Научная статья на тему 'Тенденции развития законодательства по противодействию и борьбе с коррупцией в современной России'

Тенденции развития законодательства по противодействию и борьбе с коррупцией в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5256
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ВЗЯТКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / CORRUPTION / ANTICORRUPTION LEGISLATION / NATIONAL PLAN OF COUNTERACTION AGAINST CORRUPTION / NATIONAL STRATEGY OF COUNTERACTION AGAINST CORRUPTION / BRIBE / MACHINERY OF STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Худяков С. С.

Коррупция сегодня является одной из проблем, которые относятся к глобальным. Она дестабилизирует развитие государства и всех ее институтов. Это явление характерно и для современной России. Одним из путей преодоления коррупции является создание сбалансированной правовой базы. Сегодня в России принят и начал действовать комплекс нормативных документов в данной области, являющийся следствием долгой и кропотливой работы по формированию антикоррупционного законодательства. Представленная статья дает анализ поэтапного развития законодательства в сфере противодействия и борьбы с коррупцией, которая была начата в начале 90-х гг. прошлого века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN COUNTERACTION AND STRUGGLE AGAINST CORRUPTION IN MODERN RUSSIA

Corruption is one of the problems today concerned to the global. It destabilizes the development of state and all its institutes. This phenomenon is characteristically for modern Russia too. One of ways of overcoming of corruption is creation the balanced legal base. Today in Russia the complex of standard documents in this field are accepted and started. They are consequence of long and laborious work in forming of the anticorruption legislation. This article gives the analysis of stage-by-stage development of the legislation in sphere of counteraction and struggle against corruption which has been begun in the early 90-s of the last century

Текст научной работы на тему «Тенденции развития законодательства по противодействию и борьбе с коррупцией в современной России»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ И БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

С. С. ХУДЯКОВ

Коррупция сегодня является одной из проблем, которые относятся к глобальным. Она дестабилизирует развитие государства и всех ее институтов. Это явление характерно и для современной России. Одним из путей преодоления коррупции является создание сбалансированной правовой базы. Сегодня в России принят и начал действовать комплекс нормативных документов в данной области, являющийся следствием долгой и кропотливой работы по формированию антикоррупционного законодательства. Представленная статья дает анализ поэтапного развития законодательства в сфере противодействия и борьбы с коррупцией, которая была начата в начале 90-х гг. прошлого века.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, национальный план противодействия коррупции, национальная стратегия противодействия коррупции, взятка, государственный аппарат.

В числе глобальных проблем современности коррупция составляет одну из насущнейших проблем, порождающая серьезные угрозы для безопасности и стабильности общества. Каждое государство в той или иной степени ощущает на себе негативное влияние коррупции. Такая ситуация подрывает демократические институты и ценности, нарушает этические, моральные и правовые нормы, наносит ущерб правопорядку и устойчивому развитию народов и наций. Сегодня коррупция уже не представляет собой локальную проблему. Она превратилась в транснациональное явление, оказывающее существенное отрицательное влияние на общество и экономику всех стран мира. Искоренение и профилактика коррупции является обязанностью каждого современного демократического правового государства и национального гражданского общества.

Термин «коррупция» произошел от сочетания латинских слов «сопш» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «гитреге» -ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин -«соггитреге», который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

До недавнего времени слово «коррупция» совсем не употребляли, его не было во многих словарях и энциклопедиях советского периода, а в

тех, где оно есть, коррупция определяется, как нечто иностранное - «в буржуазных странах: подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». В стране существовала идеология, что коррупция «характерна для буржуазного государства и общества (подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, дача взяток и т. д.)». Однако к глубочайшему сожалению это было не так.

Проблема коррупции для современной России является одной из наиболее острых и значимых. Так, по данным организации Transparency International, в списке стран мира, составленном по принципу «самые коррумпированные - в конце», Россия в 2003 г. заняла 88-е место из 133, в 2005 г. - 126-е место из 159, в 2008 г. заняла 147 позицию из 180 исследовавшихся стран, в 2009 г. - 146 место из того же количества стран, что и в предыдущем году, в 2010 г. 154 место из 178 стран [27].

