УДК 75.9654 ББК 96.55
Шапоренкова Галина Алексеевна
кандидат культурологии г. Салехард Shaporenkova Galina Alexeevna Candidate of Culturology Salekhard
Тенденции совершенствования региональной системы управления качеством образования
Tendencies of Mastering Education Quality Management Regional System
В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с совершенствованием региональной системы управления качеством образования с опорой на процессный подход. Изложены принципы построения и применения современных систем менеджмента качества в образовании. Представлен состав и логика разработки подпроцессов управления качеством образования с учетом согласования ключевых мероприятий применительно к региональному, муниципальному уровням и уровню образовательного учреждения. Приводится классификация субъектов управления качеством и оценочных показателей.
A number of questions connected with mastering regional system of quality management in education based on the process approach are viewed in the article. Principles of composing and using modern systems of quality management in education are presented. Structure and logic of designing quality management subruns in education when taking into account key measures concerning regional, municipal levels and the level of educational establishment are suggested in the article. Classification of quality management subjects and evaluation indices are given.
Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, региональная образовательная система, подпроцессы управления качеством.
Key words: quality of education, education quality management, regional educational systems, quality management subruns.
В функционировании и развитии современных образовательных систем все большее значение приобретают квалитативные тенденции. И это вполне закономерно, поскольку качество образования становится одной из важнейших ценностей, слагаемых качества жизни. Требования к качеству образования обусловливают и детерминируют стратегии развития региональных образовательных систем, сложившихся в России, и, несмотря на их различия, обеспечивают создание единого национального образовательного пространства. Это означает смещение акцентов в региональной образовательной политике на максимальный учет требований, запросов, ожиданий общества и государства; потребителей и работодателей; партнеров и заказчиков; ориентирует ее на эффективное использование всех видов ресурсов; активизирует создание позитивной мотивации на внедрение механизмов непрерывного улучшения качества образования [2; 7; 9]. Для этого требуются системные изменения в содержании и организации образовательной деятельности, в управлении образовательным процессом, в создании особой инновационной среды, в поиске новых форм сотрудничества образования с институтами гражданского общества.
Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее образованности (обучение) и социализованности (воспитание); увеличению количества и качества (степени выраженности) социальных, психических и физических компетенций.
Качество образования - интегральное понятие, в состав которого входят следующие составляющие:
а) качество процессов (видов деятельности) - качество результатов - качество управления;
б) качество потенциальное - качество реальное;
в) качество проектное - качество производственное;
г) качество рыночное - качество нормативное;
д) качество на различных уровнях управления (на уровне субъектов образовательного процесса, класса, школы, на муниципальном, региональном уровнях);
ж) качество его носителей;
з) качество в сопоставлении с вложенными ресурсами;
и) качество его динамики;
к) качество текущего функционирования и перспективы развития образовательной системы [5; 10].
Управление качеством образования - системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предполагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям [6; 8; 10].
Данные ключевые понятия базируются на основополагающих принципах квалитологии как триединой науки (теория качества, теория оценки качества, теория управления качеством), согласуются с нормативными положениями международных стандартов качества ШО серии 9000:2000, учитывают специфику сферы образования, сочетающей в себе признаки и особенности сферы производства (производство и воспроизводство интеллектуальных ресурсов) и сферы услуг (предоставление разноплановых социально-культурных услуг, направленных на культурное, духовное, физическое, интеллектуальное развитие личности) [10].
Основополагающим принципом построения и применения современных систем менеджмента качества, зафиксированным в новом поколении стандартов ШО, является принцип процессного подхода. Иными словами, системы менеджмента качества выстраиваются в виде процессно-ориентированных систем управления [6].
В рамках управления качеством интегрируется целый ряд видов деятельности внутри процессов, направленных на достижение определенного уровня качества образовательной деятельности и ее результатов. В силу этого, целесообразно выделить и понятие «подпроцессы управления качеством».
