образования с обес- вновь открыли четыре детских сада, в
печением единого руководства. Мазановском леспромхозе появился пер-
Данная акция получила широкий вый детский сад на 40 мест. Уже к янва-
размах только в областном центре (Бла- рю 1939 г. в области функционировало
говещенске), где было передано отделу 63 детских сада. Характерной особен-
народного образования семь ведомс- ностью второй половины 30-х годов яв-
твенных детских садов: № 3 бисквитной ляется расширение сети дошкольных
фабрики, № 4 благовещенского вокзала, учреждений. Так, например, за два года
№ 7 спичечной фабрики, № 13 завода (1933-1935 гг.) их количество увеличилось
«Металлист», №14 завода «Судоверфь», на 27, а в 1935 г. их насчитывалось уже
№ 15 «Лензатон», № 27 транспортного 68 детских садов. После постановления
хозяйства. Другие ведомственные де- 1935 г. количество детских садов сократи-
тские сады города принадлежали воен- лось, хотя потребность населения в них
ному ведомству и управлению НКВД, ко- постоянно росла, и уже в 1939 г. в области
торые не попадали под постановление. функционировало 63 детских сада.
В других районах Амурской области Анализ архивных документов пока-
акция передачи дошкольных учрежде- зал, что в конце 30-х гг. 35% всех детских
ний не имела положительного отклика; садов области находились в областном
а уже открывшиеся многие детские сады центре. Из всех детских садов области
были ликвидированы [19, с. 1-3]. 25% принадлежало отделу народного
Следующий шаг по стабилизации образования, а 75% - различным ведомс-
функционирующих дошкольных уч- твам. Более половины ведомственных
ТУ ^ I У 1 ' 1 У реждений как в стране, так и в регионе, детских садов принадлежали военному
связан с Постановлением СНК СССР от ведомству и управлению НКВД. Боль-
27 июля 1936 г. «О запрете абортов, уве- < ' у У 1 1 1 шое количество военных частей и от-
личении материальной помощи роже- рядов НКВД можно объяснить тем, что
ницам, установлении государственной область была расположена на границе с
7 . ' у г помощи многодетным, расширении Китаем, а также на ее территории раз-
сети родильных домов, детских яслей и мещались лагеря для заключенных.
детских садов, усилении уголовного на- Таким образом, можно сказать, что
казания за неплатеж алиментов и о не- на протяжении 2-3-го десятилетия ХХ в.
которых изменениях в законодательстве в Амурской области активно открыва-
о разводах» [20, с. 67], в соответствии с У I 1 лись детские сады различных ведомств
которым все дошкольные учреждения, и народного отдела образования. В силу
Г ^ У Г ' 1 ' в которых воспитывались дети работни- Г ' ' ' Г У ряда причин часть учреждений быстро
ков хозяйственных наркоматов, вновь закрывалась, иногда в течение одного
передавались в ведение этих наркома- года. Причинами нестабильности сети
тов. Непосредственное руководство де- детских садов являлись: неравномерная
г г у тскими садами передавалось предпри- плотность населения, слабая организа-
ятиям, а за наркомпросами оставалось ция и руководство их деятельностью,
«общее педагогическое руководство и недостаточное финансирование, нехват-
контроль над правильным построени- ка специалистов, отсутствие учебно-ме-
ем сети детских садов и подготовка пе- тодического материала, принятие Пос-
дагогических кадров» [21, с. 154-156]. В тановления СНК СССР в 1935 и 1936 гг.
результате этого в области стали откры- Несмотря на трудности в работе детских
ваться закрытые прежде и новые детские садов, в рассматриваемый период все же
сады с единым 9-часовым рабочим днем. наблюдается тенденция их роста.
Списо
к литературы
коль] ошко. дош й об равле щенс муре 2х деп евос
та 2-му
1. От дошкольного отдела Государе Сборник декретов и постановлений по народному образованию. М., 1919
2. О дошкольном воспитании. 1917г. / документов. 1917-1973 гг. М., 1974.
3. Из резолюций первого Всероссийско нию // Всероссийский съезд по дош
4. Альмединген Н. А. Что такое д нию Сов. Педагогического института
5. Государственный архив Амурско
6. Центральное статистическое уп ского статистического бюро. Благове
7. Два года Советской власти в А бернского исполнительного комите чих, крестьянских и красноармейски
8. Народное просвещение в Дальн Благовещенск,1929.
9. Ветчинкина, Р.Р. Дошкольное об говещенск, 2001.
10. Еженедельник Наркомпроса РСФС
11. Педагогическая энциклопедия. Т. 2
12. Народное образование в СССР. Сб.
13. Отчет о состоянии народного обра 1935 уч.г. Благовещенск, 1936.
14. Государственный архив Амурс
15. Литвин Л.Н. Общественное до Мурманск : Изд-во МГПИ. 1992. С. 15
16. Государственный архив Амурс
17. Государственный архив Амурс
18. Государственный архив Амурс
19. Государственный архив Амурс
20. Государственный архив Амурс
твенной комиссии по просвещению. 1917 / / рабочего и крестьянского правительства
Народное образование в СССР : сб.
го съезда по дошкольному воспита-ному воспитанию. М., 1921. льное воспитание / сост. по поруче-кольного образования. М., 1923. отасти. Фонд 69, опись 3, дело 5. ние. Материалы Амурского губерн-к, 1924.
кой губернии. Отчет Амурского гу-губернскому съезду советов рабо-утатов. Благовещенск, 1925. точном крае (1927-28 гг.) Хабаровск-
шк
кой оль 4-155 кой кой кой кой кой
разование : история и современность. Бла-
Р. М., 1929. № 28.
. М., 1928.
документов, 1917-1973 гг. М., 1974. зования в Амурской области в 1934-
области. Ф. 69. Оп. 1. Д. 17-а.
ное воспитание в РСФСР. 1917-1940 гг.
области. Ф. 69. Оп. 1. Д. 4-а. области. Ф. 69. Оп. 3. Д. 11. области. Ф. 69. Оп. 3. Д. 34. области. Ф. 69. Оп. 6. Д. 2. области. Ф. 69. Оп. 1. Д. 17-г.