В Национальной стратегии противодействия коррупции говорится, что в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Изучая современную законодательную базу по противодействию коррупции, на наш взгляд, немаловажным является изучение вопроса развития современного российского законодательства в данном вопросе. Ныне действующие нормы яв-

ляются следствием множества проб и ошибок, которые имели место, начиная с начала 90-х гг. XX в.

Фактически с самого начала существования суверенной России власть обнаружила стремление положить предел произволу чиновников и иных должностных лиц, оформляя это стремление соответствующими нормативно-правовыми актами. Естественно, из всего массива антикоррупционной официальной документации особое внимание общественности привлекают своего рода программные источники, определяющие основные направления борьбы с коррупцией. Таковых источников крайне мало (что вполне естественно), а доведенных до своего логического завершения -введения в действие - и вовсе один. Это Указ Президента Б. Ельцина от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы» [4]. Этот указ до принятия «Закона о государственной службе в РФ» и до принятия других нормативных актов, призванных регулировать борьбу с коррупцией, несмотря на свой малый объем по сути дела, заложил основы представлений об антикоррупционной политике на начальном этапе развития суверенной, демократически ориентированной России. Эта система представлений базировалась в основном на стремлении верховной власти (фактическом или декларативном) утвердить в политической практике страны принцип несовместимости должностей.

В этом же году 8 октября Б. Ельцин подписал указ «О мерах по защите граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью» [11] создана межведомственная комиссия Совета безопасности России по борьбе с преступностью и коррупцией. Ее возглавил вице-президент А.Руцкой.

Согласно Указу Президента от 28.04.1993 г. № 570 «Об организационных мерах по усилению борьбы с преступностью в связи с растущими ее масштабами, расширением коррупции, представляющими серьезную угрозу интересам государства» [22], общее руководство деятельностью межведомственной комиссии Совета безопасности по борьбе с преступностью и коррупцией осуществляет лично президент.

Указом Президента 21.06.1993 г. №935 «О дополнительных мерах по обеспечению эффективной работы Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией» [10] создано управление обеспечения деятельности межведомственной комиссии Совета безопасности России по борьбе с преступностью и коррупцией (численностью 35 человек).

31 марта 1993 г. было принято Постановление Верховного Совета РФ № 4718-1 в котором предлагался первый проект закона Российской Федерации «О борьбе с коррупцией» [7]. Однако первый проект федерального закона «О борьбе с коррупцией» был отклонен президентом Б. Ельциным после известных октябрьских событий и роспуска Верховного Совета.

Тем не менее, создание специализированного законодательства в этой области приобретало все большую актуальность. Попытки законодательного регулирования борьбы с коррупцией связаны с деятельностью Государственной Думы.

22.11.1995 г. нижней палатой были приняты закон «О борьбе с коррупцией» и закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в связи с принятием федерального закона «О борьбе с коррупцией»». 09.12.1995 г. эти же антикоррупционные законы были одобрены Советом Федерации. Однако 22.12.1995 г. последовало их отклонение Президентом РФ.

Вместе с тем новый проект федерального закона не заставил себя долго ждать и был внесен в Государственную Думу РФ депутатами нижней палаты В. И. Илюхиным и В. Д. Рожковым 15.02.1996 г. [5]. Данный законопроект обсуждался в Государственной Думе более полутора лет и был принят в окончательной редакции 14.11.1997 г. и одобрен Советом Федерации 03.12.1997 г.

Между тем, несмотря на выявленную динамику в процессе антикоррупционной борьбы, также как и в предыдущем случае, закон «О борьбе с коррупцией» в силу так и не вступил в результате его отклонения Президентом РФ на основании части 3 статьи 107 Конституции РФ.

