ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
27
Никитина Т.В., Микаилов П.В., Репета-Турсунова А.В.
ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ В ЕВРОПЕ
Аннотация. Статья посвящена исследованию основных тенденций в сфере регулирования финансово-кредитных институтов в Европе. Авторы анализируют последствия долгового кризиса европейских стран, выявляют наличие зависимости между банками и суверенным долгом государств, исследуют причины и идею создания Европейского банковского союза. Детально рассмотрен механизм функционирования Европейского банковского союза. Отдельное внимание уделено сценариям работы с проблемными банками.
Ключевые слова. Регулирование, финансово-кредитные институты, финансовый рынок, долговой кризис европейских стран, Европейский банковский союз.
Nikitina T.V., Mikailov P.V., Repeta-Tursunova A.V.
TRENDS IN THE REGULATION OF FINANCIAL AND CREDIT INSTITUTIONS IN EUROPE
Annotation. This article is devoted to the study of major trends in the regulation of financial and credit institutions in Europe. The authors analyze the debt crisis in European countries, reveals links between banks and sovereign debt. The authors research reasons and the idea of establishing a European banking union, consider the functioning mechanism of the European banking union. Special attention is given to scenarios for dealing with problem banks.
Keywords. Regulation, financial and credit institutions, financial markets, debt crisis of European countries, the European Banking Union.
В последние 10 лет в риторике многих экономистов европейских стран все чаще слышны призывы к усилению регулированию и контроля за деятельностью финансово-кредитных институтов. Это касается не только национальных, но и международных финансовых рынков. Долговой кризис европейских стран, разгоревшийся следом за мировым экономическим кризисом 2008 года, стал отправной точкой создания европейского банковского союза. Кроме того, многие эксперты и политики призывают банкиров вспомнить о морали, ответственности перед клиентами-потребителями финансовых услуг в порыве быстрой возможности наживы с помощью спекуляции и надувания мыльных пузырей (до сих пор в активах многих банков скрываются так называемые «токсичные бумаги») [1, c. 26].
Начало европейского долгового кризиса, который позднее перерос в полномасштабный экономический кризис, традиционно датируется весной 2010 года, когда возникли проблемы с обслуживанием
ГРНТИ 06.73.65
© Никитина Т.В., Микаилов П.В., Репета-Турсунова А.В., 2016
Татьяна Викторовна Никитина - доктор экономических наук, профессор кафедры банков и финансовых рынков, директор Международного центра научных исследований актуальных проблем финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Пехман Великрам оглы Микаилов - аспирант кафедры банков и финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Анна Владимировна Репета-Турсунова - аспирант кафедры банков и финансовых рынков, научный сотрудник Международного центра научных исследований актуальных проблем финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Репета-Турсунова А.В.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 570-29-42. E-mail: [email protected].
28
Никитина Т.В., Микаилов П.В., Репета-Турсунова А.В.
государственного долга Греции и стало очевидным, что подобные проблемы в ближайшее время должны были испытать еще несколько стран ЕС. Катализатором европейского кризиса послужил предшествовавший ему мировой финансовый и экономический кризис 2007-2009 гг. За 2008-2009 гг. реальный ВВП стран ЕС сократился на 3,7%, тогда как реальный ВВП развитых стран за тот же период упал на 3,4%. Классическим объяснением европейского кризиса, во многом лежащим на поверхности, является возникновение проблем в государственных финансах (рост бюджетного дефицита и накопление государственного долга) стран, которые стали источником кризиса [2]. Именно долговой кризис европейских стран обозначил потенциальный «порочный круг» между банками и суверенным долгом государств (рис. 1).
\ J
Рис. 1. Связь между банками и суверенным долгом государства [3, с. 3]
Как следует из рис. 1, в случае усиления долгового кризиса естественным образом существенно страдает банковская система страны, и банки в этом случае нуждаются в финансовой поддержке государства. В случае, если правительство оказывает банкам финансовую помощь, его фискальная позиция ослабляется и, соответственно, стоимость рефинансирования возрастает. Так как происходит рост стоимости рефинансирования, банки терпят издержки и, как следствие, их баланс ослабевает, что приводит в конечном итоге к новому витку усиления кризиса. Именно для того, чтобы разорвать связь между банками и государством в рамках сложившегося «порочного круга», а также для усиления и без того достаточно крепких банковских связей между станами, Еврокомиссия в мае 2012 года объявила о начале создания Европейского банковского союза.