Подпроцессы управления качеством следует понимать как такие
операционально-функциональные составляющие управленческого процесса, посредством которых решается комплекс задач по корригированию параметров образовательного процесса, диагностике, контролю и оценке его результатов, определению условий и траекторий его развития.
Данный подход к их определению основывается на:
• учете цикла управления качеством, начиная от изучения (выявления) потребностей и запросов и заканчивая оценкой и анализом степени их удовлетворения;
• опоре на ключевые процедуры по управлению качеством, реализуемые субъектами управления различного уровня;
• выделении ключевых направлений управленческой деятельности, ориентированных на отдельные важнейшие составляющие региональной образовательной системы;
• признание важности дуального управления качеством, то есть выделения контура управления качеством текущего функционирования образовательной системы и контура управления качеством ее развития;
• ставке на процессный подход в трактовке международных стандартов КО серии 9000:2000 и признании ключевой роли принципа отражения в современной теории качества;
• структурировании процессов по их важности в структуре управления, понимании необходимости выстраивания единой сети взаимосвязанных процессов как особой системы [1].
В обобщенном виде подпроцессы управления качеством образования реализуют функции выработки стратегии управления качеством, функции реализации стратегии управления качеством, функции анализа и оценки ситуации управления, объекта управления, степени достижения поставленных целей. Данные подпроцессы - это подпроцессы-процедуры, подпроцессы-аналоги укрупненных функций управления качеством; подпроцессы-направления управленческой деятельности.
Одновременно данные подпроцессы ориентированы на основные подси-
стемы региональной образовательной системы, являющиеся объектами управления качеством: целевую, ценностно-мотивационную, нормативную, критериальную, организационную, информационную.
Состав и сущность подпроцессов в рамках региональной системы управления качеством образования можно представить в виде следующего их перечня:
1. Маркетинг и стратегическое планирование.
2. Проектирование образовательного процесса.
3. Управление ресурсами.
4. Мониторинг качества образования.
5. Повышение профессиональной компетентности управленческо-педагогического персонала и формирование мотивации к улучшению качества.
6. Аттестация, контроль и экспертиза качества.
7. Нормативно-документационное обеспечение образовательной деятельности.
8. Управление изменениями.
9. Управление социальной ответственностью.
10. Измерение удовлетворенности.
11. Измерение параметров региональной системы управления качеством образования [1; 3; 4].
Для четкого и однозначного определения места и роли каждого из названных подпроцессов в управлении качеством их целесообразно представлять в схеме: основное назначение и планируемый результат управленческой деятельности - основные механизмы реализации (управленческие действия, организационные мероприятия, процедуры) - участники процесса (субъекты управленческой деятельности и клиенты).
При осуществлении управления качеством в регионе за основу могут быть приняты следующие базовые принципы:
1. Принцип внешне-внутреннего системно-социального качества образования. Он закрепляет особое место и роль сферы образования в системе взаимосвязанных отраслей народнохозяйственного комплекса. Качество образования
определяет качество человеческих ресурсов, а от него, в свою очередь, зависит качество производства товаров и услуг и, наконец, последнее связано с качеством жизни человека. Внутреннее системно-социальное качество образования важно с точки зрения обеспечения надлежащего его уровня с учетом потенциала и интересов самой образовательной системы. Внешнее системно-социальное качество образования предполагает учет требований социума, общества, экономики; в нем сфокусированы их особые требования и ожидания [10].
В первом случае важнейшими, ключевыми факторами в управлении качеством являются внутрисистемные (интеросистемные) факторы (в основном непедагогические), во втором случае - экстеросистемные факторы (в основном социальные и экономические). К интеросистемным факторам мы относим такие, как: фактор профессиональной компетентности работников; фактор соответствия образовательных программ современным требованиям; фактор инновационной восприимчивости образовательной системы; фактор сбалансированности прав, полномочий, ответственности субъектов образовательной деятельности и т. п.