Очередной проект федерального закона «О борьбе с коррупцией» был внесен теперь Президентом Российской Федерации в 1998 г. (проект ФЗ «О борьбе с коррупцией» № 98037599-2).

Рассмотрев данный проект федерального закона, Комитет Государственной Думы по безопасности решил рекомендовать Государственной Думе отклонить проект федерального закона «О борьбе с коррупцией», что Государственная Дума 9 сентября 1998 г. (постановление № 2934-11 ГД) и сделала. Одновременно (постановлением № 2935-11 ГД от 09.09.98) Государственная Дума в связи с отклонением Президентом Российской Федерации (письмо от 19.12.97 г. № Пр-2145) Федерального закона «О борьбе с коррупцией», принятого Государственной Думой 14.11.97 г. и одобренного Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 03.12.97 г., постанови-

ла согласиться с предложением Комитета Государственной Думы по безопасности о создании комиссии в связи с отклонением Президентом РФ Федерального закона «О борьбе с коррупцией».

Для участия в работе комиссии, помимо депутатов, были приглашены представители Президента Российской Федерации и Совета Федерации. Комиссии поручалось подготовить проект федерального закона «О борьбе с коррупцией» на рассмотрение Государственной Думы к 1 ноября

1998 г.

Итогом работы комиссии Государственной Думы стало постановление от 19.11.99 г. № 4558-11 ГД «О Федеральном законе «О борьбе с коррупцией». Этим постановлением «в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона «О борьбе с коррупцией» и с учетом предложения комиссии, созданной в связи с этим отклонением» Государственная Дума сняла Федеральный закон «О борьбе с коррупцией» с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой.

Новый вариант проекта Федерального закона «О борьбе с коррупцией» № 99097368-2 от 9 апреля 2001 г. [6] был отклонен нижней палатой 13 июля 2001 г. без попыток его совершенствования с учетом замечаний, высказанных в заключение правового управления аппарата Государственной думы № 2.2-15/5547 и в официальном отзыве Правительства РФ № 5710п-П4.

20 ноября 2001 г. появился проект федерального закона №148067-3, который имел несколько другое название - «О противодействии коррупции» [19]. Он был внесен в парламент 5 ноября 2001 г. Данный законопроект был принят Госдумой в первом чтении 20 ноября 2002 г. В данном варианте предпринята попытка конкретизации самого понятия коррупции через введение в оборот таких категорий, как «пассивный и активный подкуп», «коррупционный акт», «коррупционное поведение», «коррупционное правонарушение» (статья 1). Все эти понятия, в той или иной степени заслуживающее критики в отдельности, объединяются, тем не менее, вокруг одной новой (хотя, на первый взгляд, и не очень существенной) позиции. Коррупция по совокупности определений рассматривается не просто как извлечение выгоды должностными лицами из своего служебного положения, но как специфический тип социально-политических отношений внутри государственного аппарата, а так же в области его взаимодействия с обществом. Однако, введение в оборот семи понятий, непосредственно имеющих отношение к коррупции, скорее, способно запутать как самих должностных лиц, так и общество

в целом, превращая проблему в витиеватую игру слов, а то и вовсе в казуистику.

Комитету Государственной Думы по безопасности было поручено доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении. Для подачи поправок был установлен месячный срок, но в дальнейшем оставшийся без движения.

В целях оказания содействия Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий Указом Президента РФ от 24.11.2003 г. № 1384 был образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией [21]. За период своей деятельности Совет при Президенте по борьбе с коррупцией не принес положительных результатов.

Некоторое изменение ситуации в области противодействия коррупции было связано с подписанием Россией международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту от 14 декабря 2005 г. о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции принятой 31.10.2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 г. Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» был подписан президентом В. В. Путиным 8 марта 2006 г. Данные документы, бесспорно, являются базовыми международными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность по противодействию коррупции. Ратификация указанных Конвенций предопределила деятельность государства по имплементации их положений в национальное законодательство.