Кроме того, создание подобного союза, ставшего дополнением к уже существующим экономическому и валютному союзам, было необходимо для восстановления доверия к финансовой системе европейских стран, существенно снизившегося в результате продолжающегося кризиса. В настоящее время Еврокомиссией уже разработаны 28 правил, которые банки должны соблюдать, оперируя на едином рынке. Вместе они составляют единый свод правил (rulebook), направленный на улучшение контроля и управления финансового сектора. Большинство из этих правил уже вступили в силу или находятся на финальной стадии внедрения.
Изначально членами банковского союза станут 18 стран, на территории которых используется евро, однако в дальнейшем к союзу смогут присоединиться и другие страны Европейского союза с собственной валютой. Согласно законопроекту 468/2014 Европейского центрального банка, Банковский союз европейских стран будет состоять из трех ключевых элементов [4]. Во-первых, будет создана единая система банковского надзора (Single Supervisory Mechanism), подконтрольная Европейскому центральному банку. Уже с ноября 2014 года ЕЦБ стал надзорным органом более чем над 6 тысячами банков в еврозоне в рамках единого наблюдательного механизма. В настоящее время его специалистами проводится комплексная оценка финансового состояния банков и их стресс-тестирование.
Что касается новых требований к банкам, то единый надзорный орган в своей деятельности будет руководствоваться документом Базельского комитета по банковскому надзору - Базель III. На начальном этапе европейский надзорный орган будет заниматься прямым надзором лишь над 130 крупнейшими банками Европы, однако в дальнейшем возможно распространение прямого надзора на дру-
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
29
гие - более мелкие - банки. Стоит заметить, что на первоначальном ограничении сферы прямого надзора единого банковского надзорного органа настаивала Германия, что обусловлено спецификой ее национальной банковской системы. На данный момент в Германии функционирует более 2 тысяч банков, множество из которых являются общественно-правовыми и действуют в рамках отдельных регионов Германии, и при этом практически не связаны с международным банковским бизнесом в связи с чем возникает вопрос о целесообразности их перехода под контроль наднационального органа банковского регулирования. С контролем этих банков гораздо лучше справятся национальные надзорные органы, знакомые со спецификой их работы.
Таким образом, для упрощения работы ЕЦБ, все европейские банки будут разделены по степени их значимости на: значимые и менее значимые. К системно значимым банкам относятся банки, отвечающие хотя бы одному из следующих критериев: активы банка составляют свыше 30 млрд евро; активы банка составляют более 20% от ВВП той страны, где он располагается; банк получил кредит от Европейского фонда финансовой стабильности (фонд, созданный странами, входящими в зону евро, для оказания антикризисной финансовой помощи ее участникам) или Европейского стабилизационного механизма; банк является одним из трех наиболее значимых для государства-члена банковского союза.
Следует отметить, что даже те банки, чьи головные офисы находятся за пределами еврозоны, но осуществляют значительное количество операций в одной из стран-членов банковского союза, такие как Barclays, HSBC и Bank of America, станут объектами прямого банковского надзора со стороны ЕЦБ [5, c. 3]. Что касается тех банков, которые не входят в разряд значимых, то прямой надзор за ними будут осуществлять национальные надзорные органы, для которых ЕЦБ будет издавать нормативные акты, директивы и общие инструкции.
Кроме всего прочего, так как в рамках банковского союза все банки еврозоны станут объектами одного и того же надзора, доверие ко всем банкам со стороны клиентов должно возрасти. В новых условиях уровень доверия к банку будет зависеть в большей степени от рискового профиля банка, и в меньшей степени от финансовой мощи страны члена Евросоюза, где этот банк располагается. Это должно обеспечить более легкий доступ банков всех членов Евросоюза к фондированию на одинаковых условиях, что в конечном итоге облегчит им возможность выдачи кредитов физическим и юридическим лицам на территории всего Европейского союза.