К экстеросистемным факторам могут быть отнесены такие, как: фактор уровня жизни педагогов; фактор социального статуса педагогов; фактор финансирования образовательной деятельности; фактор правового статуса образовательных учреждений; фактор востребованности интеллекта в обществе, в управлении, экономике и т. п.
2. Принцип общественно-государственного характера управления качеством образования обусловливается такими обстоятельствами и тенденциями, как: внедрение демократических начал в различных областях общественной жизни, повышение открытости образовательных систем, усложнение механизма формирования и согласования социального заказа школы с учетом современных тенденций в обществе, экономике [2].
Мы убеждены, что по мере совершенствования управления качеством в том или ином регионе можно прогнозировать появление ряда новых структур оценки и аудита качества (в том числе формируемых по инициативе педагогиче-
ской, научно-педагогической общественности). Возникли условия для создания механизма независимой профессиональной оценки качества образования, для внедрения партисипативных начал в принятии управленческих решений, для принятия целой серии нормативов и стандартов формирования общественных, негосударственных структур (ассоциаций, союзов, фондов) как базы для осуществления оценки качества образования.
3. Принцип повышения роли и ответственности образовательного учреждения в управлении качеством является прямым следствием закрепления в Законе Российской Федерации «Об образовании» ответственности образовательного учреждения за качество. Размытость ответственности образовательного учреждения за качество в настоящее время является сдерживающим фактором к повсеместному внедрению системных методов управления качеством на уровне образовательных учреждений. Мы рассматриваем это как следствие консерватизма директорского корпуса и педагогов, сопротивление осуществляемым на региональном и федеральном уровнях инновационным преобразованиям.
Повышение ответственности образовательных учреждений может быть обеспечено за счет следующих мер:
- введение реального механизма ответственности образовательных учреждений за качество образования в условиях нормативного финансирования;
- совершенствование нормативной базы образовательной деятельности, в том числе за счет принятия ряда региональных законов;
- оптимизация управления образованием, делегирование полномочий с регионального и муниципального уровней на уровень образовательных учреждений, устранения функционализма, опеки в управлении;
- обеспечение реальной финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений;
- внедрение эффективных механизмов общественного контроля качества функционирования и развития образовательных учреждений;
- изменение порядка и состава показателей, используемых в ходе лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
4. Принцип изменчивости баланса в ориентации на процесс и на результат в управлении качеством на различных уровнях управления и на различных ступенях зрелости региональной системы управления качеством образования. Общим правилом и нормой, закрепленными в российском образовательном законодательстве является невмешательство органов управления образованием в процесс образовательной деятельности. Реальное же применение данной нормы свидетельствует о неготовности образовательных учреждений качественно организовать образовательный процесс и гарантировать качественные результаты и, одновременно, о неготовности муниципальных и региональных органов управления отказаться от вмешательства в оперативную деятельность школ. По мере совершенствования региональных систем управления качеством образования должен быть определен и нормативно закреплен приемлемый баланс между ориентацией на процесс и результат применительно к различным уровням управления (уровень образовательного учреждения - муниципальный - региональный уровни), к различным субъектам и процедурам управления качеством. Можно прогнозировать изменение форм ведомственной статистики, порядка аккредитации образовательных учреждений. Очевидна необходимость коррекции целевых установок и статуса процедур мониторинга качества образования, Единого государственного экзамена, ряда новых процедур с очерченным правовым статусом (в том числе самообследование образовательных учреждений по качеству образования, сертификация системы менеджмента качества образовательного учреждения, ежегодный контроль выполнения аккредитационных показателей, проведение конкурсов в области качества для образовательных учреждений с применением критериев и показателей, предлагаемых бизнес-стуктурами, общественными организациями).
Достижению оптимального баланса в ориентации на процесс и результат способствует и применение современных информационных и телекоммуникационных технологий в управлении образовательными системами.
5. Ценностный принцип мотивирующей роли контроля в обеспечении качества образования.