19 мая 2008 г. Президент Российской Федерации издает Указ № 815 «О мерах по противодействию коррупции» [12]. Согласно данному указу в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, вновь образовывался Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, председателем которого является Президент Российской Федерации.

31.07.2008 г. Президент РФ утвердил Национальный план противодействия коррупции [3], который определил стратегические направления деятельности органов государственной власти в данной сфере. Одним из ключевых моментов явились меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, в том числе по приведению антикоррупционного законодательства

Российской Федерации в соответствие с требованиями международного права.

Также следует отметить, что в 2008 г. состоялся визит в Российскую Федерацию экспертов Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), по итогам которого был подготовлен оценочный доклад по Российской Федерации, содержащий в том числе рекомендации по совершенствованию антикоррупционного законодательства.

В целях реализации Национального плана и рекомендаций ГРЕКО в декабре 2008 г. принят пакет федеральных законов, положения которых направлены на обеспечение противодействия коррупции в Российской Федерации (Федеральный конституционный закон от 25.12.2008 г. № 5 ФКЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации [14]»; Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [20]; Федеральный закон от

25.12.2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января

1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» [8]; Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» [9]).

Немаловажным законодательным массивом по противодействию коррупции являются также указы Президента РФ, изданные в целях реализации принятых 25.12.2008 г. федеральных законов, направленных на борьбу с коррупцией. К их числу относят:

- Указ Президента РФ от 18.05.2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [24].

- Указ Президента РФ от 18.05.2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федера-

ции, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [15].

- Указ Президента РФ от 18.05.2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [16].

- Указ Президента РФ от 18.05.2009 г. № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования» [25].

- Указ Президента РФ от 18.05.2009 г. № 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [17].

21.09.2009 г. Президентом РФ подписан Указ № 1065, в котором утверждалось положение регламентирующее вопросы проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению [18].

Важным этапом в развитии законодательства по борьбе с коррупцией в России является принятие ряда документов, которые направлены на профилактику коррупции. Значительным шагом по профилактике коррупции стало издание постановлений Правительства РФ от 05.03.2009 г. № 195 и 196, утвердивших Правила и Методику проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции [23; 26].

Следующим важным этапом в формировании правовой базы противодействия коррупции является подписание Президентом России 14 апреля 2010 г. указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» [3].

Указом глава государства утвердил национальную стратегию противодействия коррупции и изложил в новой редакции национальный план противодействия коррупции, утвержденный президентом РФ 31 июля 2008 г. №Пр-1568 [2].

Руководителю администрации президента РФ, председателю президиума совета при президенте РФ по противодействию коррупции поручено представлять один раз в год президенту РФ доклад о ходе выполнения национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 гг. и предложения по совершенствованию деятельности, направленной на противодействие коррупции.

Руководителям федеральных органов исполнительной власти и других государственных органов предписано:

- принимать действенные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе;

- руководствуясь национальной стратегией противодействия коррупции и национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 гг., внести до 1 июня 2010 г. в планы соответствующих федеральных органов исполнительной власти и других государственных органов по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов;

- организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами;

- обеспечивать своевременную корректировку планов в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период;

- оказывать содействие средствам массовой информации в широком освещении мер по противодействию коррупции, принимаемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами;

- обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принять меры по повышению результативности и эффективности работы с обращениями;

- обеспечить усиление антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки федеральных государственных служащих.

Президент РФ рекомендует Счетной палате РФ при представлении палатам Федерального Собрания информации о результатах проводимых контрольных мероприятий отражать вопросы, касающиеся предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Глава государства предложил Общественной палате РФ, Торгово-промышленной палате РФ,

общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», политическим партиям, саморегулируемым организациям, общественным организациям, объединяющим промышленников и предпринимателей, другим общественным объединениям проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568, наряду с конкретными антикоррупционными мероприятиями содержал ряд мер общего стратегического характера. Анализ работы государственных и общественных институтов по выполнению данного Национального плана противодействия коррупции показал необходимость наличия двух самостоятельных документов: Национальной стратегии противодействия коррупции, определяющей основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации, и обновляемого каждые два года; Национального плана противодействия коррупции, являющегося инструментом претворения в жизнь Национальной стратегии противодействия коррупции.