Во-вторых, с целью работы с банками, находящимися на грани банкротства и защиты их вкладчиков будет создан единый механизм урегулирования банкротств банков (Single resolution mechanism), финансирование которого будет осуществляться через специально созданный для этого фонд. Кром того, будет создан Единый механизм работы с проблемными банками (МРПБ), который позволит максимально оперативно принимать решения о регулировании банкротств банков.
На рис. 2 представлены два сценария принятия решений по проблемным банкам, предусмотренные законопроектом о банковском союзе европейских стран. В первом случае Европейская комиссия в течение 12 часов может вынести план помощи кредитной организации на рассмотрение Совета Европы, которому дается еще 12 часов на его оценку. Затем, если у Совета Европы возникли замечания, единый механизм по работе с проблемными банками производит соответствующие корректировки. Во втором случае Еврокомиссия в течение 24 часов может опротестовать план помощи кредитной организации, если он не соответствует общественным интересам европейского общества. В случае если Еврокомиссия выразила свое несогласие, Единый механизм по работе с проблемными банками корректирует свое решение в течение 8 часов. Система работы единого механизма будет налажена таким образом, что любое решение можно будет принять в рамках 32 часов.
Ключевым нововведением станет переход от системы Bail-out к системе Bail-in. Как известно, многие европейские банки в преддверие финансового кризиса 2008 года осуществляли рискованные операции, имели недостаточную капитализацию и приобретали правительственные долги. Когда вследствие такого подхода разгорелся банковский кризис, для финансирования проблемных банков использовались средства налогоплательщиков, а не владельцев банков. Такую систему называют bailout или другими словами выход из экономических трудностей за чужой счет [6]. Характерной чертой нового подхода, который был применен во время банковского кризиса на Кипре, является причисление к расходам по управляемому банкротству средств акционеров, кредиторов первой очереди и обладателей незастрахованных вкладов или - другими словами - использование при реструктуризации
30
Никитина Т.В., Микаилов П.В., Репета-Турсунова А.В.
долгов кредитно-финансового института средств его владельцев, кредиторов и клиентов. Таким образом, по долгам банков будут платить акционеры и кредиторы, а не налогоплательщики европейских стран. Кроме того, реструктуризация долга в данном случае подразумевает вхождение кредиторов в состав акционеров, то есть получение акций должника. Это позволит банкам даже в сложной финансовой ситуации продолжать свою деятельность, что поможет избежать нарушений в финансовой системе и даст время надзорным органам для реорганизации банка.
Что касается единого фонда европейских банков, то согласно законопроекту, он будет создан в 2016 и будет расти за счет средств европейских банков до 2024 года. Для того, чтобы понять, насколько важно создание подобного фонда для европейских стран, следует отметить, что лишь за период 2008-2010 гг. объем государственной помощи банкам составил 1,6 трлн евро или 13% от ВВП всего Европейского союза. Все эти вливания были обеспечены за счет средств налогоплательщиков [7].
В-третьих, страны зоны евро создадут единую систему страхования частных банковских вкладов, которая будет функционировать согласно Директиве по системе страхования вкладов (Directive of deposit guarantee scheme). В рамках этой системы, вклады до 100 тыс. евро во всех странах-членах банковского союза будут полностью застрахованы от любых рисков. Эти гарантии дадут вкладчикам чувство финансовой стабильности, что предотвратит экстренное изъятие ими средств в случае ухудшения финансовой ситуации в стране. К нововведениям новой системы также следует отнести срок выплат компенсаций, который сократится до 7 дней. Кроме того, согласно директиве о реструктуризации и реорганизации банков (BRRD) [8], вклады частных лиц и малых предприятий свыше 100 тыс. евро в случае банкротства банка будут выплачиваться в первую очередь. Таким образом, данная группа вкладчиков будут иметь приоритет перед другими незастрахованным кредиторами.
Еще одной причиной создания банковского союза стала серьезная фрагментация рынка кредитования и финансирования. Некоординированные ответные действия стран-членов еврозоны на банкротства системообразующих банков, иногда сопровождаемые ограничением государственного финансирования в рамках национальных границ совместно с высокой взаимозависимостью банков с государством, где они базируются, привело к серьезной фрагментации рынка. Так, согласно последним данным, около 80% немецких средних и малых предприятий, подавших заявку на кредит, за последние годы получили положительный ответ, в то время как в южных странах еврозоны данный показатель падает до 40%, а в таких проблемных странах, как Греция, до 25% [9].