Реализация данного принципа предполагает следование следующим правилам:
- строгая регламентация и нормативное закрепление процедур контроля на всех уровнях;
- цикличность, повторяемость, согласованность и преемственность процедур контроля качества образования на всех уровнях управления и ступенях непрерывного образования;
- четкость и однозначность в определении целевых установок контроля, в том числе связанных с оказанием помощи, консалтинговых услуг;
- нахождение оптимального баланса прав, ответственности и полномочий по осуществлению процедур контроля и последующей реализации его результатов;
- создание среды доверия к результатам и процедурам контроля среди участников образовательного процесса.
Основными методами, формами и процедурами контроля качества образования могут быть следующие:
- статистическое наблюдение за образовательной деятельностью;
- контроль выполнения лицензионных и аккредитационных показателей образовательными учреждениями;
- статистические методы контроля качества образования;
- проведение внешнего аудита качества образования по заявкам образовательных учреждений специализированными аудиторскими организациями;
- процедура проверки достоверности сведений, содержащихся в отчетах и заявках образовательных учреждений в ситуациях участия их в конкурсах по качеству;
- контроль выполнения образовательными учреждениями законодательства в области образования;
- мониторинг выполнения региональных (муниципальных) стандартов качества образования.
Формами помощи образовательным учреждениям по результатам контроля могут являться:
- предоставление информации;
- подготовка экспертных заключений и разработка рекомендаций по улучшению качества;
- обучение персонала, реализация программ внутри институционального повышения квалификации;
- инициация отдельных нововведений, инновационных проектов;
- проведение семинаров, конференций;
- организация работы временных творческих коллективов, фокус-групп;
- проведение повторного, более углубленного обследования;
- принятие дополнительных (коррекция ранее принятых) решений, разработка нормативных актов.
6. Принцип ситуативности в установлении баланса между внешней оценкой и самооценкой. Ситуативность означает вариативность и постоянный пересмотр соотношения объема и интенсивности внешней оценки и самооценки по мере развития и совершенствования системы управления качеством образования.
Критериями наилучшего их соотношения в каждый конкретный момент могут быть такие, как:
- максимальная реализация инициативы и творческого потенциала участников образовательного процесса;
- достаточность информации, не избыточность и отсутствие дублирования информации в контуре принятия решений по улучшению качества на всех уровнях;
- эффективность процедур внешней оценки и самооценки, максимальная реализация их мотивационно-диагностического потенциала.
Общее правило в установлении баланса между внешней оценкой и самооценкой применительно к проблематике модернизации управления качеством образования на региональном уровне состоит в следующем:
а) «весовой вклад» самооценки, рефлексивных начал в управлении качеством возрастает на этапах зрелости системы управления качеством;
б) самооценка преобладает на исходных, более низких уровнях управления;
в) самооценка является ключевой в процедурах, связанных с мониторингом качества образования, выбором приоритетов и линий развития, участием в конкурсах, независимой оценкой качества и т. п.; аспект внешней оценки преобладает в процедурах аккредитации образовательных учреждений; экспертизы проектов и программ, предназначенных для последующего внедрения и реализации; установления выполнения официальных и документально установленных стандартов, требований и норм.
В управлении качеством образования в регионе принимают участие различные органы, подразделения, должностные единицы, которые могут быть классифицированы по целому ряду оснований.
По временному признаку и признаку новизны они могут быть представлены в виде группы уже существующих органов, подразделений и должностных единиц или в виде группы субъектов управления качеством, появление которых в организационной структуре управления ожидается, предполагается, прогнозируется. Первую группу можно назвать традиционной, вторую - инновационной.
Органы, подразделения, должностные единицы, участвующие в управлении качеством образования в регионе могут быть классифицированы и по признаку их специализации в исполнении общих функций управления (линейно-функциональные звенья организационной структуры управления) и специализированных функций управления качеством (программно-целевые звенья организационной структуры управления).