В связи с этим Указом Президента Российской Федерации утверждается Национальная стратегия противодействия коррупции и излагается Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568, в новой редакции.

Национальная стратегия противодействия коррупции является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Одной из важнейших задач при реализации государственной антикоррупционной политики является задача по коренному перелому общественного сознания, формированию в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции. Решение этой задачи обеспечивается, прежде всего, путем планомерного повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государст-

венных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах и в саморегулируемых организациях.

При разработке Национальной стратегии противодействия коррупции были учтены положения Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568.

В свою очередь, Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 гг., будучи инструментом претворения в жизнь Национальной стратегии противодействия коррупции, закрепляет систематизированный перечень мероприятий антикоррупционного характера, определяет их исполнителей, формы, средства и сроки их реализации, параметры ожидаемых результатов.

Указом Президента Российской Федерации определяется, что положения Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на соответствующий период должны реализовываться федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами, в частности при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, решении кадровых вопросов, а также в ходе реализации права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Настоящий этап реализации государственной антикоррупционной политики должен быть направлен, прежде всего, на организацию исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции» и других нормативных правовых актов Российской Федерации.

В связи с этим в Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 гг. включен ряд организационных мер, направленных:

- на развитие нормативно-правовой базы федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

- на организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

- на совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов и на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности указанных комиссий;

- на проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;

- на обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Таким образом, Национальная стратегия противодействия коррупции, Национальный план противодействия коррупции на соответствующий период, планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований образуют динамичную, постоянно обновляемую в соответствии с требованиями времени и с учетом федеративного устройства Российской Федерации систему мер по противодействию коррупции.

Одним из последних и важных мероприятий по борьбе с коррупцией было внесение 16 февраля 2011 г. Президентом РФ Дмитрием Медведевым в Госдуму проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Уголовный кодекс РФ дополняется положением, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более пятисот миллионов рублей.

Кратные взяткам штрафы предполагается ввести для четырех статьей Уголовного кодекса. По статье 204 УК РФ (Коммерческий подкуп) они будут достигать 50-кратного размера для дающего и 70-кратного для получающего взятку. По статье 290 УК РФ, которая касается подкупа чиновников, сумма штрафа для коррупционеров может достигать 80-кратного размера без тюремного заключения и 50-кратного в том случае, если штраф совмещен с тюремным сроком.

Дающий взятку представителю госорганов (статья 291 УК РФ) может лишиться суммы, в 60 раз превышающей предложенную чиновнику сумму.

В стократном размере будут штрафовать за взятки в особо крупном размере, однако штраф не должен превышать 300 млн руб.

Помимо ужесточения наказания в администрации президента также предложили ввести в законодательство несколько новых понятий. Так, в УК предлагается ввести ответственность за посредничество при даче взятки и меру наказания за это преступление в виде штрафа, превышающего сумму взятки в 90 раз. В случае сотрудничества со следствием посредники могут быть освобождены от ответственности.

Также предлагалось ввести новые определения коррупционеров: должностное лицо иностранного государства и функционер международной организации. Российские органы в случае принятия нового законопроекта получат право расследовать коррупционные преступления, совершенные российскими гражданами и предприятиями за рубежом.

Кроме того, Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнялся новой главой о правовой помощи по делам об административных правонарушениях при необходимости производства на территории иностранного государства соответствующих процессуальных действий, прежде всего в отношении юридических лиц, от имени которых или в интересах которых передавались взятки.

Литература

1. Национальная стратегия противодействия коррупции (утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 16. Ст. 1875. С. 4146-4151.

2. Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568) (в редакции Указа Президента РФ от 13 апреля 2010 г. №460) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 16. ст. 1875. С. 4151-4158.