Возвращаясь к ключевой проблеме, которую европейские страны пытаются решить путем создания банковского союза - наличие зависимости между банками и суверенным долгом государств, отметим, что создание банковского союза сможет решить ее по ряду причин. Во-первых, благодаря его созданию банки будут сильнее и станут менее чувствительны к финансовым кризисам и потрясениям. Общеевропейский банковский надзор обеспечит эффективное соблюдение более строгих пруденци-
Сценарий JVsl:
Сценарий №2:
Рис. 2. Сценарии принятия решений по проблемным банкам
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
31
альных требований к банкам и будет повсеместно контролировать уровень достаточности резервов и ликвидности банков. Как результат, европейские банки станут более устойчивыми и будут способны адекватно управлять рисками, связанными с их деятельностью.
Во-вторых, случаи банкротства банков будут регулироваться без участия денег налогоплательщиков. Тем самым будут ограничены негативные последствия для фискальной позиции правительства, так как финансирование проблемных банков будет проводиться за счет средств банковских акционеров и кредиторов, а также за счет фонда, организованного европейским банковским сообществом. В-третьих, так как банки теперь будут под надзором единого европейского надзорного органа - ЕЦБ, а не национального, то все вопросы, связанные с финансовыми проблемами банков, будут решаться на наднациональном уровне, что поможет избежать несогласованности действий правительств разных стран.
Подводя итоги, следует отметить, что создание подобного союза должно положить конец вливанию денег налогоплательщиков в банковскую систему и поможет обеспечить финансовую стабильность. А это, в свою очередь, приведет к созданию условий для финансирования реального сектора экономики со стороны финансового сектора, стимулированию восстановления экономики и созданию новых рабочих мест [10].
ЛИТЕРАТУРА
1. Dreiyer M. Die Regulierung der Finanzmarkte - fur mehr Kontrolle und Moral // Kreditwesen. 2014. № 7.
2. Никитина Т.В., Репета-Турсунова А.В. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты. СПб.: СПбГЭУ, 2014.
3. Banking union: restoring financial stability in the Eurozone, European Commission. MEMO 14/294. 15 April 2014.
4. Regulation (EU) № 468/2014 of the European Central Bank of 16 April 2014 establishing the framework
for cooperation within the Single Supervisory Mechanism between the European Central Bank and national competent authorities and with national designated authorities (SSM Framework Regulation) (ECB/2014/17). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:
OJ.L_.2014.141.01.0001.01 .ENG (дата обращения 25.11.2015 г.).
5. The Single Supervisory Mechanism (SSM) Stronger together? Deloitte, 2013.
6. Стрежнева М. Контуры банковского союза в ЕС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecpol.ru/ macroeconomics/2012-04-05-13-38-52/709-kontury-bankovskogo-soyuza-v-es.html (дата обращения 25.11.2015 г.).
7. Никитина Т.В. Международная гармонизация финансового надзора с институциональной точки зрения // Материалы научно-практической конференции «Маркетинг и эффективность банковского бизнеса». СПб.: СПбГЭУ, 2013.
8. Directive 2014/59/EU of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 establishing a framework for the recovery and resolution of credit institutions and investment firms and amending Council Directive 82/891/EEC, and Directives 2001/24/EC, 2002/47/EC, 2004/25/EC, 2005/56/EC, 2007/36/EC, 2011/35/EU, 2012/30/EU and 2013/36/EU, and Regulations (EU) № 1093/2010 and (EU) № 648/2012, of the European Parliament and of the Council. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=celex:32014L0059 (дата обращения 25.11.2015 г.).
9. Никитина Т.В. Тенденции развития европейских финансовых институтов // Материалы научно-практической конференции «Маркетинг и эффективность банковского бизнеса». СПб.: СПбГЭУ, 2014.
10. Gabor Steingart, Bert Rurup Agenda 2020. Was jetzt zu tun ist! Handelsblatt Research Institute, 2013.