Многообразие органов, подразделений и должностных единиц, ответственных за управление качеством в регионе может быть представлено и классифицировано и по признаку их принадлежности к системе государственного и муниципального управления.
Ряд из них непосредственно представляют органы государственного и му-
ниципального управления. Ряд органов, подразделений и должностных единиц носят общественный характер и созданы либо в рамках региональной образовательной системы, либо их создание инициировано коммерческими или некоммерческими организациями, государственными органами, не входящими в состав региональной образовательной системы, не подведомственными региональному органу управления образованием.
Можно ожидать появления в ближайшие годы разнообразных общественных, негосударственных, коммерческих и некоммерческих структур, организаций, в уставной деятельности которых будут провозглашены цели и задачи независимого контроля, общественно-научно-педагогической экспертизы, аудита качества образования, предоставления консалтинговых услуг в сфере проектирования и внедрения систем менеджмента качества в образовательных учреждениях.
Одним из оснований для классификации органов, подразделений и должностных единиц, ответственных за управление качеством образования является признак временной продолжительности их функционирования. По данному признаку они могут быть постоянными и временными. Постоянные создаются (учреждаются) на основе государственной регистрации в органах юстиции, постановлений (решений) органов законодательной и исполнительной власти, руководствуются либо Уставом, либо Положением, и продолжительность их деятельности не ограничена временными рамками. Временные органы, подразделения, должностные единицы изначально создаются на определенный срок с целью реализации конкретных задач, проектов. Полномочия субъектов управления качеством в рамках отдельных подпроцессов управления применительно к тому или иному уровню могут быть представлены в виде следующей матрицы: состав подпроцессов управления; действия и управленческие решения по управлению качеством, осуществляемые на региональном, муниципальном уровнях, на уровне образовательного учреждения.
Предлагаемая модель управления качеством образования в регионе предполагает использование соответствующей системы оценки качества образова-
ния. Данная система формируется с учетом изоморфизма (подобия) Общероссийской Системе Оценки Качества Образования (ОСОКО); преемственности оценочных процедур и показателей по уровням управления; необходимости дополнения официальной, обязательной оценки еще и оценкой общественно-научно-педагогической, независимой, профессиональной. Система предполагает необходимость решения вопроса выбора оптимального баланса внешней и внутренней оценки, а также интенсивности оценочной деятельности и широты охвата оценочными процедурами и показателями различных аспектов образования, включая качество социальных и педагогических результатов образовательного процесса.
Система показателей, используемых на региональном, муниципальном и институциональном уровнях может быть представлена в виде следующей их группировки (7):
Процессуальные показатели - отражают свойства основных процессов в образовательной системе (образовательный процесс, воспитательная, методическая работа, психолого-валеологическое сопровождение образовательного процесса), научно-методическое обеспечение образовательной деятельности и т. п.
Результирующие показатели - отражают свойства педагогических и социальных результатов образовательного процесса (обученность, воспитанность обучающихся и выпускников; вклад системы образования в социальноэкономическое и социально-культурное развитие территории и региона; удовлетворение потребностей, выполнение социального заказа).
Системно-управленческие показатели - отражают свойства основных структур образовательной системы, ее разнообразных внутренних и внешних связей; свойства управления образовательной деятельностью и сетью образовательных учреждений, основных управленческих функций.
Средово-инструментальные показатели - отражают свойства внутренней и внешней среды, образовательной системы, свойства основных инструментов образовательной деятельности в виде образовательных и учебных программ, технологий и форм обучения, учебно-методических комплексов и т. п.
Субстрактные показатели - отражают свойства носителей качества -участников образовательного процесса (учителя, учащиеся, родители), свойства их отношений, взаимодействий в рамках образовательной деятельности, включая партнерство и поддерживающие образование структуры и т. п.
Показатели развития - отражают свойства программ, планов, процессов, связанных с инновационной деятельностью в образовательной системе, свойства управления инновационными процессами.