3. Национальный план противодействия коррупции. Утв. Президентом РФ Д. Медведевым 31 июля 2008 г. ПР-1568. URL: http://www.rg.ru

4. О борьбе с коррупцией в системе государственной службы: Указ Президента Рос. Федерации от 4 апреля 1992 г. № 361. URL: http://www.proknadzor.ru

5. О борьбе с коррупцией: проект федер. закона от 15.02.1996 г. URL: http://www.i-stroy.ru

6. О борьбе с коррупцией: проект федер. закона от 20.10.1999 г. №99097368-2. URL: http://www.i-stroy.ru

7. О борьбе с коррупцией: федер. закон. Принят Государственной думой РФ 22 ноября 1995 г. URL: http://www.proknadzor.ru

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции организации объединенных наций

против коррупции: федер. закон от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции». 25 декабря 2008 г. №280-ФЗ. Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 г.. Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52. Ст. 6235. С. 15877-15890.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О противодействии коррупции»: федер. закон 25 декабря 2008 г. №274-ФЗ.// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52. Ст. 6229. С. 15840-15874

10. О дополнительных мерах по обеспечению эффективной работы Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией: указ Президента РФ от 21.06.1993 г. №935. URL: http://www.systema.ru

11. О мерах по защите прав граждан, охране пра-

вопорядка и усилению борьбы с преступностью: указ Президента Российской Федерации № 1189 от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.10.1992 г. М., 237 с.

12. О мерах по противодействию коррупции: указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 21. ст. 2429. С. 6828-6831.

13. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы: указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 16. Ст. 1875. С. 4146-4158.

14. О правительстве Российской Федерации: фе-дер. закон О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона // Собрание законодательства РФ. 2008. №52, ст.6206. С. 15747.

15. О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента РФ от 18.05.2009 № 558 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 21. Ст. 2543. С. 6833-6874.

16. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 21. Ст. 2544. С. 6874-6896.

17. О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента РФ

от 18.05.2009 № 560 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 21. Ст. 2545. С. 6897.

18. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению: Указ Президента РФ от 21.09.2009 г. № 1065 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 39. Ст. 4588. С. 11211-11220.

19. О противодействии коррупции: проект федер. закона № 148067-3. URL: http://www.i-stroy.ru

20. О противодействии коррупции: федер. закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52. Ст. 6228. С. 15832-15840.

21. О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией: Указ Президента РФ от 24 ноября 2003 г. № 1384. URL: http://www.zaki.ru

22. Об организационных мерах по усилению борьбы с преступностью в связи с растущими ее масштабами, расширением коррупции, представляющими серьезную угрозу интересам государства: Указ Президента от 28.04.1993 г. № 570. URL: http://www. systema.ru

23. Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции: Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 196 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. №10, ст.1241. С. 2957-2960.

24. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: Указ Президента РФ от

18.05.2009 № 557 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 21. Ст. 2542. С. 6826-6833.

25. Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имуще-

ственного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования: Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 561 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 21. Ст. 2546. С. 6898-6900.

26. Об утверждении правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции: Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 195 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 10. Ст. 1240. С. 2954-2957.

27. Россия в 2010 г. по уровню распространения коррупции оказалась на 154-м месте в мире // Рос. газ. 26.10.2010. URL: http://www.rg.ru

* * *

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN COUNTERACTION AND STRUGGLE AGAINST CORRUPTION IN MODERN RUSSIA

S. S. Khudyakov

Corruption is one of the problems today concerned to the global. It destabilizes the development of state and all its institutes. This phenomenon is characteristically for modern Russia too. One of ways of overcoming of corruption is creation the balanced legal base. Today in Russia the complex of standard documents in this field are accepted and started. They are consequence of long and laborious work in forming of the anticorruption legislation. This article gives the analysis of stage-by-stage development of the legislation in sphere of counteraction and struggle against corruption which has been begun in the early 90-s of the last century.

Key words: corruption, anticorruption legislation, national plan of counteraction against corruption, national strategy of counteraction against corruption, bribe, machinery of state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.