Ресурсные показатели - отражают полноту и достаточность обеспечения образовательной деятельности материально-финансовыми ресурсами и эффективность их использования.
Региональная система оценки качества образования в обобщенном виде может быть представлена следующей схемой: цель оценки - субъекты оценки -объекты оценки - форма, вид оценки - оценочные показатели - оценочные процедуры - использование результатов оценочной деятельности.
Изложенные в данной статье концептуальные положения и общее видение региональной системы управления качеством образования, безусловно, не претендуют на бесспорность и конечность. Практика инновационного развития наиболее полно ответит на вопрос об их истинности и приемлемости. Вместе с тем, полагаем, что результаты теоретического обобщения итогов и достижений в данной области, представленные в статье, могут определять перспективы дальнейших работ по проблематике управления и оценки качества образования не только на региональном, но и на муниципальном уровне, равно как и на уровне институциональном, т. е. образовательного учреждения.
Библиографический список
1. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 90012001 «Системы менеджмента качества. Требования». - М. : Издательство стандартов, 2001. - 20 с.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005 г. № 1340-р.
3. Кулемин, Н. А. Квалиметрический мониторинг управления качеством образования : концепция, технология, модель : монография. - М.-Ижевск : Алфавит, 2000. - 187 с.
4. Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании. - СПб. : Образование-Культура, 1998. - 344 с.
5. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / Под науч. ред. Н. А. Селезневой и А. И. Субетто. Труды Исследовательского центра. — М., 1995. — 199 с.
6. Панасюк, В. П. Школа и качество: выбор будущего. - СПб. : КАРО. 2003. - 384 с.
7. Панасюк, В. П., Шапоренкова, Г. А., Головичер, Г. В. Региональная система оценки качества образования : опыт проектирования и применения (учебно-методическое пособие). - СПб.-М. : Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, ЯНОИПКРО, 2007. - 182 с.
8. Панасюк, В. П. Управление и оценка качества школьного образования : концептуальные подходы, идеи, опыт и проблемы (статьи). - СПб.-М. : Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.
- 100 с.
9. Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования (Сборник). - М., 2007.
10. Субетто, А. И. Квалитология образования. - СПб.-М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 220 с.
Bibliography
1. State Standard of Russian Federation GOST R ISO 9001-2001 «Systems of Quality Management. Demands». - M. : Publishing House of Standards, 2001.
- 20 p.
2. Concept of Federal Program of Educational Development in 2006-2010. Ratified by Russian Federation Government Direction of 03.09.2005. № 1340 - r.
3. Kulemin, N. A. Qualimetrical Monitoring of Quality Management in Education : concept, technology, model: manual. - M. - Izhevsk : Alphabet, 2000.
- 187 p.
4. Majorov, A. N. Monitoring in Education. - StPb. : Education - Culture, 1998. - 344 p.
5. New Quality of Higher Education in Modern Russia. Concept and Program Approach / edited by N. A. Selezneova and A. I. Subetto. Works of Research Centre. - M., 1995. - 199 p.
6. Panasyuk, V. P. School and Quality : Choice of the Future. - StPb. : KARO, 2003. - 384 p.
7. Panasyuk, V. P., Shaporenkova, G. A., Golovicher, G. V. Regional System of Quality Evaluation in Education : Experience of Design and Usage (Guidance Manual). - M. : Research Centre of the Quality Problems of Specialists Training, 2007. - 182 p.
8. Panasyuk, V. P. Management and Evaluation of the Quality of School Education : Conceptual Approaches, Ideas, Experience and Problems (articles).
- StPb. - M. : Research Centre of the Quality Problems of Specialists Training, 2007. - 100 p.
9. Composing All-Russia System of Quality Evaluation in Education and Regional Systems of Quality Evaluation in Education (Collection of Works). -M., 2007.
10. Subetto, A. I. Qualitology of Education. - StPb. - M. : Research Centre of Quality Problems in Specialist Training, 2000. - 220 p.